Разгром Непобедимой армады: везение англичан и самоуверенность испанцев. Разгром Непобедимой армады

В XXI веке СМИ очень часто упрекают в создании новостных фейков, направленных на достижение определенных пропагандистских целей.

В действительности подобная практика стара как мир. Во времена Крымской войны английские СМИ пестрели сообщениями корреспондентов, рассказывающих о зверствах русских моряков, добивающих после морского сражения несчастных турок. Британские обыватели, ужасаясь жестокости «официального Петербурга», горячо ратовали за военную экспедицию против «кровавых русских».

Протестанты против католиков: немного веры, много бизнеса

Но это мелочи. Были в истории фейки и куда масштабнее. Со школьной скамьи многие помнят, что выражение «непобедимая армада» стало символом сокрушительного поражения, военной катастрофы. И пошло это название от имени грандиозного испанского флота, разгромленного англичанами. Причем разгромленного настолько, что это якобы привело к утрате Испанией статуса великой морской державы.

В действительности дело обстояло несколько иначе.

В 1585 году между Англией и Испанией вспыхнула война. Поводом к ней стала поддержка Лондоном повстанцев-протестантов в Нидерландах, являвшихся владением испанской короны.

Проблема на самом деле была не только в Нидерландах. Находившиеся на английской службе пираты атаковали караваны судов, везших в Испанию золото и другие ценности из колоний в Америке, нанося Мадриду существенный ущерб. Кроме того, англичане пытались распространить свое влияние на соседнюю с Испанией Португалию, поддерживая в борьбе за трон лояльного им кандидата. Испания, в свою очередь, оказывала помощь повстанцам в Ирландии, выступавшим против английского владычества.

Большая мечта Филиппа II

Король Испании Филипп II решился на крайние меры. Собрав флот из 130 судов, разделенных на 6 эскадр, он планировал высадить в Британии войско численностью около 30 000 человек, разгромить английские силы и восстановить в стране католичество.

Нельзя сказать, что надежды Филиппа II были беспочвенны. Позиции католиков в Англии в ту пору были довольно сильны. Напирая на религиозную составляющую похода, король Испании собрал для флота, названного «Непобедимой Армадой», целую «армию» священников — 180 человек.

Идея экспедиции принадлежала испанскому адмиралу Альваро де Базану, маркиза Санта-Крус . Однако в тот период, пока велась подготовка, адмирал умер, и командование передали Алонсо Пересу де Гусману, герцогу Медина-Сидония .

Герцог был хорошим организатором, но талантами флотоводца наделен не был, что серьезно повлияло на исход всей кампании.

Герцог пророчит беду

29 мая 1588 года из гавани Лиссабона вышли около 130 судов, на которых находились 30 500 человек, из них 18 973 солдата, 8050 матросов, 2088 рабов-гребцов, 1389 офицеров, дворян, священников и врачей.

Уйти далеко «Армаде» не удалось — из-за мощного шторма пришлось сделать остановку в порту Ла-Корунья.

Герцог Медина-Сидония, оценив обстановку, честно доложил королю — ситуация неблагоприятная, запасов продовольствия недостаточно, среди матросов много больных. Командующий предупреждал, что велик риск провала всей затеи. Но Филипп II уже настроился на победу католицизма в Англии и не собирался менять планы.

Ни о какой внезапности в таких условиях не могло быть и речи. Когда «Непобедимая Армада» все-таки подошла к берегам Англии, там ее встречали собранные королевой Елизаветой I силы, состоящие не только из регулярного военного флота Британии, но и из голландских кораблей, а также пиратов во главе с Фрэнсисом Дрейком .

Иллюстрация из книги «Королевский флот».

«Решающее» сражение

Испанские суда были гораздо тяжелее, а основу их вооружения составляло большое количество пушек ближнего боя. Легкие британские корабли имели преимущество в маневре, а за счет дальнобойных пушек могли поражать врага, оставаясь неуязвимыми для ответного огня.

В мелких стычках в первых числах августа 1588 года более всего преуспели пираты. Дрейку, к примеру, удалось захватить один из сильно поврежденных испанских кораблей. Однако решительного преимущества англичанам это не принесло.

«Армада» встала на якорь у Кале, ожидая подхода союзных сил во главе с испанским наместником Нидерландов герцогом Пармским . Однако действия англичан, сильный ветер и течение помешали испанцам получить помощь.

8 августа 1588 года состоялось Гравелинское сражение, которое и считается главным в истории разгрома «Непобедимой Армады». Британские корабли к этому времени смогли получить новые запасы пороха и ядер, а у испанцев ситуация была близка к критической.

Девятичасовая перестрелка показала, что британская артиллерия имеет существенный перевес над испанской. Англичане потопили два корабля противника, еще несколько повредили. Несколько кораблей сели на мель из-за повреждений и были захвачены британцами и их союзниками.

Испанское орудие с корабляDuquesa Santa Ana. Музей Ольстера. Фото: Commons.wikimedia.org / Bazonka

Шторм и болезни страшнее пушек

Однако ни о какой решительной победе речи не шло. Англичане осторожничали, опасаясь абордажного боя. Командующий «Армадой» Герцог Медина-Сидония, в свою очередь, пришел к выводу, что в сложившихся условиях поставленных целей выполнить не сможет, и отдал приказ уходить.

