Ноты - александр варламов - романсы и песни.

Александр Егорович Варламов / Alexander Varlamov
Избранные романсы

Александр Егорович Варламов (15 (27) ноября 1801 года, Москва — 15 (27) октября 1848 года, Санкт-Петербург) — русский композитор. Происходил из «волошских», то есть молдавских дворян.

Александр Егорович Варламов родился в 1801 году в Москве. Отец композитора сначала находился на военной, затем на гражданской службе, был скромным чиновником. Большие музыкальные способности, незаурядные вокальные данные, проявившиеся у Варламова уже в детстве, определили дальнейшую его судьбу: в девятилетнем возрасте он был отправлен в Петербург и зачислен «малолетним певчим» в Придворную певческую капеллу. В этом замечательном хоровом коллективе Варламов под руководством выдающегося русского композитора Д.С. Бортнянского получил музыкальное образование. После обучения в капелле восемнадцатилетний Варламов был направлен учителем певчих в русскую посольскую церковь в Гааге (Голландия). На чужбине он впервые выступил в концертах как певец и гитарист.

С этого времени начинается трудный тернистый путь Варламова — русского музыканта, вышедшего из недворянских слоев общества и вынужденного обеспечивать свое существование трудом и талантом.

В 1823 году Варламов возвращается на родину, в Петербург. Он дает уроки пения, сочиняет музыку и однажды выступает в большом публичном концерте в качестве дирижера и певца. Однако материальная необеспеченность заставляет музыканта искать прочного служебного положения. Он хлопочет о поступлении в Певческую капеллу и с 1829 года совмещает там работу хориста и преподавателя сольного пения мальчикам-певчим..

В Петербурге Варламов познакомился с М. И. Глинкой и принимал деятельное участие в музыкальных вечерах, происходивших в доме у великого композитора. Эти встречи были плодотворны для развития творческих устремлений Варламова.

Служба в капелле требовала работы преимущественно в области духовной музыки, в то время как композитора влекло к светскому музыкальному искусству, к театру. Не удовлетворенный своей работой, он ушел из капеллы (в конце 1831 года) и переехал затем в Москву, где занял должность помощника капельмейстера в императорских московских театрах. Его обязанности заключались в дирижировании оркестром при исполнении водевильных пьес. Варламов продолжал также педагогическую работу: он преподавал пение в театральном училище и давал частные уроки. В Москве он сблизился с выдающимися представителями искусства, актерами Малого театра П. С. Мочаловым, М. С. Щепкиным, композитором Верстовским, писателем М. Н. Загоскиным, поэтом Н. Г. Цыгановым, певцом А. О. Бантышевым и др. Творческое общение с талантливыми представителями московской художественной среды оказало большое влияние на Варламова. У него окончательно определилось горячее стремление писать музыку «по-русски» (выражение Глинки), все сильнее проявлялась любовь к народной песне.

Это тяготение к народному музыкальному искусству выявилось впоследствии во всей многообразной деятельности Варламова: в творчестве, в исполнительстве, в педагогике (а именно—в попытке обосновать своеобразие русской школы пения особенностями русской народной песни).

Московский период — время расцвета деятельности композитора. Вышли из печати первые романсы Варламова, сразу обеспечившие автору исключительную популярность: «Красный сарафан», «Что затуманилась, зоренька ясная», «Ох, болит да щемит», «Не шумите, ветры буйные» и другие.

Вскоре после переезда в Москву Варламову было предложено место «композитора музыки» при оркестре Московского театра. Он должен был сочинять музыку к драматическим спектаклям, обрабатывать произведения других авторов, делать различные переложения. Кроме того, он иногда дирижировал оркестром, заменяя главного капельмейстера.

На протяжении 30-х — начала 40-х годов Варламов создал музыку к ряду спектаклей, ставившихся на сцене московского Малого театра, а также в Петербурге. Это были пьесы различных русских и западноевропейских авторов, например: «Двумужница» Шаховского, «Рославлев» по роману Загоскина, «Майко» Беклемишева, «Гамлет» Шекспира, «Эсмеральда» В. Гюго и многие другие. Театральная музыка Варламова состоит, главным образом, из песен, исполнявшихся в сопровождении оркестра, и из небольших самостоятельных оркестровых эпизодов.

