Виды и формы методической работы преподавателя. Виды методической работы Общими направлениями методической работы являются

В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Под видом методической деятельности понимаются устойчивые процедуры, осуществления моделирования, проектирования, конструирования и внедрения в процесс обучения педагогически полезного дидактического обеспечения по конкретной учебной дисциплине, обусловливающее их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемых педагогами профессиональной школы, относятся: анализ учебно-программной документации, учебных методических комплексов, дидактического обеспечения по данной области знаний; планирование системы занятий теоретического и практического обучения; моделирование, проектирование и конструирование форм предъявления СУИ на занятии; построение деятельности обучающихся по формированию терминологии в данной области знаний и практических умений и навыков; конструирование методики обучения по конкретной учебной дисциплине; разработка видов и форм контроля успешности учебной деятельности обучающихся; координация учебной деятельности обучающихся на занятии; подготовка дидактико-методического сопровождения учебной дисциплины (учебники, учебное пособие, учебно-методических комплексов, комплект тестов различного назначения и др.); рефлексия собственной деятельности при подготовке к занятию и при анализе его результатов.
Освоение методической деятельностью проходит через формирование методических умений (рис. 6), под которыми понимается свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. Методические умения в профессиональной школе классифицируются по следующим группам:
1- я группа методических умений связана с овладением теоретико­методологических основ деятельности педагога профессионального обучения. Она характеризуется следующими умениями: проводить анализ учебно­ программной документации по обучению специалиста; подбирать учебную, справочную и энциклопедическую литературу для изучения конкретной темы или раздела; выполнять логико-дидактический анализ СУИ, учебника, учебного пособия; проводить методический анализ локального отрезка СУИ; разрабатывать различные формы предъявления СУИ: алгоритмы решения задач, структурно-логические схемы, опорные конспекты и др.; проектировать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения; создавать различные формы определения уровня сформированности знаний, умений и навыков обучающихся; конструировать различные организационные формы учебной и практической деятельности обучающихся; проводить анализ занятий теоретического и практического обучения.



Рис. 6. Виды методических умений педагога

2- я группа методических умений учитывает специфику изучения содержательной учебной информации. Она включает в себя следующие умения: планировать систему занятий по изучаемой теме (разделу) на основе методического анализа; проектировать учебную и практическую работу обучающихся по профессиональной деятельности; конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и операции; организовывать деятельность обучающихся на занятии и управлять им; применять методы теоретического и практического обучения; проводить экспертизу педагогической полезности методических разработок по данной области знаний; применять современные средства информатизации в процессе обучения.
3- я группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения. К ним относятся следующие умения: применять методики и педагогические технологии на практике; создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения; проектировать свою собственную систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях. прогнозировать развитие методик обучения по данной области знаний.
Методические умения могут быть сформированы на следующих уровнях.
1- й уровень сформированности методического умения характеризуется основанием цели выполнения того или иного методического приема, осмысливанием его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения учебной дисциплины «Методика преподавания экономических дисциплин».
2- й уровень методического умения характеризуется применением отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с педагогическим процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.
3- й уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые дисциплинарные области знаний. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества.

Вполне правомерно рассматривать методическую работу как важный фактор управления учебно-воспитательным процессом. Она является особым и очень важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации педагогических кадров. Именно поэтому содержание методической работы в современной школе должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех школ, так и конкретных для данной школы:

  • 1) государственно-правительственные документы, постановления и приказы областного и районного Управлений образования;
  • 2) программа развития школы;
  • 3) результаты психолого-педагогических исследований, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в школе;
  • 4) информация о передовом, инновационном опыте работы;
  • 5) данные диагностики и прогнозирования состояния УВП;
  • 6) использование передового педагогического опыта;
  • 7) творческий подход к выбору содержания и планирования методической работы.

Выделяют несколько основных направлений содержания методической работы в школе:

методологическая подготовка;

частно-методическая подготовка;

дидактическая подготовка;

воспитательная подготовка;

этическая подготовка;

общекультурная подготовка;

техническая подготовка.

Работая над содержанием методической работы в ТОМОШ после проведения небольших микроисследований (при посещении открытых уроков, внеклассных мероприятий, заседаний межшкольных методических объединений учителей, посещения классных часов, анкетировании педагогов) пришли к заключению, что на ближайшую перспективу необходимо решить проблему повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в связи с обновлением содержания образования и требованиями в изменении в сторону совершенствования всего учебно-воспитательного процесса в целом. Поэтому единой методической темой школ была взята тема "Повышения уровня профессиональной компетентности учителя посредством диагностической и самодиагностической деятельности".

В связи с этим были внесены изменения в Положение о методических объединениях учителей - предметников, Положение о методическом совете, целью работы которых стало совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров, посредством самоаналитической и аналитической деятельности.

С 2009-2010 учебного года началась работа по разработке методов и средств диагностики, а также использование и корректирования уже имеющихся, и рекомендованных к использованию различными методическими журналами. В связи с некоторыми изменениями в содержании методической работы изменилось и содержание персональных папок - накопителей педагогов. В нём акцент был сделан на работу с диагностическими картами, которая теперь ведётся в двух направлениях:

диагностика и анализ состояния успеваемости и качества знаний. Этот вид диагностики состоит из анализа указанных критериев по предметам, классам, по отдельным учащимся, которым необходимо педагогическое сопровождение. Проводится в режиме четверти (полугодия) и делаются выводы в конце учебного года.

диагностика и самоанализ педагогической деятельности, которая включает прогнозирование успешности и педагогических затруднений, динамику работы учителя по теме самообразования а также помогает в коррекции методической работе в школе

При посещении открытых уроков и внеклассных мероприятий, предметных недель акцент был перенесён на самоанализ урока, внеклассного мероприятия, умение учителя увидеть свои успехи и затруднения.

В соответствии с проблемами школы и результатами диагностики планируется методологическая, частно-методическая (ММО, малые педсоветы), дидактическая и другие направления содержания методической работы в школах.

Организация работы над проблемой школы Проблема выявляет сущность противоречий, имеющихся в образовательной системе школы.

Противоречие - это несоответствие между желаемым и имеющимся результатом, состоянием (например, образовательного процесса).

Научно выявленная и сформулированная проблема позволяет поставить научно обоснованные задачи и определить пути их достижения.

Методическая служба школы в условиях уже сформулированной проблемы определяет цели и задачи, стратегию работы над проблемой с привлечением методических средств.

фиксацию нормативных, знаниевых, ценностных и др. затруднений у педагогов, учащихся, управленцев, которые приводят к возникновению проблемы;

изучение различных источников, литературы, ее научный анализ, позволяющее определить научно-практические основания разрешения подобных проблем;

изучение сложившегося опыта работы над аналогичной проблемой;

типологизация средств разрешения проблемы;

обучение педагогического коллектива управленческой рефлексии, технике коррекции субъективного состояния в проблемной ситуации;

построение модели нового вида деятельности, позволяющего снимать противоречия и приводить к решению проблем;

разработка необходимых дидактических, психолого-педагогических и других средств;

апробация новой модели деятельности;

Умение выявить, сформулировать, вычленить составляющие и определить пути разрешения или решения проблемы - важная задача для методической учебы педагогического коллектива.

Специальные семинары, организационно-деятельностные игры и т.п. должны проводиться в целях обучения коллектива и формирования способностей перед началом работы над проблемой.

В качестве алгоритма процедуры работы над проблемой можно предложить следующий:

Рефлексия деятельности __________ проблематизация результата ___________ формулирование и дифференциация проблем _________ выдвижение гипотез _________ дифференциация и экспертиза гипотез ________построение модели новой деятельности, ситуации ________ определение средств_________ выработка норм и рекомендаций по их использованию Проблема определяется на основе анализа методической работы за предыдущий учебный год, например: "Использование дидактических средств на уроке", "Организация деятельности учащихся на уроке" и т.д.

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы с педагогическим коллективом.

В рамках различных форм находят применение многообразные методы и приемы работы с кадрами, о которых рассказывалось выше.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого образовательного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

Педагогический совет является одной из форм методической работы в СОШ.

Педагогический совет в школе как высший орган руководства всем учебно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы образовательного учреждения.

Консультирование. Из разнообразных форм методической работы в школе особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам учителей и т.д.

Любая консультация требует от учителя подготовки и профессиональной компетентности.

Значение слова "компетентность" раскрывается в словарях "как область вопросов, в которых хорошо осведомлен" или трактуется как "личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию определенных знаний, навыков".

Итак, компетентность, так необходимая старшему учителю для работы с педагогами, это не только наличие знаний, которые он постоянно обновляет и пополняет, но и опыт, умения, которые он может использовать при необходимости. Полезный совет или вовремя проведенная консультация корректируют работу педагога.

Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

Используя разные методы при проведении консультаций, учитель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.

Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.

При использовании частично-поискового метода учителя активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

Чтобы стимулировать внимание учителей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение.

В зависимости от уровня квалификации педагогов учитель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.

При обмене опытом между учителями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы . В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.

Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходимо, чтобы учителя располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом. Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий ему четко представить, какие новые знания получают учителя и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих учителей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия.

В ходе консультации используется метод дискуссии .

По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для учителей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых" невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от учителя высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность.

В заключительном слове кратко анализируются выступления участников и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в школе.

В годовом плане образовательного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые учителя хотели бы получить ответ,

Руководителем семинара может быть заведующая или учитель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать учителей, специалистов, медицинских работников. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут учителя, имеющие опыт работы по данной проблеме. Например, на семинаре-практикуме по икебане педагоги под руководством специалиста учатся искусству составления букета. Данные умения впоследствии применяются и в украшении групповой комнаты, и в работе с детьми. А на занятиях семинара по изготовлению елочных украшений педагоги не только осваивают приемы работы с бумагой и другими материалами, но и разрабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в групповой комнате на период новогодних праздников, где главным является елка, украшенная поделками детей, родителей, педагогов. Педагоги придумывают сюрпризные моменты, подбирают литературный материал для создания сказочной атмосферы в группе в эти дни.

К семинару "Особенности организации и проведения наблюдений в природе в летний период" учителям заранее предлагаются вопросы для обсуждения проблемы. Например: Как часто вы проводите наблюдения за объектами природы на занятиях (экскурсиях), прогулках, в повседневной жизни? Что считаете главным в методике организации и проведения наблюдения? С какими трудностями встречаетесь? Какие приемы используете для развития интереса детей к природе и воспитания наблюдательности? Какие наблюдения в природе возникали по инициативе детей? Как вы поддерживаете, пробуждаете, развиваете детскую пытливость, любознательность? Кaкoe влияние на поведение детей оказывает их общение с природой? Используете ли вы в работе с детьми элементы экологического воспитания?

В ходе проведения занятий семинара-практикумa предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы, Важно, чтобы итоги семинаров оформлялись в виде конкретных и реально

Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с учеником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей - важная

форма работы. К проведению такого семинара, могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как организовывать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара будет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные рекомендации относительно методов индивидуального общения с ребенком.

Думается, что такая работа будет полезна и родителям, и детям, и школе, авторитет которого в глазах родителей только возрастет. Семинар как форма методической работы отличается от семинара, практикуемого в высших учебных заведениях.

Первым отличительным признаком является его продолжительность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда планируется постоянно действующий семинар на длительный период, например, несколько месяцев или даже учебный год. Второй важный признак место его проведения. Это может быть методический кабинет школы, групповая комната или другие места (музей, выставочный зал, сквер и т.д.) в зависимости от тех целей и задач, которые должен решать руководитель семинара. Третий признак - это характер дидактических задач которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта.

Четвертый признак - источник получения информации. Это и слово (доклады и содоклады участников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.

Следовательно, семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения. Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-учительный процесс.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация, Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного образовательного учреждения и учитывать новую научную информацию.

Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участникам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Открытый показ.

У каждого учителя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу учителя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него "равняются".

"Передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования учебно-учительного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания!" (Я.С. Турбовской).

Передовой педагогический опыт помогает учителю изучить новые подходы к работе с детьми; выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.

Передовой опыт - самая быстрая, оперативная форма, разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда условии успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представлен в живой, конкретной форме.

В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в школах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений учебной педагогики.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию учителя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

пропаганда опыта;

обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра руководитель может сам рассказать о системе работы учителя, предложить вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному педагогу - просчитать активность детей, другому - сочетание разных методов и приемов, применяемых педагогом, рациональное использование пособий, оценить, комфортно ли детям.

Такая подготовка к открытому занятию поможет руководителю интересно организовать обсуждение увиденного, выработать единое мнение коллектива. Необходимо помнить, что в обсуждении первое слово предоставляется учителю, демонстрирующему свою работу с детьми. По итогам открытого просмотра принимается решение: например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты представить в методический кабинет или продолжить обобщение опыта работы учителя с целью представления его на окружные педагогические чтения.

Таким образом, планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику СОШ.

В методическом кабинете СОШ необходимо иметь адреса педагогического опыта.

Деловые игры.

В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение. Положительно то, что деловая играя является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.

Но все чаще деловая игра используется в методической работе как внешняя эффектная форма. Другими словами: тот, кто проводит ее, не опирается на психолого-педагогические или научно-методические основы, и игра "не идет". Следовательно, дискредитируется сама идея применения деловой игры. Итак, что же такое деловaя игра?

Деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Сам термин "игра", на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе методической работы.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

Практики задают вопрос: "Как часто можно планировать и проводить деловую игру со всем коллективом?". Однозначно ответить на него будет неправильным. Здесь надо учитывать то обстоятельство, как деловая игра вписывается в целостную систему методических мероприятий на данный учебный год. И тогда она может использоваться 1-2 раза в год. Если вы никогда не проводили деловых игр, то лучше попробуйте использовать один из методов игрового моделирования для активизации педагогов при проведении методического мероприятия. Хорошо, если вы сами примете участие в деловой игре и прочувствуете ее "изнутри". И только затем приступите к подготовке и проведению деловой игры в своем коллективе.

Подготовить и провести деловую игру - процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.

Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто "не идут" те игры, в которых слабо отработана игровая модель деятельности участников.

Существуют теоретически обоснованные методик в конструировании и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать ошибок, способных свести на нет труд.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы: - создание проекта деловой игры; - описание последовательности действий;

описание организации проведения игры; - составление задания для участников;

подготовка оборудования.

"Круглый стол"

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения школьников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора "круглого стола" состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

Литературная или педагогическая газета.

В некоторых СОШ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Учителя пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, (сочинительство, владение речевыми навыками, образность высказываний и т.д.)

Творческие микрогруппы.

Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы. Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику

или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение Нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только составленная цель достигнута - группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

Работа над единой методической темой.

При правильном выборе единой методической темы для всего образовательного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства учителей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для образовательного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования учителей.

Самообразование.

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога СОШ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, школы. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений учителя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

В школе учитель должен создать условия для самообразования педагогов.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.

Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием.

Корней Чуковский писал: "Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, по собственной страстью. Всякое знание быть открытием, которое вы сделали"

Руководитель СОШ, так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование - это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный раздел справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог - это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе. На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Учитель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-учительном процессе.

Однако очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором учитель использует полученные знания в ходе самообразования. Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;

получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта

Основная задача методиста дать квалифицированную оценку существующих учебно-методических комплектов по образовательной системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, оказать помощь в определении школы (учителя) по какому их существующих УМК целесообразней данной школе работать, показать все плюсы и минусы каждого конкретного УМК.

Необходимо также разъяснить, согласно Закона РФ " Об образовании" (ст.15 п.1, ст.32 п.6,7), о том, что школа сама определяет программы и учебники по которым она будет обучать детей. Но для этого необходимо оказать методическую помощь школе в грамотном представлении всех программ РО и для начальной, и для основной школы в Образовательной программе школы, которая принимается высшим органом Школы (Совет школы, Педагогический совет и т.п.).

2. Экспертная оценка и методическая помощь в составлении календарно-тематического планирования по отдельным учебным предметам с учетом специфических задач РО Основная задача методиста в этом направлении оказать помощь в составлении календарно-тематического предметного плана с учетом задач конкретного этапа развивающего обучения.

Целесообразно по данному направлению строить работу следующим образом:

  • 1 этап - проведение методического семинара по определению педагогических задач и определения основных фаз нового учебного года, подготовка проекта этих задач для августовского педсовета. Задача методиста - "удержать" педагогический коллектив школы в рамках концепции развивающего обучения.
  • 2 этап - проектирование общих педагогических задач школы на конкретный учебный предмет разработка календарно-тематического планирования учителями на новый учебный год. Задача методиста - помочь учителям соблюсти основные требования к технологии развивающего обучения.
  • 3 этап - реализация проекта календарно-тематического планирования учителем, его коррекция по ходу учебного года. Задача методиста - экспертная оценка качества выполнения составленного плана.
  • 4 этап - рефлексия выполнения календарно-тематического планирования учителем. Задача методиста - установить причины невыполнения той или другой части календарно-тематического планирования.
  • 3. Методическая помощь учителю в проектировании, проведении и анализу урока, учебного занятия и учебного блока. Основная задача методиста помочь учителю освоить цикл постановки и решения учебной задачи.

С этой целью необходимо организовать цикл методических семинаров, целевых "открытых уроков, занятий" по освоению технологии постановки и решения учебной задачи.

4. Методическая помощь учителю (школе) в организации основных этапов развивающего обучения и основных фаз учебного года и их курирование.

Основная задача методиста оказать квалифицированную помощь в создании педагогических условий для организации этапов развивающего обучения, основных фаз учебного года. С этой целью необходимо принять участие в разработке Образовательной программы школы и ее реализации, создать локальные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельности всех субъектов образовательного процесса. Разработка Программы методической поддержки и экспертной оценки педагогической деятельности учителей развивающего обучения.

5. Организация системы повышения квалификации учителей на уровне школы (региона).

Основная задача методиста найти (определить) различные пути, с помощью которых учителя могут постоянно повышать свою квалификацию и отслеживать их эффективность. Один из эффективных путей повышения квалификации учителей - дистантное обучение в Открытом институте "Развивающее обучение". При такой организации повышения квалификации задача методиста - организовывать учителей для обсуждения и выполнения материалов и заданий, получаемых из Института. На основе тем года Института методист может составить годовой план методических семинаров для учителей и вокруг них организовать всю работу по повышению их квалификации.

6. Организация опытно-экспериментальной работы в школе по основным направлениям развития образовательной системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

Основная задача методиста поддерживать исследовательскую составляющую педагогической деятельности учителей. Система развивающего обучения будет "развивающей" если сама будет находиться в состоянии развития. Направления такой работы задаются Международной Ассоциацией "Развивающее обучение". В рамках МАРО существует сеть Экспериментальной площадки, школы-лаборатории МАРО.

Проводя опытно-экспериментальную работу, учитель становится учителем развивающего обучения, который не может быть вне эксперимента.

С этой целью в школе необходимо разработать План опытно-экспериментальной работы, которым и должен руководить и курировать методист развивающего обучения.

Методическая рабо

ПринципыМР делятся на методологические, педаго­гические и организационные.

К методологическим относ.: пр-п соц. обусловленности проф. развития пед. кадров, научности, системности, непрерывности, целостности единства типа образовательной рефлексии.

К педагогическим относ.: единство обучения, воспитания и развития, целенаправленность и перспективность проф. развития, сбалансированность теории и практики, оптимизация, наглядность метод. работы, активность пед. коллектива, единство коллективных и индивид. форм работы.

В группу организационных входят след. пр-пы: всеобщности и обязательности, комплексности, преемственности, управляемости, плановости, регулируемости и координации, мониторинга и контроля, рациональности использования матер. базы, стимули­рования метод. работы.

30. Технологии и формы метод.Работы в уо

Методическая рабо та в школе рассматривается как целостная система взаимосвязанных мер, действий и ме­роприятий, направленных на всестороннее повышение квалиф. и проф. мастерства каждого учителя и воспитателя (включая и меры по управлению проф. самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и по­вышение тв-го потенциала пед. коллектива в целом, в конечном счете на совершенствование учебно-восп. процесса, достижение оптимального уровня образ., воспит. и развития конкретных школьников.

Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе развития школы, на наш взгляд, являются: тео­ретический семинар, семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, дни науки, методический фес­тиваль, методический мост, методическая мозаика, дискуссия, ме­тодический ринг, деловая игра, педагогический клуб, мозговой Штурм, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, лекторий, профессиональная выставка, защита проекта, тематический педа­гогический совет, открытый урок и др.

К новейшим формам обуч. пед. кадров относ. инновационные, организ.-деятельностные, деловые и другие игры, кот. способствуют формир. интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

31. Направления и задачи методической работы.

Приоритетными задачами методической работы современной школы являются:

1) повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры учителей;

2) повышение уровня философской, методологической, психолого-педагогической и предметно-методической подготовки учителей;

3) формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;

4) обогащение современными и новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания;

5) организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах;

6) методическое сопровождение разработки авторских учебных программ, учебно-методических комплексов, рекомендаций;

7) организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;

8) предметно-методическая подготовка педагогов к работе в условиях профильной школы (на уровне преподавания профильных и непрофильных предметов, в профильной школе);

9) оказание помощи педагогам в их профессиональном развитии на диагностической индивидуализированной и дифференцированной, основах, консультативной помощи в организации педагогического самообразования;

10) проведение исследовательско-экспериментальной работы.

Основные направления методической работы

    организационно-методическое,

    учебно-методическое,

    научно-методическое,

    инновационно-методическое.

Организационно-методическая работа направлена на осуществление постоянного взаимодействия руководителей учреждения образования с членами педагогического коллектива с целью создания оптимальных условий для совершенствования и развития их профессионального уровня, раскрытия возможностей, интересов и способностей каждого учителя. Организационно-методическая работа включает: организацию системы методической работы с целью развития педагогического мастерства и творчества и самореализации инициативы педагогов; материально-техническое обеспечение процесса повышения квалификации; планирование и организацию методической работы с кадрами на диагностической основе; вовлечение членов педколлектива в работу научно-педагогических обществ, в процесс исследовательско-экспериментальной деятельности; организацию методического обеспечения индивидуальной и коллективной педагогической деятельности; организацию рефлексивной деятельности учителей и определение путей решения педагогических проблем и затруднений; создание в учебном заведении методических формирований и организацию их работы; организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров; организацию работы по изучению, обобщению и пропаганде передового педагогического опыта; организацию работы методического кабинета; обеспечение взаимодействия всех методических подструктур; внутришкольный контроль за методической работой; разработку локальных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность методических подструктур.

Учебно-методическая работа один из видов гностической деятельности педагогического коллектива, способствующий профессиональному развитию учителей и на этой основе совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Основными составляющими учебно-методической работы являются: оперативное реагирование на запросы учителей по насущным педагогическим проблемам; расширение и обогащение предметно-методических знаний, умений и навыков учителей; изучение и обобщение передового педагогического опыта; коллективная (групповая, индивидуальная) разработка наиболее сложных тем по учебным дисциплинам, написание методических рекомендаций, памяток; разработка и усовершенствование учебных программ курсов по выбору, спецкурсов, факультативов; мониторинг учебно-воспитательного процесса; методическое сопровождение работы по самообразованию; методическое обеспечение коллективной педагогической деятельности; мониторинг профессиональной успешности педагогических работников и другое.

Научно-методическая работа предполагает обеспечение научно-исследовательского подхода к организации образовательного процесса, совершенствование и повышение профессионального уровня учителей на основе достижений современной психолого-педагогической науки и непосредственного научно-практического опыта.

Основными направлениями научно-методической работы являются: непрерывное изучение достижений педагогической науки, теории и практики обучения и воспитания; усвоение научных методов диагностики учебно-воспитательного процесса и формирование у учителей умения анализировать свою педагогическую деятельность на основе научных методов исследования; совершенствование анализа и планирования методической работы, исходя из современных научных подходов и приоритетов в развитии учреждения образования; совершенствование видов и форм диагностики и контроля уровня развития педагогического коллектива; активизация работы научно-методических подструктур, опытно-экспериментальной деятельности педагогов на основе полученных результатов диагностики и контроля; проведение научно-исследовательской работы; методическое сопровождение хода эксперимента в рамках учреждения образования; обсуждение результатов научно-исследовательской работы; создание передового педагогического опыта на основе ведущих идей современной психологии, педагогики и частных методик; публикация в педагогической печати материалов из опыта работы; сотрудничество с вузами и другими научно-учебными учреждениями; организация работы научного общества учителей; разработка учебных программ и учебно-методических комплексов; подготовка к поступлению и обучение в магистратуре, аспирантуре, защита диссертации и другое.

Инновационно-методическая работа одно из наиболее актуальных направлений в деятельности современной школы, которому, по нашему мнению, целесообразно придать определенную самостоятельность. Основными направлениями инновационно-методической работы являются: внедрение в практику прогрессивных управленческих и образовательных технологий; разработка и защита инновационных педагогических проектов, разработка индивидуальной траектории профессионального развития педагогического коллектива, создание собственных традиций; организация работы в качественно новых методических структурах (кафедра; лаборатория, педагогическая мастерская); защита авторских методик; разработка инновационных карт, инновационного педагогического поля учебного заведения; создание банка педагогических инноваций; разработка комплексно-целевых программ по управлению инновационными процессами и другое.

Цель, задачи, содержание и направления деятельности методической службы. Содержание и направления методической работы. Виды и формы организации методической работы. Государственно-общественные объединения учебного заведения: педагогический совет, учебно-методический совет, методическое объединение и т.д.

Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работы ОУ, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессиональные, деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями. Внедрение Федеральных государственных стандартов начального и среднего профессионального образования обусловило необходимость внесения изменений в методическую профессиональных образовательных организаций. В ходе модернизации и реформирования системы образования внедряются сетевые и кластерные формы реализации образовательных программ. В образовательных сетях и образовательных кластерах в реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, здравоохранения, физкультурно-спортивные, религиозные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В этих условиях особо важное значение приобретает координация их образовательной деятельности, ее научно-методическое обеспечение.

Введение электронного обучения, модульных, дистанционных и других инновационных технологий также требует методического обеспечения. Следовательно, возрастает педагогов и мастеров производственного обучения запрос на эффективную работу методической службы, направленную на удовлетворение их профессиональных и информационных потребностей, повышение квалификации и методического мастерства.



Основная функция методической службы в процессе реформирования образования - обеспечение оперативного и массового внедрения системообразующих инноваций в практику.

Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива образовательного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Изменения в содержании образования, внедрение современных образовательных технологий, вариативных программ, экспериментальная работа, переход на новый учебный план, информатизация образования требуют от методической службы адаптации к изменяющимся условиям, влекут за собой изменение содержания деятельности и возникновение новых функций, что в свою очередь требует своего организационного оформления в новой модели методической службы в условиях образовательной сети и образовательных кластеров на уровне региона.

Она создается в целях участия педагогических и научно-педагогических работников в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания профессионального образования в системе образования как государственно-общественное объединение на уровне региона и включает в себя учебно-методические, а также научно-методические, научно-технические и иные советы и комиссии.

Типовое положение о методической службе образовательной сети/кластера на уровне региона государственно-общественных объединениях в системе образования утверждается региональным органом власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В состав методической службы на добровольных началах входят педагогические и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и других организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

Она должна решать задачи внедрения ФГОС с учетом региональных требований к уровню подготовки специалистов, создания оптимального учебно-методического, информационного, диагностического обеспечения образовательного процесса, условий повышения профессиональной компетентности преподавателей и сотрудников образовательных организаций региона.

Важнейшим условием и ведущим фактором, во многом определяющим успешность методической деятельности профессиональных образовательных организаций выступает непрерывное образование педагога - идея, принятая в мире в качестве ключевой во всех осуществляющихся или планируемых реформах образования. Одной из форм решения данной проблемы может быть избран компетентностный подход, согласно которому целевым ориентиром профессиональной подготовки является становление интегральной профессионально-личностной компетентности педагога.

Под профессиональной компетентностью педагогов понимается профессионально - личностная характеристика, включающая комплекс знаний, умений и личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, быстро адаптироваться к новым условиям и находить адекватное решение возникающих проблем, а также обеспечивающая потребность и возможность постоянного саморазвития и самообразования .

Методическая служба профессиональной образовательной организации - организационная структура в системе образования, объединяющая субъекты методической работы различных уровней и реализующая функции методической поддержки участников образовательного процесса в целях обеспечения качества образования.

Методическая служба профессиональных образовательных организаций создается в целях комплексного управления методической работой, направленного на реализацию требований ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса.

Глоссарий

Аттестация кадров - оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия специалиста занимаемой должности, а также решение вопроса о присвоении служащему квалификационного разряда.

Вид профессиональной деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором профессиональных функций и необходимых для их выполнения компетенций.

Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида профессиональной деятельности.

Контрольно-измерительные материалы - комплексный инструментарий оценки компетенций, включающий в себя различные измерительные средства и инструменты.

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Междисциплинарный курс – система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и практических мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и компетентности всех субъектов образования.

Общие компетенции – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально- трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

Профессиональная компетентность – подтвержденная в установленном порядке совокупность профессиональных и общих компетенций (умений, знаний), необходимых для реализации определенного набора профессиональных функций, входящих в профессиональный стандарт по профессии.

Профессиональные компетенции – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.

Профессиональное образование – процесс освоения человеком компетенций, необходимых для осуществления продуктивной, самостоятельной деятельности в сфере труда.

Профессиональная функция – составная часть вида профессиональной деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения.

Результаты обучения – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, освоение умений и формирование компетенций в соответствующей области профессиональной деятельности.

Цель, основные задачи, содержание, виды деятельности и формы организации работы методической службы в условиях образовательной сети/кластера

Методическая служба профессиональной образовательной организации создается в целях комплексного управления методической работой образовательных организаций, направленного на реализацию требований ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса в условиях образовательной сети/кластера.

Методическая может являться юридическим лицом.

Основными задачами методической службы профессиональной образовательной организации являются:

  1. формирование и реализация единой методической политики в образовательной сети/кластере;
  2. информационное и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях образовательной сети/кластера. Организация методической работы в профессиональной образовательной организации и определение основных направлений ее деятельности в соответствии с нормативными документами в области образования;
  3. осуществление непрерывного повышения квалификации педагогов. Аттестация кадров в соответствии с актуальными проблемами модернизации системы профессионального образования РФ;
  4. организация планирования работы в образовательной сети/кластере;
  5. оказание помощи преподавателям профессиональной образовательной организации по вопросам организации образовательного процесса в условиях образовательной сети/кластера;
  6. организационная поддержка педагогов при: - инновационной деятельности; - организации и проведении опытно-экспериментальной работы; - экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов и др.; - подготовке работников образования к аттестации;
  7. обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования, учебниках и учебно-методической литературе по проблемам образования;
  8. создание банков педагогического опыта в сфере образования, организационная работа по распространению и внедрению его в практику деятельности педагогов;
  9. совершенствование нормативной базы;
  10. обеспечение мотивации педагогов к росту их профессиональной квалификации, научно-исследовательской, методической деятельности;
  11. прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогических работников; оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования; координация этой работы с учреждениями повышения квалификации;
  12. разработка системы мониторинга эффективности методической деятельности в профессиональной образовательной организации.

Особую группу задач необходимо решить методической службе региона в условиях перехода к сетевому взаимодействию при организации образовательного процесса реализации основных профессиональных образовательных программ с использованием

Методические задачи : освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, способов и приемов поиска и использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий; освоение педагогами практики составления и использования различных дидактических моделей, основанных на использовании цифровых образовательных ресурсов; освоение педагогами новых форм организации учебного процесса; внедрение в практику преподавателей новых форм педагогической и учебной деятельности, направленных на формирование комплекса общих и профессиональных компетенций, необходимых для успешного функционирования в современном информационном обществе; введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях сети; освоение преподавателями методов комплексного оценивания обучающихся, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения; использование в учебном процессе процедуры модерации результатов учебной деятельности обучающихся как основного механизма объективизации оценивания; разработка психологическими службами образовательных учреждений методов максимально эффективного функционирования преподавателей и обучающихся в рамках образовательного пространства, основанного на использовании дистанционных образовательных технологий.

Организационные задачи : освоение механизма создания и эффективного использования ресурсных центров дистанционного обучения; освоение механизма построения образовательных сетей и выбора модели, адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие; реализация новых подходов к организационному построению учебно- воспитательного процесса в образовательных организациях сети, использующих дистанционные образовательные технологии и сетевой ресурс центра дистанционного обучения; организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими ИКТ-компетенций, а также овладение квалификацией сетевого учителя и сетевого тьютора для работы в условиях организации учебного процесса на основе сетевого ресурса центров дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирования системы мониторинга работы образовательных сетей, а также управления ими с целью оптимизации работы; разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы образовательных сетей; создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих образовательный процесс при реализации основных профессиональных образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций и направленных на полноценное удовлетворение потребностей обучающихся.

Финансово-экономические задачи : определение экономических индикаторов эффективности работы образовательных организаций и сетей; разработка формы обоснования экономической целесообразности использования в образовательном процессе дистанционных, модульных образовательных технологий, электронного обучения и сетевых информационно-образовательных ресурсов; проведение сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально- технических) в условиях функционирования образовательных сетей, не использующих и использующих в учебном процессе инновационные образовательные технологии и сетевые информационно-образовательные ресурсы; выработка рекомендаций руководителям образования и образовательных организаций по оптимизации работы образовательных сетей.

Виды деятельности методической службы образовательной сети/кластера, учитывая сказанное выше, в условиях внедрения ФГОС определяется с учетом модернизации профессионального образования в стране:

Аналитическая деятельность. Ее содержание :

1. Мониторинг информационных потребностей педагогов . Создание базы данных о педагогических работниках профессиональных образовательных организаций.

2. Изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений её совершенствования в данный период работы .

3. Выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе . Сбор и обработка информации о результатах внеурочной работы в профессиональной образовательной организации.

4. Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта.

Информационная деятельность. Ее содержание:

Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической) Ознакомление педагогов с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы, с опытом инновационной деятельности профессиональной образовательной организации и педагогов из других образовательных организаций. Информирование педагогов о новых направлениях в развитии современного образования и о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно- методических комплектах, видеоматериалов и педагогических рекомендациях.

Организационно-методическая деятельность. Содержание : Мониторинг потребностей педагогических кадров в повышении квалификации. Мониторинг уровня профессиональной подготовки преподавателей. Мониторинг качества методической работы в учебном заведении. Планирование методической работы и диагностика ее состояния. Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса. Педагогическое и методическое проектирование. Проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, фестивалей, конкурсов, презентационных недель цикловых комиссий и т.д.

Консультативная деятельность. Содержание : организация научно-консультативной работы для педагогов – экспериментаторов; консультирование педагогических работников и родителей по вопросам обучения и воспитания обучающихся.

