Черты характера сони война и мир. Соня: Война и мир

Соня - племянница графа Ростова, которая с детства жила и воспитывалась в их семье. Соня была очень тихой, порядочной и сдержанной, внешне она была красивой, но её внутреннюю красоту рассмотреть невозможно, так как у неё не было жизнелюбия и непосредственности, как у Наташи . Граф и графиня любили Соню, желали ей только добра и счастья, поэтому воспитывали её так же, как и своих детей, привив ей с детства только хорошие качества. Она росла доброй, чуткой к чужому горю, внимательной и обладала огромной нравственностью.

Соня была самоотверженной, ведь она любила Николая с детства, но понимала, что она ему не пара и поэтому возвращает ему все обещания. Хотя в душе она надеется, что всё разрешится: Андрей Болконский поправится, и Наташа выйдет за него замуж, тогда Николай не сможет жениться на Марье и вернётся к ней. Но ей не суждено было стать счастливой, Николай и княжна поженились. Все свои невзгоды она переносит без ропота, она не привыкла бороться и отстаивать своё счастье. Живя в доме Ростовых на правах бедной родственницы, Соня не может им перечить и платить неблагодарностью, поэтому по просьбе графине она и отпускает Николая. После смерти графа она остаётся жить с графиней и Николаем, но никогда не показывает своих чувств, она прячет свою любовь глубоко в сердце.

Уже можно было почитать, а здесь будут княжна Марья Болконская , Соня Ростова и Андрей Болконский . Про других персонажей я уже не буду писать, о них у меня либо совсем короткие ремарки, либо отношение к ним со школы не слишком поменялось.

Княжна Марья Болконская.

При изучении романа в школе ей уделяли не очень много внимания, я даже не слишком хорошо помню, что про неё говорили. Помню только то, что она меня тогда очень раздражала.

Во-первых, я считала её плаксой и тряпкой. Ну что у неё вечно глаза на мокром месте? Ну почему она вечно не в склад, не в лад? И платье плохо сидит, и говорить не знает что, и ходит неловко. Занимается всякой ерундой типа устраивания сборищ странников и паломников… Во-вторых, меня злило, что она вечно прогибается под своего папашу-самодура. Всё ему прощает, всё терпит, хотя уже давно могла бы возразить, сказать что-нибудь! Ну вы понимаете, мои юношеский максимализм и бунтарство никак не вязались с покорной и скромной княжной Марьей.


Актриса Джесси Баккли в роли княжны Марьи
"Война и Мир", 2016 г., ВВС


Сейчас я могу сказать, что княжна стала одним из моих любимых персонажей. Я вижу так же, что и Толстой любуется ей на страницах романа, для него она подлинная, настоящая, русская душой. Красивая внутренне настолько, что иногда, когда она не замыкается в себе, это проступает и украшает её внешний, скромный облик. При этом она сильная духом, волей, у неё есть не только женская, но и человеческая гордость. В те времена, когда враг наступал на пятки и подходил к стенам родного дома, княжна не только не сдалась морально, не только не поддалась уговорам мадемуазель Бурьен отдаться на милость врага, она ещё и выдержала кончину отца и отстояла его право на достойные похороны. А ведь поначалу и не скажешь, что такой тихий и скромный персонаж, как Марья, сможет вынести все эти испытания на своих плечах.

Как я уже писала в посте про Наташу Ростову, положительный женский образ у Льва Николаевича не слишком красив, что неоднократно подчёркивается. Мне даже кажется, что именно княжна Марья - главный женский персонаж романа . Она почти не трансформируется в течении повествования, она самобытна с самого начала.

Не сказать, что я согласна с её покорностью теперь, но с позиции нового возраста, я понимаю её. Понимаю её отношение к отцу, брату, вере, подругам - Жюли, мадемуазель Бурьен, Лизочке Болконской, её отношение к маленькому Николаю. И она мне кажется красивой с самого начала и до конца, я бы такую подругу очень себе хотела.

Соня Ростова.

В школьном возрасте я ей сопереживала и жалела её. Мне было жаль, что Николай ей так долго голову морочил, а она его так искренне и преданно любила, было жаль её в конце романа, где она осталась одна.


