Что это – гитара? История, описание инструмента, классификация. Кто придумал гитару? Где и когда появилась гитара

Многие историки по-разному описывают историю происхождения современной гитары и ее разновидностей. Это не удивительно, ведь первые струнно-щипковые инструменты, явившиеся прообразом настоящей гитары, появились в глубокой древности, 3-4 тысячи лет до нашей эры.

Рождением гитары как современного инструмента можно считать появление классической испанской гитары — национального испанского инструмента.

Но её появлению в традиционном нынешнем виде предшествовал длинный путь развития, корни которого уходят в глубь истории. По мнению ряда исследователей, лук первобытного охотника мог использоваться не только как оружие, но и как музыкальный инструмент.

Так, если на лук натянуть не одну тетиву, то в силу их различной длины, силы натяжения и толщины изменяется высота издаваемого ими звука.

Вероятно, именно такой вид имел древнейший музыкальный инструмент, ставший прототипом ассиро-вавилонской или египетской кифары. В свою очередь, древние кифары стали «предками» гитары. В Месопотамии и Египте некоторые разновидности кифар (в том числе египетская набла и арабский эль-ауд) получили дальнейшее конструктивное развитие и распространились по всему средиземноморскому побережью уже в 3-2 тысячелетиях до нашей эры.

В 13 веке гитара была уже широко известна в Испании. Она становится народным инструментом, применяется для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев. Таким образом, гитара из культовой среды переходит в сферу бытового музицирования, о чём свидетельствуют миниатюрные рукописи, на которых художники запечатлели придворных менестрелей с гитарами.

На юге Пиренейского полуострова в древнем государстве Тартес (современная Испания) сложилось два типа кифар (гитар — фонетическое изменение): латинская (римская) и мавританская (арабская) с характерным для каждого типа способом звукоизвлечения.

При игре на латинской или римской кифаре использовался приём punteado, то есть игра щипком. А при игре на мавританской или арабской кифаре — приём rasgeado, то есть «бряцание» по струнам всеми пальцами правой руки. В последствии игра щипком — punteado стала основой классической школы. При этом добавились ногтевой и пальцевый способы звукоизвлечения для правой руки, игра с опорой — apoiando и без опоры — tirando на струну после щипка. В свою очередь, игра приёмом rasgeado стала основой испанского стиля исполнения flamenco, а звукоизвлечение при помощи различных приспособлений отразилось в современной игре медиаторами. Мавританская гитара не находит широкого распространения среди деревенских музыкантов, а привлекает коронованных особ и приходится ко двору Альфонса X. Латинская же — нашла своих «поклонников» в лице менестрелей.

На рубеже XV — XV1 веков, к моменту проникновения в другие европейские страны гитара имела пять струн и квартовый строй, как и родственная ей лютня. В Германии или Италии была добавлена шестая струна и гитара приобрела свой классический вид, слегка изменив строй для более полного использования звука открытых струн. В таком виде гитара стала серьёзным музыкальным инструментом с широкими возможностями. Это время мы и будем считать точкой отсчёта истории современной гитары. На тот момент уже существовали параллельно с испанской классической гитарой и другие её разновидности, исходя из географического расположения и особенностей культурного развития.

Английской гитарой в Англии и Америке 18 века назывался инструмент грушевидной формы с 6 — 14 струнами (более правильное название — цистра).

Гавайская гитара (укулеле), которая используется и в современной американской музыке, имеет глубокий корпус и 4 металлические струны; играют на ней с помощью плектра. Своим характерным звучанием она обязана скользящей стальной пластинке, которая ставится на струны, но не прижимает их к грифу, изменяя их длину, и, следовательно, высоту звука.

В России на рубеже 19 — 20 веков большую популярность получила семиструнная гитара, настроенная в основном по терциям. Техника игры на шестиструнной и на русской семиструнной гитаре практически идентична, однако терцовый строй семиструнной гитары менее удобен в сложных полифонических произведениях, более подходя для аккомпанемента. В итоге универсальность испанской гитары стала неоспоримой.

