Искусство его виды многозначность термина два основных значения. Артист - это многозначный термин Термин искусство многозначен чаще всего он

Понятие «искусство» известно каждому. Оно окружает нас на протяжении всей жизни. Искусство играет большую роль в развитии человечества. Оно появилось еще задолго до создания письменности. Из нашей статьи вы можете узнать о роли и задачах.

Что такое искусство? Общая информация

Понятие «искусство» достаточно многогранно. Обычно под ним подразумевают отрасль человеческой деятельности, которая может удовлетворить одну духовную потребность, а именно любовь к прекрасному. Искусство - это особая форма общественного сознания. Именно оно представляет собой художественное отражение человеческой жизни. Благодаря ему можно выяснить, как жили люди в то иной временной промежуток.

Самым первым автором, который раскрыл понятие «искусство», был Шарль Батё. Он создал целый трактат, в котором классифицировал данную отрасль человеческой деятельности. Его книга «Изящные искусства, сведенные к одному принципу» была опубликована в 1746 году. Шарль Батё считает, что их можно определить по нескольким критериям. Автор уверен, что искусство приносит удовольствие, а также оно имеет духовный, а не телесный характер.

Понятие «искусство» включает в себя живопись, музыку, поэзию, архитектуру и многое другое, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Любой вид художественной деятельности отличается определенными положительными качествами. Каждая сфера искусства имеет особый способ воспроизведения действительности и художественные задачи. Все виды художественной деятельности подразделяются на роды и жанры.
Обычно искусство делят на три группы:

  • тоническую (музыка и поэзия);
  • образную (архитектура, живопись и скульптура);
  • смешанную (хореография, актерское мастерство, ораторское искусство и другие).

Существуют разнообразные виды искусства:

  • пространственное, в котором благодаря построению раскрывается видимый образ (скульптура, архитектура);
  • временное, в котором значение приобретает развертывающаяся в реальном времени композиция (поэзия, музыка);
  • пространственно-временное - зрелищное искусство (цирковое представление, кино, хореография).

Графика

Искусство графики - это вид, который включает в себя рисунок и печатную графику изображений (гравюра, минотопия и другое). Ее выразительные средства - контур, штрих, фон и пятно. Известно, что это наиболее популярный вид изобразительного искусства. По своему содержанию и форме графика имеет много общего с живописью.

Гравюра - это вид графики, в котором рисунок является печатным оттиском. Наносят его специальным гравером. Гравюра может быть изображена на металле, дереве и линолеуме.

Еще один популярный вид графики - особый способ плоской печати, при которой печатной формой служит поверхность камня. Данный вид изобретен в 1798 году. Изображение на камень наносят с помощью специальной туши или карандаша.

Искусство графики - самое древнее из всех существующих. Первые изображения существуют со времен неолита и бронзового века. Наши предки выцарапывали рисунок на стенах пещер и скалах. Спустя некоторое время изображения наносились на оружие и предметы быта. После того как появилась письменность, графика использовалась при оформлении писем, книг и грамот.

Способы копирования рисунков на протяжении многих лет были неизвестны. Именно поэтому все изображения создавались в единственном экземпляре. Не секрет, что сегодня такие графические рисунки востребованы у коллекционеров.

В середине 20-го столетия специалисты начали разрабатывать технику черно-белой графики. Было создано более 20 вариантов графической фактуры. Были изданы обучающие пособия. Сегодня графика занимает ведущее место в искусстве.

Бэнто

Бэнто - это необычное искусство для детей и взрослых. Не секрет, что многие родители не знают, как приучить свое чадо к здоровому питанию. Сегодня на прилавках магазинов присутствует большой выбор вредной и даже опасной пищи. На помощь может прийти новый вид искусства - бэнто. Появилось оно в Китае. Таким термином китайцы называют еду, которую они запаковывают в специальные коробочки и берут с собой на учебу или работу. Бэнто - это произведение искусства, которое можно съесть. Талантливые домохозяйки и повара создают из еды фигурки и небольшие картины. Главное отличие такой еды - это сбалансированность и наличие большого количества витаминов. Китайцы создают съедобное произведение искусства только из полезной пищи.

Бэнто - это искусство для детей и взрослых, благодаря которому ребенок с удовольствием будет употреблять полезные продукты. У нас оно еще не так популярно, но уже известно несколько мастеров, которые освоили данную технику.

Влияние искусства на сознание и жизнь ребенка. Как объяснить ребенку современные произведения художественной деятельности?

Искусство играет важную роль в жизни ребенка и развитии его личности. Сегодня абсолютно каждый человек должен иметь хотя бы базовые познания о той или иной сфере деятельности. Общество стремительно развивается, и поэтому каждая личность должна быть многогранной. Многие современные родители стараются как можно раньше привить своему чаду любовь к искусству. Для этого разработано немалое количество методик воспитания, которые можно использовать с первых месяцев жизни ребенка.

