Постное меню. Сырная седмица-Масленица

Мясопуст, Звончаты, Свадьба с сосной, Карнавал - все это название одного праздника у разных народов. Мы привыкли называть его просто Масленица. Это граница между зимой и весной. По окончании Масленицы наступает Великий пост. Основная задача которого - подготовить людей к празднику Пасхи.

Немного из истории

Масленица - это привычное народное название, которое мы обычно используем, но в действительности этот период называется Сырная седмица. Истоки этого торжества уходит корнями в глубь языческих времен. В дохристианской Руси этот праздник был приурочен ко дню Веселье длилось целых 14 дней. В те времена Масленица отличалась особым раздольем: устраивались балаганы, вместе собирались жители деревни для того, чтобы поприветствовать друг друга и шумно провести время. Женщины, дети, подростки выбирали высокие горки и организовывали катание на санках, все это сопровождалось веселым смехом. Мужчины же предпочитали померяться силами со своими родственниками и соседями, устраивали спортивные соревнования и бои на кулаках.

Каждая хозяйка считала своей обязанностью приготовить как можно больше вкусной еды. Особое внимание уделялось блинам, их готовили с разными начинками. Символом праздника не зря было выбрано именно это блюдо.

В ожидании весны люди хотели привлечь к себе как можно больше солнечного света. Блин подходит на роль небесного светила - такой же желтый и горячий. С принятием христианства многие языческие праздники были отменены. Но Масленицу все же решили оставить, хотя время веселья сместилось и стало меньше. Это сделали для того, чтобы не нарушать правил Великого поста.

По церковным канонам

Отвечая на вопрос: «Сырная седмица - что это?» - можно сказать, что это большой христианский праздник, который считается предвестником Великого поста. Отмечается он за семь недель до Пасхи. В народе этот период называли - Мясопуст. Все потому, что нельзя было употреблять мясные продукты. В этот период рацион состоял из яиц, масла и молочных продуктов. Для верующих и служителей церкви Сырная седмица особенно важна, она является отправной точкой к приготовлению к Великому посту. Христиане, помимо отказа от мяса, должны соблюдать особую строгость в своем поведении. Нельзя поддаваться веселью, развлечениям и разгулу.

Современное празднование

Сегодня многие не придерживаются церковных канонов. считают, что Седмица сырная (Масленица) - всего лишь очередной повод для веселья и отдыха от рабочих будней.

Неделя Масленицы

Полагалось, что Масленицу нужно проводить весело и с размахом. Считалось, что таким образом можно привлечь к себе удачу на последующий год. Стоит отметить, что каждому дню Сырной седмицы отводят свою роль. В течение недели нужно было выполнять особые ритуалы.

Семь дней делятся на узкую Масленицу и широкую.

Первая половина

Понедельник. В этот день с утра все хозяйки приступали к также он был особенным и для молодых девушек, готовящихся выйти замуж. Встречали сватов, обсуждали свадебное меню и составляли список гостей. Женщины, состоящие в браке, уходили к своим родителям, а на следующее утро муж приходил к ним в гости вместе с родней.

Блины, которые испекли первыми, раздавали бедным и бездомным, а те в свою очередь должны были помолиться за умерших родственников. Встречались жители нескольких поселений, выбирали особенно снежные места, приносили с собой блины и чай. Во время гулянья сооружали чучело, которое олицетворяло собой уходящую зиму. Его наряжали в старую одежду и катали на санях. Таким образом отдавали дань зимним месяцам. Ближе к ночи чучело устанавливали на видном месте - возле деревни или в центре города. Этот день называется Встреча.

Вторник. В этот день устраивались ярмарки и походы в гости. Среди молодежи проходили смотрины, а уже после Великого поста можно было и свадьбу сыграть. Будущие муж и жена все это время должны были провести вместе. Парни веселили своих девушек, катали по снежным горкам и пели восхваляющие песни. Те же старались показать свое мастерство в приготовлении разных блюд, которыми угощали будущих женихов.

Среда. Этот день недели был посвящен семье. Хозяйки накрывали большой стол. Если в гости приходил зять, за ним нужно было тщательно ухаживать, проявлять знаки особого внимания, чтобы он почувствовал себя дорогим гостем. Если раньше возникали размолвки, это был лучший день, чтобы помириться. Большие столы накрывали и на улице, это объединяло жителей деревень и помогало уладить прежние размолвки.

Вторая половина Масленицы

Четверг. Это был самый шумный и веселый Масленицы. Хозяйки завершали всю работу по дому. Сырная седмица была показателем того, каким веселым и дружным был славянский народ. Какие только игры и затеи они не придумывали: головокружительные катания с горки, качели, карусели. Соревнования в поедании блинов. Мужчины могли проявить свою силу отвагу и находчивость - во время шуточных оборон и взятий снежных замков. Люди верили, что, прыгая через костер, они помогают солнцу набрать силу и поскорее прогнать холодную зиму.

В четверг устраивали кулачные бои и почитали Велеса - это бог, защищающий домашних животных. Именно поэтому первые блины этого дня скармливали лошадям и коровам.

Пятница. Этот день был посвящен теще. Зятья приглашали их к себе в гости, угощали и проявляли все свое уважение. Накануне пятницы теща передавала продукты и посуду, чтобы можно было приготовить блины. Это было коровье масло, половник и сковорода. Если одна из сторон не выполняла свою часть обязанностей, это вызывало вражду и ссоры.

Суббота. Этот день называли Золовкины посиделки. Невеста собирала у себя всех родственников мужа, но особое внимание уделялось золовке, сестре мужа. Она должна была подготовиться и преподнести подарок хозяйке. Молодая жена угощала гостей разными яствами, в очередной раз доказывая свое мастерство. Если девушка была незамужняя, она приглашала в гости подруг. Представительницы прекрасного пола, которые были помолвлены, делали подарки своим родственникам.

Последний день Сырной седмицы

Воскресенье. В этот день заканчивалась Сырная седмица. Подходили к концу празднования и гостины. Одной из традицией этого дня считается свист. Для этого использовали свистульки, выполненные в виде птиц. Таким образом люди призывали пернатых вернуться в родные края.

При встрече люди низко кланялись друг другу и за все обиды и недомолвки. Разжигали костры, прогоняя зиму и приглашая весну. Центральным событием дня становилось сжигание чучела. К нему бросали остатки праздничной еды. После огня оставался лишь пепел, который люди собирали и разбрасывали на своих полях или реках. Они считали, что это поможет пробудить спящую землю.

Убирали в домах и готовились к главному празднику - Пасхе. За весь вечер можно было семь раз подойти к столу. А напоследок собраться за ним всей семьей, чтобы жить в согласии следующий год.

Затем его не убирали, он покрывался скатертью и мехом овцы. До заката солнца нужно было посетить кладбище, чтобы отдать дань умершим. На могилах оставляли блины. В воскресенье пили очень мало и ложились спать до наступления полуночи.

Соблюдение поста

Сырная седмица: что можно есть? В христианской церкви эту неделю называют еще Мясопустной. По той причине, что присутствие в пище мяса полностью исключено. Употребление блинов с сыром во время этого поста приветствуется, и поэтому его называют Сырная седмица. Питание в эти дни простое: молочная продукция, рыба, яйца.

Супружеский долг во время Масленицы

У многих семейных пар, которые соблюдают пост, возникает вопрос о том, дозволены ли церковью супружеские отношения в Сырную седмицу. Сама по себе неделя Масленицы не является строгим постом. С одной стороны, мяса нельзя, а с другой - можно рыбу, яйца, молоко, сыр, масло. Тогда следует, что отсутствие венчания супружеской пары в церкви не подразумевает потребности воздержания в эти дни. В случае если мужчина и женщина являются православными христианами, то здесь принимать решение они могут посоветовавшись с духовным наставником.

Масленица в 2015 году

Сырная седмица в 2015 году выпала с 16 по 22 февраля. Подготовку к Масленице надо начать заранее. Делают уборку во всех комнатах.

Если в доме есть печь, ее необходимо полностью привести в порядок, почистить, побелить. Также каждая хозяйка должна на время праздника запастись мукой, маслом, яйцами и различными сладостями.

Протоиерей Г.С. Дебольский

П оследняя приготовительная ко св. Четыредесятнице неделя называется сырной , а в просторечии масляною, или масленицей, от употребления в эту неделю сырной пищи по установлению Церкви, и сыропустною , потому что ей оканчивается перед Четыредесятницей употребление сырной пищи. Своим богослужением, постановлениями и обыкновениями в седмицу сырную Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже « преддверие покаяния, предпраздненст­во (πυοεόρτιον) воздержания, светлое предчувствие поста, седмица пред очистительная » (cм. церковную службу в седмицу сырную). В эту седмицу Церковь предочищает нас телесно и духовно, предварительным воздержанием и постом, соответственным времени богослужением и примирением взаимным, или обычаем взаимного прощения.

«Дабы мы, от мяса и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало–помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста », Церковь, снисходя нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиги поста, постановила для православных христиан употреблять в последнюю неделю перед Четыредесятницей сырную пищу; а по словам блаженного Симеона Фессалоникийского - в противодействие какому-то еретическому мнению . Это древнее постановление Церкви в 7 веке еще более утвердилось и распространилось по обету византийского царя Ираклия (610–640). Шесть лет воюя против Хозроя, царя персидского, Ираклий, отягченный продолжительною и изнурительною войною, дал обещание Богу пресечь совершенно, по благополучном окончании этой тягостной войны, употребление мяса в последнюю неделю перед Четыредесятницей. По благополучном прекращении брани, уважая благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь исполнила его благое желание, согласное с ее св. намерениями, подтвердив употребление сырной пищи в седмицу перед Великим постом (Синаксарь в субботу сыропустную).

Кроме этого постановления о воздержании в сырную седмицу, Церковь предписывает в среду и пятницу ее пощение до вечера, как в Великий пост, хотя это пощение состоит более во времени, нежели в пище, которая бывает сырная, как и в прочие дни настоящей седмицы. Сообразно намерениям приготовлений к св. Четыредесятнице, предочищая души и тела верующих к подвигам поста, Церковь в неделю сырную не сочетает браков; в среду и пятницу этой седмицы не совершает Литургий, а вместо нее Часы, и, как во дни Четыредесятницы, в эти два дня сырной седмицы с коленопреклонением произносит молитву св. преподобного Ефрема Сирина : «Господи и Владыка живота моего » и проч. Кроме того, в каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения приготовляемых к посту, прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах поста, по словам Господа: обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плаче и в рыдании (Иоил. 2:12); в пятницу сырную воспоминает крестные страдания Спасителя, а в субботу творит память всех св. преподобных и богоносных мужей и жен, просиявших постом, синаксарь в эту субботу начинается стихами:

Душам праведным, их же память присно пребывает:
Жертвы покаяния приношу словеса.

Как воинов, ополченных и готовых на брань, воеводы одушевляют наставлением и напоминанием им о воинах, отличившихся мужеством и храбростью, так Церковь, при ополчении нас на духовную брань в дни св. Четыредесятницы, укрепляет нас на духовные подвиги примером св. подвижников. « Яко да к первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидные и различные делаем добродетели, якоже комуждо сила есть », помня, что и св. подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были также люди, облеченные немощами плоти и нам подобные по естеству (Синаксарь в субботу сыропустную).

Изобразив вкратце дела Божий от начала мира и приблизив нас ко вратам св. Четыредесятницы, Церковь в воскресный день сыропустной седмицы приводит нам на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, представляя в утрате ими невинного блаженного состояния достойный предмет для слез и покаяния в св. Четыредесятницу; а бедствием, в которое низвергла человечество страсть себялюбия и плотских угодий, внушая: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения и как опасны чувственные греховные удовольствия. Синаксарь в неделю сырную начинается словами:

Мир с родоначальники горько да восплачет:
Снедию сладкою падший с падшими.

На Литургии в воскресный день сыропустной седмицы словами Евангелия Церковь благовествует нам о том, что нужно нам для получения от Бога прощения грехов во время поста, и как должно поститься (Мф. 6:14-20). Она научает нас, что для получения от Бога прощения наших грехов, нам самим надобно прежде простить ближних, согрешивших против нас, Господь глаголет в Евангелии:

аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный.

Истинный же пост состоит в нелицемерном и искреннем соблюдении церковных правил пощения не перед глазами ближних, но перед очами Бога всеведущего. Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время удобнейшее для стяжания духовных сокровищ, подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ; есть истинный день для делания благих Дел, как говорит Церковь словами ап. Павла, читаемыми в неделю мясопустную: нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся в оружие света. Ядый не ядущего да не укорят: и неядый ядущаго да не осуждает (Рим. 13:12-14:3).

Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день перед Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились по окончании вечерни по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы; врата обители закрывались до недели Ваий, в которую пустыно–подвижники обыкновенно возвращались в монастырь. И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни сырной недели по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем богослужении, в знак примирения и освящения постановлено Церковью для верующих лобызать и священные изображения Бога и святых.

Примечание. Так прощение перед св. Четыредесятницей изображается в исторических актах 1598 года, относящихся к России: «Митрополиты, архиепископы, епископы благословиша царя и прощение подаша ему, а архимандриты, игумены и честные старцы также прощение подаша ему и от него прощение купно получиша; получив же благословение и прощение к подвигу постному, тщашеся духовный подвиг св. Четыредесятницы совершити» (Исторические акты археографическ. экспедиц. об избрании Годунова, 1598 г., том 2, № 7.)

Чин богослужения в сырную седмицу получил начало свое в древние времена христианства. О церковном воспоминании изгнания прародителей из рая в сырную неделю говорит в письме своем об уединенной жизни Феофил, патриарх Александрийский, живший в 4 веке. Святитель при вступлении в Четыредесятницу, говоря о важности поста и молитвы, между прочим представляет в пример пощения ветхозаветных постников - Давида, Ананию, Азарию, Мисаила. Св. Григорий Нисский при вступлении в Четыредесятницу поучал:

Все вы, любящие Бога паче, нежели удовольствия чрева, с радостию и благодушием вступите во дни поста. Может ли называться мужественным тот борец, который еще при начале подвигов обнаруживает скорбное малодушие? Не печальтесь подобно детям, ведомым в училище, не ропщите на дни очищения, не ждите конца седмицы, как ждут появления весны после хладной зимы.

Подобно св. Григорию Нисскому перед вступлением в Четыредесятницу поучал в 6 веке Лев Великий, епископ Римский.

В 9 веке Феодор и Иосиф Студиты, Христофор Протосинкрит написали многие песнопения, ныне исполняемые Церковью в сырную седмицу.

Что такое Сырная неделя?

Сырная седмица (Масленица) - это вся неделя перед Великим Постом. Очень часто Сырную неделю называют «Мясопуст», так как все семь дней нужно воздерживаться от употребления любых мясных блюд и употреблять в пищу исключительно молочные продукты, яйца, рыбу и, конечно же, блины.

В старину традиции Сырной недели свято чтили и соблюдали. К сожалению, сейчас уже далеко не все знают, что каждый день Сырной недели имеет свои характерные особенности. Наверное, будет не лишним вспомнить, чему посвящен каждый день Сырной недели. Ведь Масленицу надо гулять не только весело, но и правильно!

Первые три дня праздника - это Узкая Масленица.

Встреча

В понедельник (первый день праздника) обязательно сооружали соломенное чучело, обряжали его в старую одежду и с песнями возили в санях. Также в этот день начинали печь блины. Считалось доброй традицией отдать первый блин нищим и бездомным, чтобы помянуть усопших предков. Важным был первый день Масленицы и для потенциальных невест: они вовсю готовились к предстоящим смотринам. По сути, в первый день Масленицы решались все «организационные» вопросы: где гулять, какой приготовить стол, да кого приглашать в гости.

Заигрыш

Вторник был полностью посвящен смотринам невест. Молодые люди приглашали девушек, которых собирались взять в жены, провести время вместе: покататься на санях и со снежных горок. Девушки в свою очередь не только должны были показать жениху свое расположение, но и продемонстрировать свои кулинарные таланты и угостить будущих мужей блинами и другими яствами. Считалось, что молодые люди, которые не будут расставаться ни на минуту во второй день Сырной недели, проживут в любви и согласии долгие годы.

Лакомки

Среда - семейный день. Пожалуй, единственный день в году, когда зять может прийти к теще в гости, имея на то все основания. Теща же обязана зятя вкусно накормить, напоить, да и быть с ним предупредительной и ласковой. Третий день Сырной недели отличался пышными застольями: ели и пили, не отказывая себе ни в чем.