Развитие научного обеспечения методической деятельности педагогов. Содержание : разработка учебно-программной документации в соответствии с ФГОС, в т.ч. разработка вариативных образовательных программ; проектирование и разработка единых концептуальных подходов в рамках непрерывного профессионального образования, обучения в течение всей жизни; создание авторских курсов, образовательных программ, учебных и методических пособий; проектирование и разработка авторских технологий обучения и воспитания в соответствии и с ФГОС; оптимальное учебно-методическое, информационное, диагностическое обеспечение образовательного процесса по профессиям/специальностям. Расширение взаимодействия с социальными партнерами. Содержание: открытие новых специальностей и специализаций создание в соответствии с требованиями заказчика модели подготовки специалиста и мониторинг его становления по различным параметрам описание квалификационных требований специалистов конкретно взятых специальностей мониторинг соответствия образовательных программ требованиям современного производства с последующей корректировкой разработка специальных программ для практики в условиях реального производства, с использованием новых перспективных технологий.

Формами работы методической службы могут быть :

а) по способу организации:

пассивные формы работы ориентированы в большой степени на репродуктивную деятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов;

активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов;

интерактивные формы предполагают создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.

б) по форме организации:

коллективные формы: семинары, практикумы, научно-практические конференции, школы передового опыта, методические объединения, творческие группы, открытые уроки, семинары-практикумы, методические декады, методические фестивали, мастер-классы, методические мосты, дискуссии, методические ринги, тренинги, видеотренинги, педагогические чтения, профессиональные выставки, защиты проектов, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, творческие отчеты преподавателей, внеклассные мероприятия по предмету, экскурсии, встречи с педагогами-новаторами, педсоветы;

индивидуальные : самообразование, стажировка, разработка творческой темы, взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации, посещение занятий администрацией с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков) устранению, анализ планов уроков.

Для эффективного взаимодействия с педагогическим сообществом могут быть рекомендованы формы методической помощи :

Школы молодого преподавател я создаются для: оказания практической и методической помощи молодым специалистам и всем педагогам профессиональной образовательной организации в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства; овладения педагогами новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания; изучение, обобщение положительного опыта работы преподавателей и внедрение его в практику; выявление психологических причин, вызывающих затруднения у педагогов в учебно-воспитательном процессе; изучения межличностных отношений в коллективе; повышения уровня знаний психологической культуры педагогов и др.

Единая методическая тема . Работа над единой методической темой образовательной организации включает совместное планирование занятий по наиболее трудным темам, взаимопосещение занятий с их последующим разбором, анализ текущих контрольных и экзаменационных работ, самостоятельные занятия, подготовку докладов и рефератов на основе изучения научно-педагогической литературы. Единая методическая должна быть актуальной, действительно важной для профессиональной образовательной организации, определена с учетом ее достигнутого коллективом уровня деятельности. Методическая тема должна включать как учебную, так и внеурочную работу, быть сформулированной достаточно конкретно и ясно.

Передовой педагогический опыт. Важнейшим направлением методической работы является изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта. Изучаются суть опыта, его содержание, методы и приемы, конкретные условия возникновения, становления и развития, то есть то, что обычно называют творческой лабораторией преподавателя. При изучении педагогического опыта желательно установить, какая научная база явилась основой того или иного методического приема, какие конкретно современные ученые или какое наследие из истории педагогики стали методологической базой работы.

Формами обобщения педагогического опыта могут быть:отчет о проделанной работе, доклад по определенному вопросу, реферат по избранной теме, организация выставки, предоставление методических разработок уроков, воспитательных мероприятий, проведение педсовета, проведение научно-практической конференции, проведение семинара по определенной проблеме. Показателями передового опыта являются творческая новизна, научная обоснованность, высокая результативность, экономия времени при достигнутых высоких результатах.

Методический инструктаж - форма методической помощи преподавателю, во время подготовки к занятию или посещения его методистом путем проведения консультаций в методическом кабинете, на совещаниях, конференциях, во время семинаров или практикумов. Консультации методиста по отдельным методическим вопросам.

Консультации могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные. Замечания и отзывы в письменной или учетной форме даются методистами на методические материалы (планы, отчеты, конспекты занятий и др.).

Посещение занятий с последующим анализом .

Методические издания (методические указания, методические рекомендации, методические пособия) в виде листовок, плакатов, буклетов, брошюр, книг.

Методические формы повышения квалификации учителей в школе.

Методические месячники (недели), логика их построения

Интерактивные формы методического обучения.

Технология диагностирования в системе методической работы учителя начальных классов

Открытый урок как форма методической работы.

1.2.1 Виды и формы методической работы в начальном общем образовании

Форма методической работы – это внешняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов, методического процесса, отражение системы его компонентов и условных связей.

Различают следующие виды методической работы : работа с педагогическими кадрами по реализации задач школы; работа по организации методического обеспечения УВП; работа с молодыми специалистами, работа по внедрению педагогического опыта, работа по самообразованию; организация педагогического мониторинга.

Организационные формы мето­дической работы классифицируются по способу организации, количеству участников (кол­лективные, групповые, индивидуальные), по степени ак­тивности участников (активные, пассивные, интерактивные).

Коллективные Групповые Индивидуальные
Тематические педсоветы. Научно-практические конференции. Научно-теоретические конференции. Проблемные семинары. Педагогические студии. Педагогические мастерские. Мастер-классы. Психолого- педагогические семинары Лектории Педагогические чтения Презентации Творческие отчеты Смотры-конкурсы Педвыставки Аттестация Панорама открытых уроков Методические декады Педагогические мосты Дни открытых дверей и др. Предметные МО. МО классных руководителей МО педагогов-воспитателей МО педагогов доп. образ. Кафедры Школа передового пед. опыта Школа совершенствования педагогического мастерства. Школа молодого учителя Школа исследователя Творческие лаборатории Временные творческие группы Экспертный совет Проектные команды Мастер-классы Лаборатории. Стажировка Наставничество Групповые консультации Педконсилиумы Диспуты. Дебаты Деловые игры. Ролевые игры Методические совещания и др. Наставничество Стажировка Инд. консультации Самообразование Беседы Разборы пед. ситуаций Индивидуальные открытые занятия Персональные творческие выставки Индивидуальные творческие отчеты Разработка авторской программы, проекта, модуля Защита авторской методики и др.

Пассивные формы работы методической службы сориентиро­ваны в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.

Активные формы стимулируют поиск, творческую исследова­тельскую деятельность педагогов и ориентированы на зону бли­жайшего развития педагогов.

Интерактивные формы предполагают взаимодействие и взаимообщение всех участников образовательного процесса.

«Интерактивный» означает основывающийся на взаимодействии. Но интерактивность - это не про­сто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятель­ность, носящая ярко выраженную социальную на­правленность.

К формам методической работы относятся:

Рефлексивное наблюдение и активная практика . Эта форма повышения профессионального мастерства включает в себя посещение уроков, проведение уроков, анализ и оценка уроков, а также другие виды практической деятельности.

На современном этапе рефлексия понимается как один из важных средств самопознания учителя в профессиональном самосовершенствовании, «увязывание» прежнего опыта с полученными новыми знаниями, способом формирования его творческих «качественных характеристик», способность к постоянному анализу и оценке собственной профессиональной деятельности.

Для теоретического обоснования этой формы обучения часто служит «формула» Д. Познера: «опыт + рефлексия = развитие», используя которую исследователи резюмируют, что умение анализировать свой опыт, делать важные выводы и оценки ведут педагога к развитию профессионального мастерства.

Обучение на практических примерах и ситуациях , которые слушатели курсов самостоятельно изучают, анализируют и пытаются найти им решение, является эффективным средством обучения. Оно существенно приближает слушателей к реальным ситуациям, которые встречаются в преподавательской практике и позволяют им самостоятельно принять то или иное решение.

«Метод кейсов»- анализ конкретных учебных ситуаций, его активно используют в мировой педагогике (произошел от английского case – случай, ситуация) относится к активным неигровым имитационным методам обучения. Метод основан на рассмотрении конкретных ситуаций и направлен на формирование необходимых профессиональных и личностных качеств, умений, навыков, он соответствует особенностям образования взрослых, поскольку сочетает в себе теорию и практику. Этот метод активного проблемно-ситуационного анализа, зародившийся в США.. Метод кейсов вызвал особый интерес у педагогов и в настоящее время его широко и успешно применяют.

Единый методический день в школе

Проводится для всех педагогических работников школы один раз в четверть и служит в определенной мере промежуточным подведением итогов методической работы за четверть.

Проведение открытых уроков и внеклассных занятий, их развернутый анализ и обучение.

Обзор новой литературы

Подведение итогов в форме заседания круглого стола, пресс-конференции с выступлениями отдельных преподавателей об итогах проведения единого методического дня, об итогах работы над методическими темами, выступлением администрации учебного заведения и анализом проведения методического дня.

Цели и задачи единого методического дня:

§ Активизация методической работы в школе.

§ Развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования в соответствии требованиями новых образовательных стандартов.

§ Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

§ Распространение передового педагогического опыта учителей школы.

Режим методического дня

В методический день учителя занимаются самообразованием:

Изучение законодательных актов и нормативных документов по вопросам Изучение законодательных актов и нормативных документов по вопросам образования и воспитания,

Работы по тематическому планированию по проблеме школы,

Овладение конкретными педагогическими технологиями, адаптации их к своим условиям.

Семинары

Семинар - форма групповых занятий, проходящая при активном участии учителей. Отличительными признаками семинара являются обязательная самообразовательная деятельность слушателей и коллективное обсуждение ее результатов

Форма практических занятий, при которых педагоги обсуждают проблемы на основе докладов и рефератов.

Результативность семинара требует особых организационных мер при его подготовке и проведении:

Выделение специального времени для подготовки слушателей к занятию (7 - 10) дней;

Информирование слушателей о специальной литературе по рассматриваемым вопросам;

Тщательный отбор вопросов для обсуждения.

Требования к вопросам, выносимым на занятие:

Опора на внутреннюю логику изучаемого предмета;

Учет потребности аудитории;

Проблемность;

Разнообразие по содержанию;

Немногочисленность (не более 4-5);

Достаточно широкий характер.

Вопросы для обсуждения предлагаются обычно заранее, чтобы слушатели имели достаточно времени для самоподготовки. Функция семинара - закрепление, углубление, расширение, систематизация и обобщение знаний, поэтому семинар обычно проходит после лекции.

Практикумы

Практикум - вид учебной работы, основанный на применении имеющихся знаний на практике. Особый вид учебных занятий, имеющий цель практического усвоения знаний и умений, практическое занятие по какому-либо курсу. На первый план здесь выдвигается развитие умений пользоваться теорией на практике, связанных, однако, с постоянным приобретением новых теоретических сведений и углублением имеющихся. Во время занятий происходит также освоение практики преподавания путем обмена опытом между педагогами.

Наиболее употребительной формой организации деятельности слушателей во время практических занятий является групповая работа. В последнее время наиболее популярными стали следующие активные формы практических занятий:

Ролевые игры

Игры-практикумы

Организационно-деятельные практикумы

Различного рода тренинги

Методический практикум - система практических работ слушателей по совершенствованию методического мастерства. Отличительной чертой методического практикума является его четко осознанная методическая направленность.

Структура методического практикума:

Введение участников в методическую проблему, обоснование актуальности данной проблемы;

Практическая работа;

Защита выполненной работы;

Методические выставки, бюллетени .

Методические выставки, бюллетени. Методическая работа требует наглядности, поэтому в связи с единой методической темой школы организуется методические выставки, выпускаются методические бюллетени с информацией о ценных методических приемах, находках и т. п. Таким образом, творческие педагогические находки одного учителя оперативно могут стать достоянием его коллег.

Школа передового опыта .

Результат в основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Основное назначение школы передового опыта состоит в работе опытного учителя, руководителя школы с 2-3 учителями, преподающими один и тот же предмет, который нуждается в методической помощи. Сформированная школа проходит на добровольных началах. Ценность этой работы состоит в её двухсторонней эффективности. Эффективность школы передового опыта достигается так же за счет того, что учителя-коллеги имеют возможность непосредственно войти в творческую лабораторию учителя мастера.

Школа молодого учителя .

В структуре школы молодого учителя представляется как самостоятельное звено, которое помогает работать молодому специалисту. Обучение молодых учителей под руководством опытных учителей способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности молодого учителя.