Строение, особенности и применение современной флейты. Поперечная флейта и ее особенности Виды флейт и их звучание

Сопранового регистра. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий. Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже - из дерева, иногда - из стекла, пластика и других композитных материалов.

Диапазон флейты - более трёх октав: от h или c 1 (си малой октавы или до первой) до c 4 (до четвёртой) и выше. Ноты пишутся в скрипичном ключе соответственно действительному звучанию. Тембр ясный и прозрачный в среднем регистре, шипящий в нижнем и несколько резкий - в верхнем. Флейте доступна самая разнообразная техника, ей часто поручается оркестровое соло. Применяется в симфоническом и духовом оркестрах, а также, наряду с кларнетом, чаще других деревянных духовых, - в камерных ансамблях. В симфоническом оркестре применяются от одной до пяти флейт, чаще всего две-три, причём одна из них (обычно последняя по номеру) может меняться во время исполнения на малую или альтовую флейту.

История инструмента

Средневековое изображение флейтистов, держащих инструменты в левую сторону

Самое раннее изображение поперечной флейты было найдено на этруском рельефе , который датируется ста или двухстами годами до нашей эры. В то время поперечную флейту держали в левую сторону, лишь иллюстрация к стихотворению XI века нашей эры впервые изображает манеру держать инструмент в правую сторону.

Средние века

Первые археологические находки поперечных флейт Окцидента относятся к XII-XIV векам нашей эры. Одно из самых ранних изображений того времени содержится в энциклопедии Hortus Deliciarum. Кроме одной вышеупомянутой иллюстрации XI века, все средневековые европейские и азиатские изображения показывают исполнителей, держащих поперечную флейту в левую сторону, в то время как античные европейские изображения показывают флейтистов, держащих инструмент в правую сторону. Поэтому предполагают, что поперечная флейта в Европе временно вышла из употребления, а затем вернулась туда из Азии через Византийскую империю

В средние века поперечная флейта состояла из одной части, иногда из двух у «басовых» флейт в соль (сейчас диапазон альтовой флейты). Инструмент имел цилиндрическую форму и 6 отверстий одинакового диаметра.

Ренессанс

«Пять Ландскнехтов», Daniel Hopfer, XVI век, второй слева с поперечной флейтой

В эпоху ренессанса конструкция поперечной флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы и более, что превосходило диапазон большинства блок-флейт того времени на октаву. Инструмент позволял брать все ноты хроматического звукоряда при условии хорошего владения аппликатурой, которая была довольно сложной. Средний регистр звучал лучше всего. Известные оригинальные поперечные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее Castel Vecchio в Вероне .

Эпоха барокко

Первые серьёзные изменения в конструкцию поперечной флейты внесла семья Оттетеров. Жак Мартин Оттетер разделил инструмент на три части: головку, тело (с дырочками, которые закрывались непосредственно пальцами) и колено (на котором как правило располагался один клапан, иногда больше). Впоследствии большинство поперечных флейт XVIII века состояли из четырёх частей - тело инструмента было поделено пополам. Оттетер также изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами.

В последних декадах XVIII века к поперечной флейте прибавляют всё больше клапанов - как правило от 4 до 6, и более. На некоторых инструментах становится возможным брать c 1 (до первой октавы) с помощью удлиннённого колена и двух дополнительных клапанов. Важные нововведения в конструкцию поперечной флейты того времени внесли Иоганн Иоахим Кванц и Иоганн Георг Тромлиц .

Классический и романтический период

Во времена Моцарта поперечная флейта с одним клапаном всё ещё являлась наиболее распространённой конструкцией этого инструмента. В начале XIX века к конструкции поперечной флейты прибавляли всё больше клапанов, так как музыка для инструмента становилась всё виртуознее и дополнительные клапаны облегчали исполнение трудных пассажей. Существовало большое количество вариантов клапанов. Во Франции наиболее популярна была поперечная флейта с 5 клапанами, в Англии - с 7 или 8 клапанами, в Германии, Австрии и Италии существовало наибольшее количество различных систем одновременно, где число клапанов могло доходить до 14 штук и более, а системы назывались именами их изобретателей: «Мейер», «флейта Шведлера », «система Циглера» и другие. Существовали даже системы клапанов, специально сделанные для того, чтобы облегчить определённый пассаж. В первой половине XIX века существовали флейты т.н. венского типа, до звука соль малой октавы. В опере "Травиата" , написанной Джузеппе Верди в 1853 г., в заключительной сцене 2-ой флейте поручена фраза, состоящая из звуков нижнего регистра от до вниз - си, си-бемоль, ля, ля-бемоль и соль малой октавы. Такая флейта теперь заменяется альтовой флейтой

Важным центром развития флейтовой школы того времени стал Берлин , где при дворе Фридриха II , который сам был флейтистом и незаурядным композитором, поперечная флейта приобрела особенное значение. Благодаря неугасающему интересу монарха к его любимому инструменту, появились на свет многие произведения для поперечной флейты Иоахима Кванца (придворного композитора и педагога Фридриха), К. Ф. Э. Баха (придворного клавесиниста), Франца и его сына Фридриха Бенды, Карла Фридриха Фаша и другие.

Среди шедевров репертуара эпохи барокко - Партита ля минор для флейты соло и 7 сонат для флейты и баса И. С. Баха (3 из которых, возможно, принадлежат перу его сына К. Ф. Э. Баха), 12 фантазий для флейты соло Г. Ф. Телемана , Соната для флейты соло ля минор К. Ф. Э. Баха .

