Мое прочтение достоевского преступление и наказание. Сочинение на тему «Размышления над страницами романа «Преступление и наказание

Замысел романа Достоевского «Преступление и наказание» очень глубок и сложен. С самого начала автор просто знакомит нас с главным героем, но атмосфера романа уже ясна – атмосфера духоты перед грозой. Сразу же передается болезненно-нервозное состояние Раскольникова, и можно почувствовать, что произойдет дальше.

Поскольку в романе отображена единая линия действия, связанная с убийством старухи-процентщицы, нет побочных линий, и все произведение посвящено психологической проблеме Раскольникова, то можно сказать, что во всем романе основная идея заключается в осознании главным героем собственной теории.

Раскольников три раза переживает убийство: до преступления – расчет, во время преступления – осуществление роковых планов, и после него – осознание происшедшего. Даже во сне его мучают угрызения совести. Три сна отражают все его переживания. Раскольников сначала еще не осознает толком, по каким причинам у него возникают странные, нелепые мысли о будущем преступлении (причем их неизбежность неминуема), он боится об этом думать, но все равно какая-то сила заставляет его обращать внимание на все мелочи, касающиеся старухи-процентщицы. Не только теория о двух категориях человечества, но и просто случайные совпадения постоянно способствуют преступлению. Например, разговор двух студентов в распивочной, услышанный Раскольниковым, - не один он думал, что старуху нужно убить.

Потом Раскольников в безумном монологе признается сам себе, что он замышляет ужасное убийство: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп». После этого признания он уже чувствует, что «нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно». Он не может найти себе покоя. Встревоженный одной постоянной мыслью, он уже не в силах противостоять ей. Эта мысль исходит из его теории. Но почему он, так убежденный в своих рассуждениях о «тварях дрожащих» и «сильных мира сего», ужаснулся, когда увидел, как его теория отражается на практике? Может быть, он решил проверить свои принципы? Или доказать самому себе, что он сам не «вошь»?

Раскольников жил в бедных условиях, и ему, несомненно, хотелось лучшей жизни. Но стоило ли это все жизней старухи и Лизаветы, даже если они и были «тварями дрожащими»? По теории Раскольникова – да.

Сама фамилия главного героя характеризует его. Раскол происходит в его душе, в ней уживаются и добро, и зло. И постоянно происходит борьба этих двух начал. Достоевский рисует раскольникова то как хладнокровного убийцу, не отступившего перед убийством двух человек, то как заботливого брата, доброго друга. Сначала зло торжествует – Раскольников совершил преступление. Но после, осмыслив все свои поступки, он раскаялся, обретя веру. Его же теория выдала его и помогла Порфирию раскрыть преступление.

Достоевский вводит практически всех героев романа в тупиковые ситуации. Многие не находят выхода из этого лабиринта и погибают (старуха, Катерина, Мармеладов, Свидригайлов) по воле судьбы или по своей воле. Но другие герои выживают в трудных условиях (Раскольников, Соня, Дуня).

Что же помогло Раскольникову избежать тупика, что толкнуло его на осознание совершенного, на раскаяние? Безусловно, не появись в его жизни Сони, все кончилось бы тем, что он покончил бы с собой. Именно Соне он открыл свою душу, ей первой он рассказал правду. Может быть, уже при чтении Библии Раскольников осознал свою вину до конца?

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение на тему «Размышления над страницами романа «Преступление и наказание»

Прочтение романа Федора Михайловича Достоевского оставило в моем жизненном опыте неизгладимое впечатление. Прежде всего, меня поразили характеры и описание персонажей. Каждый из них описан Ф.М.Достоевским с удивительной оригинальностью и живостью. Читая описание, перед глазами сразу же предстают болезненный и худой студент Раскольников или миниатюрная девушка Соня Мармеладова. При этом каждое участвующее лицо не может оставлять безучастным.

Им можно сопереживать, жалеть, поддерживать, ненавидеть, но оставаться безразличным невозможно. Сюжет романа построен на одном из самых страшных событий, на которые могут толкнуть человека нужда и нищета,а именно на лишение жизни другого человека с целью получения выгоды и прибыли. Раскольников ступил на этот скользкий путь. Но каких колоссальных усилий ему это стоило! Федор Михайлович описал на страницах своего романа, те чувства и переживания, которые испытывают бедные и несчастные люди перед роковым шагом. Причем они описаны так правдиво и досконально, что возникает ощущение, что великий писатель сам был на грани. Ведь Достоевский жил в очень плохих условиях и денежных средств катастрофически не хватало.

