Ономастика. Ты и твое имя
Тема: Ты и твое имя.
Задачи: 1. Пробудить интерес к истории происхождения своего имени;
2.Вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе по истории происхождения имен.
Ход занятия.
Организованное начало урока.
Психологический настрой.
Сообщение темы занятия.
Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя.
Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.
Не знаю, не знаю – пробормотал Комар.
Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени. Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: « Иди к доске …» - и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там!
Ничего из этого не выйдет,- сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй!», или еще как-нибудь.
*Нужны ли людям имена? Зачем?
Попробуйте хоть один день не употреблять в своей речи имен друзей и знакомых. Вы увидите. Что это невозможно: либо вас вообще не будут понимать, либо вам придется настолько сложно многословно описывать людей, что вы откажетесь от этой затеи.
Сообщение темы .
II Возникновение имен.
Древнерусские имена.
Волк Тихомир Вера
Зубр Добрыня Надежда
Белка Светлана Любовь
Некрас Владимир
Нехорошко Людмила
Крив Владислав
Первуша Любомир
*Прочитайте имена в первом столбике. Это одни из древних имен. Как вы думаете, почему родители так странно называют своих детей?
* Как вы думаете, откуда могло появиться имя Первуша, Третьяк?
Можно ли догадаться, почему возникли мена, приведенные во 2 столбике?
Заимствованные имена.
В русский язык пришло много имен из языков других народов. В таком случае определить их значение, не зная иностранного языка, невозможно. Такие известные имена, как Игорь, Олег, Ольга, носили русские князья, пришли с севера. Это приспособленные к русскому произношению имена Ингвар, Хельг, Хельга.
Игорь Ингвар
Ольга Хельга
Олег Хельг
Много имен пришло к нам из еврейского, греческого, латинского языков. Эти имена тоже имеют свое значение.
Александр - (греч) – защитник людей
Антон - (греч) – противник
Андрей - (греч) – мужественный
Сергей - (греч) – высокий, крепкий
Ирина - (греч) – мир и спокойствие
Мария - (древнегреч) любимая
Акмарал - белый олененок
Айгуль - лунный цветок
Асель - мед
Арман - мечта
Алима - ученая
* А знаете ли вы, что означают ваши имена?
В языкознании существует специальный раздел, который занимается изучением личных имен – ономастика.
III Правописание имен.
Поскольку имя человека призвано выделить его из числа других людей, подчеркнуть его индивидуальность, в письменной речи имена собственные выделяются с большой буквы.
Языковые игры
* Отгадать ребусы
Какие слова в стихотворении произносятся одинаково, а пишутся по-разному? Почему?
На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Саши, а у Сани
С горки сани едут сами.
* Составить предложения с парами слов: Роза-роза, Роман-роман, Сережка-сережка.
* Сейчас я прочитаю отрывки из сказок, а вы назовите имена упоминаемых в них персонажей.
В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали (Дюймовочка)
Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…. Снегурочка»
Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых? Айболит
* Прослушайте стихотворение Чуковского и скажите сколько в нам упомянуто девочек?
Наталья, Наточка,
Наташенька, Наталенька,
Натуленька, Натусенька.
Екатерина, Катенька,
Катюша, Катерина,
Касенька.
Любовь, Любонька,
Любаня, Любаша,
Любушка, Любочка,
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечкаю
Побежали в лавочку
И купили пряничка.
*Сколько имен упомянуто?
IV Итог занятия
*Что нового вы узнали сегодня на занятии?
* Что же такое имя?
Имя - отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении.
Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе:
в минуту рождения каждый –
и низкий, и знатный –
имя свое от родителей
в сладостный дар получает.
Когда-то вы все станете родителями и вам придется выбрать имя для своего ребенка. Отнеситесь к этому обдуманно, чтобы не получилось как у С. Маршака
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку диктатурой.
Хоть семья её звала
Сокращенно Дита
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея
Звали мама и сетра
Девочку Идейкой
А ребята со двора стали
Звать Индейкой
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Все придется вековать
Неразлучно детям.
(Пожелание детям)
У вас у всех красивые, звучные имена. Я хочу, чтобы с такими именами ваша судьба была счастлива.
