Сообщение город калинов и его жители. Краткое описание города Калинова (Островский А

Опубликовал свою драму: «Гроза» (см. её краткое содержание и анализ). Здесь он опять изобразил «темное царство», но уже в тот период его существования, когда и в этой тине начинает мерцать свет.

Действие пьесы происходит в городе Калинове, на берегу реки Волги; жителей этого города не коснулись еще веяния «нового времени». Вот почему трудно дышится здесь людям, которые пробиваются к свету.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Город Калинов является как бы всею глухой русской провинцией в миниатюре. Он живет темной, грубой и косной жизнью, в нем властвуют начала того темного купеческого мира, который представлен в прежних пьесах Островского. Деспотизм, грубая сила, невежество, власть диких суеверий, самодурство старших и угнетение младших, пьянство, слезы, побои – вот что царит за тихими стенами купеческих домов. «И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» – говорит в своём монологе тихий мечтатель Кулигин , одна из светлых фигур в этом темном царстве, и прибавляет: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие».

В темной и невежественной жизни обитателей городка не имеют влияния никакие высшие интересы; религиозность и благочестие здесь внешние: на первом месте все то, что делается «для людей», напоказ. Соблюдая посты, посещая усердно церкви и монастыри, калиновцы не связывают лучшую жизнь с заветами религии и продолжают все ту же грубую и дикую жизнь, тираня домашних, напиваясь, а в будние дни обсчитывая покупателей. Все свежее, молодое, талантливое гибнет в этой атмосфере, чахнет от насилия, злобы, от мертвой пустоты этой жизни. Слабые спиваются, порочные и мелкие натуры побеждают деспотизм хитростью и изворотливостью; для натур же прямых, светлых, наделенных неутомимым стремлением к иной жизни, неизбежен трагический конец при столкновении с грубыми силами этого мира.

«Бульвар сделали, а не гуляют… – говорит Кулигин в другом монологе . – Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены… Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто... Ты, говорит, смотри, в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет».

В этой яркой характеристике жизни обывателей города вскрывается оборотная сторона домостроевского строя жизни, с его патриархальным деспотизмом, боязнью общественного «суда», с наружным благочинием, прикрывающим часто бессердечие я жестокость... Когда домостроевский уклад жизни смягчается разумностью и сердечностью «владыки» дома – он не только терпим, но даже подкупает сердечной простотой жизни (бабушка Татьяна Марковна в «Обрыве », старик Багров в «Семейной Хронике »,

Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире.

Н.А. Добролюбов.

Драма «Гроза» А.Н.Островского – одно из выдающихся произведений русской драматургии. В ней автор показал быт и нравы типичного провинциального городка, жители которого упорно держатся за давно сложившийся образ жизни с его патриархальными традициями и устоями. Описывая конфликт в купеческой семье, писатель обличает духовные и нравственные проблемы России середины XIX века.

Действие пьесы происходит на берегу Волги, в небольшом городе Калинове.

В этом городе основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала. Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже передовой по своим взглядам механик-самоучка Кулигин, осознавая власть денег, мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами.

Итак, деньги в Калинове дают власть. Перед богачами робеют все, поэтому их жестокости и самодурству нет предела. Дикой и Кабаниха, самые богатые люди в городе, угнетают не только своих работников, но и родных. Беспрекословное подчинение старшим, по их мнению, является основой семейной жизни, а все, что творится внутри дома, кроме семьи не должно никого касаться.

Самодурство «хозяев жизни» проявляется по-разному. Дикой открыто груб и бесцеремонен, жить не может без ругани и брани. Человек для него – червяк: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он обогащается, разоряя наемных рабочих, причем сам не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с человека, а у меня из этого тысячи составляются», – хвастливо говорит он городничему, который сам находится от него в зависимости. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Меткую характеристику дает ей Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Ханжество и лицемерие определяют поведение власть имущих. Добродетель и благочестивость Кабанихи фальшивы, религиозность выставляется напоказ. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий. Кабаниху возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. А Дикой не против прикрыть свою жадность маской раскаяния. Сначала он «изругал» мужика, пришедшего за деньгами, а «после прощения просил, в ноги кланялся, … при всех кланялся».