Вернёмся к классической гитаре, которая пережила свой первый расцвет в период с конца 18 века до середины 19 века. Ряд блестящих виртуозов и композиторов связали свою жизнь с этим инструментом. Среди них — известнейшие испанцы Д. Агуадо, Ф. Сор и итальянцы М. Каркаси, Ф. Карулли, М. Джулиани и многие, многие другие. Гитара в руках хорошего исполнителя стала звучать как «маленький оркестр». Многие композиторы того времени (Монтеверди, Россини, Доницетти, Верди, Массне) использовали гитару в своих операх, а Вебер, Берлиоз, Гуно и другие сами играли на гитаре. Знаменитый скрипач Паганини был прекрасным гитаристом и написал для гитары ряд произведений. Русские композиторы Глинка и Чайковский любили игру на гитаре, а такие писатели и поэты, как Державин, Пушкин, Лермонтов, Л. Толстой, Гёте, Байрон, Шелли, Бодлер посвятили ей не одну страницу в своих произведениях.

С появлением фортепиано, популярность гитары упала. Пальма первенства была передана более молодому инструменту. И только в начале XX века с появлением таких виртуозов, как Ф. Таррега, М. Льобет, А. Сеговия и других, наступил перелом — их творчество стало эталоном, высшей ступенью развития классической гитары. Техника игры этих музыкантов позволяла исполнять очень сложные произведения в больших концертных залах. С этого периода гитара обрела статус сольного концертного инструмента , заняв одно из ведущих мест среди других классических инструментов.

Особым этапом в развитии гитары, стало появление . Богатые возможности звуковой обработки, аналоговые и цифровые процессоры позволили до неузнаваемости изменить звук классической гитары. Одновременно расширились исполнительские возможности. Музыканты получили возможность максимально точно приблизить к желаемому результату.

В это время появляются такие виртуозы как музыканты группы

Когда появился этот удивительный музыкальный инструмент, где родина гитары и кто дал ей такое название – этими вопросами задаются многие любители инструмента.

Гитара является поистине уникальным инструментом, ведь ее используют практически во всех музыкальных стилях. Этот инструмент имеет множество разновидностей, каждая их которых хороша по-своему.

Откуда произошла гитара

Первые упоминания о струнном инструменте можно найти в документах, датирующихся третьим тысячелетием нашей эры. Также изображение гитары того времени были обнаружены на месопотамских глиняных барельефах. На похожих инструментах играли древние египтяне и индусы. У римлян и греков была также популярна своя гитара, носившая название кифара.

Родина первой гитары

Струнный щипковый инструмент с шейкой появился еще в древности. Но до 1470-го года подобные инструменты были мало похожи на нынешнюю гитару. Но после этой даты, гитара стала походить на современный инструмент.

Первый щипковый инструмент (гитару), который можно назвать таковым сделали еще в Древнем Египте. Одина из таких гитар находится в королевском музее Лондона. Конструкция таких инструментов обладает корпусом, вырезанным и цельного куска палисандра, выпуклым дном, и верхней декой, закрепленной на двух пружинах. Головка же инструмента практически повторяет современную.

Откуда произошло слово «гитара»

Данное название музыкального инструмента сложили из двух слов: санскритского «сангита» и древнеперсидского «тар». Первое слово переводится как музыка, а второе слово как струна. По мере того как этот инструмент продвигался ближе к Европе его название менялось.

В средние века основным центром развития этого музыкального инструмента считали Испанию, сюда она попала из древнего Рима вместе с воинами арабами. В пятнадцатом веке в Испании создали гитару с пятью струнами, которые были сдвоены. Подобным инструментам присваивают названия – испанских гитар. В девятнадцатом веке этот инструмент меняется, и к нему добавляют еще одну струну. Таким образом, гитара становится такой, какой мы знаем ее сейчас.

Несколько фактов об истории создания электрогитары

В двадцатом веке с появлением новых технологий начали производить первые электрические гитары. Первый электрический инструмент был создан в 1936-м году компанией «Рикенбекер». Спустя двадцать лет гитаре дарят новый облик, заменим ее корпус на сплошной деревянный. С тех пор гитары начали изготавливать из ольхи, ясеня, палисандра и клена. А для грифовых накладок используется в основном черное дерево.

Самой старой и самой популярной электрогитарой является гитара Telecaster от бренда Gibson. Эти гитары считаются эталоном и именно поэтому эти инструменты имеют множество копий и подделок.

Но каким бы ни был инструмент – обычным или электрическим нужно помнить, где родина гитары и кто ее нам подарил, чтобы еще больше оценить то сокровище, которое нам досталось.

Слово «гитара» почти у каждого человека вызывает романтические воспоминания и связано с чем-то светлым и приятным. Но немногие задумываются о том, что история такого знакомого и, казалось бы, обыденного инструмента, уходит глубоко в прошедшие тысячелетия. История возникновения гитары начинается около 2 – 2,5 тыс. лет до нашей эры. Этими периодами датируются найденные при раскопках древних цивилизаций предки современной гитары:

  • Кинорра в Месопотамии;
  • Цитра и нефер в Египте;
  • Ситар в Индии;
  • Кифара в Риме и Греции.

Древние инструменты, являющиеся прародителями гитары, имели округлый пустотелый корпус, изготовленный из высушенной тыквы, обработанного куска дерева либо из панциря черепахи.

Китайские предки современной гитары уже имели верхнюю и нижнюю деки, соединенные обечайкой, и выполненные из дерева, хотя форма корпуса была еще округлой и напоминала современную версию очень слабо.

Происхождение гитары

Впервые изображение инструмента, имеющего характерное для гитары строение (корпус, гриф и головку), нашли в Испании, и отнесли его ко II в. нашей эры. Позже, в VIII веке, в рукописях монаха Беатуса Льебана, в нарисованных миниатюрах с изображениями музыкантов, присутствуют музыкальные щипковые инструменты с различным строением. Конструкция многих из них свидетельствует об эволюции .

Постепенно щипковые музыкальные инструменты (виола, гитара, виуэла) получают широкое распространение, и с X в. их изображения присутствуют в произведениях искусства, на барельефах и в манускриптах.

С XIII в. гитара пользуется огромной популярностью в Испании. Она становится здесь основным музыкальным инструментом, любимым королями и простым народом. В этот период различают две разновидности гитары:

  1. Мавританская. Имела овальную форму и более резкий звук. Игра производилась медиатором (плектром). Двор монарха Альфонсо X отдавал предпочтение именно этому виду инструмента.
  2. Латинская. Имела более мягкое звучание и усложненную форму. По изображениям на миниатюрах можно судить о том, что эта разновидность получила признание у менестрелей и любителей утонченной музыки.

В XVI в. наибольшее распространение получает ручная виуэла, имеющая по сравнению с гитарой более выпуклый и узкий корпус. Этот инструмент, украшенный богатыми инкрустациями, был особенно любим в знатных домах. Здесь он выступал вначале в качестве аккомпанемента. Впоследствии, благодаря талантливым музыкантам Луису Милано и М. де Фуэнльяна, он становится солирующим инструментом. В этот же период появляются первые пьесы, написанные специально для гитары.

История создания гитары

XVII в. становится для гитары переломным в развитии. Период характеризуется популяризацией музыкальных произведений и написанием первого руководства по обучению игре на гитаре. Испанский композитор и священник Гаспар Санс в 1674 г. опубликовывает «Руководство по игре» для гитары. Благодаря профессиональному подходу к теории игры и советам мастера высшего уровня, книга выдержала несколько переизданий и оставалась лучшим руководством на долгие десятилетия.

Наибольшее признание в качестве концертного инструмента гитара получает в XVIII – XIX в. в. Имеющая первоначально 4, 8, 10 струн, к этому периоду гитара имеет почти современный вид с 6 струнами. Очень важную роль для популяризации инструмента сыграла музыкальная деятельность в эту эпоху знаменитых композиторов, написавших множество концертов, фантазий, пьес, сонат, вариаций именно для гитары соло: итальянцев М. Джулиани и М. Каркасси, испанцев Д. Агуадо и Ф. Сор.