Но Раскольников не единственный, кто погубил свою душу ради того, чтобы выжить. Соня Мармеладова — несчастная девушка, которую нужда заставила пойти на продажу себя. Ее чувства и переживания заставили меня глубоко задуматься о том, на что готовы пойти люди ради обеспечения своих нужд. И роман показывает то, что любой человек сможет пойти на все, даже на убийство, лишь бы избавиться от голода и нужды. Но за все в этой жизни придется заплатить. И расплата будет страшна. Причем Ф.М. Достоевский описывает расплату не только со стороны закона и тюрьмы, но и «душевную расплату». То есть те угрызения совести, которые испытывает преступник накануне и после совершения преступления. Достоевский так ярко и правдоподобно описывает душевные переживания, что возникает сомнения, что хуже тюрьма или существование на свободе, но с постоянным чувством того, что расплата близко и наказание неминуемо.

В целом, мне очень понравился величайший роман Федова Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Но хотелось бы отметить, что прочитать его на «одном дыхании » очень сложно. Потому что практически через каждые две-три страницы мне приходилось останавливаться и осмысливать, то, что было мной прочитано.

Анализ романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский (рассуждение).

Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” заставил меня задуматься над проблемой человека, прошедшего через ошибки и душевные терзания и постигшего истину.

Мне было интересно познакомиться с главным героем романа – Родионом Раскольниковым - бывшим студентом, живущим в большой нищете в Санкт-Петербурге. Он показался мне отзывчивым и добрым человеком, тяжело переживающий чужую боль и всегда помогающий людям, способным отдать последние копейки даже незнакомому человеку. Примером этого для меня послужил случай в доме Мармеладовых: Родион пожертвовал оставшиеся деньги на похороны умершего отца этого семейства. С другой стороны, наряду с тем, что Раскольников необыкновенно умен и даже талантлив, он горд, малообщителен и, как следствие, очень одинок.

Сюжет романа не так прост, как кажется вначале. В центре произведения стоит созревшая в голове Родиона Раскольникова «теория исключительности», согласно которой все люди делятся на две категории: «твари дрожащие» - те, кому просто приходится плыть по течению жизни, не пытаясь ничего изменить; и «право имеющие» - как Наполеон, те, кому всё дозволено, даже посягательство на чужую жизнь. Однако он не учел одного: чтобы действительно стать Наполеоном, нужно не только убивать других людей, но и, прежде всего, уничтожить в себе самом все человеческое. Под влиянием своей теории и нищеты Раскольников решил совершить убийство старухи-процентщицы, оправдывая себя тем, что на ее деньги он сможет совершить тысячи добрых дел, а главное избавить от глубокой бедности свою мать и сестру. Одновременно с этим Раскольников стремился проверить, к какому разряду людей, согласно его теории, принадлежал он сам: «Тварь я дрожащая или право имею?» В итоге, преодолев все сомнения и переступив через себя, он убил не только процентщицу, но и случайно оказавшуюся рядом беременную сестру Алены Ивановны. Спустя некоторое время он разуверился в своей теории и осознал то, что он не относится к «особенным». Его начали мучить душевные беспокойства. И только в финале романа, пройдя через страдание, признание и любовь, Раскольников пришел к духовному воскрешению, встав на истинный путь.

После прочтения романа у меня осталось противоречивое впечатление от главного героя. С одной стороны, теория Раскольникова мне совершенно чужда и не понятна, она в корне отличается от моего понимания и восприятия мира. Мне не нравится, что наш герой пытался возвысить себя над окружающими, чужда его уверенность в том, что он способен вершить судьбы людей. Я, как верующий человек считаю, что никто не вправе отнимать жизнь у людей. А с другой стороны, я понимаю нашего героя. Ведь всем людям свойственно совершать ошибки, попадать под влияние бессмысленных идей и целей. И это не удивительно, ведь именно с таким опытом человек учится познавать себя и окружающий мир. И особого уважения заслуживает тот, кто сумел не только осознать свои ошибки, но и тот, кто сумел поставить себя на истинный путь.

На мой взгляд, я поняла, что хотел донести до читателей автор, а именно невозможность безнаказанно совершать преступления. Я считаю, что Достоевский указал человечеству путь к нравственному возрождению через самосовершенствование, смирение гордыни и искупление греха страданием. Поэтому, вне всякого сомнения, я уверена, что эта книга не утратила своего значения и для современного читателя.

Давно планировал после прочтения книги писать про нее некий конспект, чтобы лучше запомнить содержание. Выделить главные мысли, подчеркнуть цитаты. Вместе с Новым Годом пора воплощать свои планы. Это больше для меня, чем для общества.

Начну с художественной литературы. Очень жалею, что раньше не читал классику, а в русской классике очень много интересного можно вычитать. Теперь постепенно заполняю мои школьные пробелы.

Книга привлекла меня своей темой про моральную сторону убийства. Мне очень нравится такая тематика. На протяжении книги было интересно, справится ли он со своей совестью или же нет.

В произведении Достоевского «Преступление и наказание» рассказывается про Родиона Раскольникова. Он бедный студент, живущий в темной и маленькой комнатушке. В такой комнате у каждого могут возникнуть пагубные мысли. И у него возникли, и не просто мысли, а целая теория про убийство.

По теории, люди делятся на тварей дрожащих, подчиняющихся законам, живущих ради воспроизводства и всеобщего счастья. И на право имеющих, кто может переступить моральный рубеж - убить человека ради благой цели. Они люди необыкновенные, достигают успехов в науке, право имеют властвовать над обычными. Как все повелители, Наполеон же тот самый.

Родион Раскольников захотел проверить свою теорию. «Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!». На деньги бы он много добрых дел сделал, университет закончил. «Одна жизнь за сто жизней взамен» веский аргумент для убийства.

И следуя своей теории, герой до мелочей продумывает план убийства богатой и вредной старушки. Свой план он исполняет, попутно убивая свидетельницу Лизавету. Но убийство ради денег не вышло. Так как убийца даже в кошелек не стал смотреть, спрятав его под камнем. У Раскольникова в целом очень легкое отношения к деньгам. Он может отдать все свои деньги на похороны чуть знакомого человека или на повозку молодой пьяной девушке поздней ночью. В этом смысле, он очень добрый и щедрый человек.

После убийства ему становится плохо, мораль и совесть давят на него. Он уже понимает, что вовсе не Наполеон. Был бы Наполеоном, то не жалел бы о содеянном, не мучали бы его терзания. На него нет улик, но всем своим поведением он пытается всем намекнуть на себя, кто преступник, иногда шутя, иногда заставляя людей на секунду задуматься. Хотя и говорят в произведении «Изо ста кроликов никогда не составится лошадь, изо ста подозрений никогда не составится доказательства».

Параллельно, рассказываются его отношения с мамой и сестрой. Они обе очень любят Родиона. Присылают деньги, а сестра даже замуж собиралась выйти за мерзкого богатого типа, лишь бы брату помочь. Но брат был очень против.

Родион познакомился в трактире с Мармеладовым - чиновник-пьяница, которого в дальнейшем раздавили лошади. Его жена, бывшая аристократка с похвальным листом, устроила потом нескромные поминки. Сама же вынуждена жить в полной нищете, а потом с детьми петь на улице, желательно на немецком или французском, чтобы поняли какая она благородная. Тут мне понравилась и запомнилась цитата:

Может быть, тут всего более имела влияния та особенная гордость бедных, вследствие которой, при некоторых общественных обрядах, обязательных в нашем быту для всех и каждого, многие бедняки таращатся из последних сил и тратят последние сбереженные копейки, чтобы только быть «не хуже других» и чтобы «не осудили» их как-нибудь те другие.

Потом сделаю вкладку с « » из других произведений (не только книг).

У самого Раскольникова есть любовная линия. Ему нравится Соня - робкая куртизанка, дочка Мармеладова. Именно ей он доверился рассказать свою тайну, только ей одной. Но вместо ожидаемого отвращения получил помощь, понимание. Она разделила с ним эту участь, суждено им вместе страдать значит. И дала совет пойти в центр перекрестка и рассказать всем, что он убийца.

В итоге, на него обращают внимание. Давят психологически, а потом уже открыто говорят - ты убивец! Сдавайся и все хорошо будет, срок сократят и дали время. Относительно, наступает счастливый конец. Он пошел в контору и все рассказал. Его посадили на более 7 лет. К нему приехала Соня, которую любили все заключенные за ее доброту. И они начали ждать оставшиеся года для новой счастливой жизни.

Анализы произведений и поиск образов я не люблю. До рецензий на книги мне тоже очень далеко, но просто мнение высказать могу. Не вошь же я какая-то. Когда читаешь, то легко представляешь себя в роли Раскольникова, пытаешься понять и понимаешь его некоторыми моментами. Хорошо переданы причины убийства и его последствия. И персонажи все запоминающиеся. По моему не очень скромному мнению, Раскольников ошибся, когда рассказал все Соне и потом пошел сдался. Подвела его совесть и мораль. Концовка не очень понравилась, она конечно логичная и естественная. Убивать плохо - совесть замучает, попадаешь в острог и так далее. Но я ожидал немного другого, хотя не зря же в название произведения слово «Наказание».

В целом, произведение понравилось. Советую.