Понятие о видах искусства ребенок получает еще в школе. Обычно родители, преподаватели и воспитатели уделяют много внимания письму, чтению, счету и другим предметам, за которые отвечает левое полушарие мозга. Для развития правого понадобится заниматься музыкой, танцами и другими видами искусств. Важно развивать оба полушария мозга, для того чтобы в дальнейшем стать полностью сформировавшейся личностью.

Благодаря осваиванию искусства у ребенка:

  • формируется личность;
  • повышается уровень интеллектуального потенциала;
  • формируются нравственные ориентиры;
  • развивается способность творческого мышления;
  • появляется уверенность в себе и повышается самооценка;
  • развивается память и внимание;
  • расширяется кругозор.

Для того чтобы познакомить ребенка с искусством, важно в первую очередь организовать зону, в которой будут храниться все материалы, необходимые для творческой деятельности. Понадобится иметь дома несколько книг об искусстве. С раннего детства ребенку необходимо читать их. Важно обсуждать все изученное. Для знакомства с искусством понадобится хотя бы раз в месяц посещать с ребенком музеи, галереи, театры и выставки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать рисунки, аппликации и поделки, созданные руками детей. Благодаря им можно увидеть творческий рост ребенка. Важно также как можно раньше записать его в тематический кружок, занятия в котором будут ему по душе.

Некоторые произведения современного искусства вызывают недоумение со стороны не только детей, но и взрослых. Нередко тот или иной ребенок не понимает архитектуру, которая была спроектирована модернистами. Важно объяснить школьнику, что любое произведение искусства - важный этап в развитии человечества.

Множество вопросов у детей вызывают абстрактные картины. Существует немалое количество специальных изданий, благодаря которым родители могут показать ребенку, как тяжело создать подобное художественное произведение. Одно из них - «Сам себе Кандинский».

Нередко детей интересует, можно ли сравнить современное и первобытное искусство. Это и многое другое вы можете выяснить в нашей статье.

Изобразительное искусство. История его развития в России

Известно большое количество разнообразных видов искусств. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества. Что такое изобразительное искусство, знает почти каждый. С ним знакомят детей еще в раннем возрасте.

Это вид художественной деятельности, благодаря которому мастер может с помощью специальных средств может воспроизвести окружающий мир. Его история в России делится на два периода, границу которых обозначили Петровские реформы. В была тесно связана с иконопочитанием. Иконы имели свой своеобразный художественный стиль. Цель таких произведений искусств - показать молитвенную собранность и умиротворенность в общении с Богом. Именно это объясняет наличие в иконах присутствие некоторых художественных средств. Со временем мастера освоили открываются школы иконописания. Наиболее известной работой считается «Троица» А. Рублева. Иконы 15-16-го веков отличаются гармонией красок.

В 17-м веке популярны были иконы «фряжского письма». Они характеризуются элементами западноевропейской живописи, а именно масляными красками, подобием светотеневой моделировки, точнымизображением людей и природы. Интерес к иконе как к произведению искусства возникает только в 19-м веке.

Древнерусская скульптура существовала в виде резьбы по камню и дереву. Наиболее часто мастера изображали образы святых. Особое внимание уделяли лику. В 18-19-м веках востребованы были скульпторы и живописцы из других стран. Спустя некоторое время стали популярными отечественные мастера.

В 18-м веке наиболее популярным становится Он характеризуется строгостью рисунка, условностью колорита и использованием сюжетов из Библии и мифологии. Так, постепенно зарождалось национальное искусство.

В 1860-1880 годах открываются первые галереи, а отечественные мастера становятся известными во всем мире. Постепенно возникают новые направления. Каждое из них заняло важное место в формировании культурного наследия. В 18-19-м веках человечество не только знало, что такое изобразительное искусство, но и активно его использовало.

Темы, раскрываемые в искусстве

Удивительно, но все темы и проблемы, которые раскрывают мастера в своих художественных произведениях, актуальны на протяжении многих веков. Древние римляне утверждали, что искусство, в отличие от человеческой жизни, вечно. Это неслучайно. Темы в искусстве освещают общественные проблемы, которые нередко встречаются и сегодня. Именно поэтому они составляют огромную ценность для человечества. Мастера нередко раскрывают в своих произведениях тему любви, природы и дружбы.

Со временем меняются направления в искусстве и появляются новые мастера, но темы и образы остаются неизменными. Именно поэтому любое произведение остается актуальным на протяжении многих лет.

Искусство и его роль

Роль искусства в жизни общества неоценима. В его основе лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство формирует духовный вид людей, их чувства, мысли и мировоззрение. Образное воссоздание действительности создает нашу личность. Искусство помогает развиваться и самосовершенствоваться. А также познавать окружающий мир и самого себя.

