Женские образы в поэме отцы и дети. Сочинение на тему: Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети

Тургеневские произведения занимают особое место в русской литературе. Они считаются невероятно лиричными и поэтичными, возможно благодаря мастерски созданным женским образам. В этих образах автор рисовал некий идеал, обладающий не только внешней, но и внутренней красотой. Особенно интересна галерея образов в романе «Отцы и дети». В нём автор показал несколько противоположных персонажей. Например, простая крестьянская девушка Фенечка и эмансипированная городская особа Евдоксия , или великосветская дама Одинцова , неспособная на любовь и её сестра Катерина – натура естественная и простая.

Из всех героинь особенно красочно и с любовью описана Фенечка. Она ассоциируется с чем-то белым, мягким и воздушным, ведь в ней столько естественности и теплоты. Фенечка простая крестьянская девушка, живущая у Николая Петровича и родившая ему сына Митю. Она появляется в романе не сразу, так как стесняется своего двойственного положения. Несмотря на то, что Николай Петрович приютил её у себя и признал ребенка, он ведет себя так, что Фенечка чувствует себя немного скованно и справляется с этим положением лишь благодаря своей природной естественности. Когда она все же появилась перед гостями, она вела себя стеснено, но при этом чувствовалось, что она имела право прийти. Отношение автора в этой героине более чем положительное. Он не только сочувствует ей как сироте, но и любуется ею, говоря, что нет на свете ничего пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках. Хорошо относится к Фенечке даже Базаров . Несмотря на свою угрюмость, с ней он всегда рад общаться.

Полной противоположностью Фенечке показана городская дама, особа эмансипированная Авдотья Никитишна Кукшина. Она также называет себя Евдоксией. Этот персонаж в романе скорее карикатурный, но вовсе не случайный. По всей видимости в середине XIX века появлялось все больше эмансипированных женщин, которые не вызывали у автора симпатию. Эту неприязнь он показал через описание Кукшиной. Мало того, что она была непривлекательная внешне, её также отличали неопрятность, скудоумие и развязность. Увидев её, Базаров лишь поморщился, а услышав околесицу, которую она несла, сделал вывод, что она соответствует её внешности. Однако был одна польза от общения с ней. Именно от Кукшиной Базаров впервые услышал про Одинцову, которой впоследствии сильно увлекся.

Анна Сергеевна Одинцова появляется в романе на балу у губернатора. Будучи фигурой неординарной и отличной от других женщин, она произвела неизгладимое впечатление на Базарова и Аркадия Кирсанова. Каждый штрих в портрете этой женщины указывал на то, что она была дамой из высшего общества с соответствующими манерами: едва заметная улыбка, спокойный взгляд, достойная осанка. Когда молодые люди по её приглашению приехали погостить, они увидели, как размеренна и однообразна её жизнь. Одинцова рано овдовела, унаследовав богатое наследство супруга. Несмотря на то, что она могла позволить себе многое, она предпочитала не нарушать своего безмятежного существования. В её жизни не было мест сильным чувствам, тем более любви.

В противовес ей, её младшая сестра Катя предстает девушкой простой и лишенной высокомерности. Если сначала складывается ощущение, что она находится в тени сестры и полностью под её влиянием, позже это мнение рассеивается. У Катерины есть внутренняя сила характера и индивидуальность. Возможно, именно это привлекает в ней молодого Кирсанова. Поддавшись вначале чарам Анны Сергеевны, впоследствии он выбирает Катю, так как она более близка к природе, естественная и способна любить.

Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Женщины в произведениях писателей играют большую роль. Можно сказать огромную. Так как без любви не обходится ни одно произведение. А женщины всегда ассациируются с любовью. Во всех произведениях женщина мечтает о большой любви. И не только в рассказах, но и в жизни. И каждая добивается ее по-своему. Стремление добиться связано с характером. Писатели об этом пишут и показывают. Но не бывает женщин с одинаковым характером. Одна добивается любви всеми всевозможными, другая не прилагает усилий. Ведь характер имеет большое значение. Женщины с сильным характером всегда добиваются своего. Но в произведениях не всегда так. Примером служит рассказ «Обломов». В котором героя, потерявшего смысл в жизни, не сумела поднять женщина с сильным характером. Но в жизни все не так. Не будем вдаваться в подробности этого произведения, а рассмотрим «проблему» с другой стороны. Например, произведение «Отцы и дети», которое написал И.С. Тургенев.

В этом рассказе есть представители женщин с сильным характером. Главным образом – это Одинцова. Автор описал ее красивой, интересной женщиной. Ей в произведении отводится одна из главных ролей. Она любила Базарова. Именно она разбудила в нем человеческие чувства, хотя он это не признавал.

Базаров – глупейший человек (личное мнение). Он отрицает все человеческие чувства. Он отрицал поэзию. Примером является, приказ Аркадию забрать у отца книгу с поэзией Пушкина. Он не признает музыку. Пример, смех, узнав, что Николай Петрович играет на шотландском музыкальном инструменте. Природу он воспринимает в качестве мастерской. Но Тургенев описывает всю красоту природы. Автор не любит Базарова, видимо. Базаров признает только науку. Любви не существует.

Одинцова и Базаров – два разных человека. У нее другие взгляды на жизнь. Она могла с ним поспорить о чем угодно. Базаров ее боялся. Но в чем-то они схожи. Видимо по-этому, умирая, Базаров признается в любви к Одинцовой. Она относится к категории детей.

Катерина, по словам Базарова, сильная женщина. Она проявила мужество. боролась за Аркадия. Героиня смогла перебороть Базарова, его теорию. Аркадий является человеком. Он признает чувства. Но Базаров внушает ему свою теорию. Он говорит о согласии с ней, хотя в глубине души ее отрицает. Катерина смогла перебороть все, ради любви.

Феничка – скромная, тихая, наивная женщина. Она не играет особой роли. Но из-за нее погибает Павел Петрович. Он был влюблен в нее. Она ему напоминала его покойную жену. Из-за нее он погибает на дуэли. Отсюда видна ее маленькая роль, закончившаяся трагедией.

Кукшина мало встречается в рассказе. Характер ее напоминает Базарова. Ее взгляды на жизнь скопированы со взглядов Базарова. У нее слабый характер. У нее нет своих взглядов на жизнь, а копировать с кого-то могут слабые и безвольные люди.

Делая выводы, мы отчетливо видим, что женщины играют большую роль в рассказах. стихах и поэмах. В рассказе «Отцы и дети» каждую героиню охватывает любовь и у каждой есть свой конец. У одних счастливый (Аркадий и Катерина), у других несчастный (Базаров и Одинцова). И все зависит от характера.

Катя - славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной.

Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них букеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
Произведения И. С. Тургенева - одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина” - это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю.
Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движения и взгляд.

Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство – главные черты уклада в имении Одинцовой.
Женские Образы в романе
«Отцы и Дети»
Прямой противоположностью
Фенечки
является
Евдоксия
, а точнее Авдотья

Никитична
Кукшина
. Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть.
Подтверждением тому является описание быта
Кукшиной
: “Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Везде белели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на пожелтелом горностаевом меху”.
Первое же появление
Фенечки
оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.
“Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа.
И.С.Тургенев
в отношении к женщинам раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.
Часто именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять свою судьбу.
В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов - от простой крестьянки
Фенечки
до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.
“Тургеневские женщины” - сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя?

Конечно, Фенечка.

Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить.

Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено перевернуть привычный Базарову мир. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему. Внутренний конфликт Базарова начинается именно с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову.