Я и моё имя (урок-презентация)
Цели:
- В ходе самостоятельной исследовательской работы познакомиться с происхождением своего имени, выяснить его значение;
- Учиться находить и отбирать необходимую информацию, используя различные источники;
- Развивать творческие способности обучающихся, их ассоциативное, образное мышление;
- Познакомиться с семейными, историческими, культурными традициями, связанными с личными именами;
- Совершенствовать умения создавать собственный текст на определенную тему, учитывая цель, адресат, особенности жанра;
- Развивать навыки публичного выступления.
1.Слово учителя:
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
А.С.Пушкин
«Что в имени тебе моем?»- грустит поэт. Вроде бы, действительно, ничего особенного оно не значит и быстро забудется. Но … лишь благодаря ИМЕНИ человека память о нем живет в сердцах людей – его современников и потомков…Об интересном, увлекательном, а порой загадочном, таинственном мире имен пойдет речь на сегодняшнем уроке. (Запись темы урока)
Мы выясним, что же такое «имя», как появились личные имена, что означает имя каждого из вас, познакомимся с их историей. Готовясь к уроку, вы провели небольшое исследование и подготовили презентацию своего имени.Выясняем лексическое значение слова «презентация» - заимствованное из французского языка-«представление».
2. Что же такое-«имя»? (Слушаем ответы детей). Обратимся к толковому словарю и выясним значение слова.
ИМЯ- 1.Личное название человека, даваемое ему при рождении. 2.Фамилия, семейное название. 3.Личная известность, репутация. 4.Известный, знаменитый человек.
Какое значение слова нас интересует? (Первое значение многозначного слова).
Как появились личные имена людей? Что они обозначают? Ответить на эти и другие вопросы помогает ОНОМАСТИКА (читаем на доске: греч. onomastikos - относящийся к имени) – наука о собственных именах – и специальный раздел ономастики АНТРОПОНИМИКА (греч.antropos- человек, onima- имя) – изучает собственные имена людей.
Личные имена имели все люди во все времена во всех цивилизациях. Любое слово, которым называли(именовали) человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя. По -древнерусски рекло, назвище, прозвище, название, прозвание (слова-синонимы на доске записываем в тетради). Значит, личное имя – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему индивидуально, чтобы к нему обращаться или говорить о нем с другими. Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие и плохие поступки становятся известными благодаря имени. Отсюда устойчивые выражения – фразеологизмы: У него (неё)доброе имя; не позорь моего имени; во имя Родины; именем героя; громкое имя; сделать себе имя и т.д.(Записываем на доске словосочетания и объясняем их смысл).
В настоящее время большинство русских людей носят старые традиционные календарные русские имена. Среди них есть широко известные, а есть и редкие, малознакомые. Календарными они называются потому, что в прошлом их включали в календари: церковные (святцы, месяцесловы, минеи) и гражданские. Личные имена в церковных календарях были собраны христианской церковью еще в начале нашей эры. Это имена людей различных древних народов, погибших мученической смертью за христианскую веру и причисленных церковью к лику святых. Ребенка крестили и нарекали одним из таких имен в соответствии с календарем (считалось, что так устанавливалась его духовная связь с его небесным заступником, имя которого он получает, а образ жизни, характер, поведение в трудных обстоятельствах в дальнейшем берет за образец).
Празднуя день своего имени (именины, день ангела), человек отмечает день памяти своего святого, образ которого как бы сопутствует ему. Кто были эти святые, где и когда они жили, откуда произошли их имена, что они обозначают, что узнали вы о своих именах и о себе самих? Давайте познакомимся! Представьте, пожалуйста, результаты своих исследований.
3. Презентация результатов исследовательских работ учащихся. Оценки.
4. Рефлексия (учащиеся устно отвечают на вопросы, предложенные на этом этапе урока):
- Интересно ли вам было работать над проектом?
- С какими трудностями вы столкнулись? Какой этап работы показался вам самым трудным?
- К кому вы обращались за помощью?
- Как вы считаете, чему вы научились, выполняя эту работу?
Цели.
1. Познакомить учащихся с историей, значением своеобразием имён.
2. Учить работать со справочным материалом, научно-популярной литературой, текстами художественной литературы, извлекать материал из Интернета.
