Судьбе покорны: как правильно гадать.

В этот вечер особенно неистовствовала нечисть. На дворе собирали колья с Красной горки, а знахарка приносила угли из печи. Старики же из своих постелей натрясали соломы. Зажигали кос-тер — и в огне сгорали все болезни, тоска и беды.

Святки - это две недели праздников, которые начинаются с Рождества Христова и заканчиваются Крещением.
Первая неделя, с Рождественского Сочельника, называется «святыми вечерами», а вторая, до 19 января - «страшными вечерами».


По старославянским поверьям, в это время особенно сильна связь с загробным миром, в это время гадали, судили по приметам о погоде. Обо всех этих увлекательных, интересных, и порой, смешных, русских поверьях рассказывает книга замечательного русского историка и этнографа Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа».

«Святые вечера» получили свое название благодаря запрету работать в течение святок. В эту веселую неделю устраивались колядования, игры с ряжеными и гуляния.

А вот в «страшные вечера» люди старались вообще не выходить из дома. Дело в том, что по представлениям русского народа, в дни, когда начинает прибавляться тепло и свет, нечистая сила особенно злится и творит пакости. К тому же, верили, что Господь выпускает из ада и рая души покойников, радуясь рождению Сына. Поэтому вторая неделя святок иногда называлась даже «бесовской», «поганой».

Щепалин А.

Снизойдя на землю, души предков приходят в свои бывшие дома, к родственникам, а после Крещения снова возвращаются в загробный мир. По поверьям, если во время святочного ужина посмотреть из сеней в дом через дверную щель, можно увидеть последнего умершего родственника, который сидит за столом вместе с живыми. Не зря для пришедших духов готовили специальный хлеб, кутью, блины и оставляли все это на ночь.
Кстати, считалось, что именно из-за того, что души приходят в наш мир, святочные гадания верно показывают будущее.



Наши далекие предки считали, что во время «страшных вечеров» нельзя что-либо делать, не перекрестясь, даже выглядывать из окна. Ведь за дверью может скрываться лихоманка - худое, слепое, безрукое существо, которое напускает на вышедшего из дома простуду и прочие болезни. Лихоманка даже может проникнуть в дом, и тогда неприятностей на весь год хватит! Защититься от этой страшной нечисти помогала бабушка-повитуха, которая приходит на заре, моет притолок смесью из соли, золы и угля, и вытирает полотенцем. Мужчины, кстати сказать, не должны были присутствовать при этом обряде, т. к. при них могло ничего не получиться.



Птюхин В. И.

Боялись наши предки и ведьм, которые возвращались с шабаша и могли задоить коров до смерти. Чтобы уберечься от беды, поселяне укрепляли над воротами скотного двора горящую свечу.

Опасались жители деревень и так называемого огненного змея. Это злой дух, который летает по воздуху и светится красным огнем. Самое страшное то, что он может спуститься по печной трубе в дом и принять облик молодого красивого парня. Девушке, которая влюбится в него, придется очень тяжело: очарует он ее своими ухаживаниями так, что без него ей и жить-то не хочется. Но от огненного змея можно было избавиться - на загнетку насыпали снег, и нечистый погибал от него, когда снова опускался в дом по трубе.

Только в темные святочные вечера могли появляться святочницы - уродливые существа, покрытые волосами, с огромными ногтями. Они обитают в нежилых помещениях и могут напасть на человека и изранить его своими длинными острыми ногтями. «Откупиться» от них можно только украшениями, это их слабость, противостоять которой святочницы не в силах.
В святочные вечера может встретиться и Бука, безобразное существо, которое пристает с хитрым вопросом. Если отгадал, злой дух исчезнет, а если нет, всю жизнь придется мучиться, думая над ответом.

Особенно опасными в «страшные вечера» становятся и лешие. Важно следить за речью, чтобы случайно не сказать: «Чтоб его леший унес!». Нечистая сила ждать себя не заставит и мигом исполнит в сердцах произнесенные слова, и потом уже нигде не найдешь невиноватого человека.
Не дремлют святочными ночами и привидения. Они могут завести человека на кладбище, в болото, беспокоят его своим воем и грохотом цепей, пугают, внезапно появившись из печи. Но встречаются среди привидений и добрые: они могут помочь найти клад и уберечься от козней злых духов. Если верить одной из старинных легенд, незримые привидения увели гадающих девушек от опасного места, позвав их материнскими голосами, а на «нехорошем» позже образовалась трясина.


В канун Крещения проводился обряд «проводов святок»: во дворе дома стреляли в небо, скакали на конях вдоль села и с криками били метлами по углам и заборам. По завершении обряда приговаривали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».


Максимов В.

Об этом дне в народе рассказывали великое множество страшных ис-торий. Вот одна из них, записанная в XIX веке:«В прежние времена такие истории случались, что только подумаешь, так кожу обдирает.

— Ты, дядя Василий, поди, много знаешь страшного-то? Расскажи, по-жалуйста.

Какое много, но кое-что знаю.

Расскажи, Василий Александрович.: "Ну, ладно, расскажу вот я про своего родителя, как он у меня Святки проводил да с лешим шушукался. Дело было в Святки на пятой день Рождества Христова. Он же был мельник, вот и вздумал запустить мельницу на Ва-сильев день, крестьянам муки помолоть. Оделся в шубу и пошел. У нас в тот вечер была посиделка, ребята ему и кричат: мол, не ходи, дядя Александр, смотри, леший шапкой по голове помажет. Как это они сказали, он и гово-рит: «Я лешему сама рога переломаю». А мать моя услышала с печи и закри-чала: «перекрестись, прежде чем на мельницу входить, Лександр, нешто забыл, ведь Святки теперь, мало ли что может наблазниться?» Отец же был немножко выпивши, изругал нас всех трусами и пошел на мельницу. Идет се-бе и в ус не дует, не верю, что может меня леший поблазнить. Выходит за деревню, подходит к баньке на краю деревни и только хотел пройти мимо, как вдруг двери в бане как хлопнет, так что вся баня-то и запрыгала. Он и подумал, что это, наверно, банника леший донимает, и решил его выручить. Подошел к бане и хотел было отпереть задвижку, но не тут-то было. Никак дверь не подается, хоть ногой он толкал, потом плечом в дверь уперся. Да дверь трещит, но не отворяется — и все тут. Вдруг отец слышит, что леший-то стонет, и думает: «Погоди, я тебя уважу», — и давай опять плечами дверь поддевать. Опять слышит: леший хрипит от натуги, но поддается, дверь не отпускает. Отец плюнул и пошел дальше, только на прощание сказал: «Ужо, леший, я по шее-то тебе накостыляю». Приходит на мельницу, вынул из-под колес и машин подставки и сел покурить, как ни в чем не бывало. Вдруг слышит, что под мельницей кто-то свистеть, да так резко, как рожок нашего пастуха Ваньки. Свистит это он, леший, а отец усмехается: «Свисти, я ведь не испугаюсь». Посвистал, посвистал да и замолчал. А затем как набрал возду-ха в легкие да как дунет в машины мельницы, решил их крутить вместо воды. А машины-то, машины как замахают, так что страшно стало. Ну и полез отец с мельницы-то долой, чтобы не придавило колесом-то мельничным. Вспом-нил наконец отец мой, что он лешего можно «отговориться», и давай читать заклятье на лешего: «На море, на океане, на острове Буяне лежит бел, горюч камень Алатырь, на том камне, Алатыре, стоит крест, крестом крест человек родился, крест водрузился, а сатана связался, Бог прославился. Замыкаю свой заговор семьюдесятью семью замками, семьюдесятью семью цепями, бросаю ключи в Океан море, под бел горюч камень Алатырь. Кто мудреней меня взыщется, кто перетаскает песок из всего моря, тот освободит лешего». Только заговор отец проговорил, леший заскрежетал зубами и давай опять пыхать в себя воздух. А отец в то время успел-таки запереть мельницу. «Ну, теперь. — думает, — леший, я с тобой хоть в рукопашную пойду». Только это подумал, как вдруг леший подбежал да как схватит у него с башки шапку — и нет его. Приходит отец домой, а жена спрашивает, где шапка-то. «Леший унес». Все захохотали и умолкли. Отец себе лег на печку, да и думает: «Как это я прозевал, когда леший шапку у меня стащил». Встал утром да и налаживается в Вологду ехать, купить себе новую шапку. У него опять мать моя спрашивает, куда он шапку девал. «Да леший унес, я ведь говорил тебе». Все стали расспрашивать, как это такая оказия случилась. Ну он им и рассказал. Отец решил, что не придется ему больше носить шапку. Думал, если леший унес, так не отдаст никогда. Но не тут-то было. Поехал он в мясное заговенье к теще барана доедать по старому обычаю, подъезжает к Бревновскому забору, глянь, а на заборе шапка его висит.

С начала десятого века у восточных славян было принято проводить особые обряды в Сочельник (ночь с 6 на 7 января) после появления первой звезды. Последующие дни условно делили на две части: «святые вечера» (первая половина, ее использовали для веселых предсказаний) и «страшные вечера» (вторая - для опасных и судьбоносных). Особо пророческими считались предсказания, сделанные в ночь на 14 января - Васильев вечер.

Обязательным атрибутом святочных гаданий было зеркало (оккультный предмет, своеобразный портал для общения с духами) и восковые свечи, способные «запоминать» определенные образы. А вот одно из лучших мест для проведения сеансов... баня! Мистическими на Руси считались и места «на стыке» - пороги, ворота, углы в доме. Последний штрих - воловья шкура, на которую нужно сесть для пущей убедительности.

Существовали и свои строгие предписания, известные каждой молодой и любопытной девушке. Например, во время сеанса нельзя было скрещивать руки или ноги - запутаете судьбу. Под запрет попадали кольца, цепочки и пояса - их нужно было снять, а волосы - распустить.

Гадания на «святые вечера»

1. С этим простым в исполнении святочным гаданием на суженого-ряженого у многих женщин связано немало забавных историй. Чтобы узнать имя будущего супруга, необходимо выйти на улицу после полуночи и спросить у первого прохожего мужчины, как его зовут. «По легенде» именно это имя и предопределено вам судьбой .

2. Другой, не менее курьезный способ гадания на жениха - бросить левый сапог (новенькие Manolo Blahnik, тапочек или валенок) через порог. Куда покажет - оттуда он и придет.

3. Популярная забава для группы подруг - завязать одной из «подопытных» глаза, хорошенько раскрутить и остановить перед столом. На нем предварительно разложить предметы, характеризующие будущего любовника: хлеб (будет богатым), соль (ворчун), бутылка (пьяница), зеркало (самовлюбленный), ложка (повар) и луковица (рядом с ним пророните немало слез). На какой талисман укажет девушка - такому суженому и быть. Почему бы не разнообразить старинный ритуал ключами от квартиры или фотографией заядлого холостяка Леонардо Ди Каприо ?


4. Способ гадания для тех, кто по-прежнему сомневается в будущем своей пары. (Но только не рядом с тем, кто бреется на лысо!) Позаимствуйте у своего партнера один волосок и приготовьте один свой. Налейте в чашку воды и добавьте в нее щепотку соли и сахара, а затем опустите «трофеи». Если на утро оба волоска будут вместе - то и вам жить счастливо, не разлей вода; если же они окажутся далеко друг от друга - лучше подыскать другого кандидата на руку и сердце.

5. Золушки в душе могут выбрать способ гадания на рисе. Задержите раскрытую ладонью вниз руку над емкостью с зернышками и загадайте желание; зачерпните солидную горсть, высыпете ее на салфетку, а теперь пересчитайте. Парное число рисинок - мечте быть, нечетное - увы, ни в этот раз.

6. Налейте в большую глубокую тарелку воды, а на ее края прикрепите бумажные полоски с желанными событиями: от свадьбы до продвижения по карьерной лестнице. Закрепите кусочек свечи (в идеале использовать для этих целей именинную) в половинке скорлупы грецкого ореха - это будет кораблик вашей судьбы. Поставьте его на середине «моря» и ждите к какой бумажке (читай - жизненно важному событию) он причалит.

Гадания на «страшные вечера»

1. Способ гадания для «сильных и независимых женщин», у которых дома живет кот или кошка. Оставьте домашнее животное в другой комнате, загадайте желание и позовите его к себе. Если кошка переступит порог левой лапой - можете довольно потирать ладони, все исполнится, правой - на вашем пути встанет немало препятствий.

2. Хотя бы раз в жизни к этому методу гадания прибегала, пожалуй, каждая женщина, причем, не только на святочной неделе. Возьмите в руки любимую или первую попавшуюся книгу, назовите наугад страницу и номер строчки (сверху или снизу) - откройте и читайте свое предсказание.лечь спать произнесите простое заклинание: «Кто мечтает обо мне, пусть приснится мне во сне». Хотите усилить эффект? Из нескольких тоненьких прутиков сплетите условный мостик и положить под подушку, но уже с другими со словами: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через реку». Приятных пикантных сновидений!

5. Какое же гадание без карт? Перед сном положите под подушку четырех королей, а на утро вытяните, не подглядывая, одного из них. Пиковая масть - жених будет стариком и ревнивцем, черви - молодой и богатый, крестовый - военный или бизнесмен, а бубновый - просто самый желанный.

6. Вариант для женщин с богатой фантазией. Налейте в блюдце молоко и одним махом влейте в него, за порогом, растопленный воск. Оцените результат: крест - финансовые проблемы; цветок - любимый мужчина (или, чем черт не шутит, свадьба!); человек - друг, а зверь - враг; полоски - путешествия и переезды; звезда - успех на работе.

Как справляли Новый год и Рождество в Олонецкой губернии По страницам газеты «Олонецкие губернские ведомости»

В крестьянском быту святки считались самым большим, шумным и веселым праздником - праздником молодежи по преимуществу. С особым нетерпением ожидали их девушки, предчувствуя целый ряд забав и развлечений. Начинались святки с Николина дня 19 декабря и завершались Крещением 19 января. Гадали со дня Спиридона-поворота 25 декабря, когда «солнце поворотит на лето, зима - на мороз». Однако главные святочные действия брали начало с Рождественского сочельника 6 января. День Рождества Христова 7 января почитался одним из самых великих праздников. Святочные вечера с 7 по 13 января (Васильевский вечер, Новый год) считались святыми, а с 13 по 19 - страшными.

Рассказать о том, что происходило в святочные дни в Олонецкой губернии и Петрозаводске, поможет газета «Олонецкие губернские ведомости». В одном из номеров за 1843 год смысл праздника определен довольно кратко: «Святки состоят в песнях, гаданиях и переодеваниях, при которых одевают маски или, говоря по-русски, хари».

Песни

В Рождество пели много колядных песен. Из дома в дом переходили колядовщики, славя хозяев дома, получая взамен деньги и еду. С бумажной звездой ходили христославцы-дети, исполняя церковные рождественские песнопения. Вот как описывает рождественское утро в одной из пудожских деревень газета «Олонецкие губернские ведомости» за 1879 год:

«В Рождество, еще до звона к утрени, ходят нищие славить Христа, им подают маленькие хлебцы, называемые коровашками, отчего нищие здесь называются коровашниками. С десяти часов утра ходят дети и поют первую песнь канона и тропарь праздника, им на артель человек в 10 дают по два или три пряника, пряники делят, когда обойдут несколько деревень. Затем ходят девицы (невесты) и поют также первую песнь канона и тропарь… Наконец, идут женщины и потом мужики, поют не в домах, а под окнами».

В ответ хозяин дает деньги - не менее 10 копеек, и дарит Рождественскими козульками, пряничками из пресного белого или черного теста в виде животного или птицы. Козульку берегут из года в год, чтобы скотина ходила домой и плодилась и чтобы любил ее дворовый хозяин. А деньги тратят поскорее: на «колядовые» деньги нельзя покупать что-то полезное.

Гадания

«О святках чудится»,- говорит народ. Гадание составляло любимейшее святочное развлечение девушек. Гадали дома, у соседей, на бесёдах и вечеринках, чтобы узнать, скоро ли, куда и за кого выдадут замуж. Одним из стариннейших гаданий было гадание с петухом:

«… в избе чертят круг, и в разных местах этого круга положив по горсти овса, на одну кладут - кольцо, на другую - щепку, на третью - монету, на четвертую - горсть земли, на пятую - воду и т. д. «(„Олонецкие губернские ведомости“, 1843 г.)

В центр круга ставили петуха и смотрели, к какой горсти овса он подойдет. Кольцо означало брак, щепка или земля - смерть, монета - богатство.

«… в святки почти ежедневно выносят из избы утром сор, бросают его на дорогу и примечают, откуда и кто первый пройдет по этому сору, оттуда и таков будет и жених».

«… у спящей девушки кладут в косу замок, запирают его и убирают ключ. Сделать это нужно тихо, чтобы девушка не слышала. Запирая, произносят: „Богосуженой, богоряженой, приди косы отомкнуть“. („Олонецкие губернские ведомости“, 1893 г.)

Бросали за ворота башмачки, подслушивали под окнами разговоры, спрашивали имена встречающихся по дороге… Но самые страшные гадания начинались в ночь под Новый год. В эти вечера, говорит народная легенда, Бог, на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустили чертей погулять. Самыми верными и действенными считались гадания под Новый год и в страшные вечера, если только гадающий не забудет соблюсти все необходимые условия, то есть, будет гадать без креста, без пояса и не благословясь.

«Около полуночи, когда все уже спят и птичка не ворохнется, девица выходит на крыльцо и произносит три раза: „Беде и богосуженой, беде и богоряженой, приходи со мной в зеркало смотреться“, и затем возвращается в избу, не перекрестив, конечно, дверей. В избе она садится к столу, на котором положено зеркало и свечка, и смотрит в зеркало. Иногда гадальщица слышит, что кто-то подъезжает или подходит к дому, поднимается на крыльцо, выходит в сени, отворяет дверь в избу и вот приближается к ней. Девица сидит, обернувшись спиной к дверям, и видеть вошедшего не может. Если у гадальщицы хватит мужества просидеть молча и не оглядываясь, то пришедший подходит, смотрит через ея плечо в зеркало и затем скрывается. Впоследствии оказывается, что смотревший был точь-в-точь как ея жених и муж».

«Ночное подслушивание происходит за деревней, на росстанях, на озере или реке». Известно, что перекресток дорог - любимое место нечистой силы. «Чаще всего ночью слушать идут несколько человек вместе, так как один редко кто решался. Выйдя за деревню, на открытое место, где все садятся в круг, обернувшись лицом друг к другу. Когда все усядутся, один из присутствующих начинает „зачураться“, то есть обводить сковородником по снегу три круговых черты»… Следует заметить, что, отправляясь слушать, оставляют дома шейные кресты, с крестом ничего не почудится. А так как к человеку без креста доступ нечистой силы легок, то охраной от этой силы и служат круги. Ни пошевелиться, ни оглянуться, ни заговорить во все то время, как слушают, нельзя.

«Если почудится звон колокольчиков, лошадиный топот, веселое пение, лай собак, то жди свадьбы и радости. Если лай хриплый - жених старый, если звонкий - молодой. А если услышишь плач, крик совы, погребальное пение, жди печали, долгого девичества». («Олонецкие губернские ведомости», 1893)

Страшные гадания почитались за грех, но еще больший грех совершали те, кто рядился и надевал маски.

Ряженье

В святки, писала газета «Олонецкие губернские ведомости» за 1843 год, рядятся все «от богатого помещика до сидельца в мучной лавке». Шумной, веселой ватагой врывались маскированные в дома, плясали, пели, разыгрывали сценки, в которых действовали царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф, Стенька Разин с разбойниками, придурковатый барин с хитрым кучером… Ряженые были одеты: мужчины - в женщин и наоборот, а среди них - медведи, волки, быки и петухи, цыганки, мельники и кузнецы. Лица ряженых закрыты маской, а чаще полотенцем или платком, и они ходят компаниями от одной бесёды к другой, от одного дома к другому, затевают игры и пляски, и смешат. И страшат всех.

В Олонецкой губернии и Петрозаводске ряженых называли хухляками, от слова «хухля» или «хохля» (в смысле брани или шутки). В «Олонецких губернских ведомостях» за 1896 год описываются святки, прошедшие в Петрозаводске: «Преимущественно хухляки - парни и девки „на возрасте“. Ходят со своими музыкантами (гитары, бубны, цимбалы, сопели, скрипки, гармоники), партиями от 5 до 10 человек, пляшут с гостями домохозяина и, получив угощение, или без него идут далее».

В святочных ряженьях 1895 года в Петрозаводске принимали участие не только так называемые «заводские», но и чиновники, и вся интеллигенция вообще. Получалось нечто вроде «святочного карнавала».

Заканчивались святки в день Богоявления (Крещенья). По народному представлению в ночь с 18 на 19 января в реке купается сам Иисус Христос, поэтому во всех реках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудное явление, надо прийти в самую полночь к реке и ждать у проруби в канун Крещения, вода считалась целебной. В день Крещения особые мастера-любители, испросив благословения у священника, вырубали во льду крест-»сердань». На торжество собиралась масса народа, так что иногда лед трещал под тяжестью молящихся. Привлекала не только красота богослужения, но и купание многих из хухляков, которые очищали себя по обету от святочных прегрешений. Да и каждому прихожанину после святок необходимо было помолиться, испить священной воды и омыть ею лицо.

Регина КАЛАШНИКОВА, начальник отдела фольклора

Опубликовано 09.01.14 08:05

В Святые дни принято петь колядки, кататься на тройках, а девушки могут узнать свою судьбу, погадав на суженого.

В ночь на 7 января православные верующие встретили светлый праздник Рождества Христова. Теперь же, вплоть до другой значимой даты церковного календаря - Крещения Господня, начались Святые дни или Святки, представляющие собой продолжение празднования Рождества.

Святые вечера во время Святок

Святки представляют собой время особой духовной радости: с 8 по 19 января верующие славят приход в мир Спасителя, при этом с 8 по 17 января отменяются однодневные посты по средам и пятницам.

В Святые вечера нельзя было работать, особенно в тёмное время инткббэч суток. Церковный собор 567-го года утвердил следующие за Рождеством 12 дней как праздничные (12 - по количеству месяцев в году). В этот период было запрещено совершать таинство брака.

Святки 2014: колядки, гадания

Подготовка к Святкам начиналась еще в Рождественский сочельник. В этот день строгого поста верующие готовили сочиво (отварную пшеницу или рис с медом), варили компот из сухофруктов, пекли овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, что имело глубокий смысл.

Угощения принято было раздавать гостям, которые приходили к хозяевам дома с колядками и поздравлениями. Рождественские колядки - ещё одна значимая особенность праздника. В период Святок молодёжь в пёстрых одеждах ходила по домам соседей и с песнями славила рождение Христа. В "строю" обязательно находились ряженые в костюме козы, а возглавлял колонну человек, несущий огромную самодельную звезду на длинном шесте, символизирующую восход нового небесного тела над Вифлеемом в момент рождения Спасителя.

Гадания на Святки и Рождество

Ещё одним неизменным ритуалом Святых дней являются гадания, история которых уходит своими корнями ещё в дохристианскую эпоху. В тот период славяне на Руси считали конец и начала года таинственным временем, когда оживали потусторонние силы. В свою очередь, люди делали все возможное, чтобы их умилостивить и узнать тайну своего будущего как минимум на год вперёд.

Преимущественно гадали на святки девушки и женщины, которые очень хотели узнать о своём замужестве и семейной жизни. Ритуалы проводились обычно в полночь, при свечах и в одиночестве. Иногда девушки собирались группами, чтобы не было так страшно. Девицы снимали с себя все опоясывающие украшения, включая кольца и пояса, расплетали косы.

Одним из наиболее простых, но эффективных способов считается гадание на имя любимого, когда девушки выходили за порог и спрашивали, как зовут первого встречного. Считалось, что аналогичное имя будет носить и будущий супруг. Также девушки выходили на порог дома, снимали с левой ноги обувь и бросали её через левое плечо: куда укажет носок башмачка, оттуда любимый и придёт.

Замыкает "тройку лидеров" святочных гаданий, пожалуй, самое страшное таинство с зеркалами и свечами. Для этого гадания необходимо было поставить друг напротив друга два зеркала и зажечь между ними свечи таким образом, чтобы образовался зеркальный коридор. Девушка в полной тишине садилась и, вглядываясь в отражение, призывала суженого. В какой-то момент его лицо должно было появиться в зеркалах. Однако считалось, что в случае возникновения какого-либо сбоя в гадании душа девушки может навечно остаться в зазеркалье.

Кроме того, использовались гадания на бумаге, на воске и воде, на хлебе, с помощью иголок и многие другие способы.

Святки (святые дни) — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления (7-19 января)

Святки всегда являлись основным зимним праздником на Руси . В Святки, все 12 дней, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми. К слову, именно потому что мертвые в этот период приходят в наш мир, святочные гадания считались самыми верными. Ведь кто еще может знать правду, как не духи. Православная церковь, суровая к гадальщикам, в эти дни меняет свой гнев на милость. Считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Традиционно Святки делились на две части - "святые вечера" (от Рождества до Васильева вечера 7-14 января) и "страшные вечера" (с ночи под Новый год и до Крещения Господня 14-19 января).
Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем "без креста", то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со "страшными вечерами", что отразилось в соответствующем названии. По народной легенде, "в эти страшные вечера /…/ Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь" (Максимов С.В., 1994, с.267). В этой легенде сквозь призму христианской морали находят отражение архаичные представления о Святках как о периоде, отмеченном признаком хаотичности в связи с процессом формирования миропорядка, "издержкой" которого является проникновение в мир людей существ "иной" природы.

Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями , запретами, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник — канун Рождества — выпекали из теста «козульки» («коровки») — печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время.

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным. Верили, что в это время на земле появлялись души умерших, а нечисть становилась особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы была размыта.

Во время святок молодежь устраивала игрища, на которые приглашались парни и девушки из других деревень. Развлечения и игры этого периода носили ярко выраженный эротический характер . Кроме того, в Крещение в больших селах проходили смотры невест, то есть показ девушек брачного возраста в преддверии следующего за святками месяца сватовства и свадеб.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года , чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. К тому же, Святки являлись одним из принятых в традиции периодов гощения девушек у родственников или подруг, живущих в более крупных деревнях или селах, где вероятность найти брачного партнера была значительно реальней. Девушки старались привлечь к себе внимание с помощью ярких праздничных нарядов, умения петь, танцевать, поддерживать беседу, а также, демонстрируя свой характер, веселый и бойкий, но в то же время и скромный, что в народных представлениях считалось эталоном девичьего поведения.

В рождественский сочельник на деревенских улицах Центральной и Южной России около каждого дома жгли костры из соломы, навоза, чтобы погреть умерших, якобы приходивших в деревню к своим потомкам. В некоторых деревнях средней полосы Европейской России в костры бросали липовые веники, чтобы покойники могли попариться в бане. Умерших приглашали также на главные святочные трапезы, проходившие поздно вечером в канун Рождества, Васильева дня и Крещения.

На стол для них ставили кутью из распаренных зерен пшеницы и ягод, овсяный кисель и блины, то есть блюда, характерные для поминальных трапез. Верили, что умершие, обогретые и накормленные потомками, обеспечат им процветание в наступающем новом году. Приход нечистой силы разыгрывался в ряженье, а также в играх, характерных для святочных вечерок. Магические действия по защите людей и их домов от нечистой силы были особенно характерны для второй недели святок, ближе к Крещению. В эти дни более тщательно, чем обычно, подметались избы, а чтобы в мусоре не спряталась нечистая сила, его выносили подальше от деревни.

Дома и хозяйственные постройки окуривали ладаном и окропляли святой крещенской водой, на дверях и воротах ставили мелом кресты; обходили с топорами скотину, выпущенную хозяевами в Крещение из хлевов на улицу. К крещенскому сочельнику и Крещению приурочивались обряды проводов умерших предков и изгнания нечистой силы. Это могло проходить по-разному. Например, в некоторых губерниях парни выгоняли нечистую силу громкими криками, размахивая метлами и ударяя кнутами по заборам. Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

Представления о «плохом» времени нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине святок; первая половина святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Языческие представления соединились с христианскими: в легендах рассказывалось, что Бог открыл врата ада, чтобы бесы и черти тоже могли попраздновать Рождество.

Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами » . Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — тем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство» . Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I . «Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми» , — рассказывают сотрудники Русского этнографического музея.

После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», — гласит императорская грамота. Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.

После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.

Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

Святки являлись своего рода энергетическим импульсом, дающим начало очередному витку жизни природы, в том числе и каждого отдельного человека как части природы. Помимо этого, две святочные недели представляли собой важнейший период, в пределах которого в максимально концентрированной форме происходила "передача" от старших младшим коллективного знания, то есть закрепленного в веках знания многих поколений. Получение новыми поколениями этого знания делало возможным сохранение и дальнейшее развитие культурной традиции. В этом плане чрезвычайно важной в святочное время была роль стариков, несмотря на сложившееся в народном сознании восприятие Святок как молодежного праздника. Так как старики, по народным представлениям, из всех социовозрастных групп общины были наиболее близки к "иному" миру, они закономерно оказывались посредническим звеном между молодостью и вечностью, то есть поддерживали традицию и передавали свой опыт и знания молодому поколению.

Святки - это две недели зимних праздников, которые начинаются в Рождественский Сочельник 6 января и продолжаются до Крещения 19 января. В христианской традиции Святки - это празднование Рождества Христова. В эти дни на Руси гадали и пели коляды. На Руси люди всегда считали: как святочную неделю проведешь, так и вся твоя жизнь в этом году пройдет. Именно по этой причине в старину люди старались реализовать все свои планы в эти дни. Если вы хотите всю жизнь жить богато, то надевайте всю неделю только самые лучшие свои вещи. Хотите кушать вкусно, тогда в святочную неделю ешьте то, что вы любите больше всего. А если вы хотите, чтобы в доме всегда царили мир и любовь, тогда говорите друг другу ласковые и нежные слова в течение всей недели.

Сон, приснившийся на святки, обязательно будет вещим. В этот день любые сведения, полученные из потустороннего мира, являются предсказанием. Весёлых вам выходных! :)


Святки - это время от Рождества Христова до праздника Крещения Господня. Эти два праздника соединены чередой праздничных дней. Церковь по любви к людям дает праздник развернутый во времени. В эти дни можно причащаться, не соблюдая пост со всей строгостью. Все дни наполнены удивительной радостью праздника Рождества Христова.

Эти дни хорошо посвятить близким, семье, детям и родителям и тем одиноким людям, у кого нет близких... А вот проводить Святки - святые дни - за бездарным просмотром телевизора - это значит растратить тот дар, который нам дает Господь.

Протоиерей Александр Ильяшенко