Своей неординарностью Базаров, естественно, вызывает живой интерес холодной барыни Одинцовой. Но эта любовь одновременно и притягивает, и страшит ее. Поскольку для молодого нигилиста это не совсем привычное чувство, то он, соответственно, не знает, как себя вести. С одной стороны, он якобы не верит в любовь, а с другой – он не знает, как назвать то томление, которое испытывает. Сцена, где описано его признание Одинцовой, очень живо передает его мучения. Его любовь скорее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Анна Сергеевна всегда спокойна, величава и невозмутима. В ней есть что‑то исконно русское. Она настоящая женщина, которая требует внимания, уважения и даже некоторого преклонения перед своей персоной. Но при этом она не способна на всепоглощающую страсть. Ей необходима такая же сдержанность, некоторая холодность, которая присуща ей самой. Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь скорее похожа на ненависть, на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того, что ей нужно – спокойствия, комфорта и гармонии. Они вынуждены расстаться, хотя именно Одинцову Базаров хочет видеть перед смертью.

Образ Кукшиной совершенно иной. Эта «нигилистка» глубоко несчастна, причем именно как женщина. Ее бросил муж, и теперь за современной маской эмансипированной дамы она скрывает свое личное недовольство сложившейся ситуацией. Ее манеры наиграны и фальшивы, но даже она вызывает сочувствие, когда на балу, заброшенная знакомыми мужчинами, она безуспешно пытается привлечь их внимание. Развязное поведение часто скрывает за собой чувство неполноценности. Так произошло и в случае с Кукшиной. Вынужденная играть не свою роль, она, в отличие от Одинцовой, которая всегда чувствует себя в своей тарелке, ведет себя крайне неестественно.

Фенечка – настоящая русская женщина. В ней нет величественности и избалованности Одинцовой, и уж тем более в ней нет претенциозности и фальши Кукшиной. Однако и она отвергает Базарова. Его тянет к Федосье Николаевне, он ищет в ней некое подтверждение своей теории любви как простого чувственного влечения. Но такое отношение оскорбляет Фенечку, и Базаров слышит из ее уст искренний упрек. Оскорблены ее нравственность, глубокая духовность и чистота. Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изнеженностью и капризом, то отказ Фенечки, простой женщины, говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота. Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение.

Чувство собственного достоинства, одухотворенность и нравственная красота объединяют Одинцову и Фенечку. В дальнейшем Тургенев воспользуется их некоторыми чертами характера, чтобы создать образ «тургеневской девушки». В данном произведении их роль заключается в том, чтобы показать читателю авторское понятие красоты русской души.

Роман "Отцы и дети" всегда рассматривают как антинигилистический или роман о споре поколений. При этом к анализу привлекают образы Аркадия Кирсанова, Павла Петровича и Базарова. Мало кто рассматривает женские образы. В романе Тургенева "Отцы и дети" их роль достаточно значима. Всего в романе мы видим пять основных образов: Фенечка, Одинцова, ее сестра, мать Базарова Арина Власьевна и Кукшина.

Евдоксия Кукшина

Женские образы в романе "Отцы и дети" выполняют разные функции. Евдоксия Кукшина с первого взгляда не может вызвать ничего, кроме антипатии. Во-первых, она небрежно одета, неопрятна, с растрепанными волосами. Во-вторых, она ведет себя вызывающе. Кажется, что она ничего не знает о приличиях. Но больше всего возмущает ее желание казаться продвинутой и передовой. Она делает вид, что сведуща во всех областях современной науки и философии. На самом же деле ее знания поверхностны. Базаров видит это сразу. Ее друг Ситников также жалок, как и она. Эти два героя - псевдонигилисты. Тургенев привлекает образ Кукшиной, чтобы снизить уровень восприятия нигилизма как направления. Если таковы его представители, то далеко ли они пойдут? Даже сам Базаров начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Люди, подобные Кукшиной и Ситникову, могут подорвать авторитет любого учения. Как же мощно контрастирует образ вездесущей, лепечущей чепуху Кукшиной с благородной фигурой Одинцовой.

Анна Одинцова

С ней Евгений Базаров познакомился на балу в городе. Если классифицировать женские образы в романе "Отцы и дети" по значимости, то образ Одинцовой должен занять первое место. Она поражает своей грацией, спокойствием, Взгляд ее полон интеллекта. Именно поэтому Базаров сразу же обращает на нее внимание. Однако впоследствии читатель убеждается, что холодность Одинцовой не только внешняя, она также слишком рассудочна и на самом деле. Итак, Базаров, циник, отрицающий всякие привязанности между людьми, влюбляется. Он подолгу беседует с Одинцовой, находит в ее речах ему по-настоящему интересно с этой женщиной. Одинцова позволяет выявить внутренний конфликт в душе главного героя, с этой точки зрения ее образ очень значим. Разум Базарова вступает в противоречие с его чувствами. Нигилизм не оправдывает себя, идеи оказываются ошибочными.

Почему не сложились их отношения? Все женские образы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" интересны и загадочны. Вообще, Тургенев особое внимание уделял изображению психологии и В ответ на признание Базарова Одинцова заявляет, что он неправильно ее понял. А потом думает про себя: "Бог знает, к чему это могло привести". Ее спокойствие ей дороже. Она оказалось слишком рассудительной, побоялась чувств. И Базаров, в свою очередь, испугался чувств.

Арина Власьевна

Идиллия родителей Базарова также наглядно показывает несостоятельность его идеи. Мать чрезмерно любит своего "Енюшу", всячески пытается окружить его любовью. Очень трогательным кажется образ этой пожилой женщины. Она боится, что сын обидится на ее теплоту, она не знает, как вести себя с ним, она аккуратничает с каждым словом, но порой материнское сердце не унять и Арина Власьевна начинает причитать возле своего умного и талантливого сына, которым она искренне гордится. Возможно, Евгений не может долго находиться дома именно из-за любви Арины Власьевны. Всегда бескомпромиссный и жесткий, он боится, что растает от материнских ласк, пустится в никому не нужный романтизм.

Фенечка

Женские образы в романе "Отцы и дети" противоположны друг другу. Не верится, что Фенечка может находиться в одном пространстве с Кукшиной и Одинцовой. Она скромная, тихая и боязливая. Она заботливая мать. Сама того не желая, Фенечка становится зерном раздора между Павлом Петровичем и Базаровым, последней каплей терпения. Сцена в беседке становится причиной того, что Павел Петрович вызывает Евгения на дуэль. А дуэль демонстрирует авторскую оценку: герои похожи, из-за сходства они друг друга и ненавидят. Поэтому их поединок комичен и похож на фарс.

Катя Одинцова

Это младшая сестра Одинцовой. На фоне Анны она кажется менее интересной, чрезмерно скромной и неприметной. Однако со временем в этой милой девушке обнаруживаются душевные силы. Она дает жизненную энергию Аркадию, он наконец может выразить свое мнение и поступить так, как велит ему сердце. Вдвоем Аркадий и Катя создают семью, такие отношения, о которых оба мечтали. Ведь Аркадий изначально слишком отличался от Евгения, он просто был обольщен его умом, знаниями, силой характера. Катя - это женский образ, который подтверждает изначальную мысль автора.

Женские образы в романе "Отцы и дети" (выводы)

Автор привлекает несколько героинь, для того чтобы выразить свою оценку. Например, Кукшина показывает, как Тургенев относился к нигилизму. По его мнению, этим направлением увлечены были, по большему счету, бесполезные и пустые люди. Женские образы в "Отцы и дети" Тургенева также усложняют конфликт, добавляя в него действия. Здесь в первую очередь следует назвать Фенечку. Что касается Ирины Власьевны и Анны Одинцовой - они призваны для того, чтобы отразить внутренний конфликт в душе Базарова. Катя же в ряду других тургеневских героинь является воплощением красоты и простоты. В целом все женские образы в романе придают ему художественную завершенность и целостность.