Достопримечательности деревни Хохловка (Пермский край). Хохловка (музей) Деревянная мельница в хохловке рассказ

В 45 км от г. Перми, возле села Хохловка, на живописном высоком мысу, с трех сторон

Омываемом водами Камского водохранилища, расположен причудливый деревянный городок – это

Пермский архитектурно-этнографический музей-заповедник под открытым небом. Здесь, на площади

В 42 гектара, перед посетителями предстают 19 памятников деревянной архитектуры Пермской

Области конца XVII - начала XX вв. Во многих из них размещаются интерьеры и выставки,

Создаваемые научными сотрудниками музея.
Идея создания архитектурного музея под открытым небом была предложена ещё в 1966 году

Известным пермским архитектором А.С. Терехиным. В 1968 г. главный архитектор области Н.Н.

Кукин предложил разместить музей деревянного зодчества около с. Хохловка. Для окончательного

Решения из Москвы выезжала комиссия во главе с архитектором В.В. Маковецким. В результате

Пермский облисполком в апреле 1969 года принял постановление о создании около Хохловки музея

Деревянного зодчества, строительство которого поручили Пермским специализированным

Научно-реставрационным мастерским. Все работы по созданию музея финансировали Всероссийское

Общество охраны памятников истории и культуры, затратившее в 70-80-е гг. свыше 2 млн. руб.,

И областное управление культуры. В марте 1971 года Министерство культуры РСФСР утвердило

Эскизный проект музея разработанный архитекторами Г.Л. Кацко, Г.Д. Канторовичем и А.С.

Терехиным. По этому проекту, Пермскими реставраторами перевезены и восстановлены на

Территории музея 12 памятников архитектуры.
В начале 80-х годов был рассмотрен эскизный вариант генерального плана выполненный

Архитекторами Пермгражданпроекта Н.Д. Зелениной и Ф.Н. Нигматуллиной.

В 1981 году для детализации генерального плана музея "Хохловка" были привлечены специалисты

Московского проектного института. Они предложили выделить в составе музея три территориально

Этнографические зоны - Коми - Пермяцкий сектор, Северное и Южное Прикамье, и два

Комплекса: солепромышленный -сооружения Усть-Боровского завода из г. Соликамска

(технологическая ячейка) и сельскохозяйственный с амбарами, овином, гумном, мельницами,

Полями. В основу экспозиции каждого из секторов было положено характерное для того или иного

Народа, края типологическое поселение, а также объекты, связанные с традиционными занятиями

Народов: земледелием, охотой, рыболовством, различными промыслами по обработке дерева,

Камня, металла, глины, кож и т.д. Проведенные исследования позволили архитекторам

Разработать несколько вариантов размещения будущих секторов и комплексов на территории музея

"Хохловка", которые были рассмотрены на научно-реставрационном совете объединения

"Росреставрация" в Москве.

Почти у самой Камы, в наиболее живописном природном уголке музея, размещен уникальный

Архитектурный ансамбль промышленных сооружений, связанных с древним промыслом нашего края -

Солеварением.

История солеварения в Прикамье насчитывает свыше пяти веков. Первый промысел был основан еще

В начале XV века, а с XVI века пермская соль, или "пермянка", становится известной во многих

Районах Русского государства. Основными районами солеварения в Прикамье были Соликамск,

Пыскор, Дедюхин, Ленва, Усолье. Все постройки соляного комплекса вывезены из города

Соликамска с Усть-Боровского солеваренного завода, основанного в 1882 году промышленником

А.В. Рязанцевым - интересно, что "рязанцевские солеварни" закрылись недавно, в январе 1972

Здесь сосредоточен весь технологический процесс получения соли: от выкачивания рассола из

Скважины до погрузки. Рассол выкачивали из-под земли. Для этого сооружали скважину, бурение

Которой продолжалось от 3 до 5 лет. В землю загоняли трубу-матицу из соснового бревна

Диаметром "с край на край аршин без двух вершков" - 62 сантиметра! По ней бадьями поднимали

Рассол. С XVII в. стали применять насосы - над скважиной появился сруб рассолоподъемной

Башни, прототипом которой, как полагают некоторые исследователи, послужила башня крепостная.

