Знаменитые писатели-фронтовики. Поэты великой отечественной войны

XX – начала XXI веков глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.

Самые достоверные произведениями о войне создали писатели-фронтовики: , Г. Бакланов, Б. Васильев, .

Одной из первых книг о войне была повесть Виктора Платоновича Некрасова (1911-1987) «В окопах Сталинграда», о которой с большим уважением отзывался другой писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев. Он называл её своей настольной книгой, где была вся война с ее бесчеловечностью и жестокостью, была «наша война, которую мы прошли». Эта книга была опубликована сразу же после войны в журнале «Знамя» (1946, № 8–9) под названием «Сталинград» и лишь позже ей дали название «В окопах Сталинграда».

А в 1947 году была написана повесть «Звезда» Эммануилом Генриховичем Казакевичем (1913-1962), писателем-фронтовиком, правдивая и поэтичная. Но в то время она была лишена правдивого финала, и только теперь она экранизирована и восстановлена в её первоначальном финале, а именно – гибели всех шестерых разведчиков под командованием лейтенанта Травкина.

Вспомним также другие выдающиеся произведения о войне советского периода. Это «лейтенантская проза» таких писателей как, Г. Бакланова, К. Воробьева.

Юрий Васильевич Бондарев (1924), бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942-1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах, автор лучших книг о войне – «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962), «Горячий снег» (1969). Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне – роман «Горячий снег» о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Сталинград как символ солдатского мужества и стойкости проходит по всем произведениям писателя-фронтовика. Его военные произведения пронизаны романтическими сценами. Герои его повестей и романов – мальчики вместе с совершаемым героизмом ещё успевают подумать о красоте природы. Например, горько плачет по-мальчишечьи лейтенант Давлатян, считая себя неудачником не потому, что его ранили и ему больно, а от того, что он мечтал попасть на передовую, хотел подбить танк. О сложной жизни после войны бывших участников войны его новый роман «Непротивление», какими стали бывшие мальчики. Они не сдаются под тяжестью послевоенной и особенно современной жизни. «Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства» – так пишет Юрий Васильевич Бондарев спустя много лет о своем поколении в книге «Мгновения».

Вспомним Константина Дмитриевича Воробьева (1919-1975), автора суровых и трагических произведений, который первым рассказал о горькой правде попавшего в плен и прошедшего сквозь ад земной. Повести Константина Дмитриевича Воробьева «Это мы, Господи», «Убиты под Москвой» написаны по собственному опыту. Сражаясь в роте кремлевских курсантов под Москвой, попал в плен, прошел через лагеря на территории Литвы. Бежал из плена, организовал партизанскую группу, влившуюся в литовский партизанский отряд, а после войны жил в Вильнюсе. Повесть «Это мы, Господи», написанная в 1943 году, опубликована была лишь через десять лет после его смерти, в 1986 году. Эта повесть о муках молодого лейтенанта в плену несет в себе автобиографичность и сейчас высоко оценивается по сопротивляемости духа как явление. Пытки, расстрелы, каторжный труд в плену, побеги… Автор документирует кошмарную явь, обнажает зло. Повесть «Убиты под Москвой», написанная им в 1961 году, остается одним из самых достоверных произведений о начальном периоде войны в 1941 году под Москвой, куда попадает рота молодых курсантов, почти без оружия. Гибнут бойцы, мир рушится под бомбами, раненые попадают в плен. Но их жизнь отдана Родине, которой они верно служили.

Среди наиболее заметных писателей-фронтовиков второй половины XX века можно назвать писателя Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920-1993). Его простая и прекрасная повесть «Сашка», напечатанная еще в 1979 году в журнале «Дружба народов» и посвященная «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым» – потрясла читателей. Повесть «Сашка» выдвинула Вячеслава Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения, для каждого из них война была своя. В ней писатель-фронтовик рассказывает о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне, а главным был быт, неимоверно трудный, с огромными физическими нагрузками, тяжелый быт. Например, утренний минный обстрел, раздобыть махорки, похлебать жидкой каши, греться у костра – и герой повести Сашка понимал – надо жить, надо подбивать танки, сбивать самолеты. Захватив немца в коротком бою, он не испытывает особого торжества, он вроде негероический вовсе, обычный боец. Повесть о Сашке стала повестью о всех фронтовиках, мучимых войною, но сохранивших свое человеческое лицо даже в невозможной ситуации. А затем следуют повести и рассказы, объединенные сквозной темой и героями: «Дорога в Бородухино», «Житье-бытье», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке», «Знаменательная дата». Произведения Кондратьева – это не просто правдивая проза о войне, это правдивые свидетельства о времени, о долге, о чести и верности, это мучительные раздумья героев после. Для его произведений характерна точность датировки событий, их географическая и топографическая привязка. Автор был там, где и когда были его герои. Его проза – свидетельства очевидца, её можно рассматривать как важный, хотя и своеобразный исторический источник, вместе с тем она написана по всем канонам художественного произведения. Слом эпохи, происшедший в 90-е годы, который не дает покоя участникам войны и они испытывают нравственные страдания, катастрофически повлиял на писателей-фронтовиков, привел их к трагическим ощущениям обесцененного подвига. Не из-за нравственных ли страданий трагически ушли из жизни писатели-фронтовики в 1993 году Вячеслав Кондратьев, а в 1991 году Юлия Друнина.

Вот еще один из писателей-фронтовиков, Владимир Осипович Богомолов (1926-2003), написавший в 1973 году остросюжетное произведение «Момент истины» («В августе сорок четвертого») о военной контрразведке – СМЕРШе, герои которой обезвреживают врага в тылу наших войск. В 1993 году опубликовал яркую повесть «В кригере» (кригер – вагон для перевозки тяжелораненых), которая является продолжением повести «Момент истины» и «Зося». В этом вагоне–кригере собрались уцелевшие герои. Недолеченных их, страшная комиссия распределяла на прохождение дальнейшей службы в отдаленных районах Крайнего Севера, Камчатки, Дальнего Востока. Их, отдавших жизнь за Родину, искалеченных, не пощадили, отправили в самые отдаленные места. Последний роман о Великой Отечественной войне Владимира Осиповича Богомолова «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...» (Наш современник. – 2005. – №№ 11,12; 2006. – №№1, 10, 11, 12; 2008. – №10) остался незавершенным и публиковался после смерти писателя. Этот роман он написал не только как участник войны, но и основываясь на архивные документы. События в романе начинаются в феврале 1944 года с форсирования Одера и длятся до начала 90-х годов. Рассказ ведется от имени 19-летнего лейтенанта. Роман документирован приказами Сталина и Жукова, политдонесениями, выдержками из фронтовой печати, которые дают беспристрастную картину боевых действий. Роман без всяких прикрас передает настроение в армии, вступившей на территорию врага. Изображена изнанка войны, о который раньше не писали.

Владимир Осипович Богомолов так писал о своей главной, как он считал, книге: «Это будет отнюдь не мемуарное сочинение, не воспоминания, а, выражаясь языком литературоведов, «автобиография вымышленного лица». Причём не совсем вымышленного: волею судеб я почти всегда оказывался не только в одних местах с главным героем, а и в тех же самых положениях: в шкуре большинства героев я провёл целое десятилетие, коренными прототипами основных персонажей были близко знакомые мне во время войны и после неё офицеры. Этот роман не только об истории человека моего поколения, это реквием по России, по её природе и нравственности, реквием по трудным, деформированным судьбам нескольких поколений – десятков миллионов моих соотечественников».

Писатель-фронтовик Борис Львович Васильев (р. в. 1924), лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии имени «Апрель». Он автор любимых всеми книг «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился», «Аты-баты шли солдаты», которые были экранизированы в советское время. В интервью «Российской газете» от 01.01.01 г. писатель-фронтовик отметил востребованность военной прозы. К сожалению, его произведения не переиздавались десять лет и только в 2004 году, накануне 80-летия писателя, вновь переизданы издательством «Вече». На военных повестях Бориса Львовича Васильева воспиталось целое поколение молодежи. Всем запомнились светлые образы девушек, соединивших в себе правдолюбие и стойкость (Женя из повести «А зори здесь тихие...», Искра из повести «Завтра была война» и др.) и жертвенную преданность высокому делу и любимым (героиня повести «В списках не значился» и др.)

Евгений Иванович Носов(1925-2002), отмеченный Сахаровской литературной премией вместе с Константином Воробьевым (посмертно) за творчество в целом (преданность теме), отличается принадлежностью к деревенской теме. Но он же создал не забываемые образы крестьян, которые готовятся к отправке на войну (повесть «Усвятские шлемоносцы») как к концу света, прощаются с размеренной крестьянской жизнью и готовятся на непримиримый бой с врагом. Первым произведением о войне был рассказ «Красное вино победы», написанный им в 1969 году, в котором герой встретил День Победы на казенной койке в госпитале и получил, вместе со всеми страдающими ранеными, стакан красного вина в честь этого долгожданного праздника. Читая рассказ, будут плакать взрослые, пережившие войну. «Доподлинный окопник, рядовой боец, он не любит говорить о войне… Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. Нельзя всуе трепать святые слова. Как впрочем, нельзя и врать о войне. А плохо писать о страданиях народа – стыдно. Мастер и труженик прозы, он знает, что память погибших друзей можно оскорбить неловким словом, корявыми мыслями…» – так написал о Носове его друг писатель-фронтовик Виктор Астафьев. В повести «Хутор Белоглин» Алексей, герой повести, все потерял на войне – ни семьи у него, ни дома, ни здоровья, но, тем не менее, остался добрым и щедрым. Евгений Носов написал на рубеже веков ряд произведений, о которых Александр Исаевич Солженицын сказал, вручая ему премию своего имени: «И, донося через 40 лет всю ту же военную тему, с горькой горечью вcколыхивает Носов то, что больно и сегодня… Этой неразделенной скорбью замыкает Носов полувековую рану Великой войны и всего, что о ней не рассказано и сегодня». Произведения: «Яблочный спас» «Памятная медаль», «Фанфары и колокола» – из этого ряда.

Среди писателей-фронтовиков незаслуженно обделенным в советское время был Андрей Платонович Платонов (1899-1951), которого литературная критика сделала таковым лишь потому, что его произведения были другими, слишком достоверными. Например, критик В. Ермилов в статье «Клеветнический рассказ А. Платонова» (о рассказе «Возвращение») обвинил автора в «гнуснейшей клевете на советскую семью» и рассказ был объявлен чуждым и даже враждебным. На самом же деле, Андрей Платонов офицером прошел всю войну, с 1942 по 1946 годы. Он был военным корреспондентом «Красной звезды» на фронтах от Воронежа, Курска до Берлина и Эльбы и своим человеком среди солдат в окопах, его называли «окопный капитан». Одним из первых Андрей Платонов написал драматическую историю возвращения фронтовика домой в рассказе «Возвращение», который был опубликован в «Новом мире» уже в 1946 году. Герой рассказа Иванов Алексей не торопится домой, он обрел среди однополчан вторую семью, он отвык от домашних, от семьи. Герои произведений Платонова «… шли теперь жить точно впервые, в болезнях и счастье победы. Они шли теперь жить точно впервые, смутно помня себя, какими они были три-четыре года назад, потому что они превратились совсем в других людей…». А в семье, возле его жены и детей появился уже другой мужчина, которого осиротила война. Трудно происходит возвращение фронтовика к другой жизни, к детям.

(р. 1921 г.) – участник Великой Отечественной войны, полковник, ученый-историк, автор серии книг: "В строю", "Огненными верстами", "Бои продолжаются", "Полковник Горин", "Хроника предвоенных лет", "В заснеженных полях Подмосковья". Что стало причиной трагедии 22 июня : преступная беспечность командования или вероломство врага? Как преодолеть растерянность и неразбериху первых часов войны? О стойкости и мужестве советского солдата в первые дни Великой Отечественной войны рассказывается в историческом романе «Лето надежд и крушений» (Роман-газета. – 2008. – №№ 9–10). Там же представлены образы военачальников : главнокомандующего Сталина, маршалов – Жукова, Тимошенко, Конева и многих других. Захватывающе и динамично написан другой исторический роман «Сталинград. Сражения и судьбы» (Роман-газета. – 2009. – №№ 15–16.) Сражением века названа битва на Волге. Завершающие части романа посвящены суровой зиме годов, когда в смертельной схватке сошлись более двух миллионов солдат.

https://pandia.ru/text/78/575/images/image003_37.jpg" width="155" height="233 src=">

(наст. фам. – Фридман) родился 11 сентября 1923 г. в Воронеже. Воевать ушел добровольцем. С фронта был направлен в артиллерийское училище. Завершив учебу, попал на Юго-Западный фронт, затем на 3-й Украинский. Участвовал в Ясско-Кишиневской операции, в боях в Венгрии, во взятии Будапешта, Вены. Войну закончил в Австрии, в звании лейтенанта. В гг. учился в Литературном институте. Книга «Навеки – девятнадцатилетние» (1979) была отмечена Государственной премией. В 1986-96 гг. был главным редактором журнала «Знамя». Умер в 2009 г.

https://pandia.ru/text/78/575/images/image005_22.jpg" width="130" height="199 src=">

https://pandia.ru/text/78/575/images/image015_4.jpg" width="150" height="194">

(наст. имя – Кирилл) родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде. Учился в МИФЛИ, затем в Литературном институте им. М. Горького. В 1939 г. в качестве военного корреспондента направлен на Халхин-Гол в Монголию. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в армии: был собственным корреспондентом газет «Красная Звезда», «Правда», «Комсомольская правда» и др. В 1942 г. ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны работал редактором журнала «Новый мир» и «Литературной газеты». Умер 28 августа 1979 г. в Москве.

https://pandia.ru/text/78/575/images/image027_1.jpg" width="170" height="228">

Писатели-фронтовики, вопреки сложившимся в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила.

Сороковые, роковые, военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные и перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке в своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная, а вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю, и всё на свете понимаю.
Как это было! Как совпало — война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало и лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России, а мы такие молодые!

Семен Гудзенко

Мое поколение


Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -
только сила и юность. А когда мы вернемся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордится сыны.

Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?
Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-
у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,
и не надо погибшим, чтоб живые любили за них.
Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.
Разве горю такому помогут рыданья живых?

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели
приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-
это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,
все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-
пусть нами пива наварят и мяса нажарят к обеду,
чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,
матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.
Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем -
все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.
1942

А.Т. Твардовский

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Когда путем войны пройдешь,
Еще поймешь порой,
Как хлеб хорош
И как хорош
Глоток воды сырой.
Когда пройдешь таким путем
Не день, не два, солдат,
Еще поймешь,
Как дорог дом,
Как отчий угол свят.
Когда - науку всех наук -
В бою постигнешь бой,-
Еще поймешь,
Как дорог друг,
Как дорог каждый свой -
И про отвагу, долг и честь
Не будешь зря твердить.
Они в тебе,
Какой ты есть,
Каким лишь можешь быть.
Таким, с которым, коль дружить
И дружбы не терять,
Как говорится,
Можно жить
И можно умирать.

Из записной потертой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далеко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А все еще бегом бежал

Да лед за полу придержал...

Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

1943

КЕЖУН Б. А.

ВАСИЛЬКИ

Под огнём, на берегу реки,
Залегли усталые стрелки.
Золотая рожь сверкала рядом,
А во ржи синели васильки.

И бойцы, уже не слыша гуда
И не ощущая духоты,
Словно на невиданное чудо,
Радостно смотрели на цветы.

Синевой небесной, нестерпимой
Полыхая, словно огоньки,
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки.

Через миг, усталость пересилив,
Вновь пошла в атаку цепь стрелков,
Им казалось: то глядит Россия
Синими глазами васильков.

Раиса Троянкер.

САМОМУ РОДНОМУ

Я не знаю, какого цвета
У тебя, дорогой, глаза.
Мне, наверно, тебя не встретить,
Ничего тебе не сказать.

Правда, знать бы хотелось очень
Кто ты: техник, стрелок, связист,
Может, ты быстрокрылый лётчик,
Может быть, ты морской радист?

Хорошо, если б эту записку -
Сухопутье или вода
Принесли к тебе, самому близкому,
Неразлучному навсегда.

Я не знаю, как это было:
Светлый госпиталь, лампы, ночь…
Врач сказал: «Иссякают силы,
Только кровь ему может помочь…»

И её принесли - дорогую,
Всемогущую, как любовь,
Утром взятую, нолевую,
Для тебя мною данную кровь.

И она потекла по жилам
И спасла тебя, золотой,
Пуля вражеская бессильна
Перед силой любви такой.

Стали алыми бледные губы,
Что хотели б назвать меня…
Кто я? Донор, товарищ Люба,
Очень много таких, как я.

Пусть я даже и не узнаю,
Как зовут тебя, дорогой,
Всё равно я тебе родная,
Всё равно - я всегда с тобой.

Константин Симонов

ЖДИ МЕНЯ

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1941

Юлия Друнина

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1943

НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы, к плечу плечо
Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.

Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ,
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.

Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет неутомим,
И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим.

От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот.
Такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Булат Окуджава

Леонид Хаустов (1920 - 1980)

Солнце Победы

* * *

Утро девятого мая
В том, сорок пятом году.
Солнце, туманы сжигая,
Встало у нас на виду.

Шло оно в дальние дали,
В каждое глянув окно.
В каждой солдатской медали
Жарко сверкнуло оно.

Что же оно озарило? —
Рваные раны земли,
Братские наши могилы,
Горе у каждой семьи,

Битый кирпич над золою
Рядом с овином пустым…
Рад я, что помнить такое
Вам не дано, молодым.

Щедрые ваши рассветы,
Гордой любви торжество —
Всё это солнце Победы,
Всё это отблеск его!

Май 1972 года

Великая Отечественная война стала одной из самых освящаемых тем русской литературы. Многие авторы военных произведений знали о ней не понаслышке. Писатели-фронтовики это целое поколение истинных патриотов страны, которые опираются в своих книгах на реальные события, зачастую собственный фронтовой опыт.

Писатель родился 12 декабря 1905 года в Бердичеве, в образованной еврейской семье. В юности учился в Московском университете на физико-математическом факультете. Потом работал инженером-химиком в Макеевке, а также научным сотрудником в донецкой лаборатории. Позже решил заняться литературной деятельностью.

С начала войны Василий Семенович отправился на фронт, и там стал военным корреспондентом. Его фронтовые очерки печатались в газете «Красная звезда». Гроссман находился в Сталинграде во время известной на весь мир битвы. За свое мужество в боях был награжден орденом Красного знамени.

Самым знаменитым произведением писателя стал роман «Жизнь и судьба», посвященный его погибшей в ходе уничтожения еврейского населения матери. Произведение было конфисковано КГБ, но чудом уцелело на микрофильме, вывезенном из страны, и было опубликовано только в 1980 г. Также известны такие его книги, как «Народ бессмертен», «Годы войны», «Глюкауф», «Два рассказа», «Направление главного удара», «Сталинградская быль», «Осенняя буря», «Степан Кольчугин».

Поэтесса родилась 10 мая 1924 года. Ее отец был учителем истории, а мать – работала в библиотеке. С самого детства Юлия решила, что станет литератором. Ее стихотворение «Мы вместе за партой сидели...» было напечатано в газете.

С началом войны Юлия Друнина отправилась на фронт добровольцем. Летом 1941 года находилась на строительстве оборонительных сооружений возле Можайска. Но ее отряд потерялся, и им пришлось выходить из окружения около двух недель по тылам противника. Это страшное событие стало основной для одного из самых известных ее стихотворений.

Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули -
Всегда стрелял без промаха комбат.
Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
А он, шатаясь, побежал вперёд.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шёл на пулемёт.
Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что… смертью храбрых пали их сыны.
И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!

В 1942 году она уезжает в Хабаровск, где становится курсантом Школы младших авиационных специалистов. Потом ее отправляют в санитарное управление, на Второй белорусский фронт. Получила ранение, была отправлена в госпиталь. После этого, несмотря на присвоенную инвалидность, воевала в Псковской области, затем Прибалтике. Была награждена орденом Красной звезды и медалью за отвагу.

После войны Юлия училась в Литературном институте, в 1947 году ее приняли в Союз писателей. Самые известные произведения Юлии Друниной – «А люблю я, как любят поэты...», «Не бывает любви несчастливой», «Мы обетам верны», «В солдатской шинели». Многие стихи поэтессы легли в основу песен известных композиторов.

Этот украинский поэт родился в Киеве в 1922 году. Он был сыном инженера и учительницы. В 1939 году уехал в Москву и поступил в вуз.

Сразу после объявления войны отправился на фронт добровольцем. В 1942 году получил тяжелое ранение, после выздоровления стал работать корреспондентом в газете «Суворовский натиск». В 1945 году получил орден Отечественной войны второй степени. Получил ордена Красной звезды, медаль «За оборону Москвы». Самые известные произведения поэта: «Однополчане», «Битва», «Закарпатские стихи», «Дальний гарнизон». «Поездка в Туву».

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут - поют,
а перед этим
можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв -
и умирает друг.
И значит - смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним
идет охота.
Будь проклят
сорок первый год -
ты, вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв -
и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже
не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был короткий.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей
я кровь чужую.

Этот русский поэт родился в 1923 году в Подмосковье. Его отец был экономистом, а мать преподавала немецкий язык.

С первых дней войны отправился защищать Родину. Участвовал в боях на Ленинградском фронте. Был в составе первого батальона стрелкового полка 189 стрелковой дивизии. В 1943 году получил контузию, после этого был демобилизован.

Литература становится его призванием в юношеском возрасте. Но лучшими считаются его послевоенные произведения, в частности, сборник стихотворений «Дорога далека». Поэт был награжден Государственной премией СССР, а также премией Важа Пшавелы. В 1994 году в Белом доме ему вручил награду Билл Клинтон.

Поэтические сборники поэта, изданные при его жизни:

  • Возвращение;
  • Подкова;
  • Ветровое стекло;
  • Ладожский лед.

В 1992 году эмигрировал в США, в штат Орегон, потом переехал в Нью-Йорк. Александр Петрович был родственником скульптора Эрнста Неизвестного.

Известный поэт родился в Вологодской области, в селе Мегра. Стремление заниматься литературой появилось к него в детстве, он начал писать стихи. О молодом таланте одобрительно отзывался Корней Чуковский.

После начала Великой Отечественной войны отправляется на фронт добровольцем. Потом учится в танковом училище в Челябинске. В бою с немцами в 1944 году Орлов чуть не погиб. Он горел в танке заживо, но успел спастись. В итоге всю жизнь ему пришлось маскировать на лице следы от ожогов.

Получил Орден Октябрьской революции, орден трудового Красного знамени, медаль за оборону Ленинграда. Самые известные сборники стихов – это «Фронт» и «Третья скорость», «Лирика», «Страница». Сергей Орлов – автор знаменитых строк «Его зарыли в шар земной...»

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...

Внук поэта и сейчас живет в Москве, он депутат Московской городской думы. В городе Белозерске есть музей поэта Орлова. Этот музей открыт для всех посетителей, любителей русской истории и почитателей литературы.

Жизни и судьбы поэтов, чьи имена увековечены в словах и рифмах. Война захлестнула их в свой беспощадный огненный вихрь, не оставив ни единого шанса выжить. Их искренняя и честная лирика протянулась сквозь годы светлой грустью воспоминаний о трепетном юношестве, о больших надеждах и оборвавшихся на полуслове мечтах… Их имена навсегда останутся на страницах книг, их подвиги будут вечно жить в сердцах многих поколений.
В преддверии Дня Победы мы публикуем статью о поэтах, павших в годы Великой Отечественной войны.

Фото с сайта ru.wikipedia.org

Ещё школьником Майоров начал писать стихи. Он участвовал с ними в школьных вечерах, публиковался в стенгазете. А во время учёбы на истфаке МГУ он становится слушателем поэтического семинара в Литературном институте им. Горького. Руководитель семинара П.Г. Антокольский говорил о Майорове: «Его поэтическая лирика, повествующая об искренней мужской любви, органична в этом поэтическом мире». Летом 1941 года вместе с другими студентами поэт роет противотанковые рвы под Ельней. А уже в октябре он узнаёт о том, что его просьба о зачислении в армию удовлетворена. 8 февраля 1942 года политрук пулемётной роты Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине...


Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.

(Фрагмент стихотворения «Мы», дата неизвестна)

Учебник-хрестоматия для учащихся 8 класса национальной школы входит в серию учебных пособий, создаваемых по программе для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения (4-11 классы) под руководством профессора М. В. Черкезовой, и отвечает требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта. Методический аппарат учебника помогает более глубоко понять содержание прочитанных произведений, определить их художественное своеобразие, а также активизировать речевую деятельность учащихся. Полноте восприятия мирового литературного процесса способствует введение в учебник-хрестоматию небольшого раздела, включающего произведения зарубежной литературы, что поможет учащимся в плане диалога культур сопоставить темы, идеи и художественные образы.



Фото с сайта sovsekretno.ru

Муса Мустафиевич Джалилов редактировал детские журналы «Маленькие товарищи» и «Дитя Октября», участвовал в создании Татарского государственного театра оперы и балета, написал для него либретто двух опер. Накануне Великой Отечественной войны Муса Джалиль возглавлял союз писателей Татарии. Поэт ушёл на войну в самом её начале. Он был тяжело ранен и взят в плен в 1942 году, когда воевал на Волховском фронте. В концлагере поэт активно вёл подпольную работу, за что был жестоко наказан и отправлен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме поэт написал цикл стихотворений, которые обрели славу далеко за пределами Родины. В 1944 году палачи тюрьмы Моабит казнили узников, в числе которых был и Муса Джалиль. Поэту посмертно присвоено звание героя Советского Союза.


Случается порой

Душа порой бывает очень твёрдой.
Пусть ветер смерти яростный жесток,
Цветок души не шевельнётся, гордый,
Не дрогнет даже слабый лепесток.

Нет скорби на твоём лице ни тени,
Нет в строгих мыслях суеты мирской.
Писать, писать - одно тогда стремленье
Владеет ослабевшею рукой.

Беситесь, убивайте - страха нету.
Пусть ты в неволе, но вольна душа.
Лишь клок бумаги чистой бы поэту,
Огрызок бы ему карандаша.


Фото с сайта poezia.ru

Павел Коган родился в Киеве. В 1922 году его семья переехала в Москву, откуда он, ещё будучи школьником, не раз отправлялся пешком по России, чтобы увидеть собственными глазами, как устроен быт только что коллективизированной деревни. Коган поступает в Институт истории, философии и литературы, а позже переводится в Литературный институт имени Горького. Став участником поэтического семинара И. Сельвинского, Коган выделяется среди прочих, как наиболее одарённый поэт. Его стихи пронизаны революционно-патриотической тематикой, но, вместе с тем, литературно более близки к романтизму. Во время войны Коган пытается попасть на фронт, но получает отказ: по состоянию здоровья он был снят с учёта. Тогда поэт решает поступить на курсы военных переводчиков. Его берут сначала переводчиком, а затем назначают помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке. 23 сентября 1942 года лейтенант Коган был убит под Новороссийском.


В поле темень, в поле жуть -
Осень над Россией.
Поднимаюсь. Подхожу
К окнам тёмно-синим.
Темень. Глухо. Темень. Тишь.
Старая тревога.
Научи меня нести
Мужество в дороге.
Научи меня всегда
Цель видать сквозь дали.
Утоли, моя звезда,
Все мои печали.

(Фрагмент стихотворения «Звезда», 1937 г.)

Учебник входит в серию книг для 5-9 классов, обеспечи вающую препо давание по авторской программе литературного образования. В основу концепции литературного образования положено изучение литературы как вида искусства, постижение литературного произведения в единстве содержания и формы, выявление национального своеобразия русской литературы.


Фото с сайта ru.wikipedia.org

Елена с детства сочиняла стихи. В 1933-м она окончила литературный факультет Ростовского пединститута, а затем - Литературный институт имени Горького. Как и многие другие поэты той эпохи, Ширман была участницей литературного семинара И. Сельвинского. Во время учёбы Елена сотрудничала с несколькими ростовскими редакциями, была литературным консультантом газеты «Пионерская правда». С самого начала войны Ширман стала редактором ростовской газеты «Прямой наводкой», где публиковались её боевые сатирические стихотворения. В июле 1942 года поэтесса героически погибла, находясь в одном из районов Ростовской области в составе выездной редакции газеты «Молот».


Возвращение

Это будет, я знаю...
Нескоро, быть может, -
Ты войдёшь бородатый, сутулый, иной.
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опалённые временем и войной.
Но улыбка останется.
Так иль иначе,
Я пойму - это ты.
Не в стихах, не во сне.
Я рванусь, подбегу.
И наверно, заплачу,
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель...
Ты поднимешь мне голову,
Скажешь: «Здравствуй...»
Непривычной рукой по щеке проведёшь.
Я ослепну от слёз, от ресниц и от счастья.
Это будет нескоро.
Но ты - придёшь.



Фото с сайта livejournal.com

Иосиф Уткин окончил Московский институт журналистики. Стал печататься в 1922 году. Первый литературный успех поэту принесла «Повесть о рыжем Мотеле» (1925). О сборнике Уткина «Первая книга стихов» А. Луначарский говорил: «...музыка перестройки наших инструментов с боевого лада на культурный». Революционный пафос и мягкая лиричность, отличавшие стихотворения Уткина, сделали его поэзию такой популярной в 1930-е. В 1941 году поэт уходит на фронт. После ранения он становится военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб в авиакатастрофе под Москвой в 1944 году. После войны неоднократно издавались сборники избранных стихотворений, а в год его смерти вышел последний сборник «О родине. О дружбе. О любви».


Песенка

Подари мне на прощанье
Пару милых пустяков:
Папирос хороших, чайник,
Томик пушкинских стихов...

Жизнь армейца не балует,
Что ты там ни говори!..
Я б хотел и поцелуи
Захватить, как сухари.

Может, очень заскучаю,
Так вот было бы в пути
И приятно вместо чаю
Губы теплые найти.

Или свалит смерть под дубом.
Всё равно приятно, чтоб
Отогрели твои губы
Холодеющий мой лоб.

Подари... авось случайно
Пощадят ещё в бою,
Я тогда тебе и чайник,
И любовь верну свою!


Фото с сайта ru.wikipedia.org

Борис Костров начал писать стихи с детства. Часто он читал их на школьных вечерах и праздниках. В 1933 году его стихи впервые публикуются в журналах «Резец» и «Звезда». Поэт поступает в Рабочий литературный университет, затем работает в редакции газеты «За колхоз». В 1941 году Костров выпускает книгу стихов «Заказник». С самого начала войны он уходит на фронт. Поэт воевал под Ленинградом, в Карелии, на Калининском фронте, был трижды ранен. Окончив танковое училище, куда Костров был направлен в 1943 году, он возвращается на фронт с самоходной артиллерийской установкой. В марте 1945 года командир самоходки Борис Костров был тяжело ранен при штурме Крейцбурга в Восточной Пруссии, а через три дня умер от полученного ранения в госпитале.


После боя

Портянки сохнут над трубой,
Вся в инее стена...
И, к печке прислонясь спиной,
Спит стоя старшина.
Шепчу: «Товарищ, ты бы лёг
И отдохнул, солдат;
Ты накормил как только мог
Вернувшихся назад.
Ты не поверил нам.
Ну что ж,
В том нет большой беды.
Метёт метель.
И не найдёшь
На небе ни звезды.
Твоей заботе нет цены,
Ляг между нами, брат.
Они снежком занесены
И не придут назад».

Учебник знакомит учащихся с избранными произведениями русской и зарубежной литературы XX-XXI веков в теоретических и критических статьях; способствует нравственному и мировоззренческому развитию личности;показывает возможности использования Интернета в решении коммуникативных, творческих и научных задач.Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012 г.).



Фото с сайта poembook.ru

Интерес к поэзии у Бориса Смоленского появился ещё в детстве. Со второй половины 30-х он пишет стихи, главная тема которых - морская романтика и отважные люди. Вдохновлённый морем и героическими подвигами, поэт поступает в один из институтов Ленинграда, готовясь стать капитаном дальнего плавания. В это же время он изучает испанский, переводит Гарсию Лорку. В начале войны Смоленский был призван на фронт. В ноябре 1941 года поэт пал в бою. Война не пощадила его фронтовые стихотворения и поэму о Гарсии Лорке, о которых он упоминал в своих письмах близким.


Я очень люблю тебя. Значит - прощай.
И нам по-хорошему надо проститься.
Я буду, как рукопись, ночь сокращать,
Я выкину всё, что ещё тяготит нас.

Я очень люблю тебя. Год напролёт,
Под ветром меняя штормовые галсы, -
Я бился о будни, как рыба об лёд
(Я очень люблю тебя), и задыхался.

(Фрагмент стихотворения, 1939 г.)

Поэты – фронтовики – это блестящая плеяда талантливых поэтов фронтового поколения. Война была для них, вчерашних школьников и студентов, крутым и досрочным началом "взрослой" жизни. В эти свинцовые годы сформировался их талант, определился характер творчества. Почти все они прошли войну солдатами и офицерами переднего края. Каждое стихотворение как моментальный снимок застигнутой врасплох войны. Война - жесточе нету слова. Война - печальней нету слова. Война - святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Еще не может быть и нет. А. Т. Твардовский Константин Симонов Константин Симонов (19151979) - поэт, писатель, драматург. В первые дни войны ушел на фронт военным корреспондентом. Не понаслышке писал о великих сражениях войны - Сталинградской битве, битве на Курской дуге, битве за Берлин. Его военные стихи знала наизусть вся страна: «Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и другие. Александр Твардовский Во время Великой Отечественной войны А. Твардовский (1910-1971) работал военным корреспондентом во фронтовых газетах. Публиковал в них стихи и очерки. В рядах армии он изведал и горечь долгого отступления, и дорого доставшееся торжество наступления и победы. Поэму «Василий Теркин» Твардовский писал в походе, отрывки печатались во фронтовых газетах. «Книга про бойца» получила всенародное признание. Давид Самойлов Давид Самойлов (1920-1990) – поэт фронтового поколения. В первые дни войны, как и многие его сверстники, со студенческой скамьи ушел добровольцем в армию. Воевал пулеметчиком на Волховском фронте, был тяжело ранен при прорыве блокады Ленинграда. Затем до конца войны служил в разведке. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Самым известным произведением поэта стало стихотворение «Сороковые». Это стихи о войне, о юности, о мечтах и испытаниях, хотя написано оно не во время войны. Алексей Фатьянов Войну Алексей Фатьянов встретил, проходя военную службу на Орловщине, в составе Окружного ансамбля Орловского военного округа, где он был и режиссёром-постановщиком, и артистом, и корреспондентом. При прорыве ансамбля из вражеского кольца рядовой Фатьянов получил первое ранение. А в сентябре 1944 года он оказался в действующей армии, став корреспондентом газеты 6-й гвардейской танковой армии. Рядовой Фатьянов участвует в освобождении Румынии и Чехословакии. За мужество и героизм Фатьянов был награждён медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды за службу в Краснознаменном ансамбле песни и пляски Балтийского флота, медалью «За Победу над Германией». Евгений Винокуров «Окончание моего детства совпадает с началом войны. Часть школ было отдано под госпитали. Занятия начинались в 11 часов вечера. В сущности, учебы не было. Не окончив 10-го класса в 1943 г. я ушел в офицерское артиллерийское училище. Осенью того же года я уже принял артиллерийский взвод, а мне не исполнилось и восемнадцати лет. Весной 1944г. полк отбыл на 4-й Украинский фронт. Войну закончил в Польше. Стихи начал писать на фронте». (Из автобиографии) Сергей Орлов В 1941 году С.Орлов ушел добровольцем в действующую армию. Сначала служил в истребительном батальоне, затем в танковых частях. Окончил танковое училище. В качестве командира танка, а затем командира взвода тяжелых танков воевал на Волховском и Ленинградском фронтах. Был тяжело ранен, горел в танке. Награжден орденом Отечественной войны II степени. Стихи писал на фронте, в его карманах были пропахшие гарью записные книжки. Константин Ваншенкин В 1942 г. К. Ваншенкин из 10-го класса ушел в армию. Служил главным образом в воздушно-десантных войсках, участвовал в боях на 2-м и 3-м Украинских фронтах. Это было суровое время. Демобилизовался он в конце 1946 г. в звании гвардии сержанта. Юлия Друнина Сразу же после окончания школы, в первые дни войны Ю. Друнина ушла добровольцем в действующую армию и до конца 1944 года служила санинструктором (медсестрой) в стрелковом, а потом в артиллерийском полку. Награждена орденом Красной Звезды и медалью «За Отвагу». В боях была ранена и контужена. Демобилизована из армии по ранению. Печататься начала в конце войны во фронтовых газетах. Ольга Берггольц Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975) во время войны пережила все 900 дней блокады Ленинграда, вела на радио передачи, своим словом призывая земляков к мужеству. Муса Джалиль Муса Джалиль (1906-1944)татарский поэт. В первый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942 г. на Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концлагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944г. казнен. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Борис Слуцкий С начала войны Б. Слуцкий в действующей армии - воевал в разведке, был политработником на Западном, Юго-Западном, Степном и 3-м Украинском фронтах, в Белоруссии, под Москвой, на Украине, в Румынии, Югославии, Венгрии, Австрии. Был тяжело ранен и контужен. Впервые стихи Слуцкого были опубликованы в подборке «Стихи студентов Москвы» в 1941г. в мартовской книжке журнала «Октябрь». Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, болгарским орденом «За храбрость». Семен Гудзенко Семён Петрович Гудзенко (1922-1953) в 1941 г. добровольцем ушёл на фронт. Рядовым бойцом отряда лыжников участвовал в боях под Москвой, партизанил в тылу врага. Зимой 1942 г. был тяжело ранен. После госпиталя до конца войны служил во фронтовых редакциях. Первую книгу стихов выпустил в 1944 г. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «Партизан Отечественной войны». После окончания Второй мировой войны работал корреспондентом в военной газете. Булат Окуджава В 1942 г. девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения - радистом. Участвовал в обороне Крыма. После войны окончил филологический факультет Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в школах Калуги и Калужской области, сотрудничал в областных газетах. Окуджаве принадлежат романы: «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом», много повестей и рассказов посвящены войне. Один из лучших фильмов о войне «Женя, Женечка и Катюша» был создан по сценарию Окуджавы. Сергей Михалков Во время Великой Отечественной войны С. Михалков, как командир запаса, был военным корреспондентом газеты "Во славу Родины", работал на Южном фронте. Писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы. Он писал боевые листовки для лётчиков Северо-западного фронта. Впоследствии был написан сборник стихов "Быль для детей" (1944).В Одессе, во время налета немецкой авиации, Михалков был контужен, отступал до Сталинграда вместе с действующей армией. За мужество его наградили боевыми наградами и орденами "Красной звезды" и "Красного знамени".Эпитафия на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" принадлежит перу Сергея Михалкова. В 1943 году было принято решение о создании нового Гимна Советского Союза. Памятью жив народ, без нее нет пути в будущее. Ал. Михайлов …Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. А. Твардовский Источники 1. Л. Лазарев. Строки, добытые в боях. М., «Дет. лит.», 1973. 2. В.Акаткин. Была война. М., «Дет. лит.», 1987. 3. http://rcio.pnzgu.ru/personal/58/1/8/interest.htm 4. http://slovo.ws/bio/rus/Vinokurov_Evgeni_Mihailovich/index.html 5. http://www.peoples.ruartliteratureproseromanyu_germanindex.html 6. http://www.mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=25731 7. http://www.best-4-beauty.ru/love_lyrics/drunina-julia/881-biographyof-julia-drunina.html 8. http://persona.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?id=32255&a=f&idr=5 9. http://www.hrono.info/biograf/bio_b/berggolc_of.php 10. http://systemnews.ru/novosti-36881.html Спасибо за внимание! Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Мошонская основная общеобразовательная школа» Мещовского района Калужской области Крючкова Галина Анатольевна