Какую роль играет Кулигин в пьесе «Гроза»? (ЕГЭ по литературе). Характеры героев пьесы

«Гроза» – одно из самых трагичных произведений русской литературы. А. Н. Острвский вложил в образы максимально яркие характеры и тонкое изображение жизни. Одним из ярких персонажей является Кулигин. Его характеристика отличается положительными качествами, он является одним из самых ярких персонажей пьесы, на которого хочется ровняться.

Общая характеристика Кулигина

Кулигин - один из жителей Калинова. По возрасту ему около 50 лет. Он механик, его тонкая профессия - часовщик. Всю свою жизнь положил на изучение различных механизмов. Кулигина можно назвать поэтом в душе. Все, что он делает - он делает с любовью, самоотверженно. Он любит природу, положительно относится к чтению книг. Он способен поддержать любой разговор. Это мудрый человек и своей мудростью он с радостью делится с другими.

Кулигин - добрый и отзывчивый человек. Он любит трудиться на благо обществу и его даже можно назвать альтруистом. Кулигин установил в городе солнечные часы, хочет установить громоотвод. Но его идеи никто не поддерживает. Он скромный, считает себя маленьким человеком. Постоянно боится кого-нибудь обидеть. Но при этом ему присуща также и смелость. Он не боится отвечать за свои поступки и слова. Он очень честный, отзывчивый. Ценит в людях эти же качества. Кулигин относится к мещанскому сословию. Такова общая характеристика Кулигна «Гроза».

Мировоззрение Кулигина

Кулигин является представителем «новых взглядов». Он прогрессивен и готов к чему-то новому. Постоянно что-то изобретает и пытается внедрить в жизнь что-нибудь новое, что сделает жизнь всего города удобнее и проще. То, как он относится к миру, то как и что он думает, не совпадает с мировоззрением остальных жителей города. Он читает много книг, но это не делает его консерватором, а скорее наоборот, дает возможность размышлять, двигаться вперед, быть прогрессивным и смелым на возникновение и воплощение различных идей. Он привык жить не только для себя. Это тоже отличает его от большинства жителей города, для которых странно и дико то, что кто-то хочет сделать доброе дело на благо народу, а не только ради собственных интересов.

Мечта Кулигина

Кулигин мечтает построить перпетум мобиле, или вечный двигатель. Он хотел бы получить за него миллион от англичан. Но в отличие от большинства людей, этот миллион он хочет потратить не на себя, а на благо города. Он хочет обеспечить мещанство работой. Но пока его мечта не сбывается, и он вынужден создавать что-то на благо города. Так как своих средств у него на это нет, он вынужден просить проспонсировать его идеи богачей города. Например, он обращается к Дикому. Но тот не принимает его идей, отвергает его, и даже обвиняет в попытке воровства и присвоении себе финансов. Весь город высмеивает его и считает настоящим чудаком. Поэтому все мечты Кулигина не могут быть реализованы, пока он находится в Калинове.

Пьеса «Гроза» показывает людей с различных точек зрения. Разное мировоззрение делает их непохожими друг на друга, рождает столкновение интересов и непонимание. Но Кулигин - один из положительных персонажей, для которого честь, достинство, ум не являются пустыми словами. Он верит в себя и имеет рвение к новому, прогрессивному. Он искренне хочет улучшить жизнь горожан, которые не понимают и не принимают его. Держа в руках мертвое тело Катерины, Кулигин с разочарованием обращается к жителям города.

" по плану

1. Общая характеристика . Кулигин - механик-самоучка из пьесы А. Н. Островского "Гроза". Прототипом этого персонажа является русский изобретатель И. П. Кулибин, прославившийся своими опережающими время открытиями.

Кулигин резко выделяется на фоне остальных жителей провинциального города. Он хорошо образован и не подвержен темному суеверию, царящему среди обывателей.

Главная жизненная цель Кулигина - изобрести перпетуум-мобиле. Идея создания вечного двигателя была очень популярна в XIX веке. Однако в работе над этим открытием Кулигин руководствуется не жаждой славы или возможностью разбогатеть.

Денежную премию за изобретение вечного двигателя он хочет потратить на поддержку мещанства. Кулигин не относится к категории строгих и замкнутых в себе ученых, посвятивших всю жизнь науке.

Он ценит красоту природы, хорошо разбирается в поэзии, любит русские народные песни. Механика интересует живая человеческая жизнь, не скованная многовековыми предрассудками.

2. Трагедия Кулигина . По отношению к талантливому самоучке можно применить выражение "Нет пророка в своем отечестве". Люди в провинции настолько невежественны, что считают его, в лучшем случае, чудаком. Смелые идеи Кулигина вызывают у суеверных обывателей страх перед божественной карой.

Кулигину для продолжения научной деятельности и изготовления опытных моделей нужны средства, однако достать их честным трудом практически невозможно. Столкновение пытливого ума с закостенелым невежеством и религиозными предрассудками ярко продемонстрировано в сцене разговора Кулигина с Диким. Самоучка пытается выпросить у богатого купца денежную помощь на внедрение в практику полезных изобретений. Он понимает, насколько это непросто, поэтому отбрасывает всякую гордость и униженно обращается к Савлу Прокофьевичу "ваше степенство".

Кулигин терпеливо сносит незаслуженные оскорбления Дикого, настойчиво продолжая убеждать его в огромной пользе солнечных часов и громоотводов. Дикой даже не вникает в суть того, о чем ему говорит Кулигин. В силу сословных предрассудков он считает мещанина "червяком", с которым не стоит и разговаривать. Однако при упоминании Кулигина о громоотводах "благочестивый" купец приходит в настоящую ярость. Дикой убежден, что гроза и молнии являются наказанием свыше, поэтому "обороняться" от них означает идти против бога. Называя Кулигина "татарином" (т. е. мусульманином), купец обнаруживает свое ограниченное, скованное религиозными догматами мышление. За процитированный Кулигиным отрывок из оды Державина ("Умом громам повелеваю") Дикой готов отправиться его к городничему для полицейского разбирательства.

3. Масштаб проблемы Кулигина . В пьесе гениальный изобретатель вместе с Катериной противостоит "темного царству" провинциального города. Однако в реальности это противостояние гораздо масштабнее. Общеизвестна печальная судьба прототипа литературного персонажа. Большинство изобретений И. П. Кулибина оказались невостребованными. Человек, который мог принести себе и всей стране мировую славу, умер в нищете. Главным препятствием на пути развития науки и техники с эпохи Средневековья было религиозное ханжество. Даже в XIX веке эта проблема была характерна не только для России, но и для всей Европы.

Кулигин, скорее всего, разделит судьбу многих талантливых изобретателей, так и не добившись финансовой поддержки. Его изобретения не нужны людям, привыкшим во всем полагаться на божественную волю. Самый печальный факт состоит в том, что изобретатель - не атеист. Он принадлежит своей эпохе и, естественно, верит в Бога. Однако вера Кулигина, допускающая свободу мысли, разительно отличается от слепого преклонения подавляющей массы населения.

Антипод Кулигина - Феклуша, которая в любом техническом изобретении видит приближение царства Антихриста. Самая яркая и запоминающаяся сцена с участием Кулигина - его речь к смертельно напуганным людям во время грозы. Страстный монолог механика можно сравнить с горячей проповедью пророка, пытающегося наставить народ на истинный путь. Кулигин восклицает: "У вас все гроза!". Эту фразу можно расценивать как справедливый упрек всем людям, испытывающим суеверный страх перед тем, что они не в силах понять и объяснить.

В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу «Гроза», в которой он поднял проблему перелома общественной жизни, проблему смены социальных устоев, проник в самую сущность противоречий своего времени, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. В противодействие самодурству выступают два образа - Катерины и Кулигина. Это сочинение посвящено второму.

Кулигин - это мещанин, механик-самоучка. В первом действие, в разговоре с Кудряшом, он предстает перед нами поэтичным ценителем природы, Кулигин восхищается Волгой, называет необыкновенный вид чудом. Мечтатель по натуре, он, тем не менее, понимает несправедливость строя, при котором все решает грубая власть силы и денег: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - говорит он Борису Григорьевичу: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Сам Кулигин совсем не такой, он добродетельный и мечтает о благополучии народа: «Только бы мне, сударь, перпету-мобиль найти!.., я бы все деньги для общества и употребил…»

В следующий раз Борис встречает Кулигина в третьем действии на вечерней прогулке. Кулигин снова восхищается природой, воздухом, тишиной. В тоже время он расстраивается, что в городе сделали бульвар, а люди не гуляют, он говорит, что у всех давно ворота заперты и не от воров: «…а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» Кулигин вроде бы и возмущен всеми устоями «темного царства», но сразу после своей гневной речи он произносит: «Ну, да Бог с ними!» словно отступаясь от своих прежних слов. Протест его почти немой, и выражается только в возражениях, он не готов, подобно Катерине, к открытому вызову. На предложение Бориса писать стихи Кулигин тут же восклицает: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так сударь за мою болтовню достается». Однако стоит отдать ему должное, за то, с каким упорством и в тоже время учтивостью он просит у Дикого деньги на материалы для солнечных часов на бульваре: «…для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Бог с вами, Савел Прокофьич! Никакой я грубости вам, сударь, я не делаю; Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».

К сожалению, Кулигин натыкается только на грубость и невежество со стороны Дикого. Тогда он пытается уговорить Савелия Прокофьича хотя бы на громовые отводы, так как грозы в их городе частое явление. Но не добившись никакого успеха, Кулигину ничего не остается, кроме как уйти, махнув рукой.мечтатель протест самодурство общество

Кулигин - человек науки, который с уважением относится к природе, тонко чувствует ее красоту. В четвертом действии он обращается к толпе с монологом, пытаясь в нем объяснить людям, что не нужно бояться грозы и других природных явлений, напротив надо ими восхищаться, любоваться: «Не гроза это, а благодать!.. любоваться бы надобно да дивиться премудрости…» Но люди и не желают его слушать, все они, согласно старым обычаям, продолжают верить, что всё это к беде, что это Божья кара.

Кулигин хорошо разбирается в людях, способен к сопереживанию и может дать правильные, дельные советы - все эти качества он отлично проявил в разговоре с Тихоном: «Вы бы ей простили, да не поминали никогда…Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди - лучше всякой…Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить… Врагам-то прощать надо, сударь!»

Именно Кулигин вытащил мертвую Катерину из воды и принес ее Кабановым: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судией, который милосерднее вас!". После этих слов Кулигин убегает, он переживает это горе по-своему и не в силах делить его с людьми, которые являются виновниками самоубийства бедной девушки.

Лично мне очень симпатичен образ Кулигина. Он - как некая белая ворона в городе Калинове, резко отличается от остальных жителей образом своих мыслей, рассуждениями, ценностями, стремлениями. Кулигин осознает несправедливость устоев «темного царства», пытается бороться с ними, мечтает улучшить жизнь простых людей. Он думает о социальном переустройстве города. И возможно, найди Кулигин хотя бы несколько единомышленников и материальную поддержку, ему бы удалось значительно изменить Калинов в лучшую сторону. Именно это нравится мне в Кулигине больше всего - его стремление к благополучию народа.

А.Н. Островский создал в 1859 году пьесу "Гроза" - произведение, в котором были затронуты непростые вопросы перелома общественной жизни, смены социальных устоев. Александр Николаевич проник в суть противоречий своего времени. Он создал колоритные характеры самодуров, описал их нравы и быт. Два образа выступают в противовес самодурству - это Кулигин и Катерина. Наша статья посвящена первому из них. «Образ Кулигина в пьесе «Гроза» - тема, которая нас интересует. Портрет А.Н. Островского представлен ниже.

Краткая характеристика Кулигина

Кулигин - механик-самоучка, мещанин. В разговоре с Кудряшом (первое действие) он предстает перед читателем поэтичным ценителем природы. восхищается Волгой, чудом называет открывшийся ему необыкновенный вид. Образ Кулигина в пьесе А.Н. Островского "Гроза" может быть дополнен следующими деталями. Мечтатель по натуре, тем не менее этот герой понимает несправедливость существующего строя, при котором грубая власть денег и силы решает все. Он говорит Борису Григорьевичу о том, что в этом городе "жестокие нравы". Ведь у кого имеются деньги, тот стремится закабалить бедного для того, чтобы еще больше нажить себе капитал на его трудах. Сам герой отнюдь не такой. Характеристика образа Кулигина в прямо противоположна. Он мечтает о благополучии для всего народа, стремится делать добрые дела. Представим теперь более подробно образ Кулигина в пьесе "Гроза".

Разговор Кулигина с Борисом

Борис встречает интересующего нас персонажа на вечерней прогулке в третьем действии. Кулигин опять восхищается природой, тишиной, воздухом. Однако в то же время сетует на то, что в городе до сих пор не сделали бульвар, а люди в Калинове не гуляют: у всех заперты ворота. Но вовсе не от воров, а для того, чтобы другие не видели, как они тиранят семью. Много за этими замками, как говорит Кулигин, "пьянства" и "разврата темного". Герой возмущен устоями "темного царства", однако сразу же произносит после гневной речи: "Ну, да Бог с ними!", как будто отступаясь от сказанных слов.

Почти немым остается его протест, он выражается лишь в возражениях. Образ Кулигина в пьесе характеризуется тем, что этот персонаж не готов к открытому вызову, подобно Катерине. Кулигин восклицает на предложение писать стихи, которое ему делает Борис, что его "живого проглотят", и сетует на то, что ему и так достается за его речи.

Просьба, обращенная к Дикому

Стоит отдать Кулигину должное за то, что он с упорством и одновременно учтивостью просит Дикого дать деньги на материалы. Они ему нужны, чтобы установить на бульваре солнечные часы "для общей пользы".

Кулигин, к сожалению, натыкается лишь на невежество и грубость со стороны этого человека. Тогда герой пытается хотя бы на громовые отводы уговорить Савелия Прокофьича, поскольку частым явлением в городе являются грозы. Не добившись успеха и в этом деле, Кулигин не может больше ничего сделать, кроме как, махнув рукой, уйти.

Кулигин - человек науки

Интересующий нас герой является человеком науки, с уважением относящимся к природе, ощущающим тонко ее красоту. Он обращается в четвертом действии с монологом к толпе, пытаясь объяснить в нем людям, что не следует бояться грозы и любых других Нужно ими любоваться, восхищаться. Однако жители города не хотят его слушать. Они живут по старым обычаям, продолжают полагать, что это Божья кара, что гроза - это непременно к беде.

Знание людей, которое проявляет Кулигин

Образ Кулигина в пьесе "Гроза" характеризуется тем, что этот герой хорошо разбирается в людях. Он способен сопереживать и давать дельные, правильные советы. Эти качества герой проявил, в частности, в разговоре с Тихоном. Он говорит ему, что врагов прощать надо, а также следует жить своим умом.

Именно этот герой вытащил из Катерину и принес ее Кабановым, сказав о том, что тело ее они могут забрать, а вот душа принадлежит не им. Она теперь предстала перед Судьей, который намного милосерднее, чем Кабановы. Кулигин после этих слов убегает. Этот герой по-своему переживает случившееся горе и не в силах его делить с людьми, являющимися виновниками самоубийства этой девушки.

Белая ворона

В Калинове интересующий нас герой - белая ворона. Образ Кулигина в пьесе Островского "Гроза" характеризуется тем, что у этого персонажа мышление существенно отличается от образа мыслей остальных жителей. Другие у него и стремления, и ценности. Кулигин осознает то, что устои "темного царства" несправедливы, пытается с ними бороться, стремится сделать лучше жизнь простых людей.

Интересующий нас герой мечтает о социальном переустройстве Калинова. И вероятно, найди он материальную поддержку и единомышленников, ему удалось бы существенно улучшить этот город. Стремление к благополучию народа, пожалуй, самая симпатичная черта, составляющая, вместе с другими, образ Кулигина в пьесе "Гроза".

Кулигин играет одну из ключевых ролей в пьесе Александра Николаевича Островского "Гроза". Это небогатый мещанин, часовщик-самоучка, ищущий перпетуум-мобиле и проживающий в городе Калинове около пятидесяти лет. Чем же этот второстепенный персонаж отличается от других?

Не случайно первым, кого мы встречаем в пьесе, оказывается Кулигин, который любуется природой и восхваляет вид на Волгу. "... Какая красота в природе разлита", - говорит он Кудряшу. Герой считает, что местные жители не способны видеть ничего, кроме своих мелких житейских проблем. Эти слова раскрывают его, как умного, философски-мыслящего и возвышенного человека. Кулигину, в отличие от подавляющего большинства калиновцев, не чужды чувства поддержки и сострадания.

Он охотно заводит диалог с Борисом и советует ему попробовать ужиться с дядей-тираном? Диким. Это говорит о том, что мещанин не только умён, но и дипломатичен. "Жестокие нравы в нашем городе", - рассуждает герой. Племянник Дикого искренне считает механика хорошим человеком: "Мечтает себе и счастлив". Но герой не только мечтателен, но и целеустремлен. Он хочет выйти за пределы и порядки, которые установлены в Калинове. Кулигин стремится найти перпетуум-мобиле - вечный двигатель, противоречащий всем законам физики. Герой искренне верит в науку и в силу человеческого разума. Но его увлечения не ограничиваются точными науками. Кулигин с удовольствием пишет стихи, читает Лермонтова и Державина. Это единственный персонаж пьесы, который мыслит здраво и хочет изменить жизнь Калинова к лучшему посредством новейших изобретений.

Александр Николаевич Островский намеренно дал герою фамилию, созвучную фамилии великого русского механика-самоучки Кулибина. Так же, как и герой пьесы, его прототип хотел помочь обществу своими открытиями. Кулигина, как и Катерину - главную героиню "Грозы, не устраивает положение людей в городе, атмосфера обмана и подавления личности. Но если Катерина, стремясь сохранить свою индивидуальность и свободу, кончает жизнь самоубийством, то Кулигин ведет себя более рассудительно и тихо. "Мне уж и так, сударь, за мою болтливость достается", - говорит он Борису. С другой стороны, он способен проявить инициативу и готов столкнуться с влиятельными люди: он высмеивает порядки в доме Кабанихи, старается внушить Дикому мысли о пользе солнечных часов и громоотвода.

Кулигин появляется в ключевых моментах пьесы. В его монологи Островский вкладывает свои мысли и убеждения. В конце пьесы именно он вытаскивает Катерину из омута и несет её тело в сопровождении местных жителей. Этим поступком автор дает понять, что люди, которые нехотя признавали его правоту в прошлом, сейчас полностью поддерживают механика-самоучку. Последними словами героя является "вердикт" Кабанихе: "Тело её здесь, ... а душа теперь не ваша, она теперь перед судьей, который милосерднее вас!".

Несомненно, Кулигин, хоть и является второстепенным персонажем, играет большую роль в пьесе "Гроза". Он становится нравственным судьей всех жителей Калинова. Кулигин - один из немногих положительных персонажей, выражающих открытый протест самодурству "тёмного царства".

Обновлено: 2018-07-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.