Золотая скифская пектораль как крупнейший клад XX века. Скифская пектораль воинов виман и новости археологии Украшение пектораль

Если представить Киев в образе прекрасного сада цветов, то самой яркой клумбой этого сада, безусловно, будет Киево-Печерская Лавра. Ну а самым замечательным цветком этой клумбы по праву будет считаться знаменитая скифская пектораль.

Пектораль - нагрудное украшение царя, воина. Наиболее известным подобным украшением считается скифская пектораль, которая была обнаружена во время раскопок кургана Толстая Могила (окраина города Орджоникидзе Днепропетровской области) Борисом Николаевичем Мозолевским в 1971 году. Эта находка названа ЮНЕСКО «одним из величайших археологических открытий человечества ХХ века».

Размеры пекторали поразительны: диаметр - 30,6 см, вес - 1150 г золота высочайшей пробы.Но главное - не это. Скифская пектораль - это уникальный образец античного ювелирного искусства, изготовленный, по мнению специалистов, во второй четверти IV ст. до н.э., на территории Греции.

Пектораль состоит из четырех жгутообразных трубок, скрепленных на концах обоймами. К ним при помощи штифтов прикреплены изящные плетенки, заправленные в орнаментированные обоймы с наконечниками в виде львиных голов. Трубки делят пектораль на три полукруглых яруса. Эти ярусы заполнены скульптурками людей, животных, растительным орнаментом. Символическое значение многих изображений до сих пор не разгадано. По одной из многочисленных версий, на пекторали изображено представление древних народов о мироустройстве.

Для Мозолевского, уникальной находке предшествовали: работа кочегаром, эпопея диссидентства, учеба на заочном отделении историко-философского факультета Киевского Университета, работа внештатным сотрудником Института археологии . По иронии судьбы, он участвовал в неоднократных предварительных исследованиях курганов, не давших никаких результатов. Лишь настойчивость, целеустремленность, уверенность Мозолевского, а также, по словам археолога, «помощь скифских богов», способствовали обнаружению в кургане древнего погребения.

После двухлетней подготовки к основным раскопкам, во время которой было снято более 15 кубических метров грунта, удалось открыть могильник с погребением скифской царицы, погребение двухлетнего ребенка (возможно - наследника царского престола), могилы слуг, воина-охранника, лошадей, а также разграбленный склеп царя скифов. В соседнем коридоре были обнаружены: футляр для стрел, меч с золотой рукоятью в золотых ножнах, и сама пектораль, которую Мозолевский в своей книге «Толстая Могила» назвал «Даром небес, а не творением человеческих рук».

Лишь в 1981 году он стал кандидатом исторических наук, немногим раньше получив постоянную работу археолога.

К счастью, не смотря на планы отправить пектораль в Москву или Ленинград, она осталась в Украине. Сегодня она является гордостью коллекции музея исторических драгоценностей, расположенного на территории Национального историко-культурного заповедника «Киево-Печерская Лавра», познакомиться с которым можно во время .

Золотая царская пектораль древних Скифов занесена во все каталоги и справочники мира, и названа великой археологической находкой XX столетия. Является признанным шедевром мирового искусства. Страховая стоимость — около 2 млн. долларов. Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) — искусства рельефной обработки художественных изделий из металла.

Эта милая женская «безделушка» в 1 килограмм 200 граммов чистого золота содержит около 100 различных фигурок, которые выполнены с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена где-то н V веке до н. э. и, скорее всего, была не единственной. За свою многовековую историю эта бесценная реликвия пережила сотни владельцев, побывала во многих местах. Из-за неё убивали, грабили, предавали.

Золотая пектораль древних скифов была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).

С тех пор чудо-аксессуар не дает покоя как просто зевакам, так и профессиональным исследователям. В последнее время в учёных кругах появилась версия, что пектораль — это, в первую очередь, зашифрованное послание древних скифов, изготовленное в виде красивого украшения.

Золотая царская пектораль представляет собой символ солнца (коло), состоящих из трёх кругов мира. В первом круге изображена бытовая жизнь скифов, богатство скифов — домашний скот, во втором круге — луговые цветы, лесные травы, дремучий лес, а в третьем круге изображены дикие звери, живущие в дремучем лесу.

Золотая пектораль — это символ царской власти. Одевая пектораль, скифский царь, становился центром солнечного круга и мира. Самоназвание скифов, по Геродоту, сколоты — в этом слове ясно слышен корень «коло» — солнце. «С коло ит», возможно, означало «с солнцем идущий» или «за солнцем идущий», ведь расселение скифских племён шло с востока на запад, то есть скифы всё время шли «за солнцем».

Пектораль состоит из четырех скрученных в жгут трубок, скрепленных на концах застёжкой в виде львиных голов. Вся пектораль по горизонтали разделена на три яруса, заполненные многочисленными изображениями людей и животных, средний ярус украшен цветами и растениями.

Что означают эти замысловатые фигурки на пекторали?

Всего существует 3 основные версии трактовки структуры этого украшения: «Модель Вселенной», «Карта владений скифов» и «Календарь».
По первой версии пектораль олицетворяла строение Вселенной, как ее видели скифы.

По второй теории на пекторалях могла быть изображена символическая карта владений древних скифов, которую могли читать лишь специально обученные люди — цари, жрецы, военачальники.

По третьей версии пектораль являлась древним календарем скифов. Скифы были язычниками, поэтому у каждого дня, месяца, года, индикта, и т.д. были свои божества времени в виде домашних животных, которые были расположены по кругу на пекторали. Также, пектораль — это еще и совершенно точный астрономический прибор — древние солнечные часы. Тайну календаря пекторали знали только цари и жрецы, и представители элиты общества скифов, что помогало им, на основе знаний, управлять своим народом.


О чём говорит второй ярус пекторали?

Он полностью занят цветами. Этот мотив не просто так был зафиксирован в пекторали. Дело в том, что это — зашифрованный рецепт древнего и очень целебного бальзама из цветков и кореньев. Он широко использовался в скифской медицине, особенно во времена военных действий, скифы широко использовали лекарственные травы. Главным его компонентом был меотийский корень, или мандрагора. Археолог Мозолевский предполагал, что это греческое растение тока. К сожаленню, до конца разгадать этот рецепт невозможно, потому что по золотому изображению трудно определить название цветка.

В центре пекторали изображены две мужские фигуры (предположительно — это скифские цари Пал и Haп), которые держат шкуру-эгиду (на самом деле — это не просто шкура, а карта). Они сидят в свойственной степнякам позе.

Посмотрев на эту шкуру-карту в прямой проекции, можно разглядеть очертания Крыма, правого и левого берегов Черного моря. Эта «карта» условная. Каждый предмет на ней изображает определённую захваченную скифами территорию.

В верхнем ярусе пекторали изображена вереница идущих в разные стороны животных. Оказалось, что каждая из этих фигур показывает определенный день скифского месяца.
Есть ещё один интересный сюжет — леопард смотрит, как лев терзает кабана. Лев — это скиф, кабан — это Африка, а леопард — это Ассирия. При большом увеличении тут можно рассмотреть знаменитые египетские пирамиды. Они находятся на голове кабана. Эта миниатюра изображает осаду Древнего Египта скифами в VII веке до н.э. и посему является первой картой Африки. Некоторые трофеи этих походов (в виде ювелирных издэлий, перстней с печатями фараонов и т. п.) попали в коллекцию Музея драгоценностей вместе со скифским золотом.

Побережье Азовского моря, находится под крылом Жар-птицы. Эта чудо-птица была у скифов символом греческой богини Геры, супруги Зевса. Она показывала место проживания царских скифов в Северном Причерноморье. К тому же, правое крыло Жар-птицы указывает на местонахождение скифского некрополя. Навстречу Жар-птице «летит» ещё одна такая же птица, но уже селезень, который покрывает территорию Турции и Стамбула. Фигур там много и каждая из них имеет своё символическое значение.

Скифский календарь имеет прямое отношение к астрологии. В отличие от китайского двенадцатилетнего цикла, в скифском календаре-Зодиаке заложен шестнадцатилетний цикл. Начинается он с года Жар-птицы (утки). Кстати, третье тысячелетие начнется именно С года Жар-птицы — птицы счастья. За ним следуют годы Козочки, Козла, Барана, Коровы, Тельца, Лошадки, Коня, Кобылы, Жеребца и Др.

Золотая Пектораль является шедевром древних мастеров. Сложность сплетения фигур, их ракурсы говорят о высочайшем уровне их мастерства. Её необычайная красота и исключительная ценность свидетельствуют о могуществе Скифского царства. Археологи связывают сокровища кургана Толстая Могила с временами царя Скифии Атея.

Автором золотого чуда мог быть причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья, осевших на берегах Понта Эвксинского в VII-VIвв. До н.э. Однако, некоторые исследователи полагают, что он мог быть и этническим скифом (ведь мастер в совершенстве знал скифскую мифологию, скифские обычаи и обряды), но, несомненно, долгое время прожившим и учившимся в Пантикапее - столице ювелирного ремесла северного Причерноморья. Он отлично владел всеми тонкостями античного ювелирного искусства.

Крупнейшим археологическим открытием ХХ века признали обнаружение сокровищницы фараона Тутанхамона. Но мало кто знает, что в степях Украины, в начале 70-х годов был найден могильник, который по своей значимости и богатству не уступает египетскому наследию. Речь идет о раскопках скифского кургана близ Керчи. Великий народ, раскинувший свои владения от Восточной Европы до азиатских пустынь, оставил после себя множество тайн и загадок. Главным артефактом племени скифов была царская Пектораль…

Степи Украины, воспетые Гоголем, Шевченко и Брюсовым, пестрят холмами. То тут, то там можно встретить курган, который является молчаливым памятником какого-нибудь события. Эти могилы окружены завесой тайн и суеверий. Народные легенды говорят о то, что запорожцы хоронили убитых товарищей, насыпая землю собственными шапками. А до них курганы возводили племена, кочевавшие по этим степям задолго до славных подвигов воинов Запорожской Сечи. Кочевники пришли на берега Дона еще в 3 тысячелетии до н.э. Это были племена скотоводов, охотников, воинов. Они впервые узнали остроту медного оружия. Они навсегда вписали свои имена в страницы истории. Киммерийцы уступали место склотам. Склоты ушли под давлением скифов. А скифы основали свое великое царство, посреди "коридора" между Азией и Европой. Именно властителям Скифии и принадлежат первые курганы, которые похожи на пирамиды. В них находили последний покой могучие владыки. Геродот, посетивший древнюю Скифию, был поражен богатством этого народа. Еще больше его удивили, с какой помпезностью и пышностью хоронят усопших царей. На тот свет с ними отправляли жен, слуг, коней, утварь, порой целые караваны. Все для того, чтобы царь предстал перед предками в подобающем виде. Курган Куль-Оба, расположенный в нескольких километрах от Керчи, начали раскапывать еще в 1830 году. Уже первые слои земли были под завязку набиты украшениями работы древних греков. Там было золото, серебро, великолепные вазы. Даже серьги с головой богини Афины. Курган обследовали много лет. Он принес немало интересных экспонатов, осевших в хранилищах украинских музеев. Но то, что нашел Борис Мозолевский, оказалось сенсацией. Будучи внештатным сотрудником киевского Института археологии, он с энтузиазмом взялся за раскопки кургана Толстая Могила, на который коллеги давно махнули рукой. Они считали, что там не может быть ничего стоящего внимания, сосредоточив свой взгляд на более "перспективные" южные гробницы. Раскапывать курган начали случайно. Груда земли мешала днепропетровскому горнодобывающему комбинату расширить своё производство. Просто снести курган не позволял закон, поэтому попросили археологов "быстро раскопать". В холодной февральской степи, под мощными порывами ветра два десятка историков-романтиков вступили в противоборство с курганом. На протяжении двух недель Мозолевский и его товарищи просыпались в 5 утра, и до 4 вечера без устали копали, разглядывая каждый клочок земли. Видя мучения археологов, директор комбината Григорий Середы сжалился, и выделил бульдозер. Работать стало легче. Внезапно на южном склоне ученые натолкнулись на удивительной красоты колесницу, которая была отделана бронзовыми плитами, обвешана колокольчиками. Каждый сантиметр повозки был покрыт узорами. В институте поняли, что курган стоит усилий и выделили дополнительный отряд. Чем дальше они углублялись в толщу грунта, тем более древние богатства находили они. Их минула участь расхитителей гробниц. В этом месте был погребен наследник скифского престола. Он лежал в изумительном по красоте алебастровом саркофаге. Тело его было увешано драгоценностями. Рядом была могила матери, которая покоилась в шикарном золотом платье, расшитом ликами животных. На шее у нее был массивный золотой обруч в виде гривы льва. Таких находок не ожидали даже бывалые археологи. Наконец пришло время главной камеры, где покоился царь. Но там уже успели побывать мародеры. Ученые с сожалением сворачивали работы, когда Мозолевский внезапно посмотрел на глиняный пол и заметил тайник. Со всеми возможными осторожностями он сдвинул плиту и... "21 июня 1971 года, в 14 часов 30 минут, близ г. Орджоникидзе Днепропетровской области, Борисом Мозолевским была найдена золотая пектораль - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э. - весом в 1150 граммов, 30, 6 см в диаметре, выполненная из золота 958 пробы". Такую фразу вы можете найти в любом учебнике археологии. Это было чудесное произведение искусства, вышедшее из-под руки греческого мастера. Ничего подобного прежде на территории Украины не находили. Пектораль представляла собой четыре полых трубки, изящно переплетенных между собой. Они составляли своеобразный каркас. Каждая трубка венчалась головкой небольшого льва, который сжимал в своей пасти кольцо. Через них пропускались шнурки. На них украшение вешалось на шею царю. Пектораль имела три яруса, что отражало представление древних скифов об устройстве Вселенной. Нижний ярус - битва фантастических диких зверей - мир стихий, дикой природы, мир подземного царства, откуда идут корни дерева, и куда все рано или поздно уводят. Средний яру - голубые цветы, птицы - мир живых. Наверху же была жизнь кочевников. Их быт, их подвиги и простые дела. Безусловно, пектораль являлась магическим и религиозным символом, которому поклонялись кочевники. Но смысл пекторали не раскрыт по сей день. Автором этого величественного ювелирного чуда является древний эллин, потомок греков Средиземноморья. Он был настоящим Мастером, в совершенстве обращался не только с металлом, но и прекрасно знал верования и обычаи скифов. Предположительно люди, изображенные на пекторали, имели реальные прообразы. Может среди них есть и заказчики этого чуда. Ныне она хранится в киевском музее исторических древностей Украины. Есть и копия, установленная в Донецке на Театральной площади. Она входит в скифскую композицию. А еще, по сей день, в качестве высшей театральной премии Украины используется точная копия пекторали из кургана Толстая Могила. Имя Бориса Мозолевского навеки вписано в историю археологии. Он стал кандидатом исторических наук и до конца жизни преподавал в родном институте.

Золотая пектораль – уникальный памятник эпохи скифов – народа, проживавшего в степях Северного Причерноморья, Приазовья, Крыма на протяжении почти тысячи лет и переживших за это время взлеты и падения.

Археологические раскопки кургана Толстая Могила

30 марта 1971 года под руководством археолога Б.М. Мозолевского в чрезвычайно сложных условиях промышленной зоны в районе города Орджоникидзе Днепропетровской области начались раскопки одного из наиболее крупных курганов Правобережной Украины Толстая Могила. На протяжении нескольких месяцев была снята земляная масса кургана.

Под насыпью было обнаружено несколько захоронений, и археологи приступили к непосредственному изучению этих захоронений. Многочисленные богатые находки свидетельствовали о том, что это — захоронение одного из могущественных скифский царей и его семьи. Основная часть захоронений оказалась не разграбленной, в отличие от большинства скифских курганов.

Уникальная находка Б.М.Мозолевского – Золотая Пектораль

Как писал сам Мозолевский в книге «Скіфський степ», 21 июня 1971 года в 14 часов 30 минут на дне подземелья он нашел нагрудное украшение скифского царя IV века до нашей эры — золотую пектораль.
Латинское слово «пекторалис» означает «нагрудный». Но пекторалью называли только те нагрудные украшения, которые носили правители. Пектораль из Толстой Могилы необычайно красива и свидетельствует о могуществе Скифского царства. Вес пекторали — 1150 граммов, диаметр – 30.6 см. Пектораль изготовлена из золома 958 пробы.

Она поделена на три месяцеподобных яруса. В центре нижнего яруса – сцены борьбы коня с двумя грифонами (мифическими крылатыми существами). Рядом – поединок дикого кабана и оленя с леопардом и львом. Далее – погоня собаки за зайцем.

Центральный эпизод верхнего яруса – изображение двух скифов, которые шьют меховую одежду. Лица скифов наделены индивидуальными чертами. Слева и справа от центральной сцены – домашние животные, рядом — фигурки юных скифов, которые доят овец.

Средний ярус представляет собой растительный орнамент. Все три яруса соединяются скрученными пустотелыми трубочками. Пектораль слева и справа завершается креплениями в форме головок львов.

На протяжении десятилетий выдвигаются различные гипотезы о смысловом содержании изображений пекторали. Как считал Мозолевский и другие ученые, пектораль – это культовый предмет, который отражал представление скифов о трех сферах мироздания: сферы недр земли, астрально-космической сферы и сферы, населенной людьми и животными.

Каждый элемент на пекторали не случаен и наделен определенным символом. Все сферы взаимосвязаны. Подобная символика встречается и на иных памятниках, как скифской эпохи, так и памятников Восточного Ирана. Эта связь не случайна,так как сами скифы, как и их предшественники киммерийцы, относились к ирано-язычным народам.Существуют и иные трактовки значений символики пекторали.

Ведутся так же споры о мастере, который создал пектораль. Высказываются различные предположения. По одной из таких версий автор этого шедевра — причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья. По другой версти — скиф, (потому, что мастер знал скифскую мифологию, обычаи и обряды).

Золотая Пектораль стала главной археологической находкой ХХ века в Украине. Эта бесценная археологическая находка была перевезена в Киев для хранения в музее исторических драгоценностей Украины (филиал Национального музея истории Украины).

Она хранится в Музее исторических драгоценностей Украины в Киеве. Минимальная страховая стоимость пекторали - золотого нагрудного знака скифской царской власти - более полутора миллионов долларов США, вес - 1150 граммов, диаметр - 30,6 сантиметра, проба золота - 958.

Некое предчувствие

Найдена пектораль была в 1971 году в могиле скифского царя, в кургане третьей четверти IV века до н.э., на окраине нынешнего города Орджоникидзе Днепропетровской области. Этот курган известен среди археологов под названием Толстая Могила, но ранее он считался бесперспективным, так как ещё в древности был ограблен, и тогда же вход туда обвалился.
Но в начале 70-х годов XX века руководство горнорудного комбината, на территории которого находилась Толстая Могила, обратилось в Институт археологии АН УССР с просьбой «освободить промзону от кучи земли». Раскопки кургана поручили внештатнику Института археологии Б.Н. Мозолевскому.
По словам Бориса Николаевича, оказавшись перед курганом в феврале 1971 года, он ощутил некое предчувствие: «Передо мною стояла гора, которая 23 века берегла свои тайны». По подсчётам Мозолевского, в сооружении «горы» высотой 8,6 метра участвовало до двух с половиной тысяч человек, которые, завершив работу, устроили там тризну по царю, о чём свидетельствовала масса обломков амфор, а также множество костей - коней, диких кабанов, оленей - во рву вокруг кургана.

Мистика находки

Когда археологи расчистили коридор, ведущий в центральную камеру захоронения, то обнаружили, что грабителей, вероятно, кто-то спугнул, и они, торопясь, обронили бронзовую булаву, а также несколько золотых и серебряных вещей.
Словно похитители спасались от кого-то
Уж не от духов ли мщения - призраков слуг, конюхов и охранников, погребённых вместе с царскими особами? Хотя эти стражи и не помешали ограбить владыку, однако воры искали ценности только в известных им ритуальных местах, другие же «схроны» их не интересовали. Поэтому, кроме останков царя и обломков чешуйчатого панциря, разбросанных по земляному полу, Мозолевскому удалось недалеко от камеры найти меч с обложенными золотом рукоятью и ножнами.
Нетронутой оказалась боковая погребальная камера царицы и двухлетнего царевича. Женщине, по всей вероятности, на момент кончины было лет 20-30. Вместе с её останками обнаружили головной убор, украшенный крупными золотыми пластинами, золотые подвески с изображением сидящей с поднятыми руками богини, шейное украшение - золотую гривну весом 478 граммов, три золотых браслета и 11 перстней. Царевич в руках сжимал золотой браслет, рядом лежал пояс с золотыми пуговицами. Всего в камере царицы нашли 600 золотых вещей из тысячи обнаруженных в кургане.
Но 21 июня, в языческий День мёртвых, Мозолевского словно кто-то потянул в камеру царя, и в 14:30 рука археолога наткнулась в земляном полу на ускользнувший от грабителей предмет. При свете дня он «засиял, как Солнце» - а ведь был день летнего солнцестояния! - находка оказалась ныне известной всему миру скифской пекторалью.

Золотой символ власти

Пектораль - это украшение из четырёх витых проволочных жгутов с тремя рядами фигурок и символов между ними, выполненных в присущей скифам технике рельефной микроскопической торевтики. Изображения быта скифов, жизни флоры и фауны степей чередуются с мифическими грифонами, которые слишком уж натурально грызут лошадей, а рядом не менее агрессивно лев и леопард нападают на оленя и кабана, собаки гонятся за зайцами.
В отличие от нижнего, «звериного» ряда, где даже степные кузнечики в тревоге готовы взлететь, средний ряд изображений - «флористический»: на вьюнковых растениях сидят пять голубей, причём два из них в центре, по одному заглядывают в нижний и верхний ряды пекторали.
В центре же верхнего ряда двое обнажённых по пояс скифов, став на колени, чинят накидку из овечьей шерсти (у одного даже видна зажатая в кулаке жильная нить). Сбоку от них пасутся лошади, коровы, козы со своими детёнышами. Одна скифянка, поджав ноги, доит овцу в амфору, а другая, подоив, закрывает сосуд пробкой. Завершают верхний ряд летящие утки.
Без сомнения, во всём этом скрыт смысл, хорошо известный владельцу пекторали. Ведь знаки скифской царской власти всегда отличались конкретикой символов, присущих самой системе власти в Скифии.

Знаете ли вы что…

В скифской мифологии прародителем людей считается первочеловек Таргитай (также его называют Скифом) - сын Зевса и дочери реки Борисфен. Исследователи считают, что он является прототипом греческого Геракла.

Нагрудный календарь

Для скифологов символика изображений верхнего ряда пекторали не составляет секрета - два царя-скифа (в Скифии, как и в Спарте, существовала традиция двоевластия) держат в руках золотое руно - символ «златообильной» страны. А тот факт, что возле царей пасётся скот с приплодом, указывает на весеннее время года.
По мнению киевского исследователя С. Паукова, сюжет ряда связан с подготовкой к главному культовому празднику скифов - Новому году. Год у них начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия, это совпадало с появлением детёнышей у домашних животных. Скифы были солнцепоклонниками и почитали золото как - солнечный металл», поэтому к главному празднику страны цари готовили священную реликвию - «золотое руно», которое и несли на новогодней церемонии.
С подготовкой к Новому году в буквальном смысле слова соединён на пекторали средний, «флористический» ряд: как раз тогда в степи зеленела трава, появлялись вьюнковые растения с цветами, прилетали птицы.
Тот же Пауков обратил внимание, что в верхнем ряду пекторали - 16 фигур, а в нижнем - 23. Скифский календарь как раз и состоял из 16 месяцев по 23 дня каждый.

Прав ли был Геродот?

Исследователи Д. Раевский и М. Русяева первыми рассмотрели на пекторали индивидуальные черты лица царей: по этим чертам можно даже определить возраст и настроение мужчин. В частности, Русяева заметила сходство профиля одного из них с известными изображениями скифского царя Атея (429-339 годы до н.э.), после гибели которого скифы перенесли резиденцию своей державы из степей Причерноморья в Крым, рядом с нынешним Симферополем.
В этой связи Пауков ещё в 1998 году пришёл к выводу, что «золотое руно» пекторали - «карта владений скифов» IV века до н.э., и абрис «руна» повторяет контур черноморского побережья, когда уровень моря был ниже, а на месте Азовского моря существовала долина болот.
По мнению Паукова, на пекторали один царь (Атей) перстом правой руки указывает на Крым (виден даже «завиток» Тендровской косы), где был центр внешней торговли скифов - Неаполь скифский, а другой царь правой ладонью что-то прикрывает на руне, и это «потаённое место» совпадает с силуэтом Некрополя скифского - местом «могил отцов царей-основателей». Геродот назвал этот «город мёртвых - термином Геррас (точно так же в древности именовалась протекающая и ныне река Молочная), заметив, что здесь спрятано священное золото скифов, местонахождение которого царские скифы сберегали ценой собственной жизни.

Ещё одна тайна

Она касается мифических грифонов - существ с телом льва, с головой и крыльями орла, которых древние греки называли «стражами золота у страны гипербореев». И до нашего времени дошла легенда о том, как грифоны появились в Северном Причерноморье.
Их сюда однажды занёс шквальный северо-восточный ветер борей (до сих пор возникающий в районе Новороссийска - бора). Увидев у скифов золотые украшения, оружие, предметы быта, грифоны стали отнимать их у людей, но скифы проворно спрятали свои драгоценности. Тогда грифоны в ярости набросились на лошадей скифов, а на помощь монстрам пришли хищные звери, терзая прочих животных, чтобы лишить скифов мясной пищи. Досталось даже степным кузнечикам - много их погибло под копытами травоядных, в ужасе метавшихся по степи.
Скифы собрались в святилище Эксампей и обратились к владычице неба Табити с просьбой изгнать чудовищ. Богиня ночью «зажгла в небе тропу - и по ней грифоны полетели обратно к гипербореям. Все эти события и изображены на пекторали. Но вот ещё что интересно: грифоны, эти мифические стражи золота, стали эмблемой Музея исторических драгоценностей Украины, а с 21 апреля 1999 года утверждены на гербе Автономной Республики Крым.