Искусство - это культурное наследие. Благодаря художественным произведениям можно выяснить, как жили люди в то или иное время. В последнее время особую популярность имеют различные арт-методики. Благодаря искусству можно научиться контролировать себя. Создавая художественный объект, можно забыть о проблемах и избавиться от депрессии.

Искусство и его задачи

Максим Горький считал, что задачи искусства заключаются в нравственной и эстетической оценке всех существенных явлений. Писатель говорил, что благодаря этому можно научиться понимать себя, бороться с пошлостью, уметь понимать людей и находить в них что-либо хорошее. Сегодня известны три функции художественной деятельности. Задачи искусства заключаются в исследовании, публицистике и просвещении. Мастера считают, что функция художественной деятельности - нести прекрасное в души и сердца людей. Николай Васильевич Гоголь утверждал, что задача искусства заключается в изображении действительности.

Современное и первобытное искусство

Многих интересует, На первый взгляд, это невозможно. Однако это не так. Если воспринимать искусство как способ самовыражения личности, то и современное, и первобытное находится в одной плоскости. Сравнивая их, можно понять, как изменилось восприятие человека.

Человеческое мышление стало более абстрактным. Это указывает на активное развитие интеллекта. Со временем человек изменил приоритеты и сегодня воспринимает жизнь не так, как первобытные предки. Раньше мастеров интересовал облик предмета и его формы, а сейчас главную роль в произведениях занимают эмоции. Такое отличие существует с конца 19-го века.

Подводим итоги

Важно с раннего возраста развивать не только левое, но и правое полушарие мозга. Для этого необходимо заниматься искусством. Особенно важно уделять должное внимание творческому развитию ребенка. Настоятельно рекомендуем делать это с первых лет его жизни. Далеко не каждый понимает роль, задачи и виды искусства. Кратко описанная информация в нашей статье позволяет получить базовые знания о различных художественных сферах деятельности.

Задания 1 части проверяют следующие умения:

  • характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты,
  • осуществлять поиск социальной информации,

Задания 2 части – требуют анализа представленной информации, объяснение связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументация самостоятельных оценочных суждений, объяснений, выводов.

  • При выполнении заданий данной модели проверяется умение применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Основные вопросы, рассматриваемые в заданиях:

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Понятие истины, её критерии.

3. Системное строение общества: элементы и подсистемы.

4. Основные институты общества.

5. Искусство, как форма духовного производства

6. Роль науки в современном обществе.

7. Религия и её роль в современном обществе.

Специфика заданий:

Работа составлена на основе контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и включает задания, проверяющие основные навыки, которые должны быть сформированы у выпускников старшей школы. Проверяются знания по отдельному блоку «Человек и общество».

Проверяемые навыки и умения

задания

Система оценивания

Определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий

Задание 1

1б.

Понимать основные понятия курса, их существенные признаки;

Задание 2

1б.

понимать основные понятия курса, их существенные признаки;

Задание 3

1б.

умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

Задание 4

2б.

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия,

Задание 5.

2б.

уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук.

Задание 6

2б.

понимать основные понятия курса, их существенные признаки;

Задание 7

2б.

уметь объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов;

Задание 8

2б.

определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий;

Задание 9

2б.

умение применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Задание 10

3б.

уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук.

Задание 11

3б.

Общее количество баллов

1-11

Отметка по 5-бальной шкале

ответы

Задания 1 части

итого

1 вариант

наука

11212

5146

2 вариант

искусство

21211

3716

Задания 2 части

1 вариант

2 вариант

Задание 10.

Задание 10.

В правильном ответе могут быть названы следующие элементы:

1) тип культуры – элитарная культура;

2) признаки, например:

– оригинальность формы и (или) содержания;

– использование нарочито субъективной, индивидуально-

творческой интерпретации обычного и привычного;

– отсутствие ярко выраженного коммерческого характера.

(Могут быть названы другие признаки.)

1.Правильно назван тип культуры, указаны три признака, не

упомянутых в условии задачи- 3б.

2. Правильно назван тип культуры, указаны два признака, не

упомянутых в условии задачи - 2б

3. Правильно назван тип культуры, указан один признак, не

упомянутый в условии задачи- 1б

4. Правильно назван только тип культуры.

ИЛИ Тип культуры не назван (назван неверно) независимо от

наличия других элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный - 0б

Максимальный балл 3

1) тип – информационное (постиндустриальное общество);

2) три черты, допустим:

– информация (знания) становится ведущим фактором

производства;

– развиваются наукоёмкие производства и средства

коммуникации;

– растёт удельный вес «среднего класса»;

– созданы необходимые условия для непрерывного образования.

(Могут быть названы другие черты.)