Актриса Эшлинг Лофтус в роли Сони Ростовой
"Война и Мир", 2016 г., ВВС


Соня из той породы людей, как мне кажется, которым нужен лидер, к которому можно прилепиться и участвовать с его помощью в жизни окружающих. Сначала она прилеплена к Наташе, верный друг для неё, помощница, защитница. Вся её жизнь - около Наташиных занятий, игр, увлечений. В конце романа она прилепляется к «старушкам» - старой княгине и её подруге, чтобы не быть выброшенной с огромного корабля семей Наташи и Николая.

Мне всё так же жаль Соню и сейчас. Она добрая, преданная. Но теперь я вижу, что у неё действительно не было бы будущего. Соня слишком бесхребетная, совестливая, осознающая ничтожность своего положения и желающая всем угодить. Понятное дело, что такой характер сложился у неё из-за статуса «бедной родственницы» в семье. Я думаю, что она с самого начала знала, что с Николаем у неё ничего не сложится, но ей очень нужно было придать своей жизни смысл и она выбрала для себя любовь и служение ему, которой упорно держалась и продолжает держаться.

Причём я уверена, если бы в семье Ростовых было немного меньше гонора в плане выбора женихов, то у Сони был бы шанс создать свою семью. Не с Николаем, конечно, но с каким-нибудь другим, не очень требовательным к наследству претендентом (не Долоховым, конечно, тоже), когда бы он был допущен в дом и ему позволено было бы ухаживать за Соней. Какой-нибудь тихий, скромный отставной офицер с небольшим состоянием и старушкой-матерью, например.

Андрей Болконский.

В школе все были влюблены в князя Андрея. Идеал мужчины, мистер Дарси русского разлива - гордый, смелый, сильный характером, красивый и статный. Его порывы одобрялись с лёгкой учительской руки, его суждения считались непреложной истиной. Любовь к Наташе - самая красивая история любви в литературе!


Актёр Джеймс Нортон в роли Андрея Болконского
"Война и Мир", 2016 г., ВВС


Сейчас я смотрю на князя Андрея без нежно-розового флёра. Например, я считаю, что в ситуации с Наташей он повёл себя неправильно. Он как будто с самого начала зациклился, что от женщин ничего хорошего не жди и сам же вставлял себе палки в колёса. Не стал спорить с отцом по поводу годичной отсрочки, уехал подальше, оставив молодую, эмоциональную девушку без поддержки. Ну а потом весьма некрасиво воротил от неё нос. Да, она поступила неправильно, плохо, но он мог и свою вину хоть вполовину признать и отнестись к Наташе мягче.

К своей жене Лизе князь Андрей тоже относится неважно. Женился специально для того, чтобы высмеивать её мысленно и за глаза? Без уважения к женщинам специально выбрал женщину поглупее? Что это ещё за мазохизм такой? Лиза такая как она есть и в глазах какого-нибудь другого, соответствующего ей по уму и притязаниям мужа, она была бы идеальной, но её себе выбрал князь Андрей, чтобы иметь при себе наглядное подтверждение его пренебрежительного отношения к женскому полу. Для него Марья идеал, тут и не поспоришь, но даже над ней он посмеивается время от времени.

Так же и все героические порывы князя Андрея - что это как не желание доказать всем лишний раз, что он лучше и выше них, выше всех этих Ипполитов, Анатолев и князей Василиев. Именно это желание и толкает его на подвиги из тихой и мирной жизни с родными, а вовсе не благородные порывы души и патриотизм. Здесь, кстати, очень уместно смотрится Пьер как противоположность Андрея Болконского - он никому ничего не доказывает, но при этом он лучше всех окружающих.

Единственное, что меня смягчило по отношению князя Андрея в этот раз и тронуло - его отношение к сыну. В школе как-то мимо этого проскочили, а тут я даже слезу смахнула читая, как он переживал на крестинах ребёнка и во время его болезни. Здесь промелькнула доброта его характера, нежность, уязвимость, тщательно им скрываемая от всех остальных.

Ну вот пока и всё. Надеюсь, вам было интересно. А вы читали роман «Война и Мир» в 30 лет? Как ваше восприятие героев изменилось?

Соня в произведении Льва Толстова «Война и мир» предстает перед читателем симпатичной и изящной девушкой, хорошо воспитанной, с привитыми манерами и несгибаемыми принципами. Попав в семью Ростовых по воле судьбы, она в течение всей жизни хранит им верность и преданность. Абсолютно не конфликтная и излишне правильная девушка, как ни странно, остается практически незамеченной другими персонажами повествования.

Пережив безответную любовь к тому, с кем росла в одном доме, Соня отказывает потенциальному жениху и до конца своих дней остается старой девой.

Характеристика героини

(Соня - племянница Ростовых, иллюстрация художника Константина Рудакова )

С первых строк описания Сони Толстой представляет героиню как девушку со всех сторон положительную. Она прекрасно училась наравне с другими детьми Ростовых, во всем угождала своим приемным родителям. Она послушная, кроткая и рассудительная.

По внешним данным она ни в чем не уступала Наталье Ростовой. У нее были прекрасные длинные темные волосы, выразительный взгляд, тонкий стан и изящные руки. Двигалась девушка пластично и напоминала котенка, которому предстоит превратиться в красивую и обольстительную кошку.

Процесс расцвета красоты героини происходит на период от ее первого появления на балу и далее до 20 с лишним лет. Облачившись в подобающее событию платье, Соня наравне с Натальей появляется на светском мероприятии и выглядит не менее эффектно.

Парадокс в том, что ее никто не замечает. Это происходит на протяжении всего романа. В детстве приемные родители не хвалят ее за успехи, они воспринимаются, как само собой разумеющееся событие. На балу с ней никто не общается и в описании всех последующих событий она присутствует, но, словно, держится в стороне от всего.

Причиной такого невзрачного образа при наличии положительных внутренних качеств и симпатичной внешности девушки является отсутствие в ней спонтанности, игривости и легкости. Она совсем не романтична. Ее практичность и принципиальность сквозят во всем. Она делает все так, как положено, и без лишних эмоций.

Героиня спокойно относится к отсутствию внимания к собственной персоне, ее это не тяготит. Возможно, такой взгляд девушки сформировала благодарность приемной семье за равное с остальными детьми положение, наложенная на врожденные черты личности Сони.

Девушка настолько верна своим принципам, что отказывает Долохову в женитьбе, хотя он является для нее выгодной партией. Всю жизнь она хранит верность своим чувствам к Николаю, не желая их предавать.

Образ героини в произведении

(Ирина Губанова в роли Сони из к/ф Сергея Бондарчука "Война и Мир", СССР 1966 )

Фактически Толстой описал жизнь девушки-пустоцвета, которая при всех исходных данных могла бы прожить ее намного ярче, полезней и интересней для самой себя. Это могло произойти, если бы Соня умела немного подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства.

Видя, что ее чувства не вызывают ответной и равной по силе симпатии у Николая, она могла переключиться на других ухажеров, но девушка не хочет этого делать. Как итог, Соня остается в доме возлюбленного, ухаживает за его престарелой матерью и наблюдает за тем, как счастливо он проживает жизнь с любимой супругой.

(Тайный разговор Сони и Наташи )

Тесно общаясь с Натальей и видя, как вокруг нее кипят ключом события, Соня не перенимает от сестры даже толику спонтанности. Когда та в заботе о раненых, отказывается вести вещи на повозках, Соня недоумевает, зачем это нужно. Она складывала вещи в дорогу, значит, они должны погрузить их, а не раненых. Именно в таких описаниях автор передает читателю, что действовать всегда в угоду правилам нельзя. Они, как и мировоззрение, могут меняться в течение жизни, и в этом нет ничего страшного.

Именно отсутствие у Сони умения учитывать изменяющиеся обстоятельства и собственные интересы мешает ей создать собственную семью.

С первых страниц романа «Война и мир» Л.Н. Толстой знакомит читателей с двумя героинями – Наташей Ростовой и Соней. Обе девушки воспитывались в семье Ростовых, постоянно общались и дружили с детских лет. Кажется, что героини похожи друг на друга, но, прочитав роман до конца, можно понять, насколько отличаются характеры девушек.

Безусловно, Наташа и Соня похожи. С детства они воспитывались под одной крышей в семье Ростовых. Граф и графиня одинаково относились к обеим девочкам, несмотря на то, что Наташа – их родная дочь, а Соня – племянница Ильи Андреевича Ростова, взятая в семью на воспитание. И Наташа, и Соня выросли добрыми, искренними и открытыми девушками.

Наташа Ростова и Соня отличаются как внешне, так и внутренне.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Рисуя портрет главной героини, Л.Н. Толстой пишет: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Наташа не отличается внешней красотой, но ее внутренние качества – естественность, искренность и простота – не могут не восхищать читателей.

Внешность Сони более привлекательна: «тоненькая, миниатюрная брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густою черную косою, «…» она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой». Соня спокойна, красива, добра, однако в ней нет той живости и жажды жизни, которые свойственны ее сестре.

Наташа Ростова и Соня по-разному относятся к природе. Наташа – поэтичная натура, она умеет замечать красоту окружающего мира. В Отрадном Ростова не перестает восхищаться луной: «Ах, какая прелесть! «…» Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».

Соня, напротив, лишена чувства прекрасного. Она не обращает внимания на красоту лунной ночи, а уговаривает сестру идти спать: «Да когда же ты спать будешь?».

И Наташа, и Соня способны любить, однако каждой из девушек отношения даются по-разному. Соня – однолюб, с детства она испытывала чувства к своему троюродному брату Николаю Ростову. Николай тоже любил Соню и даже обещал жениться на ней. Однако их счастью не суждено было сбыться. Против отношений двух героев выступали граф и графиня Ростовы: родители желали для сына богатой невесты (Соня же была бесприданницей). Девушка сумела сохранить свою детскую любовь и пронесла ее сквозь годы. Соня пожертвовала собой ради любви к Николаю: она написала Ростову письмо, в котором освобождала его от обещания о женитьбе. Молодой человек смог найти новую любовь, Соня же осталась одинокой (из-за чувств к Николаю она не приняла предложение Долохова).

Наташа Ростова – полная противоположность своей подруги. В отличие от Сони она очень влюбчива. В детстве Наташе нравился Борис Друбецкой – юноша, живший со своей матерью поблизости от Ростовых. Повзрослев, Наташа влюбляется в князя Андрея Болконского, с которым её, казалось бы, ждала счастливая семейная жизнь. Но планы о свадьбе рушатся из-за увлечения Наташи Анатолем Курагиным, которое Болконский не в силах простить из-за своей гордости. Последней любовью Наташи Ростовой становится Пьер Безухов, в браке с которым девушка обретает настоящее счастье – становится любящей матерью четырех детей и верной женой.

Образы героинь разнятся и в эпилоге. Наташа Ростова, связав себя узами брака с Пьером Безуховым сильно меняется: «она пополнела и поширела», «черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности». Наташа оставляет все свои прошлые увлечения, мало бывает в свете. Героиня растворяется в жизни, теперь ее интересы занимают муж и четверо детей. Но именно роль верной жены и заботливой матери превозносит Наташу над Соней.

Спустя годы Соня нисколько не меняется, её жизнь замирает на месте. Вместе с Николаем, его супругой Марьей Болконской и старой графиней она переезжает жить в Лысые Горы, где ухаживает за матерью своего возлюбленного, ласкает и балует детей Ростовых. Недаром Наташа называет сестру «пустоцветом»: Соня не оставляет после себя ничего, постоянно живя в тени Ростовых.

Создавая образы Наташи Ростовой и Сони, Л.Н. Толстой делает героинь очень близкими друг к другу и одновременно разными.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ СОНЯ ПУСТОЦВЕТ?Жертвовать собой для счастья других
было привычкой Сони.
Л. Н. Толстой. Война и мир

Что такое пустоцвет? «Пустой» цветок, после которого не будет плодов. Представьте себе весенний, весь в душистом бело-розовом цветении фруктовый сад. Мечта, загляденье! Но цветы осыпаются, а завязи нет.

А вот огуречные гряды. Тонкие, хрупкие плети, усыпанные заурядными ярко-желтыми цветами. Их красота недолговечна, но одни осыпались, оставив после себя завязь — крохотные огурчики, другие исчезли бесследно. Так и люди. Целые поколения уходят в небытие. Какой след оставляют они в жизни? По-разному складываются человеческие судьбы. Кажется, что выбирает свой путь. Но всегда ли бывает так? Над этим вопросом я задумалась, дочитав «Войну и мир», быть может, самую великую книгу, созданную человеческим гением.

Среди более полутысячи героев романа есть девушка, чья судьба особенно взволновала меня. Это Соня, воспитанница Ростовых. Вот ее история. Соня — племянница графа, взятая в дом из милости. Положение ее в этом доме — при всей доброте Ростовых — незавидно. Она училась вместе с Наташей, ее одевали, кормили, воспитывали так же, как родную дочь. Но сама Соня не могла чувствовать себя равной девочкам Ростовым: она оставалась бедной родственницей и всю жизнь чувствовала себя какой-то второсортной по сравнению с родными детьми графа и графини.

Наташа — всеобщая любимица, раскованная, непосредственная, излучающая радость жизни, — уверена: что бы она ни сказала, как бы ни поступила, все будет хорошо. Соня же — в постоянном напряжении: вдруг что-то сделаю не так, выйду за рамки дозволенного. А тут еще эта любовь… Девушка обожает Николая Ростова, наделяя довольно заурядного молодого человека всеми возможными достоинствами. Л. Н. Толстой не щадит свою героиню. Да, она хороша собой, изящна, грациозна, мила, но это натура пассивная, нетворческая, лишенная фантазии.

Этой девушке приходится быть рассудительной, подавлять в себе естественные чувства: ревность к Жюли Карагиной, потом к княжне Марье, обиду на старую графиню, мешающую ее браку с Николаем. Жизнь научила Соню владеть собой. Но как нежно, преданно, а главное, верно умеет она любить! Мне жаль, не смогла полюбить Долохова: наверное, эта любовь сделала бы обоих счастливыми. Но Соня, в отличие от Наташи, не меняет своих привязанностей. Она цельный человек, верный и чистый.

Пятнадцать лет ее жизни прошли перед нами — Соня ни разу не совершила недостойного поступка, не допустила ни одной ошибки. И все-таки Толстой несколько принижает ее. Я пытаюсь разобраться, что же несимпатично автору в этой девушке, и, кажется, понимаю. Помогают мне постоянные сравнения Сони с Наташей. Вот две юные девушки входят в нарядный зал, на свой первый бал. Они одинаково присели, но невольно взгляд хозяйки, скользнув мимо Сони, остановился на тоненькой Наташе… Вот Соня, Наташа и Николай вспоминают свое детство. Оказывается, Соня все забыла и не может разделить поэтического чувства Наташи и Николая.

Лунной ночью в Отрадном Наташе, очарованной красотой этой ночи, хочется взлететь в небо, а Соня скучно-рассудительно уговаривает ее идти спать. А как по-разному ведут себя девушки в страшные часы перед отъездом из Москвы! Соня тщательно укладывает вещи, а Наташа велит освободить подводы и взять раненых. Зачем же писатель, не осуждая девушку (ее не за что осуждать), все-таки принижает ее? Затем, что, по мнению Толстого, хорош не тот, кто не ошибается, а тот, кто, борясь с собой, умеет преодолевать свои ошибки и заблуждения. Потому автор и любит больше Наташу.

Мир Сони строг и ясен. Влюбившись в Николая девочкой, она знает: «Что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его — во всю жизнь». И не перестанет, но отступит перед желанием графини женить сына на богатой, знатной княжне Марье и сама дает ему свободу. Соне суждено одиночество в той же семье, которая пригрела ее в детстве.

В эпилоге Наташа скажет о ней: «Пустоцвет». И в этом слове будет жестокая правда. С самого начала жизни, с детства, Соня не имела права на то половодье чувств, которое переполняет Наташу. Только один раз, на святках, в Соне проснулась смелая и свободная девушка, но она словно испугалась своего порыва и больше никогда не была такой, как в этот вечер, а вернулась к своим узорам, к своему тихому самопожертвованию. Так вправе ли мы осуждать Соню? Думаю, что нет. Очень жаль ее. Жизнь девушки оказалась пустой, но разве она виновата в этом?