Наскальная живопись бушменов. Традиционное искусство африки

Новый год прошел, а зима все не кончается. Устали? Тогда давайте перенесемся на самый жаркий континент - в Африку, и немного окунемся в ее историю.

Традиционное искусство занимает очень важное место в африканской культуре. Большинство праздников и ритуалов, наряду с танцами, пением и рассказами, не обходится без ярких визуальных образов. Предметы искусства могут являться оружием или знаками отличия, престижа, а также иметь религиозное значение. Искусство народов Африки разнообразно: это и скульптуры, и картины, «фетиши», маски, фигурки и украшения.

Центральное место все же принадлежит скульптуре, которая является, бесспорно, величайшим достижением африканского народа. Подавляющее большинство скульптур выполнено из дерева, но встречаются произведения из металла, камня, терракоты, слоновой кости, а также совсем экзотические творения из бусин и бисера, и даже слепленные из простой земли! Археологами обнаружены древние скульптуры на всей территории африканского континента, но наибольшее их скопление находится в центральной и западной его частях.

Наскальная живопись, напротив, наиболее распространена на юге и востоке. Считается, что авторство большинства этих рисунков принадлежит бушменам («людям степи»). Рисунки бушменов создавались шаманами и служили частью религиозных ритуалов.

Цветастые маски и фетиши - предметы, призванные отпугивать злых духов, ведьм и призраков. Использовались они также как талисманы, приносящие удачу и ограждающие от несчастий.

Основные черты

Искусству Африки присущи весьма характерные признаки, по которым его всегда можно отличить от искусства других континентов. Во-первых, в центре изображения практически всегда находится человеческая фигура. Во-вторых, африканские мастера редко стремятся к реалистичности, чаще они прибегают к упрощению форм и абстракции. В третьих, нередко используется искаженные, гипертрофированные пропорции, призванные подчеркнуть движение, динамику.

Темы африканского искусства

Все искусство народов Африки можно разделить на три обширные темы. Первая из них - это своеобразный симбиоз Леса и Поселения. Члены племен носят специальные маски и наряды, отдавая дань этой двойственности: например, мужское начало преподносится в образе слона, сильнейшего животного, а женское - напротив, в ухоженном, максимально удаленном от «естественного» образе, представляющем цивилизацию и контрастирующим с диким, необузданным мужским.

Вторая тема - это отношения между полами. Занятие искусством в Африке нередко использовалось (и используется), как своеобразная «терапия», позволяющая семейным проблемам рассасываться и испаряться.

Третья большая тема - это проблема контроля над естественными и сверхъестественными силами, дабы достичь желаемого.

Каждому региону континента присущ свой стиль в искусстве. В западном регионе принято отдавать дань великим предкам и приносить символические жертвоприношения, что очень заметно влияет на общую картину местных предметов искусства. В Центральной же Африке искусство более прикладное, и здесь распространена оригинальная земляная архитектура, вышивка, ювелирные и кожаные изделия, замысловатые прически. Но что бы ни создавали африканские умельцы, их творчество всегда ярко и жизнерадостно, ведь оно призвано воспевать жизнь!

В наше время африканские мотивы очень популярны во всем мире. Многие сувенирные лавки могут предложить товары в «африканском» стиле, которые люди с удовольствием покупают в свои дома и украшают ими интерьеры. А у вас дома есть что-то африканское?

3 – Особенности искусства бушменов

Южноафриканские бушмены, "несчастные дети настоящего времени", как назвал их Фритш, несмотря на более светлый цвет кожи, ни в каком отношении не стоят на более высокой ступени, чем австралийцы, но отличаются от них как цветом тела, так и некоторыми другими особенностями.

Национальное оружие этого "самого решительного, одностороннего и ловкого охотничьего племени из всех, нам известных" (Ратцель), - лук и стрелы, отсутствующие у австралийцев.

Украшения в бушменских племенах.

Украшения, среди которых свою роль играют уже цветные стеклянные бусы, а также железные наконечники стрел, бушмены получают от темнокожих соседей, достигших более высокой ступени развития. Вместо рисунков-рубцов, которые не выделялись бы на их светлой коже, они употребляют настоящую татуировку, но проводят при этом лишь ничтожные штрихи и полосы, никогда не образующие настоящих узоров. Постройка хижин дается бушменам еще труднее, чем австралийцам; живут они обычно в пещерах и под навесами скал, в горах, об их геометрических изображениях не приходится говорить, так как декоративное искусство вообще едва ли существует у них.

Рисунки и наскальные изображения у бушменов

Но при всем том именно у бушменов мы видим самые поразительные примеры изображения животных, какие вообще находим у доисторических и первобытных народов. Их рисунки и живопись на скалах превосходят австралийские размерами, разнообразием и мастерством.

Искусство резьбы по камню бушменских племён.

"Ни одно племя Южной Африки, вплоть до внутренних частей Центральной Африки, - говорил Голуб, - не дошло до такого искусства обрабатывать камень, какое выказали бушмены. Бушмен разгонял свою скуку резьбой на камне, производя ее при помощи каменных орудий; пользуясь этими же орудиями, он украшал свои крайне незатейливые жилища, доказал свои художественные способности и создал себе памятники, которые просуществуют дольше всего того, что сделали прочие здешние племена". В некоторых местах, где теперь живут или где прежде жили бушмены, на каждом шагу встречаются сделанные ими изображения на глыбах придорожных скал, при входах в пещеры, на крутых стенах утесов, и такие украшенные изображениями пункты простираются приблизительно от мыса Доброй Надежды через всю Капскую колонию далеко за Оранжевую реку. Как и в Австралии, эти изображения иллюминованы красной и желтоватой охровой красками, к которым присоединяются черный и белый цвета; рисунки исполнены на светлом фоне скалы или же выдолблены в контурах на темной утесе более твердым, чем они, камнем. Чаще всего встречаются одиночные фигуры африканских животных, например страусов, слонов, жирафов, носорогов и разных видов антилоп, а также домашних быков и в новейшее время - лошадей и собак. Изображаются также люди, причем фигуры бушменов, кафров и белокожих сохраняют свои характерные черты. Изображения животных встречаются целыми тысячами одно возле другого. Одно и то же животное художник, как бы ради упражнения, воспроизводит несчетное множество раз, причем изображения располагаются рядами; порой, когда дело идет о сценах охоты, борьбы, военных походов и экспедиций за добычей, люди и животные смешиваются на одном и том же рисунке. Наиболее известно обнародованное Андрее изображение, которое скопировал французский миссионер Дитерлен в одной пещере, находящейся в двух километрах от миссионерской станции Гермона (рис. 39): бушмены похитили у кафров их стада быков; стадо угоняют налево, кафры, вооруженные копьями и щитами, бросаются вслед за разбойниками, которые оборачиваются и осыпают свои длинноногих врагов тучей стрел. Как ясно выражена здесь разница между высокорослыми темнокожими кафрами и приземистыми светлокожими бушменами! Как хорошо и верно нарисован бегущий скот! Как прекрасно и живо представлено все происшествие! Но перспективного удаления и распределения света и теней тут столь же мало, как и в рисунках австралийцев. Относительно всех прочих изображений подобного рода, скопированных или привезенных в Европу, мы должны сказать, что сообщения Гутчинсона и Бюттнера о существовании у бушменов перспективных изображений основываются на недоразумении. Отдельные животные, начертанные в виде силуэтов, представляются совсем в профиль. Чтобы убедиться в этом, достаточно тех рисунков, которые, благодаря Голубу, поступили в Венский придворный музей и коллекцию Карлсруе.

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).

Хорошо сохранилась на стенах пещер - входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.

Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека - четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер.

Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства Потребность человека в красоте и творчестве.

Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Периодизация

Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки меняются, но мы будем изучать по общепринятым названиям периодов.
1. Каменный век
1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э.
1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э.
1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э.
2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э.
3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.

Палеолит

Орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век.
1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н.э.
2. Средний палеолит. 150 – 35 тыс. до н.э.
3. Верхний или поздний палеолит. 35 – 10 тыс. до н.э.
3.1 Ориньяк-Солютрейский период. 35 – 20 тыс. до н.э.
3.2. Период Мадлен. 20 – 10 тыс. до н.э. Данное название период получил от наименования пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, относящиеся к данному времени.

Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.
Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира.

Случилось это так:
«археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Внезапно она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Поначалу ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и подлинность пещерной живописи была признана».

Живопись Палеолита

Пещера Альтамира. Испания.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – 10 тыс.лет до н.э.).
На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов.


Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.


Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит. Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти. Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство. Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим.


Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя. Использовали естественный рельеф камня, изображали на выпуклости стены.


Фрагмент. Бизоны. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Переход к полихромному искусству, более темная обводка.

Пещера Фон-де-Гом. Франция

Поздний Палеолит.
Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.


Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Изображение рогов в перспективе. Олени в это время (конец эпохи Мадлен) вытеснили других животных.


Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображения другим – полипсест. Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков.


Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Нио. Франция

Поздний Палеолит.
Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др. животных ледниковой фауны.


Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.


Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное изображение, сверху прорисована шкура.


Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит.


Бизон. Нио. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.


Бизон. Нио. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Ласко

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе:
«В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на Юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызывавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок.
Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство.»

Пещера Ласко. Франция.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. л.до н.э.).
Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).


Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – может его душа.


Бизон. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Лошадь. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал.
Поздний Палеолит.

КАПОВА ПЕЩЕРА - на Юж. м Урале, на р. Белая. Образовалась в известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. На стенах - позднепалеолитические живописные изображения мамонтов, носорогов

Скульптура палеолита

Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика)
Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято называть «мелкая пластика».
Это - три типа объектов:
1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.

Рельеф

Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух:
Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит (мадленский период).

Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа "Хроника царствования Карла IX", "Кармен" и других романтических новелл, но мало кто знает, что он служил инспектором по охране исторических памятников. Именно он и передал в 1833 г. эту пластинку в только организуемый в центре Парижа исторический музей Клюни. Теперь она хранится в Музее национальных древностей (Сен-Жермен ан Ле).
Позднее в гроте Шаффо был обнаружен культурный слой эпохи верхнего палеолита. Но тогда, так же, как это было с живописью пещеры Альтамира, и с другими изобразительными памятниками эпохи палеолита, никто не мог поверить, что это искусство старше древнеегипетского. Поэтому подобные гравировки считались образцами кельтского искусства (V-IV вв. до Р.Х.). Только в конце XIX в., опять же, как и пещерную живопись, их признали древнейшими после того, как они были найдены в палеолитическом культурном слое.

Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Делалась из камня или бивней мамонта. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами.


"Венера с кубком". Барельеф. Франция. Верхний (поздний) палеолит.
Богиня ледяного периода. Канон изображения – фигура вписана в ромб, а живот и грудь – в круг.

Скульптура - мобильное искусство.
Практически все, кто изучал палеолитические женские статуэтки, с теми или иными различиями в деталях, объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т.п., отражающие идею материнства и плодородия.


«Виллендорфская Венера». Известняк. Виллендорф, Нижняя Австрия. Поздний палеолит.
Компактная композиция, нет черт лица.


«Дама в капюшоне из Брассемпуи». Франция. Поздний палеолит. Кость мамонта.
Проработаны черты лица и прическа.

В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика. Наряду с такими же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые одежды, похожие на "комбинезоны".
Это находки на стоянках Буреть на р.Ангаре и Мальта.

Выводы
Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.
Мелкая пластика.
В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.

Мезолит

(Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э.

После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека. Люди становятся кочевниками.
С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его интересует не отдельный зверь или случайная находка злаков, но активная деятельность людей, благодаря которой они находят и целые стада зверей, и поля или леса богатые плодами.
Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль.
Перемена в области искусства:
главным героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии.
Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.
Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.
Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета - красный или черный.


Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит.

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующей эпохи мезолит как будто наступает пауза. Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом. Может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко.

Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы.
Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.
При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.

На юге Украины, в степи есть каменистый холм из пород песчаника. В результате сильного выветривания на его склонах образовалось несколько гротов и навесов. В этих гротах и на других плоскостях холма с давних пор известны многочисленные резные и процарапанные изображения. В большинстве случаев они прочитываются с трудом. Иногда же угадываются образы животных - быков, козлов. Эти изображения быков ученые относят к эпохе мезолита.



Каменная могила. Юг Украины. Общий вид и петроглифы. Мезолит.

К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и берегом Каспия расположена небольшая равнина Гобустан (страна оврагов) с возвышенностями в виде столовых гор, сложенных известняком и другими осадочными породами. На скалах этих гор находится много разновременных петроглифов. Большинство из них было открыто в 1939 г. Наибольший интерес и известность получили крупные (больше 1 м) изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями.
Много изображений животных: быков, хищников и даже пресмыкающихся и насекомых.


Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.

Грот Зараут-Камар
В горах Узбекистана, на высоте около 2000 м над уровнем моря, находится широко известный не только среди специалистов-археологов памятник - грот Зараут-Камар. Расписные изображения были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым.
Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки.

Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. "охотников" различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и "хвостатые" фигурыс поднятыми и натянутыми луками. Эту сцену можно трактовать как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф.


Роспись в гроте Шахты, вероятно, самая древняя в Средней Азии.
"Что означает слово Шахты, - пишет В.А.Ранов, - я не знаю. Возможно, оно происходит от памирского слова "шахт", что значит скала".

В северной части Центральной Индии вдоль речных долин тянутся огромные скалы с множеством пещер, гротов и навесов. В этих естественных укрытиях сохранилось очень много наскальных изображений. Среди них выделяется местонахождение Бхимбетка (Бхимпетка). Судя по всему эти живописные изображения относятся к мезолиту. Правда, не следует забывать о неравномерности в развитии культур разных регионов. Мезолит Индии может оказаться на 2-3 тысячелетия более древним, чем в Восточной Европе и в Средней Азии.



Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов – как бы воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.

Неолит

(Новокаменный век)с 6 по 2 тыс. до н.э.

Неолит - новокаменный век, последняя стадия каменного века.
Периодизация . Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Данный переход называют неолитической революцией. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.
Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9,5 тыс. л. до н. э. В Дании неолит датируется 18 в. до н.э., а у коренного населения Новой Зеландии – маори – неолит существовал еще в 18 в. н.э.: до прихода европейцев маори пользовались отполированными каменными топорами. Некоторые народы Америки и Океании до сих пор не вполне перешли из каменного века в железный.

Неолит, как и другие периоды первобытной эпохи, не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.

Достижения и занятия
1. Новые черты общественной жизни людей:
- Переход от матриархата к патриархату.
- В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу.
- В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон.
- Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн.
- Стали появляться армии и профессиональные воины.
- Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.

2. Началось разделение труда, формирование технологий:
- Главное – простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменяются земледелием и скотоводством.
Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались.
- В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный.
развиваются прядение и ткачество.

В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных.


Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм.


Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.

Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год.
Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики.
Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи.

Селение Чатал-Гуюк (Восточная Турция) является одним из мест, где были найдены самые древние образцы керамики.





Кубок из Ледце (Чехия). Глина. Культура колоколовидных кубков. Энеолит (медно-каменный век).

Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях.
Скопления их встречаются чуть ли не повсюду в Африке, восточной Испании, на территории бывшего СССР - в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у Белого моря и в Сибири.
Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным.


«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «Томская писаница».
«Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.
Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал:
«Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери, и скоты, и птицы, и всякие подобия…»
Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии. Результатом экспедиции стали опубликованные в Европе шведским капитаном Страленбергом, участвовавшим в поездке, первые изображения томской писаницы. Эти изображения не были точной копией томской писаницы, а передавали лишь самые общие очертания скал и размещение на ней рисунков, но ценность их состоит в том, что на них можно видеть рисунки, не сохранившиеся до наших дней.


Изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком К.Шульманом, путешествовавшим вместе со Страленбергом по Сибири.

Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты - лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.
Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами.
На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.


На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности, именуемой Тассили-Аджер, высятся рядами голые скалы. Ныне этот край иссушен ветром пустыни, выжжен солнцем и почти ничего не произрастает в нем. Однако раньше в Сахаре зеленели луга...




- Острота и точность рисунка, грация и изящество.
- Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.
- Стремительность жестов, движений.

Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.


«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику.


Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.


Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800-1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

Выводы

Наскальная живопись мезолита и неолита
Между ними не всегда можно провести точную грань.
Но это искусство очень отлично от типично палеолитического:
- Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций.
- Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму.
- В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.
- В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).

Мелкая пластика:
- Появляются новые сюжеты.
- Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.

Достижения

Палеолит
- Нижний Палеолит
> > приручение огня, каменные орудия
- Средний Палеолит
> > выход из Африки
- Верхний Палеолит
> > праща

Мезолит
- микролиты, лук, каноэ

Неолит
- Ранний неолит
> > сельское хозяйство, скотоводство
- Поздний неолит
> > керамика

Энеолит (Медный век)
- металлургия, лошадь, колесо

Бро́нзовый век

Бро́нзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.

Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Мегалитическая архитектура

В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической.

Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов:
1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.
На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень".
2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.
3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока.
Первоначально дольмены служили для погребений.
Трилит можно назвать простейшим дольменом.
Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.
4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.


Каменная могила. Юг Украины. Антропоморфные менгиры. Бронзовый век.



Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 – 2 тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т.Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа.
Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.

Эпоха железа (Железный век)

1 тыс. до н.э.

В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.


Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы".
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.


Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.
Эпоха железа.
Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.



Эпоха железа



Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации.

Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.


Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.



Запорожская обл. Эрмитаж.

Выводы

Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность, монументальность. Стилизация и реализм.

Бушменов искусство

Лучник.
Наскальная роспись.

бушме́нов иску́сство . Творчество бушменов представлено наскальной живописью, сохранившейся в ЮАР (Драконовы горы), Намибии (гора Брандберг), Свазиленде, Лесото. Живопись находится на стенах и потолках пещер и гротов, где изображения наслаиваются друг на друга. Росписи выполнены минеральными и земляными красками, а также известью и сажей, разведёнными на воде и животном жире. Древнейшие слои живописи бушменов датируются от 8-го тысячелетия до н. э. до середины 2-го тысячелетия н. э. К числу самых ранних относятся монохромные отпечатки рук и силуэтные фигуры животных. Наиболее совершенные памятники живописи находятся в средних и верхних слоях. Различаются мифологические и жанровые сюжеты (многофигурные композиции сложных ракурсов): сцены погребения, вызывания дождя, ритуальные танцы, динамичные, полные экспрессии сцены охоты, сражений (схватки бушменов с зулу и суто). Изображения объёмны, полихромны (до 10 красок), с мягкими переходами тонов. Особенно часты изображения антилоп. Их фигуры размером от 20 см до 2 м, одиночные и групповые, скомпонованы в живописные группы или вытянуты в длинные вереницы. Столь же разнообразны и человеческие фигуры, силуэты которых с сильно вытянутыми пропорциями очерчены энергичными стремительными линиями, позы и жесты динамичны и выразительны. Особую группу составляют изображения фантастических существ: некоторые из них иллюстрируют мифы бушменов. К числу редких для наскальной живописи сюжетов относятся изображения растений, деревьев, иногда целых пейзажей. Довольно часто встречаются различные знаки, геометрические фигуры. Особое место в творчестве бушменов занимают петроглифы, изображающие главным образом животных.

Литература:
Tongue M. H., Buschman paintings, Oxf., 1909.

В. Б. Мириманов.


Антилопы и люди.
Наскальная роспись.


Антилопа.
Рисунок на камне.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.


Антилопа куду.
Петроглиф на скале.
Рисунок на камне.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия . Главный редактор Ан. А. Громыко . 1986-1987 .

Смотреть что такое "бушменов искусство" в других словарях:

    Искусство Австралии - Культура Австралии Архитектура Рисование Кино Комиксы Кухня Танцы Литература Музыка Телевидение … Википедия

    Древний буйвол. Петроглиф, горы Ксур. Северная Сахара. 8 е тысячелетие до н. э. Изобразительное искусство. Древнейшими памятниками изобразительного искусства на территории Тропической Африки являются наскальные изображения петроглифы и росписи,… … Энциклопедический справочник «Африка»

    Южно-Африканская Республика - ЮАР (Republick van Suid Afrika, Republic of South Africa). I. Общие сведения ЮАР государство на крайнем юге Африки. Граничит на С. с Ботсваной и Южной Родезией (Зимбабве), на С. В. с Мозамбиком и Свазилендом, на С. З. с… … Большая советская энциклопедия

    Южно-Африканская Республика - гос во на Ю. Африки. Название по расположению гос ва на самом Ю. материка Африка. До 1961 г. брит, доминион Южно Африканский Союз, союз англ, колоний и быв. бурских республик. См. также Трансвааль. Географические названия мира: Топонимический… … Географическая энциклопедия

    Африканская мифология - Маска (окуи) Африканская мифология это мифология африка … Википедия

    Палеолит - До появления Homo (Плиоцен) Нижний палеолит (ок. 2,6 млн лет назад 100,000 лет назад) Олдувайская культура (2,6 1,8 млн лет назад) Аббевильская культура (1,5 0,3 млн лет назад) Клектонская культура (0,6 … … Википедия

    Древнекаменный век - Палеолит До появления Homo (Плиоцен) Нижний палеолит (ок. 2,6 млн лет назад 100,000 лет назад) Олдувайская культура (2,6 1,8 млн лет назад) Аббевильская культура (1,5 0,3 млн лет назад) Ашёльская культура (1,7 0,1 млн лет назад) Средний… … Википедия

    Мозамбик - Народная Республика Мозамбик, гос во на Ю. В. Африки. В 1498 г. португальцы высадились на остров у сев. вост. побережья страны и назвали его Мозамбик по имени местного султана Муса Бен Мбика. На острове возникло селение, также названное Мозамбик … Географическая энциклопедия

    Австралия - (Australia) История Австралии, государственная символика Австралии, культура Австралии Исполнительная и законодательная власть Австралии, климат Австралии, природные ресурсы и живая природа Австралии, крупнейшие экономические центры Австралии… … Энциклопедия инвестора

    ЮАР - Южно Африканская Республика ЮАР (английское Republic of South Africa; африкаанс. Republiek van Suid Afrika), гос во на крайнем Ю. Африки. Пл. 1221 тыс. км²; 43,6 млн. чел. (2001). Столица Претория, глава гос ва – президент, местопребывание… … Географическая энциклопедия

Бушмены – это крохотный народ, живущий на границе пустыни Калахари в государствах Намибия и Ботсвана. Бушмены – самый древний народ Южной Африки, он живёт здесь уже более 30 тысяч лет.
Бушмены - небольшого роста с кожей странного медно-жёлтого цвета, он напоминает цвет кожи монголов. У них курчавые волосы на голове, а на теле волосы совсем не растут.
Они говорят на странном цокающем языке. Два вида щелчков – это полноправные звуки их речи.
Бушмены – это, вообще говоря, много разных народов, которые говорят на различных языках. Бушменами (bushmen, «живущие в кустах») назвали их белые колонизаторы. Единого самоназвания у них нет, есть только названия отдельных племён. В последние годы вместо слова «бушмены» стало употребляться более политкорректное «народ сан» или в развёрнутом виде – «народ сан охотничьей резервации Калахари».
Сегодня их осталось совсем мало, несколько тысяч человек.
Охотой и собиранием им не выжить, да им и не дают жить по старому. А они не способны изменить своего стиля жизни.
Кажется, что они обречены.

История бушменов трагична.

Десятки тысяч лет они были единственными обитателями Южной Африки. У них не было государства, царей, бюрократического аппарата власти и религии, вообще какой-то социальной иерархии, а была племенная, то есть семейная демократия. Похоже это самая старая демократия в истории человечества. Они до сих принимают решения на общих собраниях, на которых у каждого – один голос.
Полторы тысячи лет назад с севера пришли чернокожие скотоводы, народ банту, те, кого мы сегодня называем африканцами, неграми.
Коренное население было постепенно вытеснено со своих мест охоты и оказалось в пустыне Калахари, на которую пришельцы по-видимому не претендовали. Кстати, аналогичная история произошла и с центральноафриканскими пигмеями, которые оказались в тропических джунглях именно потому, что для захватчиков это было крайне непривлекательное место.

Хотя противостояние с африканцами у бушменов было довольно острым, но по сравнению с тем, что началось, когда с юга появились европейцы, оно кажется настоящей гармонией и дружбой народов.
Европейцы стремительно изгоняли бушменов с их земель, отстреливали дичь, спровоцировав голод. Бушменские племена начали воевать друг с другом и с европейцами.
В 19 веке они эти войны проиграли, проще говоря, их истребили.
В результате из многомиллионного народа осталось 50 тысяч человек.

Что происходит в последние годы в Охотничьей резервации Калахари – это заключительный акт катастрофы. В этой резервации нашли алмазы. А на экспорте алмазов существует государство Ботсвана. А добывает алмазы фирма Ди Бирс.
Выживают бушменов из резервации уже 17 лет, пять лет назад власти перешли к грубым насильственным действиям, бушменов заставляют собственноручно разрушать их жалкие хижины, отнимают их детей, перестали привозить им воду и запретили охоту. Широко применяются не только запугивания и травля, но и избиения и пытки.
Речь на самом деле идёт о геноциде, то есть истреблении народа, потому что всем очевидно, что в лагерях, куда бушменов переселяют и якобы обучают «новому образу жизни», они не выживут - и не выживают. У них абсолютно ничего нет, никаких запасов или накоплений, никаких профессий, нет работы и нет, разумеется, денег. Расистски настроенные власти считают их людьми второго сорта и обузой. В лагерях – невыносимые условия жизни, бушмены спиваются и умирают от жажды и голода. Они деморализованы и, кажется, уже и сами себя не считают людьми. Того, что называется национальное самосознание и национальная гордость, у них не осталось.

Буквально в прошлом-позапрошлом году сотня человек проникла обратно в пустыню Калахари, где они пытаются жить по старому. Судя по тому, что официальной причиной выселения бушменов объявлено сохранение животного мира региона, а бушмены являются злостными и абсолютно беззащитными браконьерами, с ними там не особенно церемонятся.
Да-да, бриллианты – лучшие друзья девушки, косточки древнего народа, очевидно, тоже. Без алмазов и редкоземельных металлов Европе и Северной Америке не жить. Да-да, открытый глобальный мир, единое экономическое пространство.

Бушменов называют кочевниками, но на самом деле они – не кочевники. Они охотники и собиратели. Кочевники перемещаются на большие расстояния, перегоняя с собой скот, у бушменов не было никакого скота, они перемещались на небольшие расстояния внутри одной ограниченной территории.
Бушмены удивительно приспособились к жизни в пустыне. Надо сказать, что пустыня Калахари не похожа на, скажем, Сахару. В Калахари растёт мелкий кустарник, бегает много живности. Источников воды нет, но под землёй вода есть, бушмены её пьют, втыкая в землю длинные трубочки.
Бушмены различают более трёхсот видов растений, убить антилопу – это всё-таки редкое счастье, потому они питаются орехами, корнями и тем, что растёт на деревьях. Из растений они приготовляют лекарства, яды и специальные составы. Например, бушменам известна смесь трав, которую следует кидать в костёр, чтобы у львов не появилось желание подойти близко.
Охота на антилоп выглядит так: бушмен подкрадывается к пасущимся животным и пускает отравленную стрелу. У бушменов крайне бережное отношение к животным, им буквально «лишнего не надо».
В их мире существуют удивительные вещи: например, кактус Худия, которому для его созревания в условиях высоких температур нужны годы. Бушмены уже тысячи лет едят эти кактусы, кактус снимает чувство голода во время долгих охотничьих странствий. Британские химики нашли в этом кактусе до тех пор неизвестную молекулу, которая хитрым образом перекодирует какой-то участок мозга. Британские фармакологические концерны провели испытания и были поражены результатом: это сенсационное средство для похудания – и к тому же совершенно безвредное! И теперь начинается... нет, не хочу думать, что начинается.

Бушмены – загадочный, даже мистический народ.
Само имя «бушмен» должно показывать, что его носитель не прост и общается с духами и стихиями. Недаром грампластинка авангардистского джазового коллектива Art Ensemble Of Chicago называлась «Urban Bushmen» («Городские бушмены»).
У бушменов много сказок, мифов и легенд. Я очень люблю вот эту, которая называется «Что делает ветер после смерти».
Когда человек умирает, дует ветер, потому что человек живёт ветром, человек и есть ветер. Когда мы умираем, возникают облака. И что же делает ветер, когда мы умираем?
Ветер поднимает пыль и заносит наши следы, отпечатки наших ног. Ветер заносит следы, потому что следы оставляет живой, а у мёртвого следов нет.
Потому когда мы умираем, наш ветер сдувает наши собственные следы.

Но всё-таки наиболее известные чудеса бушменов – это их танцы и их наскальная живопись.

Танцы эти мистические. Говоря европейским языком, эти танцы вызывают состояние транса. Но бушменские врачи – они же шаманы – умеют сохранять ясное сознание в состоянии глубокого транса.
Этот транс (и его вызывающий танец) лечебен, он излечивает и телесные недуги, и душевные, но его смысл – отодвигание смерти на безопасное расстояние. Шаман в состоянии транса видит дух смерти, который прикоснулся к больному или всей семье, и вступает с ним разговор или даже битву.
Резкие вскрики, похожие на вспышки – это знак того, шаман находится в трансе.
Без музыки здесь – никуда. Именно музыка даёт хранящейся в теле шамана сверхъестественной энергии «проснуться», «нагреться» и, наконец, «вскипеть». Бушмены так и говорят, что «врач кипит».
После окончания процедуры шаман остывает и рассказывает окружающим, с кем он поговорил, о чём и с каким результатом для больного. Лечебные танцы устраиваются часто – раз в неделю.

Европейцы обнаружили наскальную живопись бушменов уже очень давно, собственно, её трудно не заметить, её сохранилось очень много – на камнях и в пещерах. И древность народа – в 30 тысяч лет – была установлена путём датировки наскальных рисунков.
Европейская антропологическая наука полагала, что наскальная живопись нужна в ритуальных целях: охотники, рисуя зверей, овладевают их силой, чтобы потом их поудачнее поймать.
А то, что нарисованы также люди (которых ловить вроде бы незачем) и разные странные персонажи, то ли люди, то ли звери, какие-то полосы, линии и много чего «абстрактного» – так это просто религия такая экзотическая.
Почему-то мысль о том, что бушменов можно просто спросить, что они рисуют, никому не приходила в голову.
Но спросили. И оказалось, что рисуют бушмены – а точнее их шаманы – то, что видят в состоянии транса. Это мистические озарения, картины потустороннего мира, рисунки с натуры, так сказать.

NAMIBIE: CHANTS DES BUSHMEN JU"HOANSI (OCORA, 1997)
На компакт диске есть и транс-церемония бушменов из племени джухоанси.
Да, это кажется очень мудрым – лечить надо не от болезни, а от смерти.

Музыка занимает в жизни бушменов огромное место. Каждый день они музицируют и поют по разным поводам. Для каждого вида деятельности есть свой музыкальный репертуар. Больше всего развита вокальная музыка. Поют бушмены соло и хором.

Музыка развивается циклами, каждое следующее повторение не только привносит новые вариации, но может и изменить длину периода цикла. В результате, песня расширяется и расходится или, наоборот, сжимается. Для всей остальной африканской музыки это не типично. В хоре каждый импровизирует свою собственную мелодическую линию, при каждом повторении, естественно, её украшая и слегка изменяя. Это приводит к сложному и изысканному многоголосию.

Исполнение крайне свободно, каждый участник хора может самостоятельно взять на себя роль ведущего, несколько мгновений вести песню, а потом утонуть в общей массе голосов, тогда может выступить на первый план кто-то иной.
Переплетающиеся голоса дополняют друг друга, и часто так случается, что один певец наклоняется к другому, чтобы точнее слышать, что именно тот поёт, и ему ответить. Шаг за шагом происходит настройка хора, распределяются в нём роли, выясняется, кто поёт против кого и с кем.

Песни сопровождаются хлопками в ладоши или ударами металлических палочек. Эта пульсация задаёт ритмический фундамент, чтобы хор не растёкся, и дополнительный слой ритмических фигур. То есть полифония сопровождается полиритмией.

Впрочем, полифония у бушменов не настоящая.
И в этом отличие песен бушменов от песен пигмеев, с которыми их часто сравнивают.
Песни пигмеев разрастаются как запутанные лианы в джунглях: со стороны понять, что за что цепляется и почему именно так, а не иначе, – просто невозможно.
Песня бушменов строится на повторении и вариации одного конструктивного элемента. В песнях бушменов три ясно слышных слоя (или регистра) – высокий, средний и низкий. Песни бушменов не то, чтобы устроены проще, но в них понятнее, о чём идёт речь. В них сохраняется вполне внятная музыкальная основа, которая так или иначе обыгрывается. Эти песни больше похоже на равнину, на которой растёт всякая всячина.
Ой, что-то я, похоже, вывел формы музыкального языка пигмеев и бушменов из свойств их окружающего пейзажа. Так делать нельзя. И, вообще, противопоставление полифония/контрапункт/монодия ничего не объясняет и уж тем более ничего не гарантирует.
Лучше сказать, что музыка бушменов, цитируя замечательного русского поэта Мирослава Немирова, «такая короче просто настоящая».