Примеры добрых дел в художественной литературе. ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое добро? «Анти-протесты», вызванные церковью Вестборо

Добро - категория нынче не особенно востребованная. Мир стал жестоким, и чтобы в нем выжить, приходится принимать его правила. Но ведь мы сами сделали мир таким. Книги про добро и доброту напомнят, почему оставаться человечными - крайне важно. Прагматичность, цинизм, амбиции, стремление к власти и деньгам не делают эту цивилизацию лучше. Мы должны усвоить это сами и научить быть добрыми своих детей - и тогда у нас появится шанс изменить вектор…

Величайший роман 19 века о судьбе одного человека по имени Жан Вальжан, который прошел путь от каторжника, ненавидящего весь человеческий род, до добропорядочного гражданина, всегда проявлявшего поистине поразительную человечность и доброту к другим людям.

Трагическая история про одного заключенного, приговоренного к электрическому стулу за убийство двух маленьких девочек. Огромный негр, своим видом вызывающий ужас, на деле оказывается добрейшим человеком, к которому судьба была совсем не благосклонна.

Американский роман 19 века, выступающий против жестокости рабовладельческой системы. Это история одного человека и всей эпохи рабства в Америке. Эта история о том, что такие качества, как доброта, милосердие, человечность не зависят от цвета кожи.

Дневник нидерландки по имени Этти Хиллесум, в душе которой жила огромная сила и воля к жизни. Здесь описаны ее мысли во времена Второй мировой войны. Испытывав на себе все ужасы концентрационного лагеря, она не пала духом, а смогла зажечь огонек надежды в сердцах тысячи людей.

Робби, Отто и Готтфрид – трое друзей, пережившие войну. Вместе с еще одной девушкой по имени Пат, они вынуждены учиться жить в новом мире – мире разрухи, горя и зла. Каждый из них должен выбрать свой нравственный путь, который определит их дальнейшую жизнь.

Книга, по которой снят популярный фильм «1+1». Рассказ о французском богаче, прикованном к коляске, и безработном негре, перебивавшегося мелкими ограблениями. Двое совсем разных, с первого взгляда, людей, которые нашли в друг друге то, чего им так не хватало.

Аттикус Финч всегда старался жить по совести. Своих двух детей – сына и дочь – он воспитывает в духе справедливости и человечности. Когда в городе появляется негр, которого обвиняют в убийстве, Аттикус, несмотря на все предрассудки окружающих, становится на его защиту.

От детства и до глубокой старости – история одного священника, который, как и все испытывал страхи и сомнения, как и все был подвержен негативным эмоциям. Но с каждым днем он старался стать лучше – боролся с жестокостью, нетерпимостью, злом и помогал каждому, кто нуждался.

Поучительная книга о девочке Саре, которая не видела поводов радоваться в жизни. Но однажды, повстречав мудрую говорящую птицу, которая научила ее смотреть на жизнь с позитивной точки зрения, она поняла, как важно проявлять ко всему свою любовь, доброту и милосердие.

Жизнеутверждающая история про старушку Элнер, которая всегда видела радость в малейших мелочах и никогда не унывала. Она дарила радость и любовь всем окружающим. И даже в почтенном возрасте Элнер не удается уйти на покой – еще стольким вещам нужно научить других.

Молодая женщина вместе со своей дочерью переезжает в провинциальный французский городок и открывает свою шоколадную мастерскую. Загадочным образом чувствуя своих покупателей, она преподносит им не только сладости, но и то, чего им так не хватает.

История о разных людях и разных поколениях, которая заставит, смеяться, плакать и грустить. В ней настоящая жизнь. Но жизнь не с той стороны, на которую мы привыкли смотреть. Эта история о том, что всегда нужно продолжать верить в добро и никогда не отчаиваться.

Добрая и светлая книга о девятилетнем Трилле и его подруге Лене, которые ввязываются в различные приключения и всегда успешно из них выходят. Рекомендуется к прочтению взрослыми, которые в ворохе своих проблем забыли о самом важном – любви, дружбе, взаимовыручке.

В 11-летнем возрасте героине романа Поллианне приходится покинуть свой дом и переехать жить к своей суровой и строгой тете. Но девочка не отчаивается, ведь ее отец научил ее одной игре, которая заключается в том, чтобы во всех жизненных ситуациях видеть только позитив.

Очень добрая и поучительная история про двух мальчиков и про одно чудесное лето. Невероятные приключения, интересные ситуации, загадочные случаи и… лето, полное чудесных запахов, ярких красок, способное перенести любого читателя обратно в детство.

Сказка для детей и для взрослых. Потерпевший крушение летчик в далекой пустыне встречает маленького мальчика, который оказывается пришельцем с другой планеты. Удивительный взгляд мальчика на жизнь, его мысли и рассказы не оставят равнодушным никого.

Как важно, в любом возрасте, в любой ситуации, никогда не забывать о своих родных. О своих бабушках-дедушках, а уже может и о постаревших родителях. Книга не просто о необычном дедушке, о маленьком мальчике и вишневом дереве, а о семье, любви и доброте.

Сказка, повесть или, может, загадка? В центре всего – Дом с его необычными обитателями. Неимоверное сплетение сказочных историй, раздумья на тему извечных вопросов о добре и зле, и неожиданный финал – эта книга заведет читателя в фантастический мир, в котором каждый сможет найти то, что давно искал.

«35 кило надежды» — это повесть о выборе своего пути, о любви и вере, о семье, о жизненных ценностях, о преданности и терпимости к окружающим. Эта книга заставляет и смеяться, и плакать, она мотивирует действовать и не терять ни минуты жизни на пустяки.

Капитан Кру очень влиятельный и богатый человек. Он отправляет свою дочь Сару в одну из лучших школ. Но после его внезапной смерти, на девочку нападает куча напастей. Доброе сердце, терпимость и вера в лучшее помогут Саре найти выход даже из этой ситуации.

Сочинение «Что такое доброта?» является одним из вариантов мини-сочинений, предлагаемых выпускникам девятых классов на экзамене по русскому языку.

Алгоритм составления

Для того чтобы успешно справиться с поставленной задачей, написать качественное сочинение на тему «Что такое доброта», необходимо пользоваться определенным алгоритмом. Сначала необходимо изучить высказывание, предлагаемое в задании. Далее нужно прочитать само задание, проанализировать его.

На следующем этапе важно правильно определить основную мысль предложенного высказывания.

Например, сочинение «Что такое доброта» подразумевает анализ данного термина, особенности его проявления.

Далее нужно продумать вариант вступления, которое включает в себя не больше трех предложений. Мини-сочинение «Что такое доброта» предполагает указание позиции автора высказывания, демонстрацию собственного отношения к данной проблеме.

Среди слов, которые можно использовать при составлении введения, выделим «автор рассуждает, анализирует, отмечает».

Для того чтобы сочинение «Что такое доброта» было полным и получило высокую оценку экспертов, важно показать свое отношению к данному вопросу, воспользовавшись словами «я согласен с автором, разделяю позицию автора, вынужден согласиться».

В основной части сочинения необходимо рассмотреть проблему более детально, привести пример из литературных источников, добавить описание собственного опыта.

Для того чтобы сочинение «Что такое доброта» было оценено положительно, в нем необходимо привести не меньше двух аргументов.

У любого экзаменационного сочинения, независимо от его тематики, должно быть заключение. Его можно начать словами «таким образом», или «мы убедились в том, что». Далее излагается результат исследований, который был получен автором в результате анализа аргументов.

Схема выпускного сочинения

Сочинение по русскому языку «Что такое доброта» можно написать, воспользовавшись одной из нескольких видов схем.

В одном варианте сначала используется тезис, отражается отношение автора к добру и злу, указывается свое отношение к данному явлению. Далее приводятся два аргумента, которые связаны с темой добра. В конце рассуждения приводится четкий вывод.

По второй схеме, сочинение на тему «Что такое доброта» начинают с авторского высказывания (тезиса). Далее можно представить собственное отношение к добру и злу, привести пример из классической литературы. Потом выбирается второй аргумент, приводится пример, который его подтверждает. В конце сочинения приводится вывод.

Первый пример

Приведем несколько примеров экзаменационных работ, тема которых «Что такое доброта». Сочинение-рассуждение может основываться на разных литературных источниках, выбор их осуществляет сам ученик.

Доброта - это позитивное качество, обладать которым должен любой живущий на нашей планете. Только добрый человек способен помочь людям, которые оказались в трудных условиях, нуждаются в поддержке. Люди во время войны делятся последним куском хлеба. В мирное время они сдают кровь, помогая выживать тем, кто попал в беду. Настоящая доброта проявляется не в красивых словах, а в поддержке и понимании.

После того как в Японии произошло землетрясение и цунами, в числе пострадавших оказались тысячи мирных граждан. Люди из разных стран мира устремились на помощь японцам, не стала исключением и Россия. Народная мудрость говорит: «Доброта спасет мир».

Люди всегда считали добро тем качеством, которое необходимо любому человеку. Недаром в сказках оно всегда одерживает победу над злом.

Сегодня все меньше людей, которые обладают этим удивительным качеством. Многие взрослые являются эгоистичными и равнодушными, занимаются только собственными делами и проблемами. Вместо нормального человеческого общения, люди пользуются компьютерами и мобильными телефонами. Человек стал зависеть от интернета, он утратил душевность, лишился сострадания.

На мой взгляд, нужно задумываться над тем, как сделать другому человеку добро. Нельзя равнодушно проходить мимо людей, которые просят о помощи. Если человек стремится только к своему личному благополучию, он перестает быть человеком. А.П. Чехов напоминал: «Спешите делать добро». Как актуально его высказывание в настоящее время!

Второй образец

Приведем еще один вариант итоговой работы на тему «Что такое доброта». Сочинение-рассуждение можно начать с проблемы богатства и бедности.

Доброта является положительным качеством, которым должен владеть любой человек на нашей планете. Добро - это приятное и светлое чувство, приносящее радость, улыбки другим людям. Его можно сравнить с настоящим счастьем.

Мои друзья считают, что добрые люди не способны обижать, обманывать, унижать достоинство другого человека.

В моем понимании слово «добро» - это бескорыстная помощь тем, кто нуждается в поддержке и понимании. Для меня приятным поступком будет дело, которое сделано по велению сердца.

Каждый человек рождается добрым, но проявляется это качество у всех по-разному. Кто-то старается поддержать коллег и друзей, кто-то счастлив тогда, когда рядом с ним нет несчастных людей. Я абсолютно убежден в том, что доброта - это огромнейшая сила!

Еще один пример

Порассуждаем над тем, что такое доброта. Сочинение с аргументами по данной тематике является одним из вариантов заданий, предлагаемых выпускникам девятого класса. Приведем вариант готового рассуждения, касающегося данной проблемы.

Что такое доброта? Определение для сочинения можно взять любое. Но все они сводятся к тому, что добро - это понятие, которое не имеет корысти и зависти. Оно ассоциируется с великодушием, милосердием, желанием приносить пользу другим людям.

Этот термин связан с любовью, радостью, позитивным отношением к другим людям, живой природе. В. В. Маяковский рассуждал в своих стихах о зле и добре. Он подтверждает ту тонкую грань, которая существует между двумя этими терминами. Именно они являются основополагающими понятиями морали.

Несмотря на то, что на протяжении нескольких веков человечество борется со злом, люди не спешат творить добро. Я убежден в том, что ситуация, которая сложилась в современном мире, приближает человечество к самоуничтожению. Если добро не сможет себя защитить, исчезнет сострадание, взаимопонимание, люди превратятся в злых и коварных существ.

Соотношение зла и добра

Продолжим разговор о том, что такое доброта. Сочинение ОГЭ, связанное с данной тематикой, должно быть подтверждено аргументами из литературных источников. Многие поступки, которые совершаются людьми, связаны с добрыми намерениями. Но, как известно, «благими намерениями выслана дорога в ад».

Это выражение свидетельствует о том, что изначально люди совершают поступки, которые направлены на помощь другим, но в итоге они далеко не всегда оказываются хорошими делами. Все чаще зло прикрывается добром.

Ситуация, которая в последние годы наблюдается в мире, свидетельствует о том, что люди перестают ценить добро, все чаще их действия связаны только с достижением личной выгоды.

Что такое добро

Данный вопрос должен быть освещен в выпускном сочинении, поэтому остановимся на нем подробнее. Добро является даром, который не предполагает корысти. Люди помогают друг другу, не требуя взамен материальных благ. У многих россиян есть врожденная потребность совершать добрые дела, помогать людям, которые в этом нуждаются.

К сожалению, в мире инновационных технологий все большее внимание уделяется материальным ценностям и благам, и все меньше отводится времени на обычные человеческие отношения, общение с друзьями и родными. Душевное тепло и отзывчивость в наши дни можно смело заносить в Красную книгу.

Подбор аргументов для сочинения

Доброта способна сделать человека счастливым. Счастье и доброту можно считать двумя сторонами одной медали. Отдавая другим свою любовь, человек получает взамен счастье и гармонию.

Примером взаимовыручки можно считать ситуацию, которая произошла в метро Санкт-Петербурга. Не было равнодушных людей, все старались помочь тем, кто пострадал от действий террориста. Данный аргумент является подтверждением того, что люди способны творить добро, не задумываясь о том, какие материальные блага они получат при этом.

Заключение

Любое экзаменационное сочинение, которое пишут выпускники девятых классов, предполагает соблюдение определенной последовательности действий. Например, если ребенок пишет на ОГЭ рассуждение о доброте, сначала он должен указать цитату, показать отношение к той мысли, которая предлагается автором. Для того чтобы сочинение было засчитано, школьником должно быть приведено не меньше двух аргументов. Они подбираются в соответствии с основной тематикой итогового сочинения.

Один из них можно брать из литературных произведений, а второй базировать на личном опыте. В структуре сочинения должны быть соблюдены определенные разделы. Во введении важно показать свою позицию к доброте. Основная часть подразумевает рассмотрение двух аргументов, подтверждение важности и значимости добра. В заключительной части своего сочинения школьник делает вывод о крайней важности добрых поступков, их преобладании над агрессией и злостью.

  1. (53 слова) Нехватка добра неблагоприятно сказывается на людях. Например, Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» умер от того, что окружающие не проявили к нему никакого участия. Злые негодяи обокрали его, но весь город остался равнодушен к беде, именно в нем автор видит источник зла, ведь добрый человек никогда не бывает безразличен к чувствам другого.
  2. (37 слов) В сказке Андерсена «Снежная королева» главная героиня силой своей доброты спасает Кая, растопив его заледеневшее сердце. Автор использовал метафору: на самом деле, он хотел сказать, что тепло любящего сердца способно разрушить холодность даже самого надменного человека.
  3. (51 слово) В сказке Андерсена «Гадкий утенок» раскрывается идея внутренней красоты, которая выражается именно в доброте к окружающим. Общество отвергло героя, но он не озлобился и по-прежнему шел к миру с открытым сердцем. Это его качество и было вознаграждено красотой внешней, однако ничего не стоящей по сравнению с прелестью души, называемой добротой.
  4. (60 слов) В сказке Пушкина «Руслан и Людмила» царевна выбрала лишь одного из витязей – Руслана – лишь потому, что он никому из своих соперников не желал зла, был добрым и справедливым. Героиня сделала это не только по склонности души: она понимала, что правитель государства должен обладать, прежде всего, добротой, чтобы на своем примере учить людей становиться лучше, а не просто управлять ими.
  5. (45 слов) В романе Пушкина «Дубровский» тоже раскрывается тема доброты. Маша Троекурова, проявляя понимание и мягкость в отношении к отверженному всеми Владимиру, возвращает его к жизни из той тьмы ненависти, куда загнали его обстоятельства. Герой откликается на доброту деятельной и преданной любовью к дочери своего врага.
  6. (58 слов) В повести Пушкина «Станционный смотритель» герой умирает от недостатка доброты. Его дочь убежала с гусаром и ни разу не дала о себе знать, а ее жених вытолкнул отца из дома. Молодым не хватило чуткости для старика, для которого весь мир заключался в дочери. Вот так сдержанная в сердце доброта может погубить того, кого она не согрела вовремя.
  7. (52 слова) В рассказе Солженицына «Матренин двор» героиня щедро раздаривала ласку. Она по доброте душевной только и делала, что помогала другим: вырастила чужую дочь, отдала ей все, что имела, и всегда работала ради чужих успехов. Ее бескорыстие – признак святости, без которой, по мнению автора, не устоит не только село, но и весь мир.
  8. (50 слов) В пьесе Грибоедова «Горе от ума» тема доброты затронута главным героем. Он призывает фамусовское общество к милосердию и состраданию к крестьянам, которые безжалостно угнетаются помещиками. Его монолог убеждает в том, что нельзя свысока относиться к людям, кем бы они ни были, ведь настоящее благородство – это не титул, а добродетель.
  9. (55 слов) В поэме Пушкина «Евгений Онегин» главный герой пренебрег добротой и убил товарища. С этого момента началось его подлинное несчастье: нигде он не нашел покоя. А ведь если бы он не заглушил в себе голос сердца, доброта его нашла бы слова для мирного урегулирования конфликта, ведь она подразумевает готовность к диалогу и стремление к гармонии.
  10. (54 слова) В произведении Грина «Алые паруса» героиня была доброй и светлой девушкой. И как будто в награду за это волшебник предсказал ей счастливую судьбу. Иначе и быть не может: только добрый человек верит в мечту больше, чем в жестокую реальность. Поэтому доброта притягивает к себе тех, кто готов воплотить ее мечты наперекор суровой действительности.
  11. Примеры из жизни

    1. (53 слова) Я в первый раз задумался о доброте, когда заметил, что моя сестра украдкой подкармливает кота на улице. Она экономила карманные деньги, чтобы купить ему еду, обделяла себя за ужином, чтобы угостить любимца, и даже под дождем умудрялась выбегать к нему с гостинцем. Тогда я понял, что доброта делает людей возвышенными и хорошими.
    2. (53 слова) Своей добротой меня потрясла одна собака. К котам она относилась плохо, всегда лаяла на них, но как-то раз в ее логово забрел котенок. Он еле открыл глаза, видимо, рано остался сиротой. К моему удивлению, собака не только его не тронула, но и пригрела в своей будке. Так он и вырос под ее опекой.
    3. (58 слов) Другой пример могу привести из жизни. Как-то раз я увидел, как брат и сестра шли из школы, как вдруг на брата напали ребята постарше. Девчонку они не трогали, но она, не раздумывая, вступилась и начала атаковать. Парни смутились, отошли, а отважная девочка никому даже не сказала о том, что произошло. Я понял, что это и есть настоящая доброта.
    4. (58 слов) Приведу в пример доброту нашей классной руководительницы. Она была строга, никто особо не ожидал от нее ничего хорошего. Но как-то раз, узнав о том, что одна из «неблагополучных» девочек не вернулась домой, она ночью поехала искать ее одна. Найдя ее в сомнительной компании, женщина не побоялась хулиганов и увела девчонку домой. С тех пор я уважаю ее безмерно.
    5. (49 слов) Лично я почувствовал желание сделать доброе дело, когда увидел передачу, где показывали больных детей. Им нужны были дорогие операции, а я, оглянувшись на свою обеспеченную и счастливую жизнь, понял, что могу обойтись и без мороженого. Я перевел небольшую сумму и был счастлив, что смог сделать что-то по-настоящему важное.
    6. (59 слов) О доброте мне поведал отец, когда в очередной раз вернулся с перевязанной рукой. Он сдавал кровь. Я очень боялся уколов и не понимал его мотивации. Тогда он сказал, что сам когда-то лежал в больнице после аварии, и ему кровь жертвовали всем родным поселком. Я представил эту готовность помочь, объединяющую абсолютно разных людей, и осознал, что доброта – движущая сила человечества.
    7. (57 слов) О доброте я узнал, когда впервые попал в больницу. Мне было страшно и одиноко. Ко мне пришла сестра, я уже забился под одеяло, ожидая уколов, но тут она улыбается и начинает просто болтать со мной. Все процедуры она обыгрывала так, будто это пустая формальность. Тогда я понял, как важно, кем бы ты ни был, оставаться добрым человеком.
    8. (53 слова) Я считаю по-настоящему добрым моего друга. Как-то раз мальчишки поймали лягушку и хотели ее надуть. И тут он как вскричит на нас благим матом, как выхватит ее у главного зачинщика шалости, что никто сориентироваться не успел. Он ее выпустил, но трепку мы с ним получили изрядную. А все равно за добро стоит постоять.
    9. (66 слов) Из моего опыта мне вспоминается ситуация, когда в нашем сарае завелась бездомная кошка. Я очень жалел ее, но боялся сказать о ней бабушке, ведь она не любила живность в доме. Так я и кормил ее тайком, пока не заметил, что бабуля делает то же самое. Она объяснила, что боялась брать кошку из-за моей астмы. С тех пор я твердо знаю, что мягким характером пошел в нее.
    10. (68 слов) О доброте я узнал, когда меня посадили с одной девочкой. Она не знала математику, в отличие от меня, и я страшно этим гордился, не давал списывать. Но вот химия у меня «не пошла», а вот она была первой умницей в классе. И вот на решающей контрольной она видит, что я заваливаюсь, и … дает списать! С тех пор мы дружим, а я понял, что доброта важнее математики.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Дорогие читатель!

Прочитав книги, представленные в этом

возможность поразмышлять над тем, что

такое добро, милосердие, задуматься о тех

людях, которые живут рядом с тобой и,

может быть, нуждаются в твоей

помощи и поддержке.

Андерсен, Г.Х. Сказки и истории / Г.Х. Андерсен

-М.:Квадрат,2008.-350с.

Есть на свете сказки, которые делают людей добрее; вы держите в руках одну из них. "" - самая пронзительная история великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Она, как щемящий звук флейты, затрагивает струны любой души, вызывая светлые слёзы. Классический рождественский сюжет о бедной сиротке, бродящей по нарядным улицам накануне Нового года, приобрёл под гениальным пером Андерсена совершенно новое звучание. Всем известно, что желание, загаданное новогодней ночью, обязательно сбывается. Исполнилось и девочки со спичками: она получила наконец любовь, заботу и тепло, которых ей так не хватало. Книга адресуется детям младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Астафьев, В.П. Белогудка /В.П.Астафьев.

-М.:Дет.лит.,1987.-152с.

Рассказы Виктора Астафьева проникнуты верой в человека, в его нравственные силы, заставляют быть добрее друг к другу, внимательнее к другим людям, их бедам и радостям.

Горький, М. На дне. Егор Булычов и другие / М.Горький.

-М.:Искусство,1987.-304с.-(Школьная библиотека).

В основе пьесы Максима Горького «На дне» - спор о человеке и его возможностях. Герои пьесы - люди, оказавшиеся на самом «дне» жизни. Что мо­жет помочь человеку? Может ли его вообще что-ли­бо спасти? В ведущемся в пьесе споре о человеке особенно важны три позиции - Бубнова, Луки и Сатина. Лука самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произве­дения: «Что лучше: истина или сострадание? Нуж­но ли доводить сострадание до того, чтобы пользо­ваться ложью, как Лука?»

Гюго,В.М. Козетта /В.М.Гюго –М.:Стрекоза- Пресс, 2006.

- 62с.:ил.-(Библиотека школьника).

" Козетта "-отрывок из романа Виктора Гюго"Отверженные». История маленькой девочки, оказавшейся в услужении у жестоких трактирщиков, не оставит юных читателей равнодушными и поможет научиться сострадать чужой беде. Для детей младшего возраста.

Достоевский, Ф.М. Раненое сердце: повести, рассказы, статьи /Ф.М. Достоевский. -М.: Молодая гвардия,1986.

- 494с.-(Библиотека юношества).

Хочу предложить вашему вниманию рассказ «Мальчик у Христа на елке» из книги Ф.М.Достоевского «Раненное сердце». Да, «Мальчик у Христа на елке" - это коротенький рассказ, но очень впечатляющий! Не знаю, могут ли найтись равнодушные, прочитавшие его. Недолгая история о маленьком мальчике-сироте. Новый год и Рождество - мои любимые праздники и в эти дни особенно больно видеть бездомных, нищих, обездоленных людей. А детей - больно вдвойне. Хочется, чтобы все мы были немного добрее друг к другу и не оставались "глухими" к несчастьям тех, кто оказался более слабым и незащищенным. Советую прочитать этот рассказ всем.

Железняков, В.К.Чучело/В.К. Железняков.

-М.:Астрель,2010. - 65с.:ил.-(Планета детства).

Повесть " Чучело " впервые была опубликована 36 лет назад. Она стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях "Чучела"."Чучелом" прозвали Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер.
Много "чучел" живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.
Высокохудожественные иллюстрации в
выполнены талантливой художницей Екатериной Муратовой.
Короленко, В.Г. Дети подземелья /В.Г. Короленко

-М.: Книги Искателя, 2011.- 62с.-(Библиотечка школьника).

Повесть очень грустная, главный герой повести мальчик Вася (сын судьи) знакомится во время прогулки совершено случайно с двумя детьми Марусей и Валеком, которые живут в ужасных нищих условиях. Вася сын судьи, и поэтому знаком с таким понятием как нарушение закона, он хорошо усвоил формулу "нехорошо воровать", и потому нищие, добывающие себе средства на жизнь воровством, вызывают у него чувство презрения и негодования. Но когда он видит нищету своих маленьких друзей, он начинает по-другому смотреть на многие вещи. Глядя на мир с непривычной точки зрения, Вася откроет много нового и неизвестного. Например, он поймет, что за балаганным представлением нищих на улице чаще всего скрывается истинная трагедия. Финал повести печален: маленькая Маруся умирает. Книга адресуется детям младшего школьного возраста

Куприн, А.И. Рассказы /А.И.Куприн.-М.:Просвещение,1989.

-319с.:ил.-(Школьная библиотека).

В книгу включены рассказы о детях, странствующих актёрах, о цирке, о животных,- обо всём том, что Куприн особенно любил, что великолепно знал и чем жил. Моё внимание особенно привлёк рассказ Чудесный доктор.

Несколько строк о рассказе. Несчастья одно за другим обрушиваются на семейство Мерцаловых. Из-за тяжелой болезни отец остается без работы, все сбережения уходят на его лечение. Потом дети начали болеть: младшая девочка умерла, еще одна лежит в бреду и горячке. Старшие мальчики, посланные матерью с прошением к бывшему работодателю отца, возвращаются ни с чем. Безуспешные попытки Мерцалова найти хоть какую-нибудь работу приводят его в отчаяние, он решается на самоубийство. И нет, кажется, никакого выхода из этой беспросветной нищеты, из грязного и холодного подвала. Нечаянная встреча с незнакомцем в городском саду, где Мерцалов собирался свести счеты с жизнью, изменила его судьбу. Участие и помощь чудесного доктора помогли побороть несчастья, жизнь семьи наладилась, детям удалось вырасти и выйти в люди. Воспоминание о Чудесном докторе свято хранится в семье Мерцаловых. Книгу рекомендую для широкого круга читателей

Лиханов, А.А. Невинные тайны /А.А. Лиханов.

-М.:Детство.Отрочество.Юность,2005.-287с.:ил.

Действительно невинные тайны хранит в душе мальчик из благополучной семьи Женя, обманом отправленный родителями в лагерь на море для детей-детдомовцев, но к каким переменам в его судьбе это приводит.

Лиханов, А.А. Никто: роман / А.А.Лиханов.-М.:Дом,2008.

-320с.

Роман Альберта Лиханова, как и многие его произведения, посвящён вечной теме писателя- сиротству, защите обездоленных, обиженных семьей и обществом детей. В центре произведения –образ подростка-детдомовца Николая Топорова.

«Никто» называют мальчика небескорыстно прибравшие его к рукам покровители из «нового» бандитского мира. Гибнет чистая и светлая душа. Книга рассчитана на массового читателя.

Осеева, В.А. Волшебное слово /В.А.Осеева.

-М.:Самовар,2010.-77с.:ил.-(Школьная библиотека).

Замечательные о волшебной силе добрых слов и поступков, об отношениях между ребятами и взрослыми.
Рекомендую школьникам младшего школьного возраста.
Платонов, А.П. Юшка: повести и рассказы/ А.П Платонов.-М.:Сов.Россия,1984.- 464с.:ил.

Люди кричат о доброте. Где она? Как жесток мир! Как тяжело в нем нам несчастным! А когда доброта рядом, ее или считают бесполезной, даже нелепой, а то и попросту затаптывают в грязь, убивают как главного героя. Юшка, так звали героя нашего рассказа, был болен чахоткой. И поэтому он стал стар не по своим годам, был очень наивен и добр. Никто не понимал Юшку и все думали, что Юшка не такой, как все и поэтому все его били и обзывали. Юшка никогда не пил чай и собирал деньги. Оказалось, что у него есть приемная дочь и он давал ей деньги, чтобы она училась. Такое вот у Юшки было доброе сердце. Мне кажется, что у каждого человека должно быть доброе сердце, как у Юшки.

Книга рассчитана на массового читателя

Приставкин, А.И. Ночевала тучка золотая: повести

/ А.И.Приставкин.- М.: Сов. писатель,1989.-321с.

Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая...», предельно искренне и честно рассказывает о трудной жизни детдомовцев в военную пору. Эта повесть принесла автору широкую известность и была отмечена Государственной премией СССР. Она буквально ошеломила читателей своим трагическим звучанием и высокой нотой милосердного отношения к человеку.

Распутин, В.Г.Уроки французского /В.Г.Распутин.

-М.:Худож.лит.,1987-479с.:ил.

Валентин Григорьевич Распутин (род. в 1937 г.) признан классиком при жизни, его имя известно всему миру, его книги переведены на десятки иностранных языков. Трагизм и горькая правда его произведений поразили читателей - недаром его повести и рассказы экранизированы и поставлены на многих театральных сценах.
В наши дни, когда литература напряженно ищет "героя нашего времени", русские люди распутинской прозы с их необыкновенным мужеством и терпением стали еще более важны и необходимы для всех нас.
В книгу "Уроки французского" вошли самые любимые читателями произведения Валентина Распутина.

Приятного и полезного Вам чтения !


А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.

Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу.

На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэлой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры.

Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

Н.В.Гоголь «Шинель»

Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.

Н.С.Лесков «Дурачок»

Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился найти и показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, - пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву и-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощённая доброта, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря – это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».