Что обозначает дракон на гербе. Геральдическое значение дракона

Этот символ очень и очень неоднозначен. Если многие другие известные символы имеют схожее значение в разных культурах и традициях, то этот у разных народов трактуется совершенно по-разному, принимая порой противоположные значения. В то же время этот символ один из самых эстетически привлекательных и служащих поводом для фантазии людей искусства: писателей, художников, музыкантов.

Дракон — символ зла или величия?

Дракон — злое чудище

Само слово дракон происходит от греческого derkien – «видящий». Это фантастическое животное используется в эмблематике и геральдике европейских народов с самых древнейших времен. И именно у европейских народов этот символ имеет отрицательное значение, являя собой злое чудовище и олицетворяя собой силы зла.

Дракон в европейских традициях предстает в значении первобытного врага, сражение с которым является высшим испытанием и подвигом. Покорение дракона означает победу космоса над хаосом, духа над материей. С распространением христианства дракон на Западе стал олицетворением сил хаоса, разрушительных энергий и зла, в которые погружен мир материи. В средние века дракон стал восприниматься только как зло, коренящееся в материи, как злая разрушительная сила и демонический символ. В христианстве победителями дракона являются святые – покровители рыцарства – святой Георгий и святой архангел Михаил. В данном случае победа над драконом означает преодоление и сублимацию греха.

На картинах эпохи Возрождения дракон используется как символ бедствия или болезни, постигших страну или человека, а авторы разных околонаучных и религиозных трудов приписывают дракону неимоверную силу и остроту зрения, и способность всегда бодрствовать. Дракон, изображавшийся с несколькими головами, являлся носителем агрессивных черт, усугубляющихся в зависимости от количества его голов. Так, например, в Апокалипсисе является красный дракон с семью головами и десятью рогами, и «на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю».

Отметим и то, что в Средние века на Западе дракон часто изображался с шеей и ногами орла, телом огромного змея, крыльями летучей мыши и хвостом, заканчивающимся стрелой. Это толковалось как соединение небесного принципа, выраженного орлом, тайного, хтонического принципа, олицетворяемого змеем, крылья выражают интеллектуальную возвышенность, а хвост в виде знака зодиакального Льва – подчинение рассудку.

В русской символике и эмблематике дракон полностью отождествлялся со змеем как эмблемой дьявола, сатаны, злыми силами ада и, в частности, считался эмблемой сил, противостоящих Руси. Одним из главных символов российского государства было изображение святого Георгия Победоносца - покровителя России, поражающего своим копьем дракона.

Георгий Победоносец.

Добавим и то, что в русских народных сказках дракон отождествлялся со Змеем Горынычем, имевшем обычно несколько голов и с которым постоянно устраивали поединки великие богатыри Земли Русской.

Дракон — символ силы и величия

Тогда как в Европе и на Руси дракон был ярко выраженным отрицательным персонажем и именно так использовался в символике, в странах Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока все было с точностью до наоборот. В китайской, корейской и японской мифологии дракон символизировал не отрицательные, а положительные черты.

В народных китайских представлениях дракон - это символ силы, величия. Дракон - национальная китайская эмблема, охраняющая каждый дом, великий друг китайского народа. До сих пор не только изображения дракона сопутствуют китайскому очагу, но и иероглиф дракона по-прежнему означает ум, силу, энергию, способности, цельную натуру и в этом качестве применяется как эмблема всех указанных понятий.

В китайской мифологии дракон обозначается иероглифом Рю, который служит, с одной стороны, символическим знаком мощи, великой силы и величия, а с другой - собственным именем дракона.

Не удивительно, что именно изображения дракона употреблялись как главная государственная эмблема императорского Китая и именно эти изображения были главным атрибутом одежды монарха. В орнаментах и украшениях императора использовался дракон с пятью когтями. Придворные имели право носить драконов только с четырьмя и меньше когтями. Тип китайского имперского дракона с пятью когтями, возвышающегося над драконом с четырьмя когтями, представляет духовную силу, явленную в лице императора, господствующей над силами материи – четырьмя элементами.

В Китае и Японии дракон приносит удачу и разгоняет демонов. Дракон, восстающий из моря был положительным знаком и ассоциировался с ученостью и творческим умом. Его считают посредником между противоположными космическими силами, ассоциируемыми с характеристиками трехуровнего символизма: высшего уровня духовности, среднего уровня – феноменальной жизни и низшего уровня – природных и хтонических сил.