3. Развивать умение излагать материал перед классом.
4. Способствовать формированию интереса к именам.
Ход урока
Человек умирает, а имя живет.
Пословица
Слово учителя. Человек проносит свое имя через всю жизнь и берет его с собой в могилу. Прекратился род, племя, а имя живет. В любом русском имени – значительный смысл. Имя – это дар. Наука о собственных именах называется ономастикой. Онома – имя. 95% русских носят старые традиционные имена. В Московской Руси имя и отчество использовались по-разному в зависимости от общественного положения. Холопы и прислуга назывались унизительно: Фильками, Петрушками, Ивашками. Ни о каком отчестве для этой категории людей речи не было. Имена использовались в различных значениях: они выражали ласку и нежность (Ванюшка, Мишенька, Машенька, Глашенька), особый суффикс добавлялся к именам незаконнорожденных детей (Ярославец, Мстиславец). Поповские имена писались на -чище (Степанище, Иванчище).
Сегодня на уроке мы познакомимся с происхождением, значением и своеобразием имен, легендами, обычаями, ролью имен в жизни человека.
Послушаем интересные рассказы учеников. Прежде всего, выясним происхождение и значение слова “имя”.
В словаре русского языка под редакцией С.И.Ожегова дается толкование слова “Имя”:
- Личное название человека, даваемое при рождении.
- Фамилия, семейное название
- Личная известность, репутация
- Известный, знаменитый человек.
- Название предмета, явления.
- В грамматике: разряд склоняемых слов.
Учащиеся, работая в группах, ищут в этимологическом словаре происхождение слова “Имя”. Имя от древнерусского “имъти” - “иметь”, “считать”, “принимать” за кого или за что-либо;
Заранее подготовленные ученики по группам рассказывают о значении своего имени о том, как оно пришло в русский язык. Объясняют, почему родители выбрали это имя. Дают астрологическую характеристику своего имени.
Астрологическая характеристика
- Имя – происхождение.
- Число, год рождения.
- Знак зодиака.
- Планета – покровитель.
- Благоприятные цвета.
- Растение.
- Камень-талисман.
- Знаменитые личности с вашим именем.
Учитель. Слово “Имя” имеет родственников в языке. Приведите примеры родственных слов и составьте словосочетания с ними (имение Толстого, именительный падеж, именины друга, именинник одноклассник, именной указ, наименование детских игр, именитый гость, одноименный роман, именуемый Петром, отымённый, образованный от существительного или прилагательного).
Раздаются учащимся словари пословиц и поговорок.
Задание. Найдите пословицы и поговорки об имени (Богатырь умрет, а имя его останется. Доброе имя лучше богатства. Хороша Маша, да не наша. Федул губы надул. С именем Иван, без имени – болван. У него доброе имя. Не позорь моего имени).
Народные приметы и традиции народов, связанные с именами.
При выборе имени соблюдались определенные правила и запреты. Нельзя называть новорожденного именем недавно умершего члена семьи. В старину, да и в наше время часто называют детей в честь деда, бабушки, близких родственников.
Викторина “Что в имени тебе моем?”
1. Найди имя героя
Н.В.Гоголь | “Обломов” | Лука Лукич |
А.С.Грибоедов | “Шинель” | Фома Фомич |
М.Ю.Лермонтов | “Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” | Максим Максимыч |
И.А.Гончаров | “Ревизор” | Акакий Акакиевич |
Н.В.Гоголь | “Герой нашего времени” | Иван Иванович |
Н.В.Гоголь | “Горе от ума” | Илья Ильич |
Учитель: Нельзя меняться именами. Поменяться именами – значит поменяться судьбами. Человек с новым именем приобретает новые черты характера. Традиция давать двойные имена пошла от католических обрядов. При крещении давали имя родители и добавляли имя святого, в день которого родился ребенок. В нашей школе тоже есть у ученицы 9Б класса двойное имя – Сикорская Мария-Николетта. Николетта – монашка, которая молилась за появление на свет Марии. Святые покровители являются “оберегом” для человека.
Статистика распространенности имен в 11А классе.
Вывод. Проанализировав статистику имен в нашем классе, можно сказать, что большей популярностью пользуются такие имена, как Михаил, Павел, Александр (мужские), Александра, Анастасия (женские).
(Например, А.С.Пушкин “Евгений Онегин”, А.С.Пушкин “Борис Годунов”, К.Ф.Рылеев “Иван Сусанин”, Л.Н.Толстой “Анна Каренина”, Карамзин “Бедная Лиза”, С.А.Есенин “Анна Снегина”, В.А.Жуковский “Светлана”, “Людмила”, “Слово о полку Игореве”).
3. Какие вы знаете фамилии, образованные от имен людей (Иванов, Петров, Станиславский, Алексеев, Алешин, Аванесов, Ваничкина, Захаров, Григорьева).
Учитель: Есть в морозном январе день, окрашенный радостным, каким-то весенним настроением. Это 25 января - Татьянин день. День всех студентов. Вероятно, это единственный в истории случай, когда на один и тот же день претендуют и служители церкви и студенчество, причем каждая сторона понимает праздник на свой манер.
Татьянин день - праздник студента, прежде всего задорный и искрящийся молодостью. Праздник Татьянин день для тех, кто испытывает тягу к знаниям, всему новому и неизведанному. История праздника Татьянин день насчитывает уже больше двух столетий. Приурочен Татьянин день к открытию первого в Москве университета. История гласит, что в 1755 году в этот день императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об открытии высшего учебного заведения.
4. Какие вам известны праздники, посвященные именам (“Ильин день”, “Ивана Купала”, “День Петра и Февронии”, “Веры, Надежды, Любви”).
5. С именами связаны названия городов, назовите, какие (Владимир, Ярославль, Петербург, Екатеринбург, Иваново, Лида (Белоруссия), Елена (Болгария).
6. Даже цветы носят имена(Роза, Лилия, Анютины глазки, Нарцисс, Иван-да-Марья, Маргаритка, Василёк).
Учитель: Ураганам тоже дают имена, как правило, женские, имена святых, чтобы не пугать эти ураганы, которые в одном и том же районе мира могут подействовать на несколько разных тропических циклонов (Алиса, Катрина, Бренда, Мария, Клара, Шарлотта, Виктория).
7. Имена повсюду: в названиях улиц - Кати Соловьяновой, Ивана Голубца (Анапа), пер. Марьина роща (г. Москва), Карла Маркса (Армавир), магазинов, кафе, гостиниц (“Валентина”, “Людмила”, “У Кузьмича”, “Алиса”, “Дарья”, “Натали”).
8. Все вы любите петь песни. Вспомните и назовите строки из песен, связанные с именами собственными .
Например:
1) “Выходила на берег Катюша…”
2) “Ксюша – юбочка из плюша…”
3) “Утоли мои печали, Натали…”
4) “Шаланды полные кефали
В Одессу Костя приводил…”
5) “Стоит над горою Алеша…”
6) “Стюардесса по имени Жанна…”
Учитель: Живопись - важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
Часто используются в названиях картин собственные имена. Найдите в интернете такие картины (Васенцов “Аленушка”, Иван Царевич на сером волке”, “После побоища Игоря Святославича с половцами”, Тициан “Венера у зеркала”, Рембранд “Даная”, Леонардо да Винчи “Мона Лиза”).
Учитель: Подведем итог урока.
Домашнее задание.
- Рассказать об именах святых
- Причуды имен
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img16.jpg)
Cлайд 18
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img17.jpg)
Cлайд 19
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img18.jpg)
Cлайд 20
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img19.jpg)
Cлайд 21
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img20.jpg)
Cлайд 22
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img21.jpg)
Cлайд 23
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img22.jpg)
Cлайд 24
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img23.jpg)
Cлайд 25
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img24.jpg)
Cлайд 26
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/32/31228/389/img25.jpg)
Людмила Таранова
Конспект занятия в подготовительной группе «Ты и твоё имя»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
: «Ты и твоё имя » .
Воспитатель :
Таранова Л. В.
Конспект занятия в подготовительной группе на тему : «Ты и твоё имя » .
Цель : открыть детям новый мир - мир рождения человеческих имён и фамилий; дети должны чётко понимать – откуда к нам приходят имена; на занимательном материале знакомых и незнакомых книг раскрыть значение имён, объяснить, что такое родословная; раздать детям бумажные деревца, на которых они дома запишут своё древо : корни - прабабушки, бабушки, дедушки, ствол – мамы, папы, ветки – детки.
Оборудование : генеологическое дерево на ватмане, фото родственников, рисунки про семью.
Ход занятия:
Ребята, наше занятие называется открытием. А что мы будем открывать, догадайтесь сами!
Что носит каждый человек
Весь долгий и недолгий век?
Он с ношей этой дорогой
Нигде не расстаётся,
А при рождении внучат
Им ноша достаётся.
Дети, как вы думаете, о какой ноше идёт речь?
Правильно, о фамилии.
В те далекие-далекие времена, когда нас с вами еще не было на свете, появилась в нашей Галактике чудесная сказочная страна. И жили в той стране самые разные имена. Никто не видел, как они выглядели, но говорили, что они были прозрачны, как воздух, и серебрились переливами красочных огоньков. С первыми лучами солнца имена собирались на цветочной поляне и начинали рассказывать друг другу разные сказочные истории. И тогда поляну заполнял сладостный звук музыки, который просто завораживал. А еще любили имена путешествовать. Особенно нравилось им прилетать на нашу планету. Переливаясь разноцветными огоньками, они спускались на землю в то время, когда люди спали. И тогда всем снились прекрасные сны, ведь имена умели рассказывать интересные истории. А их они знали, уж поверьте, очень много. Людям так понравились эти волшебные существа, что они тоже стали придумывать себе имена. И оказалось, что так даже легче общаться друг с другом.
Именно фамилиям посвящается басня С. В. Михалкова.
Она так и называется «Смешная фамилия» .
Каких фамилий только нет :
Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
Пупков и Перепупов!
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых : Лисичкин,
Раков, Индюков, Селедкин, Мышкин,
Телкин, Мокрицын, Волков,
Мотыльков, Бобров и Перепелкин!
Но может некий Комаров Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов - Умишко комариный.
Бывает, Коршунов иной Синичкина боится,
А Чистунов слывет свиньей,
А Простачков - лисицей!
А Раков, если не дурак, Невежда и тупица,
Назад не пятится, как рак,
А все вперед стремится!
Плевков фамилию сменил,
Жемчужиным назвался,
Но в основном - ослом он был,
Ослом он и остался!
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков :
Все дело не в фамилии, а в человеке!
Тема нашего занятия «Ты и твоё имя » . Мы должны узнать, что такое имя для чего оно нам нужно.
Игра «Расшифруй слово»
У вас на столах лежат карточки с заколдованными словами. Используя специальные символы расшифруйте эти слова и напишите это слово. (Дети пишут свои имена) .
Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Ваши имена звучат по- разному. Например : Оля – Ольга.
Давайте поиграем в игру, я называю сокращённую форму вашего имени, а вы назовите ваше полное имя (воспитатель бросает ребенку мяч, называя сокращенное имя, ребенок возвращает мяч, называя полную форму имени).
Физкультминутка.
Поднимаем вверх колени,
Мы шагаем, как олени. (ходьба с высоким подниманием бедра, руки скрещены над головой, пальцы расставлены).
Спросить 2 -3х детей.
Теперь поговорим о именах.
Как вы считаете, ребята, какое мужское на Руси было самым любимым? (Иван)
Иван – древнее имя.
Александр – защитник людей.
Дмитрий – принадлежащей Богине Земли.
Сергей – высокий.
Екатерина – чистая.
Андрей – мужественный.
Ирина – мир.
Галина – спокойная, тихая.
Вот какие красивые у вас имена. Имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое. Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.
Алеша, как зовут твоего папу? (Гена) . Значит, твое отчество Геннадьевич – Алексей Геннадьевич. Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество по очереди. (Дети называют свое имя и отчество) .
Что бы ни значило ваше имя, из какого бы языка оно ни пришло, всегда помните пословицу : (открывается табличка на доске)
Не имя красит человека, а человек имя.
Как вы понимаете эту пословицу?
Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья. И, может быть, чьё - то ваше имя прославится за добрые дела и поступки.
Итог :
Какая тема нашего занятия , Коля?
Что такое родословная, Яна?
Что означает твоё имя ?
Спасибо, до свидания.