Комплекс вывезен на барже из Усть-Боровского солеваренного завода Соликамска, где еще в XV

Веке варили знаменитую во всем мире соль-пермянку. Авторы проекта реставрации архитекторы

Г.Д. Канторович, Г.Л. Кацко, Т.К. Муксимов. Соляной комплекс включает несколько построек:

12-метровую рассолоподъемную башню, соляной ларь-отстойник, в который по деревянным трубам

Самотеком переливался рассол. Ларь весом более 100 т, по предложению пермских реставраторов,

Перевезен в музей без разборки. Из ларя рассол поступал в варницу, внутри которой

Расположена печь, а над ней на цепях укреплялся цирен - чугунная сковорода, где и

Выпаривался рассол. Длина соляного амбара составляет 28 м. Амбары ставили на "ряжи" -

Бревенчатые клети, которые предохраняли соль от намокания во время разлива реки, - и делили

На отсеки - закрома, куда соль загружали сверху.

В 1984 году состоялось обсуждение и утверждение проекта генерального плана развития

Архитектурно-этнографического музея плана детальной планировки Коми-Пермяцкого сектора, -

Разработанных группой архитекторов-реставраторов института "Спецпроектреставрация" под

Руководством Е.Ю. Барановского. Согласно проекту, Коми-Пермяцкий сектор размещается у

Входной зоны на месте нынешней д. Гора. В него входят 5-6 крестьянских усадеб, в том числе

Усадьба зажиточного крестьянина и изба бедняка, зимовье охотника и другие объекты.

Выше размещается сектор "Северное Прикамье" с уникальными деревянными постройками,

Замечательными образцами жилой архитектуры. В основу планировочной структуры русского

Поселения принята застройка с. Янидор Чердынского района. Здесь предусмотрен показ

Транспортных средств - лодок, барж, телег, саней, волокуш, которые широко применялись в

Хозяйстве северных народов.

Ядро сектора "Южное Прикамье" составляют колокольня, привезенная из с. Сыра, островерхий

Шатер которой виден издалека, и Богородицкая церковь из с. Тохтарево (рублена в 1694 году),

Покоряющая своей красотой и изяществом. Оба памятника вывезены из Суксунского района и

Установлены на самой высокой точке полуострова. Вокруг них разместятся усадьбы,

Хозяйственные сооружения. В этой части музея будут широко представлены крестьянские ремесла

И промыслы, найдут отражение культура и быт не только русского, но и татарского и других

Народов.

Источник фото и текста.

Архитектурно-этнографических музеев, или музеев деревянного зодчества, в России как минимум два десятка. В последнее время ими обзавелись почти все крупные регионы лесной полосы. Не стал исключением и Пермский край, где еще в 1969 году был учреждён, а в 1981 открыт АЭМ в деревне Хохловка (ударение на первый слог - ХОхловка, а не более привычное ХохлОвка), в 40км севернее Перми по правому (западному) берегу Камы.
На мой взгляд, при весьма скромном размере (23 постройки), Хохловка - один из лучших скансенов России. Во-первых, здесь чрезвычайно интересная подборка объектов, дающих исчерпывающую картину деревянного зодчества Урала; во-вторых, Хохловка чрезвычайно живописно расположена.

В общем, объём поста не случаен - ужать до адекватных размеров я его просто не смог.

В Хохловку от пермского автовокзала 4 раза в день ходят автобусы, интервал около 4-5 часов - этого с избытком хватит для осмотра музея. В пути автобус примерно полтора часа, причём не менее половины времени петляет по Перми, проезжая мимо Камской ГЭС.
И на самом деле первый экспонат Хохловки - её пейзаж. Холмы Предуралья и бескрайнее пространства Камского водохранилища:

Или, как называют его пермяки, Камского моря:

Хохловка чрезвычайно живописно поставлена на узком мысу между двух речек, превратившихся в заливы:

Хорошо видные самые крупные постройки: деревянные церкви, колокольня и башня острога. Другие постройки скрыты лесом. А по краям мыса - три осветительные мачты, вероятно для различных фестивалей, которые периодически тут бывают.

Вход в музей оформлен весьма креативно. Билет стоит 100р., фотосъёмка свободная (на фото запасной вход, главный чуть ниже):

Туристический автобус у входа в музей не случаен - место это довольно известное, особенно среди уральцев. Туристов в Хохловке много - это и школьники, и путешественники (в основном из других мест Урала), и даже иностранцы, а также дачники - по фотографиям видно, что окрестные холмы облеплены полуэлитными дачами. При этом, инфраструктура в Хохловке исчерпывается грязной автобусной остановкой (где я чуть не вляпался в коровью лепёшку) и сельпо. В общем, нытики, ау!
Меня же отсутствие ресторана этнической кухни и лесного отеля не смущает, так что начнём осмотр музея.