Добавим и то, что драконы на Востоке и в наше время входят в государственную символику, например, в Бутане, Сиккиме и Тибете и до сих пор остаются общепризнанной народной эмблемой на Дальнем Востоке. А потому тем, кто родился в Год Дракона по китайскому календарю имеет смысл не обращать особого внимания на европейские толкования этого образа, а сосредоточиться именно на восточных.

В Милане повсюду можно встретить ярко-синего дракона с красным человеком в пасти. И на старинных фресках, и на барельефах, и даже на логотипе известного производителя автомобилей Альфа Ромео. — известный геральдический символ в Средневековье. И о происхождении герба известного Миланского рода Висконти есть несколько легенд.

Первая восходит к крестовому походу 1187 года. По преданию, рыцарь Оттоне Висконти сражался в поединке с сарацином. В доблестной схватке христианин победил, и отобрал у мусульманина его герб, на котором был изображен огромный змей, пожирающий младенца. По задумке, для устрашения неверных, гибнущий малютка символизировал Христа и христианскую веру. Некоторые историки считают, что эта история была придумана в XIII веке, когда Маттео Висконти, позже получивший прозвище Великий, был назначен городским главой. И поэтому хотел хоть как-то внушить уважение к своему роду, на тот момент ничем особым не прославившемуся.

Колонна с барельефом герба Висконти в Миланском музее

Вторая легенда рассказывает о драконе, который в V веке якобы поселился на берегах озера близ Милана. Как и положено традиционному монстру, он опустошал окрестности, пожирал стада и отравлял воды озера. Но предок рода Висконти мужественно сразился с чудовищем, успешно его истребил и вернул жителям мир и спокойствие. Легенда явно восходит к тому же XIII веку и призвана разообразить истории подвигов предков Маттео Висконти. На любителя, кому-то по душе более реалистичная версия с сарацинским щитом, а кто-то, может, верил в сказки о драконах.


Герб Висконти на стене церкви Санта Мария делле Грацие

В качестве третьей легенды, бытует мнение, что дракон имел змеиное происхождение, у древних племен, населяющих Ломбардию, синий уж считался мощным оберегом.

Четвертая версия повествует о знаменитом средневековом символе Жены, облечённой в Солнце , описанной у Иоанна Богослова. В 12 книге откровения он пишет: «…явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. » Рождения младенца ожидал красный дракон, чтобы сожрать его, но был повержен Архангелом Михаилом. Легенду толковали все известные богословы, соотнося её символизм то с Богородицей и Христом, то с христианской церковью. Но на мой взгляд, корни этого предания лежат гораздо глубже, в доисторических легендах о Великой Матери, добре и зле, чистоте и пороках, мире бесплотном и плотном.

Позже, в XV веке, род Висконти пришел в упадок. И последняя представительница, Бьянка Висконти, была отдана в жёны Франческо Сфорца, который объединил дракона жены и своего чёрного орла. Этот герб затем разошёлся вместе по Европе вместе с их потомками, в частности, достался польской королеве .


Герб Висконти-Сфорца

Интересное изображение двух драконов, образующих символ кадуцеи, я увидела на стене знаменитой церкви Санта Мария делле Грацие, где находится нашумевшая Тайная Вечеря Леонардо да Винчи. Привожу здесь их изображение, а рядом — легендарную китайскую пару,

«В гербоведческой литературе имеются краткие высказывания о «змие» и «драконе». А.Б. Лакиер, касаясь западноевропейских гербовых фигур, писал о драконе как эмблеме «нечистой силы, язычества, невежества» в виде грифона с лапами, языком-жалом, крыльями летучей мыши и рыбьим хвостом».

«В центральном круглом медальоне знака (креста) ордена на розовом (с 30-х гг. XIX в. - красном) фоне помещалось изображение св. Георгия на коне, поражающего копьем змия.

Некоторыми это изображение неверно трактуется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причину ошибки следует искать в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змий - с четырьмя. Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочному трактованию изображения змия как дракона.»

Другое геральдическое значение дракона - неприкосновенность, неприкосновенность, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы).