Последние четыре дня праздника - Широкая Масленица

Широкий разгул

Четверг. Второе название этого дня - «Широкий разгуляй» - говорит само за себя. Славяне всегда умели веселиться, а в четвертый день Масленицы они превосходили сами себя. Главным событием дня (кроме обильных приемов пищи и возлияний) были штурмы снежного городка, который строился заблаговременно в первый день праздника. Также «Широкий Разгуляй» славился своими бесшабашными забавами, кулачными боями, гонками на лошадях, прыжками через костер, колядками.

Тещины вечерки

Пятница - тещин день. Теперь уже теща приходила в гости к своему зятю, и он должен был принять ее как самую дорогую и желанную гостью.

Золовкины посиделки

Суббота - день золовок. Замужние женщины (как правило, молодого возраста), приглашали в гости всех родственников мужа. Среди гостей почетное место занимали золовки (сестра мужа), которые обязательно должны были преподнести хозяйке дома подарок. Незамужние женщины приглашали своих замужних родственниц.

Прощеное воскресенье

Прощание с сырной неделей. Люди отправлялись на кладбище, чтобы помянуть усопших предков, просили друг у друга прощения за свершенные неблаговидные поступки и нанесенные обиды. В этот день начиналась подготовка к Великому Посту: остатки масленичной еды и чучело Зимы обязательно сжигали, дома убирали. Масленица подходила к концу: бесшабашные развлечения, пиры и гуляния сменяли дни строгого воздержания перед главным христианским праздником - Пасхой.

Масленицу в 2019 году отмечают с 4 по 10 марта. На Сырную седмицу, или Масленицу 2019, мясные продукты уже под запретом, но рыбные блюда, молоко и молочные продукты, яйца ещё можно есть, даже в среду и пятницу. Сырная седмица - своеобразный «полупост», настраивающий верующих на переход от невоздержанности в еде к строгим устоям постничества, к телесному воздержанию.

Готовить душу и тело к Великому посту верующие начинают за четыре недели до его начала. Неделя о Мытаре и Фарисее, Неделя о блудном сыне, Мясопустная неделя (о Страшном суде), когда допустимо в пищу мясо, и Сыропустная неделя — воспоминания Адамова изгнания. Такой день известен как Прощёное воскресение, когда разрешены к употреблению молочные продукты.

Сырная седмица — последняя из недель, её ещё принято называть Масленицей. На церковных службах повествуют о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии Иисуса Христа, побуждают к соблюдению христианских заповедей и раскаянию.

Сырная седмица 2019: что можно есть?

Сырная седмица — Масленица — некоторыми особенностями приближена к Великому посту. Церковь наставляет не поддаваться увеселениям и чрезмерным развлечениям. В среду и пятницу богослужение приближенно к великопостному. Во вторник за вечерней в первый раз читается молитва святого Ефрема Сирина. Без неё не обходится ни одно богослужение во время Великого поста.

Трапеза — полускоромная. Плавная смена мясоедства постничеством помогает обрести особенное молитвенное настроение, нужное для духовной работы. Ведь телесное воздержание во время поста нужно именно для возможности усиленного труда духовного. Необходимо освящать тело и дух, помнить о прегрешениях, умилостивлять Бога, каяться, посещать болеющих и помогать неимущим, дарить друзьям и родным сердечность и мир.

Из истории

Предшествующая посту неделя, Сырная седмица, появилась в VII веке. В древности среди языческих народов было принято встречать весну, провожать зиму, прощаться с холодным временем. На Руси также прощались с зимней спячкой, праздновали возрождение весны. Праздник, посвященный этому, назывался Масленицей, или Комоедицей.

Церковь не всегда запрещала языческие праздники и традиции. Вместо этого народным обычаям придавался другой смысл, праздники замещались на христианские, воцерквлялись. Подобным образом произошло с традициями радоницы и колядования. Масленица была приурочена церковью к подготовительной, полупостной седмице перед строгим долгим постом. Языческое смысловое наполнение подменили христианским.

О Масленице в миру

Служители православной церкви отмечают, что Масленица превратилась в один из праздников, а вместо благоговения процветает бесчинство и безудержный разгул. Невоздержание, чревоугодничество и неумеренное питье приводят к совершению новых грехов вместо того, чтобы замаливать предыдущие и очищаться духовно. Широкое празднество в Масленицу осуждается Церковью, считается недостойным истинно верующего.