Хохловка делится на три сектора: коми-пермяцкий (три избы и гумно), северного Прикамья (церковь, изба и амбар), южного Прикамья (около половины музея), а также два тематических комплекса - охотничье становье и сользавод. У входа расположен Коми-Пермяцкий сектор:

Три крестьянских усадьбы 19 века представляют собой довольно странный синтез северной и уральской избы. Это как бы дом-двор по типу поморских, но часть построек всё же отдельно.

Строить избы коми-пермяки явно учились у русских, хотя облик изб весьма архаичен. Интерьеры комнат почти такие же, только печь другой формы:

Но больше всего меня поразили двери, размером больше похожие на люки:

В первой избе (из села Яшкино) воссозданы интерьер и выставлены предметы народных промыслов, во второй - экспозиция природы. Избы очень похожи, во второй усадьбе я покажу только баню, топившуюся по-чёрному:

В сторонке - третья изба богатого коми-пермяцкого крестьянина, оказавшаяся закрытой:

А чуть в стороне - здание, которое снаружи можно принять за подсобку, но внутри весьма интересное - это совмещённые гумно и овин с экспозицией инвентаря коми-пермяцких крестьян:

Об истории коми-пермяков я расскажу в постах про Чердынь - на самом деле это древний народ, имевший в Средние века собственное государство, вассальное Руси - Великопермское княжество (его столица, называвшаяся также Чердынь, отождествляется с нынешним селом Пянтег). Коми и коми-пермяки - очень близкие народы, с той лишь разницей, что коми были крещены мирным путём в конце 14в., а коми-пермяки - военным путём в 15-16 веках. В итоге коми в России около 330 тысяч, а коми-пермяков - около 150 тысяч. Еще недавно существовал Коми-Пермяцкий автономный округ в центром в Кудымкаре, ныне слитый с Пермской областью (которая после этого и стала Пермским краем).

Между гумном и богатой избой стоит еще одна изба из деревни Гадья. Это уже русская усадьба, часть сектора Северного Прикамья:

А чуть выше - пожалуй, самый ценный памятник этого музея, Преображенская церковь из села Янидор (Чердынский район), срубленная в 1707 году:

По ней хорошо видна разница между деревянными храмами Урала и Севера - уральские церкви более массивные, и выглядят более прочными. В то же время, на Севере и в Средней России очень редко строили клетские храмы такого размера. Шатровых храмов на Урале не было уже к началу ХХ века, а Янидорская церковь уникальна еще и "крещатой бочкой" под главкой. Такая деталь характерна для Пинеги и Мезени, где сохранилась на трёх храмах. Между Мезенью и Камой - республика Коми, но там не сохранилось церквей старше 19 века. И в общем, можно предположить, что в прошлом эта форма была распространена между Мезенью и Уралом.

Внутри пусто:

Неподалёку - классика жанра: мельница и амбар, правда Северное это Прикамье или Южное, уже не помню:

Выше Янидорской церкви - башня Торговищенского острога:

8-башенная крепость была срублена в 1663 году и прикрывала подступы к Кунгуру, бывшему тогда центром Южного Прикамья. В 1671 и 1708 годах Торговищенский острог выдержал башкирские набеги, а с утратой оборонных функций из крепости постепенно превратился в церковный ансамбль:

По сути, это было нечто уникальное - уральский погост-тройник! Ведь такое явление считалось характерным для Русского Севера. Помимо острожной башни в ансамбль входили церковь Иоанна Предтечи (1740), колокольня (1750) и церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1701) с уникальным завершением:

В общем, это был лучший на Урале ансамбль деревянных храмов. В 1899 году сгорела башня, и жители сами воздвигли в 1905 году её точную копию (которая ныне в музее). В 1908 году сгорел храм Иоанна Предтечи, и его решили отстраивать в камне. Однако случилась Революция, погост был покинут и обветшал. Церковь Зосимы и Савватия развалилась, колокольня лишилась верхушки, а башню успели вывезти. В общем, одна из тяжелейших утрат деревянного зодчества.