Во флейтовом репертуаре XIX века доминируют виртуозные салонные произведения композиторов-флейтистов - Жан-Луи Тюлу , Джулио Бриччальди , Вильгельма Поппа , Жюля Демерссмана , Франца Допплера , Чезаре Чиарди , Антона Фюрстенау , Теобальда Бёма , Иоахима Андерсена , Эрнесто Кёлера и других - написанные авторами в основном для собственных выступлений. Появляется всё больше виртуозных концертов для флейты с оркестром - Вилема Блодека , Саверио Меркаданте , Бернарда Ромберга , Франца Данци , Бернарда Молика и других.

Во второй половине XX века многие композиторы пишут произведения для флейты соло без аккомпанемента, часто с применением современных техник игры на инструменте. Особенно часто исполняется Секвенция Лучано Берио , также популярны Этюды Исан Юна , «Голос» Тору Такэмицу , «Дебла» K.Халфтер, и другие произведения для флейты соло композиторов Хайнца Холлигера , Роберта Эйткена , Эллиота Картера , Жильбера Ами, Казуо Фукисима, Брайана Фернейхоу , Франко Донатони и других.

Джаз и другие стили

По причине негромкого звука, флейта далеко не сразу прижилась в джазовой музыке. Проникновение флейты, как солирующего инструмента в джазов связано с именами таких музыкантов как Херби Манн, Джереми Стиг, Хьюберт Лоуз. Одним из новаторов в джазовом флейтовом исполнительстве стал саксофонист и флейтист Роланд Кёрк, активно использующий приёмы передувания и игры с голосом. Также играли на флейте саксофонисты Эрик Долфи и Юзеф Латиф.

К числу точек соприкосновения джазовой и классической музыки относятся джазовые сюиты для флейты французского джазового пианиста Клода Боллинга, которые исполняются как академическими (Жан-Пьер Рампаль , Джеймс Голуэй), так и джазовыми музыкантами.

В популярной музыке

Одним из известных флейтистов в жанре рок и поп музыки является Ян Андерсон из группы Джетро Талл .

Развитие флейтовой школы в России

Ранний период

Первыми профессиональными флейтистами в России были в основном приглашенные музыканты иностранного происхождения, многие из которых оставались в России до конца жизни. Так при дворе Екатерины II с 1792 по 1798 год служил известный слепой флейтист и композитор Фридрих Дюлон . Впоследствии солистами Императорского театра в Санкт-Петербурге были знаменитые немецкие и итальянские флейтисты - Генрих Зусман (с 1822 по 1838 гг.), Эрнст Вильгельм Хайнемайер (с 1847 по 1859 гг.), Чезаре Чиарди (с 1855 г.). С 1831 года в Санкт-Петербурге обосновался профессор Парижской консерватории Жозеф Гийу . Есть и ранние упоминания о русских флейтистах - так с 1827 г. по 1850 г. солистом Большого театра в Москве был Дмитрий Папков - крепостной, получивший вольную.

Вторая половина XIX века

С гастролями в Россию приезжали крупнейшие европейские флейтисты - в 1880-x годах объездил всю Россию с концертами чешский флейтист-виртуоз Адольф Тершак , в 1887 и 1889 гг. посетил Москву и Санкт-Петербург известнейший французский флейтист Поль Таффанель .

XX век

Первым русским профессором Санкт-Петербургской консерватории стал в 1905 году солист Императорских театров Федор Степанов . В первой половине XX века солистами Императорских театров Санкт-Петербурга одновременно с отечественными исполнителями работали немцы Макс Берг и Карл Шваб , а также чех Юлиус Федерганс . После смерти Степанова в 1914 году его класс перешёл к флейтисту и композитору Владимиру Цыбину , внёсшему огромный вклад в развитие отечественного флейтового исполнительства в России. Владимира Цыбина по праву можно считать основателем русской флейтовой школы.

Педагогическое дело Цыбина продолжили его ученики, профессора Московской консерватории - Николай Платонов и Юлий Ягудин . В Санкт-Петербургской консерватории в начале XX века преподавал П. Я. Федотов и Роберт Ламберт , а позже ученики последнего - Борис Тризно и Иосиф Янус .

В 1950х годах известные советские флейтисты Александр Корнеев , Валентин Зверев завоевали крупные международные премии.

В 1960х годах значительный вклад в развитие отечественной школы игры на флейте внесли профессор Ленинградской консерватории, ученик Бориса Тризно , Глеб Никитин и профессор Московской консерватории, ученик Николая Платонова , Юрий Должиков .

Среди солистов крупных оркестров в Москве и Ленинграде в 1960-1970-x годах - Альберт Гофман , Александр Голышев , Альберт Рацбаум , Эдуард Щербачёв , Александра Вавилина и другие, а позже и более молодое поколение - Сергей Бубнов , Марина Ворожцова и другие.

В настоящее время профессорами и доцентами Московской консерватории являются Александр Голышев , Олег Худяков, Ольга Ивушейкова, Леонид Лебедев; Санкт-Петербургской консерватории - Валентин Черенков, Александра Вавилина , Ольга Чернядьева. Более 50 российских молодых флейтистов, среди которых Денис Лупачёв, Николай Попов, Николай Мохов, Денис Буряков , Александра Грот , Григорий Мордашов и другие, также получили или в данный момент продолжают образование за рубежом.

Строение флейты

Поперечная флейта представляет собой продолговатую цилиндрическую трубку с системой клапанов, закрытую с одного конца, около которого находится специальное боковое отверстие для прикладывания губ и вдувания воздуха. Современная флейта делится на три части: головку, тело и колено.

Головка

Файл:Flute Head.JPG

Губки на головке флейты

У большой флейты головка прямая, но существуют и загнутые головки - на детских инструментах, а также на альтовых и басовых флейтах, чтобы инструмент было удобнее держать. Головка может быть сделана из различных материалов и их комбинаций - никеля, дерева, серебра, золота, платины. Головка современной флейты, в отличие от тела инструмента, имеет не цилиндрическую, а коническо-параболическую форму. В левом конце внутри головки находится пробка, положение которой влияет на общий строй инструмента и должно регулярно проверяться (обычно с помощью обратного конца палочки для протирки инструмента - шомпола). Форма отверстия головки, форма и загиб губок имеют большое влияние на звук всего инструмента. Часто исполнители используют головки другого производителя, нежели основной производитель инструмента. Некоторые флейтовые производители - как Lafin или Faulisi - специализируются исключительно на изготовлении головок.

Тело флейты

Строение тела флейты может быть двух типов: «inline» («в линию») - когда все клапаны образуют одну линию, и «offset» - когда клапан соль выступает. Также существует два типа клапанов - закрытые (без резонаторов) и открытые (с резонаторами). Открытые клапаны получили наибольшее распространение, так как имеют несколько преимуществ по сравнению с закрытыми: флейтист может почувствовать скорость струи воздуха и резонанс звука под пальцами, с помощью открытых клапанов можно корректировать интонацию, а при исполнении современной музыки без них практически не обойтись. Для детских или маленьких рук существуют пластиковые пробки, которыми в случае необходимости можно временно закрыть все или некоторые клапаны на инструменте.

Колено

Колено флейты (до)

На большой флейте может применяться колено двух типов: колено до или колено си. На флейте с коленом до нижним звуком является до первой октавы, на флейтах с коленом си - си малой октавы соответственно. Колено си влияет на звучание третьей октавы инструмента, а также делает инструмент несколько тяжелее на вес. На колене си существует рычажок «гизмо», который должен дополнительно употребляться в аппликатуре до четвёртой октавы.

Ми-механика

Многие флейты обладают так называемой ми-механикой. Ми-механика была изобретена в начале XX века одновременно, независимо друг от друга, немецким мастером Эмилем фон Риттерсхаузен и французским мастером Джалма Жюлио для того чтобы облегчить взятие и улучшить интонацию ноты ми третьей октавы. Многие профессиональные флейтисты не используют ми-механику, так как хорошее владение инструментом позволяет лёгкое взятие этого звука и без её помощи. Существуют также альтернативы ми-механики - пластинка, закрывающая половину внутреннего отверстия (второго парного) клапана соль, разработанная фирмой Powell, а также парный клапан соль уменьшенного размера, разработанный фирмой Sankyo (не получивший большого распространения в основном из-за эстетических соображений).

Современная флейта системы Бёма с закрытыми клапанами не в линию, с ми-механикой и до-коленом

Акустика флейты

По способу звукоизвлечения флейта относится к лабиальным инструментам. Флейтист выдувает струю воздуха на переднюю кромку амбушюрного отверстия. Поток воздуха из губ музыканта пересекает открытое амбушюрное отверстие и ударяется о внешнюю его кромку. Таким образом струя воздуха разделяется примерно пополам: внутрь инструмента и наружу. Часть воздуха, попавшая внутрь инструмента, создаёт звуковую волну (волну сжатия) внутри флейты, распространяется до открытого клапана и частично возвращается назад, вызывая резонанс трубки. Часть воздуха, попавшая наружу инструмента, вызывает лёгкие призвуки типа шума ветра, которые при правильной постановке слышны лишь самому исполнителю, но становятся неразличимы на расстоянии нескольких метров. Высота звука меняется с помощью изменения скорости и направления подачи воздуха опорой (мышцами брюшного пресса) и губами, а также аппликатурой.

Скажи «флейта» и перед глазами невольно возникает образ: дядя (тётя) держит в обеих руках длинную серебряную палку в палец толщиной и с кучей клапанов. Как дядя держит палку? — в обеих руках, одной стороной у губ, другой она торчит вбок. Т.е. не вдоль тела, как кларнет, а поперёк. Потому что она поперечная — самая распространённая флейта, используемая в обычном понимании в европейской классической музыке. Это шаблон. Но ведь её место не только в симфоническом оркестре, ведь играет она не только классику, ведь выглядит она так не всегда. Флейта — это woodwind (англ.), деревянный духовой инструмент.

Вот первый диссонанс — не серебряная трубка, а деревянная. Делать трубки из металла научились пару сотен лет назад, а раньше делали из дерева. Причём не из бруска чёрного африканского дерева, как сейчас, а из тростника, камыша, бамбука, борщевика, в зависимости от географии распространения растений с полым стволом. А сохранившиеся древнейшие флейты вообще из трубчатых костей (как в легенде о флейте Кена). В старину-то не умели высверливать отверстия, свёрл не было.

А вот второй диссонанс — не обязательно флейта при игре располагается поперёк тела музыканта, бывает, что вдоль (сопилка), а может и по-диагонали (кавал). Флейты бывают разные и в зависимости от способа звукоизвлечения их по-разному держат. Где есть свисток — прямо держат, где дуют в заточенный по всему диаметру торец — там диагонально, а где амбюшурное отверстие на самой трубке — там флейту держат впоперёк.

И диссонанс номер три — система клапанов, отличная придумка homo mechanicus вовсе не обязательна. Конечно, механика у современных флейт сложная, точная, миниатюрная. Она расширяет игровые возможности инструмента: клапаны однозначно перекрывают игровые отверстия и воздух не просачивается сквозь пальцы, а главное, позволяет делать настолько длинные трубки (читай, позволяют извлекать очень низкие звуки), что длины человеческих пальцев не хватило бы, если бы этих клапанов не было. Да и количество пальцев ограничено, у кого как 🙂 Вот у меня их десять. На хроматической сопилке я играю всеми десятью, а на молдавском кавале хватит и пяти — столько исторически сложившихся отверстий, отвечающих ладовым требованиям молдавской народной музыки. А нот-то у нас аж 12. Вот здесь и пригодились чудеса механики, где нажатие одним пальцем двух соседних клапанов, а так же комбинации нажатых клапанов позволяют точно брать все ноты полного звукоряда. Но можно из без клапанов. Клапаны — это опция.