«Разгульная масленица» уводит нас ко времени язычества. Соблюдение языческих традиций и обрядов, чревоугодничество и пьянство, неумеренные увеселения - совсем не это заложено Церковью в сам смысл Сырной седмицы.

В дни полагается уделять внимание семье, родным, поддерживать или устанавливать тёплые отношения с близкими, соседями. Не нужно забывать и о поминовении усопших.

Традиционное гостеприимство русского человека и стремление собраться за хлебосольным столом - проявление деятельного добросердечия. Совместная трапеза способствует примирению и согревает сердца. Поэтому и последнее воскресение перед Великим постом - Прощёное. К нему подготавливаются, даруя милосердие и утешение, тепло и участие, испрашивая прощения за свои поступки. Веселье должно оставаться умеренным.

Чему же посвящена Сырная седмица?

Готовиться встретить человеколюбивого Христа нужно сотворяя шесть дел евангельского милосердия. Подать еду голодающему, воду - страдающему от жажды, впустить под кров путника, дать одежду нагому, навестить болеющего и нанести визит находящемуся в заключении. Сырная седмица напоминает о Страшном суде.

Пост учит контролю над желаниями и умеренности. За время ограничения телесного верующие учатся подчинять стремления тела силе духа, контролировать мирские желания, чтобы в обычной жизни удерживаться от совершения греха. Но если человек по окончании поста разговляется без меры, чревоугодничает, а перед новым постом усиленно заговляется, — значит, предыдущий пост его ничему не научил.

На евангельских чтениях в храме говорят о Закхее, который после покаяния угощал Спасителя и своих товарищей. Притча о блудном сыне учит миру и всепрощению. Вместо телёнка из притчи на Сырной седмице вкушают блины.

Масленица – один из самых шумных и веселых народных славянских праздников, который ежегодно отмечается в России, Украине и Белоруссии в конце февраля или начале марта. Его история уходит своими корнями во времена язычества, поэтому в современном варианте он представляет собой некий симбиоз языческих и христианских обрядов и традиций. В церковном календаре он значится как «сырная неделя», которая предшествует длительному периоду Великого поста, заканчивающегося значимым для всех христиан праздником воскрешения Христа – Пасхой. А поскольку Пасха каждый год выпадает на разные числа, то и даты масленичной недели варьируются в зависимости от этого расписания и выпадают то на двадцатые числа февраля, а то и на первые числа марта.

Появление праздника

Изначально Масленица знаменовала собой прощание с зимними холодами и встречу новой весны. Люди радовались будущему возрождению природы и прославляли солнце, которое день ото дня становилось все ярче и теплее. Именно поэтому главным блюдом праздника считались и до сих пор являются блины, которые и формой, и цветом напоминают солнечный диск. С утверждением христианства она стала также и возможностью от души повеселиться и наесться любимых и сытных блюд, от которых придется отказаться больше чем на месяц, чтобы посвятить себя праведному труду и воздержанию от всех земных радостей.
В последнюю субботу перед началом масленичной недели принято поминать всех усопших родственников, поэтому она носит название «родительский день». Это время посещения кладбищ и организации поминальных обедов, на которых также одними из основных блюд всегда были блины с медом и кутья (отварной рис с изюмом).

Как отмечается праздник — Масленицы

Понедельник

Ну а уже в понедельник начинается безудержное веселье – встреча Масленицы, которая изображается в виде огромного набитого соломой круглолицего чучела в пестрой одежде. Особенно весело она проходит в деревнях: чучело устанавливается на центральной площади селения, а местные жители водят вокруг него хороводы, устраивают пляски под аккомпанемент народных инструментов и спортивные состязания, а затем собираются большими компаниями в домах за богато накрытым столом и поют всем давно знакомые и любимые песни. В городах подобные мероприятия организуются в парках, где также можно принять участие в разных творческих и музыкальных конкурсах, покататься на коньках и санях и полакомиться горячими блинами с разными начинками и душистым чаем со вкусом ягод и трав.

Вторник

Вторник – это день свиданий и сватовства, который получил название «заигрыши». Парни приглашают девушек поиграть в снежки и покататься с горок, а затем приводят их в родительский дом, угощают блинами и договариваются о будущей свадьбе. Как правило, такие помолвки устраиваются специально, чтобы обвенчать молодых сразу после Пасхи.

Среда

В среду по сложившейся традиции тещи приглашают своих зятьев со всей семьей на блины. Конечно, дело не ограничивается только этим кулинарным шедевром, и на стол выставляются лучшие блюда, приготовленные специально для любимого зятя. Это и разного рода соленья, и супы, и рыбные и мясные закуски, и холодец, и традиционные горячительные напитки. К блинам подаются такие деликатесы, как икра, различные паштеты и несколько видов сыра. Это лучшее время для того, чтобы наладить отношения внутри семьи, если по каким-то причинам теща и зять относились друг к другу с прохладцей или просто не успели хорошо узнать другу друга, так как молодые поженились совсем недавно. В народе этот день прозвали «лакомки». Кстати, в отличие от россиян украинцы и белорусы предпочитают украшать стол не блинами, а лепешками, сырниками и варениками.

Четверг

Далее следует широкий четверг , в который устраиваются самые массовые катания на санях. Их запрягают специально обученными тройками лошадей, которых украшают лентами и колокольчикам. Так что веселый перезвон и залихватские песни разносятся по всей округе. Городским жителям в этот день можно отправиться на местный ипподром, где их не только прокатят на санях, но и дадут уроки верховой езды и возможность понаблюдать за конным парадом или скачками. В деревнях и селах катания обычно организуют животноводческие хозяйства, длятся они по несколько часов и заканчиваются шумными пикниками на свежем воздухе. На специально подготовленных площадках повара жарят шашлыки, пекут блины и хлеб и даже запекают на вертелах молочных поросят.

Пятница

Пятницу принято вновь проводить в кругу родных. Только теперь уже зятья приглашают тещ к себе на обед или на ужин. Может быть, поэтому ее назвали «тещины вечерки». Здесь уже молодой семье приходится накрывать на стол и демонстрировать свое умение принимать и развлекать гостей. Поскольку за ней следуют выходные дни, пятничные посиделки могут продолжаться до глубокой ночи, пока последний гость не захочет отправиться отдыхать.

Суббота

Суббота (предпоследний день масленичной недели) отводится для «золовкиных посиделок». Недавно вышедшая замуж девушка приглашает к себе в гости сестер мужа и старается задобрить их обильным и вкусным угощением, а также полезными и дорогими подарками. Она должна доказать, что ее муж не ошибся с выбором спутницы жизни, показать себя отличной хозяйкой и талантливым кулинаром. Если сестры мужа еще не замужем, молодая может пригласить и своих незамужних подруг, чтобы вечер получился оживленным и веселым. В противном случае ей разрешается позвать только тех девушек, которые тоже успели выйти замуж.

Воскресенье

Заканчиваются недельные гулянья «прощеным воскресеньем» . Это очень трогательная и милая традиция, по которой принято ходить в гости к родственникам и друзьям или приглашать их к себе домой, чтобы попросить прощения за прошлые обиды и недоразумения. При этом все обмениваются поцелуями, сердечными объятиями и поклонами. Ну а после обеда огромное количество народа собирается на проводы Масленицы. Они устраиваются на больших открытых площадках, так как их главным событием становится сожжение чучела Масленицы. Оно знаменует окончательное прощание с зимой, от которой устали и люди, и природа. Церемония сопровождается обрядовыми песнями, танцами и играми и заканчивается самым грандиозным по сравнению со всеми остальными застольем, которое дает последнюю возможность насытиться любимыми блюдами перед Великим постом.

Праздник Масленицы – это отличный повод встретиться с близкими людьми и дальними родственниками. Ведь большинство из нас настолько занято работой и домашними делами, что на такие душевные встречи у нас часто просто не остается времени. К тому же, это удачная возможность поближе познакомиться с обрядами и традициями наших предков и рассказать о них детям. Конечно, лучше всего провести все эти дни где-нибудь за городом. Тем более что во многих домах отдыха и санаториях организуются специальные заезды, которые включают в себя огромное количество развлекательных мероприятий, посвященных Масленице. Но даже если вам придется остаться в городе, все эти посиделки и застолья с блинами и другими традиционными блюдами можно организовать у себя дома. А также почаще наведываться по вечерам в парки культуры и отдыха, где в течение всей недели работают аниматоры, артисты и многочисленные кафе на свежем воздухе.