Поднимаемся выше. Панорама залива:

И уже знакомая нам часть музея:

На высшей точке Хохловки - колокольня из села Сыра (1780) и Богородицкая церковь из села Тохтарёво (1694, самый старый объект в музее):

Колокольня - в общем, почти типовой проект, почти такие же встречаются и 16, и 19 веках от Карелии до Сибири. А церковь - почти точная копия Янидорской. Но Янидор - на севере края, а Тохтарёво - на юге, то есть прообразами друг друга эти храмы быть не могли. Просто наиболее характерная для Урала форма.

Внутри церкви - также пустой зал и фотографии других уральских деревянных церквей (в том же Пянтеге), а также пары храмов Севера для сравнения.
А лемеховая кровля обеих церквей - совсем как на Севере:

Вид от церкви на Камское водохранилище - пейзаж почти морской:

Еще одна изба из села Грибаны (Южное Прикамье):

С характернейшими для Урала наличниками - почти такие же я видел в эту поездку десятки, а то и сотни:

У крыльца - качели, на которых я, в уединении, от души покачался. В десяти метрах от избы - пожарное депо 1930-х годов из соседнего села Скобелевка:

Внутри - экспозиция пожарной техники 19в., но кадр у меня получился плохо.
От пожарного депо тропка ведёт вниз, и сам не замечаешь, как оказываешься в тайге:

Это охотничье становье, и сделано оно исключительно сильно. Лесной полумрак, запах хвои, тишина, и наверное просто контраст с солнечной и светлой территорией остального музея - несмотря на деревянный мостик и фигуры, возникает ощущение, что это действительно глухой лес, а не рощица 100х100 метров. Всего в охотничьем становище 4 постройки:

Избушка (такие стояли в тайге и ими мог пользоваться каждый):

Навес для ночлега:

И лабаз, то есть маленький амбар на ножке для защиты от зверей.

Четвёртая постройка - лабаз на двух ножках, но обнаружить его ни мне, ни другим посетителем, с которыми я встретился на этой поляне, не удалось. Зато мне понравилась вот эта штуковина - больше всего похоже на Шурале (татарский аналог Лешего):

А выходя из тайги, оказываешься около солепромышленного комплекса. Да-да - это индустриальный пейзаж!

Дело в том, что солепромышленные технологии на Урале не менялись веками - и первые купцы в 15-м веке, и Строгановы в 17-м, и последние купцы в 19-м получали соль одинаково. Хотя этим постройкам немногим более 100 лет, точно такие же солеварни строились и 500 лет назад. Один из сользаводов чудом уцелел до наших дней - Усть-Боровский завод на окраине Соликамска, с 1972 года ставший музеем (к слову, первый завод-музей на Урале, а значит и в России). Эти постройки вывезены именно оттуда, но и сам ансамбль завода стоит на своём месте (и о нём будет отдельный пост, когда дойдём до Соликамска).

В Хохловке - не ансамбль, а по одной постройке производственного цикла. Первая - рассолоподъёмная башня:

Пермскую соль добывались в колодцах и скважинах, и технология выкачивания рассола не отличалась от выкачивания нефти. Деревянная труба - ствол скважины:

Другая деревянная труба, потоньше - это внутризаводской трубопровод, по которому рассол передавался между сооружениями:

Второй объект - соляной ларь, то есть отстойник, где рассол стоял несколько дней, пока осядет песок::

В Хохловку ларь был привезён целиком, без разборки, на барже по Каме. Если не ошибаюсь, раньше в Хохловке была два ларя, но один вернули в Соликамск взамен сгоревшего там. Дерево ларя изъедено солью, и одновременно просолено так, что не гниёт. От солеваренных построек исходит совершенно непередаваемый, но приятный запах солёного дерева.

Варница - основное звено солеваренного цикла. Поставлена она почему-то между башней и ларём, но на самом деле туда поступал очищенный рассол:

Под варницей была кирпичная топка, потреблявшая в сутки до 10 кубометров дров:

На топке лежал цирен, или чрен - гигантская железная сковорода, на которую поступала рапа. Влага испарялась, соль оседала. Пар уходил вверх по деревянной трубе, а солевары выгребали соль специальными граблями:

Это была кошмарная работа - температура в варницах была около 80 градусов, при 100%-й влажности..

Последнее звено - амбар. Ранее два амбара были и в Соликамске, но в 2003 году они сгорели. В Хохловке же амбар аутентичен.

Соляные амбары были гигантского размера - 50х25х15 метров. Соль заносили через верх по взвозу или лестнице (у этого амбара лестница в башне). Соленос - работа не менее адская, чем солевар: для женщины нормой был 3-пудовый мешок, для мужчины 5-пудовый (то есть 45 и 65кг соответственно), и в день они носили до тысячи мешков.