Русская геральдика обязана своим созданием царю Алексею Михайловичу. Если до него и существовали некоторые эмблемы, как, например, двуглавый орёл государственной печати, печати некоторых городов и т. п., то они не имели полноты и законченности, не приняли ещё постоянных геральдических форм.

Большое значение имел труд государева печатника, боярина Артамона Сергеевича Матвеева: «Всех великих князей московских и всея России самодержцев персоны и титла и печати» (1672). Он включал в себя гербы (по сути, еще «рисунки эмблем») 33 русских земель, названия которых входили в большой государев титул Алексея Михайловича.

По просьбе царя император Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича или Курелича, который (в 1673 г.) написал сочинение (оставшееся в рукописи) «О родословии российских великих князей и государей, поднесенное царю Алексею Михайловичу от цесарского советника и герольдмейстера Лаврентия Курелича, с показанием имеющегося, посредством браков, сродства между Россией и восмью европейскими державами, то есть цесарем римским и королями: англинским, дацким, французским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в средине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Сочинение это служило важным пособием для посольского приказа (подлинник его на латинском языке и русский перевод хранились в архиве иностранных дел ). Таким образом, лица эти и создали первые русскую геральдику.

Зарождение русской геральдики произошло во второй половине XVII в., когда под влиянием непрестанных сношений с Польшей и Западной Европой начинают создаваться гербы и в России, путём смешения двух геральдических систем, западноевропейской и польской соответственно.

Как источником для польских гербов послужили знаки, помещавшиеся на знамёнах, так и у нас в основу старейших гербов легли эмблемы тех областей и городов, которые некогда составляли уделы владельцев гербов. Принцип этот сохранился отчасти и в других русских гербах; так, в гербы родов, пришлых в Россию, старались помещать эмблемы, хотя бы отчасти указывающие на происхождение рода. Рядом с этим при составлении гербов принимались в соображение и личные заслуги. Таким образом явилась смешанная, или русская, система гербов.

В царствование Петра Великого приведение в порядок существовавших гербов и пожалование новых получило окончательную форму учреждением герольдии. В 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5 тысяч гербов.

В советское время геральдика существовала в статусе вспомогательной исторической дисциплины. Кроме государственных гербов СССР, союзных и автономных республик, являвшихся образным выражением советской идеологии, символизирующих основные принципы и устои социалистического государства, было создано огромное количество советских эмблем. В целом, гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.

«Спас Ли Юань - красную змейку, И наградой ему - супруга.
За помощь дракону Сунь И получил Рецепт от любого недуга.
Советуем всем: никогда не губите Диковинных странных тварей.
Их гибель вам принесет несчастья, Но всегда зачте
«Золотой угорь» (Сб.«Заклятие даоса» М.: Наука, 1987)

Основные правила западно-европейской геральдики

Г еральдика (позднелатинское heraldica, от heraldus - глашатай) является системой наследственной идентификации, использующей визуальные символы, например герб, и изначально возникла и применялась в военной области. Вначале армейские геральдические атрибуты состояли из целого ряда стандартных обозначений и изображались на щите и гербе средневекового рыцаря. Практиковалась традиция изображения той же эмблемы на верхней одежде рыцаря, для этого служила специальная туника, одеваемая поверх кольчуги или брони, на которой изображались геральдические символы.

Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Создателями геральдики были герольды. Ранние сочинения по геральдике - стихи и поэмы поэтов-герольдов - появились во 2-й половине 13 в. К 1-й половине 14 в. относятся древнейший гербовник «Цюрихский» («Zuricher Waррenrolle», 1320) и первое изложение правил геральдики итальянского юриста Бартоло.

Использование геральдических символов, которые стали со временем чрезвычайно разнообразными, скоро вышло за пределы военной сферы и стало достоянием индивидуумов, семейств, политических объединений и общественных организаций.

Использование символов идентификации, или знаков различия, - общая особенность простых обществ, где все, или большая часть населения, неграмотны.

В средневековой Европе, тем не менее, такая эмблематическая идентификация стала очень сложной наукой, корнями уходящей в X век.

Достоверно известно, что викинги использовали галеру с полной парусностью, а многие шотландские кланы и племена использовали изображение льва. Лошадь была символом, чаще всего встречающимся среди англосаксов и саксонцев Германии, орел был широко распространенным символом в Германии. Все эти эмблемы предшествуют формальной геральдике, но они позже стали использоваться очень широко.

