Нико пиросмани произведения. Нико Пиросмани, художник: биография, картины

При жизни он рисовал за кусок хлеба, а после смерти его работы продавались за миллионы. Он прожил полную лишений жизнь, умер в нищете, а мировая слава пришла к нему лишь после смерти. Он так и не смог разбогатеть, но однажды ради любви он пожертвовал всем, что имел.

Нико Пиросмани — тот самый художник, историей из жизни которого вдохновились авторы песни про миллион алых роз.

Нико в молодости

О жизни великого мастера известно так мало, что у некоторых возникает вопрос: а был ли Пиросмани? Однако сомневаться в существовании художника нам не позволяют его работы. Самобытные картины выполнены в стиле примитивизма. Кто-то скажет, что рисовать так может каждый. Но не каждый сможет разглядеть пронзительность живописи грузинского мастера и трагическую судьбу самого художника, о которой мы узнаем через его творения.

Нико не учился в престижных школах художников, он не оканчивал училищ. Это был художник-самоучка из маленькой грузинской деревни Мирзаани, расположенной в Кахетии. Он рос в такой бедности, что уже в детском возрасте работал на услужение в одной богатой тифлисской семье, где был слугой до 20 лет.

После Нико попал на железную дорогу, куда он устроился кондуктором. И именно в это время Пиросмани начинает делать первые шаги в живописи. Он написал портрет начальника с женой. Понравилась ли им работа начинающего художника, не известно. Но в скором времени Нико уволили из этого места.

После неудачного опыта работы кондуктором Нико Пиросмани вместе с товарищем открыли молочную лавку. Доход был маленький, но лавку свою художник любил — он разрисовал ее пышными цветами. Однако коммерческая жилка у мастера так и не проявилась. В итоге Пиросмани решает оставить лавку и зарабатывать на жизнь исключительно тем, что любил – живописью. Он не был типичным бедным грузином того времени. Честный и тихий интеллигент из крестьянской семьи – он мечтал лишь о том, чтобы рисовать.

Главным заработком Нико Пиросмани было создание вывесок для разного рода торговых заведений. Насыщенные, аппетитные, привлекательные, а порой и причудливые натюрморты для магазинов и духанов. Краски для рисования Пиросмани готовил самостоятельно, поскольку покупать их было непозволительной роскошью. Денег на холсты и доски также не было у художника, поэтому он брал то, что всегда было под рукой — клеенки со столов. Большая их часть были черными, что во многом определило то, как стала выглядеть живопись Пиросмани. И, невзирая на черный цвет «холста», краски его картин всегда были чистыми и сильными.

Нельзя не восхищаться талантом и внутренней силой художника-самоучки из маленькой грузинской деревни. Он творил и наслаждался своим маленьким миром, в котором мог создавать причудливые картины. Натюрморты, сцены крестьянской жизни, веселые застолья и не только — вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Он никогда не мог удовольствоваться чем-то одним. Когда ему надоело писать для духанов, он начал писать людей.

Художник Николоз Пиросманашвили

Один из самых знаменитых работ художника – это портрет французской актрисы Маргариты де Севр. Той самой, ради которой бедный Нико купил тот самый миллион алых роз. Автор стихов — Вознесенский придал истории свою художественную окраску, но суть истории он передал достоверно. В действительности она имела место быть в Тбилиси в начале 20 века.

Французская актриса и танцовщица Маргарита де Севр приехала в Тбилиси на гастроли. Нико ее увидел и влюбился. Чтобы завоевать Маргариту, он продал свое имущество и на вырученные деньги скупил все цветы в городе. Дело было весной и, на самом деле, роз еще не было. Поэтому Пиросмани купил разные цветы и усыпал пестрым ковром их на улице перед ее домом. Сирень, акации, анемоны, бегонии, лилии, маки, пионы выгружали охапками прямо на мостовую. Было ли их действительно миллион или меньше, история умалчивает. Но, говорят, в тот день опустели все цветочные лавки Тбилиси.

Увидев такое огромное количество цветов, Маргарита решила, что покорила сердце местного богатея. Привыкшая к вниманию и ухаживаниям совершенно других кавалеров, актриса вовсе и не думала, что по ней тоскует бедный художник. Изможденный и не имеющий ничего за душой Нико ее не интересовал. Сердце Маргариты так и не смягчилось по отношению к художнику. Даже миллионы самых прекрасных цветов не смогли завоевать любовь актрисы.

Как известно, история не очень хорошо закончилась. Маргарита вернулась в Париж. По слухам, сбежала с заезжим военным. Больше Нико и его муза не виделись.

После смерти художника его картины были выставлены в Лувре. Говорят, что к портрету Маргариты подошла старая женщина и заявила, что это она изображена на полотне.

Как сложилась жизнь Маргариты Севр, истории не известно. Но судьба Пиросмани была тяжелой. Видимо, не для счастья был рожден художник. Однако небольшой лучик счастья все же мелькнул в тяжелой жизни художника. Первая выставка работ Нико Пиросмани прошла в Тифлисе, всего за несколько лет до его смерти. Случилось это благодаря братьям Константину и Илье Зданевичам. Они стали первооткрывателями Пиросмани. Да и сама выставка проходила в их тифлисской квартире. Нико Пиросмани был замечен «Обществом грузинских художников». Но признание ничего не поменяло в жизни Нико. Его отчужденность прогрессировала — он не хотел ничьей помощи. В конце жизни мастер стал почти что отшельником. «Обществом грузинских художников» сумело собрать 300 рублей за помощь Пиросмани, но найти его уже не смогли.

Стол в каморке художника

Он умер от голода и холода в полнейшей нищете 5 мая 1918 года. После введения сухого закона многие духаны Тбилиси перестали работать, и художнику нечем стало зарабатывать на жизнь. Ранее гордый Нико теперь соглашался съесть тарелку супа и кусок хлеба, которые давали ему из милости. Он жил в комнатке под лестницей в подъезде старого тифлисского дома стараясь оставаться незамеченным. Глубокий кашель не оставлял его, ноги, руки, спина, грудь болели. Именно в этой комнатке Нико нашли соседи, после того как он пролежал в беспамятстве три дня и отвезли в больницу. Там Пиросмани и умер, не приходя в сознание. Сейчас улица где он жил и скончался носит его имя, а в той самой каморке под лестницей сделан маленький музей.

Великий художник умер в нищете и непризнанным. Однако сегодня полотна грузинского мастера известны всему миру. Они трогают сердца и вызывают улыбку. Больше ста лет назад бедный художник творил свои шедевры, не ведая, что придет время, когда они станут бесценными.

Понравилась статья? Поделитесь!

Вконтакте

Николай Асланович Пиросманишвили (Пиросманашвили), или Нико Пиросмани родился в Кахетии в городе Мирзаани. На вопросы о возрасте Нико отвечал с робкой улыбкой: «Откуда мне знать?» Время для него шло по-своему и совершенно не соотносилось со скучными цифрами в календаре.

Что происходит с нами,
когда мы смотрим сны?
Художник Пиросмани
выходит из стены,

Из рамок примитивных,
из всякой суеты
и продает картины
за порцию еды…
Булат Окуджава/Песенка о художнике Пиросмани

Отец Николая был садоводом, семья жила бедно, Нико пас овец, помогал родителям, у него был брат и две сестры. Деревенская жизнь часто возникает на его картинах.

Маленькому Нико было всего 8 лет, когда он осиротел. Один за другим умерли его родители, старший брат и сестра. Он и сестра Пепуца остались одни на всем белом свете. Девочку взяли в деревню дальние родственники, а Николай попал в богатую и дружную семью помещиков Калантаровых. Много лет он прожил на странном положении полуслуги-полуродственника. Калантаровы полюбили «безответного» Нико, они с гордостью показывали гостям его рисунки, выучили мальчика грузинской и русской грамоте и честно пытались пристроить к какому-нибудь ремеслу, но «безответный» Нико никак не хотел взрослеть…

Продолжение:

В начале 1890-х Нико понял, что ему пора покидать гостеприимный дом и становиться взрослым. Ему удалось получить настоящую должность на железной дороге. Он стал тормозным кондуктором. Только служба была ему не в радость. Стоять на подножке, ругаться с безбилетными пассажирами, отвлекаться от созерцания и нажимать на тормоз, не спать и внимательно прислушиваться к сигналам – не самое подходящее дело для художника. Только никто не знал, что Нико – художник. Пользуясь каждым удобным случаем, Нико не выходит на работу. В это время Пиросмани открывает и опасную прелесть забвения, которую дарит вино… Через три года небезукоризненной службы Пироманишвили увольняется с железной дороги.

И Нико делает еще одну попытку стать добропорядочным гражданином. Он открывает молочную лавку. На вывеске красуется симпатичная корова, молоко всегда свежее, сметана неразбавленная – дела идут весьма неплохо. Пиросманишвили строит в родном Мирзаани дом для сестры и даже покрывает его железной крышей. Вряд ли он мог предположить, что в этом доме будет когда-нибудь его музей. Торговля – совершенно неподходящее занятие для художника... В основном делами лавки занимался Димитра, компаньон Пиросманишвили.

В марте 1909 на тумбах в Ортачальском саду появилась афиша: «Новость! Театр «Бель Вю». Только 7 гастролей красавицы Маргариты де Севр в Тифлисе. Уникальный дар петь шансоны и одновременно танцевать кек-уок!» Француженка сразила Николая наповал. «Не женщина, жемчужина из драгоценного ларца!» – воскликнул он. В Тифлисе любили рассказывать историю несчастной любви Нико, и каждый излагал ее по-своему.
«Нико пировал с друзьями и не пошел в гостиницу к актрисе, хотя она его позвала», – говорили пьяницы. «Маргарита провела с бедным Николаем ночь, а потом испугалась слишком сильного чувства и уехала!» – утверждали поэты. «Любил он одну актрису, но жили они отдельно», – пожимали плечами реалисты. «Пиросмани никогда не видел Маргариту, а портрет нарисовал с афиши», – разбивают в прах легенду скептики. С легкой руки Аллы Пугачевой весь Советский Союз распевал песню про «миллион алых роз», в которые превратил свою жизнь художник ради любимой женщины.

Романтическая история такова:
Это летнее утро поначалу ничем не отличалось от других. Все так же неумолимо, испламеняя все вокруг, подымалось из Кахетии солнце, так же рыдали ишаки, привязанные к телеграфным столбам. Утро еще дремало в одном из переулков в Сололаках, тень лежала на серых от времени деревянных невысоких домах. В одном из таких домов были распахнуты на втором этаже маленькие окна, и за ними спала Маргарита, прикрыв глаза рыжеватыми ресницами. В общем, утро было бы действительно самым обыкновенным, если не знать, что это было утро дня рождения Нико Пиросманишвили и если бы именно в это утро в узком переулке в Сололаках не появились арбы с редким и легким грузом. Арбы были доверху нагружены срезанными обрызганными водой цветами. От этого казалось, что цветы покрыты сотнями крошечных радуг. Арбы остановились около дома Маргариты. Аробщики, вполголоса переговариваясь, начали снимать охапки цветов и сваливать их на тротуар и мостовую у порога. Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии. Смех детей и возгласы хозяек разбудили Маргариту. Она села на постели и вздохнула. Целые озера запахов - освежающих, ласковых, ярких и нежных, радостных и печальных - наполнили воздух. Взволнованная Маргарита, еще ничего не понимая, быстро оделась. Она надела свое самое лучшее, самое богатое платье и тяжелые браслеты, прибрала свои бронзовые волосы и, одеваясь, улыбалась, сама не зная чему. Она догадывалась, что этот праздник устроен для нее. Но кем? И по какому случаю?
В это время единственный человек, худой и бледный, решился переступить границу цветов и медленно пошел по цветам к дому Маргариты. Толпа узнала его и замолчала. Это был нищий художник Нико Пиросманишвили. Где он только взял столько денег, чтобы купить эти сугробы цветов? Столько денег! Он шел к дому Маргариты, прикасаясь рукой к стенам. Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита - еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, - обняла Пиросмани за худые, больные плечи и прижалась к его старому чекменю и впервые крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей.
Некоторые люди отворачивались, чтобы скрыть слезы. Люди думали, что большая любовь всегда найдет дорогу к любимому, хотя бы и холодному сердцу. Любовь Нико не покорила Маргариту. Так, по крайней мере, считали все. Но все же нельзя было понять, действительно ли это так? Сам Нико не мог сказать этого. Вскоре Маргарита нашла себе богатого возлюбленного и сбежала с ним из Тифлиса.
Портрет актрисы Маргариты – свидетель прекрасной любви. Белое лицо, белое платье, трогательно раскинутые руки, букет белых цветов – и положенные к ногам актрисы белые слова… «Белым я прощаю», – говорил Пиросмани.

Николай окончательно порвал с лавкой и стал бродячим живописцем. Его фамилию все чаще произносили коротко – Пиросмани. Димитра назначил своему компаньону пенсион – рубль в день, но не всегда Нико приходил за деньгами. Не раз ему предлагали кров, постоянную работу, но Нико всегда отказывался. Наконец, Пиросмани придумал удачный, как ему казалось, выход. Он начал писать яркие вывески для духанов за несколько обедов с вином и несколько ужинов. Часть заработка он брал деньгами, чтобы покупать краски и платить за ночлег. Работал он необыкновенно быстро – несколько часов уходило у Нико на обычные картины и два-три дня на большие работы. Это сейчас его картины стоят миллионы, а при жизни художник получал за свой труд смехотворно мало.
Чаще с ним расплачивались вином и хлебом. «Жизнь коротка, как ослиный хвост», – любил повторять художник и работал, работал, работал… Он написал около 2000 картин, из которых уцелело не более 300. Что-то неблагодарные владельцы выбросили, что-то сгорело в пожаре революции, какие-то картины просто закрасили.

Пиросмани брался за любую работу. «Если мы не будем работать над низшим, то как сумеем сделать высшее? – с достоинством говорил он о своем ремесле, и одинаково вдохновенно рисовал вывески и портреты, афиши и натюрморты, терпеливо выполняя волю заказчиков. «Мне говорят – нарисуй зайца. Я думаю, зачем тут заяц, но из уважения рисую».

Художник Нико Пиросмани долгое время был непризнанным. Разработав свою собственную, для некоторых прямо-таки невообразимую технику живописи, он творчество ставил превыше всего. И, несмотря на свою нелегкую жизнь, наполненную тяготами и лишениями, возможно, он с помощью своих картин находил временное утешение. Давайте посмотрим его биографию и картины в хорошем качестве с названиями.Будучи тифлисским бедняком, с помощью простых материалов и дешевых красок собственного изготовления он порой создавал творения с остросоциальным смыслом.

Биография Нико Пиросмани

Николай Пиросманишвили

Николай Асланович Пиросманишвили или Нико Пиросмани (как он сам себя предпочитал называть) родился приблизительно в 1862 году в простой крестьянской семье в кахетском селе Мирзаани. Будучи еще мальчишкой, он осиротел, затем потерял и сестру.

В молодости он вынужден был некоторое время заниматься торговлей и работать в товарных поездах тормозным кондуктором. Незаметно для самого себя он увлекается живописью, расписывая стены своей лавки.

Пожалуй, чуть ли не вся жизнь и биография Пиросманишвили – это испытания бедностью и голодом. Часто он зарабатывал себе буквально на ужин и стакан вина тем, что расписывал вывески для увеселительных заведений . Но, возможно, если бы его судьба была легкой и сытой, то мы бы и не познали творческую натуру этого человека.

Удивительно простая, но уникальная техника творчества

Поразительно то, что живя впроголодь и испытывая тяжкую нужду, художник Пиросмани часто писал картины, олицетворяющие пиры, гуляния, богатые застолья. Кое-кто находит в его творениях схожесть с древнегрузинскими фресками. И, действительно, есть в его работах что-то величественное, но при этом простое и душевное.

Картины Пиросмани


«Вывеска пивной»
Семья оленей
Пасхальный барашек
Картина «Лев и солнце»

Картина «Свири»

Являясь художником-самоучкой, он самостоятельно выработал свой стиль, который в художестве именуют примитивизмом . Писал Пиросманашвили быстро, легко, не желая исправлять неточности. Если вам интересны другие направления в искусстве , предлагаем .

Самостоятельно выучив грузинский и русский языки, он на вывесках делал надписи и на одном, и на другом языке. При этом, нередко он делал ошибки в русских словах, но, по-видимому, не очень переживал по этому поводу.


Нико Пиросмани, картина «Актриса Маргарита»

Прежде всего, художник проявил себя как анималист и создатель портретов, отлично писал по фотографиям.


Картина «Женщина с кружкой пива»
«Охота и вид на черное море»
Баран (Пиросмани)
Картина Кутеж
«Кахетинский эпос»


Картина «Большой кувшин вина в лесу»

Кому-то может показаться странным, что Нико писал на картоне, обычной белой или черной клеенке. Это объясняется просто — клеенка была в любом, самом бедном грузинском доме, а для талантливого художника даже этот материал и несколько дешевых красок не станут препятствием на пути создания шедевра .

Пиросмани Пиросма́ни

Нико (настоящее имя Пиросманашвили Николай Асланович) (1862, село Мирзаани, Кахетия – 1918, Тбилиси), грузинский художник-самоучка, представитель наивного искусства . С детства увлекался рисованием. Рано осиротев, воспитывался в богатой армянской семье, на которую прежде работал его отец. Пытался зарабатывать на жизнь кондуктором на железной дороге, затем торговцем. Устроил мастерскую по изготовлению вывесок совместно со своим другом, художником-любителем Г. Зазиашвили, однако потерпел неудачу. Преследовавшие его невзгоды, репутация вспыльчивого и непредсказуемого чудака, бедность и одиночество отдалили Пиросмани от реальной жизни. Он замкнулся в своём внутреннем мире, целиком посвятив себя живописи. Не имея постоянного дома, жил в торговых лавках и питейных заведениях, для которых писал вывески, настенные панно , расписывал оконные стёкла. Приехавшие в Тифлис в 1912 г. русские художники-авангардисты К. и И. Зданевичи и М. Ле-Дантю были восхищены вывеской Пиросмани с изображением крейсера «Варяг». Художник писал без предварительных набросков на чёрной кожаной клеёнке.

Будучи сыном своей среды, Пиросмани воссоздавал, казалось бы, самые заурядные и простые сюжеты: крестьян, деревенские пирушки, детей, животных и т. д. Образы и мотивы картин часто повторялись и варьировались художником. Стиль живописи Пиросмани почти не менялся на протяжении всей творческой жизни, поэтому его работы не датированы. В его грубовато-наивной на первый взгляд живописи представал здоровый, крепкий, незыблемый мир, подобный вечному изобилию на торговых вывесках. Подчёркнуто объёмные, весомые фигуры и предметы переданы всего несколькими красками и скупыми мазками на чёрном фоне, однако возникает ощущение волшебного мира – тихого, мудрого и немного печального. Задумчивы и грустны даже лица пирующих, пронзительны взоры кротких зверей, самые обыденные занятия людей подобны священнодействию.


В живописи Пиросмани воплотилась мечта о добром бытии и простом счастье. Умершего в забвении и нищете художника скоро признали ярким и смелым новатором, его искусство оказало заметное влияние на развитие грузинской и русской живописи 20 в., в особенности на мастеров «Бубнового валета» . В 1982 г. в селе Мирзаани был создан Музей Пиросмани.



(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Пиросмани" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 вино (216) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Пиросмани: Пиросманишвили, Николай Асланович, или Нико Пиросмани грузинский художник примитивист. «Пиросмани» художественный фильм 1969 года о Нико Пиросмани. Пиросмани сорт красного грузинского вина … Википедия

    Пиросмани (фильм, 1969) Пиросмани Pirosmani Жанр Биографический … Википедия

    Пиросмани Pirosmani Жанр Биографический Режиссёр Георгий Шенгелая Автор сценария Георгий Шенгелая … Википедия

    - «ПИРОСМАНИ», СССР, ГРУЗИЯ ФИЛЬМ, 1969, цв., 86 мин. Биографический фильм. О грузинском художнике XIX века, самоучке примитивисте Нико Пиросманашвили (1862 1918). В ролях: Автандил Варази, Давид Абашидзе (см. АБАШИДЗЕ Давид Иванович), Зураб… … Энциклопедия кино

    - «ПИРОСМАНИ», Грузия Франция, SODAPERAGA (Франция)/СХИВИ (Грузия), 1997, цв., 49 мин. Документальный фильм. Исследование судьбы и творчества грузинского художника Нико Пиросманишвили. Режиссер: Георгий Шенгелия (см. ШЕНГЕЛИЯ Георгий Леванович).… … Энциклопедия кино

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пиросмани. Пиросмани ფიროსმანი … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пиросмани. Пиросмани (ფიროსმანი) полусухое красное грузинское вино, выпускается с 1981 года. Готовится из сортов винограда саперави, возделываемого в Алазанской долине на известном… … Википедия

    ПИРОСМАНАШВИ́ЛИ (Пиросмани) Нико (Николай Асланович) - (Пиросмани) Нико (Николай Асланович) (ок. 1862–1918), живописец самоучка. Работал в Тбилиси, писал в наивно примитивистской манере вывески для духанов, картины из жизни горожан, пейзажи, натюрморты. Обладая непосредств. поэтич. видением мира … Биографический словарь

    - ნიკო ფიროსმანი Имя … Википедия

Нико Пиросмани – художник воистину легендарный. В первую очередь благодаря своим потрясающим самобытным работам в стиле примитивизма. Но также и потому, что о его жизни доподлинно известно мало. И факты, представленные в этом материале, собраны по крупицам.

Факт 1. Нико Пиросмани - сирота из грузинской глубинки

Николай Пиросманашвили родился в кафетинской деревне Мирзаани, в Тифлисской губернии, которая на тот момент принадлежала Российской империи. Годом его рождения считают 1862-й. Семья Пиросманашвили была крестьянской и бедной. Когда Нико, самому младшему ребёнку, было шесть лет, умер его кормилец-отец, а вскоре - мать и старший брат. Нико сызмальства работал в семье работодателей покойного отца. С ними же мальчик переехал в Тифлис в 1870-м году, где научился читать по-грузински и по-русски, несколько месяцев обучался ремеслу в типографии. Также учился живописи у странствующих художников, вместе с ними рисовал вывески для лавок и духанов. Но формального образования Пиросмани так и не получил.

Факт 2. Нико Пиросмани - неудачливый коммерсант

После неудачного опыта работы тормозным кондуктором на железной дороге Нико Пиросмани вместе с товарищем Димитрой Алугишвили начали собственное дело: открыли молочную лавку. Пиросмани сам рисовал для неё вывески, расписывал стены. Но коммерческая жилка у художника так и не проявилась. Да и окружающие считали его странным, безответственным и «не от мира сего». В 1900-м году Пиросмани решил зарабатывать на жизнь исключительно тем, что любил и делал с удовольствием - живописью.

Факт 3. Сегодня Нико Пиросмани назвали бы графическим дизайнером

Главным источником заработка Нико Пиросмани было создание вывесок для разного рода торговых заведений. Этот вид декоративного искусства был чрезвычайно популярен в то время в Тифлисе. Художник создавал насыщенные, привлекательные, аппетитные и порой причудливые натюрморты и сложные композиции для магазинов, духанов, пивных и закусочных. Надписи на вывесках делал по-грузински и по-русски. В последнем случае - часто с ошибками.

Факт 4. Нико Пиросмани писал на клеёнке

Краски для вывесок и декоративных панно Пиросмани готовил самостоятельно, так как покупать готовые было невиданной роскошью. Холстов или других специальных материалов также было не сыскать. Поэтому художник использовал то, что было всегда под рукой - клеёнки со столов заведений, для которых он работал. Большая часть этих клеёнок были чёрными, что служило глубоким фоном для его самобытных работ, а также самостоятельным цветом, который затруднялись разгадать и определить даже профессиональные художники. «Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным», - рассказывал писатель Константин Паустовский.

Нико Пиросмани. "Продавец дров"

Факт 5. У животных на картинах Нико Пиросмани - одно лицо

Анималистические сюжеты - одни из любимых для Пиросмани, наряду с изображением крестьян. Что характерно для многих художников-примитивистов, животные на картинах Пиросмани мало похожи на свои прототипы их реального мира. Зато у них совершенно одинаковый взгляд - грустный и уже ничего не ждущий. Взгляд самого художника.

Нико Пиросмани. "Чёрный лев"

Нико Пиросмани. "Жираф"

Факт 6. Нико Пиросмани, возможно, актрису любил - ту, что любила цветы

Существует версия, что Нико Пиросмани был безответно влюблён в актрису-француженку Маргариту ле Севр и потратил все свои скудные сбережения, дабы усыпать мостовую перед её домом цветами. Эта полулегенда-полубыль вдохновила Андрея Вознесенского и Раймонда Паулса на написание популярной песни «Миллион алых роз».

Нико Пиросмани. "Актриса Маргарита"

Факт 7. Сухой закон отобрал у Нико Пиросмани хлеб

В середине 1914-го года, с началом Первой мировой войны в Российской империи был введён сухой закон, большинство заведений общественного питания в Тифлисе закрылись. Нико Пиросмани потерял большую часть клиентов и, соответственно, заработка.

Факт 8. Нико Пиросмани пировал лишь на картинах и умер в бездомной нищете

На картинах Пиросмани часто видим сцены, где грузинские мужчины беззаботно пируют, где вино льётся рекой, а столы ломятся от закусок. В реальной жизни Пиросмани такие праздники случались редко. В Тифлисе у него не было собственного дома, он вынужден был ютиться по подвалам. В очередной раз, несколько дней к ряду, в беспамятстве коченея в подвале на Молоканской улице, организм художника не выдержал голода и лишений. Его обнаружили, доставили в больницу, но вскоре Нико Пиросмани умер. Ему было 56 лет. Похоронен был в общей могиле для бедняков.

Нико Пиросмани. "Праздник"

Факт 9. Настоящий успех к Нику Пиросмани пришёл посмертно

Художника Пиросмани поддерживало Общество грузинских художников, а также футуристы, выставлявшие его работы на своих коллективных выставках и готовивишие о нём искусствоведческие материалы. И тем не менее, особого успеха у публики его примитивные работы не имели. Сегодня из нескольких тысяч его творений сохранились лишь около 300. Настенные росписи были уничтожены вместе со старыми зданиями или намеренно большевиками. Из картин, сделанных на деревянных досках, владельцы в трудные времена делали стенки для печей. Познакомиться с уникальным наследием Нико Пиросмани можно в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси, в Государственном музее искусства народов Востока и Третьяковской галерее в Москве, а также в доме-музее художника в деревне Мирзаани. Кроме того, репродукциями картин Пиросмани можно полюбоваться в большинстве кафе и ресторанов грузинской национальной кухни.

Нико Пиросмани. "Крестьянка с детьми, идущая за водой"

Нико Пиросмани. "Натюрморт"

Нико Пиросмани. "Красавица"