Композитор обращался также к балету. Два балета Варламова — «Забавы султана» и «Мальчик с пальчик» — шли на сцене московского Большого театра..

В этот же период Варламов много работал в области романса и песни. После первой публикации романсов в 1833 году за десять лет было издано 85 новых вокальных произведений композитора.

Немалое значение имела исполнительская деятельность Варламова как певца, гитариста и дирижера. Будучи прекрасным певцом, несмотря на сравнительно небольшой голос (тенор), Варламов удивительно тонко исполнял романсы собственного сочинения и народные песни. Он часто выступал в концертах и всегда был желанным участником музыкально-литературных вечеров. Слушателей захватывала глубокая выразительность и своеобразная манера пения; по словам современников, певец «неподражаемо высказывал» свои романсы.

Варламов пользовался также большой популярностью как вокальный педагог. В 1840 году был опубликован его труд «Школа пения», явившийся обобщением большого педагогического опыта. «Школа пения» — первая в России крупная работа по методике преподавания вокального искусства..

Последние три года своей жизни Варламов вновь провел в Петербурге. В столице он надеялся снова устроиться на службу в Певческую капеллу, однако это ему не удалось, и он, обремененный большой семьей, испытывал тяжелую нужду. Незадолго до смерти Варламов начал издавать музыкальный журнал «Русский певец», содержанием которого являлись обработки для голоса с фортепиано русских и украинских народных песен. Тяжелые условия жизни пагубно сказались на здоровье композитора: в 1848 году он скончался в возрасте 47 лет.

В обширном творческом наследии Варламова наиболее значительное место занимают его романсы и песни. Композитором написано более 150 сольных произведений, ряд вокальных ансамблей и значительное количество обработок народных песен.

„..По складу своего дарования Варламов лирик. Его музыка пленяет искренностью, непосредственностью и свежестью чувства. Гражданская, социальная тема не нашла у Варламова столь прямого отражения, как у Алябьева. Однако его лирические произведения, выражавшие то щемящее чувство тоски и неудовлетворенности, то бурные порывы и страстную жажду счастья, были глубоко созвучны настроениям, переживаемым русским обществом 30-х годов. Отсюда огромная популярность песен и романсов Варламова у его современников. Эта популярность объясняется также демократичностью варламовского творчества. Композитор опирался на широко распространенные жанры бытового песенного искусства и обычно сочинял в той же манере. Ему удавалось так правдиво передавать народный склад музыки, что некоторые из его произведений (например, «Красный сарафан») воспринимались как подлинные народные песни.

В романсах взволнованного, приподнятого характера, а также в некоторых песнях чувствуется влияние цыганской манеры пения, сказывающееся, в частности, в резких эмоциональных и динамических контрастах.

Самым ценным в музыке Варламова является ее мелодическое богатство. В этой области наиболее полно раскрылось огромное дарование композитора. Мелодии его романсов — песенные, распевные, широкого дыхания — развиваются свободно и легко. Им свойственны пластичность, рельефность, завершенность рисунка. Неразрывна их связь с мелодикой народной песни — не только в природе интонаций, но и в принципах развития.

"Красный сарафан"



на стихи Н.Цыганова

Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан,
Не входи, родимая,
Попусту в изъян.

Рано мою косыньку
На две расплетать.
Прикажи мне русую
В ленту убирать!

Пускай непокрытая
Шелковой фатой,
Очи молодецкие
Веселят собой!

То ли житье девичье,
Чтоб его менять,
Торопиться замужем
Охать да вздыхать!

Золотая волюшка
Мне милей всего!
Не хочу я с волюшкой
В свете ничего!

Дитя моё, дитятко,
Дочка милая!
Головка победная,
Неразумная!

Не век тебе пташечкой
Звонко распевать,
Легкокрылой бабочкой
По цветам порхать.

Заблекнут на щеченьках
Маковы цветы,
Прискучат забавушки,
Стоскуешься ты!

А мы и при старости
Себя веселим,
Младость вспоминаючи,
На детей глядим!

И я молодешенька
Была такова,
И мне те же в девушках
Пелися слова.

"Горные вершины"


на стихи М.Ю.Лермонтова

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

В тумане моря голубом,

Что кинул он в краю родном.
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном.

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит,
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лазури,
Hад ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, ищет бури,
Как будто в бурях есть покой.
А он, мятежный, ищет буpи,

А он, мятежный, ищет буpи,
Как будто в буpях есть покой.

Белеет парус одинокий
В тумане моpя голубом,
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в кpаю pодном.
Что ищет он в стpане далёкой,
Что кинул он в кpаю pодном.

Творческая биография А. Варламова неразрывно связана с русской народной песней. Эта связь проявлялась во многом: в исполнительской деятельности музыканта, постоянно включавшего в свой репертуар народные песни; в его педагогической работе — в стремлении серьезно поставить вопрос о создании русской школы пения, основанной на глубоком анализе народных мелодий и особенностей их исполнения. Композитор участвовал в собирании фольклора: в капитальном труде П. В.Киреевского, включавшего не одну тысячу образцов народной поэзии, имеется текст двух песен об Иване Грозном, записанных Варламовым.

Связь с народной песней сказалась прежде всего в творчестве композитора — в языке его произведений, их стилистических особенностях, близких народному музыкальному искусству.
Особую область составляют обработки народных песен. Характерно, что интерес к ним Варламов проявил уже в начале творческого пути: в первых же дивертисментах, шедших с его музыкой на сцене московского Большого театра, звучали обработки песен «Ах ты, молодость», «Не одна во поле дороженька», «Не будите меня, молоду». Песня «Ах ты, молодость» была тогда же опубликована в первом сборнике варламовских сочинений — «Музыкальном альбоме на 1833 год».

Песенные обработки привлекали внимание композитора всю жизнь, а его сборник «Русский певец» (1846 год) явился своего рода обобщением работы в этом жанре. Сборник был задуман как большое собрание различных славянских песен. Вокальные обработки дополнялись фортепианными вариациями, сочиненными В. Кажинским. Однако Варламов успел осуществить лишь небольшую часть задуманного — вышло в свет меньше пятидесяти песен. Цель, которую ставил перед собой композитор — популяризация народной музыки в ее лучших образцах, приближение ее к запросам широкой демократической среды. Он по-своему стремился к сохранению чистоты напевов, решая эту задачу в духе своего времени, ибо, по словам Б. В. Асафьева, «каждая эпоха. выдвигала свой метод приближения к - «настоящей песне» .
В предисловии к «Русскому певцу» Варламов писал: «Долго оставалась родная песня наша забытою в устах простолюдина, и если позволяли ей являться среди высших сословий, то в искусственной форме, прихотливо создаваемой мимолетным, изменчивым вкусом. Композитор хотел, чтобы в его сборнике была записана «песня родная просто, как сложили ее.

Для «Русского певца» Варламов использовал образцы, уже известные в музыкальном быту но другим сборникам (Львова-Прача, Кашина, Рупина). Но отбор мелодий — преобладание жанра протяжных и полупротяжных, а по содержанию — лирических песен был характерен для Варламова как композитора. Не менее показательны музыкальные особенности. Прежде всего это были свободные композиторские обработки: Варламов не ставил своей задачей точное воспроизведение песни, но всегда стремился выявить и сберечь ее типичные черты. В его обработках по сравнению с другими заметна ббльшая распевность, свобода мелодического рисунка, естественная вокализация, тщательность подтекстовки (многое диктовалось подходом Варламова-певца), обогащение фортепианной партии.

Обработки народных песен помещены в.первой части данного, IV-го тома собрания вокальных сочинений Варламова. За основу взят 8-й том издания Ф. Стелловского, содержащий песни из сборника «Русский певец». Однако, руководствуясь жанровым принципом, мы считали целесообразным поместить здесь и другие варламовские обработки, собрав их таким образом вместе. По стилю они далеко не одинаковы: от скромных и простых образцов из «Русского певца» до развернутых, более концертных обработок в своеобразных циклах из двух песен «Не одна во поле дороженька» и «Не будите меня, молоду» или «Ах ты, Дуня» и «Ах ты, ноченька». Стилистические отличия учитывались три расположении материала. Сначала идут песни из 8-го тома Стелловского. К двум из них даны варламовские варианты обработок (песня «Вспомни, вспомни, моя любезная» и ее вариант «Вспомни, вспомни, моя дорогая»; «Вечор был я на почтовом на дворе» и вариант «Получил письмо от девушки»). Добавлена песня «Как на дубчике два голубчика». (Последняя песня и песня «Получил письмо от девушки», отсутствующие у Стелловского, изданы отдельным выпуском из «Русского певца», с фортепианными вариациями В. Кажинского). Все обработки украинских песен сгруппированы вместе. В конце раздела помещены обработки, написанные.в более свободной манере.
Кандидат искусствоведения Н. Листова

  • ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН
    • Вспомни, вспомни, моя любезная
      Вспомни, вспомни, моя дорогая
      Во саду ли, в огороде
      Что пониже было города Саратова
      По улице мостовой
      Не белы снеги
    • По горам, по горам
      Ты молоденький молодчик молодой.
      Во лесах было, во дремучих
      Ивушка, ивушка зеленая моя
      Как вечор тоска на сердце нападала
      Ах ты, душечка, красна девица
      Молодка, молодка молодая
    • Ты детинушка, сиротинушка
      Долина, долинушка
      Вечор был я на почтовом дворе
      Получил письмо от девушки
      Как у наших у ворот
      Как у нашего широкого двора
      Очи"іиои, очи, свет ясные очи
      Как доселе у нас, братцы, через темный лес
      Сиз голубчик, душа мой
      Как у наших у ворот стоит озеро воды
      Чем тебя" я огорчила?
      За морем синичка не пышно жила
      Уж как пал туман на сине море
      Во поле береза стояла
      Уж жарко в тереме свечи горят
      Вы раздайтесь, расступитесь, добрые люди
      Улица широкая
      За долами, за горами, за лесами
      Скушно, матушка, весной мне жить одной
      Ах, со вечера порошица
      Белолица, круглолица
      Мне моркотно, молоденьке
      Уж ты, Ваня, Ванюшка
      Девушка крапивушку жала
      Помнишь ли меня?
    • Вниз по матушке по Волге
      Я пойду ли вдоль по улице
      Как на дубчике два голубчика
      Ой під вишнею, під черешнею
      Ой не відтіль місяць світить
      їхав козак за Дунай
      Ой гай, гай зелененький
      Гей у полі вишня
      Ах ты, молодость
      Не одна во поле дороженька. Не будите меня, молоду.
      Ах ты, Дуня черноброва. Ах ты, ноченька, ночка темная
  • ВОКАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ
    • Пойми меня!
    • Ты не пой, соловей. Слова А. Кольцова
      Пловцы. Река шумит. Слова А. Тимофеева
      К месяцу. Слова Н. Станкевича
      Скажи, зачем? Слова С. Голицына
      Что ты рано, травушка, пожелтела? Слова Н. Цыганова
      Отрадный сон. Ноктюрн. Слова В. С.
      Ночь тиха, и луна ярким блеском горит. Серенада. Слова неизвестного автора
      Звезды блещут. Серенада. Слова И. Грузинова
      Ненаглядный ты мой. Слова А. М.Я
      Рано, рано, цветик, ты в поле распустился. Слова Ф. Кони
      Вдоль по улице метелица метет. Слова народные
      Горные вершины. Слова М. Лермонтова
      Выйдем на берег. Баркарола. Слова А. Плещеева
      Спишь ли ты, моя девица? Испанская песня. Перевод М. Михайлова
      Для чего ты, луч востока. Слова А. Марлинского
      Ты скоро меня позабудешь. Слова Ю. Жадовской
      О, молчи, милый друг мой, молчи. Слова В. Горчакова
      На заре ты ее не буди. Слова А. Фета
      Молодая молодка. Слова Н. Цыганова
      Не одна во поле дороженька.
      Не будите меня, молоду.

Александр Егорович Варламов / Alexander Varlamov
Избранные романсы

Александр Егорович Варламов (15 (27) ноября 1801 года, Москва — 15 (27) октября 1848 года, Санкт-Петербург) — русский композитор. Происходил из «волошских», то есть молдавских дворян.

Александр Егорович Варламов родился в 1801 году в Москве. Отец композитора сначала находился на военной, затем на гражданской службе, был скромным чиновником. Большие музыкальные способности, незаурядные вокальные данные, проявившиеся у Варламова уже в детстве, определили дальнейшую его судьбу: в девятилетнем возрасте он был отправлен в Петербург и зачислен «малолетним певчим» в Придворную певческую капеллу. В этом замечательном хоровом коллективе Варламов под руководством выдающегося русского композитора Д.С. Бортнянского получил музыкальное образование. После обучения в капелле восемнадцатилетний Варламов был направлен учителем певчих в русскую посольскую церковь в Гааге (Голландия). На чужбине он впервые выступил в концертах как певец и гитарист.

С этого времени начинается трудный тернистый путь Варламова — русского музыканта, вышедшего из недворянских слоев общества и вынужденного обеспечивать свое существование трудом и талантом.

В 1823 году Варламов возвращается на родину, в Петербург. Он дает уроки пения, сочиняет музыку и однажды выступает в большом публичном концерте в качестве дирижера и певца. Однако материальная необеспеченность заставляет музыканта искать прочного служебного положения. Он хлопочет о поступлении в Певческую капеллу и с 1829 года совмещает там работу хориста и преподавателя сольного пения мальчикам-певчим..

В Петербурге Варламов познакомился с М. И. Глинкой и принимал деятельное участие в музыкальных вечерах, происходивших в доме у великого композитора. Эти встречи были плодотворны для развития творческих устремлений Варламова.

Служба в капелле требовала работы преимущественно в области духовной музыки, в то время как композитора влекло к светскому музыкальному искусству, к театру. Не удовлетворенный своей работой, он ушел из капеллы (в конце 1831 года) и переехал затем в Москву, где занял должность помощника капельмейстера в императорских московских театрах. Его обязанности заключались в дирижировании оркестром при исполнении водевильных пьес. Варламов продолжал также педагогическую работу: он преподавал пение в театральном училище и давал частные уроки. В Москве он сблизился с выдающимися представителями искусства, актерами Малого театра П. С. Мочаловым, М. С. Щепкиным, композитором Верстовским, писателем М. Н. Загоскиным, поэтом Н. Г. Цыгановым, певцом А. О. Бантышевым и др. Творческое общение с талантливыми представителями московской художественной среды оказало большое влияние на Варламова. У него окончательно определилось горячее стремление писать музыку «по-русски» (выражение Глинки), все сильнее проявлялась любовь к народной песне.

Это тяготение к народному музыкальному искусству выявилось впоследствии во всей многообразной деятельности Варламова: в творчестве, в исполнительстве, в педагогике (а именно—в попытке обосновать своеобразие русской школы пения особенностями русской народной песни).

Московский период — время расцвета деятельности композитора. Вышли из печати первые романсы Варламова, сразу обеспечившие автору исключительную популярность: «Красный сарафан», «Что затуманилась, зоренька ясная», «Ох, болит да щемит», «Не шумите, ветры буйные» и другие.

Вскоре после переезда в Москву Варламову было предложено место «композитора музыки» при оркестре Московского театра. Он должен был сочинять музыку к драматическим спектаклям, обрабатывать произведения других авторов, делать различные переложения. Кроме того, он иногда дирижировал оркестром, заменяя главного капельмейстера.

На протяжении 30-х — начала 40-х годов Варламов создал музыку к ряду спектаклей, ставившихся на сцене московского Малого театра, а также в Петербурге. Это были пьесы различных русских и западноевропейских авторов, например: «Двумужница» Шаховского, «Рославлев» по роману Загоскина, «Майко» Беклемишева, «Гамлет» Шекспира, «Эсмеральда» В. Гюго и многие другие. Театральная музыка Варламова состоит, главным образом, из песен, исполнявшихся в сопровождении оркестра, и из небольших самостоятельных оркестровых эпизодов.

Композитор обращался также к балету. Два балета Варламова — «Забавы султана» и «Мальчик с пальчик» — шли на сцене московского Большого театра..

В этот же период Варламов много работал в области романса и песни. После первой публикации романсов в 1833 году за десять лет было издано 85 новых вокальных произведений композитора.

Немалое значение имела исполнительская деятельность Варламова как певца, гитариста и дирижера. Будучи прекрасным певцом, несмотря на сравнительно небольшой голос (тенор), Варламов удивительно тонко исполнял романсы собственного сочинения и народные песни. Он часто выступал в концертах и всегда был желанным участником музыкально-литературных вечеров. Слушателей захватывала глубокая выразительность и своеобразная манера пения; по словам современников, певец «неподражаемо высказывал» свои романсы.

Варламов пользовался также большой популярностью как вокальный педагог. В 1840 году был опубликован его труд «Школа пения», явившийся обобщением большого педагогического опыта. «Школа пения» — первая в России крупная работа по методике преподавания вокального искусства..

Последние три года своей жизни Варламов вновь провел в Петербурге. В столице он надеялся снова устроиться на службу в Певческую капеллу, однако это ему не удалось, и он, обремененный большой семьей, испытывал тяжелую нужду. Незадолго до смерти Варламов начал издавать музыкальный журнал «Русский певец», содержанием которого являлись обработки для голоса с фортепиано русских и украинских народных песен. Тяжелые условия жизни пагубно сказались на здоровье композитора: в 1848 году он скончался в возрасте 47 лет.

В обширном творческом наследии Варламова наиболее значительное место занимают его романсы и песни. Композитором написано более 150 сольных произведений, ряд вокальных ансамблей и значительное количество обработок народных песен.

„..По складу своего дарования Варламов лирик. Его музыка пленяет искренностью, непосредственностью и свежестью чувства. Гражданская, социальная тема не нашла у Варламова столь прямого отражения, как у Алябьева. Однако его лирические произведения, выражавшие то щемящее чувство тоски и неудовлетворенности, то бурные порывы и страстную жажду счастья, были глубоко созвучны настроениям, переживаемым русским обществом 30-х годов. Отсюда огромная популярность песен и романсов Варламова у его современников. Эта популярность объясняется также демократичностью варламовского творчества. Композитор опирался на широко распространенные жанры бытового песенного искусства и обычно сочинял в той же манере. Ему удавалось так правдиво передавать народный склад музыки, что некоторые из его произведений (например, «Красный сарафан») воспринимались как подлинные народные песни.

В романсах взволнованного, приподнятого характера, а также в некоторых песнях чувствуется влияние цыганской манеры пения, сказывающееся, в частности, в резких эмоциональных и динамических контрастах.

Самым ценным в музыке Варламова является ее мелодическое богатство. В этой области наиболее полно раскрылось огромное дарование композитора. Мелодии его романсов — песенные, распевные, широкого дыхания — развиваются свободно и легко. Им свойственны пластичность, рельефность, завершенность рисунка. Неразрывна их связь с мелодикой народной песни — не только в природе интонаций, но и в принципах развития.

"Красный сарафан"



на стихи Н.Цыганова

Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан,
Не входи, родимая,
Попусту в изъян.

Рано мою косыньку
На две расплетать.
Прикажи мне русую
В ленту убирать!

Пускай непокрытая
Шелковой фатой,
Очи молодецкие
Веселят собой!

То ли житье девичье,
Чтоб его менять,
Торопиться замужем
Охать да вздыхать!

Золотая волюшка
Мне милей всего!
Не хочу я с волюшкой
В свете ничего!

Дитя моё, дитятко,
Дочка милая!
Головка победная,
Неразумная!

Не век тебе пташечкой
Звонко распевать,
Легкокрылой бабочкой
По цветам порхать.

Заблекнут на щеченьках
Маковы цветы,
Прискучат забавушки,
Стоскуешься ты!

А мы и при старости
Себя веселим,
Младость вспоминаючи,
На детей глядим!

И я молодешенька
Была такова,
И мне те же в девушках
Пелися слова.

"Горные вершины"


на стихи М.Ю.Лермонтова

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

В тумане моря голубом,

Что кинул он в краю родном.
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном.

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит,
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лазури,
Hад ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, ищет бури,
Как будто в бурях есть покой.
А он, мятежный, ищет буpи,

А он, мятежный, ищет буpи,
Как будто в буpях есть покой.

Белеет парус одинокий
В тумане моpя голубом,
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в кpаю pодном.
Что ищет он в стpане далёкой,
Что кинул он в кpаю pодном.

Романсы и песни А. Е. Варламова - яркая страница русской вокальной музыки

«Мелодии его… - по большей частью замечательные народностью, ясные, легко доступные… быстро расходились по всей России » А.С.Фаминцын

Александр Егорович Варламов (27 ноября 1801— 27 октября 1848) - известный русский композитор-дилетант.
Композитор замечательного мелодического дарования, выдающийся представитель бытового романса, он обогатил этот жанр произведениями высоких художественных достоинств. Искусство Варламова отвечало запросам самых широких демократических кругов и было на редкость популярным. По справедливому замечанию современника, его песни «с чисто русскими мотивами сделались народными» .
Музыка Варламова нашла отражение и в художественной литературе: романсы композитора, как характерный элемент быта, «введены» в произведения многих писателей — Гоголя, Тургенева, Гончарова, Некрасова, Лескова, Бунина и других. Сочинения Варламова не утратили своей жизненности и в наши дни — в этом неоспоримое доказательство их художественной ценности.
Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей национальной художественной музыки.
Варламов оставил более 200 романсов и три фортепианных пьесы (марш и два вальса). Известнейшие из этих произведений: романсы Красный сарафан, "Оседлаю коня" (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского "Souvenir de Moscou"), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась", "Ангел", "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет, доктор, нет", дуэты "Пловцы", "Ты не пой" и т. д. Варламову принадлежит также первая русская "Школа пения" (Москва, 1840)

Песнь Офелии из трагедии " Гамлет"
исп.Нина Белоусова

Ах, прошли, прошли (М.Загоскин)
исп.Мария Максакова

Вниз по Волге-реке (А.Шаховской)
исп.Иван Петров

Зачем с улыбкою печальной (?)
исп.Андрей Иванов

Ноктюрн (В.С.)
исп.Георгий Нэлепп и Андрей Иванов

Песня разбойника (А.Вельтман)
исп.Александр Пирогов

Смолкни, пташка-канарейка (Н.Цыганов)
исп.Сергей Лемешев

Ангел (М.Лермонтов)
исп.Мила Шкиртиль

Ты скоро меня позабудешь (Ю.Жадовская)
исп.Надежда Обухова

Я люблю смотреть в ясну ноченьку (Ю.Жадовская)
исп.Людмила Филатова

Оседлаю коня (А.Кольцов)
исп.Константин Плужников

Что ты рано, травушка (Н.Цыганов)
исп.Марк Рейзен

Где струятся ручьи (В.Гюго/В.Каратыгин)
исп.Евгения Гороховская

Не бил барабан перед смутным полком (Вольф/Козлов)
исп.анс.Братина

Интересно, что музыка романса “Не бил барабан перед смутным полком”, приложенная к другому тексту (“Вы жертвою пали в борьбе роковой”), получила общероссийское распространение в период социальных потрясений, хотя сам Варламов едва ли мог желать себе славы революционера.