Начало XII-го столетия, когда в Западной Европе массово стали появляться гербы, считается временем становления геральдики как явления общественной и политической жизни.

С образованием сословных монархий практическая геральдика принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота (впервые в Германии в 15 в.) - официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нём герба, за утверждение герба устанавливается определённая такса - «розыск прав на герб» (droit de recherche), за пользование неутверждённым гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (Франция, 1696, Пруссия,1706). Теорию геральдики в 16-18 вв. разрабатывали и систематизировали учёные геральдисты. Первая кафедра геральдики учреждена в Берлине в 1706. С падением феодализма геральдика утратила своё практическое значение. Научное изучение геральдики как вспомогательной исторической дисциплины началось во 2-й половине 19 в.

Составные части герба


Шлем имеет различные формы, корона соответствует титулу владельца герба, нашлемник обычно повторяет главную эмблему щита. В государственных гербах монархий над гербом изображается сень в виде шатра. Главной частью герба является щит, с конца 18 в. преобладает его французская форма (см. рис. 3). Изображения на его поле наносятся металлами - золото и серебро; финифтями (эмалями) - червлень (красная), лазурь (голубая), зелень, пурпур (фиолетовая), чернь; «мехами» - горностаевый и беличий. С 17 в. в геральдике приняты условные графические обозначения цветов, т. н. шафировка. Металл на металл и финифть на финифть обычно не накладываются. Первоначально геральдические цвета имели символическое значение: золото означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро - невинность; голубой цвет - величие, красоту, ясность; красный - храбрость; зелёный - надежду, изобилие, свободу; чёрный - скромность, образованность, печаль; пурпуровый - достоинство, силу, мужество; горностай символизировал чистоту.

Левая и правая стороны

Латинские правила геральдики: левая сторона олицетворяет зло, правая - добро. Правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит.

По правилам западноевропейской геральдики живые существа (всадник, зверь) должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону. Это древнее правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника.

Поле щита



Поле щита обычно делится на части. Четыре основных деления (рассечение, пересечение, скошение справа и слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами (см. рис. 2, 1-12). При выделении меньшей части поля образуются геральдические фигуры - главные (почётные) и второстепенные. Почётных геральдических фигур 8: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест (13-24). В геральдике встречается около 200 разновидностей креста, которые являются вариантами трёх основных видов (22-24). Второстепенных геральдических фигур в геральдике свыше 300, из них наиболее часто встречаются следующие 12: кайма (внешняя и внутренняя), квадрат, вольная часть, клин, остриё, брусок, гонт, ромб, веретено, турнирный воротник, круг (монета), щиток (сердце щита) (25-42). На щите изображаются также негеральдические гербовые фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и фантастические. Человек изображается обычно вооружённым, часто - на коне, встречается рисунок головы, вооружённой мечом руки, пылающего сердца. Руки, сложенные накрест, выражали верность. Из четвероногих животных распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению (43-44). Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются орёл (власть, великодушие), ворон (долголетие), петух (символ боя), цапля (пугливость), павлин (тщеславие), пеликан (любовь родителей к детям), журавль с камнем в одной лапе (эмблема бдительности) и пр. Из морских животных часто встречается дельфин (эмблема силы), из насекомых - пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочка (непостоянство).

Змея изображается прямой или свёрнутой в кольцо (символ вечности). Растения в геральдике представлены деревьями - дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами - роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Лит.: Арсеньев Ю. В., Геральдика, М., 1908; Лукомский В. К. и Типольт Н. А., Русская геральдика, П., 1913; Лукомский В. К., О геральдическом художестве в России, «Старые годы» , 1911, февраль; его же, Гербовая экспертиза, «Архивное дело» , 1939, № 1 (49); его же, Герб как исторический источник, в сборнике: Краткие сообщения института истории материальной культуры, в. 17, М. - Л., 1947; Арциховский А. В., Древнерусские областные гербы, «Уч. зап. МГУ» , 1946, в. 93; Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Русская сфрагистика и геральдика. М., 1963 (библ.); Савелов Л. М., Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд., Острогожск, 1897. Ю. Н. Коротков.