Отсюда и "пермяк - солёные уши" - от пота соль оседала на теле, разъедала кожу, и спина, затылок, а также уши покрывались незаживающей коростой. В общем, это сейчас шутка, а раньше было примерно то же, что "негр на плантации".

Подробнее о пермских солеварнях я расскажу в постах про Соликамск:

Около солеварен - набережная, лавочки из трёх полубрёвен, изгородь и таблички "Купаться запрещено!". За заливом - скалы:

Кстати, еще одна "достопримечательность" Хохловки - таблички "По траве не ходить! Клещи!". Энцефалитный клещ - действительно, самое опасное животное на Урале, здесь люди регулярно умирают от энцефалита. Но в Хохловке скорее таким способом охраняют луга.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010

На живописных берегах реки Кама, неподалеку от села Хохловка (Пермский край), на территории площадью 42 гектара расположен удивительный музей под открытым небом. Его экспонаты - уникальные примеры деревянного зодчества, характерные для этого региона и привезенные сюда из различных его уголков. Здесь собрано 23 объекта, датируемые концом XVII - первой половиной XX века. Все они представляют собой лучшие образцы народной строительной и художественной культуры Пермского края.

История основания

Предложение создать столь удивительный уголок поступило еще в 1966 году. Этой идеей загорелся известный пермский архитектор А.С. Терехин. Спустя два года было подобрано место для будущего музея деревянного зодчества. Им стал участок земли, находящийся около села Хóхловка (ударение на первое "о"), которое и дало название музею.

Окончательное решение о создании комплекса было принято в апреле 1969 года, а в марте 1971 года был утвержден проект музея. В его составлении принял участие уже упомянутый Терехин в компании с другими не менее известными архитекторами Г.Д. Канторовичем и Г.Л. Кацко.

Торжественное открытие музея деревянного зодчества Хохловка для посетителей состоялось в сентябре 1980 года. Он сразу стал центром притяжения туристов в Пермском крае. Его экспонаты показывают историю русской деревянной архитектуры, традиционный уклад жизни и основные ремесла русского народа.

Территориально-этнографические участки

Музей Хохловка разбит на три территориально-этнографических участка: Южное, Северное и Северо-Западное Прикамье. В каждом из них представлены образцы архитектуры этих условных районов Прикамья. Так, например, в Южном Прикамье можно увидеть объекты церковной архитектуры - Богородицкую церковь и колокольню . Они расположены на самом высоком участке музея под открытым небом и находятся в окружении хозяйственных и жилых построек. Зайдя в этот уголок Хохловки, можно ощутить себя жителем тогдашней эпохи. Здесь же представлены основные виды ремесел наших предков, населявших южные земли нынешнего Пермского края.

Северное Прикамье демонстрирует посетителям музея образцы жилой и церковной (церковь Преображения) архитектуры северных народов, а также транспортные средства (наземные и водные), используемые ими в хозяйственных целях. Северо-Западное Прикамье (или Коми-Пермяцкий сектор) всецело посвящен жилым постройкам. Здесь можно взглянуть на добротную избу зажиточного крестьянина, хижину бедняка, зимнее жилище охотника и некоторые другие здания.

Основные объекты Хохловки

К таковым, несомненно, относятся Богородицкая церковь и церковь Преображения , колокольня, усадьба Кудымова, сторожевая башня, пожарное депо, ветряная мельница, Никольская солеварня и Михайловский соляной ларь.

Богородицкая церковь датируется 1694 годом. Это одна из старейших деревянных построек Пермского края. Ее месторасположением являлось село Тохтарево, что в Суксунском районе. Там она входила в церковный комплекс, состоявший из двух церквей и колокольни. В музей ее привезли в 1980 году.

Этот памятник деревянной архитектуры относится к древнейшим клетским храмам. Он состоит из трапезной, алтаря и паперти. Внутреннее убранство церкви весьма скромно, но содержит все необходимое для отправления богослужения и проведения всех требуемых во время службы действий.

Колокольня располагается возле Богородицкой церкви. Ее высота вместе с крестом достигает 30 м. Возведена она была в 1781 году в селе Сыра (Суксунский район), откуда и была доставлена в музей в годы его создания. Это единственная деревянная колокольня, построенная в Пермском крае, которая сохранилась до наших дней.

К звоннице, расположенной в колокольне на высоте 20 м, ведет деревянная лестница. Покрывает строение высокий шатер, украшенный резными элементами, напоминающими своим видом лучи солнца.

Церковь Преображения «родом» из села Янидор (Чердынский район). В Хохловку она была привезена пятью годами позже Богородицкой. Годом возведения этого экспоната является 1707.

Церковь Преображения построена на высшем уровне тогдашнего строительства. Бревна в ее стенах настолько плотно соединены друг с другом, что совершенно не пропускают холод. В связи с этим стены сооружения не приходилось утеплять дополнительными материалами в зимнее время. Помимо традиционных для тогдашних церквей внутренних помещений, здесь имеется крытая галерея, где ожидающие службы люди могли укрыться от непогоды.

Усадьба Кудымова является образцом жилого деревянного зодчества времен XVIII века. Располагалась она в Юсьвенском районе, в деревне Яшкино. Помимо жилого дома, этот экспонат включает в себя баню, амбар, ледник, ворота с изгородью. Усадьба Кудымова не отличается роскошным убранством, но выполнена весьма добротно. Тщательно продуманная конструкция крыши надежно защищает ее от протекания, а центральным объектом дома, как было заведено на Руси, является образцовая печь.

Сторожевая башня была возведена в XVII веке в селе Торговище Суксунcкого района. Входила она в комплекс из восьми сторожевых башен, соединенных частоколом. Находился этот традиционный для русского народа охранный комплекс на реке Сылва, по которой в те времена проходил водный путь.

Случившийся в 1899 году пожар практически полностью уничтожил башню, но жители села собственными усилиями восстановили ее к 1905 году. В восстановленном виде она и «прибыла» в Хохловский музей деревянного зодчества.

Пожарное депо было построено в деревне Скобелевка в 30-х годах ХХ века. Отличительной чертой этого здания является высокая башня - каланча. Она была самым крупным строением в деревне, а на ее верхушке восседал сторожевой. Главная задача последнего - наблюдать не появился ли где дым. В случае опасности подавался сигнал при помощи колокола.

У подножья башни пожарного депо имеется несколько служебных построек, в которых размещались пожарники, лошади и телеги с бочками, наполненными водой, а также другой противопожарный инвентарь. Ознакомиться с этими нехитрыми приспособлениями может каждый посетитель музея.

Ветряная мельница датируется XIX веком, а инициатором ее появления был один из зажиточных крестьян деревни Шихари (Очерский район) Рахманов. Это единственная ветряная мельница, построенная в Пермском крае, которая сохранилась до наших дней. Отличительной чертой этого строения является то, что крышу с прикрепленными к ней лопастями можно вращать. Столь хитроумное приспособление придумали тогдашние строители для того, чтобы поворачивать ветряк за внезапно изменившим направление ветром и тем самым обеспечивать бесперебойную работу мельницы.

Никольская солеварня и Михайловский соляной ларь входят в комплекс строений солеварного завода. Этот промысел являлся основным для жителей Пермского края. Оба эти объекта вместе с некоторыми другими были привезены из города Соликамск, где их возвели в 1880 году.

Солеварня представляет собой квадратное строение, внутри которого находится печь для выпаривания соли, вытяжная труба и полати для сушки полученного сырья. Михайловский соляной ларь выглядит как деревянная изба и весит свыше 100 тонн. Он предназначался для хранения рассола и распределения его в дальнейшем по варницам.

Во время экскурсии по солеварному комплексу можно детально ознакомиться с особенностями этого промысла и узнать историю появления и развития солеварения в Пермском крае.

Как добраться и когда посещать

Из Перми в Хохловку всех желающих к музею доставляет пригородный автобус. Расстояние между этими населенными пунктами всего 45 км.

Хохловский музей работает ежедневно: с июня по октябрь - с 10 утра до 6 вечера, а с ноября по май - с 9 утра до 5 вечера.
Стоимость входного билета на одного человека составляет 120 руб. Экскурсия для группы из 10 человек обойдется в 70 руб. с каждого посетителя.

Хохловка - это архитектурно-этнографический музей, расположенный в 43 километрах от Перми, на полуострове Варнач. Это первый уральский музей деревянного зодчества под открытым небом, он основан в 1969 году, всего на 3 года позже, чем знаменитые Кижи.

Место для музея было выбрано очень удачно. Комплекс расположен не в искусственном парке, а окружен девственным лесом.

С северной стороны музея между живописных холмов вьётся красавица Кама.

А в южной части комплекса вы точно надолго задержитесь на набережной Камского водохранилища, любуясь синевой воды и величественными скалами.

Более 20 деревянных сооружений, привезенных из разных районов Пермского края, разбросаны по территории 30-40 га и очень органично вписаны в ландшафт.

Всё выглядит настолько естественно, что невольно возникает ощущение, что ты случайно попал в машину времени и прокатился лет на 200 назад.

Возле избы, как и положено, растет картофель, ограда сооружена без единого гвоздя, а водосток деревянный.

В некоторых избах размещены этно-стилизованные интерьеры.

Все строения соединены между собой различными лестницами и переходами, вдоль которых то и дело встречаются лавочки и смотровые площадки.

Чтобы незабываемые впечатления от прогулки остались не только у взрослых, по всей территории тут и там можно найти различные деревянные фигуры и детские городки, конечно, современные, но так гармонично вписывающиеся в общую картину, что действительно забываешь, что ты в 21 веке.

На территории комплекса живет олень Айхо. Хотя северные олени постоянно и не живут на территории Пермского края, но периодически заходят в северные его районы. А манси, представители одного из коренных народов, населявших Прикамье, занимались охотой на оленей и разводили их в качестве домашних животных.

А подруга Айхо, олениха Най, совсем не против время от времени оторваться от свежих веточек и составить компанию посетителям музея.

Последуем примеру Най и прогуляемся по экскурсионной тропе, разглядывая памятники деревянного зодчества.

Типичные практически для любой российской местности ветряная мельница и колокольня 1781 года постройки.

Пожарное депо 1930-х годов.

Сторожевая башня, копия 1905 года оригинала 1660 годов.

Тропинка петляет между строений и через мостик приводит к охотничьему становью. Сделано оно исключительно стильно: лесной полумрак, запах хвои, тишина. И вот ты уже чувствуешь себя утомленным охотником, а твоим единственным желанием является - спрятать пушнину в лабаз и отдохнуть в охотничьей избушке, переночевать в которой может любой.

Охотничье становье охраняет то ли леший, то ли какой-то другой лесной дух.

А теперь покинем тишину леса и переместимся в индустриальный район, на территорию солевого завода 1880 года, доставленного из Соликамска.

Вообще история Пермского края началась с солеварения, работа на любом этапе производства была крайне тяжелая, рабочие буквально «просаливались», отсюда и пермяк - соленые уши. Технология производства не менялась веками, так что примерно так могли выглядеть первые постройки пермяков.

В рассолоподъемной башне рассол поднимался по стволу скважины.

А это не просто бревнышко, это трубопровод, по которому рассол поступал в следующее сооружение.

В варнице рассол выпаривался при очень высокой температуре, готовую соль выгребали специальными граблями.

И последний «цех» соляного завода - амбар, куда соль переносили огромными мешками.

На всей территории музея в большей или меньшей степени стоит запах дерева. А вот рядом с заводом пахнет по-особенному, здесь стоит запах соленого дерева, который постепенно тает в воздухе по мере удаления от завода вверх по тропе.

И напоследок рассмотрим главные жемчужины музея, деревянные церкви конца 17 - начала 18 веков.
Богородицкая церковь 1694 года - из южного района Пермского края.

Преображенская церковь, срубленная в 1707 году, из северного района. То есть две церкви строились разными мастерами, но северная сестра отличается от южной в основном только крещатой бочкой под главной башней, то есть пересечением «двух бочек».

Башни церквей покрыты лемеховой кровлей, так что купола выглядят, как настоящее произведение искусства.

Вот и подошла к концу прогулка, пора возвращаться в настоящее время, а Хохловка остается на своем месте ждать следующих посетителей, заинтересовавшихся историей Пермского края.

Не сидится мне дома, купила экскурсию и вчера ездила в Хохловку. Я уже несколько раз была там в разное время года, но решила ещё раз побывать в этом удивительном месте.

Сергей Садов - Сказания о земле Русской

Архитектурно-этнографический музей "Хохловка" - первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом. Место для него выбрали на высоком берегу Камского моря на Хохловском полуострове в 47 километрах от Перми около села Хохловка. Музейный комплекс раскинулся на площади в 42 гектара. С трёх сторон музейного комплекса вода (Камское море, Хохловский залив, река Хохловка).

Сейчас Музей "Хохловка" объединяет 23 памятника деревянного зодчества конца XVII – второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья.
По проекту предполагается перевезти и установить ещё 30 объектов. Композиционным центром является церковь.

Церковь Преображения. Село Янидор Чердынского района 1707 год.

Церковь вознесена на высокий подклет - хозяйственный этаж, в котором по рассказам старожилов, ещё в прошлом веке хранили пушнину. Церковь Преображения - тип клетского храма "кораблем", т. е. все три части ее вытянуты в одну линию.

В центре-четверик. Совершенно необычно завершается центральная часть памятника: на клинчатой кровле - крещатая бочка с главой - единственный пример в русской деревянной архитектуре, сохранившийся до нашего времени. Это чрезвычайно сложная конструкция, требовавшая от мастеров необыкновенно точной разметки. С востока прирублен алтарь, с запада -трапезная.



Брёвна тщательно пригнаны друг к другу, поэтому ни мох, ни другой утеплитель не требовались. Огромные, в обхват толщиной стволы переплетены чисто и тонко. Лёгкие части постройки - главы, бочки - покрыты деревянной чешуёй - лемехом. Материалом для лемеха служила свежесрубленная осина. Со временем, высушенный солнцем и ветром, лемех приобретал серебристый оттенок.
Церковь срублена без единого гвоздя, всё держится при помощи пазов и врубок.

Церковь Богородицкая. Село Тохарёво Суксунского района 1694 год.


Замечательный образец строительного искусства, редкий памятник русского деревянного зодчества конца XVII в. Жемчужина прикамского деревянного зодчества.


По типу церковь принадлежит к древнейшим клетским храмам, имеет алтарь, трапезную и паперть. Пятистенный алтарь перекрыт бочкой, над которой размещается главка. Главы (центральная и алтарная) и бочка крыты деревянной черепицей-лемехом.


Церковь двухэтажная. Подклет весьма вместительный - высота его более трех метров - служил для хранения зерна, сельскохозяйственных орудий труда, даров церкви. На втором этаже проходила служба.

Шатровая колокольня. Деревня Сыра Суксунского района 1781 г.


Единственная сохранившаяся на территории Пермского края деревянная шатровая колокольня. Рублена способом "в лапу" восьмериком прямо от земли. Над восьмериком - звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, крутой, высокий, с резными полицами, наверху - барабан и луковичная главка, крытая серебристыми лемешинками.

Сторожевая башня. Село Торговище Суксунского района XVII в.


Рубленный в 60-е годы XVII в., острожек служил опорным пунктом против набегов местных племён. Острожек был окопан рвом и обнесён частоколом с восемью сторожевыми башнями. Центральная проезжая башня имела ворота. В народе эта башня была прозвана "пугачевской" - один из пугачёвских отрядов осадил острожек и сжег его, но проезжая башня уцелела.

Ветряная мельница из деревни Шихари Очёрского района XIX в.


Шатровая мельница с вращающимся оголовьем.
Размеры наибольшей грани в основании 3,35 м, высота сруба 8,5 м.

Солепромышленный комплекс.


Постройки комплекса являются одной технологической ячейкой солеваренного завода (г.Соликамск старинное название г.Соль Камская), построенного в 1882-1888г.
Комплекс состоит из рассолоподъемной башни - фото, соляного ларя, варницы и соляного амбара.

Соленосы (дерево).

Хозяин тайги (медведь) и охотник (дерево).

«Хохловка» удивляет не только памятниками деревянной архитектуры.
Главный секрет - в гармонии зодчества и природы.

Река Хохловка

Хохловский залив

Камское море.

На берегу Хохловского залива.


Это только часть экспонатов музея. Я много фотографировала, но в одну запись все фотографии не вместить. Поставила некоторые, чтобы Вы знали, что есть в Пермском крае под открытым небом такой музей "Хохловка" .


Художник: Любовь Малышева. Хохловка весной.

Недавно я была на острове Кижи.
Для сравнения:
Кижский погост:
Преображенская церковь (1714 г.), Покровская церковь (1764 г.), шатровая колокольня (1863 г.)

Хохловка:
Церковь Преображения (1707 г.), Богородицкая церковь (1694 г.), шатровая колокольня (1781 г.).

Пермские памятники народного зодчества более древние, но в Кижах на Преображенской церкви 22 главки, а на пермских церквях только по две главки.