Конечно, история гитары получила наибольшее развитие именно в Испании. Страстные и импульсивные испанцы первые оценили благородство и выразительность инструмента в полной мере.

Агуадо даже называли «Бетховеном гитары», а Сор и сегодня ставится в один ряд с лучшими виртуозами игры.

Многие талантливые композиторы писали для гитары и были поклонниками этого инструмента:

  1. Француз Гектор Берлиоз, живший в 19 в. и являющийся родоначальником симфонической музыки, особо отмечает гитару в качестве инструмента, оказавшего значительное позитивное влияние на его музыкальное образование.
  2. Итальянец Никколо Паганини, известный скрипач, высоко оценивал качества гитары как музыкального инструмента. Музыкант написал множество сонат, пьес и концертов для игры на гитаре, как соло, так и в квартете с другими инструментами. Паганини сам виртуозно играл на гитаре и ставил ее в один ряд со скрипкой. Гитара знаменитого итальянца хранится в музее Парижской консерватории.
  3. Великий Франц Шуберт писал для гитары танцы и песни, сонаты и пьесы. Знаменитый немецкий композитор был любителем гитарной музыки и имел собственный инструмент, который находится в музее Шуберта.
  4. Немецкий композитор Карл Вебер, по свидетельству сына, играл на гитаре столь же виртуозно, как и на фортепиано. Музыкантом был создан ряд песен, сонат и пьес для игры на гитаре в ансамблях.

Вторая половина 19 столетия характеризуется снижением популярности гитарной музыки, на первый план выходит новый инструмент – фортепиано. Звучность, богатство и громкость музыки этого инструмента на некоторое время выдвинули его вперед в музыкальном мире.

Начало 20 века ознаменовало для гитары новый толчок в популяризации:

  • В Мюнхене создается Интернациональный союз гитаристов;
  • Западноевропейские композиторы М. де Фалья, Понс, Руссель в своей деятельности уделяют гитаре значительное место;
  • Появляются новые виртуозы игры: А. Сеговия, М. Льобет, Э. Пухоль, С. де ла Маса;
  • В Америке возникает ряд новых направлений, и открываются школы игры на гитаре.

Повсеместное распространение и популярность гитары неразрывно связаны со скачком научно-технического прогресса. Массовое производство инструмента сделало его доступным для широких масс, а открытие музыкальных школ дало возможность научиться играть всем желающим.

Когда появилась гитара в России

До середины 17 в. инструмент в России изредка можно было встретить в аристократических домах как случайную диковинку. Позже, когда путешественники-итальянцы познакомили русское общество с гитарой поближе, ее необычайно романтическая и душевная музыка получила повсеместное признание.

Основоположником развития в России направления гитарной музыки считается композитор А. Сихра (19 век), который усовершенствовал семиструнную гитару. Она завоевала популярность не только высшего сословия, но и была весьма любима в низших классах.

Гитара - самый распространенный щипковый музыкальный инструмент с полым деревянным корпусом, выступающим в качестве резонатора, длинным грифом и струнами. Используется гитара во многих музыкальных жанрах, как сольный инструмент, так и как аккомпаниатор.

Древнейший инструмент

История возникновения гитары уходит на много тысячелетий назад в историю, в период . Первые упоминания о струнных щипковых инструментах встречаются в Древнем Египте и Индии, также есть похожие описания в библейских сказаниях. Основными прародителями гитары считают наблу и кифару. Они представляли собой пустотелый корпус округлой формы и длинную шейку со струнами. Корпус изготавливали из высушенной тыквы, выделанной из цельного куска дерева формы и даже из панциря черепахи. Изображением наблы еще передавали понятие «добро».

Более приближенным к гитаре инструментом был китайский жуань, у которого корпус собирался из двух частей. Именно благодаря этому инструменту появилась латинская и мавританская гитары.


