Сравнительная характеристика павла петровича и николая петровича кирсановых. Сравнительная характеристика николая петровича и павла петровича кирсановых Сравнительная характеристика николая и павла кирсановых таблица

В центре романа Тургенева «Отцы и дети», написанном накануне реформы 1861 года, находится проблема взаимоотношения поколений. Она рассматривается как с точки зрения общественно-исторического конфликта поколений «отцов»-либералов и «детей»-нигилистов, так и извечного конфликта отцов и детей внутри семьи. С позиции первого конфликта рассматривается образ Павла Петровича Кирсанова, а образ Николая Петровича включен во второй. Этим определяется различие их роли и значения в романе, а также разница характеров и судеб двух братьев

Кирсановых.

Поначалу кажется, что между ними много общего: оба они принадлежат к слою дворянской интеллигенции, прекрасно образованы, воспитаны в лучших традициях дворянской культуры, оба люди думающие и тонко чувствующие. Николай Петрович более поэтичен, увлечен музыкой, а Павел Петрович несколько суховат, строг в манерах и даже в деревне одевается как «денди лондонский». Но в целом оба они представляют, по выражению Тургенева, «сливки» дворянского общества. При этом каждый из братьев Кирсановых много пережил: у Павла Петровича была романтическая, всепоглощающая любовь к таинственной графине Р., а Николай Петрович не может забыть свою горячо любимую жену, мать Аркадия. К моменту начала действия романа каждому из них суждено было пережить утрату любимой женщины, и оба они уже перешагнули сорокалетний рубеж. Правда, Николай Петрович пытается создать новую семью с молодой женщиной Фенечкой, и с трепетом ожидает того, как Аркадий воспримет рождение младшего брата. Павел Петрович никогда не был женат, он хранит память о графине, хотя тоже тайно влюблен в Фенечку.

Братья Кирсановы воспринимаются молодыми героями - Аркадием и Базаровым - как представители поколения отцов, почти старики, которые доживают свой век. При этом оба брата не согласны с такой оценкой своих возможностей: они еще полны сил и готовы отстоять свои позиции. Но в том, как они это делают, сказывается разница в их характерах и возможностях. Павел Петрович, столкнувшись с нигилистом Базаровым, готов ринуться в бой и ведет непримиримую борьбу за так дорогие ему «принсипы». Его раздражает в Базарове буквально все - манера одеваться, говорить, вести себя, но особенно ненавистно ему беспощадное базаровское отрицание всего того, что так дорого Кирсанову-старшему. Это противостояние выливается сначала в идейный спор, а затем приводит к дуэли. Но судьбы Павла Петровича и Базарова схожи: оба обречены на одинокую, бобыльную жизнь, которая завершается разрывом со всем, что было им дорого. Базаров умирает, а Павел Петрович, ставший похожим на мертвеца, доживает свой век в Англии вдали от родных и близких.

Николай Петрович, напротив, гораздо мягче в своем отношении к молодому поколению, он даже готов с ними в чем-то согласиться и пытается понять, что волнует молодежь, к чему она стремится. Приехавший из Петербурга сын Николая Петровича Аркадий находится поначалу под большим влиянием своего друга Базарова и несколько резок по отношению к отцу и дяде. Но Николай Петрович старается не обострять конфликт, а наоборот, найти путь ко взаимопониманию. И такая позиция дает свои благотворные результаты. В конце романа мы видим, как Аркадий, избавившийся от «болезни» нигилизмом и женившийся на Кате, прекрасно уживается с отцом Николаем Петровичем, его новой женой Фенечкой и младшим братом под крышей отчего дома в Марьине. Сын успешно продолжает дело отца по организации фермы. Так эстафета от одного поколения естественно переходит к другому - это и есть норма жизни, освященная традицией и вечными, непреходящими ценностями.

Главный конфликт романа «Отцы и дети» – это столкновение двух лагерей, двух совершенно разных философий жизни. Лагерь детей представлен образом Базарова. Его явным противником автор делает Павла Кирсанова, а вот образ Николая Петровича Кирсанова, хотя и относится к старому поколению, противопоставлен обоим вышеназванным героям. Очень деликатный и тонкий по натуре, Николай Кирсанов с любовью относится ко всему прекрасному, что видит в жизни. Его привычки, чувства, мысли, все это направлено против высокомерия брата и грубой идеологии Базарова.

Биография Николая Кирсанова – типичное явление прошлого

Николай Кирсанов в романе «Отцы и дети» – персонаж особый. Его образ воплотил в себе все самое лучшее от аристократии и именно к нему автор проявляет свои откровеннее симпатии. Он появляется с первых строк произведения и не пропадает до конца всей истории.

Его внешность ничем не примечательна: седой барин, лет за сорок, немного сгорбленный и пухловатый. Такой типичный деревенский помещик средней руки. Биография его также типична для своего времени. Небольшая семья Кирсанов жила в поместье, отец был боевым генералом, мать занималась хозяйством. Как и старший брат, Павел, он мечтал о военной карьере, но не сложилось.

Отучился в университете Петербурга, затем вернулся к родителям. После смерти родителей женился на прекрасной девушке, которая стала хорошей женой. Они жили в любви и согласии, воспитывая своего единственного сына. Когда Аркадию исполнилось 10 лет, жена Кирсанова скончалась. Он полностью посвятил себя сыну и хозяйству.
Автор наделил Кирсанова многими положительными чертами: он прекрасно воспитан и образован. Доброта и деликатность, искренняя привязанность к близким для него самые естественные чувства. Он не понимает, как можно обходиться без любви, как жить, ни во что не веря.

Кирсанов Николай Петрович, отец Кирсанова Аркадия, любит музыку, поэзию, ценит все прекрасное в жизни. Базаров смеется над этими чувствами. Однако, автор не считает музыкальные занятия героя чем-то смешным и никчемным. Наоборот, он рассуждает о пользе поэзии и музыки. В Николае Петровиче воплощены все лучшие черты русского дворянства, которые, как ни жалко, также уходят в прошлое. Им на смену приходит нигилизм Базарова, его суждения о бессмысленности принципов и пустой жизни, которую ведет аристократия.

Мечтательность и сентиментальность для Кирсанова привычные чувства. Они характеризуют его положительно в отличии от Базарова, который считает мечту чепухой и блажью. Для Кирсанова старшего эти особенности его натуры являются составляющими, это привычное состояние души.

Николая Кирсанова автор считает одним из своих любимых героев. На его стороне вечные ценности жизни: семья, любовь, благородство и доброта. Характеристика Кирсанова – это характеристика человека, который живет в согласии с самим собой. Его личность полностью гармонична. Этот образ вызывает симпатии не только автора, но и читателей романа от его начала и до конца развития действия.

Тест по произведению

Павел Петрович Николай Петрович
Красив и самоуверен, всегда нравился женщинам. Жизнь его поначалу пред­ставляла череду сплошных удач. Учил­ся в пажеском корпусе, в 28 лет был уже капитаном - его ждала блестя­щая карьера. Его жизнь сломила не­разделённая любовь к княгине Р. Он вышел в отставку, преследовал кня­гиню, 10 лет прожил бесцветно и бес­плодно, а теперь остаток жизни про­водит в деревне с братом. Прирож­дённый аристократ, своим внешним лоском и поведением создаёт о себе впечатление как о человеке самона­деянном и самовлюблённом. Тихий и кроткий, он не произносит гневно-пламенных речей, как его брат и будто бы не принимает участия в мировоззренческом споре «отцов» и «детей». Однако этот человек играет важную роль в идейной структуре ро­мана. В молодости сломал ногу - это поме­шало ему сделать военную карьеру. Но он не впал в уныние, не озлобился на весь мир, а учился в университете и женился. 10 лет жил с женой в любви и согласии. После смерти жены отдал все­го себя делам поместья и воспитанию сына. Затем жизнь подарила ему лю­бовь к крепостной девушке Фенечке.
У него нет убеждений, вместо них - «принсипы», которые сводятся к со­блюдению внешних приличий. То же самое пристрастие к «внешним эффек­там» есть и у Базарова (бакенбарды, балахон, развязность), у обоих неужив­чивость с окружающим миром. Он настоящий противник нигилизма, но в споры не вступает, так как пони­мает, что его аргументы не будут убе­дительны ни для брата, ни для База­рова. Он просто живёт в согласии со своим сердцем и совестью.
Форма без содержания - в этом суть Павла Петровича. Это ярко проявляет­ся в описании его кабинета, где в ка­честве символа России он держит на столе пепельницу в форме мужицкого лаптя (к сожалению, это его един­ственная связь с народом). Все его представления о гармоничном существовании (о единении с приро­дой, о поэзии, о любви), которым он обладает, можно понять только раз­витой душой - ею не обладают ни «уездный аристократ», ни «предводи­тель нигилистов».
Его суждения самонадеянны и поверх­ностны (он толкует о Гёте и Шиллере, но вряд ли их прочёл). Он оказывается несостоятельным оппонентом для Ба­зарова: все его слова - лишь слова, они не подкрепляются никакими дей­ствиями. Внутренняя сила Николая Петровича, его интеллигентность и гармоничность вызывают симпатию и уважение. Вдумчивый читатель должен заметить: сильная личность - это не всегда неординарность и вызывающее поведение.

Изображение дворянских усадеб в романе

Усадьба Н. П. Кирсанова

В начале романа автор описывает родовое гнездо Аркадия. Это печальная картина: серые и неприглядные поля, низкие кустарники, оборванные мужики, покосившиеся крыши. Усадьба состоит из нового господского деревянного дома, выкрашенного серой краской, фермы, пруда с солё­ной водой, сада с плохо растущими деревьями и крестьянских деревенек. Лучше всего прижилась у Николая Петровича беседка из сирени и ака­ций. (Эти сирень и акации свидетельствуют о чистоте его души.) Бесед­ку можно сравнить с «храмом уединённого размышления» у Манилова. Крестьяне здесь обленились, приказчик - большой плут. Но Николай Петрович всё-таки старается что-то сделать для улучшения хозяйства, а главное - сглаживает в доме, как может, все недоразумения. Лишними в этом доме Николая Петровича кажутся люди с конфликтным характе­ром: Павел Петрович и Базаров.

Усадьба А. С. Одинцовой

Усадьба полностью отражает характер хозяйки. Тёмные деревья сада, аллея стриженых ёлок - всё дышит холодностью и расчётом, строгим порядком. Дом стоит на пологом открытом холме, словно показывает неприступность. По архитектуре красив, был задуман в Александров­ском стиле, но выкрашен жёлтой краской (напоминает тюрьму - огра­ничение свободы). Даже церковь похожа на строгого могучего воина. Единственное место, свободное от строгих устоев, - портик, заросший кустами (этого портика Одинцова боится, поскольку когда-то увидела в нём ужа). Внутреннее убранство поражает строгостью, даже запах в доме - как в министерском учреждении. Все лакеи надменны и старомодны. В доме живут по раз и навсегда заведённому порядку. Одинцова хорошо управляет хозяйством, и крестьяне у неё поставлены на оброк. Здесь всё делается по плану и «катится словно по рельсам».

Усадьба Базаровых

Самое скромное и бедненькое имение. Базаровым принадлежат небольшая деревушка и господский домик с шестью комнатками. Но этот крошеч­ный уголок гораздо ближе к природе, чем имения Кирсанова и Одинцо­вой. Дом окружён берёзовой рощей. Именно в имении родителей Евгений Базаров ощущает себя ничтожным по сравнению с окружающим миром. Мужики в этой деревне немного распущенны, но добры. Василий Ивано­вич живёт не за счёт доходов от своей деревни, а за счёт лечения людей.

Сравнительная характеристика Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых

Когда И.С. Тургенев писал произведение "Отцы и дети", он говорил, что его смущал следующий факт: "Ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встретил на то, что мне чудилось повсюду". Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ " нового человека", представителя разночинцев.

По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы-движущая сила общественного развития. Их идеал-конституционная монархия, а путь к идеалу- либеральные реформы, гласность, прогресс. Павел Петрович считает нигилистов бессильными "циниками", нахалами", он думает, что они не уважают народ и традиции, но он утешает себя тем, что их мало. Он умиляется патриархальности русского народа, не понимая его по сути. Считая себя либералом, он, тем не менее,разговаривая с мужиком, нюхает английский табак. Это очень важная, черта характеризующая его как личность.

Николай Петрович был очень трусливым человеком, за что в детстве получил прозвище трусишки. Расхождение во взглядах главных героев заключается в их биографии. Павел Петрович - сын генерала, блестящий офицер, который растратил все свои душевные силы в погоне за любимой женщиной. Когда она умерла, он покинул свет, оставил карьеру и поселился у брата, чтобы доживать свой век. Он пытается внести изменение в своё имение и хозяйство, считает себя либералом только потому, что в их имении не бьют крепостных кнутом, но он не не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды.

Павел Петрович очень благородно относится к брату, к Фенечке, он очень честный, постоянный в любви, понимает искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он доброжелателен, мягкосердечен, увлекается музыкой, но жизнь его однообразна и скучна.

Столкновение " века нынешнего" с веком минувшим" отобразил в своей замечательной комедии " Горе от ума" А.С.Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драмме Островского" Гроза", её отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения.

Когда И.С. Тургенев писал произведение «Отцы и дети», он говорил, что его смущал следующий факт: «Ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встретил на то, что мне чудилось повсюду». Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ " нового человека", представителя разночинцев.

По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы-движущая сила общественного развития. Их идеал-конституционная монархия, а путь к идеалу- либеральные реформы, гласность, прогресс. Павел Петрович считает нигилистов бессильными «циниками», нахалами", он думает, что они не уважают народ и традиции, но он утешает себя тем, что их мало. Он умиляется патриархальности русского народа, не понимая его по сути. Считая себя либералом, он, тем не менее, разговаривая с мужиком, нюхает английский табак. Это очень важная, черта характеризующая его как личность.

Николай Петрович был очень трусливым человеком, за что в детстве получил прозвище трусишки. Расхождение во взглядах главных героев заключается в их биографии. Павел Петрович - сын генерала, блестящий офицер, который растратил все свои душевные силы в погоне за любимой женщиной. Когда она умерла, он покинул свет, оставил карьеру и поселился у брата, чтобы доживать свой век. Он пытается внести изменение в своё имение и хозяйство, считает себя либералом только потому, что в их имении не бьют крепостных кнутом, но он не не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды.

Павел Петрович очень благородно относится к брату, к Фенечке, он очень честный, постоянный в любви, понимает искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он доброжелателен, мягкосердечен, увлекается музыкой, но жизнь его однообразна и скучна.

Столкновение " века нынешнего" с веком минувшим" отобразил в своей замечательной комедии " Горе от ума" А.С.Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драмме Островского" Гроза", её отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения.