Нетрадиционные способы рисования для малышей. Использование нетрадиционных техник рисования

Каждый малыш в душе – художник. Почти все дети дошкольного возраста обожают рисовать. Кто-то любит карандаши, кто-то мелки, кому-то по душе краски. Изобразительное искусство не стоит на месте, на сегодняшний день существует множество интересных и нетрадиционных техник рисования для детей.

Необычные способы рисования помогают создавать настоящие шедевры и подходят даже для детей, которые еще не преуспели в таких занятиях. Мы разузнаем все о таких техниках рисования для детей, как одновременное рисование двумя руками, рисование по трафаретам, граттаж и монотипия, роспись камней и рисование песком на световых столах.

Чем полезно рисование для ребенка

В первую очередь, любое рисование, так же как и , прекрасно развивает мелкую моторику.

А это способствует:

  • тренировке мышц пальцев и кистей;
  • подготовке руки к письму;
  • развитию речевого аппарата;
  • развитию мышления.

Рисование – занятие творческое. С помощью изображения знакомых или выдуманных малышом предметов развивается:

  • творческий подход;
  • логика;
  • память;
  • фантазия.

Знаете ли вы? Детки, родители которых уделяют достаточно внимания изобразительному искусству, очень редко нуждаются в помощи логопеда, быстрее осваивают простые геометрические фигуры и запоминают цвета.

Кроме карандашей, фломастеров и красок, к которым ребенок привык, есть масса необычных техник рисования, способных помочь даже незадачливому художнику создать настоящие произведения искусства.

Рисование по трафаретам

В этой технике ничего сложного нет, но рисунки всегда получаются красивыми. Для рисования используют схемы и трафареты, подобранные специально для детей.

Вам понадобятся

  • лист бумаги;
  • трафареты;
  • воздушные фломастеры.

Как подготовиться

  1. Выберите «безопасное» место в квартире – мелкодисперсная краска, благодаря любопытству ребенка, будет лететь во всех направлениях.
  2. При необходимости, застелите его клеенкой.

Как рисовать

  1. Положите на рабочую поверхность лист бумаги.
  2. Сверху положите трафарет.
  3. Возьмите фломастер нужного вам цвета и выдувайте на бумагу краску.

Если ваш малыш совсем кроха, можно попробовать рисовать без трафарета – пусть ребенок просто научится выдувать краску. Такими трафаретами можно даже украшать предметы.
Обычно в комплекте с воздушными фломастерами трафареты уже есть. Мы предлагаем вам еще несколько простых трафаретов:

Рисование двумя руками по шаблонам

Этот вид рисования направлен на развитие интеллекта ребенка. Когда малыш повторяет движения обеими ручками, задействованы оба полушария головного мозга. Это хорошо стимулирует развитие мышления и координацию. Рисование двумя руками одновременно выполняется по шаблонам, подобранным для детей согласно возрасту и навыкам.

Что понадобится

  • два одинаковых карандаша или фломастера;
  • симметричные точечные шаблоны.

Такое рисование не требует особенной подготовки. Просто поясните малышу и покажите на личном примере, как вы будете рисовать:

  1. Расположите перед собой шаблон.
  2. Возьмите два карандаша или фломастера в руки.
  3. Поставьте грифы карандашей в центр изображения.
  4. Симметрично ведите линии, соединяя точки.
  5. Затем для небольшого отдыха предложите крохе разукрасить полученный контур.
  6. Начинайте такие занятия с проведения простых линий, можно использовать тетрадный лист в клетку:
  7. Затем можно переходить к простым рисункам:
  8. Со временем можно предложить ребенку параллельно рисовать две одинаковые картинки:

Граттаж

Очень интересная техника рисования. Это способ создания рисунка при помощи выцарапывания на подготовленном листе бумаги.

Вам понадобится

  • плотный лист бумаги;
  • светлые цветные краски (по желанию);
  • гуашь темного цвета;
  • воск или парафин;
  • кусочек мыла;
  • широкая кисточка;
  • шпажка;
  • газета.

Подготовим полотно

  1. Возьмите бумагу. Можно оставить ее белой, а можно широкой кистью покрасить в разные цвета – так рисунок будет интереснее.
  2. Когда покраска высохнет, натрите лист бумаги воском или парафином.
  3. Макните широкую кисть в темную краску, помыльте кисточкой кусочек мыла и закрасьте весь лист.
  4. Дождитесь, пока ваше полотно как следует высохнет.

Как рисовать

  1. Расстелите на стол газету – так можно будет легко убрать рабочее место.
  2. Возьмите шпажку, с легким нажимом процарапайте контур рисунка.
  3. Где нужен контур поярче – сцарапайте больше темной краски с парафином.

Для рисования можно обводить контуры предмета, а можно рисовать просто так. При помощи такой техники можно рисовать что угодно:

Монотипия

Этот вид рисования позволяет создать зеркальное изображение.

Вам понадобится

  • лист бумаги, сложенный пополам;
  • краски и кисточки;
  • немного воды.

Подготовьте рабочее место так же, как для обычного рисования красками.

Как рисовать

  1. Разверните согнутый лист бумаги.
  2. На одной из половинок быстро нарисуйте половину симметричного рисунка. Проще всего начать с бабочки.
  3. Пока краска не высохла, слегка смочите чистой водой при помощи кисточки вторую половинку листа.
  4. Аккуратно закройте листочек. Лучше накрыть неразрисованной частью разрисованную – так краска не потечет.
  5. Хорошо прогладьте сложенный лист ладонями и разворачивайте.
  6. Теперь можно дорисовать детали и контуры на обеих половинках картинки.

Вот что получается у деток:



Рисование на камнях

Рисование на камнях – отличный способ для детей создать настоящие сувениры из обычной гальки с вашей помощью. Еще это удобно – если рисунок не получился, камень всегда можно помыть, просушить и начать заново.

Что понадобится

  • камни (подойдет обычная речная галька);
  • простой карандаш с мягким грифом;
  • гуашь и кисточки;
  • мебельный лак или лак для волос.

Подготовка

  1. Предварительно вымойте камни, просушите.
  2. Подготовьте место для рисования.
  3. Отдельно подготовьте место, где будете вскрывать лаком поделки. Это лучше делать без малыша.

Как рисовать

  1. Нарисуйте на камушке контур рисунка. Предварительно можно выполнить грунтовку поверхности камня белой краской.
  2. Аккуратно раскрасьте контур. Краску на кисточку набирайте густо, так картинка не потечет.
  3. Добавьте декоративных элементов.
  4. Когда рисунок хорошенько высохнет, можно вскрывать его лаком. Если хотите зафиксировать рисунок лаком для волос, лучше обработать поделку в 3-4 слоя.

В такой технике можно сделать много сувениров:

Рисование песком на световых столах

Это, пожалуй, самое удивительное направление в изобразительном искусстве. В этой технике создают настоящие мультики, показывают шоу, рисуют настоящие шедевры, играя на свете, тени и полутонах. Раньше это казалось чем-то недоступным, но в наше время можно даже пойти на курсы для детей, где обучают рисованию песком на световых столах. Сложного в этом ничего нет, такое рисование можно организовать и дома.

Что понадобится

  • световой стол (можно поручить сделать его папе, а можно купить);
  • мелкий песок;
  • руки и фантазия;
  • шпажка.

Как подготовиться

  1. Хорошо подходит речной песок. Но его сначала надо набрать.
  2. Когда песок раздобыли, высыпьте его в ведро и залейте водой.
  3. Слейте воду. Повторите манипуляцию столько раз, сколько нужно, чтоб вода стала прозрачной. Так вы уберете из песка мусор и пыль, останется только нужный нам мелкий песочек.
  4. Оставьте песок высохнуть, выложив в широкую емкость.

Как рисовать

  1. Песок высыпаете по краям стола.
  2. Можно набирать песок в горсть или щепотку и насыпать всевозможные линии, создавая рисунок:
  3. Чтобы создать фон, можно равномерно распределить песок ладонью по поверхности стола. На таком фоне можно создавать любые рисунки, убирая лишний песок пальцами.
  4. При помощи игры света и тени детям удаётся создавать всевозможные узоры и рисунки, используя фантазию и свои ручки.

Поэкспериментируйте с толщиной песочного слоя, рисуйте ладонью, пальцами, проводите точные линии ногтем или шпажкой.

При помощи такой техники можно создавать настоящие шедевры.

  • Если не знаете, одной из таких техник, не отчаивайтесь. На сегодняшний день существует много кружков и изостудий, в которой учить ребенка создавать необычные работы будут настоящие профессионалы.
  • Побольше экспериментируйте с разными техниками рисования – это хорошая разминка для рук и головы. Чем больше техник освоит малыш, тем легче ему будет найти свое призвание.
  • Поддерживайте любые начинания крохи. Ему ведь не так и важно, в какой технике рисовать, лишь бы мама была довольна.

Техники рисования для детей дошкольного возраста – видео

На этом видео демонстрируют технику монотипии, создавая пейзаж над рекой.

На этом видеоролике показывают упрощенный вариант подготовки полотна для граттажа, демонстрируют саму технику выполнения рисунка.

На этом видео показывают основные приемы рисования песком на световом столе для детей.

Многие мамы хотят, чтоб ребенок развивался гармонично. На сегодняшний день существует масса необычных техник рисования, развивающие не только творческие способности, но и воображение, логику, координацию. Некоторые из них даже взяли на вооружение детские садики.

Не бойтесь предлагать малышу новые техники в его любимом занятии, и поддерживайте малыша в творческих поисках!

А с какими необычными техниками рисования знаком ваш малыш? Где он впервые попробовал так рисовать: дома, в садике или на кружке? Если вы знаете еще некоторые интересные техники для рисования – расскажите о них в комментариях!

– это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Печатание листьями – можно отнести к технике штамповки, но требует большей аккуратности и координации движений, поэтому в самостоятельной деятельности доступно только к старшему дошкольному возрасту (к 5-6 годам), а малыши 3-4 лет с удовольствием будут создавать картины из листьев совместно с родителями или старшими братьями и сестрами.

Для занятий вам понадобятся: гуашь, кисти, белая или тонированная бумага, листья.

Во время прогулки соберите с ребенком листья разнообразных деревьев, кустарников, растений, отличающиеся по размеру и форме. Листик нужно покрыть гуашью при помощи кисточки, а затем осторожно приложить окрашенной стороной на лист бумаги, плотно прижать и аккуратно за черенок плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа. Главное – не двигать лист, иначе изображение получится смазанным.

Следующие листочки можно окрасить в другие цвета, можно листик сделать двухцветным или многоцветным. Можно уже использованный листик покрасить в другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.

Когда рисунок заполнится отпечатками, нужно кистью (или фломастерами, карандашами) дорисовать недостающие части композиции.

рисование нитками. Доступно детям с 3-х летнего возраста в совместной со взрослым деятельности. Чем старше ребенок – тем больше самостоятельности в рисовании, фантазировании, дорисовывании.

Для занятий потребуется: гуашь, кисточка и мисочка, бумага, нитки (лучше № 10), пряжа или веревочка (в зависимости от выбранного способа рисования), карандаши или фломастеры для дорисовки.

Способ 1. Сложить пополам лист бумаги и раскрыть его. На одну половину разложить одну или несколько нитей (20-30 см), пропитанных разными красками, в произвольном узоре. Накрыть второй половиной листа так, чтобы неокрашенные концы ниток были видны. Хорошенько прогладить и, придерживая рукой, медленно вытянуть нити за хвостики. Когда лист раскрывается, там получается какое-то изображение, которое можно дорисовать после высыхания карандашами или фломастерами.

Способ 2. Лист бумаги сложить пополам. Довольно длинную нить или тонкую веревку (до 40-50 см) тщательно окрасить в мисочке выбранной краской, а затем хаотичным узором разложить ее на одну из сторон листа. Накрыть другой половиной листа и тщательно прогладить его рукой. Раскрыть, аккуратно убрать нить, рассмотреть полученное изображение. Дорисовать до конечного результата.

Способ 3. Сделать от 2 до 5 отрезков нити или тонкой веревки длиной 7-10 см. Поочередно обмакивать нити в краску и водить ими по листу бумаги в разных направлениях. Можно сделать рисунок хаотичными движениями, потом рассмотреть его и дорисовать, а можно постараться сразу получить примерный контур желаемого изображения и затем дополнить его карандашами или фломастерами.

Способ 4. Обернуть веревку (шпагат, тонкую, бельевую или сочетание разных веревок) вокруг цилиндра (удобно использовать скалку, но можно любой предмет цилиндрической формы – кусок трубы, деревянную чурочку и т.п.)Сделать перекрещивающийся узор и окрасить веревку до небольшого впитывания одним или несколькими цветами. Прижать цилиндр к нижнему краю бумаги и, плотно прижимая, прокатить его от себя. На листе появится красивый веревочный узор.



(от греческого « monos » — один, « typos » — отпечаток) – доступна детям с 3 лет.

Для занятий понадобится: бумага белого цвета (или цветная, тонированная – в зависимости от замысла), кисти, краски (гуашь или акварель).

Данная техника отлично знакомит с понятием симметрии, так как используется для изображения зеркального отражения предметов. Белый лист складывается пополам и на одной стороне рисуется половина заданного объекта. Затем лист складывается и хорошо проглаживается, чтобы невысохшая краска отпечаталась на другой половине листа. При необходимости дорисовываются недостающие (не симметричные) части.

Так же с помощью данной техники можно получить замечательные изображения отражения объектов на водной глади: лист складывается горизонтально и на верхней его части рисуется будущий пейзаж (лес, горы, дом, небо, облака и др.). Затем лист складывается и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на водной глади.

Используя возможности монотипии, можно создавать и фантазийные изображения. На одну из сторон половины листа бумаги, ближе к центру, нанести несколько ярких цветных пятен. Сложить лист по сгибу и хорошенько прогладить ладошкой. Открыть и рассмотреть – что получилось? Сказочные цветы? Бабочка? Павлин? Жук? Дорисовать «заколдованное» изображение красками или фломастерами.


Рисование мыльной пеной. Используется в старшем дошкольном возрасте – от 5-6 лет.

Для занятий потребуется: акварельные краски (можно и гуашь, но развести очень жидко), шампунь, трубочка для коктейля, бумага.

В емкость с жидкой краской добавить шампунь, хорошо перемешать. Опустить трубочку и дуть до тех пор, пока над краем не появятся пузыри. На пузыри опустить лист бумаги, слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров и цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.


Техника не сложная, но требует некоторой сноровки и достаточно сформированных моторно-кординационных движений, поэтому лучше предлагать ее детям от 6-7 лет.

Для занятий потребуется: старая зубная щетка, расческа с частыми зубчиками, гуашь, бумага, шаблоны и силуэты.

На кончик щетки набрать немного краски. Над листом бумаги расположить расческу и несильно провести по ней ворсом щетки. Брызги разлетятся по листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А можно вырезать любой силуэт или взять готовый шаблон, разместить на листе и разбрызгать краску. Аккуратно, лучше после высыхания, снять шаблон или силуэт. Рисунок можно дополнить кисточкой, другой техникой, аппликацией.


Очень нужная и важная техника для старших дошкольников в системе подготовки к обучению в школе. Чтобы нарисовать предмет в этой технике, нужно представить – из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратах, овалах, прямоугольников. Цель шаблонографии – составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку, обрисовывая заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур.

Для занятий потребуется: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, шаблон с геометрическими формами (можно приобрести готовый, а можно изготовить самостоятельно).

На начальном этапе можно предложить ребенку образцы рисования различных предметов при помощи шаблона геометрических фигур. Ребенок учится обрисовывать геометрические формы простым карандашом, создавая единое целое. Готовую композицию выполнить в цвете. Постепенно усложнять задания, предполагая все большую самостоятельность действий ребенка. Обучать последовательности создания сюжета: сначала обрисовать основную, самую крупную форму, а затем переходить к деталям. Показателем полного овладения шаблонографией является умение ребенка самостоятельно придумать сюжет и воплотить его.

Из личного опыта: отличной подготовкой для данной техники являются игры с – выкладывание из блоков разнообразных фигур.


Все рассмотренные нами нетрадиционные техники: , штамповка, монотипия, ниткография, набрызг и др. – это только некоторая, очень небольшая часть техник нетрадиционного рисования. В дальнейшем я планирую познакомить вас с другими, не менее интересными и увлекательными техниками.

Буду очень рада, если Вы поделитесь своими рисунками, выполненными при помощи техник нетрадиционного рисования – пишите и присылайте фото на адрес: [email protected] , я с удовольствием опубликую ваши работы на страницах сайта.

Дети и творчество – неразделимые понятия. Каждый ребенок в душе – художник и скульптор, певец и музыкант. Творческие порывы у детей проявляются в самом невообразимом виде, но очень часто связаны с художественной деятельностью. Многие мамы рано или поздно задаются вопросом о том, зачем ребенку учиться рисовать? И правда, зачем, если вы не планируете вырастить еще одного Сурикова или Айвазовского? Если ваша задача – видеть своего ребенка успешным, уверенным в себе человеком, то поощряйте творческие проявления, потому что любая изобразительная работа – важное условие для нормального развития малыша.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и дома помогают развивать пространственное мышление, глазомер, координацию. Ведь малышу нужно связать единой композицией соотношение размеров деталей и гармонично их расположить на листе. При работе над сложной декоративной композицией ребенок учится планировать свои действия, выбирать подходящий материал. Для него очень важно понимать, что он может создать что-то своими руками.

Всем известно, что рисование – одно из самых любимых занятий наших деток. С огромным удовольствием они рисуют цветными карандашами, фломастерами, красками, макая кисть в яркую субстанцию. А почему бы не мокнуть туда пальчик или измазать краской всю ладошку? Изобразительному творчеству нельзя устанавливать рамки, нужно разрушать все границы привычного и традиционного!

Нетрадиционные техники рисования привлекают наших непосед значительно больше, ведь они не требуют усидчивости, дают более ярко раскрывать во время творчества свой потенциал, знакомят ребенка с возможностью необычно применить окружающие нас вещи в качестве материалов для творчества. Если самые необычные краски и яркие карандаши у малыша уже не вызывают былого интереса, то можно разбавить творчество вашего непоседы другими методами рисования. Чем же полезно рисование нетрадиционными способами в детском саду и дома?

  • Малыш использует разнообразные материалы, узнает различия в фактурах, что позволяет совершенствовать мелкую моторику.
  • Происходит знакомство с объемом, формой и пространством, что развивает воображение.
  • Умение сочетать и смешивать оттенки развивает эстетический вкус.
  • Использование необычных материалов развивает мышление, учит принимать нестандартные решения.
  • Рисунки с использованием таких техник получаются значительно быстрее, что радует крох, которым так не хватает усидчивости.
  • Добавляет уверенности в себе и веру в свои силы, ведь и без выдающихся умений можно создать неповторимый «шедевр»!

Все самые интересные техники и методики собрала и систематизировала Г.Н. Давыдова в книге «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Эта книга – прекрасный помощник как для воспитателя, так и для мамочки, которая хочет разнообразить досуг с малышом.

Начинаем творить: пальчики или ладошки

Нетрадиционные техники рисования подразумевают изображение образов с помощью различных материалов, в том числе и «нехудожественных»: скомканная бумага, поролон, нитки, парафиновая свеча или восковые мелки, высушенные листья; рисование без использования инструмента – ладошками или пальчиками и еще много чем. Такие методы с успехом применяют как в детсаду, так и дома.

Для разного возраста можно предложить свою технику, например, самым маленьким будет интересно рисовать пальчиками, ведь кисточку крохе держать еще трудно, а вот своими собственными ручками малыш уже владеет блестяще. Обмокните ладошку крохи в краску и предложите оставить след на бумаге, как оставляют следы кошечки и собачки. Рассмотрите с малышом отпечаток, на кого он похож? Выглядит, как слоник или черепашка, а если дорисуем глазик, будет рыбка! Всем действом руководит только фантазия вашего малыша, и если вдруг он растерялся, то помогите ему, проведите масте-класс – окрасьте свою ладонь и оставьте отпечаток. «Смотри, получилась мама слониха, а где же малыш слоненок?», – ребенок с удовольствием включится в такую забавную игру.

Обмакивать в краску можно и не всю ладошку, а только пальчики, и оставлять малюсенькие отпечатки. Чем больше разноцветных отпечатков, тем интереснее рисунок, – пусть малыш фантазирует в свое удовольствие. Взрослые должны быть готовы к тому, что краска будет не только на листочке, но и на малыше, точнее, малыш будет в ней весь и окружающие предметы тоже. Поэтому о чистоте позаботьтесь заранее: застелите стол, где планируете устроить творческую мастерскую, клеенкой, а на малыша наденьте фартучек и нарукавники, в противном случае о каком полете фантазии может быть речь, если вы будете постоянно одергивать малыша: «Аккуратнее, испачкаешься!».

Продолжаем фантазировать. Штампы, оттиски

Детишкам разного возраста в ходе рисования нравится использовать штампы. Эта уникальная техника нетрадиционного метода рисования в детском саду настолько легка в исполнении и многообразна в проявлении, что прекрасно подходит для работы и в садике, и дома. Готовые штампы можно приобрести в магазине художественных товаров. Но гораздо интереснее изготовить штамп самостоятельно, а еще лучше с малышом.

В качестве штампа подойдет практически все, что можно обмакнуть в краску, а затем оставить отпечаток на листе бумаги. Можно разрезать яблоко или картофель – это самый простой штамп. На половинке картофеля можно вырезать какую-нибудь фигурку: сердечко или цветочек. Еще штамп делают из обыкновенных ниток, намотав их на любое основание. Нитки можно и не наматывать, а просто погрузить в краску. После тщательной пропитки их раскладывают на одном листе, другим накрывают, слегка прижимают, и любуются замысловатым узором.

Несложно изготовить штамп из обыкновенного пластилина. Придумайте интересную форму и оформите небольшой кусочек пластилина. Краску для классических штампов лучше выбирать густую. Необычную фактуру фону можно придать, применив скомканную салфетку или бумагу, а дальше по отработанной схеме: макаем в краску и штампуем. Очень красивые штампы получаются из засушенных листьев: покрасьте листик краской с одной стороны, положите на бумагу и прижмите. После того как убрали крашеный листик, получилась картина «Золотая осень» – малыш в полном восторге.

Существует еще одна нетрадиционная техника рисования, похожая на штамп, но с интересной особенностью, – рисование поролоном. Отрежьте небольшой кусочек от обыкновенной губки, обмакните в краску и с несильным нажимом покрывайте лист. Вот так легко и просто получается замечательный фон для дальнейшего рисования, а если использовать трафареты или шаблоны для детского рисования, получится изумительный цветочный, или геометрический узор.

Рисование точками

Как метод изобразительного творчества для малышей можно выделить рисование точками. Эта несложная техника понятна даже крохе. Вам понадобятся краски и ватные палочки или обычные фломастеры. Окунаем палочку в краску, и несильным нажатием рисуем точку на листе бумаги, потом еще одну – так до тех пор, пока придуманный образ не проявится на альбомном листе. Можно помочь малышу, нарисовав контур будущего рисунка, а он заполнит его большим количеством ярких отпечатков. Тематика точечного рисунка может быть любая – и зимняя сказка, и яркое солнышко. Обучение в таком нежном возрасте следует проводить ненавязчиво, в виде игры.

Техника «монотипия»

Для старших деток можно предложить более интересные виды художественного творчества. Например, интересная техника, которая тоже основана на оттисках – «Монотипия». Ее целью является создание симметричного рисунка, такого как гриб, насекомое (бабочка или божья коровка), для старшей дошкольной группы можно изобразить пейзаж, отражающийся в озере.

Берем альбомный лист бумаги, перегибаем пополам, далее, разворачиваем и рисуем на одной половине относительно линии сгиба. Раз мы договорились изобразить бабочку, то рисуем одно крылышко, затем проглаживаем рукой сложенный лист. Раскрываем – у бабочки уже два крыла и они совершенно одинаковые! Недостающие элементы можно дорисовать кисточкой.

Чувство восторга обеспечено, в то время как ребенок понимает, что его «хулиганские» действия, когда на лист альбома летят кляксы и брызги, – это тоже вид искусства. «Кляксография» ещё имеет название «Набрызг». Такими техниками можно достичь необычных художественных эффектов.

Разбрызгивание краски, он же «Набрызг». На помощь нам придет зубная щетка. Аккуратно макают ее в краску и несильно постукивают ручкой или карандашом по направлению к себе. На листе остается огромное количество мелких капелек. С помощью такой нетрадиционной техники рисования получается очень реалистичный зимний пейзаж или далекий космос с множеством звезд. «Кляксография» поможет юному художнику заселить необитаемые планеты космоса забавными пришельцами. Стоит только набрать на кисть побольше краски и дать ей стечь на лист бумаги, – получилась клякса. А теперь дуем на нее, разгоняя лучики в разные стороны. Дорисуем высохшей кляксе пару глазок, а можно и две пары, это же неведомое животное, и отправим заселять его далекие миры!

Интересную фактуру можно достичь методом использования сухой кисти. Сухую широкую кисть слегка погрузить в гуашь, лишнюю краску обтереть о баночку. Рисуем вертикальными тычковыми движениями. Изображение получается «лохматым» и «колючим», таким способом очень реалистичными получаются ёлочки и ёжики, поле с зеленой травой. Таким нетрадиционным способом в детском саду можно рисовать цветы, например, астры.

Невероятные возможности привычных вещей.

  1. Мыльные пузыри.

Оказывается, мыльные пузыри можно не только надувать и лопать, а еще ими можно рисовать. В стаканчике с мыльным раствором развести немного краски, взять трубочку и напускать в стакан пузырей. Такой фокус ваши детки проделают с удовольствием. Ну вот, яркой разноцветной пены много, прикладывайте к ней лист бумаги, а как только пузыри начинают проявляться, бумагу нужно убрать – красочный узор готов!

  1. Соль.

Не удивляйтесь, но соль можно использовать не только в кулинарии. Интересная фактура получится, если невысохший рисунок посыпать солью, а когда краска высохнет, просто струсить.

  1. Песок, бисер и различные крупы также применяют для создания творческих фактур. Существует несколько вариантов использования таких материалов.
  • Предварительно покрытый клеем лист посыпаем крупой, песком или бисером, а затем рисуем по фактурной поверхности.
  • Покрываем клеем участки в тех местах, где будет изображен рисунок.
  • Заранее раскрасить и высушить нужные материалы, а затем украшать ими рисунок.

Классика в нетрадиционном прочтении

Давайте отложим штампы и соль, вытрем ручки, испачканные краской, достанем акварель и кисточки. Скучно? Вовсе не скучно, а очень интересно, ведь с помощью классических акварельных красок мы будем творить чудеса!

Необходимо взять плотную бумагу (лучший вариант – специальная акварельная), намочить, чтобы она достаточно промокла. Наберите на кисть немного краски и легким движением дотрагивайтесь кистью до мокрой бумаги. Движения должны быть именно легкими и плавными, от этого зависит красота результата. На ваших глазах капелька краски расползаются в разные стороны, превращаясь в нечто удивительное! Подходящее время рассказать малышу о правилах получения новых цветов и оттенков. Сейчас такая практика наиболее наглядна. Получившиеся немыслимые разводы будут служить интересным фоном для будущих творческих работ.

Следующая нетрадиционная техника рисования, которую мы рассмотрим, тоже из разряда «чудеса рядом», называется «Акватипия».

Это техника рисования красками и водой, еще она известна под названием водная печать. Так же, как и в предыдущем методе, нам пригодится плотная бумага, краски выберем не менее традиционные – гуашевые, еще нужна черная или любая темная тушь. Подумайте с малышом, что бы он хотел изобразить? Этим методом необычайно красиво получаются цветы. После высыхания красок закрасьте полностью лист тушью, затем погрузите вашу работу в мисочку с водой, и наслаждайтесь чудесными превращениями! Гуашь вся растворится, останется только ваш рисунок на темном фоне. Чем же не волшебство?

Череда невероятных превращений не завершилась! Возьмем все ту же плотную бумагу, и восковыми мелками (если их не оказалось под рукой, можно использовать обыкновенную свечу) нанесем рисунок или узор. Далее, наносим акварельную краску на весь лист (места, обработанные воском, не окрасятся). На цветном акварельном фоне проявится рисунок, который станет для малыша сюрпризом, ведь когда рисуешь бесцветным мелком по белому листу, то довольно трудно представить конечный результат. Процесс волшебства в итоге тоже может принести довольно практичный результат.

Изготовление «мраморной бумаги» – чрезвычайно увлекательное занятие, которое очень нравится малышам: забавно же играть с вещами, которые вообще брать не разрешают. Например, папина пена для бритья. Для работы понадобятся:

  • пена для бритья;
  • акварельные краски;
  • плоская тарелочка;
  • лист плотной бумаги.

Для начала необходимо получить насыщенный раствор: краску смешиваем с водой. Затем нанесите толстым слоем пену для бритья на тарелку, и капните несколько ярких капель краски в хаотичном порядке. С помощью кисточки рисуем каплями краски на пене, получая замысловатые зигзаги и узоры. Вот оно – волшебное таинство, которое полностью поглотит увлеченного малыша. А вот и обещанный практичный эффект. Лист прикладываем к радужной пене, а затем переворачиваем так, чтобы пена оказалась сверху листа. Оставшуюся на бумаге пену убираем скребком. И – о чудо! Из-под пены проявляются невообразимые разводы, похожие на мраморный узор. Бумага впитала краску. После высыхания «мраморную бумагу» можно использовать при изготовлении поделок или как дополнение к декору.

Нет предела творческим проявлениям

Для ребят, которые уже познакомились со многими интересными техниками и проявили свои незаурядные творческие способности, можно предложить довольно непростую технику рисования – «граттаж».

Необходима плотная бумага, раскрасить ее нужно восковыми мелками, желательно ярких цветов, далее, с помощью широкой кисти покрыть черной гуашью или тушью. Если намерены использовать гуашь, добавьте немного клея ПВА, чтобы высохшая краска не крошилась. Когда тушь (или гуашь) высохнет, заготовка для дальнейшей работы готова. Теперь берем тонкий стек (любой острый, не пишущий инструмент) и начинаем рисовать. Но рисованием этот процесс можно назвать лишь условно, так как происходит соскабливание верхнего слоя краски. Так, штришок за штришком проявляется яркий восковой слой и проецируется в задумку художника.

Для юных художников будет увлекательной техника рисования с помощью пластилина по стеклу.

Выберите понравившийся рисунок, накройте стеклом, нанесите черным фломастером контуры рисунка на стекло. Затем приступаем к заполнению контуров мягким пластилином, стараясь не выступать за край. Изнаночная сторона смотрится не так аккуратно, но с лицевой стороны видна яркая и четкая картинка. Вставьте работу в рамку, а в качестве фона можно использовать цветной картон.

Существует еще целый ряд нетрадиционных техник рисования в детском саду, которые легко освоят дети средней и старшей дошкольной группы. Для повседневных занятий может подойти сочетание аппликации с классическим рисунком. Предварительно вырезанные элементы клеят на альбомный лист, после чего с помощью карандашей или красок придают образу законченный вид.

Одной из доступных и занимательных техник является «Фронтаж».

Этот вид изобразительного творчества нам знаком с детства, помните, прятали монетку под лист бумаги и заштриховывали простым карандашом? Таким же образом вместо монетки можно использовать сухие листочки, а заштриховывать не карандашом, а цветной пастелью. Рисунок получится ярким и насыщенным.

Мы познакомились с большим количеством техник рисования и уже много чему научились, так почему бы не применить наши знания на практике? С помощью как традиционных, так и нетрадиционных техник рисования декорируют любые предметы интерьера. Декоративное рисование в детском саду так же имеет прикладной характер, ребенок уже может украсить, например, подставку для карандашей или глиняную вазочку, а может порадовать маму и создать неповторимый узор на разделочной доске. Только следует помнить, что краски для таких работ нужно выбирать водостойкие: акриловые или масляные. Чтобы результат радовал дольше, покройте готовую поделку лаком.

Для декора интерьера используют технику «витраж».

Суть техники заключается в нанесении клеевого контура и заполнении его краской. Вариантов исполнения данной техники существует множество, но один из самых интересных – нанесение рисунка на клеёнку, а после высыхания, с клеёнки рисунок можно снять и приклеить на любую поверхность, например, на стекло, – будет полупрозрачная яркая картинка.

Остановимся подробнее на самой технике выполнения.

Идеальным вариантом будет использовать специализированные витражные краски, но если таких не оказалось, можно проявить смекалку и изготовить их самостоятельно. Возьмите обыкновенную гуашь и добавьте клей ПВА, после высыхания, краски имеют эластичную структуру, что позволит снять картинку с пленки без труда. Выберите понравившийся рисунок и нанесите его контур на прозрачную клеёнку (можно взять обычный файл или пластиковую прозрачную папку). Контур лучше сделать вначале карандашом или фломастером, а затем обвести или готовым витражным контуром, или обычным клеем ПВА из тюбика с дозатором. Дождитесь высыхания контура, затем заполняйте яркими цветами. После полного высыхания можно рисунок отлепить от пленки, и декорировать задуманную поверхность.

Декорировать можно не только предметы интерьера, но и предметы гардероба специальными красками для ткани. Такая техника называется «Холодный батик». Предложите ребенку сделать дизайнерскую роспись обычной белой футболки, такая будет только у вашего малыша, единственная и неповторимая!

  • Предварительно футболку необходимо зафиксировать в пяльцах для вышивания или в подрамнике для рисования на холсте.
  • С помощью карандаша и кальки переведите изображение любимого мультяшного героя на ткань.

Одним из главнейших этапов этого метода является нанесение резервирующего состава, другими словами, защитного контура, который предотвратит растекание краски по ткани. Контур должен быть замкнутым, для предотвращения растекания.

  • После высыхания, по известной нам схеме заполняем контуры краской.
  • Затем рисунок необходимо закрепить. Подложите один лист бумаги под рисунок, а другой на рисунок и прогладьте утюгом.

Стирать такое изделие можно, но лучше в ручном режиме в прохладной воде. Уникальное изделие готово.

Заключение

Все рассмотренные нетрадиционные техники рисования применимы только в условиях помещения. А как же прогулки летом на свежем воздухе? Неужели для улицы подходят только подвижные игры? Нет, можно заняться изобразительным творчеством. Рисование летом в детском саду можно проводить и на улице, используя классический мел. Рисование на асфальте в детском саду – прекрасное развлекательное и познавательное занятие. Дети рисуют мелками везде, где есть более или менее твердое покрытие: асфальт, плитка, забор, стены дома. Замечательно видеть вместо серого асфальта яркое воплощение фантазии.

Написано статей

Все дети любят рисовать. Но иногда у ребёнка получается не так, как хочется. А может быть, ему недостаточно знакомых способов для самовыражения? Тогда можно вдохновить его на эксперименты с разными техниками, среди которых обязательно найдётся любимая. После этого ваше чадо наверняка захочет изобрести что-то новое.
Узоры из точек

Сначала рисуем самую простую загогулину. Затем при помощи ватной палочки и красок (гуашь или акриловые) делаем затейливые узоры, как душа ляжет. Краски лучше предварительно смешать и слегка развести водой на палитре.

Фроттаж

С детства знакомая и любимая многими техника. Кладём под лист бумаги предмет с немного выступающим рельефом и закрашиваем его пастелью, мелком или не заточенным карандашом.

Отпечатки поролоном

Обмакнув губку в густую гуашь, ребёнок может нарисовать пейзажи, букеты цветов, ветки сирени или животных.

Кляксография


Один вариант: капнуть краской на лист и наклонять его в разные стороны, чтобы получилось какое-либо изображение. Второй: ребёнок окунает кисть в краску, затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок.

Другие рисунки методом клясографии можно посмотреть

Отпечатки рук и ног

Всё просто: нужно обмакнуть ступню или ладошку в краску и сделать на бумаге отпечаток. А потом пустить в ход фантазию и дорисовать пару деталей.

Подробнее о методе рисования ладошками можно посмотреть

Узоры по краске

Для такой аппликации нужно нанести густым слоем краску на бумагу. Затем обратным концом кисти на ещё влажной краске процарапать узоры - разнообразные линии и завитушки. Когда высохнет, вырезать нужные фигуры и наклеить на плотный лист.

Отпечатки пальцев

Название говорит само за себя. Нужно тонким слоем покрасить палец и сделать отпечаток. Пара штрихов фломастером - и готово!

Монотипия

На ровную гладкую поверхность (например, стекло) краской наносится рисунок. Потом прикладывается лист бумаги, и отпечаток готов. Чтобы он получился более размытым, лист бумаги нужно предварительно намочить. Когда всё высохнет, можно при желании добавить детали и очертания.

Граттаж

Изюминка работы в том, что рисунок нужно процарапывать. Лист картона плотно заштриховывается пятнами разноцветной масляной пастели. Затем черную гуашь нужно смешать на палитре с мылом и закрасить весь эскиз. Когда краска полностью высохнет, зубочисткой процарапываем рисунок.

Воздушные краски

Чтобы приготовить краску, нужно смешать столовую ложку «самоподнимающейся» муки, несколько капель пищевого красителя и столовую ложку соли. Добавить немного воды до консистенции густой сметаны и хорошо перемешать. Краску можно поместить в кондитерский шприц или в небольшой пакет. Крепко завязать и надрезать уголок. Рисуем по бумаге или обычному картону. Готовый рисунок помещаем на 10-30 секунд в микроволновку на максимальный режим.

«Мраморная» бумага

Лист бумаги закрашиваем жёлтой акриловой краской. Когда он полностью просохнет, закрашиваем ещё раз разбавленной розовой краской и сразу же накрываем пищевой плёнкой. Плёнку нужно смять и собрать в складочки, так как именно они создадут нам нужный узор. Дожидаемся полного высыхания и снимаем плёнку.

Рисование водой

Акварелью рисуем простую фигуру и заливаем её водой. Пока не просохла, ставим на неё цветные кляксы, чтобы смешались между собой и образовали вот такие плавные переходы.

Отпечатки овощами и фруктами

Овощ или фрукт нужно разрезать пополам. Потом можно вырезать на нем какой-то узор или оставить как есть. Макаем в краску и делаем оттиски на бумаге. Для отпечатков можно использовать яблоко, картофель, морковку или сельдерей.

Отпечатки из листьев

Принцип тот же. Листья мажем краской и делаем отпечатки на бумаге.

Рисунки с солью

Если посыпать ещё влажный акварельный рисунок солью, то она пропитается краской и при высыхании создаст эффект зернистости.

Щётка вместо кисти

Иногда в целях эксперимента стоит попробовать что-то неожиданное. Например, хозяйственную щётку.

Эбру, или рисование на воде

Нам потребуется ёмкость с водой. Главное требование - чтобы её площадь совпадала с площадью листа бумаги. Можно использовать жаровню для духовки или большой поднос. Также понадобятся масляные краски, растворитель к ним и кисточка. Суть в том, чтобы создавать узоры краской по воде, а потом обмакнуть в них лист бумаги. Как это делается.

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"

Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей


Художник хочет рисовать,
Пусть не дают ему тетрадь…
На то художник и художник –
Рисует он, где только может…

Он чертит палкой по земле,
Зимою пальцем на стекле,
и пишет углем на заборе,
и на обоях в коридоре.

Рисует мелом на доске,
На глине пишет и песке,
Пусть нет бумаги под руками,
И нет денег на холсты,

Он будет рисовать на камне,
И на кусочке бересты.
Салютом он раскрасит воздух,
Взяв вилы, пишет на воде,

Художник, потому художник,
Что может рисовать везде.
А кто художнику мешает,
Тот землю красоты лишает!

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.
Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в соей работе использую и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно!
Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!
Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
Для каждой возрастной группы они свои.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
рисование пальчиками
рисование ватными палочками
тычок жесткой полусухой кистью
рисование ладошками
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
оттиск поролоном
печать по трафарету
свеча и акварель
набрызг
тычкование
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
кляксография обычная
рисование зубочисткой
монотипия
батик
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.
Нетрадиционные художественно-графические техники:
Штампование
Так как маленькие детки всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть дно от пластиковой бутылки, крышка, срез от картофеля, яблока и так далее, покрытые краской) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить.



«Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.



«Рисование ладошкой или пальчиками»
Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


«Оттиск смятой бумагой»
Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
«Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.


«Рисование ватными палочками»
Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобили, куклы. Главное в этом деле – желание!


«Рисование по мокрой бумаге».
Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.


«Рисование зубной щёткой, одноразовыми вилками»
Щетка, вилка обмакивается в краску и делается отпечаток на бумаге. Щеткой можно протянуть по листу, получатся волны, ветер, ручей и т.д.


«Кляксография»
Клякса – это неотъемлемая часть каждого ребенка. Поэтому такая техника очень близка деткам по духу. Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение.


«Пластилинография» - пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.


«Рисование мыльными пузырями»
Мыльные пузыри - известная детская забава. Хрупкие, прозрачные, они так красиво переливаются разными цветами радуги и создают ощущение праздника. И еще ими можно рисовать.
Рисунки в этой необычной технике тоже оказываются очень необычными, а занятие приносит детям радость. К тому же, отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно с ними экспериментировать, а потом фантазировать, на что они похожи.


«Ниткография»
Работать с этой техникой можно двумя вариантами. Для каждого из них понадобятся краски с кисточкой, емкость для них, нитки и бумага. В первом случае на нитку наносится краска любого понравившегося цвета. Бумагу нужно сложить вдвое. На одну сторону выкладывается окрашенная нить, а другой прикрывается. Затем нить вытягивается. Когда ребенок разворачивает лист бумаги, там есть некоторое изображение, которое потом он может дорисовать по своему усмотрению. Второй способ подразумевает под собой использование еще и клея. Рисунок создается путем приклеивания ниток к бумаге в виде того или иного предмета.


«Батик»
Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Рисунок наносится на ткань специальными красками.



Рисование нетрадиционной техникой:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, цвета - восприятия;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Советы родителям:
материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства,
предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;
не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;
хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!