Правильно указан тип, названы три черты – 3б

Правильно указан тип, названы две черты- 2б

Правильно указан тип, названа одна черта

ИЛИ Правильно указан только тип- 1б

Тип не указан / указан неверно независимо от наличия других

элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный - 0б

Максимальный балл 3

Задание 11.

Задание 11.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например:

Основными видами деятельности являются игровая, трудовая, учебная. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о структуре деятельности.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого вида деятельности. Например, особенностью игровой деятельности является действия в воображаемой обстановке.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любой из элементов структуры деятельности.)

Максимальный балл 3

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о типах (видах) мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденное (житейское), религиозное, научное мировоззрение. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух или более типах (видах) мировоззрения.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность одного из этих типов, например: Религиозное мировоззрение человека опирается на веру в существование сверхъестественных сил и возможность общения с ними. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность одного из этих типов).

Максимальный балл 3

Итоговая диагностическая работа по теме «Человек и общество» 10 класс

1 вариант

Задание 1. Вставьте пропущенный термин

Задание 2.

цифру , под которой оно указано.

  1. игра ; 2) общение ; 3) деятельность ; 4) труд ; 5) познание .

Задание 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой формы познания.

1) ощущение ; 2) восприятие ; 3) представление ; 4) суждение ; 5) наблюдение ; 6) эксперимент .

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры , под которыми они указаны.

Задание 4. Выберите верные суждения о видах знания и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Научное знание отличается высокой степенью обобщения и абстрагирования.

2) Художественное знание открывает законы мироустройства, базируется на доказательности информации.

3) Ненаучное знание характеризуется глубоким осмыслением фактов и проникновением в природу изучаемого объекта.

4) Обыденное (практическое) знание формируется на основе жизненного опыта.

5) К ненаучным видам знания относится религиозное, житейское и художественное.

Задания 5. Установите соответствие между методами и уровнями научного знания, которые эти методы иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) эксперимент 1) эмпирический уровень

Б) описание 2) теоретический уровень

В) выдвижение гипотез

Г) наблюдение

Д) формулирование законов

Задание 6.

В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры , под

которыми они указаны.

1)Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

2) Большинство населения занято в сфере услуг.

3) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

5) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

Задание 7.

В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) уделение особого внимания нравственному воспитанию

6)компьютеризация образовательного процесса

Задание 8.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жёсткие, как и в природе, независимые от воли людей причинно- следственные ________(А). Предполагалось, что их выявление выступает главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие ________(Б). Но этот подход упрощал многомерную картину ________(В) жизни, оставляя в стороне сознательно- волевую составляющую ________(Г) людей. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные процессы общественной жизни».

Список терминов:

1) общество

2) специфика

3) природная

4) социальная

5) связь

6) деятельность

7) закон

Задание 9.

Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Рост Ларисы ниже среднего.

2) Лариса – честный человек.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.

4) Лариса добрая и отзывчивая.

5) Лариса – внешне привлекательная девушка.

Задание 10.

Известный театральный режиссёр поставил спектакль по пьесе классика русской литературы. Главные роли исполняли популярные артисты. Для усиления драматического характера некоторых сцен использовались спецэффекты. Однако понять и оценить спектакль по достоинству смогли только критики и зрители, знакомые с тенденциями современного театрального искусства. К какому типу культуры может быть отнесена эта театральная постановка? Укажите любые три признака данного типа культуры, не упомянутых в условии задачи.

Задание 11.

Итоговая диагностическая работа по теме «Человек и общество» 10 класс

2 вариант

Задание 1. Вставьте пропущенный термин

Задание 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано.

1) социальный прогресс ; 2) общественное развитие ; 3) регресс общества ; 4) реформа ; 5) революция .

Задание 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека.

1) Порядочность ; 2) сообразительность ; 3) законопослушность ; 4) трудолюбие ; 5) начитанность ; 6) рост .

Найдите два термина, относящихся к биологическим качествам человека, и запишите цифры,

под которыми они указаны.

Задание 4. Выберите верные суждения о различных формах духовной культуры и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Ислам, иудаизм и христианство являются национальными религиями.

2) Наука характеризуется системностью и стремлением к максимальной объективности.

3) Массовая и элитарная формы культуры подвержены взаимному влиянию.

4) Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств.

5) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя.

Задание 5.

Установите соответствие между характеристиками и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание 6.

В стране Z постоянно растёт удельный вес городского населения. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Важнейшими ценностями признаны предприимчивость, трудолюбие, образование и готовность к новациям.

2) Происходит становление сословной социальной структуры.

3) Религия играет значительную роль в общественной жизни.

4) Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

5) Производство приобрело интенсивный характер.

Задание 7.