Мы видим, что Калинов веками живет по давно устоявшимся законам и традициям. Горожан не интересуют новые идеи и мысли, они суеверны, невежественны и необразованны. Жители Калинова страшатся различных нововведений, немногое знают о науке и об искусстве. Дикой не собирается ставить в городе громоотводы, считая, что гроза – Божье наказание, Кабанихе поезд кажется «огненным змием», на котором нельзя ездить, а сами горожане думают, что «Литва с неба упала». Но они охотно верят рассказам странниц, которые «по немощи своей» далеко не ходили, но «слыхать – много слыхали».

Город Калинов стоит в очень живописном месте, но его жители равнодушны к окружающей их красоте. Построенный для них бульвар остается пустым, там «гуляют только по праздникам, да и то… ходят туда наряды показывать».

Безразличны калиновцы и к окружающим их людям. Поэтому все просьбы и старания Кулигина остаются безответными. Пока у механика-самоучки денег нет, все его проекты не находят поддержки.

Любое проявление искреннего чувства в Калинове расценивается как грех. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!» Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают…»

Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова. Это Варвара, Борис, Тихон. Каждый из них по-своему приспособился к жизни в условиях деспотизма, когда подавляется любое проявление личности. Тихон полностью подчиняется требованиям матери, шагу не может ступить без ее указаний. Материальная зависимость от Дикого делает бессильным и Бориса. Он не способен ни защитить Катерину, ни постоять за себя. Варвара же научилась лгать, изворачиваться, притворяться. Ее жизненный принцип: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Одним из немногих, кто осознает атмосферу, сложившуюся в городе, является Кулигин. Он прямо говорит о необразованности и невежестве горожан, о невозможности честным трудом заработать деньги, критикует жестокие нравы, царящие в Калинове. Но и он не способен выступить с протестом в защиту своего человеческого достоинства, считая, что лучше уж стерпеть, покориться.

Таким образом, мы видим пассивность большинства жителей Калинова, их нежелание и неспособность бороться с устоявшимися порядками, с деспотизмом и произволом «хозяев жизни».

Единственным человеком, не побоявшимся бросить вызов «темному царству», является Катерина. Она не хочет приспосабливаться к окружающей жизни, но единственный выход, который она видит для себя, – это смерть. По словам Добролюбова, гибель главной героини – это «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».

Таким образом, Островский мастерски показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, где подавляется любое стремление к свободе. Читая «Грозу», мы можем провести анализ купеческой среды того времени, увидеть ее противоречия, понять трагедию того поколения, которое больше не может и не хочет жить в рамках старой идеологии. Мы видим, что кризис деспотичного, невежественного общества неотвратим и конец «темного царства» неизбежен.

Александра Николаевича Островского по праву считают певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые известные из которых – «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница» и другие.

«Гроза», как охарактеризовал ее Добролюбов – «самое решительное произведение» автора, так как взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…» Она была написана в пору общественного подъема, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл пьес автора о «темном царстве».

Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…», полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами «…сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами». Они не интересуются ни чем, что выходит за границы города. О том, что на свете делается, жители Калинова узнают от странниц, которые, «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Большим почтением у горожан пользуется Феклуша, ее рассказы о землях, где живут люди с пёсьими головами, воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются предводителями «тёмного царства».

В доме Кабанихи всё построено на авторитете силы, как и у Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом даже самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.

Под стать ей Дикой, самая большая радость для которого надругаться над человеком, унизить его. Брань для него ещё и способ самозащиты, когда дело коснётся денег, которые он смерть как не любит отдавать.

Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом видят, как рушатся «заветы патриархальной нравственности». Это «закон времени, закон природы и истории берёт своё, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут», тем не менее, они пытаются внушить свои правила молодому поколению, и не безрезультатно.

Например, Варвара - дочь Марфы Кабановой. Главное её правило: «делай, что хочешь, только бы всё шито да крыто было». Она умна, хитра, до замужества ей хочется везде успеть, всё попробовать. Варвара приспособилась к «тёмному царству», выучила его законы. Думаю, властность и желание обманывать делает её очень похожей на свою мать.

В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша. Иван единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…», - говорит Кудряш.

В конце концов, Варвара и Иван покидают «тёмное царство», но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд ли удастся.

Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон – муж Катерины - безвольный и бесхарактерный, во всём слушается свою мать и потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого человека, а душа её жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катя, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье». По сути своей Борис – тот же Тихон, только более образован. Он променял любовь на бабушкино наследство.

Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной своих чувств, честностью, смелостью и решительностью. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - говорит она Варваре. Постепенно жизнь в доме свекрови становится для неё невыносимой. Выход из этого тупика она видит в своей смерти. Поступок Кати всколыхнул это «тихое болото», ведь были и сочувствующие души, например, Кулигин – механик-самоучка. Он добр и одержим желанием сделать что-то полезное для людей, но все его намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и невежества.

Таким образом, мы видим, что все жители Калинова принадлежат к «темному царству», которое устанавливает здесь свои правила и порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречен на гибель.


Драма А.Н. Островского «Гроза» поистине уникальна своими конфликтами, один из которых – социальный, он занимает центральное место в пьесе, благодаря ему автор обличает все пороки «темного царства», господствующие в городе Калинове.

Произведение начинается с реплики Кулигина, в которой он восхваляет волжские просторы, но на фоне всей изобилии красоты мы наблюдаем жестокую сцену насилия Дикого над своим племянником Борисом.Этим контрастом Островский показывает, что за внешней, казалось бы приятной глазу, пеленой скрывается ужасный уклад жизни – домострой.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


В нем, по словам Кулигина, торжествуют жестокие нравы: «говорить» могут лишь те, кто имеет власть и деньги. Яркими представителями властных людей являются Дикой, значительное лицо в городе, и Кабаниха, богатая купчиха, у которой все «под видом благочестия». Эти люди ведут себя аморально: за своими высокими заборами они терроризируют своих домочадцев. Дикой, фамилия которого выделяет основную черту его характера –дикость, и дня прожить не может, при этом никого не оскорбив, Кабаниха же постоянно поучает жизни своего сына Тихона и его жену Катерину. Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевная являются яркими представителями « темного царства», их души очерствели из-за жажды власти над всеми, на людей они смотрят с высока, да и вовсе не считают их таковыми.

Другие же жители приволжского городка являются простыми людьми, желающие жить спокойной жизнью.Но в условиях патриархально уклада жизни это невозможно. Варвара, неблагодарная и лживая дочь Кабинихи, живет под девизом «лишь бы все было шито да крыто», она лицемерит своей матери, когда это необходимо, дабы не поддастся ее нападкам. Ее же брат, Тихон, совершенно бесхарактерный, он только и делает, что потакает своей маменьки и подчиняется ее воли.

Глаша и Феклуша – низшая прослойка общества. Они то и рады прислуживаться своим господам.

Борис - порядочно образованный молодой человек с нелегкой судьбой. Ежедневно вынужден выслушивать в свой адрес изречения от Дикого.

Другим жителем города, который отличается от других своей искренностью, честностью, своим желанием сделать что-нибудь полезное для общества, является Кулигин, мещанин, часовщик –самоучка.Он имеет перспективную идею по строительству громоотвода, но денег на ее осуществление у него нет. Вряд ли он когда-нибудь осуществит задуманное, ведь в условия «темного царства» это невозможно.

Все простые люди города Калинова являются частью «темного царства», они не способны предпринять никаких мер по освобождению себя от жизни, которой они живут, потому что бессильны жестоким нравам, все что им остается- это «плыть по течению».

Единственным противоположным персонажем является Катерина, жена Тихона, по словам Добролюбова, - «лучик света в темном царстве», образ которой помогает пролить свет на все пороки «темного царства» и зародить что-то новое светлое в «умершем» городе. Это светлая, искренняя, ранимая натура, которая не привыкла жить по законам домостроя. Катерина хоть и находится замужем за Тихоном, но любит она другого – Бориса. Она ежедневно испытывает душеные страдания из-за того, что изменяет своему хоть и нелюбимому мужу. Когда настает гроза, Катерина это явление списывает на божью кару, ее ранимая душа не выдерживает этого и она кончает жизнь самоубийством.

Драматург Островский отрицательно изобразил жителей вымышленного города Калинова и его нравы, этим самым он хотел показать как печальна ситуация в провинциальных городах России.

Обновлено: 2018-06-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


В своих произведениях А. Н. Островский раскрывал различные темы: купечество, чиновничество, дворянство и прочее. В "Грозе" драматург обратился к рассмотрению провинциального городка Калинов и его жителей, что было весьма необычным для театра того времени, ведь обычно в центре внимания были более крупные города, как Москва или Санкт-Петербург.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


"Гроза", написанная в 1859 году, представляет собой произведение предреформенной эпохи. В судьбах героев отражалось "предгрозовое" состояние российского общества. Ведь через два года после выхода драмы произошла отмена крепостного права, в корне изменившая судьбы людей.

Устройство жизни города в некотором плане совпадает с устройством современного общества. К примеру, некоторые мамы зачастую губят детей своей заботой. Эти дети вырастают несамостоятельными и неготовыми к жизни людьми, в точности как Тихон Иваныч Кабанов.

Возвращаясь к городу Калинову, нужно сказать про негласные законы, полные несправедливости. Жизнь строится по Домострою, "у кого деньги - у того власть"...

Установило эти законы "темное царство", а именно Дикой и Кабаниха. Враги всего нового, она олицетворяют гнетущую, несправедливую власть.

Дикой, Савел Прокофьич - купец, значительное лицо в городе. Дикой предстает высокомерным, властным и подлым человеком. Он портит жизнь людям не только своей речью, которую невозможно представить без ругательств, но и своим желанием найти во всем материальную выгоду, не думая о жизнях других людей.

Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха - богатая купчиха, вдова. Портит жизнь своему сыну, указывая как поступать и жить в целом. Ханжа для невестки. В отличие от Дикого, Кабаниха не выражает свои мысли и чувства перед всеми людьми.

Все остальные герои являются жертвами " тёмного царства". Люди угнетённые, без права на свободную жизнь.

Тихон Иваныч Кабанов, сын Кабанихи. Ведомый, покладистый. Во всем слушается матери.

Борис Григорьевич, племянник Дикого. Оказался в городе из-за наследства, оставленного бабушкой, которое должен выплатить Дикой. Борис, как и Тихон, подавлен жизнью города.

Варвара, сестра Тихона, и Кудряш, конторщик Дикого, - приспособившиеся к жизни города люди. "Делай что хочешь, только бы шито да крыто было", - говорит Варвара.

Но не все герои окончательно " опустили руки" и поддались течению жизни города. Один Кулигин, мещанин, часовщик - самоучка старается исправить, улучшить жизнь города. Он видит несправедливость в жизни города и не боится высказываться об этом. "А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, что на его труды даровые ещё больше денег наживать".

И, пожалуй, самый неоднозначный и своеобразный герой драмы - Катерина. "Луч света" или "поражение тьмы"? Стоит отметить, что между Борисом и Катериной возникли чувства. Но развитию их отношений препятствовало одно - Катерина была замужем за Тихоном. Они встретились всего лишь один раз, но нравственность героини не давала ей покоя. Она не нашла другого выхода, кроме как броситься в Волгу. Катерину ни в коем случае нельзя назвать "поражением тьмы", ведь она разрушила устаревшие нравственные устои. Не "луч света", а "луч свободы" - так лучше всего можно описать Катерину. Потеряв жизнь, пускай и в драме Островского, она подарила людям надежду на возможность быть свободными. Пускай люди первое время не будут знать, что делать с этой свободой, но зато позже они начнут осознавать, что каждый из них способен на многое и не стоит мириться с несправедливыми законами родного города или подчиняться каждому слову матери.