Поперечная флейта (в простонародье Поперечка) в своём минималистическом определении — это трубка из любого материала, достаточно твёрдого, чтобы держать форму, с одним закрытым и одним открытым концом, одним отверстием сбоку трубки ближе к её закрытому концу, чтобы туда дуть и системой отверстий для перекрытия пальцами, чтобы укорачивать воздушный столб в трубке (повышая звук). Удачно подобранные размеры трубки (длина, внутренний диаметр, толщина стенки), размеры и межцентровые расстояния игровых и амбюшурного (куда дуть) отверстий и сведённая к минимуму криворукость мастера составляют трёх китов, на которых строится удачный музыкальный инструмент — поперечная флейта.

Примеры поперечек:

  • Бансури (индия)
  • Карнатическая флейта (юго-восток индии)
  • Дицзи (китай)

  • Ирландская
  • Барочная

Флейта - по-настоящему удивительный духовой музыкальный инструмент, незаменимый в любом оркестре. Он имеет многовековую историю, восходящую к глубокой древности. Первое упоминание об этом инструменте появилось еще в греческой мифологии, а ее изобретателем, согласно мифу, считается сын Гефеста Ардал. Сегодня, спустя столетия, она не теряет своих позиций, а игра на ней - это целое искусство.

Какие бывают флейты

На сегодняшний день в музыкальном мире существует большое количество различных видов этого удивительного музыкального инструмента. Больше того, у многих народов есть своя разновидность, а иногда и не одна. Однако если собрать и структурировать все виды, можно выделить два основных вида - продольные и поперечные. Первые из них - продольные - музыкант обычно держит прямо перед собой. Продольные флейты могут быть открытыми или свистковыми . В первом случае воздух по косой вдувают в открытое отверстие сверху. Во втором случае во входное отверстие дополнительно устанавливается свистковое устройство.
Пожалуй, более привычные для нас - это поперечные флейты . Именно они используются в классических оркестрах. По традиции они относятся к деревянным духовым инструментам, потому что изначально делали их именно из дерева. Безусловно, в наше время они изготавливаются преимущественно из металла, а в некоторых случаях из керамики или стекла. Клапаны, появившиеся на поперечной флейте еще в 1832 году, помогают управлять высотой звука. Поперечная ценится еще и благодаря своим большим возможностям виртуозного исполнения даже самых сложных произведений в быстром темпе: трели, арпеджио и т.д. Многогранная игра достигается благодаря богатству тембра, большому диапазону и разнообразным оттенкам звучания.

На каких флейтах играют профессионалы и новички

Как же разобраться во всем многообразии флейт и сделать для себя правильный выбор? Здесь все зависит от ваших навыков и музыкального стиля, для исполнения которого вам нужен будет этот инструмент. Так, например, простая и легкая классическая музыка отлично звучит на , одной из самых простых разновидностей этого музыкального инструмента. Тембр её достаточно простой, диапазон - около двух . Именно поэтому она - отличный выбор для начинающих исполнителей. Оркестровая флейта с диапазоном от первой до четвертой октавы - инструмент уже более сложный и прекрасно справляется как с классической музыкой, так и с современными стилями - рок или джаз. На характеристики звука влияет также и материал, из которого изготовлен инструмент. Так, металлические модификации обладают более звонким, пронзительным и чистым звучанием, в то время, как модели, сделанные, например, из тростника, характеризует более «пустое» и низкое звучание, бедное обертонами.

Важно знать и то, как определяется диапазон флейты. Он, прежде всего, зависит от длины и диаметра инструмента: чем больше эти показатели, тем больше расход воздуха при исполнении и тем ниже извлекаемый звук.
На сегодняшний день на рынке музыкальных инструментов существует несколько ведущих производителей флейт. Среди них BRAHNER, Maxtone, Flight, Yamaha и HOHNER. Этим брендам можно доверять и быть уверенным в качестве производимых музыкальных инструментов. Более подробно смотрите тут -




Флейта существует в четырёх основных разновидностях, образующих семейство: собственно флейта (или большая флейта), малая флейта (флейта-пикколо), альтовая флейта и басовая флейта. Также существуют, но гораздо реже используются - большая флейта ми-бемоль (кубинская музыка, латиноамериканский джаз), октобасовая флейта (современная музыка и оркестр флейт) и гипербасовая флейта. В качестве прототипов существуют и флейты более низкого диапазона.

У большой флейты головка прямая, но существуют и загнутые головки - на детских инструментах, а также на альтовых и басовых флейтах, чтобы инструмент было удобнее держать. Головка может быть сделана из различных материалов и их комбинаций - никеля, дерева, серебра, золота, платины. Головка современной флейты, в отличие от тела инструмента, имеет не цилиндрическую, а коническо-параболическую форму. В левом конце внутри головки находится пробка, положение которой влияет на общий строй инструмента и должно регулярно проверяться (обычно с помощью обратного конца палочки для протирки инструмента - шомпола). Форма отверстия головки, форма и загиб губок имеют большое влияние на звук всего инструмента. Часто исполнители используют головки другого производителя, нежели основной производитель инструмента. Некоторые флейтовые производители - как Lafin или Faulisi - специализируются исключительно на изготовлении головок.

Диапазон флейты (большой флейты) - более трёх октав: от h или c 1 (си малой октавы или до первой) до c 4 (до четвёртой) и выше. Играть более высокие ноты представляется затруднительным, но встречаются произведения, в которых задействованы ноты "ре" и "ми" четвёртой октавы. Ноты пишутся в скрипичном ключе соответственно действительному звучанию. Тембр ясный и прозрачный в среднем регистре, шипящий в нижнем и несколько резкий - в верхнем. Флейте доступна самая разнообразная техника, ей часто поручается оркестровое соло. Применяется в симфоническом и духовом оркестрах, а также, наряду с кларнетом, чаще других деревянных духовых, - в камерных ансамблях. В симфоническом оркестре применяются от одной до пяти флейт, чаще всего две-три, причём одна из них (обычно последняя по номеру) может меняться во время исполнения на малую или альтовую флейту.

Строение тела флейты может быть двух типов: "inline" ("в линию") - когда все клапаны образуют одну линию, и "offset" - когда клапан соль выступает. Также существует два типа клапанов - закрытые (без резонаторов) и открытые (с резонаторами). Открытые клапаны получили наибольшее распространение, так как имеют несколько преимуществ по сравнению с закрытыми: флейтист может почувствовать скорость струи воздуха и резонанс звука под пальцами, с помощью открытых клапанов можно корректировать интонацию, а при исполнении современной музыки без них практически не обойтись.

Для детских или маленьких рук существуют пластиковые пробки, которыми в случае необходимости можно временно закрыть все или некоторые клапаны на инструменте.

На большой флейте может применяться колено двух типов: колено до или колено си. На флейте с коленом до, нижним звуком является до первой октавы, на флейтах с коленом си - си малой октавы соответственно. Колено си влияет на звучание третьей октавы инструмента, а также делает инструмент несколько тяжелее на вес. На колене си существует рычажок "гизмо", который должен дополнительно употребляться в аппликатуре до четвёртой октавы.

Многие флейты обладают так называемой ми-механикой. Она была изобретена в начале XX века одновременно, независимо друг от друга, немецким мастером Эмилем фон Риттерсхаузеном и французским мастером Джалма Жюлио для того чтобы облегчить взятие и улучшить интонацию ноты ми третьей октавы. Многие профессиональные флейтисты не используют ми-механику, так как хорошее владение инструментом позволяет лёгкое взятие этого звука и без её помощи. Существуют также альтернативы ми-механики - пластинка, закрывающая половину внутреннего отверстия (второго парного) клапана соль, разработанная фирмой Powell, а также парный клапан соль уменьшенного размера, разработанный фирмой Sankyo (не получивший большого распространения в основном из-за эстетических соображений). На флейтах немецкой системы ми-механика не требуется функционально (парные клапаны соль разделены изначально).

По способу звукоизвлечения флейта относится к лабиальным инструментам. Флейтист выдувает струю воздуха на переднюю кромку амбушюрного отверстия. Поток воздуха из губ музыканта пересекает открытое амбушюрное отверстие и ударяется о внешнюю его кромку. Таким образом, струя воздуха разделяется примерно пополам: внутрь инструмента и наружу. Часть воздуха, попавшая внутрь инструмента, создаёт звуковую волну (волну сжатия) внутри флейты, распространяется до открытого клапана и частично возвращается назад, вызывая резонанс трубки. Часть воздуха, попавшая наружу инструмента, вызывает лёгкие призвуки типа шума ветра, которые при правильной постановке слышны лишь самому исполнителю, но становятся неразличимы на расстоянии нескольких метров. Высота звука меняется с помощью изменения скорости и направления подачи воздуха опорой (мышцами брюшного пресса) и губами, а также аппликатурой.

В силу акустических особенностей флейта имеет тенденцию понижать строй при игре на пиано (особенно в нижнем регистре) и повышать строй при игре на форте (особенно в верхнем регистре). На интонацию имеет влияние и температура помещения - более низкая температура понижает строй инструмента, более высокая, соответственно, повышает.

Настраивают инструмент с помощью выдвижения головки из тела инструмента (чем сильнее выдвинуть головку, тем длиннее и, соответственно, ниже становится инструмент). Этот способ настройки имеет свои недостатки по сравнению со струнными или клавишными инструментами - при выдвижении головки расстраиваются отношения между отверстиями инструмента и октавы перестают строить между собой. При выдвижении головки больше чем на сантиметр (что понижает строй инструмент почти на полутон) звук флейты меняет тембр и становится похожим на звук деревянных барочных инструментов.

Флейта - один из самых виртуозных и технически подвижных инструментов из группы духовых. В её исполнении типичны гаммаобразные пассажи в быстром темпе, арпеджио, скачки на широкие интервалы. Реже флейте поручаются продолжительные кантиленные эпизоды, поскольку дыхание на ней расходуется быстрее, чем на других деревянных духовых. Хорошо звучат трели на протяжении всего диапазона (за исключением нескольких трелей на самых низких звуках). Слабым местом инструмента является его сравнительно небольшой диапазон в динамике - разница между пиано и форте в первой и второй октавах составляет около 25 dB, в верхнем регистре не более 10 dB. Этот недостаток флейтисты компенсируют, меняя окраски тембра, а также другими средствами музыкальной выразительности. Диапазон инструмента делится на три регистра: нижний, средний и верхний. В нижнем регистре сравнительно легко играть пиано и легато, но форте и стаккато требует зрелого мастерства. Средний регистр наименее богат обертонами, часто звучит тускло, поэтому мало применяется для мелодий кантиленного характера. В верхнем регистре легко играть на форте, владение пиано в третьей октаве требует нескольких лет обучения на инструменте. Начиная с до диеза четвёртой октавы тихое извлечение звуков становится невозможным.

Окраска тембра и красота звука на флейте зависит от многих факторов в постановке и мастерстве исполнителя - важную роль играет открытое горло, достаточно открытое отверстие головки инструмента (обычно на 2/3), правильное положение головки инструмента по отношению к губам, точное направление струи воздуха, а также умелое управление количеством и скоростью подачи воздуха с помощью "опоры" (совокупность мышц брюшного пресса, части межрёберных мышц и части мышц спины, влияющих на работу диафрагмы).

Флейте доступен широкий спектр приёмов игры. Повсеместно используется двойное (слоги ту-ку) и тройное (слоги ту-ку-ту ту-ку-ту) стаккато. Начиная с конца XIX - начала XX веков для особых эффектов используется приём фрулато - игра на инструменте одновременно с произношением звука, вроде "трр" с помощью кончика языка или горла. Впервые техника фрулато была использована Рихардом Штраусом в симфонической поэме "Дон Кихот" (1896 - 1897).

В XX веке было изобретено множество дополнительных техник и приёмов:

Мультифоники - извлечение двух и более звуков одновременно с помощью специальной аппликатуры. Существуют специальные таблицы мультифоников в помощь композиторам и исполнителям, например, в книгах Пьер Ива Арто или Роберта Дика.

Whistle tones - напоминает тихий свист. Извлекается при полностью расслабленном амбушюре и направлении струи поверх того места, где обычно находится желаемый звук.

"Танграм" - короткий звук, напоминающий хлопок. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами с помощью быстрого движения языка. Звучит на большую септиму ниже аппликатуры, которую применяет исполнитель.

"Jet whistle" - звучащая струя воздуха (без звука), быстро меняющая высоту сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от указания композитора. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами, при сильном выдохе и произношении слога похожего на "фюить".

Существуют и другие приёмы современных техник - стук клапанами, игра одним шипом без звука, пение одновременно с извлечением звука и другие.

ФЛЕЙТА

Флейта - духовой музыкальный инструмент из группы деревяных (поскольку первоначально эти инструменты изготавливались из дерева). В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

Д
ревнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток . Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения.

Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.

Поперечная флейта (часто просто флейта; итал. flauto из лат. flatus - «ветер, дуновение»; фр. flûte, англ. flute, нем. Flöte) - деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии - более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блок-флейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий. В греческой мифологии изобретателем флейты считается сын Гефеста Ардал. Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Самое раннее изображение поперечной флейты было найдено на этруском рельефе, который датируется ста или двухстами годами до нашей эры. В то время поперечную флейту держали в левую сторону, лишь иллюстрация к стихотворению XI века нашей эры, впервые изображает манеру держать инструмент в правую сторону. Первые археологические находки поперечных флейт Окцидента относятся к XII-XIV векам нашей эры. Одно из самых ранних изображений того времени содержится в энциклопедии Hortus Deliciarum. Кроме одной вышеупомянутой иллюстрации XI века, все средневековые европейские и азиатские изображения показывают исполнителей, держащих поперечную флейту в левую сторону, в то время, как античные европейские изображения показывают флейтистов, держащих инструмент в правую сторону. Поэтому предполагают, что поперечная флейта в Европе временно вышла из употребления, а затем вернулась туда из Азии через Византийскую империю. В средние века поперечная флейта состояла из одной части, иногда из двух у «басовых» флейт. Инструмент имел цилиндрическую форму и имел 6 отверстий одинакового диаметра.

Что же касается продольной или просто флейты, то еще среди духовых инструментов Древней Греции были распространены сиринга и авлос.

Авлос – древнегреческий язычковый духовой инструмент. Представлял собой пару отдельных цилиндрических или конических трубок из тростника, дерева, кости позднее из металла с 3-5 (позднее более) пальцевыми отверстиями.

Длина авлоса различна, обычно около 50 см. Применялся профессиональными исполнителями для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время похоронных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов, а также в театре. Правый авлос издавал высокие звуки, а левый – низкие. Этот инструмент был снабжен мундштуком и отдаленно напоминал гобой. Играть на нем было нелегко, ведь в оба авлоса нужно было дуть одновременно. Авлос считался инструментом, чей звук и тягучий мелос больше других волнует человека, побуждает в нём страстные чувства. Известны различные виды авлоса (бомбикс, борим, калам, гингр, ниглар, элим), сиринги (одно-, двух и многотрубчатые) и труб (сальпинга, керас и другие).

Сиринга или сиринкс (греч. συριγξ) имеет два значения - общее название древнегреческих духовых инструментов (тросниковаых, деревянных, типа флейты (продольная), а также древнегреческая пастушечья многоствольная флейта или флейта Пана.

Флейта Пана - это многоствольчатая флейта. Инструмент состоит из набора открытых с верхнего конца тростниковых, бамбуковых и других трубочек разной длины, скрепленных тростниковыми планками и жгутом. Каждая трубка издает 1 основной звук, высота которого зависит от ее длины и диаметра. состоящая из нескольких (3 и больше) бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических Трубки бывают длиной от 10 до 120 см. На больших панфлейтах, а также двухрядных, играют вдвоём. Название флейты Пана происходит от имени древнегреческого бога Пана, – покровителя пастухов, который обычно изображается играющим на многоствольной флейте. Пан известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Однажды козлоногий Пан влюбился в нимфу по имени Сиринга (буквально "свирель").

Погнался Пан за ней с целью овладеть,

Артур Вардл Флейта Пана а может просто признаться в любви. Нимфа Сиринга бежала в страхе перед Паном и бросилась к реке Ладон. Обратилась Сиринга к своему отцу - речному богу с просьбой спасти ее от посягательств, и превратил отец ее в тростник, который от дуновения ветра издавал жалобный звук. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него свирель, носящую имя нимфы, а инструмент потом назвали флейтой. Пан ценитель и судья пастушечьих состязаний в игре на свирели. Пан даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса – судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши. Правда, у соперника Аполлона по другой легенде было и другое имя. Существует также легенда о Марсии - сатире, подобравшем флейту, изобретенную и брошенную Афиной. В игре на флейте Марсий достиг необычайного мастерства и, возгордясь, вызвал на состязание самого Аполлона. Дерзкое соперничество кончилось тем, что Аполлон, играя на кифаре, не только победил Марсия, но и ободрал с несчастного кожу.

Разновидностей панфлейты много: сампоньа (сампоньо, она же сампони, индейская флейта- однорядная или двухрядная); молдавский нэй (най, мускал); русские кугиклы (от «куга» - камыш), они же кувиклы, кувички; грузинская ларчеми (соинари); литовский скучудай; чипсан и пoлянъяс народа коми, в Великобритании - panpipes или pan-flute и т. д. Некоторые называют флейту Пана свирелью. Популяризации флейты Пана в современной европейской музыкальной культуре способствовали, главным образом, румынские музыканты - прежде всего, широко гастролирующий начиная с середины 1970-х гг. Георге Замфир.

Кувиклы (кугиклы) - русская разновидность «флейты Пана». У русских первым обратил внимание на флейту Пана Гасри, давший весьма неточное её описание под названием свирель или свирелка. О кувиклах писал Дмитрюков в журнале «Московский телеграф» в 1831 году. На протяжении XIX в. в литературе время от времени встречается свидетельства об игре на кувиклах, особенно на территории Курской губернии. Область распространения кувикл на Руси расположена в пределах современных Брянской, Курской и Калужской областей. Кувиклы представляют собой набор пустотелых 3-5 трубок различной длины (от 100 до 160 мм) и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т. д., дном служил узел ствола. В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название. В Курской области дудочки, начиная от большой, называются «гудень», «подгудень», «средняя», «пятушка» и самая маленькая «пятушка», в других областях названия могут отличаться. Такие названия позволяют исполнителям в процессе сыгрывания обмениваться репликами, подсказывающими как нужно играть.

Репертуар ограничивается обычно плясовыми наигрышами. При игре кто-то время от времени поёт, или чаще приговаривает текст. Хороши кугиклы в соединении с другими народными инструментами: жалейкой, свирелью, народной скрипкой. Флейты Пана у разных народов и устроены по-разному. Чаще всего отдельные трубочки флейты скрепляют между собой прочно. А у сампоньо они просто связаны в два ряда, и любую трубку, вышедшую из строя, легко заменить.

Самое раннее изображение поперечной флейты было найдено на этруском рельефе, который датируется ста или двухстами годами до нашей эры. В то время поперечную флейту держали в левую сторону, лишь иллюстрация к стихотворению XI века нашей эры, впервые изображает манеру держать инструмент в правую сторону. Первые археологические находки поперечных флейт Окцидента относятся к XII-XIV векам нашей эры. Одно из самых ранних изображений того времени содержится в энциклопедии Hortus Deliciarum. Кроме одной вышеупомянутой иллюстрации XI века, все средневековые европейские и азиатские изображения показывают исполнителей, держащих поперечную флейту в левую сторону, в то время, как античные европейские изображения показывают флейтистов, держащих инструмент в правую сторону. Поэтому предполагают, что поперечная флейта в Европе временно вышла из употребления, а затем вернулась туда из Азии через Византийскую империю В средние века поперечная флейта состояла из одной части, иногда из двух у «басовых» флейт. Инструмент имел цилиндрическую форму и имел 6 отверстий одинакового диаметра.

Франсуа Буше Вакханка, играющая на свирели 1760 г.

В эпоху Ренессанса конструкция флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы и более, что превосходило диапазон большинства блок-флейт того времени на октаву. Известные оригинальные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее Castel Vecchio в Вероне.

Жозеф Мари Вьен. Аллегория Музыки.

Поперечная флейта использовалась в основном в ансамблевой игре - квартетах флейт, трио для голоса, флейты и лютни, в консортах, ричеркарах и другой музыке композиторов Аурелио Вирджилиано, Клаудио Монтеверди, Иеронима Преториуса и других. В конце XVII века поперечную флейту начали использовать при французском дворе, в основном в составе оперного оркестра (первое употребление в опере Люлли «Исида» 1667), и прошло определённое время, пока поперечная флейта приобрела бóльшую популярность. В начале XVIII века в Германии, Англии, Италии появлялось всё больше исполнителей на духовых инструментах, вначале в основном гобоистов, затем и флейтистов. В 1718 ― 1719 гг. знаменитый флейтист и композитор Иоахим Кванц жаловался на скудность репертуара для поперечной флейты. С 1700 года во Франции печатались сборники сюит и пьес для флейты соло и с аккомпанементом басо континуо, композиторов Жака Отеттера, Мишеля де ля Барра, Мишель де Монтеклера и других. Начиная с 1725 года, появились сонаты и трио-сонаты, и другие произведения для флейты французских композиторов Жозефа Буамортье, Мишеля Блаве, Жан-Мари Леклера и других. Представители итальянского барочного стиля этого периода, такие как Арканжелло Корелли, Франческо Верачини, Пьетро Локателли, Джованни Платти, писали сонаты, где поперечная флейта могла быть заменена скрипкой или блок-флейтой. В 1728 году Антонио Вивальди стал первым композитором, опубликовавшим концерты для поперечной флейты, за ним последовали- Г. Ф. Телеман, Д. Тартини, а позже Пьер-Габриэль Бюффардэн, Мишель Блаве, Андре Гретри, К. Ф. Э. Бах. Первые серьёзные изменения в конструкцию флейты внесла семья Оттетеров в конце XVII века. Жак Мартин Оттетер разделил инструмент на три части: головку, тело (с дырочками, которые закрывались непосредственно пальцами) и колено, на котором, как правило, располагался один или более клапанов.

Впоследствии большинство поперечных флейт XVIII века состояли из четырёх частей - тело инструмента было поделено пополам. Оттетер также изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блок-флейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях. В конце XVIII века к поперечной флейте прибавляют всё больше клапанов - как правило от 4 до 6, и более. Важные нововведения в конструкцию поперечной флейты того времени внесли Иоганн Иоахим Кванц и Иоганн Георг Тромлиц. Во времена Моцарта поперечная флейта с одним клапаном всё ещё являлась наиболее распространённой конструкцией инструмента.

Адольф фон Мензель Концерт для флейты в исполнении Фридриха Великого в Сансусси 1852 г.

Важным центром развития флейтовой школы того времени стал Берлин, где при дворе Фридриха II, который сам был флейтистом и незаурядным композитором, поперечная флейта приобрела особенное значение. Благодаря неугасающему интересу монарха к его любимому инструменту, появились на свет многие произведения для поперечной флейты Иоахима Кванца (придворного композитора и педагога Фридриха), К. Ф. Э. Баха (придворного клавесиниста), Франца и его сына Фридриха Бенды, Карла Фридриха Фаша и другие.

Во второй половине XVIII века в стиле пост-барокко и раннего классицизма для флейты писали Иоганн Христиан Бах, Игнац Плейель, Франсуа Девьен, Иоганн Стамиц, Леопольд Хофман, Франц Хофмайстер. К шедеврам этого периода относятся произведения В. А.Моцарта, который написал для флейты Концерты соль и ре мажор, концерт для флейты и арфы до мажор, 4 квартета и несколько ранних сонат, а также Серенада для флейты, скрипки и альта Людвига Бетховена.

В начале XIX века к конструкции поперечной флейты прибавляли всё больше клапанов, так как музыка для инструмента становилась всё виртуознее и дополнительные клапаны облегчали исполнение трудных пассажей. Во Франции наиболее популярна была поперечная флейта с 5 клапанами, в Англии с 7 или 8 клапанами, в Германии, Австрии и Италии существовало наибольшее количество различных систем одновременно, где количество клапанов могло доходить до 14 штук и более, а системы назывались именами их изобретателей: «Мейер», «флейта Шведлера», «система Циглера» и другие.

Флейтист Теобальд Бём придал поперечной флейте современный вид. Его нововведения отличались от многочисленных других тем, что он поставил во главу угла акустические исследования и объективные параметры звука, а не удобство исполнителя. Флейта системы Бёма не сразу нашла отклик среди исполнителей - для того, чтобы перейти на новую систему нужно было полностью переучивать аппликатуру и не все были готовы на такую жертву. Многие критиковали и звук инструмента. Между 1832 и 1847 Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Он ввёл следующие наиболее важные новшества: 1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения; 2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей закрывать все отверстия; 3) использовал цилиндрический канал старых времен, но с параболической головкой, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах; 4) перешёл на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания. Во Франции инструмент приобрёл популярность быстрее других стран, в основном из-за того, что профессор Парижской Консерватории Луи Дорюс стал преданным её популяризатором и преподавал на ней в консерватории. В Германии и Австрии система Бёма не приживалась очень долго. Флейтисты горячо отстаивали свои пристрастия к той или иной системе, возникали многочисленные дискуссии и споры о недостатках и преимуществах.

В начале XIX века репертуар поперечной флейты пополнился произведениями Карла Черни, Иоганна Гуммеля, Игнаца Мошелеса. Особое место в репертуаре этого времени принадлежит многочисленным произведениям Фридриха Кулау, которого называли флейтовым Бетховеном.

К шедеврам романтического стиля во флейтовом репертуаре относятся Вариации на тему «Засохшие цветы» Франца Шуберта, Соната «Ундина» Карла Райнеке, а также его концерт для флейты с оркестром (написанный композитором в начале XX столетия в преклонном возрасте). Известны также ранние произведения для флейты Фредерика Шопена и Рихарда Штрауса.

Флейтовый репертуар XIX века доминируют виртуозные салонные произведения композиторов-флейтистов - Жан-Луи Тюлу, Джулио Бриччальди, Вильгельма Поппа, Жюля Демерссмана, Франца Допплера, Чезаре Чиарди, Антона Фюрстенау, Теобальда Бёма, Иоахима Андерсена, Эрнесто Кёлера и других - написанные авторами в основном для собственных выступлений. Появляется всё больше виртуозных концертов для флейты с оркестром - Вилема Блодека, Саверио Меркаданте, Бернарда Ромберга, Франца Данци, Бернарда Молика и других.

Роберт Штерл Флейтист в Петергофе 1908 г.

В XX веке флейта становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Большинство флейтистов перешли на систему Бёма, хотя другие системы иногда встречались вплоть до 1930-х годов. Большинство флейт всё ещё производились из дерева, но металлические инструменты начали приобретать всё большую популярность.

Willie Was Different

Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы, таких как Поль Таффанель, Филипп Гобер, Марсель Моиз, а позже Жан-Пьер Рампаль, делает Францию флейтовым центром и кузницей шедевров флейтового репертуара. В первой половине XX столетия произведения для флейты пишут композиторы, представители французского импрессионизма в музыке и их последователи - Эдгар Варез, Клод Дебюсси, Габриэль Форе, Анри Дютийё, Альбер Руссель, Франсис Пуленк, Дариус Мийо, Жак Ибер, Артур Онеггер, Сесиль Шаминад, Лили Буланже, Жорж Ю, Эжен Бозза, Жюль Муке, Джордже Энеску и другие.

Во второй половине XX века снова возник интерес к поперечным флейтам барочной конструкции, многие исполнители начали специализироваться на аутентичном исполнении барочной музыки на оригинальных инструментах.