Британцы не вели длительного преследования, опасаясь испанской хитрости и понимая, что сил у «Армады» еще достаточно. Но на самом деле испанцы, обогнув Шотландию, вышли в Атлантику и взяли курс домой.

И вот здесь-то и произошла настоящая катастрофа. Это район был плохо знаком испанским капитанам. Корабли «Армады» разметало штормами, часть их разбилась у берегов Ирландии, часть просто утонула. На тех кораблях, что уцелели, многих моряков смыло за борт, остальные страдали от голода и болезней.

К середине октября 1588 года в Испанию вернулись около половины судов, участвовавших в походе.

Удар для Испании был серьезным, но далеко не смертельным. Более всего пострадало самолюбие Филиппа II — идея о восстановлении католичества в Англии потерпела полный крах.

Ответный визит «Английской армады»

Англичане принялись превозносить свой успех, заявляя, что он стал возможным исключительно благодаря Божьей воле.

Британцы настолько убедили себя в том, что Испания разбита в пух и прах и более никогда не поднимется, что что в 1589 году отправили к берегам Испании свой флот, известный как «Английская армада».

Поход стоил немалых денег, поэтому спонсировать его пришлось «вскладчину» — самой Елизавете I, английским и нидерландским богачам. Каждый из «спонсоров» имел свои рассчеты на этот поход и каждый пытался поставить свои цели перед флотом. В итоге перед «английской армадой» поставили сразу несколько трудных (и разнонаправленных) задач: сжечь военный флот Испании в Атлантике, захватить идущие из Америки корабли с грузом серебра, организовать антииспанское восстание в Португалии и создать базу английского флота на Азорских островах. Существенная часть «спонсоров» (включая самого Дрейка) прямо надеялись окупить свои затраты с помощью грабежа слабозащищенных испанских городов.

Командование было поручено все тому же Дрейку. В состав «Английской армады» входили шесть королевских галеонов, 60 английских вооруженных торговых судов, 60 голландских плоскодонок и около 20 пинасов.

Поначалу все складывалось для англичан неплохо — напав на Ла-Корунью, они уничтожили 13 судов в гавани, захватили часть города, убив несколько сотен испанцев и получив в свое распоряжение винные погреба.

Провал Фрэнсиса Дрейка

Однако полностью Ла-Корунью англичане так и не взяли — защитники выдержали осаду, нанеся серьезный ущерб противнику. Ничем закончилась и осада Лиссабона, взять который не представлялось возможным без тяжелых орудий. Во всяком случае, именно на отсутствие таких орудий сослался Дрейк.

В довершение всего пираты что-то напутали и захватили торговые суда французов. При том, что Франция не только была «нейтральной» в данном случае страной — Английская казна за время последних войн влезла в огромные долги, в том числе и перед Францией. Извиняться пришлось самой Елизавете.

Вскоре Дрейк понял, что пора убираться — потери росли, «джентльмены удачи», присоединившиеся к походу в надежде на легкую добычу, массово дезертировали, на кораблях начинались эпидемии.

Как и испанцы, англичане основные потери понесли на обратном пути — если испанцами было уничтожено 14 кораблей «Английской армады», то в результате штормов погибло более 20. Убитыми, ранеными и умершими от болезней «Английская армада» потеряла до 15 000 человек.

Мир на условиях «статус-кво»

Англо-испанская война продолжалась до 1604 года, завершившись Лондонским миром, который заключали уже преемники прежних монархов — Яков I и Филипп III . Фактически соглашение было оформлено на условиях «статус-кво» — стороны не приобретали никаких территорий, испанцы обязались более не поддерживать католицизм в Англии, а англичане отказывались от дальнейшей помощи бунтующим Нидерландам.

В одном испанцы проиграли — в пиаре. Им и в голову не пришло так возвеличить разгром «армады» Дрейка, как это сделали британцы с победой над «Непобедимой Армадой».

Испания в 16 веке имела крайне напряженные отношения с островным государством . На то были весомые причины, испанцы считали англичан неотесанными варварами, которые вдобавок ко всему грабили их суда. Набеги корсаров на торговые корабли продолжались довольно долго. Чашу терпения переполнила казнь католической принцессы Шотландии Марии. Испания хотела обрушить на Англию свою армаду кораблей, которая считалось непобедимой в то время. На стороне армады числились 108 вооруженных судов, а также 22 галеона, о которых далее и пойдет речь.

Всё время перед боями Испания была уверена в своей победе, но затем произошло то, что многие считали подвигом. Произошла битва Давида и Голиафа, где первый вышел абсолютным победителем. А «Непобедимая армада» после двух недельных боев была вынуждена отступить от берегов Англии и вернутся домой. Потери в том позорном сражении были довольно внушительными 51 корабль потопили, а 15 захватили. Отличился в тех битвах те самые «корсары», которые так докучали Испании, особенно свое имя в историю вписал командующий Чарльз Говард.

Флагманский корабль Армады

Галеон – парусный корабль с множеством количеством палуб. Многие знают этот тип кораблей, как перевозчиков грузов между Испанией и американскими колониями государства, но тем не менее оно было готово принимать участие в войне, войдя в состав «Непобедимой армады», которая была разгромлена в 1588 году. «Галеон» был самым лучшим парусником из существующих на то время. У него была увеличена длина и снижена баковая надстройка, эти показатели увеличили остойчивость, а также скорость стала больше и в целом судно получило улучшенную маневренность. Также его корма отличалась от других типов, тогда как на них устанавливалась круглая часть судна, то на галеонах она была прямоугольной. Его водоизмещение оставляло 500 тонн, но у отдельных экземпляров оно доходило и до 2 тысяч.

Строительство всех представителей типа обходилось дешевле, чем у предшествующих «Каррак», также он мог нести большее вооружение. Паруса состояли из нескольких матч, их количество насчитывалось от 3 до 5, передние были прямые, а задние косые. Строился корпус «Галеона» из твердых пород дерева, чаще всего из дуба, а из сосны создавались рангоуты.

В то время галеоны готовились к боевым сражениям и при проектировании инженеры ориентировались на повышение боеспособности. Так, например, он имел некоторые особенности в строении борта. Он имел развал к грузовой ватерлинии, а завал приходился на верхнюю палубу. Благодаря этому решению конструкторов корабль стал прочнее, так как не принимал на себя основную ударную силу волн, также его грузоподъемность увеличилась, а проникновение на корабль при абордаже затруднилось, что давало фору экипажу при лобовом столкновении с матросами врага.

Не одной особенностью борта был «хитер» Галеон, помимо этого он был укомплектован вооружением, которое было довольно опасным для любого противника того времени. На судно поднималось до тридцати орудий разного калибра от 6 до 19 сантиметров. Помимо этого, на корабле находились переносные мушкетоны, которые открывали шквал огня через бойницы. Со временем количественные показатели оружия всё росли и росли. Пушки начинали располагаться над главной палубой, а также под ней с каждого борта. Так началась эра пушечных батарей, из-за наличия столь внушительного объема оружия снижалась возможность перевозки каких-либо грузов и увеличивалось водоизмещение. По этой причине корабли стали основой испанского флота. Помимо испанского «Галеоны» были и у англичан, и у Голландии.

НАО «Санта-Мария» — 1460 год

Несмотря на то, что судно Колумба считают каравеллой – это совершенно не так. При изучении записей мореплавателя было обнаружено, что сожалел касательно малой подвижности Санта-Марии, или как он ее именовал – нао, что является сокращением от navis, то есть «судно». После проведенных исследований изображений, содержащихся на страницах судового журнала, удалось сделать некоторые предположения. На нем имелся ровный грот, фок представлял собой прямую планку, а выше него находились марсели. Бизань-мачта оборудовала скошенным типом паруса, а ниже бушприта располагался блинд. В передней и задней частях присутствовали надстройки. Все это позволяет отнести Санта-Марию к караккам. В длину она достигала 23 метров, при ширине в 6.7. Позволяла перевозить до 100 тонн грузов, при водоизмещении в 237, и осадке 2.8 метра. Для самообороны на борту были 4 для 20-фунтовых снарядов, шесть на 12 фунтов и 8 на 6 фунтов. Кроме этого в наличии были и маленькие пушки – шпрингалы, 100 крупнокалиберных мушкетов, 1 и более . Команда корабля насчитывала 90 человек.

Испанская каравелла «Нинья» — 1457 год

На данном изображении показан корабль Христофора Колумба, который принимал участие в американской экспедиции. Он появился в 1475 году, а строительство происходило на верфи в Испании. Когда Санта-Мария столкнулась с рифами вблизи Гаити, Колумб «пересел» на Нинье. Сначала данный корабль принадлежал к малым каравеллам, из-за чего каждая из 3 мачт оборудовалась скошенными паруса, называющимися – caravella latina. Благодаря им судно обладало отличной маневренностью и было способно двигаться за счет бокового ветра. Когда Колумб достиг Канарских островов, было решено заменить паруса на фок-мачте и грот-мачте на прямоугольные. В длину Нинья достигала 17.3 метров, при ширине в 5.5 метра. Могла перевозить до 60 тонн груза, при водоизмещении в 101.2 тонны и осадке 1.9 метра. Команда корабля состояла из 40 человек, а для защиты от нападающих предусматривались небольшие пушки.

Название дословно переводится с испанского как «детка», хотя судно изначально именовалось Санта-Клара. Данный корабль дважды использовался путешественником, а в 1499 достигло Гаити уже с другой командой.

Это сравнительно небольшие корабли, оборудованные тремя мачтами. В движение они приводились посредством парусов, на открытом пространстве, и гребцов при ведении боевых действий. Здесь использовались латинские, скошенные паруса, аналогичные тем, что применялись в Средиземноморье. Благодаря им, увеличивалась маневренность, а также улучшалось движение под углом к направлению ветра. Весла продевались в порты, находившиеся между оружейными нишами. Общее количество пушек варьировалось от 30 до 50 штук. Корпус продолговатый, небольшой ширины, но развал бортов был достаточно широкий, особенно в передней части. Это также увеличивало мореходность. По своим конструкционным особенностям, судно можно отнести к классу каравелл, однако скорость передвижения и боевая мощность здесь значительно увеличились. Завоевали большую популярность у морских пиратов.

На изображении представлена итоговая испанская шебека. В длину она достигала 40.5 метров, при ширине 10.5. Осадка находилась на уровне в 3.8 метра. Существовали и уменьшенные варианты, получившие название полушебеки.

Испанский линейный корабль «Сантисима тринидад» — 1769 год

Данное судно относилось к 1 классу, согласно существовавшему Табелю. Принадлежало Испании, а первый экземпляр сошел на воду в 1769 году с верфи в Гаване. Для изготовления, по большей части, использовалась древесина красного дерева, произрастающего на территории Кубы, а в отдельных элементах применялась мексиканская сосна. Борта обладали толщиной в 0.6 метра. Эта было крупное и мощное, в боевой части, судно. Вначале предусматривались 4 боевые палубы, способные вместить до 144 пушек, включая 30, стреляющих 32 фунтовыми ядрами. Особая конструкция орудия обеспечивала дальнобойность на уровне 1.5 миль. Также присутствовали мортиры, позволявшие поражать еще более дальние цели, 2 пушки 18 фунтов и 26 — 8 фунтовые. Все это располагалось на первой и второй палубах. Во время боевых действий Трафальгарской битвы, даже находясь под постоянным обстрелом, судно сумело выжить, однако было захвачено в плен, а потом и вовсе затоплено. Общее количество человек, находящихся на корабле, составляло 1200.

Непобедимая армада была крупной военной флотилий, созданной в Испании. Она насчитывала порядка 130 кораблей. Флотилия была составлена в 1586-1588 гг. Рассмотрим далее, в каком году произошел разгром Непобедимой армады. Об этом далее в статье.

Цель

Прежде чем рассказать, почему и когда случился разгром Непобедимой армады, следует описать ситуацию, которая происходила в то время. Десятки лет английские приватиры топили и грабили испанские корабли. Это приносило стране колоссальные убытки. Так, за 1582-й Испания понесла потери на сумму более 1 900 000 дукатов. Еще одной причиной, по которой было принято решение о создании флотилии, стала поддержка восстания голландцев - королевой Англии. Филипп Второй - монарх Испании - посчитал своим долгом оказать помощь английским католикам, которые боролись против протестантов. В этой связи на кораблях флотилии присутствовало почти 180 духовных лиц. Более того, во время вербовки каждому матросу и солдату надлежало обязательно исповедаться и причаститься. Со своей стороны, восставшие англичане надеялись на победу. Они рассчитывали, что смогут разрушить испанскую монопольную торговлю с Новым светом, а также распространить в Европе протестантские идеи. Таким образом, у обеих сторон была своя заинтересованность в этом мероприятии.

План похода

Король Испании приказал флотилии подойти к Ла-Маншу. Там она должна была объединиться с 30-тысячной армией герцога Пармского. Войска располагались во Фландрии. Объединенными силами они должны были пройти через Ла-Манш к графству Эссекс. После этого предполагался марш на Лондон. Испанский король рассчитывал, что католики покинут Елизавету и присоединятся к нему. Однако этот план не был до конца продуман. В нем, в частности, не было учтено мелководье, которое не позволило кораблям приблизиться к берегу, чтобы взять на борт армию герцога. Кроме этого, испанцы не приняли во внимание мощь И, разумеется, Филипп не мог даже предполагать, что случится разгром Непобедимой армады.

Командование

Руководителем Армады был назначен Альваро де Базан. Он по праву считался лучшим испанским адмиралом. Именно он являлся инициатором и организатором флотилии. Как говорили потом современники, если бы он вел корабли, то вряд ли случился бы разгром Непобедимой армады. Год 1588-й, однако, стал для адмирала последним в жизни. Он скончался на 63-м году, перед выходом флотилии в море. Вместо него был назначен Алонсо Перес де Гусман. Он не был опытным мореплавателем, но отличался великолепными организаторскими способностями. Они позволили ему быстро найти общий язык с бывалыми капитанами. Благодаря их совместным усилиям был создан мощный флот, который был снабжен провизией и оснащен всем необходимым. Кроме этого, командный состав разработал систему сигналов, приказов и боевого порядка, единую для всего многонационального войска.

Особенности организации

В составе Армады было порядка 130 кораблей, 30.5 тыс. человек, 2 430 орудий. Основные силы разделили на шесть эскадр:

В Армаду также входили четыре неаполитанских галеаса и столько же португальских галер. Кроме этого, в составе флотилии было большое количество судов разведки, для посыльной службы и с припасами. Продовольственные запасы включали миллионы галет, 400 тыс. фунтов риса, 600 тыс. фунтов солонины и соленой рыбы, 40 тыс. галлонов масла, 14 тыс. бочек с вином, 6 тыс. мешков бобов, 300 тыс. фунтов сыра. Из боеприпасов на кораблях присутствовало 124 тыс. ядер, 500 тыс. пороховых зарядов.

Начало похода

Из лиссабонской гавани флотилия вышла 29-го мая 1588-го года. Однако в пути ее настиг шторм, который загнал корабли в Ла-Корунью - порт на северо-западе Испании. Там матросам пришлось провести ремонт судов и пополнить продовольственные запасы. Командующий флотилией был обеспокоен дефицитом провизии и болезнями своих моряков. В этой связи он откровенно написал Филиппу о том, что сомневается в успехе кампании. Однако монарх настоял на том, чтобы адмирал следовал заданному курсу и не отклонялся от плана. Спустя два месяца после стоянки в лиссабонской гавани флотилия добралась до Ла-Манша.

Несостоявшаяся встреча с герцогом Пармским

Адмирал флотилии четко следовал приказу Филиппа и направил корабли к берегу, чтобы принять войска. В ожидании ответа от герцога командующий Армады приказал встать на якоря у Кале. Это положение было очень уязвимым, что было на руку англичанам. Той же ночью они отправили к испанским кораблям 8 подожженных судов с взрывчаткой и горючими материалами. Большинство капитанов стали рубить канаты и лихорадочно пытались спастись. Впоследствии сильный ветер и мощное течение отнесли испанцев к северу. Вернуться обратно к герцогу Пармскому они не смогли. На следующий день состоялось решающее сражение.

Место и дата разгрома Непобедимой армады

Флотилия потерпела поражение от англо-голландских маневренных легких кораблей. Ими командовал Ч. Говард. В Ла-Манше произошло несколько боевых столкновений, которые завершило Гравелинское сражение. Итак, в каком году был разгром Непобедимой армады? Флотилия просуществовала недолго. Она была повержена в тот же год, в который начался поход - в 1588-м. Сражения в море продолжались две недели. Испанской флотилии не удалось перегруппироваться. Столкновения с вражескими кораблями проходили в крайне тяжелых условиях. Большие сложности создавал постоянно изменявшийся ветер. Основные стычки произошли у Портленд-Билл, Старт-Поинта, острова Уайт. В ходе сражений испанцы потеряли около 7 кораблей. Окончательный разгром Непобедимой армады состоялся при Кале. Отказавшись от дальнейшего вторжения, адмирал повел корабли к северу, через Атлантику, по западному побережью Ирландии. При этом вражеские суда следовали за ней на небольшом отдалении, двигаясь вдоль восточных берегов Англии.

Возвращение в Испанию

Оно было очень непростым. После сражений многие корабли были сильно повреждены и едва держались на плаву. Возле северо-западного побережья Ирландии флотилия попала в двухнедельный шторм. Многие корабли во время него разбились о скалы или пропали без вести. В конце концов, 23-го сентября первые суда после долгих скитаний достигли севера Испании. Вернуться домой удалось только 60-и кораблям. Людские потери оценивались от 1/3 до 3/4 от численности экипажей. Огромное количество людей умерли от ран и болезней, многие утонули. Даже те, кому удалось вернуться домой, практически умирали от голода, так как все запасы продовольствия были истощены. Один из кораблей сел на мель в Ларедо, потому что у матросов не было сил даже спустить паруса и встать на якорь.

Значение

Большие потери принес Испании разгром Непобедимой армады. Дата, когда произошло это событие, навсегда останется в истории страны как одно из самых трагичных. Тем не менее, поражение не привело к незамедлительному падению испанского могущества в море. 90-е годы 16-го столетия в целом характеризуются достаточно успешными кампаниями. Так, попытка англичан вторгнуться в испанскую акваторию своей Армадой закончилась сокрушительным поражением. Битва произошла в 1589-м. Спустя 2 года испанские корабли разбили англичан в Атлантическом океане в нескольких сражениях. Все эти победы, однако, не смогли компенсировать тех потерь, которые принес стране разгром Непобедимой армады. Испания извлекла крайне важный урок для себя из этого неудачного похода. Впоследствии страна отказалась от неповоротливых и тяжелых судов в пользу более легких кораблей, оснащенных дальнобойным оружием.

Заключение

Разгром Непобедимой армады (1588 г.) похоронил всякую надежду на восстановление католицизма в Англии. О вовлечении этой страны в той либо другой степени во внешнеполитическую деятельность Испании также не могло быть и речи. Это, собственно, означало, что позиции Филиппа в Нидерландах резко ухудшатся. Что касается Англии, то для нее поражение испанской флотилии стало первым шагом к завоеванию господства на море. Для протестантов это событие положило конец экспансии империи Габсбургов и повсеместному распространению католицизма. В их глазах это было проявление Божьей воли. Многие люди, жившие в то время в протестантской Европе, считали, что только Небесное вмешательство помогло справиться с флотилией, которую, как сказал один из современников, ветру было тяжело нести, а океан стонал под ее тяжестью.

Десятки лет английские приватиры топили и грабили испанские корабли. Это приносило стране колоссальные убытки. Так, за 1582-й Испания понесла потери на сумму более 1 900 000 дукатов. Еще одной причиной, по которой было принято решение о создании флотилии, стала поддержка восстания голландцев Елизаветой Первой - королевой Англии. Филипп Второй - монарх Испании - посчитал своим долгом оказать помощь английским католикам, которые боролись против протестантов. В этой связи на кораблях флотилии присутствовало почти 180 духовных лиц. Более того, во время вербовки каждому матросу и солдату надлежало обязательно исповедаться и причаститься. Со своей стороны, восставшие англичане надеялись на победу. Они рассчитывали, что смогут разрушить испанскую монопольную торговлю с Новым светом, а также распространить в Европе протестантские идеи. Таким образом, у обеих сторон была своя заинтересованность в этом мероприятии.

Король Испании приказал флотилии подойти к Ла-Маншу. Там она должна была объединиться с 30-тысячной армией герцога Пармского. Войска располагались во Фландрии. Объединенными силами они должны были пройти через Ла-Манш к графству Эссекс. После этого предполагался марш на Лондон. Испанский король рассчитывал, что католики покинут Елизавету и присоединятся к нему. Однако этот план не был до конца продуман. В нем, в частности, не было учтено мелководье, которое не позволило кораблям приблизиться к берегу, чтобы взять на борт армию герцога. Кроме этого, испанцы не приняли во внимание мощь флота Англии. И, разумеется, Филипп не мог даже предполагать, что случится разгром Непобедимой армады.


Руководителем Армады был назначен Альваро де Базан. Он по праву считался лучшим испанским адмиралом. Именно он являлся инициатором и организатором флотилии. Как говорили потом современники, если бы он вел корабли, то вряд ли случился бы разгром Непобедимой армады. Год 1588-й, однако, стал для адмирала последним в жизни. Он скончался на 63-м году, перед выходом флотилии в море. Вместо него был назначен Алонсо Перес де Гусман. Он не был опытным мореплавателем, но отличался великолепными организаторскими способностями. Они позволили ему быстро найти общий язык с бывалыми капитанами. Благодаря их совместным усилиям был создан мощный флот, который был снабжен провизией и оснащен всем необходимым. Кроме этого, командный состав разработал систему сигналов, приказов и боевого порядка, единую для всего многонационального войска.

В составе Армады было порядка 130 кораблей, 30.5 тыс. человек, 2 430 орудий. Основные силы разделили на шесть эскадр:

1) "Кастилия".

2) "Португалия".

3) "Бискайя".

4) "Гипускоа".

5) "Андалусия".

6) "Левант".


В Армаду также входили четыре неаполитанских галеаса и столько же португальских галер. Кроме этого, в составе флотилии было большое количество судов разведки, для посыльной службы и с припасами. Продовольственные запасы включали миллионы галет, 400 тыс. фунтов риса, 600 тыс. фунтов солонины и соленой рыбы, 40 тыс. галлонов масла, 14 тыс. бочек с вином, 6 тыс. мешков бобов, 300 тыс. фунтов сыра. Из боеприпасов на кораблях присутствовало 124 тыс. ядер, 500 тыс. пороховых зарядов.

Из лиссабонской гавани флотилия вышла 29-го мая 1588-го года. Однако в пути ее настиг шторм, который загнал корабли в Ла-Корунью - порт на северо-западе Испании. Там матросам пришлось провести ремонт судов и пополнить продовольственные запасы. Командующий флотилией был обеспокоен дефицитом провизии и болезнями своих моряков. В этой связи он откровенно написал Филиппу о том, что сомневается в успехе кампании. Однако монарх настоял на том, чтобы адмирал следовал заданному курсу и не отклонялся от плана. Спустя два месяца после стоянки в лиссабонской гавани флотилия добралась до Ла-Манша.

фото: Испанский король Филипп II, 1580 г.

Адмирал флотилии четко следовал приказу Филиппа и направил корабли к берегу, чтобы принять войска. В ожидании ответа от герцога командующий Армады приказал встать на якоря у Кале. Это положение было очень уязвимым, что было на руку англичанам. Той же ночью они отправили к испанским кораблям 8 подожженных судов с взрывчаткой и горючими материалами. Большинство капитанов стали рубить канаты и лихорадочно пытались спастись. Впоследствии сильный ветер и мощное течение отнесли испанцев к северу. Вернуться обратно к герцогу Пармскому они не смогли. На следующий день состоялось решающее сражение.


Флотилия потерпела поражение от англо-голландских маневренных легких кораблей. Ими командовал Ч. Говард. В Ла-Манше произошло несколько боевых столкновений, которые завершило Гравелинское сражение. Итак, в каком году был разгром Непобедимой армады? Флотилия просуществовала недолго. Она была повержена в тот же год, в который начался поход - в 1588-м. Сражения в море продолжались две недели. Испанской флотилии не удалось перегруппироваться. Столкновения с вражескими кораблями проходили в крайне тяжелых условиях. Большие сложности создавал постоянно изменявшийся ветер. Основные стычки произошли у Портленд-Билл, Старт-Поинта, острова Уайт. В ходе сражений испанцы потеряли около 7 кораблей. Окончательный разгром Непобедимой армады состоялся при Кале. Отказавшись от дальнейшего вторжения, адмирал повел корабли к северу, через Атлантику, по западному побережью Ирландии. При этом вражеские суда следовали за ней на небольшом отдалении, двигаясь вдоль восточных берегов Англии.


Оно было очень непростым. После сражений многие корабли были сильно повреждены и едва держались на плаву. Возле северо-западного побережья Ирландии флотилия попала в двухнедельный шторм. Многие корабли во время него разбились о скалы или пропали без вести. В конце концов, 23-го сентября первые суда после долгих скитаний достигли севера Испании. Вернуться домой удалось только 60-и кораблям. Людские потери оценивались от 1/3 до 3/4 от численности экипажей. Огромное количество людей умерли от ран и болезней, многие утонули. Даже те, кому удалось вернуться домой, практически умирали от голода, так как все запасы продовольствия были истощены. Один из кораблей сел на мель в Ларедо, потому что у матросов не было сил даже спустить паруса и встать на якорь.

Большие потери принес Испании разгром Непобедимой армады. Дата, когда произошло это событие, навсегда останется в истории страны как одно из самых трагичных. Тем не менее, поражение не привело к незамедлительному падению испанского могущества в море. 90-е годы 16-го столетия в целом характеризуются достаточно успешными кампаниями. Так, попытка англичан вторгнуться в испанскую акваторию своей Армадой закончилась сокрушительным поражением. Битва произошла в 1589-м. Спустя 2 года испанские корабли разбили англичан в Атлантическом океане в нескольких сражениях. Все эти победы, однако, не смогли компенсировать тех потерь, которые принес стране разгром Непобедимой армады. Испания извлекла крайне важный урок для себя из этого неудачного похода. Впоследствии страна отказалась от неповоротливых и тяжелых судов в пользу более легких кораблей, оснащенных дальнобойным оружием.


Разгром Непобедимой армады (1588 г.) похоронил всякую надежду на восстановление католицизма в Англии. О вовлечении этой страны в той либо другой степени во внешнеполитическую деятельность Испании также не могло быть и речи. Это, собственно, означало, что позиции Филиппа в Нидерландах резко ухудшатся. Что касается Англии, то для нее поражение испанской флотилии стало первым шагом к завоеванию господства на море. Для протестантов это событие положило конец экспансии империи Габсбургов и повсеместному распространению католицизма. В их глазах это было проявление Божьей воли. Многие люди, жившие в то время в протестантской Европе, считали, что только Небесное вмешательство помогло справиться с флотилией, которую, как сказал один из современников, ветру было тяжело нести, а океан стонал под ее тяжестью.

Медины-Сидонии. В результате нескольких кровопролитных боёв, Непобедимая армада была сильно потрепана англо-голландским флотом из лёгких и манёвренных кораблей, которым командовал лорд Эффингам, в серии стычек завершившихся Гравелинским сражением . В боях отличились «пираты Елизаветы», среди них самый известный - сэр Фрэнсис Дрейк . Сражения длились 2 недели. Армада сумела перегруппироваться и уйти к северу, причем английский флот тревожил ее на некотором отдалении, идя вдоль восточного побережья Англии. Возвращение в Испанию было трудным: Армада пошла через северную Атлантику , вдоль западного побережья Ирландии . Но сильные штормы нарушили строй флота, и свыше 24 судов были выброшены на берег на северном и западном побережье Ирландии. Около 50 судов не смогли добраться обратно в Испанию. Из 130 боевых единиц испанского флота, домой вернулось только 65 (или 67) судов, а 3/4 личного состава погибло.

Цель похода армады

На протяжении десятков лет английские флибустьеры грабили и топили испанские суда. Кроме того, королева Англии Елизавета I поддерживала восстание голландцев против испанского засилья. Испанский монарх Филипп II считал своим долгом помочь английским католикам в их борьбе с протестантами. Поэтому на палубах Непобедимой армады было собрано почти 180 священников и духовников. Даже во время вербовки каждый солдат и матрос должен был исповедаться перед священником и причаститься.

Религиозные настроения испанского короля и его подданных отражены в словах выдающегося иезуита Педро де Рибаденейры:

«Нас поведет сам Господь Бог, чье дело и святейшую веру мы защищаем, а с таким Капитаном нам нечего бояться».

Англичане со своей стороны тоже питали надежду на решающую победу, которая открыла бы путь для экономического господства Англии в Европе, доминированию на море, а так же для протестантской мысли в Европе.

План похода

Алессандро Фарнезе, герцог Пармский

Испанский король отдал приказ армаде подойти к проливу Ла-Манш и объединиться с герцогом Пармским и его 30-тысячной гвардией, расположенной во Фландрии, голландской провинцией, где в то время хозяйничали испанцы. Эти объединенные силы должны были пересечь Ла-Манш , высадиться в графстве Эссекс , после чего маршем пойти на Лондон . Филипп II рассчитывал на то, что английские католики оставят свою королеву-протестантку и перейдут на его сторону. План Филиппа, однако, не был до конца продуман. Хотя он и рассчитывал на Божье провидение, но не учел двух важнейших обстоятельств: мощь английского флота и мелководье, не позволившее кораблям подойти к берегу и взять на борт войска герцога Пармы. Главным флотоводцем Филипп назначил герцога Медина-Сидония. Хотя герцог не был искушен в мореходном деле, зато был умелым организатором, который быстро нашел подход к опытным капитанам. Совместными усилиями они создали мощный флот, снабдили его провизией и оснастили всем необходимым. Они тщательно разработали систему сигналов, команд и боевого порядка, объединившую многонациональное войско.

Организация

В состав флота входили 130 судов, 2430 орудий, 30 500 человек, из них 18 973 солдата, 8 050 матросов, 2 088 рабов-гребцов, 1 389 офицеров, дворян, священников и врачей. Запасы питания включали в себя миллионы галет, 600 000 фунтов солёной рыбы и солонины, 400 000 фунтов риса, 300 000 фунтов сыра, 40 000 галлонов оливкового масла, 14 000 бочек вина, 6000 мешков бобов. Боеприпасы: 500 000 зарядов пороха, 124 000 ядер. Главные силы флота были разделены на 6 эскадр: «Андалусия » (Педро де Вальдес), «Бискайя » (Хуан Мартинес де Рекальдо), «Левант » (Мартин де Бертендона), «Кастилия » (Диего Флорес де Вальдес), «Гипускоа » (Мигель де Окендо) и «Португалия » (Алонсо Переса де Гусмана). В состав флота также входили: 4 неаполитанских галеаса - 635 человек, 50 орудий (Гуго де Монкада); 4 португальских галеры - 320 человек, 20 орудий; множество лёгких судов для разведки и посылок (Антонио де Мендоса) и судов с запасами (Хуан Гомес де Медина).

Начало похода

Алонзо Перез де Гусман, герцог Медина-Сидония

29 мая 1588 года испанская армада вышла из лиссабонской гавани . Но шторм загнал армаду в порт Ла-Корунья , расположенный на северо-западе Испании. Там испанцам пришлось ремонтировать корабли и пополнять запасы провизии. Обеспокоенный недостатком продовольствия и болезнями среди моряков, герцог Медина-Сидония откровенно написал королю, что сомневается в успехе всего предприятия. Но Филипп настаивал, чтобы его адмирал твердо придерживался плана. И вот, только через два месяца после выхода из лиссабонской гавани, огромный и неповоротливый флот наконец добрался до Ла-Манша.

Сражения в Ла-Манше

Сражение Непобедимой армады с английским флотом.

Когда испанский флот приблизился к юго-западному побережью английского графства Плимут, его уже поджидали английские военные суда. У сторон было одинаковое количество кораблей, отличавшиеся по конструкции. Испанский флот состоял из высокобортных судов, с множеством пушек малой дальнобойности. С массивными башнями на носу и корме, они напоминали плавучие крепости, хорошо приспособленные к абордажному бою и штурмовой атаке. Корабли англичан были ниже, но маневреннее. Кроме того, они были оснащены бо́льшим количеством дальнобойных пушек. Англичане рассчитывали на то, что не будут близко подходить к противнику и уничтожат его на расстоянии. Учитывая бо́льшую маневренность и артиллерийскую силу английского флота, испанский адмирал для лучшей защиты расположил свой флот полумесяцем, поставив по краям самые сильные военные корабли с дальнобойной артиллерией. С какой стороны ни подошел бы противник, армада могла развернуться и, как буйвол, поднять на рога приближающегося льва. На всем протяжении Ла-Манша оба флота вели перестрелку и приняли два небольших сражения. Занятая испанцами оборонная позиция оправдала себя: англичанам с помощью дальнобойного оружия так и не удалось потопить ни одного испанского корабля. Английские капитаны решили во что бы то ни стало нарушить строевой порядок врага и приблизиться к нему на расстояние выстрела. Это им удалось 7 августа. Медина-Сидония не уклонялся от приказов командования и направил армаду на встречу с герцогом Пармы и его войсками. Ожидая ответа от Пармы, Медина-Сидония приказал флоту встать на якорь у Кале́, возле побережья Франции. Воспользовавшись уязвимым положением стоявших на якоре испанских кораблей, англичане направили к армаде восемь брандеров - подожженных лодок с горючими материалами и взрывчаткой. Большинство испанских капитанов лихорадочно пытались уйти от опасности. Затем мощный ветер и сильное течение понесли их на север. Следующим днем на рассвете состоялся решающий бой. Англичане с близкого расстояния обстреливали испанские корабли. По крайней мере три судна были уничтожены, и многие корабли получили повреждения. Поскольку у испанцев не хватало боеприпасов, они оказались беспомощными перед лицом противника. Из-за сильного шторма англичане приостановили свою атаку. Утром следующего дня испанская армада, имея совсем мало боеприпасов, снова выстроилась в виде полумесяца и приготовилась к сражению. Не успели англичане открыть огонь, как сильный ветер и морское течение понесли испанские корабли на песчаные берега голландской провинции Зеландия. Казалось, катастрофа неизбежна. Однако ветер изменил направление и погнал армаду на север, подальше от опасных берегов. Обратный путь в Кале́ преграждал английский флот; ветра продолжали нести побитые испанские корабли на север. Герцогу Медина-Сидония ничего не оставалось, как прекратить кампанию, чтобы спасти побольше кораблей и матросов. Он решил вернуться в Испанию окружным путем, обогнув Шотландию и Ирландию.

Штормы и крушения

Поход Непобедимой армады

Возвращение домой побитой армады было сущим кошмаром. Продовольствие кончалось, бочки протекали, воды не хватало. В ходе боев с англичанами многие корабли получили серьезные повреждения и еле держались на плаву. У северо-западных берегов Ирландии корабли попали в жуткий двухнедельный шторм, во время которого многие суда пропали без вести или разбились у скалистых берегов Ирландии. В итоге, 23 сентября первые корабли армады после долгих мытарств достигли Сантандера , города на севере Испании. Домой вернулось всего лишь около 60 кораблей и половина экипажа, вышедшего из Лиссабона. Тысячи человек утонули. Многие скончались от ран и болезней по пути домой. Даже для тех, кто все-таки смог вернуться на родную землю, испытания не закончились. В книге «Поражение Непобедимой армады» говорится, что, уже встав на якорь в испанском порту, «экипажи нескольких кораблей буквально умирали от голода из-за того, что у них совсем не было еды». В той же книге сказано, что в испанском порту Лоредо один корабль сел на мель, «поскольку у выживших матросов не было сил, чтобы спустить паруса и бросить якорь».

Значение

После поражения армады, Испания так и не оправилась. Гибель испанского флота ускорила окончание англо-испанской войны, приблизила освобождение Фландрии от испанского засилья. Испания стала сдавать позиции доминирования на море, постепенно уступая место Великобритании, которая, в свою очередь, стала превращаться в могущественную морскую державу. Хотя религиозные войны на этом не прекратились, поражение армады вселило уверенность в сердца протестантов Северной Европы. Они верили, что триумф был дарован им свыше.