Китайский жуань

В Европе гитара появилась в VI веке, это была латинская гитара. Считается, что ее завезли арабы вместе с лютней. Понятие «гитара», возможно, произошло от слияния двух старинных понятий «сангита» и «тар», что в переводе означает, соответственно, «музыка» и «струна». Есть также предположение, что название «гитара» произошло от другого слова - «кутур», означающего четырехструнный. Первые упоминания о музыкальном инструменте именно под названием гитара появились в XIII веке.

Струны гитары

Все гитары были трех- или четырехструнными до того, как инструмент получил широкое распространение в Испании и стал народным музыкальным инструментом страны. В XVI веке появилась гитара с пятью струнами. Это была испанская гитара. Все струны, кроме первой, были сдвоенными. В XVIII веке у гитары появляется еще одна, шестая, струна. Струны становятся одиночными, а диапазон звучания значительно расширяется. Немного меняется форма инструмента, теперь он больше и удобнее. Для гитары пишется много музыкальных произведений. Из Испании гитара кочует в Европу и Америку, где завоевывают огромную популярность.

Уже в XIX-XX веках в России появилась семиструнная гитара, получившая название русской.

С появлением интерес к гитаре немного утих, но уже в XX века он вернулся с новой силой благодаря появлению электрогитар, покоривших музыкантов, в особенности, приверженцев рок-культуры.

Один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.

Исполнитель на гитаре называется гитарист . Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье .

Устройство

Основные части

Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа - плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.

Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «седла» - простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Лады

Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая - чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута - тем выше она звучит.

Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре - это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.

В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т. н. «лады». Лад - это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом.

Струны

В современных гитарах используются металлические либо нейлоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн - набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины - толстые струны, дающие более низкий звук - слева, тонкие - справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. Комплекты струн также различаются по толщине. Несмотря на то, что существует довольно много различных вариаций толщины разных струн в комплекте, обычно достаточно знать толщину лишь первой струны (самая популярная - 0,009″, «девяточка»).

Стандартны строй гитары

Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения. Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:

1-я струна - нота «ми » первой октавы (e1)
2-я струна - нота «си » малой октавы (h)
3-я струна - нота «соль » малой октавы (g)
4-я струна - нота «ре » малой октавы (d)
5-я струна - нота «ля » большой октавы (A)
6-я струна - нота «ми » большой октавы (E)

Техника игры на гитаре

При игре на гитаре гитарист зажимает пальцами левой руки струны на грифе, а пальцами правой извлекает звук одним из нескольких способов. Гитара при этом находится перед гитаристом (горизонтально или под углом, с грифом, поднятым до 45 градусов) опираясь на колено либо висит на ремне, перекинутом через плечо.

Гитаристы-левши переворачивают гитару грифом вправо и меняют функции рук - зажимают струны правой рукой, извлекают звук - левой. Далее названия рук приведены для гитариста-правши.

Звукоизвлечение

Основным способом звукоизвлечения на гитаре является щипок - гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает. При игре пальцами применяют две разновидности щипка: апояндо - с опорой на соседнюю струну и тирандо - без опоры.

Также гитарист может с небольшим усилием ударить сразу по всем или по нескольким соседним струнам. Этот способ звукоизвлечения называется удар. Также распространено название «бой».

Медиатор

Щипок и удар могут исполнятся пальцами правой руки или же с помощью специального приспособления, называемого «плектр» (или медиатор). Плектр представляет собой небольшую плоскую пластину из твердого материала - кости, пластмассы или металла. Гитарист держит его в пальцах правой руки и защипывает или ударяет им струны.

Во многих современных стилях музыки широко применяется способ звукоизвлечения слэп, когда струна начинает звучать от удара о ладовые порожки. Для этого гитарист либо сильно ударяет большим пальцем по отдельной струне, либо подцепляет и отпускает струну. Эти приёмы называются слэп (удар) и поп (подцеп) соответственно. Преимущественно слэп применяется при игре на .

Также возможен способ звукоизвлечения, когда струна начинает звучать от удара о ладовый порожек при ее резком зажатии. Такой способ звукоизвлечения называется «тэппинг». При игре тэппингом звукоизвлечение может осуществляться обеими руками.

Левая рука

Левой рукой гитарист обхватывает гриф снизу, опираясь большим пальцем на его тыльную сторону. Остальные пальцы используются для зажимания струн на рабочей поверхности грифа. Пальцы обозначаются и нумеруются следующим образом: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец. Положение кисти руки относительно ладов называется «позиция» и обозначается римской цифрой. Например если гитарист зажимает 2-ю струну 1-м пальцем на 4 ладу, то говорят, что рука находится в IV позиции. Незажатая струна называется «открытая».

Большое баррэ

Струны зажимаются подушечками пальцев, таким образом, одним пальцем гитарист имеет возможность зажать одну струну на одном ладу (однако существуют аккорды, в которых, помимо большого баррэ, зажатого первым пальцем, необходимо зажать на одном ладу две струны вторым пальцем). Исключением является указательный палец (а иногда и другие пальцы), который можно «положить» на гриф «плашмя» и зажать таким образом сразу несколько, или даже все струны на одном ладу. Этот весьма распространенный приём называется «баррэ».

Различают большое баррэ (полное баррэ), когда гитарист зажимает все струны, и малое баррэ (полубаррэ), когда гитарист зажимает меньшее количество струн (вплоть до 2). Остальные пальцы во время применения баррэ остаются свободными и могут использоваться для зажатия струн на других ладах.

Приёмы

Кроме описаной выше основной техники игры на гитаре, существуют разнообразные приёмы широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки.

Арпеджио (перебор) - последовательное извлечение звуков созвучия. Исполняется путем последовательного защипывания разных струн одним или несколькими пальцами.

Арпеджиато - очень быстрое последовательное извлечение звуков аккорда, расположенные на разных струнах.

Тремоло - очень быстрое многократное повторение щипка, без смены ноты.

Легато - слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки.

Восходящее легато - уже звучащая струна зажимается резким и сильным движением пальца левой руки, звук при этом не успевает прекратиться.

Нисходящее легато - палец сдергивается со струны, слегка подцепляя ее при этом.

Бенд (подтяжка) - повышение тона ноты путем поперечного смещения струны по ладовому порожку. В зависимости от опыта гитариста и используемых струн этим приёмом можно повысить извлекаемую ноту на полтора-два тона.

Вибрато - периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила ее натяжения и соответственно высота звука. Другой способ исполнить вибрато - последовательное периодическое исполнение приёма «бенд» на небольшую высоту.

Глиссандо - плавный переход между нотами. В гитаре возможно между нотами расположенными на одной струне и исполняется перемещением руки из одной позиции в другую не отпуская пальца, прижимающего струну.

Стаккато - Короткое отрывистое звучание нот. Исполняется путем глушения струн правой либо левой рукой.

Тамбурин - перкуссионный приём, заключается в постукивании по струнам в районе подставки, пригоден для гитар с полым корпусом, акустических и полуакустических.

Гольпе - еще один перкуссионный приём, постукивание ногтем по деке , во время игры. Применяется в основном в музыке фламенко.

Флажолет - заглушение основной гармоники струны путем прикосновения к звучащей струне точно в месте, делящем ее на целое число частей. Различают натуральные флажолеты, исполняемые на открытой струне и искусственные, исполняемые на зажатой струне.

История

Происхождение

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным - из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV - XVI веках появился инструмент , также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

Происхождение названия

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. - семиструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: « » в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII-начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

Русская гитара

В России в конце XVIII начале XIX веков, становится популярным вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название « ».

В течение XVIII-XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.

В XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары - электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. «сковородка»). В начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала Роллинг Стоун) живший в середине XX века американский гитарист Джими Хендрикс.

Видео: Гитара на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Акустическая гитара:

Классическая гитара:

Семиструнная (русская) гитара:

Электрогитара:

Бас-гитара:

Баритон-гитара:

Гитара Уорра:

Стик Чапмена: