"В. П

«Тот, кто когда-либо слышал исполнение Владимира Овчинникова - самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста - осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект» («Дейли телеграф», Великобритания)

Владимир Павлович Овчинников родом из Башкирии. Приехав в Москву восьмилетним мальчиком, Овчинников поступил в ЦССМШ при Московской консерватории и все десять лет обучения находился под неусыпным контролем заслуженного учителя РСФСР Анны Даниловны Артоболевской. Знания и умения, полученные от первого педагога, помогли Владимиру без проблем поступить в консерваторию. Там он обучался уже у профессора А.А.Наседкина, который в свою очередь был учеником известного .

Наседкин сумел передать своему ученику традиции русской фортепианной школы, приемы необычайно выразительной игры, технику звукоизвлечения, освоенную им под руководством Нейгауза. Таким образом Владимира Овчинникова по праву можно считать «пианистом гнезда Нейгаузова», в игре которого сочетаются отличная техника, темперамент и необыкновенная музыкальная чуткость.

Еще будучи студентом, Овчинников получил лауреатство на Международном конкурсе пианистов, проходившем в Монреале. А почти сразу после окончания консерватории он принял участие в одном из крупнейших мероприятий – Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, став обладателем второй премии.

Вскоре к этим достижениям добавилась победа на еще одном международном конкурсе, проходившем в Лидсе. Эти триумфальные выступления открыли перед Владимиром Овчинниковым дорогу в широкий музыкальный мир. Игру пианиста захотела послушать сама королева Елизавета – и Овчинникова пригласили в Лондон. Впечатление, которое игра Овчинникова произвела на английскую публику, было колоссальным. Пресса называла Владимира «необыкновенным пианистом, воспитанным прекрасной русской школой и устремленным к самым высоким вершинам виртуозности», его сравнивали с симфоническим оркестром, сравнивали Рахманиновым, сравнивали с самим .

Творческий портрет

«Совершенно ясно, что Овчинников имеет ту трансцендентальную виртуозность, которой сам Прокофьев, как пианист, удивлял публику Санкт-Петербурга в начале века». («Дейли телеграф», Великобритания)

Находясь в зените своей славы, Овчинников активно гастролировал по городам Европы и Соединенных Штатов Америки. Он давал множество сольных концертов, а также выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами разных стран. Его партнерами по сцене становились лучшие мировые дирижеры, такие как Рождественский, Федосеев, Шолти, Крайцберг…

Виртуозность игры Овчинникова граничит с невозможным. Его игра неизменно удивляет публику, заставляет ее восхищаться многогранным блеском каждой ноты. Музыканту оказываются по плечу самые технически сложные произведения. Каждая его концертная программа – настоящее музыкальное чудо, сплав виртуозной техники и искренней теплоты игры. Одна итальянская газета определила талант Овчинникова как «дар «простоты», которым обладают мастера самого высокого класса». Отыскивать простое в сложном, раскрывать публике удивительный мир, кроющийся за фортепианными пассажами – вот музыкальная миссия Владимира Овчинникова. И он прекрасно справляется с ней.

Одна из лондонских газет так отзывается о его исполнительстве:

«Тот, кто когда-либо слышал исполнение Владимира Овчинникова – самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста – осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект».

Владимир Павлович Овчинников имеет звания заслуженного и народного артиста России.

Другие сферы деятельности


Владимир Павлович Овчинников во время урока

Наряду с концертной деятельностью Овчинников серьезно занимается преподаванием. В середине девяностых годов он был педагогом по фортепиано в английском Королевском Северном музыкальном колледже, а сразу после этого начал свою педагогическую деятельность в стенах родной консерватории в Москве. Было время, когда Овчинников преподавал в Японии, кроме того, уже десять лет он является приглашенным профессором на факультете искусств МГУ.

Последние несколько лет Владимир Павлович Овчинников занимает пост директора Центральной музыкальной школы.

Овчинникова часто можно видеть в жюри престижных музыкальных конкурсов. Он слушает молодых музыкантов на московском конкурсе имени П.И.Чайковского, на конкурсе имени Вианы да Мотта в Лиссабоне, на конкурсе имени Бузони, проходящем в Италии.


Приезд на Мальту - незабываемое и впечатляющее событие для каждого гостя острова.

Владимир Павлович Овчинников - лауреат престижных мировых конкурсов, в числе которых Международный конкурс имени П.И. Чайковского и Международный конкурс пианистов в Лидсе, блистательный музыкант, в течение нескольких лет возглавлявший Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории.

Он - частый гость Мальты, влюбленный в этот незабываемый холмистый остров с древней и увлекательной культурой. Сейчас Владимир Павлович рассказывает о Мальте, музыкальном образовании и новогоднем настроении.

Какова история ваших взаимоотношений с Мальтой?

Давным-давно, еще в прошлом веке, я приезжал сюда давать концерты в Маноэль Театре. В то время я работал в Манчестерском королевском колледже, и у меня, после победы в Международном конкурсе пианистов в Лидсе, была серия концертов по всей Европе. Так я попал на Мальту впервые. Потом судьба бросала меня и в Японию, и в Америку, но сложилось так, что я снова прибыл на Мальту, в этот раз уже в связи с конкурсом пианистов, которые Европейский Фонд Поддержки Культуры проводит по всем миру. Здесь, на Мальте, проходил в апреле прошлого года главный финал.

У меня остались очень яркие впечатления от столицы Мальты Валлетты, в которой проходили и конкурсные состязания пианистов, и концерты Мальтийского международного музыкального фестиваля, где присутствовал, например, легендарный Гия Канчели. Современный молодой композитор Алексей Шор выступил в качестве композитора-резидента фестиваля.

Это был подлинный музыкальный праздник с очень большим количеством слушателей. В связи с участием в фестивале многих известных музыкантов и различных коллективов, это событие, как мне кажется, прогремело на всю Европу. Важно отметить, что и конкурс, и фестиваль становятся традиционными. Благодаря ярким музыкальным впечатлениям, я очень полюбил Валлетту, а также людей, которые работали на этом фестивале. В одном из предыдущих интервью я назвал Мальту островом радости, потому что это очень красивая и исторически невероятно интересная страна, где каждый камень с богатой историей отправляет нас в глубину веков. И для меня теперь здесь все окрашено в музыкальные тона. Я считаю, что приезд на Мальту - незабываемое и впечатляющее событие для каждого гостя острова.

Празднование Православного Рождества - тоже одна из прекрасных традиций Мальты. Как сложилось так, что вы прибыли на остров уже ради этого события?

Когда меня пригласил Константин Ишханов, я с удовольствием согласился. И у этого выступления есть тоже своя история. В этом году состоится Международный конкурс пианистов имени П.И. Чайковского. Я буду присутствовать в жюри этого конкурса по приглашению Дениса Мацуева. У меня уже был один концерт в рамках конкурса им. П. И. Чайковского, когда я играл вместе с Питером Донохоу, с которым мы разделили первый приз конкурса Чайковского в 1982 г.

В этот раз у меня была идея представить произведения Петра Ильича Чайковского в каком-то новом ракурсе. Идея оформилась в творческом сотрудничестве с Сергеем Жилиным, который ведает всей музыкальной частью известного российского телевизионного шоу «Голос». Мы решили объединить классику и джаз в одном концерте. В первом отделении я буду играть «Времена года» Чайковского, а во втором отделении Сергей Жилин с его джазовым трио исполнит часть этих же произведений, но уже в джазовой обработке. Концерт состоится на легендарной сцене Большого зала Московской консерватории. Первую часть концерта я исполнил на Мальте.

Какие чувства вы вложили в исполнение этой концертной программы на Мальте, в Русской часовне?

На Новый год и в Рождество мы всегда думаем о будущем, строим творческие планы, мечтаем и верим, что самые невероятные фантазии обязательно случатся. Поэтому, как мне кажется, это самое подходящее время окунуться в атмосферу прекрасной музыки, которую многие из нас знают с детства. Такая музыка помогает нам начать год с очень теплых мыслей и чувств, окунуться в воспоминания и задуматься о том, что нас ждет. Я посвятил эту концертную программу именно будущему, которое всегда должно быть лучше, чем прошлое. И одновременно хотелось создать атмосферу тепла и уюта, знакомого с детства через гениальную и столь популярную музыку Чайковского.

Вы несколько лет руководили Центральной музыкальной школой в Москве. Как вы оцениваете те изменения, которые переживала и переживает система музыкального воспитания в России?

Времена меняются, изменяется и отношение к музыкальному образованию. Не так давно мы переживали тяжелый период, эпоху перестройки, когда было трудно думать о развитии культуры. Люди занимались просто выживанием, фокусировались не на созидании, а на торговле. Внимание к искусству возвращается тогда, когда страна начинает восстанавливаться, когда есть время подумать о прекрасном и непреходящем, сосредоточиться на возвращении культурных традиций, которые, слава Богу, у нас всегда были очень сильными. Хорошо, что эти традиции продолжают существовать. Замечательно, что ощущается поддержка со стороны государства.

Работая в сфере музыкальной педагогики, я замечаю, что интерес к этим занятиям возвращается, что очень важно. Конечно, далеко не все ученики музыкальных школ станут профессиональными музыкантами, но главное, что занятия музыкой совершенствуют человека, заставляют его думать, чувствовать, доводить любое дело до конца с отличным результатом. У нас существует очень сильная система музыкального образования, некоторые ее элементы были утрачены, но сейчас все возвращается на круги своя. Главное, что традиции у нас не только сохраняются, но и активно развиваются.

По опыту знаю, что человек, который занимается музыкой и намерен выучить пьесу на музыкальном инструменте, должен быть очень сосредоточен, внимателен. Он должен выдать результат, который будет радовать других людей, и для того, чтобы запустить этот процесс и довести его до конца, следует быть очень умным, внимательным, сосредоточенным, эмоциональным и т.д.

Я знаю людей, которые становились прекрасными компьютерщиками, имея за плечами музыкальный опыт. Музыка - это абстрактное искусство, оно сродни математике. Я считаю, что музыкальное образование нужно всем детям, начиная с детского сада.

Мы должны сохранять, всячески поддерживать и развивать музыкальную культуру нашей нации, которая дала миру столько известных имен от Глинки, Мусоргского и Чайковского до Шостаковича, Прокофьева,Рахманинова- это не просто музыканты, которыми гордится наша страна: их творчество - огромная часть мировой культуры. С этой точки зрения отрадно отметить, что на Мальте в Русской часовне были исполнены произведения Петра Ильича Чайковского.

Одним из организаторов концерта, посвященного празднованию Православного Рождества на Мальте, является Европейский Фонд Поддержки Культуры. Есть ли у вас планы дальнейших совместных проектов по популяризации классической музыки?

Думаю, что в наступившем 2019 году у нас будут еще концерты, которые мы осуществим совместно с Фондом. Президент ЕФПК Константин Ишханов активно начал привлекать меня к различным проектам, и я благодарен ему за это. У Константина Ишханова очень хорошая команда, которая работает серьезно и по-деловому. То, что они делают, всегда становится важным событием, а сам Фонд приобретает все большую известность. Значит, количество интересных мероприятий существенно увеличится. И о них будут знать и говорить!

Беседовала Мария Ермаченко

  • Лауреат международных конкурсов пианистов в Монреале (1980, 2-я премия)
  • Лауреат VII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (Москва, 1982, 2-я премия)
  • Лауреат Международного конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания, 1987, 1-я премия и золотая медаль)
  • Лауреат Международного конкурса камерных ансамблей в Верчелли (Италия, 1984, 1-я премия, совместно с А. Е. Винницким)

Родился в 1958 г. в г. Белебей (Башкирия).

В 1966–1976 гг. учился в ЦССМШ (педагог – А.Д. Артоболевская). В 1981 г. окончил с отличием Московскую консерваторию по классу фортепиано (педагог – проф. А.А. Наседкин), в 1982–1985 гг. там же проходил ассистентуру-стажировку.

В 1993–1996 гг. преподавал фортепиано в Королевском Северном музыкальном колледже в Великобритании. С 1995 г. работает в Московской филармонии.

С 1996 г. – доцент Московской консерватории на кафедре специального фортепиано под руководством профессора В. В. Горностаевой.

В 2011–2016 гг. – Директор Центральной музыкальной школы.

С 2018 г. – заведующий отделом специального фортепиано МССМШ им. Гнесиных.

Является профессором МГК им. П.И. Чайковского, профессором и заведующим кафедрой специального фортепиано №2 РАМ им. Гнесиных.

После Международного конкурса пианистов в Лидсе с триумфом дебютировал в Лондоне, куда был приглашен для выступления перед Ее Величеством королевой. Выступал в городах Европы и США с сольными программами и с крупнейшими оркестрами: Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Е. Светланова; Королевским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром ВВС, Шотландским Королевским оркестром, Оркестром Гевандхауза, Национальным оркестром Польского радио, Гаагским Президент-оркестром, симфоническими оркестрами Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонконга (ныне Сянган). Работал с дирижерами: Р. Б. Баршаем, А. Н. Лазаревым, Г. Н. Рождественским, В. И. Федосеевым, Г. Шолти, В. Веллером, А. С. Дмитриевым, Я. Крайцбергом и др.

Принимал участие в фестивалях Карнеги-Холл и Болливуд-Боул (США), Эдинбургском и Челтенхемском фестивалях (Великобритания), земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия), «Стреза» (Италия), «Би-би-си Промс» (Лондон), Вана Клиберна (Форт-Уэрт, США).

Фирмой «EMI» выпущены компакт-диски с исполнением В. Овчинниковым «Трансцендентных этюдов» Ф. Листа, «Этюдов-картин» С. Рахманинова, 9 сонат и пьес из балета «Золушка» С. Прокофьева; фирмой «Collins Classics» – Первого фортепианного концерта Д. Шостаковича (оркестр «Филармония» под управлением М. Шостаковича) и «Картинок с выставки» М. Мусоргского; фирмой «Русские сезоны» (Москва) – сонат Э. Грига для скрипки и фортепиано в ансамбле с А. Е. Винницким (скрипка).

«Тот, кто когда-либо слышал исполнение Владимира Овчинникова - самого тонко чувствующего и экспрессивного пианиста - осознает совершенство формы, чистоту и мощь звука, которые воспроизводят его пальцы и интеллект», - это высказывание «Дейли телеграф» в значительной степени отражает яркость и самобытность искусства музыканта-продолжателя знаменитой нейгаузовской школы.

Владимир Овчинников родился в 1958 году в Башкирии. Окончил Центральную специальную музыкальную школу при Московской консерватории по классу А.Д.Артоболевской, а в 1981 году - Московскую консерваторию, где учился в классе профессора А.А Наседкина (ученика Г.Г.Нейгауза).

Овчинников - лауреат Международного конкурса пианистов в Монреале (Канада, II премия, 1980), Международного конкурса камерных ансамблей в Верчелли (Италия, I премия, 1984). Особенно важными являются победы музыканта на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве (1982) и на Международном конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания,1987), после которых состоялся триумфальный дебют Овчинникова в Лондоне, куда он был специально приглашен играть перед королевой Елизаветой.

Пианист выступает со многими крупнейшими оркестрами мира, среди которых Королевский филармонический оркестр и Оркестр BBC (Великобритания), Шотландский королевский оркестр, симфонические оркестры Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонконга, Оркестр «Гевандхаус» (Германия), Национальный оркестр Польского радио, Гаагский Резидент-оркестр, Оркестр Радио Франс, Оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Большой симфонический оркестр и Государственный академический симфонический оркестр России.

Партнерами В.Овчинникова стали многие известные дирижеры: В.Ашкенази, Р.Баршай, М.Бамерт, Д.Бретт, А.Ведерников, В.Веллер, В.Гергиев, M.Горенштейн, И.Головчин, А.Дмитриев, Д.Конлон, Я.Крайцберг, А.Лазарев, Д.Лисс, Р.Мартынов, Л.Печек, В.Полянский, В.Понькин, Г.Рождественский, Г.Ринкявичюс, Е.Светланов, Ю.Симонов, С.Скровашевский, В.Федосеев, Г.Шолти, М.Шостакович, М.Янсонс, Н.Ярви.

Артист имеет обширный сольный репертуар и гастролирует в самых крупных городах Европы и США. В лучших залах мира проходили незабываемые концерты В.Овчинникова: Большой зал Московской консерватории и Большой зал филармонии Санкт-Петербурга, Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Альберт-холл и Роял Фестивал-холл в Лондоне, Геркулес-холл и Гевандхаус в Германии и Мюзикферайн в Вене, Концертгебау в Амстердаме и Сантори-холл в Токио, Театр Camps- Elysees и Зал Плейель в Париже.

Пианист принимал участие в известных международных фестивалях, проходивших в разных странах мира: Карнеги-холл, Голливуд Боул и Вэна Клайберна в Форт-Уэрте (США); Эдинбург, Челтенхем и ВВС Промс (Великобритания); Шлезвиг-Гольштейн (Германия); Синтра (Португалия); Стреза (Италия); Сингапурский фестиваль (Сингапур).

В разное время В.Овчинников записал на компакт-диски произведения Листа, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Мусоргского, Регера, Барбера с такими фирмами, как EMI, «Коллинз Классикс», «Русские сезоны», «Шандос».

Значительное место в жизни артиста принадлежит педагогической деятельности. В течение нескольких лет В.Овчинников преподавал фортепиано в Королевском северном музыкальном колледже в Великобритании. С 1996 г. началась его педагогическая деятельность в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. С 2001 года Владимир Овчинников также преподаёт в университете Сакуё (Япония) в качестве приглашенного профессора фортепиано, с 2005 года - профессор факультета искусств МГУ им. М.В.Ломоносова.

Солист Московской государственной академической филармонии (1995). Народный артист России (2005). Член жюри многих международных конкурсов.

Должность: заведующий кафедрой
Ученая степень: нет
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 35 лет
Стаж работы по специальности: 11 лет
Преподаваемые дисциплины:
Наименование направлений подготовки и специальностей:

Родился в 1958 г. в г.Белебей (Башкирия).
В 1966–1976 гг. учился в ЦССМШ (педагог - А.Д. Артоболевская). В 1981 г. окончил с отличием Московскую консерваторию по классу фортепиано (педагог - проф. А.А. Наседкин), в 1982–1985 гг. там же проходил ассистентуру-стажировку.

Педагогическая деятельность:
В 1993–1996 гг. преподавал фортепиано в Королевском Северном музыкальном колледже в Великобритании. С 1995 г. работает в Московской филармонии.
С 1996 г. - доцент Московской консерватории на кафедре специального фортепиано под руководством профессора В.В. Горностаевой.
С 2011 г. - Директор Центральной музыкальной школы.
С 2012 г. – профессор РАМ имени Гнесиных.
Концертная деятельность.
После Международного конкурса пианистов в Лидсе с триумфом дебютировал в Лондоне, куда был приглашен для выступления перед Ее Величеством королевой. В прессе отмечалось: «… Трудно было поверить, что не целый оркестр находится на сцене. то было исполнение, которым мог бы гордиться сам Лист!» («Глазго Джералд», Шотландия); «… Необыкновенный пианист, воспитанный прекрасной русской школой и устремленный к самым высоким вершинам виртуозности» («Коррьере делла сера»).
Выступал в городах Европы и США с сольными программами и с крупнейшими оркестрами: Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим оркестром, Государственным Академическим симфоническим оркестром под управлением Е. Светланова; Королевским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром ВВС, Шотландским Королевским оркестром, Оркестром Гевандхауза, Национальным оркестром Польского радио, Гаагским Президент-оркестром, симфоническими оркестрами Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонконга (ныне Сянган). Работал с дирижерами: Р.Б. Баршаем, А.Н. Лазаревым, Г.Н. Рождественским, В.И. Федосеевым, Г. Шолти, В. Веллером, А.С. Дмитриевым, Я. Крайцбергом и др.
Принимал участие в фестивалях Карнеги-Холл и Болливуд-Боул (США), Эдинбургском и Челтенхемском фестивалях (Великобритания), земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия), «Стреза» (Италия), «Би-би-си Промс» (Лондон), Вана Клиберна (Форт-Уэрт, США).
Победы на конкурсах:
Лауреат международных конкурсов пианистов в Монреале (1980, 2-я премия);
Лауреат VII Международного конкурса имени П.И. Чайковского (Москва, 1982, 2-я премия)Лауреат Международного конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания, 1987, 1-я премия и золотая медаль);
Лауреат Международного конкурса камерных ансамблей в Верчелли (Италия, 1984, 1-я премия, совместно с А.Е. Винницким).

Дискография. Фирмой «EMI» выпущены компакт-диски с исполнением Овчинниковым «Трансцендентных этюдов» Ф. Листа, «Этюдов-картин» С. Рахманинова, 9 сонат и пьес из балета «Золушка» С. Прокофьева; фирмой «Collins Classics» - Первого фортепианного концерта Д. Шостаковича (оркестр «Филармония» под управлением М. Шостаковича) и «Картинок с выставки» М. Мусоргского; фирмой «Русские сезоны» (Москва) - сонат Э. Грига для скрипки и фортепиано в ансамбле с А.Е. Винницким (скрипка).