Примеры проявления материнской любви в литературе. Аргументы к сочинению ЕГЭ

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • С. Есенин - стихотворение «Письмо матери». Странни­чество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, все­прощающей материнской любви. Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он - хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тос­ки мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихот­ворении эпитетами «вечерний», «горький». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов - возращение домой из странствий. Он зву­чит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему. В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски, неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни. Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь - образ матери. Закрывается тема беспокой­ством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шу­шуне».
  • А.А. Ахматова - поэма «Реквием». В 1935 году был аре­стован единственный сын Ахматовой, Лев. Вскоре освобож­денный, он еще дважды подвергался арестам, тюремному за­ключению и ссылке. Много часов провела Анна Андреевна в страшной очереди возле старой петербургской тюрьмы «Кре­сты». И когда ее спросили, сможет ли она все это описать, она ответила: «Могу». Так рождались стихотворения, вместе со­ставившие «Реквием», - поэму обо всех безвинно загублен­ных в годы сталинского произвола. Поэма раскрывает траге­дию матери, потерявшей сына. Причем Ахматова рассматри­вает этот сюжет сквозь призму мифологии, истории. Страда­ния всех матерей в поэме выражены через образ матери Христа, Богородицы, молча переносящей свое горе. Мотив материнс­кой любви, поднятой до общечеловеческого звучания, стано­вится в произведении определяющим: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, Атуда, где молча мать сто­яла, Так никто взглянуть и не посмел». Материнское горе ста­новится у Ахматовой символом горя общенародного и обще­человеческого.
  • В.А. Сухомлинский - статья «Рождение добра». В этой статье В.А. Сухомлинский обращается к старой легенде. Сын, подстрекаемый женой, губит свою мать, вырывает у нее серд­це. Сердце же ее продолжает беспокоиться о сыне. И тогда он горько раскаивается в содеянном и понимает, что натворил. Он уходит вместе с матерью, и они превращаются в два кургана в степи. В этой легенде автор говорито силе материнской любви, о всепрощающем сердце матери.

«Что такое материнская любовь»

г. Мыски Кемеровской обл.

В качестве литературного примера можно взять

· прочитанные произведения по программе курса литературы и внепрограммные произведения,

· тексты одного блока,

· другие тексты из открытого банка заданий сайта ФИПИ, соответствующие теме сочинения.

Приводя пример из текста экзаменационного варианта КИМ (первый аргумент), ученик может написать: В тексте NN …

При использовании стороннего текста (второй аргумент) следует указывать автора и название произведения.

Если ученик затрудняется в определении жанра произведения, то можно написать: В произведении NN «SS» …

Использование выражения В книге NN «SS» … возможно для крупных произведений, так как для произведений малых и средних форм (рассказ, очерк, повесть и др.) книгой может быть сборник.

Начало 3-го абзаца может быть таким: В качестве второго аргумента хочу привести пример из книги (рассказа, повести т.п.) NN «SS».

Тема материнской любви в русской литературе.

«Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства». (В.Г.Белинский.)

Говоря о теме материнской любви в русской литературе, хотелось бы сразу отметить, что в произведениях русских классиков образу матери главное место обычно не отводится, мать, как правило, занимает второстепенное положение, а чаще всего и вовсе отсутствует. Но, несмотря на то, что писатели мало уделяли внимание этой теме, образ матери у разных писателей в разное время , в разных произведениях наделен одними общими чертами. Их мы и рассмотрим.

Первое произведение, изучаемое в школе, где появляется образ матери – это комедия Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году. Пьеса направлена на высмеивание нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. Последняя реплика Простаковой заканчивается криком отчаяния: «Нет у меня сына!» Ей было больно и трудно перенести предательство сына, которому сама признавалась, что «только в нем и видит утешение». Сын для нее – все. В какое бешенство приходит она, когда узнает, что дядюшка чуть было не побил Митрофанушку! И уже здесь мы видим главные черты образа матери в русской литературе – это безотчетная любовь к своему ребенку и не за личностные качества (мы помним, каким был Митрофан), а потому что это её сын.

В «Горе от ума» (1824г.) у Грибоедова мать появляется только в одном эпизоде. Суетливая княгиня Тугоуховская с не менее суетливыми шестью княгинями приехали к Фамусову. Суета эта связана с поисками жениха. Грибоедов рисует сцену их поисков ярко и смешно, и в русской литературе такое изображение матери впоследствии станет популярным, особенно в пьесах Островского. Это и Аграфена Кондратьевна в «Свои люди – сочтемся», и Огудалова в «Бесприданнице». В этом случае сложно говорить о любви матери к дочке, так как она оттесняется на второй план заботами о замужестве, поэтому мы снова вернемся к теме материнской любви к сыну.

В «Капитанской дочке» и «Тарасе Бульбе» и Пушкин, и Гоголь показывают мать в момент разлуки её со своими детьми. Пушкин одним предложением показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила её, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье. Точно такое же изображение матери и у Гоголя. В «Тарасе Бульбе» автор подробно описывает эмоциональное потрясение «старушки». Только встретив сыновей после долгой разлуки, она вновь вынуждена с ними расстаться. Всю ночь она проводит у их изголовья и чувствует своим материнским сердцем, что в эту ночь она последний раз их видит. Гоголь, описывая её состояние, дает верную характеристику любой матери: «…за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю». Благословляя их, она безудержно плачет, точно так же как и мать Петруши. Таким образом, на примере двух произведений мы видим, что значит для матери расставание со своими детьми и как непросто она его переносит.

В произведении Гончарова «Обломов» мы сталкиваемся с двумя противоположными по складу характера и образу жизни героями. Обломов ленивый, ничем не занимающийся, не приспобленный к деятельности человек, но, как сам говорит про него лучший друг , «это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало…», сам Штольц необыкновенно деятельный и энергичный человек, он все знает, все умеет, все время чему-то учится, но духовно неразвитый. И Гончаров в главе «Сон Обломова» дает нам ответ на вопрос, как же так вышло. Оказывается, что они воспитывались в разных семьях, и если в воспитании Обломова основное участие принимала мать, для которой в первую очередь важно, чтобы ребенку было хорошо и ничто ему не угрожало, то за воспитание Штольца взялся отец. Немец по происхождению, он в строгой дисциплине держал своего сына, мать Штольца ничем не отличалась от матери Обломова, она также переживала за своего сына и старалась принимть участие в его воспитании, но эту роль взял на себя отец, и мы получили чопорного, но живого Андрея Штольца и ленивого, но душевного Обломова.

Необыкновенно трогательно изображен образ матери и её любовь в романе Достоевского «Преступление и наказании». Мать Родиона и Дуни Раскольниковых, Пульхерия Александровна, на протяжении всего романа пытается устроить счастье своего сына, пытается помочь ему, жертвуя ради него даже Дуней. Она любит свою дочь, но сильнее любит Родиона, и просьбу сына никому не верить, чтобы о нем не говорили, она выполняет. Своим сердцем она чувствовала, что сын натворил что-то страшное, но она не упускала возможности, чтобы лишний раз не сказать даже прохожему, что Родион - прекрасный человек, и начинала рассказывать, как он спасал детей из пожара. Веру в сына она не теряла до последнего, и как тяжело давалась ей эта разлука, как страдала она не получая известия о сыне, читала его статью, ничего не понимала и гордилась своим сыном, ведь это его статья, его мысли, и они опубликованы, а это еще один повод, чтобы оправдать сына.

Говоря о материнской любви, хочется сказать и о ее отсутствии. Константин из «Чайки» Чехова пишет пьесы, «ищет новые формы», влюблен в девушку, и она отвечает ему взаимностью, но он страдает от недостатка материнской любви и гадает на мать: «любит, не любит». Он сожалеет, что его мать известная актриса, а не обычная женщина. И с грустью вспоминает свое детство. При этом нельзя сказать, что Константин безразличен матери. Аркадина приходит в ужас и волнуется за сына, когда узнает, что он пытался застрелиться, лично накладывает ему повязку и просит, чтобы он больше так не делал. Эта женщина предпочла карьеру воспитанию сына, а без материнской любви человеку тяжело, чему яркий пример Костя, который в итоге застрелился.

На примере вышеперечисленных произведений, образов и героев мы можем сделать вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка, забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.

Используемая литература.

1. В.Г. Белинский «Гамлет, драма Шекспира»//Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. 7.

2. Д.И. Фонвизин «Недоросль».// М., Правда, 1981.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума».//М., ОГИЗ, 1948.

4. А.Н. Островский. Драматургия.//М., ОЛИМП, 2001.

5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».//Полн. Собр. соч.: В 10 т. М., Правда, 1981. Т.5.

6. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».//У-Фактория, Ект., 2002.

7. И.А. Гончаров «Обломов».//Собр. соч.: М., Правда, 1952.

8. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».//Худ. Лит., М., 1971.

9. А.П. Чехов «Чайка». Собр. соч.: В 6 т. М., 1955. Т. 1.


«Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства». (В.Г.Белинский.)

Говоря о теме материнской любви в русской литературе, хотелось бы сразу отметить, что в произведениях русских классиков образу матери главное место обычно не отводится, мать, как правило, занимает второстепенное положение, а чаще всего и вовсе отсутствует. Но, несмотря на то, что писатели мало уделяли внимание этой теме, образ матери у разных писателей в разное время, в разных произведениях наделен одними общими чертами. Их мы и рассмотрим.

Первое произведение, изучаемое в школе, где появляется образ матери – это комедия Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году. Пьеса направлена на высмеивание нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. Последняя реплика Простаковой заканчивается криком отчаяния: «Нет у меня сына!» Ей было больно и трудно перенести предательство сына, которому сама признавалась, что «только в нем и видит утешение». Сын для нее – все. В какое бешенство приходит она, когда узнает, что дядюшка чуть было не побил Митрофанушку! И уже здесь мы видим главные черты образа матери в русской литературе – это безотчетная любовь к своему ребенку и не за личностные качества (мы помним, каким был Митрофан), а потому что это её сын.

В «Горе от ума» (1824г.) у Грибоедова мать появляется только в одном эпизоде. Суетливая княгиня Тугоуховская с не менее суетливыми шестью княгинями приехали к Фамусову. Суета эта связана с поисками жениха. Грибоедов рисует сцену их поисков ярко и смешно, и в русской литературе такое изображение матери впоследствии станет популярным, особенно в пьесах Островского. Это и Аграфена Кондратьевна в «Свои люди – сочтемся», и Огудалова в «Бесприданнице». В этом случае сложно говорить о любви матери к дочке, так как она оттесняется на второй план заботами о замужестве, поэтому мы снова вернемся к теме материнской любви к сыну.

В «Капитанской дочке» и «Тарасе Бульбе» и Пушкин, и Гоголь показывают мать в момент разлуки её со своими детьми. Пушкин одним предложением показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила её, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье. Точно такое же изображение матери и у Гоголя. В «Тарасе Бульбе» автор подробно описывает эмоциональное потрясение «старушки». Только встретив сыновей после долгой разлуки, она вновь вынуждена с ними расстаться. Всю ночь она проводит у их изголовья и чувствует своим материнским сердцем, что в эту ночь она последний раз их видит. Гоголь, описывая её состояние, дает верную характеристику любой матери: «…за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю». Благословляя их, она безудержно плачет, точно так же как и мать Петруши. Таким образом, на примере двух произведений мы видим, что значит для матери расставание со своими детьми и как непросто она его переносит.

В произведении Гончарова «Обломов» мы сталкиваемся с двумя противоположными по складу характера и образу жизни героями. Обломов ленивый, ничем не занимающийся, не приспобленный к деятельности человек, но, как сам говорит про него лучший друг, «это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало…», сам Штольц необыкновенно деятельный и энергичный человек , он все знает, все умеет, все время чему-то учится, но духовно неразвитый. И Гончаров в главе «Сон Обломова» дает нам ответ на вопрос, как же так вышло. Оказывается, что они воспитывались в разных семьях, и если в воспитании Обломова основное участие принимала мать, для которой в первую очередь важно, чтобы ребенку было хорошо и ничто ему не угрожало, то за воспитание Штольца взялся отец. Немец по происхождению, он в строгой дисциплине держал своего сына, мать Штольца ничем не отличалась от матери Обломова, она также переживала за своего сына и старалась принимть участие в его воспитании, но эту роль взял на себя отец, и мы получили чопорного, но живого Андрея Штольца и ленивого, но душевного Обломова.

Необыкновенно трогательно изображен образ матери и её любовь в романе Достоевского «Преступление и наказании». Мать Родиона и Дуни Раскольниковых, Пульхерия Александровна, на протяжении всего романа пытается устроить счастье своего сына, пытается помочь ему, жертвуя ради него даже Дуней. Она любит свою дочь, но сильнее любит Родиона, и просьбу сына никому не верить, чтобы о нем не говорили, она выполняет. Своим сердцем она чувствовала, что сын натворил что-то страшное, но она не упускала возможности, чтобы лишний раз не сказать даже прохожему, что Родион - прекрасный человек , и начинала рассказывать, как он спасал детей из пожара. Веру в сына она не теряла до последнего, и как тяжело давалась ей эта разлука, как страдала она не получая известия о сыне, читала его статью, ничего не понимала и гордилась своим сыном, ведь это его статья, его мысли, и они опубликованы, а это еще один повод, чтобы оправдать сына.

Говоря о материнской любви, хочется сказать и о ее отсутствии. Константин из «Чайки» Чехова пишет пьесы, «ищет новые формы», влюблен в девушку, и она отвечает ему взаимностью, но он страдает от недостатка материнской любви и гадает на мать: «любит, не любит». Он сожалеет, что его мать известная актриса, а не обычная женщина . И с грустью вспоминает свое детство. При этом нельзя сказать, что Константин безразличен матери. Аркадина приходит в ужас и волнуется за сына, когда узнает, что он пытался застрелиться, лично накладывает ему повязку и просит, чтобы он больше так не делал. Эта женщина предпочла карьеру воспитанию сына, а без материнской любви человеку тяжело, чему яркий пример Костя, который в итоге застрелился.

На примере вышеперечисленных произведений, образов и героев мы можем сделать вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка, забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.

Используемая литература.

1. В.Г. Белинский «Гамлет, драма Шекспира»//Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. 7.

2. Д.И. Фонвизин «Недоросль».// М., Правда, 1981.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума».//М., ОГИЗ, 1948.

4. А.Н. Островский. Драматургия.//М., ОЛИМП, 2001.

5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».//Полн. Собр. соч.: В 10 т. М., Правда, 1981. Т.5.

6. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».//У-Фактория, Ект., 2002.

7. И.А. Гончаров «Обломов».//Собр. соч.: М., Правда, 1952.

8. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».//Худ. Лит., М., 1971.

9. А.П. Чехов «Чайка». Собр. соч.: В 6 т. М., 1955. Т. 1.

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога. В данной статье я представлю вам сочинение на тему: “Проблема отношения к матери: аргументы “. Данный вариант вы можете использовать при подготовке к экзамену ЕГЭ по русскому языку.

Проблема отцов и детей актуальна и по сей день. От родителей зависит будущее ребенка и его становление, как личности. С годами дети становятся самостоятельными людьми и очень часто забывают о том, что именно мама и папа были их проводниками во взрослую жизнь. Именно эту проблему и раскрывает автор в своем произведении.

Многие великие поэты и писатели в своих работах рассматривали данную тему. Классическую форму семьи мы можем наблюдать в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. По мнению автора, отец должен заниматься христианско-нравственным воспитанием ребенка, а мать отдавать свою любовь и ласку, будучи хранительницей очага, окружать каждого члена семьи заботой.

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева “Воробей” материнский инстинкт, стремление защитить свое потомство ведет птицу к героическому бою с собакой. Любовь матери к своим детям здесь воплощена в образе воробья.

Проблема отношения к матери ярко прослеживается в произведении Константина Георгиевича Паустовского “Телеграмма”. Главная героиня Настя живет в городе Ленинграде. Её жизнь полна забот и проблем. По ее мнению, они настолько важны и неотложны, что, получив телеграмму о болезни своей родной матери, Настя не может вырваться к ней домой. Лишь осознав то, что ее промедление может привести к трагическим последствиям, она отправляется к маме в деревню. Но уже слишком поздно, и время не повернуть вспять: мать умерла.

Трепетное отношение к матери находит место в стихотворении Сергея Есенина “Письмо к матери”. Главный герой беспокоится о здоровье своей мамы и не хочет волновать ее своими заботами: “ты жива еще старушка, жив и я, привет тебе, привет”.

На мой взгляд, проблема отношения к матери будет актуальной всегда, ведь очень часто под грузом своих проблем и забот мы забываем о самых близких нам людях и почему-то не можем просто позвонить домой и сказать: “Привет, у меня все хорошо, я вас люблю!”.

Вот так выглядит один из вариантов сочинений на заданную тему с соответствующими аргументами. Все мои работы вы можете найти в категории “ “. Надеюсь, они помогут вам в построении своих мыслей и подготовке к ЕГЭ. Если у вас остались какие-либо вопросы по каркасу или грамматическим вкраплениям, задавайте их в комментариях, я обязательно дам вам ответ! Всего доброго!

«Что такое материнская любовь»

г. Мыски Кемеровской обл.

В качестве литературного примера можно взять

· прочитанные произведения по программе курса литературы и внепрограммные произведения,

· тексты одного блока,

· другие тексты из открытого банка заданий сайта ФИПИ, соответствующие теме сочинения.

Приводя пример из текста экзаменационного варианта КИМ (первый аргумент), ученик может написать: В тексте NN …

При использовании стороннего текста (второй аргумент) следует указывать автора и название произведения.

Если ученик затрудняется в определении жанра произведения, то можно написать: В произведении NN «SS» …

Использование выражения В книге NN «SS» … возможно для крупных произведений, так как для произведений малых и средних форм (рассказ, очерк, повесть и др.) книгой может быть сборник.

Начало 3-го абзаца может быть таким: В качестве второго аргумента хочу привести пример из книги (рассказа, повести т.п.) NN «SS».

Итоговое сочинение : «Проблема материнской любви»

Для аргументации выбраны произведения: «Война и мир», «Преступление и наказание».

«Первое слово ребенок сказал:

Мама! -

Вырос. Солдатом ушёл на вокзал.

Мама! -

Вот он в атаке на дымную землю упал.

Мама! -

Встал. И пошёл. И губами горячими к жизни припал.

Мама!»

Сергей Островой

Введение : Любовь матери - самое сильное чувство на свете. Безграничная доброта, всепрощение, полное понимание проблем своего ребенка, готовность помочь, несмотря на трудности, встающие на пути, желание видеть свое дитя счастливым, - это одни из главных (но далеко не все) устоев материнской любви.

Жить ради ребенка - вот желание каждой матери. Каким бы ни были сын или дочь, материнская любовь всегда видит самое лучшее. Сердце матери принимает дитя любым, потому что по-другому оно любить не может, просто не умеет. Мать старается помочь, понять, принять участие во всем, что делает ее ребенок. Она радуется успехам и огорчается неудачами иногда даже больше, чем сын или дочь. Мать любит, и такой любви иногда нет объяснения.

Аргументы : В романе Льва Толстого « » мы встречаемся с семьей Ростовых. В ней царят любовь и гармония. Мать семейства - графиня Наталья - создает уют и поддерживает доверительные отношения со всеми членами семьи. Она научила своих детей самому главному в жизни - любить. И ее любовь к детям безгранична.

Когда погиб ее самый младший сын Петя, графиня перестала жить. Она замкнулась в себе и перестала выходить из комнаты. Как она не хотела отпускать своего мальчика на эту войну! Видимо, сердце ее предчувствовало вечную разлуку. Но Петя был воспитан патриотом, он мечтал о подвигах, но, к сожалению, его первое сражение оказалось для него последним.

Трудно пережить матери смерть сына. Графиня быстро состарилась, перестала быть похожей на ту живую, красивую и жизнерадостную женщину. Рассудок ее помутился, и она доживала свои дни в большой скорби по сыну. Любовь матери не смогла вынести этого горя, она настолько сильна, что ее трудно чем-либо измерить.

В романе Федора Достоевского « » мы видим еще один пример необъятной материнской любви. Это мать - Пульхерия Александровна. В произведении мы видим ее заботливой, нежной, трогательной старушкой. Женщина так любит своего сына, что готова ради него на все. Долгое время он находился в бедственном положении, у него не было денег, он едва находил себе средства для пропитания.

Пульхерия Александровна приняла решение отдать свою дочь Дуню в работу к у, а потом выдать замуж за Лужина. Деньги, которые она получила, были оправлены любимому Роде для улучшения его материального положения. Мать пошла на большую жертву. Отнимая у себя, она отдавала сыну. Любовь Пульхерии Александровны не знала границ, и все ее действия были связаны только с тем, чтобы помочь сыну.

Вывод : Мать всегда будет любить своего ребенка независимо от того, сколько ему лет. Она будет стараться помочь в беде, потому что самое главное для матери - это счастье собственного дитя. Все, что не случится с ним, отражается на душевном состоянии матери. Видеть боль своего ребенка - это значит, переживать ее вместе с ним. Любовь матери не заменит ничто на свете. Как закончил свою поэму Сергей Островой: «Берегите своих матерей! Настоящая мать человеку дается однажды!»

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «».

Будут использованы следующие аргументы:
– К. Г. Паустовский, «Телеграмма»
– И.С. Тургенев, «Отцы и дети»

В матери от природы заложено стремление оградить своего ребенка от всех бед и забот, окружить заботой и лаской. Материнское сердце бесконечно прощает и несмотря ни на что считает свое дитя самым лучшим. Проблема отношения к матери является актуальной по сей день, так как полноценно отвечать взаимностью на все проявления материнской любви способен не каждый.

В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» мы можем проследить яркий пример невнимательного отношения к матери. Катерина Петровна проживает в селе Заборье, в старом доме, который построил её отец. Единственными гостями старушки являются знакомый сторож Тихон и дочь сапожника Манюшка, они помогают ей по дому и стараются как-то скрасить её одиночество. Катерина Петровна ценит их помощь, испытывает искреннюю благодарность, но ничто не может отвлечь её от тоски по дочери – единственному родному человеку. Настасья Семёновна живет в Ленинграде и уже три года не приезжает к матери. Настя периодически присылает деньги маме, но даже написать полноценное письмо у нее нет времени. Она работает в Союзе художников, устраивает конкурсы и выставки, обыденность и ответственная должность поглощают девушку целиком.

Безграничная любовь Катерины Петровны к своей дочери не позволяет ей обижаться на неё, она понимает новый склад жизни Насти и смиренно ждет писем. Но увидеться им больше не суждено – старушка вскоре умирает. Анастасия не успевает приехать даже на похороны матери и муки раскаяния преследуют девушку до конца дней.

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» одним из второстепенных персонажей является Арина Власьевна. Она живет в своем имении вместе с мужем, Василием Базаровым, в глубинке России. Арина Базарова пожилая дворянка, набожная и мнительная, добрая и боязливая. Она очень любит своего единственного сына Евгения, одновременно боится его и старается во всем понять, даже в нигилистических взглядах. После долгой разлуки она плачет и обнимает “Енюшку”, не желает отходить от него, постоянно смотрит и вздыхает.

Отношение Базарова младшего к матери не назвать примерным, он не показывает своих чувств и редко обращается к ней. Проявление нежностей для него неприемлемо, он не выказывает бурных эмоций сам и запрещает это делать своей матери. Арине Власьевне тяжело сдерживаться, но она покорно слушается и старается никак не обременять сына своим вниманием и заботой.
Судя по словам Евгения своему другу Аркадию, он ценит своих родителей и уважает их, но проявить чувств не может, не считает необходимым. Его признанием в любви к ним можно расценить слова «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». К сожалению, показать свое искреннее отношение к матери и отцу Евгения заставляет лишь скорое приближение смерти.

Мама является самым близким и родным нам человеком, она чувствует нашу боль и переживания, смену настроения и все страхи. Сердце матери невозможно обмануть, но очень легко задеть. Она не покажет обиды, никогда не будет держать зла или обвинять своего ребенка. К сожалению, многие не замечают острых слов, что говорят матери, пользуются бесконечным пониманием, а со временем уделяют все меньше внимания. Мы не должны допускать этих ошибок, чтобы не жалеть когда станет слишком поздно.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема отношения к матери: сочинение ЕГЭ ». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.