Геральдическое значение дракона

«В гербоведческой литературе имеются краткие высказывания о «змие» и «драконе». А. Б. Лакиер, касаясь западноевропейских гербовых фигур, писал о драконе как эмблеме «нечистой силы, язычества, невежества» в виде грифона с лапами, языком-жалом, крыльями летучей мыши и рыбьим хвостом.»

Г. Бидерман «Энциклопедия символов»

«В центральном круглом медальоне знака (креста) ордена на розовом (с 30-х гг. XIX в. - красном) фоне помещалось изображение св. Георгия на коне, поражающего копьем змия.

Некоторыми это изображение неверно трактyется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причинy ошибки следyет искать в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змий - с четырьмя. Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочномy трактованию изображения змия как дракона.»

В. А. Дуров «Русские награды»,
М., Просвещение, 1997.

Другое геральдическое значение дракона - неприкосновенность.

Обоснование геральдического элемента: будучи традиционным воплощением запрета, дракон олицетворяет собой неприкосновенность, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).

«Могу я и другое порассказать о нем.
Он страшного дракона убил своим мечом,
В крови его омылся и весь ороговел.
С тех пор чем ни рази его, он остается цел.»

«Песнь о Нибелунгах»

Позы геральдических существ

Животные и мистические существа в геральдике обычно изображаются в одной из стандартных геральдических поз.

«Отображение» (Disрlayed)

Существо изображается в «развернутой» позе. Такая поза обычно используется для птиц и крылатых существ.

«Идущий С Поднятой Правой Передней Лапой» (Passant)

Существо идет направо, передняя лапа поднята, а остальные три лапы на земле. Смотрит вперед.

«Безудержный, неиствующий» (Ramрant)

Существо смотрит направо. Оно стоит, опираясь в основном на свою левую (зловещую) ногу, правая служит лишь для опоры. Обе передние лапы подняты вперед. Левая лапа - немного ниже, чем правая. Эта поза подразумевает ярость. Для некоторых существ (дракон, грифон) эта поза называется segreant.

«Стоящий На Всех Лапах» (Statant)

Существо смотрит вправо, стоя всеми четырьмя лапами на земле.

Дракон главным образом изображается как «Безудержный» (segreant), «Стоящий На Всех Лапах» (statant) и «Идущий С Поднятой Правой Передней Лапой» (рassant). У него четыре ноги, раздвоенный язык, крылья как у летучей мыши, хвост с лопатообразным утолщением на конце и чешуя.

Дракон

Дакийские, а впоследствии римские знамена II-IV вв. н.э. назывались «драконами» (draco – «дракон»). Это было особое знамя пехотных и кавалерийских соединений, которое представляло собой шелкового змееобразного дракона, прикрепленного к древку (по покрою draco напоминал большие полотняные аэродромные флюгера, которые, кажется, по сей день кое-где используются); когда «дракон» вился по ветру, он издавал мрачные звуки, леденящие душу парфянских панцирных кавалеристов

В балладе об Атисе читаем:

Се souloient Romains рorter
Се nous fait moult a redouter
(Их римляне несли перед собой,
От страха мы и проиграли бой.)

«Тогда и Август Феодосии повелел великому комиту Аддэ отправиться на помощь Папу со всем греческим войском, не оставляя никого в стороне, даже пешие гарнизоны городов, носившие шелковые (знамена) с изображением драконов.

Так как греческие воины носили золотое и серебряное оружие и кони их были украшены таким же образом, то они выглядели подобно каким-то стенам, причем многие из них своим снаряжением из ремней и кожаной брони создавали впечатление твердых каменных глыб, а над ними колыхались гривы с голов животных, подобно раскидистым кронам деревьев. Извивы же драконов, раздувавшихся при порывах ветра и разевавших ужасные пасти, могу сравнить только с алмазной горой, нависающей над морем, как нависла вся греческая рать над персидским войском. Ибо и последнее было сходно с широко разлившейся по берегам рекой; цвет их защитного снаряжения и впрямь создавал впечатление воды».

Мовсес Хоренаци «История Армении в трех частях, рассказанная Мовсесом Хоренаци по просьбе Сахака Багратуни»

Грифон

Griffin , Grурhon (англ.) представляет собой гибрид орла и льва; а именно: передняя часть туловища, передние лапы, голова и крылья – орлиные ; задняя часть туловища, задние лапы и хвост – геральдического льва ; помимо этого, в отличие от реального орла, грифон имеет на затылке пару острых ушей; грифон никогда не изображается со сложенными крыльями

Изначально символика была создана из-за военной необходимости опознавать броню, одевавшую воинов, чьи лица были скрыты шлемами и забралами.

Во времена Крестовых походов, в которых принимали участие мужчины из разных стран, идея геральдической идентификации легко прижилась и широко распространилась среди благородных сословий Западной Европы.

Поскольку большинство аристократов не могли писать, их гербы стали использоваться в восковых печатях, которыми благородные господа запечатывали письма и подтверждали документы. Для этой же цели гербами обзаводились духовные лица, юристы и главы различных предприятий, организаций, учреждений, как, например, колледжи, коммерческие компании и города.

Хотя геральдика зародилась в среде аристократии, в некоторых странах (как, например, Германия, Италия и Скандинавия) она получила распространение и среди бюргеров (burgerlich), «не-благородных», служивших в армии.

В городах Италии и в Альпийских регионах патриции - те, кто считался равными по статусу с земельными аристократами, хотя последние не снисходили до них, - также могли использовать геральдические символы.

В Европе развевающиеся знамена символизируют стремление к победе, и все символы геральдики, в конечном счете, принимают такое же значение.

Геральдические символы в определенные исторические эпохи имели возвышенное эмоциональное воздействие, в них видели гораздо больше того, что было в них заключено на самом деле. Если «говорящие гербы» часто содержали имена их носителей в форме ребуса - иногда в искаженной форме, безо всякой оглядки на подлинное происхождение предмета наименования, ибо не всему, что изображалось в качестве геральдических фигур, придавался серьезный символический подтекст, то в Новое время такой подтекст приписывали путем спекулятивных домыслов. Такое толкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма.

Здесь используются характерные высказывания из книги «Искусство геральдики» Георга Андреаса Беклера (1688), поскольку они обладают идейно-историческим содержанием и, в связи с этим, и ныне могут представлять интерес. Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев , часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства. Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски», - это, скорее, маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика. Пока в прошлом веке такие интерпретации обстоятельно дискутировались, геральдика превратилась в самостоятельную вспомогательную историческую науку.

Лис на гербе означает живость и остроту ума, причем о нем говорится: «слово и дело суть одно и то же».

В геральдике вначале существовало представление о равнозначности цветов, в эпоху Ренессанса возникла сложная символика, связанная со значением планет и человеческих свойств (Беклер, 1688). Подобные разграничения чужды средневековой геральдике и возникли лишь после того, как гербоведение перестало соотноситься с рыцарством в прежнем смысле. Следует отметить, что цветовой набор предопределялся распространенностью определенных красок вообще. Например, в доисторической наскальной живописи собственно голубой (синий) цвет не встречается, поскольку под рукой не было соответствующего материала.

Вепрь в геральдике обозначает «находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не склонен отступать никоим образом» (Беклер, 1688г.)

Ключи, изображаемые на гербах, означают господство и власть открывать и закрывать, поэтому с ними изображался двуликий Янус, ибо он имеет силу закрывать старый год и открывать новый. Есть также обычай приносить ключи от города его верховным правителям, чтобы показать тем самым, что им передается вся власть. Ключи на гербе указывают также на доверие и испытанную верность, проявленную по отношению к своему господину и повелителю»

В геральдике известны многочисленные формы крестов, которые частично имеют символическое значение. В частности, стоит упомянуть «иерусалимский крест» с четырьмя маленькими крестами на концах, который во время крестовых походов был гербом Иерусалимского королевства. Пять крестов (вместе) указывают на пять ран распятого Христа. Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у «ирландского высокого креста», называется Квестен-крестом, или, короче, Квесте (англ. queste - поиски), и обозначает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний. Лилиеобразным крестом называют гербовую фигуру в виде креста, на концах которого изображен геральдически упрощенный лилиеобразный символ. Сама лилия считалась символом королей.

Иногда лилиеобразным называется крест, вставленный в лилию, у которого нижний конец заканчивается острием. Лилиеобразный крест является орденским знаком основанного в 1156 г. военного рыцарского ордена Алкантара в Кастилии. У стреловидного креста концы оформлены в виде наконечников стрел: он являлся политическим символом и назывался в Венгрии Nyilaskereszt (скрещенные стрелы); как эмблема тамошней фашистской партии в тридцатые годы, он должен был напоминать о стрелах мадьярских завоевателей и, следовательно, о давнем величии мадьяр. В Австрии крест рыцарей тевтонского ордена был политическим символом «Отечественного фронта», который надеялся внедрить свой знак, в отличие от свастики господствующего в Германии национал-социализма. Другие кресты, используемые в геральдике, - это, например, деревоподобный, или ветвеобразный, крест, клеверообразный крест как символ св. Патрика, воспроизводящий, или святительный, крест как четырехкратное повторение крестового символа, иоаннитский, или мальтийский, крест с разделенными концами, булаво- или яблокоподобный крест и др.


При создании данной страницы использованы материалы,
любезно предоставленные Александром Зоричем
(проект «Art Pragmatica. Галереи хороших изображений» ).
Г. Бидерман «Энциклопедия символов»

Геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, двумя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом и чешуйчатым телом. Когда дракон изображён без крыльев, он называется «lindworm » , когда без ног - «serpent » . С опущенной головой он называется побеждённым драконом. Геральдическое значение дракона - неприкосновенность, запрет, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).

  • Крылатый дракон - дракон с двумя лапами;
  • Змей - дракон без крыльев;
  • Амфиптер - извивающийся дракон с крыльями, но без лап;
  • Гивр - дракон с крыльями и лапами (в Интернете гивр описывается, наоборот, как дракон без крыльев и лап).

Глубже значение символа определяется по позе дракона :

  • вздыбленный (стоящий на задних лапах; с поднятыми передними);
  • шествующий (идущий; с поднятой правой передней лапой и смотрящий вправо);
  • стоящий (стоящий на всех четырёх лапах, крылья приподняты над спиной, распростёрты или приопущены, хвост узловатый).

Ещё глубже значение определяется цветом: чёрным, красным, зелёным или золотым .

Змий в русской геральдике

Змий - разновидность дракона. Оба изображаются крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змий - с четырьмя. Является отрицательным символом и в русской геральдике практически отождествляется с драконом . По мнению доктора исторических наук Г. И. Королёва, различие между этими существами по числу их лап несущественно и в русской эмблематической традиции отсутствует .

См. также

Напишите отзыв о статье "Дракон в геральдике"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дракон в геральдике

Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом.
Он лежал на диване, обложенный подушками, в меховом беличьем халате. Он был худ и бледен. Одна худая, прозрачно белая рука его держала платок, другою он, тихими движениями пальцев, трогал тонкие отросшие усы. Глаза его смотрели на входивших.
Увидав его лицо и встретившись с ним взглядом, княжна Марья вдруг умерила быстроту своего шага и почувствовала, что слезы вдруг пересохли и рыдания остановились. Уловив выражение его лица и взгляда, она вдруг оробела и почувствовала себя виноватой.
«Да в чем же я виновата?» – спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» – отвечал его холодный, строгий взгляд.
В глубоком, не из себя, но в себя смотревшем взгляде была почти враждебность, когда он медленно оглянул сестру и Наташу.
Он поцеловался с сестрой рука в руку, по их привычке.
– Здравствуй, Мари, как это ты добралась? – сказал он голосом таким же ровным и чуждым, каким был его взгляд. Ежели бы он завизжал отчаянным криком, то этот крик менее бы ужаснул княжну Марью, чем звук этого голоса.
– И Николушку привезла? – сказал он также ровно и медленно и с очевидным усилием воспоминанья.
– Как твое здоровье теперь? – говорила княжна Марья, сама удивляясь тому, что она говорила.
– Это, мой друг, у доктора спрашивать надо, – сказал он, и, видимо сделав еще усилие, чтобы быть ласковым, он сказал одним ртом (видно было, что он вовсе не думал того, что говорил): – Merci, chere amie, d"etre venue. [Спасибо, милый друг, что приехала.]
Княжна Марья пожала его руку. Он чуть заметно поморщился от пожатия ее руки. Он молчал, и она не знала, что говорить. Она поняла то, что случилось с ним за два дня. В словах, в тоне его, в особенности во взгляде этом – холодном, почти враждебном взгляде – чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского. Он, видимо, с трудом понимал теперь все живое; но вместе с тем чувствовалось, что он не понимал живого не потому, чтобы он был лишен силы понимания, но потому, что он понимал что то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего.