Сообщение на тему падение римской империи. V

« — Сила лишённая разума, гибнет сама собой.» (с)

Середина прошлого века была настоящей Золотой Эрой Голливуда. Именно тогда кинематограф приобрёл все присущие даже современному кино черты: зрелищность и размах, технические составляющие любого блокбастера — широкий формат, цветная плёнка, поражающие воображение спецэффекты и наличие звёзд в главных ролях. Всё это широко используется в кинематографе и поныне, даже такое направление как «пеплум» вновь вернулось на большие экраны. Так в старину называли историко — приключенческие картины, действие которых разворачивалось во времена Древнего Рима, Греции или Египта. А на экране демонстрировался невиданный размах, роскошь исторических костюмов и величие гигантских декораций, тысячные массовки, конные парады войск, панорамные сцены сражений или морские баталии на старинных, парусных судах… Но, создание подобных картин было невероятно затратно, поэтому не все киностудии могли себе такие дорогие фильмы позволить. Да и то, после череды коммерческих провалов таких эпических блокбастеров, Голливуд на долгое время потерял интерес к античной истории. Рассматриваемый в этой рецензии фильм — как раз один из них. Это последний, один из самых дорогих и размашистых трёхчасовых полотен, бюджет которого составил огромные 19 миллионов $ (для тех лет — гигантская сумма). По затратам этот блокбастер превзошёл даже такой эпик как «Бен — Гур» (однако, всё же уступив пальму первенства по стоимости чудовищно дорогущей «Клеопатре» с Элизабет Тэйлор — вышедшей годом ранее)! Однако, в мировом прокате так и не смогший окупить себя, ибо кассовые сборы составили все 4 миллиона. Следовательно, высоких оценок критиков и признание зрителей фильм Энтони Манна не получил (довольствуясь Золотым Глобусом за саундтрек). Напротив — был в год своего появления на экранах, достаточно холодно принят массовым зрителем, преимущественно проигнорирован критиками и со временем канул в небытие. А рассказанная в ленте история, опиравшаяся на действительно имевшие место исторические события, сегодня всем известна по другому «пеплуму» — «Гладиатору» Ридли Скотта. Который, собственно говоря и возродил в своё время интерес широкого зрителя к вышедшим из моды историческим боевикам…

Прежде всего, думаю следует начать с того, что фильм с таким пафосным названием как — «Падение Римской Империи», оказывается не слишком эпическим. Не подумайте превратно: массовка из сотен римских легионеров, обряженные в лохмотья обыватели и одетые в роскошные наряды и туники — благородные патриции — всё это присутствует. Ровно как и отмеченные выше конные парады и сражения на мечах. Причём, в фильме таких баталий даже несколько. Однако, действие первой половины фильма, отчего то происходит в заснеженных землях Германии. Где римские войска подавляют мятеж местных варварских племён. Не смотря на то, что в кадре зима — в сцене сражения почему то видно совершенно отчётливо, что леса покрыты зеленью. Впрочем этот досадный ляпсус вполне простителен, и если не придираться к подобным мелочам — картинка ленты вас порадует. Особенно удачными вышли сцены, в которых по сюжету идёт крупный снег, как на похоронах умершего в военном походе цезаря. Римское воинство стоит у огромного погребального костра с горящими факелами, а с мрачного неба большими хлопьями валит белый при белый снег (уж не знаю — настоящий ли или искусственный)… Но, не считая этого эпизода и сцены сражения с варварами, первые полтора часа — скука смертная. Тем более, все эти дворцовые интриги и заговоры римской знати происходят в каком то каменном, совершенно не свойственном римскому стилю замке. Понятное дело, что они на чужой земле и «расквартированы» в местном форт — посте (или как это тогда называлось?), однако в том же фильме Ридли Скотта — римляне жили в гарнизоне палаточного городка, раскинув на поле сотни шатров. И это было более естественно, чем наблюдать за их пребыванием в каком то европейском замке. Складывается впечатление, что римляне по ошибке переместились в средневековье и в кадре вот — вот покажутся крестоносцы.

Да и сценарий написанный аж тремя соавторами, среди которых: Бен Барзмен, Басилио Франкина и Филиа Йордан — слишком много «воды». Персонажи часто говорят на отвлечённые, не имеющие отношения к их истории и развитию сюжета вещи. Заговор с целью убийства Марка Аврелия (любопытно, что это происходит без ведома его сына Коммода, которого накануне цезарь лишает наследования престола) происходит лишь ближе к концу первой серии. Картина, кстати снята в модном тогда формате эпического спектакля: с увертюрой предваряющей просмотр, пока зрители рассаживаются по местам, и с перерывом на антракт в середине постановки. Который, как бы делит картину на две половины. Вот вторая — будет подинамичнее. Во — первых, действие переносится в Рим, что даёт возможность насладиться роскошными, панорамными видами древнего города со всеми его акведуками, зданиями с колоннами и монументальными скульптурами. Опять же — многотысячные массовки на улицах — что на широком экране смотрится очень здорово. Оператор картины Роберт Краскер — потрудился при создании фильма, дабы его полотно отличалось от прочих, снятых на эту же тему. Да художники по костюмам поработали на совесть. Понравился и гнетущий, но вместе с тем и величественный, как и положено подобному фильму — саундтрек, написанный композитором Дмитрием Тёмкиным — ранее сочинявшим музыку для лент Альфреда Хичкока.

Из занятых в картине актёров, самый большой гонорар получила, сыгравшая роль Люциллы — молодая итальянская красавица Софи Лорен. Правда, нечего особенного, кроме своей эффектной внешности она не демонстрирует. Даже эротических или любовных сцен с нею тут не будет, и если кто вдруг решит смотреть фильм с целью увидеть нечто подобное — заранее проходите мимо, что бы после избежать разочарования. Второй звездой картины является красавиц Стивен Бойд, которого тут несколько погрузнел и перекрасился в блондина. Если в своё время из него вышел прекрасный негодяй Мессала, то здесь — какой то проходной и неприметный герой — центурион Ливиус. Отрицательный образ — царевича Коммода, достался английскому актёру Кристоферу Пламмеру. И он так же проигрывает по зрительским симпатиям, более харизматичному и цельному в своём омерзении Хоакину Фениксу, сыгравшему этого героя в ленте Скотта. Омар Шариф совершенно не запоминается в третьестепенном образе армейского принца Сохамиса. А вот классик Алекс Гиннес — был не чуть не худшим цезарем, чем в версии Ричарда Харриса. Завершающая фильм фраза о том, что империя может устоять перед угрозами внешнего врага, и даже может после поражения вновь окрепнуть, но гибнет империя только тогда, когда сами её граждане больше в неё не верят — верная истина. Вопрос в том, стоит ли ради неё тратить три часа на просмотр всего фильма — сочтём иторическим…

Конец V века, когда Западная Римская империя перестала существовать, был завершением эпохи античности. Вместе с империей римлян в прошлое ушла целая эпоха со своими ценностями, идеалами и особым мировоззрением. Античные устои уступили своё место средневековым, христианским по своей сути, принципам.

Римское общество и государство накануне падения

Разложение римского общество началось задолго до 476 года. Крайне тяжело государство пережило Кризис III века, когда на престоле постоянно сменялись солдатские императоры, не способные укрепить империю. В III-IV веках на римском престоле были люди, мыслящие государственными масштабами и способные на серьёзные реформы. Благодаря императорам Диоклетиану и Константину, римское величие на время возродилось. Однако процесс разрушения уже невозможно было остановить. К основным причинам грядущей катастрофы исследователи относят:

  • Политическую и этническую неоднородность империи. Уже во II веке было заметным различие между восточной аристократией, представители которой восходили к знатным древнегреческим родам, и западной знатью. В будущем культурно-исторические и политические различия приведут к разделению единого государства на Западную и Восточную Римские империи. Не было единства и среди самих римских граждан и правящей верхушки, о чём свидетельствует целая череда гражданских войн, происходивших на протяжении III-V веков.
  • Разложение римской армии. К IV веку образ мужественного римского легионера окончательно остался в прошлом. Римляне потеряли всякий интерес к армейской службе и шли туда только ради денег. Ещё при Септимии Севере (193-211) из-за нехватки добровольцев в армию стали принимать варваров, что позже вылилось в падение воинской дисциплины. Кроме того, Север для того чтобы поднять престиж ремесла военного, разрешил легионерам покупать землю и вступать в брак до завершения службы. Реформы Севера, безусловно, сыграли свою роль в укреплении боеспособности государства, но позже стала проявляться обратная сторона его преобразований. Легионные лагеря стали превращаться в посёлки, где текла обычная мирная жизнь. Римские отряды теряли свою мобильность, а воины – сноровку. Начальники лагерей отныне должны были совмещать военное руководство с решением гражданских задач, из-за чего в штабах начался процесс бюрократизации, в которой позже погрязнет весь государственный аппарат.
  • Кризис языческого мировоззрения. Со временем римляне потеряли и свои прежние религиозно-мировоззренческие идеалы, лежавшие в основе римской государственности. Представления о прежних героях и богах образованным людям уже казались наивными, попытка властей ввести культ «гения» императоров также провалился. С I века н. э. римская аристократия склонялась к учению стоиков, а в среде низшего сословия и рабов всё больше распространялась идея о появлении спасителя, который восстановит справедливость. Образ спасителя соединился с образами языческих умирающих и воскресающих богов (Осириса, Аттиса, Митры), а также с представлением о том, что за чертой смерти начинается новая жизнь, где каждому воздастся по его деяниям. Постепенно на этой базе стало развиваться христианство, устои которого коренным образом отличались от идеалов древнеримской мифологии. Император Константин в 313 году провозгласил религиозную терпимость, что фактически означало победу христианской церкви и окончательный распад языческого мировоззрения.
  • Экономическую ситуацию. В IV веке в империи началось разложение рабовладельческого строя, повлекшее за собой захирение городов, возвращение к натуральному хозяйству, разрушение экономических связей между разными регионами, огрубление ремесла. Поскольку роль центров ремесла и торговли переходила от городов к крупным землевладельцам, последние стали составлять серьёзную конкуренцию императорской власти. Последние римские императоры уже не могли тягаться с аппетитами своих подданных. Для поддержания государства и его казны императоры повышали налоги, из-за чего массово разорялись крестьяне и ремесленники.
  • Набеги варваров. Многие историки считают именно этот фактор главной причиной разрушения Западной Римской империи. Впервые римляне столкнулись с варварами во II веке, но тогда им достаточно легко удалось отразить угрозу. Впрочем, небольшие стычки на границах империи с тех пор стали для римских легионеров постоянными. Во второй половине III века началось Великое переселение народов, когда целые орды азиатских кочевников двинулись с просторов Восточной Сибири, Монголии, Китая и т. д. на запад. В авангарде этого движения находились гунны – грозные и бесстрашные завоеватели. Из-за постоянной военной угрозы император Константин был вынужден перенести столицу своего государства в Константинополь, что послужило толчком для развития и роста богатств восточной части империи, но в то же время стало ещё причиной упадка западной её половины. Многие европейские племена, спасаясь от гуннов, просили римских императоров убежища. В 378 году состоялось сражение между римским императором Валентом и вестготами, поселившимися на окраинах империи. В этой битве варвары не только разбили римское войско, но и убили императора. Все дальнейшие отношения римских императоров с варварами можно охарактеризовать как лавирование. Рим то подкупал варварских вождей, то пытался стравить их друг с другом, то пытался дать им отпор. В 395 году империя была официально поделена на Западную и Восточную части. Силы Западной империи были слишком слабы, чтобы самостоятельно справиться с варварской угрозой. Племена свевов, вандалов и других стали захватывать обширные области и основывать тут собственные государства. С каждым годом римские императоры были вынуждены делать всё новые и новые уступки варварам.

Последние годы империи

К V веку государство окончательно перестало справляться с возложенными на него функциями. Императоры не могли ни остановить хаос внутри своего государства, ни положить конец постоянным набегам варваров. Между тем, варвары уже не ограничивались походами на окраины государства, угроза нависла над самим Вечным городом. В 410 году Рим был взят и разграблен королём вестготов – Аларихом, пока император Гонорий прятался от варваров в Равенне. Для современников это событие было настоящим крахом старого мира. Впрочем, империя пока ещё продолжала существовать. В 451 году в Каталаунских полях римлянам, временно объединившимся со своими врагами – вестготами, саксами и другими племенными союзами, даже удалось остановить грозного вождя гуннов – Атиллу.

Впрочем, эта победа не оказала особого значения на дальнейшую судьбу Рима. Четыре года спустя город был разграблен вандалами. После погрома, который был учинён в городе именем этого племени стали означать любые акты бессмысленного разрушения.

Последним по-настоящему значимым человеком в древнеримской истории был император Юлий Майориан (457-461). Он инициировал череду реформ, направленных на возрождение былого величия империи. Однако начинания Майорина расстраивали планы варварских королей и провинциальной знати, привыкшей к самостоятельности. Поэтому вскоре император был убит. После его смерти на римском престоле сменилось несколько совершенно незначительных фигур. В 476 году полководец Одоакр (германец по происхождению) сверг последнего римского императора, которого, по иронии судьбы звали Ромул – точно также как и легендарного основателя Рима, и основал собственное государство. Так закончилось существование Западной римской империи.

Продолжал существовать, однако, утратив свое мировое значение, пустел. Римский форум, место, где решались людские судьбы, зарастало травой. Жестокое разграбление города указывало на скорое падение Римской Империи в целом. Мало кто сомневался в предстоящем закате культуры и державы. Предчувствуя катастрофу, Гиппона Регия Августин (епископ города, один из ведущих деятелей христианства начала 5 века) начал создавать свое знаменитое произведение «О граде Божьем». В нем он размышлял о взлете и падении земных царств, в том числе и Рима. Августин выдвигал теорию о божественном городе, который придет на смену существующим империям на земле.

Большое значение в закате царства отводится (4-7 веков). В этот период вышедшие из Китая Гунны двинулись на запад. Они начали теснить племена, населявшие территории на их пути, вынуждая жителей сниматься с мест и переходить на территорию Римской Империи.

Самыми воинственными и многочисленными в то время являлись племена германских вандалов и готов. Римляне давно сталкивались с ними и отражали их нападения. При этом некоторые являлись федератами (союзниками) Рима. Германцы служили в армии Империи, достигая высокого положения и занимая весьма почетные должности.

С конца 4 столетия продвижение германских племен стало принимать характер нашествия. Противостоять ему было труднее и труднее.

Готы населяли территорию Причерноморья до того, как начали беспокоить римлян. С 3-го века к готским племенам начали присоединяться и другие народности. Таким образом, формировалось объединение варваров.

Готские племена были разделены на две группы: вестготов и остготов. После нападения в 375 году гуннов, готы были вынуждены перейти Дунай. Таким образом, они оказались на территории Римской Империи.

Готам было разрешено поселиться в качестве федералов. Однако в их племенах царил голод, умирали люди. Готы посчитали римлян виновными в своих бедах. Вспыхнул мятеж. В 378 году у Адрианополя римляне были побеждены. Их император бесследно исчез.

Вначале 5-го века готы снова совершили поход на Италию. В 410 году началась осада Рима, вызвавшая голод, распространение болезней среди жителей. Готский вождь Аларих потребовал с горожан огромный выкуп. Римляне начали переплавлять свои статуи, чтобы сделать слитки и отдать предводителю готов. Но Аларих, устав ждать, взял город. За много веком впервые произошел захват «Вечного города». За три дня Рим стал почти вымершим и полуразрушенным.

В 455 году на Италию двинулись вандалы. Две недели они грабили и жгли Рим. Десятки тысяч жителей были убиты, остальные взяты в рабство. Плененными оказались и императрица с дочерями.

Падение Римской Империи происходило стремительно. Государство, слабея, не могло обеспечить защиту своим подданным. Беззащитны перед натиском врагов были и богатые, и бедные.

Однако причины падения Римской Империи были не только в нашествии захватчиков. По мнению одного из древних историков, сами жители страны стали для себя худшими врагами. От непосильных налогов страдали рабы и бедняки. Приходили в запустение земли, люди умирали от голода. Чтобы выжить часто население переходило на службу к варварам, считая, что лучше смирение с другими нравами и несвобода, чем несправедливость и жестокость в своей стране.

Падение Римской Империи условно датируется 476 годом, когда был смещен последний властитель, мальчик Ромул Августин.

Святой Августин в своем сочинении назвал гибель царства расплатой за все страшные его грехи прошлого. Отец церкви не видел ни одной возможности спасения Рима.

Разделение Римской империи

Последний император единой Римской империей, Феодосий I перед своей смертью в 395 г. осуществил раздел государства между сыновьями, так появилась восточная часть со столицей в Константинополе (будущая Византия) и западные территории со столицей в Медиолане (совр. Милан), а затем в Равенне (с 402 г.). Подобное разделение привело к серьезному ослаблению государства, поскольку две части стали враждебно относиться друг к другу. Не заставили себя ждать и вторжения варварских племен: в 401 г. в пределы Западной Римской империи вторглись вестготы во главе с Аларихом, захватившие Аквилею, а в 404 г. — остготы, вандалы и бургунды под предводительством Радагайса. В 408 г. вестготы безуспешно осадили Рим, но во время нового похода Алариха, 24 августа 410 г. впервые в истории город пал, и часть города погибла в огне пожара.

Нашествия варваров

Следующей грозной силой, угрожавшей Риму, стали гуннские племена во главе с Аттилой. После ряда опустошительных набегов в пределы Восточной Римской империи, им даже стали выплачивать дань, после чего их взоры обратились на западные земли империи. В 452 г. они вторглись в Италию, и только смерть вождя и распад племенного союза отвели от угрозу от империи. Но уже в июне 455 г. король вандалов Гейзерих воспользовался смутой в Риме, переправил войска из Карфагена, без боя овладел городом и подверг его страшному разорению. Из Рима было увезено тысячи пленников и похищены многие ценности. К королевству вандалов была присоединена Сицилия, Сардиния и Корсика. Вскоре от всех обширных владений Западной Римской империи фактически осталась одна лишь Италия.

Судьба римского престола зачастую решалась в результате интриг и влияния тех или иных варварских военоначальников. Одним из последних, относительно самостоятельных правителей был Флавий Прокопий Антемий, пытавшийся выстроить союзнические отношения с Восточной Римской империи. Но после неудачных военный кампаний, против вандалов и вестготов, в результате вспыхнувший внутренних разногласий он был убит. После него, на престоле императоры быстро сменяли друг друга.

Последний римский император

Последним западно-римским императором был Ромул Август, взошедший на престол в результате военного переворота своего отца магистра Флавия Ореста, свергнувшего императора Юлия Непота (бежавшего в Далмацию) и ставшего регентом при своем малолетнем сыне. Восточная Римская империя отказалась признавать нового императора. Его правление также усугублялась недовольством среди варварских наемников, составлявших основу римской армии. Их требования не были удовлетворены, и вскоре ближайший военноначальник Флавия Ореста, Одоакр возглавил заговор, в результате которого в 476 г. Ромул Август отрекся от престола, а высшие знаки императорской власти были отосланы в Константинополь императору Зинону. Последний даровал Одоакру титул патриция, но потребовал от него формального признания Юлия Непота, жившего в это время в Салоне. После смерти последнего в 480 г. от руки собственного телохранителя, Зинон так и не назначил нового западно-римского императора.

Очередной переворот 476 г. не воспринимался современников каким бы то ни было значительным событием, и лишь в период Нового времени свержение Ромула Августа, было провозглашено «падением Западной Римской империи», вместе с которой в прошлое ушла эпоха Античности.

Кризисные явления в империи фактически начались в III веке, когда произошли глубокие изменения в политической, экономической и культурной жини общества. Политическая анархия, связанная

со сменой императоров, в совокупности с вторжением германских племён вели к дестабилизации всей империи. Варвары постоянно проникали через границы, а у императоров не хватало времени, сил и ресурсов, чтобы их изгнать. Кроме того, экономика Римской империи долгое время развивалась неравномерно. Западные районы были менее экономически развиты, нежели восточные, где были сосредоточены более значительные трудовые ресурсы, и таким образом складывался неблагоприятный баланс торговли. Кризис поразил всё государство, многочисленные внутригосударственные проблемы и постоянные вторжения извне привели в итоге к его ликвидации.

Таким образом, причины падения Римской империи можно разделить на несколько блоков.

Военный блок

неспособность правителей контролировать действия своих полководцев

Это привело к потере боеспособности армии из-за слабого руководства войсками и эксплуатации солдат (присваивании большей части их жалования).

невозможность проводить рекрутский набор

Из-за демографического кризиса, нежелания служить и нежелания крупных землевладельцев отдавать работников в армию.

найм варваров на службу

Приводил к проникновению варваров не только на территорию империи, но и в государственный аппарат.

Враждебность армии и гражданского населения

Солдаты больше терроризировали население, чем воевали.

Поражения в боевых действиях вели к потерям живой силы и техники

Экономический блок

падение денежной системы

галопирующая инфляция

тяжёлое налоговое бремя, от которого больше всего страдали бедняки

Упадок основной базы экономики - среднего землевладения

Социальный блок

рост влияния богатых слоёв населения и падение авторитета правительства

самопроизвол должностных лиц, не принимавших участие в государственных делах Рима и провинций

упадок городской цивилизации

социальная напряжённость, вызванная экономическим кризисом

Всё это способствовало тому, что в 410 году вестготами был взят Рим, в в 476 году вождь германцев Одоакр заставил последнего римского императора Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось двенадцати вековое владычество Рима.

Искусство Древнего Рима

Первое время своего существования Рим находился под сильным влиянием этрусков. У них римляне переняли устройство городов с регулярной планировкой, мощёные улицы и храмы на каменных фундаментах. Такой храм были квадратный в плане, обнесён с трёх сторон колоннами, стоял на высокой платформе и имел внутри три помещения. По краям крыши помещались маски Медузы Горгоны, сатиров и менад.


Искусство Рима периода Республики (V-I вв. до н. э.)

Храмы периода Республики напоминают греческие. Они прямоугольны в плане, построены на высоком подиуме, имеют вход только с одной стороны.

Несмотря на обилие заимствований, римская архитектура выработала присущую только ей систему строительства благодаря открытию совершенно нового строительного материала - бетона. Это изобретение привело к возникновению монолитно-оболочной конструктивной системы. Преимущества такой системы заключались в прочности и долговечности строений, использовании неквалифицированных рабочих, а также в возможности возведения сводов и куполов.

Внешний облик рима периода Республики постоянно менялся. Для Рима были характерны постройки двух типов - инсула и домус . Домус представлял собой одноэтажный особняк для одной семьи. В нёматрий - главное помещение римского дома - соединялся с обрамлённым колоннадой двориком, который назывался перистилем. Инсула представляла собой многоэтажный многоквартирный дом, занимавший целый квартал. В инсулах обитала римская беднота.

Центром городской жизни являлся Форум. Республиканский форум имел неправильную форму, рядом с ним располагались различные строения, в том числе Табуларий - государственный архив. Рядом с ним располагалась курия - здание для заседаний городского совета и храм богини Весты.

Римкий гений проявлялся и в постройках целевого назначения. Так, использование арок и возведение сводов привело к созданию римских водопроводов, каменных мостов, амфитеатров и терм.

Дорический орден римляне применяли в его этрусском варианте, получившем название - тосканский. Его особенностями были большая толщина колонны, предельно простая база, гладкий без декора фриз. Но основании ионического и коринфского был создан композитный орден.