Очерк творческой деятельности ги де мопассана кратко. Ги де Мопассан: краткая биография, творчество и личная жизнь

фр. Henry-René-Albert-Guy de Maupassant

крупнейший французский новеллист, мастер рассказа с неожиданной концовкой

Ги де Мопассан

Краткая биография

Ги де Мопассан (настоящее имя Анри-Рене-Альберт-Ги де Мопассан) -знаменитый французский писатель-прозаик, известен как автор новелл, романов. Его биография не изобилует большим количеством подробностей, т.к. Мопассан тщательно оберегал личную жизнь от стороннего вмешательства. Местом его рождения был департамент Нижняя Сена, замок Миромениль, расположенный неподалеку от города Турвиль-сюр-Арк, где он появился на свет 5 августа 1850 г. Мать его по происхождению была из буржуазной семьи, отец - аристократом, представителем знатного лотарингского дворянского рода.

Поначалу Мопассана отдали учиться в духовную семинарию, однако его оттуда отчислили: дисциплина в монашеском учебном заведении оказалась непосильным испытанием. Образование было в итоге завершено в руанском лицее. Будучи лицеистом, Мопассан показал себя как одаренный ученик, которого живо интересовали театр и поэзия. В этот период состоялось знакомство и сближение с Флобером, который приходился родственником его матери. Именно под его началом Мопассан прокладывал себе путь в литературу.

В 1869 г., по окончании лицея, Мопассан отправляется в Париж, где по совету матери и Флобера намерен заняться изучением права. Однако начавшаяся франко-прусская война помешала этому замыслу. В течение двух лет (1770-1771) Мопассан в качестве рядового принимал участие в военных действиях.

Его семья разорилась, и это вынудило будущего писателя устроиться в морское министерство, где на различных чиновничьих должностях он прослужил порядка 10 лет. Его страстью была литература, к карьере он рвения не проявлял. До того как Мопассан впервые выступил в литературе, он на протяжении 6 лет напряженно писал, уничтожал свои сочинения. И только когда, по мнению наставника Флобера, его произведения стали отличаться достаточной степенью стилистической целостности и зрелости, он рискнул опубликовать первое свое произведение. Это случилось в 1880 г. Его рассказ «Пышка» увидел свет в сборнике, куда входили повести Золя , Энника, Алексиса и других авторов. После этого рассказа Мопассан сразу стал известным писателем. В том же году увидел свет поэтический сборник «Стихотворения»; благодаря ему Мопассану удалось уйти со службы и устроиться в газету хроникером.

Литературной деятельности он все последующие годы не оставлял, проявляя завидную плодовитость. На протяжении 11 лет (1880-1891), из-под пера Мопассана вышло около трех сотен новел, несколько десятков критических статей, а также шесть крупных романов: «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885). «Монт Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (1888), «Сильна как смерть» (1889), «Наше сердце» (1890). Благодаря этим произведениям Мопассан обессмертил свое имя как представитель новейшей национальной новеллистики. Критики были единодушны в восторженных отзывах, он был настоящим любимцем читательской публики.

Все это позволяло иметь приличный заработок; Мопассан привык жить, ни в чем себе не отказывая, кроме того, оказывал огромную материальную поддержку матери и семье младшего брата. Постоянные интеллектуальные нагрузки стали для его здоровья непосильным бременем, оно стало истощаться быстрыми темпами. Наследственность Мопассану досталась неважная: его мать была постоянной жертвой неврозов, а брат скончался в психиатрической лечебнице. Писатель уделял большое внимание своему здоровью, физически был очень крепок. Однако даже здоровое тело не смогло помочь ему иметь здоровый дух.

С 1884 г. его постоянно одолевали нервные припадки; писатель стремился к уединению, стал видеть в людях исключительно темные стороны натуры, разочаровался в них, мучительно искал нечто ускользающее от него, недостижимые идеалы. Внешняя сторона жизни Мопассана выглядела более чем благополучной: он получил премию от Академии, сотрудничал с престижным изданием, имел огромный успех в свете, но его внутреннее состояние было далеко от гармонии. Зимой 1891 г. он пытался покончить жизнь самоубийством, после чего лечился в психиатрической лечебнице. Со временем припадки становились все более учащенными, и в 1893 г. Ги де Мопассан умер от паралича мозга.

Биография из Википедии

Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года в старинной усадьбе Миромениль около Дьепа. Его отец Гюстав де Мопассан принадлежал к лотарингскому дворянству, перебравшемуся в Нормандию. Мать Лаура Ле-Пуатвен с юности знала Флобера, ближайшим другом которого был её рано умерший брат Альфред. Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать всю жизнь мучилась неврозами, а младший брат, по профессии врач, умер в лечебнице для душевнобольных.

Проучившись недолго в семинарии, Мопассан, после изгнания из неё, перешёл в руанский лицей, где и окончил курс обучения. Во время учёбы в лицее он зарекомендовал себя способным учеником, увлечённым поэзией и театральным искусством. В этот период времени Мопассан близко сходится с Луи Буйе - поэтом и смотрителем руанской библиотеки - и особенно с Флобером, который стал литературным наставником юноши. Окончив лицей в 1869 году и посоветовавшись с матерью и Флобером, он отправился в Париж, чтобы приступить к изучению права. Разразившаяся война нарушила все планы.

Пройдя Франко-прусскую войну простым рядовым, Мопассан пополнил своё образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над своим физическим развитием.

Разорение, постигшее его семью, заставило Мопассана поступить чиновником в морское министерство, где он пробыл около десяти лет. Мопассан тяготел к литературе. Больше шести лет Мопассан, тесно сблизившийся с Флобером, сочинял, переписывал и рвал написанное; но в печати он решился выступить, только когда Гюстав Флобер признал его произведения достаточно зрелыми и стилистически целостными.

Первый рассказ Мопассана вышел в свет в 1880 году вместе с повестями Золя, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в сборнике «Меданские вечера». Начинающий писатель поразил своей повестью «Пышка» литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое искусство сжатой и вместе с тем насыщенной, яркой характеристики.

В том же году Мопассан выпустил сборник поэзии («Стихотворения», 1880), в котором особенно замечательны стихотворения «Le mur», «Au bord de l’eau», «Désirs» и «Vénus rustique». Помещённый там же драматургический опыт в стихах («Histoire du vieux temps») позволил Мопассану стать хроникером в газете Le Gaulois ; чиновную службу писатель в это время оставил. Хотя Мопассан в начале своей литературной деятельности и прослыл последователем Золя, он далеко не был сторонником «натуралистической» школы, признавая её узкой и односторонней.

Ги де Мопассан присоединился к письму деятелей культуры, просивших парижские власти наложить запрет на строительство Эйфелевой башни. Известен анекдот, что Мопассан якобы прятался от «безобразного скелета» в ресторане наверху башни, поскольку это было единственное место в Париже, откуда её не видно.

Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата. Разнузданный образ жизни быстро подорвал здоровье писателя; он заболел неизлечимой в то время болезнью - сифилисом. С 1884 года писателя преследуют нервные припадки; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде новелл, в том числе и в знаменитой повести «Орля» (Horla ).

Восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в Revue des Deux Mondes , ни успех на сцене Gymnase комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию «La Paix du ménage».

В декабре 1891 года нервные припадки довели его до покушения на самоубийство. В лечебнице для душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала приходил в сознание, но затем припадки стали повторяться чаще.

Ги де Мопассан скончался 6 июля 1893 года от прогрессивного паралича мозга, не дожив всего месяца до своего 43-летия.

Плодородие и веселье, заключённые в нём, сопротивлялись болезни. Вначале он страдал головными болями и припадками ипохондрии. Потом призрак слепоты стал перед ним. Зрение его слабело. В нём развилась мания подозрительности, нелюдимости и сутяжничество. Он боролся яростно, метался на яхте по Средиземному морю, бежал в Тунис, в Марокко, в Центральную Африку - и писал непрестанно. Достигнув славы, он перерезал себе на сороковом году жизни горло, истёк кровью, но остался жив. Его заперли в сумасшедший дом. Он ползал там на четвереньках… Последняя надпись в его скорбном листе гласит: «Господин Мопассан превратился в животное». Он умер сорока двух лет. Мать пережила его.

Исаак Бабель, рассказ «Гюи де Мопассан»

Обзор творчества

Эстетические принципы

Мопассан чётко изложил свои взгляды на художественное слово в предисловии к роману «Пьер и Жан» в 1887/1888 годах.

Отвергая романтический роман и его деформированный, сверхчеловеческий, поэтический взгляд, Мопассан склоняется к объективному роману в поисках реализма, понимая все ограничения такого типа творчества. Для него реализм является личным мировоззрением, которое он (писатель) пытается донести до читателя, отражая в книге. Мы всегда изображаем самих себя , - говорит он, в то же время утверждая, что роман является художественным произведением, - кучку небольших фактов, которые и составляют общий смысл произведения . Мопассан также отвергает натурализм с его тяжёлой документальностью и стремлением «тотального реализма», присущего Эмилю Золя, но склоняется к безоценочному реализму, что отражается даже в таких трудных для восприятия сценах, как смерть Форестье в романе «Милый друг».

Мопассан стремится отразить чистые факты и поступки взамен психологического исследования, поскольку психология должна быть скрыта в книге так же, как она спрятана в реальности за настоящими поступками. Эта чистота и строгость изображения так же касается описаний, четко отличая Мопассана от Бальзака . Склонность к краткости ярко прослеживается в творчестве писателя: он создаёт более 300 новелл и только шесть романов, построенных как цепочка новеллистических ситуаций (анекдотов).

Окружающий мир, прекрасное и отвратительное в нём, писатель воспринимал очень остро, он был наделён особой эмоциональной уязвимостью, той глубиной восприятия, которая, к сожалению, ускорила его трагическую смерть, и о которой он писал, что «благодаря ей слабейшее чувство превращается в эмоцию и, в зависимости от температуры ветра, от запаха земли и от яркости дневного освещения вы чувствуете страдания, печаль или радость … Но если нервная система невосприимчива к боли, к экстазу, то она передаёт нам только будничные волнения и вульгарное довольство».

Главные темы

Темы творчества Мопассана связаны с повседневной жизнью в его эпоху и личной жизнью автора, смешиваясь и создавая неповторимую палитру:

  • Нормандия, родной регион писателя, занимает значительное место в его творчестве: пейзажи - море или города, как Руан в «Жизни» (Une vie) или Гавр в «Пьер и Жан» или жители региона - селяне («В полях», 1884), мелкие помещики и служащие («Жизнь») или буржуа («Пьер и Жан»). Но Нормандия - не единственный регион, изображённый Мопассаном. В романе «Милый друг» изображены различные слои парижского общества, в частности, высший свет и крупные дельцы; в той же среде происходит действие романов «Сильна, как смерть» и «Монт-Ориоль». В большинстве же новелл («Наследие», «Ожерелье», «Выезд за город», «Два друга» и др.) изображены будни среднего класса (мелкой буржуазии).
  • Франко-прусская война и немецкая оккупация. Мопассан часто возвращается к событиям, свидетелем которых стал десятью годами раньше, например в таких произведениях, как: «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Два друга», «Старый Милон», «Безумная».
  • Тема женщины, особенно - жертвы насилия: Жанна в «Жизни», «Маленькая Рок», «Мисс Гариет», значительное место в этой теме отводится проституции: «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дом Телье»… Тема семьи и детей также близка Мопассану, часто сочетаясь с темой отцовства: «Пьер и Жан», «Буатель», «В полях», «Ребенок», «По-родственному»…
  • Городским пейзажам, где нет места счастливой любви, Мопассан часто противопоставляет мир воды. Любитель гребного спорта, он наслаждается описаниями моря (как в романах «Жизнь», «Пьер и Жан»), рек («На воде», «Мушка», «Выезд на природу») и даже болот («Любовь»).
  • Собственный пессимизм писателя: в своем философском отчаянии Мопассан идёт дальше, чем Флобер. Ученик Артура Шопенгауэра , он раз за разом демонстрирует шаткость всего, что заполняет жизнь смыслом. Мопассан-мизантроп презирает Провидение, считает, что Бог не ведает, что творит, а религия является просто мошенничеством. Иногда ему кажется, что человек всего лишь животное едва выше других, а прогресс - просто призрак. Даже дружба кажется ему подчас отвратительным обманом, поскольку люди не воспринимают проблемы других и обречены на одиночество.
  • По мере усугубления нервной болезни Мопассан всё больше занимают темы одинокого безумия, депрессии и паранойи: «Орля», «Шевелюра», «Госпожа Эрме», что начинаются показательными словами Меня привлекают сумасшедшие ; а также темы смерти и разрухи («Жизнь», «Милый друг», «Малый Рок», «Сильна как смерть»). В советское время считалось, что Мопассан эволюционировал от натурализма (упоения физиологическим началом) к декадентству (эстетизации всего болезненного, уродливого, отталкивающего).

Оценка творчества в России

Мопассан называл среди своих учителей Тургенева, который узнал о Мопассане от Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за Львом Толстым.

Не менее сочувственно к творчеству Мопассана относился и сам Толстой, который с большими вольностями перевёл его рассказ «В порту». По словам Толстого, «едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни - в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни».

Чехов неустанно восхищался мастерством Мопассана-новеллиста и часто упоминал его в своих произведениях. Напрямую подражал ему Бабель, особенно в юности. Один из наиболее известных его рассказов так и называется - «Гюи де Мопассан» (1932).

Произведения

Мопассан был одним из самых плодовитых французских писателей 1880-х гг. В отдельные годы он публиковал более шести десятков новых рассказов. При жизни писателя увидели свет следующие книги:

  • 1880 - «Пышка», повесть (в составе альманаха «Меданские вечера»)
  • 1880 - «Стихотворения» (Le vers )
  • 1881 - «Заведение Телье» (La Maison Tellier ), рассказы
  • 1882 - «Мадемуазель Фифи» (Mademoiselle Fifi ), рассказы
  • 1883 - «Дядюшка Милон» (Le père Milon ), рассказы
  • 1883 - «Жизнь», роман
  • 1883 - «Рассказы вальдшнепа» (Contes de la bécasse ), рассказы
  • 1884 - «Лунный свет» (Claire de lune ), рассказы
  • 1884 - «Мисс Гарриет» (Miss Harriet ), рассказы
  • 1884 - «Мисти» (Misti , 1884), рассказы
  • 1884 - «Сёстры Рондоли» (Les sœurs Rondoli ), рассказы
  • 1884 - «Под солнцем» (Au soleil ), путевые очерки
  • 1885 - «Милый друг», роман
  • 1885 - «Иветта» (Yvette ), рассказы
  • 1885 - «Сказки дня и ночи» (Contes du jour et de la nuit ), рассказы, включая знаменитое «Ожерелье»
  • 1885 - «Туан» (Toine ), рассказы
  • 1886 - «Маленькая Рок» (La petite Rocque ), рассказы
  • 1886 - «Господин Паран» (Monsieur Parent ), рассказы
  • 1887 - «Монт-Ориоль», роман
  • 1887 - «Орля» (Le Horlà ), рассказы
  • 1888 - «Пьер и Жан» (Pierre et Jean ), роман
  • 1888 - «Избранник госпожи Гюссон» (Le rosier de m-me Husson ), рассказы
  • 1888 - «На воде» (Sur l’eau ), путевые очерки
  • 1889 - «Сильна как смерть» (Fort comme la mort ), роман
  • 1889 - «С левой руки» (La main gauche ), рассказы
  • 1890 - «Наше сердце» (Notre coeur ), роман
  • 1890 - «Бродячая жизнь» (La vie errante ), путевые очерки
  • 1890 - «Бесполезная красота» (L’inutile beauté ), рассказы

Посмертно были изданы отрывки из незаконченных романов «Анжелюс» и «Огонь желания», а также повести «Чужеземная душа».

Титульный лист издания новеллы «Мадемуазель Фифи»

Титульный лист издания романа «Пьер и Жан»

Титульный лист издания новеллы «Пышка»

  • Пышка
  • В деревне
  • Заведение Телье / La Maison Tellier
  • Буатель
  • История служанки с фермы
  • В семье/En famille
  • Мадемуазель Фифи
  • Госпожа Батист
  • Марокка
  • Кровать
  • Сумасшедший?
  • Слова любви
  • Парижское приключение / Une aventure parisienne
  • Опыт любви
  • Две знаменитости
  • Перед праздником
  • Плакальщицы
  • Прогулка верхом
  • Хитрость
  • Два друга
  • Нормандская шутка
  • Менуэт
  • Пьеро
  • Иветта
  • Ожерелье
  • Мать уродов
  • Отец Симона
  • Лунный свет
  • Жюли Ромен
  • Бесполезная красота
  • Оранжерея
  • Оливковая роща
  • Утопленник
  • Испытание
  • Маска
  • Портрет
  • Советы бабушки
  • Дуэль
  • Новогодний подарок
  • Усталость
  • Двадцать пять франков старшей сестры
  • Дело о разводе
  • Петух пропел
  • Сёстры Рондоли
  • Господин Паран
  • Подруга Поля
  • Наследство
  • Преступление, раскрытое дядюшкой Бонифасом
  • Признание
  • Счастье
  • Старик
  • Пьяница
  • Вендетта / Une vendetta 1883
  • Нищий
  • Отцеубийца
  • Малыш
  • Скала чистиков
  • Тимбукту
  • Правдивая история
  • Прощай!
  • Воспоминание
  • Исповедь
  • На море
  • Хозяйка
  • Бочонок
  • Проклятый хлеб
  • Зонтик
  • Самоубийцы
  • Награждён!
  • Возвращение
  • Брошенный
  • Взгляды полковника
  • Мохаммед-бестия
  • Сторож
  • Зверь дяди Бельома
  • Продаётся
  • Крестины
  • Шпилька
  • Вальдшнепы
  • Сюрприз
  • Одиночество
  • У постели
  • Солдатик
  • Одиссея проститутки

Библиография

Собрания сочинений на русском языке

  • Ги де Мопассан . Полное собрание сочинений в 13 т. - М., 1951
  • Ги де Мопассан. Избранные произведения в двух томах. - М: Государственное издательство художественной литературы, 1954.
  • Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений в 12 томах. - М: «Правда», 1958.
  • Ги де Мопассан. Собрание сочинений в 7 томах. - М: "Правда", 1977.
  • Ги де Мопассан . Сочинения в 5 т. - М.: «Наука», 1993, 250 000 экз.
  • Ги де Мопассан . Собрание сочинений в десяти томах. - Чимкент: МП «Аурика», 1994. Тираж 105000 экз.
  • Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений. - М: «Терра», 1996. x.
  • Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений. - М: «НГК групп», 2006.

Мопассан Ги де (1850-1893 гг.)

Ги де Мопассан (настоящее имя Анри Рене Альберт Ги де Мопассан) – знаменитый французский писатель прозаик, известен как автор новелл, романов. Его биография не изобилует большим количеством подробностей, т. к. Мопассан тщательно оберегал личную от стороннего вмешательства. Местом его рождения был департамент Нижняя Сена, замок Миромениль, расположенный неподалеку от города Турвиль сюр Арк, где он появился на свет 5 августа 1850 г. Мать его по происхождению была из буржуазной семьи, отец – аристократом, представителем знатного лотарингского дворянского рода.

Поначалу Мопассана отдали учиться в духовную семинарию, однако его оттуда отчислили: дисциплина в монашеском учебном заведении оказалась непосильным испытанием. Образование было в итоге завершено в руанском лицее. Будучи лицеистом, Мопассан показал себя как одаренный ученик, которого живо интересовали театр и поэзия. В этот период состоялось знакомство и сближение с Флобером, который приходился родственником его матери. Именно под его началом Мопассан прокладывал себе путь в литературу.
В 1869 г., по окончании лицея, Мопассан отправляется в Париж, где по совету матери и Флобера намерен заняться изучением права. Однако начавшаяся франко прусская война помешала этому замыслу. В течение двух лет (1770–1771) Мопассан в качестве рядового принимал участие в военных действиях.

Его разорилась, и это вынудило будущего писателя устроиться в морское министерство, где на различных чиновничьих должностях он прослужил порядка 10 лет. Его страстью была , к карьере он рвения не проявлял. До того как Мопассан впервые выступил в литературе, он на протяжении 6 лет напряженно писал, уничтожал свои сочинения. И только когда, по мнению наставника Флобера, его произведения стали отличаться достаточной степенью стилистической целостности и зрелости, он рискнул опубликовать первое свое произведение. Это случилось в 1880 г. Его рассказ «Пышка» увидел свет в сборнике, куда входили повести Золя, Энника, Алексиса и других авторов. После этого рассказа Мопассан сразу стал известным писателем. В том же году увидел свет поэтический сборник «Стихотворения»; благодаря ему Мопассану удалось уйти со службы и устроиться в газету хроникером.

Литературной деятельности он все последующие годы не оставлял, проявляя завидную плодовитость. На протяжении 11 лет (1880–1891), из под пера Мопассана вышло около трех сотен новел, несколько десятков критических статей, а также шесть крупных романов: «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885). «Монт Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (1888), «Сильна как смерть» (1889), «Наше сердце» (1890). Благодаря этим произведениям Мопассан обессмертил свое имя как представитель новейшей национальной новеллистики. Критики были единодушны в восторженных отзывах, он был настоящим любимцем читательской публики.

Все это позволяло иметь приличный заработок; Мопассан привык жить, ни в чем себе не отказывая, кроме того, оказывал огромную материальную поддержку матери и семье младшего брата. Постоянные интеллектуальные нагрузки стали для его здоровья непосильным бременем, оно стало истощаться быстрыми темпами. Наследственность Мопассану досталась неважная: его мать была постоянной жертвой неврозов, а брат скончался в психиатрической лечебнице. Писатель уделял большое внимание своему здоровью, физически был очень крепок. Однако даже здоровое тело не смогло помочь ему иметь здоровый дух.

С 1884 г. его постоянно одолевали нервные припадки; писатель стремился к уединению, стал видеть в людях исключительно темные стороны натуры, разочаровался в них, мучительно искал нечто ускользающее от него, недостижимые идеалы. Внешняя сторона жизни Мопассана выглядела более чем благополучной: он получил премию от Академии, сотрудничал с престижным изданием, имел огромный успех в свете, но его внутреннее состояние было далеко от гармонии. Зимой 1891 г. он пытался покончить жизнь самоубийством, после чего лечился в психиатрической лечебнице. Со временем припадки становились все более учащенными, и в 1893 г. Ги де Мопассан умер от паралича мозга.

Анри-Рене-Альберт Ги де Мопассан (Maupassant) – прославленный французский писатель. Он родился в 1850 г, в Нормандии, участвовал рядовым во франко-прусской войне 1870 – 71 гг. , а в конце 1870-х гг., под руководством друга своей матери Гюстава Флобера , посвятил себя литературной деятельности и сразу примкнул к младшим представителям натуралистической школы.

Его первые рассказы, в особенности глубоко трогательная новелла «Пышка», произвели на публику сильно впечатление. Успех Мопассана рос с каждым новым сочинением его, и скоро он сделался одним из самых популярных романистов того времени. Помимо замечательного таланта, изящного стиля тонкой наблюдательности и дара психологического анализа, Мопассан нравился обществу пессимистическим колоритом своих произведений, своим вдумчивым и серьезным отношением к жизни и своею безотрадной тоской, которой веет от каждой страницы его художественных рассказов. Мопассан в беллетристике – то же, что Шопенгауэр в философии , и оба они – любимые авторы тех, кто живет под гнетом уныния и разочарованности.

Ги де Мопассан в конце жизни, фото

Все, что делал тогдашний человек жестокого, глупого и пошлого, нашло себе повествователя в лице Мопассана; все изъяны и возмутительные нелепости, которыми богата жизнь и которые особенно выделяются на фоне внешней цивилизации, представлены у него с ужасающим реализмом. Мир в его изображении рисуется как лживый, развратный и бесконечно несчастный. Мопассан не может равнодушно смотреть на действительность, но свою скорбь и обманутые надежды он ревниво прячет от людей в глубине своей души и развертывает панораму безотрадных картин со внешним спокойствием и объективностью. Только изредка («На воде», «Бродячая жизнь») прорывается у него лирический тон, грустный, как элегия, полный усталости и жажды забвения.

Гении и злодеи. Ги де Мопассан

Мировых шедевров, популярность которых неподвластна времени, - Ги де Мопассан. Биография этого персонажа, как и судьбы его героев, полна жестокости и правдивости. Этот мужчина не боялся изображать человеческие пороки, которыми обладал сам.

Счастливое детство на побережье

Родиной писателя стала Верхняя Нормандия, которая находится в северо-западной части Франции. Появился на свет прозаик 5 августа 1850 года, в замке Миромениль, что стоит в окрестностях живописного городка Дьеппа.

Отец мастера происходил из обедневшей дворянской семьи. В жены он взял девушку по имени Лаура ле Пуатвеном, семья которой принадлежала к классу средней буржуазии. Супруги безумно любили друг друга, и первые годы были очень счастливыми.

Веселое и беззаботное детство прожил Ги де Мопассан. Биография мальчика была тесно связана с морем. Часто он играл с крестьянскими детьми на песчаном берегу, быстро научился плавать, умело ловил рыбу и даже выходил в плавание под парусами. Именно благодаря этим воспоминаниям позже были написаны такие работы, как «Рука», «Веревочка», «В крестьянском суде», «Утопленник».

Столкновение с реальностью

В 1856 году в семье появился еще один мальчик. Эрве, брат Ги, с рождения страдал психическим расстройством. Подобные проблемы были и у матери писателя. Лаура болела неврозами и депрессиями.

В течение последующих лет атмосфера в их маленьком доме изменилась. Постоянная разгульная жизнь отца привела к разводу. Женщина с детьми переехала. Именно в это время возникла особенно тесная связь между матерью и сыном. Лаура стала тем человеком, которого беспрекословно слушался Ги де Мопассан.

Краткая биография рассказывает о годах его обучения. По желанию мамы мальчик отправился в духовную семинарию. Она считала, что такая профессия могла бы обеспечить ее ребенку безбедную дальнейшую жизнь. Но там парень проявляет себя как хулиган и лентяй, постоянно критикует не только систему образования, но и саму религию. За плохое поведение его исключают.

Литература как цель жизни

Именно в этом возрасте он сделал первые шаги к словесному искусству и написал простые стихи. Мать поддержала его увлечение. Лаура была поклонницей литературы, много читала и общалась с гениями пера того времени. Именно она способствовала знакомству сына с Флобером. Он стал наставником и спровоцировал стиль, в котором писал Ги де Мопассан. Биография и творчество писателя были тесно связаны с этой персоной.

Получив диплом в 1869 году, по настоянию матери едет в Париж изучать право. Но быть юристом ему не суждено. В 1870 г. записывается в добровольцы и отбывает на Франко-прусскую войну.

Почва для срыва

Непобедимая Франция пала под давлением Германии. Уже через год юноша вернулся на оккупированные родные земли. Местный рабочий класс долгое время бунтовал против установленных порядков, и новая власть жестоко расправлялась с ними. Все эти кровавые события видел Ги де Мопассан. Краткая биография мало внимания уделяет его душевному здоровью, но если копнуть глубже, становится понятно, что мужчине больших усилий стоило не

Склонность к депрессиям и психозам передалась ему от матери. Настоящим чудом было то, что Ги не потерял контроль над собой и смог прожить нормальную жизнь, в отличие от его брата Эрве, который провел много времени в психбольнице. Мужчина боролся с недугом упражнениями, которые он выполнял для поддержания физического здоровья.

Политические изменения не позволили получить диплом юриста. Пошатнулось и материальное положение семьи. Романтический юноша исчез, а вместо него появился жестокий циник Ги де Мопассан. Биография его свидетельствует: для того чтобы поддержать семью, мужчина устроился работать чиновником. Позже в каждом из его произведений присутствовала эта часть жизни.

"Приемный отец"

На этом месте он трудился долгих десять лет. В 1872 году в разговоре с матерью Ги признается, что будни чиновника его тяготят, он скучает по литературе. Лаура отозвалась сочувствием. Женщина решает, что сыну поможет Гюстав Флобер. Прозаик-реалист был хорошим другом ее покойного брата. Он радушно взялся ввести молодой талант в нелегкий мир литературы.

Сам Флобер имел массу негативных привычек. Впоследствии их перенял и Ги де Мопассан. Биография (фото двух гениев Франции можно увидеть в материале) писателя с тех пор была тесно связана с его известным учителем.

Мопассан и Флобер

Стоит заметить, что в народе ходило много историй об отношениях этого писателя с вышеупомянутым семейством. Большинство из них имели негативный характер. Люди говорили, что Флобер и Лаура были тайными любовниками, от встреч которых на свет появился Ги. Также сплетничали о любви старого писателя к юному гению. Но ни один из слухов не подтвердился.

Под чутким руководством наставника Мопассан страстно работал. Он уделял произведениям несколько часов в день и каждую неделю встречался с учителем для того, чтобы отчитаться. Флобер безжалостно критиковал, добросовестно корректировал и умело переправлял все написанное учеником. Старый наставник не позволял публиковаться до тех пор, пока работа не станет идеальной.

Позже все чаще в газетах появляются произведения с подписью "Ги де Мопассан". Биография его творческого пути началась в 1880 году, с публикации новеллы «Пышка».

Взлет в литературе

Первая работа принесла настоящий успех молодому таланту. История рассказывает о пышнотелой проститутке-француженке. Она исключительно добра и простодушна. В дороге экипаж ломается. Женщина и ее соседи по карете останавливаются на постоялом дворе. Там на пышку заглядывается прусский офицер. Дама отказывает ему.

Друзья по экипажу приветствуют патриотизм женщины и всячески поддерживают ее дух. Но пока она сопротивляется, откладывается отъезд. Оказывается, офицер запретил отпускать легкомысленную девушку, а вместе с ней и ее новых знакомых. Под натиском земляков пышка проводит ночь с военным. На следующий день она страдает от осуждающих взглядов своих вчерашних товарищей.

Тему человеческой низости показал в этом произведении автор. Каждый написанный герой - это он сам. Его персонажи до сих пор привлекают публику присущими им амбициями и жаждой жизни. Искренним и откровенным был с читателем Ги де Мопассан.

Биография по датам описана в конце статьи, а пока перейдем к заключительному этапу жизни писателя.

Пустота и смерть

В 1880 году умирает и наставник Мопассана - Флобер. Далее прозаик работает самостоятельно.

Известный своей страстью, Мопассан имел множество любовниц и трое детей, которых так и не признал. Мужчина много путешествует на корабле под названием одноименной книги - «Милый друг». Из этих путешествий он привозит новые, захватывающие произведения. Все чаще мастер уединяется. Его мучает безумие и сифилис, которым он заразился еще молодым. Совершив попытку самоубийства, он окончательно теряет здравый смысл. Умер писатель 6 июля 1893 года.

Рождение

На свет появился брат Ерве

После развода родителей семья переехала в городок Этрету

Учится в духовной семинарии

Уезжает в Париж изучать право

Записывается в ряды армии

Работает под началом Флобера

Заражается сифилисом

Приступил к написанию произведения «Жизнь». Работал над ним 6 лет

Пишет рассказ о лицемере, который добивается успеха грязным способом, - «Милый друг»

Создает «Монт-Ориоль» - сложную историю о любви и верности

Публикует роман в стиле традиционной французской литературы «Пьер и Жан»

Продолжает раскрывать тайны тогдашнего общества в труде «Сильна как смерть»

Показывает всю глубину человеческой психологии в «Нашем сердце»

Совершает попытку самоубийства

Умирает в больнице для душевнобольных

Этой таблицей мы подвели итоги жизни такого писателя, как Ги де Мопассан. Хронологическая таблица (биография в ней представлена не полностью) поможет проследить основные этапы его жизни.

Ги де Мопассан – французский писатель, чье творчество соприкасалось с натурализмом. Мужчина сумел заработать на литературе целое состояние. Ненасытный в любви, он превращал большинство женщин в персонажей новелл, рассказов и романов. А еще он увлеченный путешественник, объехавший Европу и заглянувший в отдаленные уголки мира.

Детство и юность

Полное имя писателя - Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан. Родился в усадьбе Миромениль близ городка Дьепа в семье обедневших дворян. Дед разорился, отцу Гюставу де Мопассану ничего больше не оставалось, как идти работать. Служил мужчина маклером на бирже, был эстетом, любил искусство, рисовал акварелью. Слыл щеголем и прожигателем жизни.

А вот женился на собственной противоположности – подруга детства Лора Ле Пуатвен отличалась серьезным и вдумчивым характером. Впрочем, пара не ужилась под одной крышей. Родив второго наследника, женщина вместе с сыновьями уехала в приморский город Этрета, где располагалась ее вилла.

Детство Мопассана пролетало в беззаботности и праздности. Мальчик был предоставлен сам себе, поэтому много времени проводил на улице. С ранних лет научился ловить рыбу, водил дружбу с фермерами, матросами, рыбаками.


В 13 лет свобода закончилась. Мама устроила Ги в духовную семинарию. Строгость учебного заведения не понравилась свободолюбивому подростку: несколько раз сбегал, постоянно проказничал, в итоге непутевого семинариста с позором выгнали.

Родительница решила попытать счастья в руанском лицее, куда и пристроила сына. Здесь юноша прижился, проявил яркие способности к наукам и искусству, а главное, нашел проводников в мир литературы. Первыми наставниками стали поэт Луи Буйе и писатель . После лицея молодой человек отправился в столицу Франции, где поступил на юридический факультет. Но учебу прервала война с Пруссией.


Мопассан прошел войну рядовым, в это время воспылал страстью к астрономии и естествознанию. Вернувшись домой, не смог продолжить обучение – разразился экономический кризис, родители оказались не в состоянии оплачивать вуз. Пришлось поступить на службу. Ги шесть лет отдал Морскому министерству, еле сводя концы с концами на мизерную зарплату. Занятием, которое действительно захватывало, стала литература.

Творчество

Работая в министерстве, Ги де Мопассан под началом Флобера начал делать первые шаги на писательском поприще. Несколько лет только и делал, что писал, уничтожал рукописи и снова садился за перо. Флобер настаивал на том, чтобы молодой человек каждый день тратил время «на музу», по его мнению, только так можно добиться успеха. Причем на первых порах запрещал ученику печататься. При помощи наставника Мопассан перешел из Морского министерства в ведомство, отвечающее за народное образование.


Первая публикация в творческой биографии начинающего писателя случилась в 1875 году. Новелла «Рука трупа» вышла в газете под псевдонимом, как и поэма «На берегу», которая спустя четыре года в переработанном виде наделала много шума и довела автора до суда. Работу, получившую новое название – «Девка», представители надзорных органов посчитали порнографией. На помощь вновь пришел Флобер, составив оправдательное письмо.

В 1880 году свет увидел рассказ «Пышка», который вошел в состав сборника. В этом томе вместе с дебютным произведением Ги соседствовали повести , Жорис-Карла Гюисманса и других французских прозаиков.


Рассказ произвел фурор в кругах критиков и читателей тонкой иронией и яркостью характеров. На работе ему даже дали отпуск на полгода. Вслед за «Пышкой» был издан поэтический сборник «Стихотворения», после чего уволился с поста чиновника и работал в газете.

В 80-х годах Мопассан много путешествовал. Впечатления от Корсики, Алжира и Бретани вылились в романы, новеллы и очерки. Бытность корсиканцев, например, вдохновила на создание книги «Жизнь». За последний десяток лет, который отвела судьба, писатель успел создать россыпь произведений.


Литературоведы выделяют «Пьер и Жан», «На воде», «Под солнцем», повести и новеллы «Ожерелье», «Лунный свет», «Завещание» и, конечно, роман «Милый друг». Ги де Мопассан возвысился до первых мест в плеяде звезд французской новеллистики.

Читатель обожал Мопассана, тот сумел сделать писательство доходной профессией. В год литератор зарабатывал до 60 тысяч франков и жил на широкую ногу, не забывая финансово поддерживать мать и родственников брата. К закату жизни сколотил приличное состояние, обзавелся многочисленной недвижимость, содержал несколько яхт.


Секреты популярности для писателей-современников были очевидными. Золя отмечал, что Ги умело играет на чувствах, с читателем разговаривает добродушно, а если и использует сатиру, то без оттенка злобы и резкости. объяснял феномен известности Мопассана тем, что француз видел «смысл жизни в женщине, в любви».

Писатель водил дружбу с именитыми коллегами по литературе. Тесно сблизился с , Полем Алексисом, Леоном Дьерксом и другими известными личностями. Слыл хорошим товарищем и верным другом.


Часть произведений Ги де Мопассана стала основой для художественных фильмов. Впервые его труд ожил на пленке в Советском Союзе. В 1934 году режиссер снял немую картину «Пышка». Экранизацию «Милого друга» представляли Вилли Форст (1936), Пьер Кардиналь (1983) и Деклан Доннеллан (2012). В последней ленте снялись голливудские звезды , .

Личная жизнь

Ги де Мопассан испытывал безудержную страсть к женщинам, слыл ловеласом, заводящим кучу романов и случайных связей. Любовные похождения стали основой для львиной доли произведений. Даже разочарования не останавливали мужчину. Однажды 18-летний юноша влюбился в парижанку по имени Фанни и посвятил ей стихи. Явившись под окна к возлюбленной, услышал, как девушка со смехом зачитывает признания в любви компании друзей.


Известны некоторые имена пассий уже из взрослой жизни француза: графиня Эммануэла Потоцкая, Эрмина, Мари Канн. Впрочем, литератор старался не афишировать отношения для прессы. Как-то даже чуть не устроил дуэль с журналистом, упомянувшим в газете очередную даму.

В 1882 году Мопассан вдруг собрался жениться, но дело так и не дошло до свадьбы. Мужчина до конца жизни оставался холостяком. Возможно, просто так и не нашел ту единственную. Ги – автор множества высказываний о девушках, которые превратились в афоризмы. Одно из них:

«Я люблю только одну женщину - незнакомку, которой нет в реальности».

Любовные похождения обернулись болезнью: писатель заразился сифилисом. Причем своему другу писал о диагнозе с восторгом:

«Я горд, у меня самый настоящий сифилис, и я уже не боюсь его подцепить!»

Спустя десятилетие после смерти Ги де Мопассана во французском издании «Эклер» появилась сенсационная новость о том, что автор «Милого друга» - отец трех детей: двух девочек и мальчика. Незаконнорожденные наследники, по обычаям того времени, носили фамилию матери Жозефины Литцельман.

Сам писатель никогда не говорил о детях, да и родственники отрицали факт их существования. Ги оставил завещание, в котором почти все состояние перешло племяннице. Только четверть наследства передано родителям.

Смерть

Ги де Мопассан имел плохую наследственность. Мама страдала психозами, а младший брат и вовсе умер в психиатрической клинике. Писатель всю жизнь боялся помутнения рассудка, но эта участь не миновала. К тому же здоровье подорвало чрезмерное умственное напряжение, ведь он писал не прекращая.


Ги одолевали головные боли, позже и нервные припадки. В 1891 году мужчина попытался покончить жизнь самоубийством, перерезав себе горло. Попал в психиатрическую лечебницу, а спустя два года умер. Причина смерти – паралич мозга. Автор, умеющий правдиво и трогательно писать о любви, не дожил до 43 лет.

  • Мопассан вместе с другими деятелями культуры выступал против возведения Эйфелевой башни, называя строение «безобразным скелетом». Часто обедал на крыше башни, потому что только из этой точки Парижа ее не было видно.
  • Писатель любил путешествовать, побывал во многих странах. Он пешком прошелся по Бретани и даже совершил полет на воздушном шаре из Франции в Бельгию.

  • Француз обожал реку, увлекался гребным спортом. В 1885 году купил яхту, которую назвал «Милый друг». Спустя три года появилась вторая яхта, уже вместительнее, но с точно таким же названием.
  • О любовных похождениях писателя его слуга Франсуа Тассар создал книгу «Воспоминания о Ги де Мопассане», увидевшую свет в 1911 году. Автор весьма сдержанно приоткрывает завесу тайны личной жизни хозяина.

Цитаты

«Женщин я коллекционирую. С одними я встречаюсь раз в год, с другими - раз в полгода, с третьими - раз в квартал. С некоторыми - когда они этого хотят. Я никого не любил»
«Слова любви всегда одинаковы, - все зависит от того, из чьих уст они исходят»
«Да, любовь – это единственная радость в жизни, но мы сами часто портим ее, предъявляя слишком большие требования»
«Законный поцелуй никогда не может сравниться с поцелуем украдкой»
«Женщины бывают до бесконечности верны или, точнее, до бесконечности навязчивы»
«Человек часто делает ошибки. Более того, он всю жизнь только и занимается тем, что делает ошибки»
«Всякий, стоящий у государственной власти, обязан избегать войны точно так же, как капитан корабля избегает кораблекрушения»

Библиография

  • 1883 – «Жизнь»
  • 1885 – «Милый друг»
  • 1887 – «Монт-Ориоль»
  • 1888 – «Пьер и Жан»
  • 1889 – «Сильна как смерть»
  • 1890 – Наше сердце»
  • «Огонь желания» (незаконченный)
  • «Чуждая душа» (незаконченный)
  • «Ангелюс» (незаконченный)