Ученица 11 класса Кира готовится к экзаменам. Найдите в приведённом ниже списке методы, которые позволят Кире успешно сдать экзамены, и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) получение высокого балла

2) чтение учебников, справочной литературы

3) решение задач

4) проведение экзамена

5) консультации учителей

Задание 8.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Термин "искусство" многозначен. Чаще всего он употребляется в двух значениях: 1) мастерство, __________(А), ловкость, сноровка, основанные на знании дела; 2) специфический вид духовно-практического __________(Б) и эстетического отношения к действительности. Именно во втором значении искусство входит в содержание духовной культуры __________(В). Искусство отражает мир в __________(Г), в которых реальность переплетается с вымыслом».

Список терминов:

1) общество

2) потребность

3) умение

4) практический смысл

5) материальная культура

6) художественный образ

7) освоение

Задание 9. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) постоянные изменения

3) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов

4) способность к самоорганизации и саморазвитию

5) выделение из материального мира

6) возможность деградации отдельных элементов

Задание 10.

В стране Z доминирует стремление к гармонизации отношений общества и природы. В экономике на первый план выдвигается сфера услуг, происходит индивидуализация производства и потребления. Какой тип общества развивается в стране Z? Назовите любые три черты, соответствующие обществу данного типа, не указанные в условии задачи.

Задание 11.


Искусство - особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности(греч. аеsteticos - чувствующий, чувственный).

Универсальный характер эстетического отношения человека к действительности несомненен.

Эстетические переживания - атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в мире.

Однако в большинстве ее видов и форм эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт и т. д.).

Только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение.

Термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях:

1) мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности;

2) особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

Отмеченная сфера художественного творчества, исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры - художественную культуру , функционирующую по имманентным законам и обладающую рядом специфических особенностей.

Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека.

Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации.

На первый план в искусстве выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.

Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука - эстетика (понятие введено в XVIII в. А.Баумгартеном ).



Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем , И. Кантом и другими философами.

Как философия искусства эстетика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля .

Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилев, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и другие.

Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300–400 веков своей эволюции.

В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства.

Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые и некоторые другие гипотезы, объясняющие его генезис.

Искусство реализует задачи культурного самоопределения личности и социальных общностей, трансляции художественного опыта человечества, организации эстетического отношения человека к миру, а в конечном итоге - воспроизводства человека как универсального и целостного существа.

Функции искусства:

· познавательная;

· воспитательная;

· аксиологическая;

· коммуникативная;

· эстетическая.

9.3.3. Религия как форма духовной культуры

Религия (от лат. rеligiо - «благочестие», «набожность», «святыня») - мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

Философское осмысление данного феномена культуры предполагает постановку и развернутую интерпретацию следующих задач :

· определение сущности религии и места в системе мировоззрения;

· выявление социальных и психологических аспектов религии, ее онтологического и гносеологического статуса;

· экспликация нравственного смысла религии и ее роли в жизни общества, в духовной эволюции человека и человечества и др.

Религиозное отношение человека к миру носит универсальный характер.

Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта.

Поэтому религия - универсальный феномен, ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоционально-чувственной сфере человека.

В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии:

· по мнению И. Канта , религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли;

· для Гегеля религия - самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом;

· как превращенную форму отражения человеческого бытия рассматривал религию Л. Фейербах ;

· Ф. Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни;

· по мнению Э. Дюркгейма , религия - это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей;

· 3. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией, коренящейся в комплексе Эдипа;

· У. Джемс полагал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.

Религия - системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня - религиозную идеологию и религиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т. д.).

Религиозный культ - совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу.

Религиозные организации - это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является церковь - религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.

Религия - явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 3

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ........................................................... 4

1.1. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия

и их взаимосвязь.......................................................................................... 4

в философии и науке.................................................................................... 5

1.3. Системно-структурная и динамическая организация бытия.

Движение и развитие как атрибуты бытия................................................. 6

1.4. Принцип глобального эволюционизма......................................... 7

1.5. Пространственно-временная структура бытия. Пространство

и время в неживой и живой природе.......................................................... 9

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ.................................................... 11

2.1. Понятие природы в философии и науке...................................... 11

2.2. Природа как саморазвивающаяся система: физико-космоло-

гическая и биогеохимическая стратегии научного исследования природы........ 13

2.3. Природа как среда обитания. Естественная и искусственная

среда обитания........................................................................................... 14

2.4. Биосфера и закономерности ее существования........................... 15

2.5. Коэволюционный императив и экологические ценности совре-

менной цивилизации. Проблема устойчивого развития системы

«общество-природа»................................................................................. 16

ТЕМА 3. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ........................... 18

3.1. Исторические формы диалектики................................................ 18

3.2. Диалектика и метафизика в истории философии......................... 20

3.3. Материалистическая диалектика как система принципов,

3.4. Значение диалектики в познании и медицинской практике........ 27

Искусство как структурный элемент человеческой культуры является ее универсальным языком, языком всеобщим, функционирующим во всем социальном времени и во всем социальном пространстве.

А. Н. Илиади утверждал, что достаточно представить хотя бы один из бесчисленных шедевров искусства, чтобы уяснить, какую актуальную значимость сохраняют они для современности, поскольку являются прежде всего памятниками (часто единственными), которые в подчеркнуто эмоциональной форме свидетельствуют о жизнедеятельности прошлых эпох, о социальных процессах и событиях из жизни тех поколений, при которых они были созданы. Поэтому по ним во всей возможной многогранности и воссоздается потомками культура прошлых эпох в единстве ее материальной и духовной сторон. Даже тогда, когда от этой эпохи сохранились свидетельства историков и научные трактаты, политические и религиозные доктрины, кодексы нравственности и морали, объединить все это в целостность, изоморфную к жизнедеятельности, казалось бы, безвозвратно прошедшей эпохи, может искусство и только искусство. Происходит это потому, что искусство доносит до нас не просто сведения о фактах истории, событиях и научных открытиях. Шедевры искусства несут через века значение и смысл жизни, каким он представлялся человеку той эпохи не только в общеродовом плане, но и в личностном переживании значимости, и в смысле своей жизнедеятельности, своей борьбы за надежды и идеал, из чего выкристаллизовываются в конечном счете мысли, чаяния, переживания и борьба за будущее или против него тех или иных людей, сословий, классов, народов, государств.

«Значимость искусства как универсального языка человеческой культуры, - делал справедливый вывод А. Н. Илиади, - закреплена в художественно-образной структуре его конструкций, делающих его в наиболее полной степени из всех языковых систем, известных человечеству (естественных языков, языков науки), доступными для воспитания человечества в целом, причем не только вне этнических или государственных границ данной эпохи, но и в последующие века. Тем самым устанавливается своеобразный диалог между различными поколениями, актуализирующий опыт протекшей жизнедеятельности и создающий возможность дальнейшего “рывка” в социальное будущее с плацдарма этого актуализированного опыта» .

Таким образом, искусство как универсальный язык культуры есть, с одной стороны, воспроизведение этой культуры в ее специфических системах, т. е. воспроизведение конкретно-исторического образа жизни людей различных эпох и этнических регионов, а с другой - утверждение и развитие отражаемого образа жизни, отражаемой культуры. Это сложный механизм диалектики культуры и искусства, образа жизни и его художественной равнодействующей.

Искусство, являясь универсальным языком культуры, особой знаковой системой, использует различные знаки. Но знаки именно художественные.

Знак художественный - термин, обозначающий реальность не в чисто предметном бытии искусства, а скорее в его функционировании.

В силу этого исходной становится не проблема знака как такового, а проблема вычленения знакового многообразия, проявляющегося прежде всего в социальном бытии - потреблении, восприятии искусства. Элемент художественной формы, будь то мелодический оборот, архитектурная деталь или обособленно рассматриваемое изображение отдельного предмета в живописи, имеет четыре свойства знака:

  • 1) он обладает значением;
  • 2) информирует нас о чем-то отличном от пего;
  • 3) употребляется для передачи информации (хотя и не обычной, а окрашенной эмоционально-эстетическим отношением автора к репрезентируемому);
  • 4) функционирует в знаковой ситуации (пока произведение не воспринято нами, оно не существует для нас как явление искусства). Поэтому такой элемент как будто бы можно назвать художественным знаком.

Но еще четыре свойства отличают этот художественный знак от обычного. Каждое средство в искусстве весьма многозначно, в то время как знак единичен и устойчив по значению. Многозначность каждого из выразительных средств искусства имеет двоякую природу. Его различные значения зависят, с одной стороны, от ситуации и контекста, в которых оно применено (Е. Басин называет такую полисемию «речевой»), а с другой - от его истолкования воспринимающими индивидами («языковая полисемия»). Оба вида полисемии не являются целиком произвольными. Как пишет Басин, произведения искусства всегда воспринимаются не только глазом индивида, но и через него глазами «общественного субъекта» - общества. Вот почему «языковое» значение произведений искусства во многом определяется обществом и относительно не зависит от индивида. Таким образом, в искусстве, помимо «речевого» значения и «речевой» полисемии имеется языковое значение - относительно устойчивое социальное и общезначимое". Тем не менее многозначность выразительных средств искусства остается неоспоримым фактом. Как в музыке, так и в живописи, да

и в любом виде искусства, знак не может быть однозначным. Содержание (значение, которое вкладывает в него автор) прочитывается адресатом не всегда полностью адекватно. Иногда содержание это может быть даже более полным, нежели задумывал сам автор. Часто же содержание, которое извлекает воспринимающий, уже того, которое имел в виду художник. Специфика музыки заключена в том, что большое значение при восприятии имеет исполнение. Хорошо известны случаи, когда первое исполнение решало судьбу произведения. И даже тогда, когда мы смотрим лишь нотный текст, мы невольно выступаем в качестве интерпретатора. (Впрочем, и при восприятии живописного холста мы являемся определенным образом его интерпретатором.) Не случайно для композитора так важно исполнение его произведений. Второе отличие художественного знака состоит в том, что он не может быть выделен из данного контекста и без изменений использован в другом контексте, как это характерно для обычного знака. Наконец, самые главные отличия - это большая самостоятельная роль формы художественного знака и ее иное соотношение с содержанием, чем у обычных знаков. У них в большинстве случаев материальная форма произвольна по отношению к значению. В искусстве же даже при небольшом изменении формы изменяется и содержание. Нам не безразлично, например, в каком регистре, каким инструментом, в каком темпе исполняется та или иная мелодия, не говоря уже об изменении в ней хотя бы одного-двух звуков. Точно так же без ущерба для содержания нельзя переставить слова в стихах, изменив тем самым ритм, или заменить какое-либо слово сто синонимом. Одна из причин невозможности получить полное представление о живописном полотне по репродукции заключается в изменении, даже при высоком уровне техники, всех элементов формы, цвета, фактуры и т. д. Вот почему понятие «знак художественный» может применяться лишь как метафорическое.

Поскольку нас интересует характер соответствия художественных знаков формам реальных предметов, из всех существующих многочисленных классификаций знаков мы берем ту, которая основана на разделении знаков по их типу соотношения с денотатами (ее впервые предложил Ч. Пирс). И хотя сегодня семиотика далеко ушла от теории Пирса и часто весьма критична по отношению к ней, такого рода классификация знаков может помочь во многом объяснить специфику художественных знаков. С этой точки зрения знаки делятся на три группы:

  • 1) знаки-изображения (иконические знаки);
  • 2) знаки-признаки (симптомы, индексы, индикаторы);
  • 3) условные знаки (знаки-символы).

По аналогии с этим и среди художественных знаков можно выделить три основных типа: художественные изображения, которые будут близки классическим знакам-изображениям, художественные «выразительные приемы» (включая интонационные знаки) и художественные «символические средства». Термин «символ» многозначен и в разных сферах имеет различный смысл. Поэтому следует учитывать, что здесь он употребляется лишь в одном из многих смыслов, а именно как обозначение элементов художественной формы, которые аналогичны условному знаку и которые должны быть сопоставлены с типами знаков вне искусства. Однако, прежде чем провести такое сопоставление, надо сделать существенную оговорку. Следует подчеркнуть исключительную приблизительность, условность предложенного разделения художественных знаков, вытекающую из многозначности и многофункциональности каждого из них. Конкретное художественное средство, примененное в том или ином произведении искусства, характеризуется одновременно и с изобразительной, и с выразительной, и с символической (условно-знаковой) сторон. Художественное изображение и художественное символическое средство одновременно всегда являются в какой-то мере и выразительными приемами, поскольку эмоциональная выразительность есть неотъемлемое, обязательное качество всякого искусства и «пропитывает» собою насквозь всю ткань художественного произведения. Выразительный прием и символическое средство зачастую (хотя и не всегда, не во всех видах искусства) обладают хотя бы некоторыми признаками изображения. Наконец, изображения и выразительные приемы обязательно содержат черты условности, что сближает их с символическими средствами. Поэтому точнее говорить о совместном существовании трех типов художественных знаков.

По отношению к языку искусства и понятие знаковой системы может быть применено лишь частично.

Художественный язык имеет три свойства знаковой системы: связь существующих «знаков» и введение новых на основе правил, зависимость значения «знака» от его места в системе. Но другие свойства обычной знаковой системы ему не присущи. «Словарь» средств, применяемых в данном виде искусства, невозможно составить по нескольким причинам, и в частности, из-за того, что художник почти не использует уже готовые средства, созданные другими, а создает новые средства по образцу существовавших ранее. Следовательно, язык каждого вида искусства - это набор не готовых «знаков» («слов»), а лишь определенных типовых форм, от которых отталкивается автор при создании собственного языка, состоящего во многом из новых оригинальных элементов. При отсутствии таких элементов творчество художника воспринимается как банальное по языку, эпигонское, не имеющее самостоятельной ценности, хотя не раз возникали проекты создания словаря художественного языка, например, музыки на основе привязки его к естественному языку.

Еще одно отличие художественного языка от знаковой системы состоит в невозможности перевода созданных на его основе текстов на другой художественный язык. Здесь имеются в виду не общеизвестные случаи создания новых, самостоятельных произведений в одном виде искусства на основе образов другого вида (программное музыкальное произведение на сюжет стихотворения или картины, театральная инсценировка или киноэкранизация романа и т. п.), а именно переводы, целиком равнозначные оригиналу, способные его заменить.

Высказанное положение не опровергается общеизвестным фактом существования полноценных переводов с одного языка на другой в литературе. Дело в том, что при переводе прозы художественный язык (как система образных средств) вообще не меняется; иным становится лишь материал (вербальный язык). В поэзии же перевод становится уже видом самостоятельного творчества, так как при переходе к другому вербальному языку часть образных средств оригинала неизбежно видоизменяется. Впрочем, это относится и ко многим прозаическим произведениям, отмеченным высокой степенью поэтичности.

В разных видах искусства разные знаки могут иметь сходное содержание, и, наоборот, сходные знаки могут выражать разное содержание: искусство живописи и музыки - разные знаковые системы. Н. Н. Пу- нин по этому поводу писал:

То, что сказано однажды и именно данным языком, невозможно повторить, переведя на другой язык, - это закон для всего художественного творчества 1 .

Об этом же говорит и М. М. Бахтин. Правда, связывая невозможность перевода с одного языка искусства на другой с проблемой текста, Бахтин пишет:

За каждым текстом стоит система языка. В тексте ей соответствует все повторенное и воспроизведенное и повторимое и воспроизводимое, все, что может быть дано вне данного текста (данность). Но одновременно

21 сентября 2017

Артист - этодостаточномногозначный термин,под которымпринято понимать представителя какого либо зрелищного искусства: театра, музыки, балета, кинематографа, эстрады или цирка. В женском роде используется слово «артистка».

Значение слова «артист»

Артист - это (фр. artiste, средневековое - лат. artista - искусник, художник, мастер от лат. ars - искусство) человек, который ведёт свою деятельность в области искусства. Артистом величают такого человека, который показывает своё талантливое мастерство перед зрителями. Значение слова очень объемно по своей сути. Оно объединяет в своем понятии несколько направлений.

Так, артистом может быть оперный певец, работник цирка, драматический актёр, артист эстрады или исполнитель ролей в кинофильмах. Ещё разделяют артистов на музыкальных, хореографических, сценических, а также танцовщиков. Также пользуется спросом переносное, ироничное толкование этого слова.

Артист - это человек, обладающий высоким мастерством в какой-нибудь творческой сфере. От слова «артист» образовано прилагательное «артистичный», что характеризует человека, как личность, обладающую творческим мастерством или одарённую в художественной области.

Также артистом могут называть художника в узком смысле: живописца, скульптора, архитектора, гравёра. Слово «артист» не было известно в древнее время. Греки и римляне под данным словом понимали два выражения. Так, артистом мог быть как артист-художник, так и ремесленник.

В современном мире сложно провести конкретную линию, которая бы могла определить, где заканчивается художественная деятельность и начинается ремесленная работа. Поэтому слово «артист» - это понятие, которое иногда относится к мастерам одной или другой отрасли промышленности, вносящим в свою деятельность небольшую частичку вкуса и понимания изящного.

Зарождение данного понятия

Предками артистов, как ни странно, были шаманы и колдуны. Как раз представители этого рода деятельности оказались первыми людьми, которые воспевали песни и демонстрировали различные танцевальные движения, перевоплощаясь в покровителей рода - тотемных животных. Однако стоит заметить, что шаманы и колдуны не прилагали особых усилий, чтобы вызвать симпатию у своих современников, так как их основной целью было соединение с потусторонним миром.

Получается, по своему внутреннему содержанию слово «артист» может быть применено к каждому, кто стремится любым способом произвести впечатление прекрасного, изящного или гармоничного. При этом без разницы, является ли воплощаемая идея красоты личным творением и проявлением таланта конкретной особы, или это - пример искусного подражания.

Артист или актёр

Оба понятия пришли из французского языка. Они, разумеется, взаимосвязаны между собой. Однако считать, что они являются синонимами - это ошибочное предположение.

Итак, актёр - это человек, обладающей профессией, которую можно применить на театральной сцене, в кадре киноленты или рекламном видео. Актёры являются исполнителями разноплановых ролей.

Сравнение созвучных слов

Основной отличительной чертой актёра является его узкая специализация. Человек занят исключительно исполнением ролей. Он может исполнять как комедийную роль, так и трагическую. Актёр должен обладать умением мастерского перевоплощения и отлично входить в образ того или иного героя. Внешне такое перевоплощение происходит с помощью удачного грима и подбора костюмов. Актеры должны обладать соответсвующими характеристиками для достижения успеха.

Однако стоит заметить, что особа, достигшая высот в своей творческой деятельности, называется именно артистом. Данное слово всегда входит в состав почётного государственного звания.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное