Биография галины вишневской. Галина Павловна Вишневская

Дорогой читатель, спасибо, что решили прочесть статью «Галина Вишневская и Мстислав Ростропович: история жизни». Было бы несправедливо не написать об этой потрясающей паре.

О ней:

Галина Павловна Вишневская (урожденная Иванова), годы жизни 1926 – 2012, оперная певица, актриса, театральный режиссер, педагог; солистка Большого театра Союза ССР в 1952-1974 гг. Народная артистка СССР, Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Трудное детство

Она родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде, (знак зодиака - Скорпион). Родители: отец был рабочим, мать – домохозяйка. Когда девочке было пять лет, родители расстались. Внучку на воспитание взяла бабушка (мать отца), которая проживала в Кронштадте. Галина жила в коммуналке, но удивительно, по внутреннему ощущению она была королевой.

Юность

Бабушка умерла в блокаду в феврале 1942, Галя осталась одна. Вскоре ее взяли в отряд местной противовоздушной обороны.

В 1943 она устроилась на работу в Выборгский дом культуры помощником осветителя сцены. Затем начала заниматься вокалом в музыкальной школе имени Римского-Корсакова.

Сцена

Свою сценическую деятельность Галина Павловна начала в 1944-м в Ленинградском областном театре оперетты, затем стала солисткой Ленинградской филармонии, выступала как эстрадная певица.

С 1952 по 1974 годы была солисткой Большого театра, на сцене которого она спела около 30 партий. Она пела на крупнейших сценах мира («Ковент-Гарден», «Метрополитен-опера», «Гранд-Опера», «Ла Скала», «Мюнхенская Опера» и др.)

В свои 56 лет Вишневская оставила профессиональную сцену и занялась преподавательской деятельностью. В 2002 году создала и возглавила в Москве Центр оперного пения.

Личная жизнь

Галина Павловна трижды была замужем. Первый раз он вышла замуж в 17 лет за морского офицера Георгия Вишневского, с которым через два месяца развелась. Фамилию с тех пор не меняла.

Вторым ее мужем был скрипач, в то время - директор Ленинградского театра оперетты, Марк Рубин. Он был старше на двадцать два года. В 1945-м их двухмесячный сын умер. Вскоре Галина заболела туберкулезом. Муж настоял, чтобы она поехала в санаторий. Со временем болезнь удалось победить.

Третьим и мужем стал знаменитый виолончелист Мстислав Ростропович.

О нем:

Мстислав Леопольдович Ростропович (1927-2007) - советский и российский виолончелист, пианист и дирижер, общественный деятель, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии второй степени и двух Государственных премий России. Пятикратный лауреат премии Грэмми.

Родители

27 марта 1927 года в семье профессиональных музыкантов - виолончелиста Леопольда Ростроповича, сына пианиста и композитора Витольда Ростроповича, и пианистки Софьи Федотовой родился сын. Его назвали Мстиславом.

Слава начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями. В 1932-1937 учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского.

В 1941 его семья была эвакуирована в город Чкалов, где Мстислав учился в музыкальном училище, в котором преподавал его отец. В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семена Козолупова и композицию у С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.

Известность

Ростропович получил известность как виолончелист в 1945 -м, выиграв золотую медаль Третьего Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве. В 1947 выиграл 1-ю премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге.

Благодаря международным контрактам и турам, Ростропович стал известен на Западе. На формирование его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен.

Это был талантливый, добрейший, позитивный и интеллигентный человек.

О них:

Гениальный виолончелист завоевал сердце примадонны Большого театра. Незабываемая пражская весна 1955-го стала весной их жизни! Галина Вишневская и Мстислав Ростропович стали мужем и женой через четыре дня после знакомства на фестивале в Праге и прожили долгую счастливую жизнь. От этой красивой любви родились две дочери Ольга и Елена.

Мстислав Леопольдович был трепетным, заботливым мужем и отцом. Жизнь приготовила им суровые испытания. В конце шестидесятых годов Александр Солженицын был исключен из Союза писателей.

Вишневская и Ростропович поддержали Солженицына, предложив ему проживать на своей даче, что стало одной из причин постоянного внимания и давления со стороны спецслужб

Вскоре гастроли Вишневской оказались под запретом, не разрешали выезжать за границу и записывать пластинки. Травля продолжалась пять лет и это стало причиной того, что Галина Павловна уговорила мужа уехать за границу.

В 1974 Мстислав Ростропович уехал на зарубежные гастроли, позже супруга отправилась вслед за ним вместе с дочерьми. Официально это было оформлено, как длительная заграничная командировка. На самом деле, возвращаться они не собирались.

Галина Вишневская и ее дочери Елена и Ольга

Семья жила во Франции, в США и в Великобритании. Когда в Союзе стало известно, что супруги купили квартиру в Париже - в 1978 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были лишены гражданства, почетных званий и наград.

Вскоре Ростропович был приглашен в США. Национальный симфонический оркестр предложил ему место главного дирижера. Семья переехала вслед за ним. Галина Павловна все время выступала на сценах лучших театров и написала книгу «Галина».

Книга «Галина»

Книга была издана в Вашингтоне в 1984-м и стала бестселлером, она обошла весь мир и только потом попала в Россию.

Вишневская о книге: «Эту книгу я писала не для советского читателя. Мне и в голову не приходило, что при моей жизни она может быть опубликована в России. Переделывать ее я не собираюсь, пусть все останется как было…

Вы думаете, я обо всем написала? Нет, далеко не обо всем. Если бы я написала обо всем, мне бы уже никто не поверил. У меня возникла потребность написать о наболевшем, о своей судьбе. Я должна была это сделать. И это помогло мне жить дальше».

Возвращение

В девяностых годах супруги вернулись на Родину, где вскоре им вернули все ордена и регалии, а так же советское гражданство. Но они отказались от гражданства.

На юбилее Галины Вишневской в Большом театре. Москва 2001

Летом 2006 Мстислав Леопольдович тяжело заболел, затем он перенес две операции в связи со злокачественной опухолью печени. Скончался в Москве 27 апреля 2007 года.

Галина Павловна пережила мужа на пять лет, она скончалась 11 декабря 2012, на 87-м году жизни в Москве.

Похоронены Галина Вишневская и Мстислав Ростропович рядом на Новодевичьем кладбище в Москве. На мраморном кресте строка из Евангелия: «Блаженны изгнанные правды ради». Слова, как нельзя лучше, подходят к биографии и Ростроповича, и Вишневской. Уникальный союз – творческий и семейный. Они снова вместе…

дамы-господа

Когда речь заходит об опере, невольно вспоминается Вишневская Галина Павловна. Биография певицы настолько интересна, что по ней можно писать книги. Тяжелое детство, непростая юность, неожиданные карьерные повороты и вечная любовь – все это было в ее жизни.

Биография Галины Вишневской. Детство

В 1926 году на свет появилась великая и неповторимая Галина Павловна Вишневская. Местом ее рождения является Ленинград. Первой фамилией тогда еще неизвестной никому девушки была Иванова, узнавать же ее стали уже по имени Галина Вишневская. Биография ее юности связана с огромным количеством сложных периодов. Когда Галина была еще совсем маленькой девочкой, ее родители приняли решение оформить развод. В итоге воспитывать девочку пришлось бабушке.

По словам самой Галины Вишневской, биографию своих родителей она не знает, и знать не желает, так как для нее они - просто чужие люди. Все, что было известно актрисе, это то, что в годы войны отца репрессировали. Мать же, после тринадцати лет разлуки и вовсе не узнала свое дитя. Бабушка была главной опорой для будущей оперной дивы.

Юность певицы

В шестнадцатилетнем возрасте биография Галины Вишневской (фото ее представлено) была полна потерь, неопределенности и сомнений. Ее бабушка, к сожалению, не смогла пережить блокаду, что очень сильно подкосило моральное состояние девушки.

Оставшись в абсолютном одиночестве, ей удалось попасть в одну из частей ПВО. Здесь у солдат появилась возможность наслаждаться голосом Галины Вишневской. Биография ее музыкального творчества получила первую свою волну как раз в части. На тот момент еще Иванову Галю зачастую приобщали к участию в подбадривающих концертных программах для военных. Ее голос звучал и в море, и на суше.

Спустя год службы девушку взяли на работу в Дом культуры Выборга. Здесь в биографию Галины Павловны Вишневской вписалась строка о работе в должности помощника осветителя. Война подходила к концу, и жизнь в городе вновь налаживалась. Одной из первых была восстановлена местная музыкальная школа. Тогда, не думая ни секунды, в эту школу на обучение направилась великая певица Галина Вишневская. Биография ее с этого момента открыла новую главу – работа в хоре Ленинградской оперетты. Спустя небольшое количество времени Галина с блеском исполняла сольные партии.


Музыка в жизни Вишневской

Краткую биографию Вишневской Галины Павловны невозможно описывать двумя словами. Особенно это касается ее музыкальной деятельности, переломным моментом в которой стал 1952 год. В этот период ей удается пройти кастинг в труппу Большого театра. То, что ее взяли на стажировку, было для певицы огромной удачей, ведь классического музыкального образования у нее не было. Ее талант сразу покорил руководство. И практически с первых дней ей представилась возможность исполнять партию Леоноры в опере «Фиделио».

Роскошные вокальные данные очень быстро превратили обычную девушку в приму Большого театра. На тот момент ей принадлежали пять главных партий в различных операх. До шестидесятых годов ее можно с уверенность назвать очень успешной певицей. В этот период оперную диву отправляли с гастролями за рубеж. Там она покорила множество американских городов, а также Милан и Париж.

В 1966-м в биографии Галины Вишневской появилась история работы в кино. Ей посчастливилось сыграть главную роль в произведении Шостаковича «Катерина Измайлова». В этом же году певица экстерном окончила московскую консерваторию.

Зарубежные скитания

Спад карьеры оперной певицы для Вишневской пришелся на 1960 год. Главной причиной этого стал тот факт, что Вишневская вместе со своим третьим мужем Ростроповичем всячески оказывали поддержку Солженицыну, исключенному в то время из Союза Писателей.

О Вишневской стали в негативном ключе писать в печатных СМИ, ей запрещали гастролировать и записывать новые пластинки. Последний свой шанс Вишневская видела в отъезде за границу. Первым на запад "на разведку" отправился супруг певицы. Затем под предлогом длительной поездки уехала и она сама. Дочери Галины Вишневской, биография которых затронута в разделе «Личная жизнь» отправились в путешествие вместе с родителями.

Первым местом дислокации этой семьи стала Франция. Затем они немного пожили в Америке и Англии. В итоге было принято решение приобрести собственное жилье на территории горячо любимой Франции. В связи с этим гражданство СССР было отобрано у семьи Галины Вишневской. В биографии национальность певицы указана, как русская, а вот гражданство в то время у нее стало французским. Вишневская не переживала по этому поводу. Во Франции она выступала на лучших сценах, здесь ее обожали и ценили. Завершив оперную карьеру, она стала заниматься постановкой спектаклей. Также важную роль в ее творчестве имело написание мемуаров, первый из которых был напечатан в Вашингтоне.


Возвращение на родину

В 1990 году супруги решили вернуться к истокам. Когда они переехали в Россию, им хотели вернуть все звания и почести, а также забранное в семидесятых гражданство. Но от Ростроповича и Вишневской последовал отказ. Супруги не отказывались от своей родины и своего гражданства и возвращать его, по их мнению, им не нужно.


Развитие карьеры в России

С 1993 года Вишневская приступила к работе в чеховском театре. Здесь ей досталось несколько главных ролей. Через девять лет ей представилась возможность вступить в должность руководителя Московского Центра Оперы. Для Вишневской это было главное дело всей жизни, она всегда мечтала заниматься именно этим и была счастлива, что достигла этой цели. В своем центре она преподавала пять дней в неделю. В выходные же проводила дополнительные мастер-классы. Билеты продавались на них быстро, люди скупали их в считанные минуты.

В 2007 году произошло еще одно важное событие в творческой жизни Вишневской – она снялась в главной роли в фильме «Александра».


Личная жизнь

В биографию Галины Вишневской брак вписался в годы юности. Простой, но талантливой девушке тогда было 17 лет. Ее избранником стал моряк дальнего плавания по имени Георгий Вишневский. Брак оказался недолгим и продлился всего несколько месяцев, а вот фамилия первого супруга прошла с певицей весь жизненный путь.

Второй брак случился у Вишневской с Марком Рубиным. Муж был старше певицы более чем на двадцать лет. В браке у Галины Павловны родился сын Илья, ушедший из жизни, будучи еще совсем младенцем. С Рубиным она прожила десять лет и, возможно, жила бы и дальше, но на ее пути появился другой мужчина.

Знакомство с Мстиславом Ростроповичем на молодежном фестивале заставило Вишневскую полностью изменить свою жизнь. Она очень быстро вышла за него замуж и родила супругу двух дочерей. Вместе звездные супруги прожили больше пятидесяти лет. Жизнь их была долгой и поистине счастливой, так как они души не чаяли друг в друге. Узнать подробнее об их счастливой жизни можно из документального фильма «Двое в мире». Самые главные слова певицы о том, что несмотря на все гонения и сложности в их жизни, семейные отношения были у пары идеальными. Вишневская ни за что не хотела бы хоть что-нибудь поменять.


Уход из жизни

В конце 2012 года прогремела страшная новость – не стало великой певицы и актрисы Галины Павловны Вишневской. Ее смерть была естественной, у нее просто закончились жизненные силы. На момент смерти возраст актрисы составлял 87 лет. За пять лет до своего ухода она потеряла мужа. Поэтому ее жизнь уже не была такой счастливой. Отпевали Вишневскую в Храме Христа Спасителя. Похоронить певицу было решено на Новодевичьем кладбище.

Памятные места

Эпоха Галины Вишневской была полна ярких событий, невероятных ролей и завораживающих партий. Память о великой певице живет и по сей день. В ее честь названы следующие объекты:

  • Улица Вишневской – находится в Новокосино. Данное решение было принято в 2013 году правительством Москвы.
  • Лайнер «Г. Вишневская» - так именуется один из аэробусов компании «Аэрофлот».
  • Колледж Вишневской – находится он в Москве. Сфера деятельности музыка и театральное искусство.
  • Музыкальная школа Галины Вишневской – располагается в Кронштадте.
  • Малая планета – именем Галины Павловны Вишневской назван объект Солнечной системы под номером 4919.

Награды

Почетные звания и награды Вишневской очень сложно сосчитать.

Впервые певица получила звание Заслуженной артистки РСФСР в 1955 году. Затем ей дали звание Народной.

В ее копилке также находятся десять медалей разного уровня. В их числе медали «За оборону Ленинграда» и «Ветеран труда».

Также Галина Павловна пять раз была награждена орденами разной степени. Среди них орден Ленина и орден «За заслуги перед отечеством".

Во времена жизни во Франции певице были вручены самые разные награды. Среди них орден Почетного легиона и Алмазная медаль города Парижа.

Список самых ярких оперных партий в Большом Театре

Всего за время работы в Большом Театре Галина Павловна Вишневская исполнила более 20 партий. В ее исполнении зритель смог познакомиться со множеством самых разных персонажей. В их числе:

  1. Прекрасная Татьяна в опере Чайковского «Евгений Онегин».
  2. Неповторимая Маргарита в произведении Гуно под названием «Фауст».
  3. Душевная Зинка в «Судьбе человека» Дзержинского.
  4. Чувственная Наташа Ростова в легендарной постановке Прокофьева по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
  5. Романтичная Франческа в опере «Франческа да Римини»

Помимо Большого Театра, певица выступала и в других. Ей доводилось выступать в роли таких персонажей, как Иоланта, Лиу, Дездемона, Леди Макбет. Что касается фильмографии Вишневской, то она снималась в 4 фильмах. Неоднократно она работала на озвучке. В числе ее работ такие оперные фильмы, как «Евгений Онегин», «Вольный ветер», «Борис Годунов».

Также на счету Вишневской многократное участие в документальных фильмах. В разное время ей удавалось сняться в таких картинах, как "Наш любимый юный дед", "Женское лицо войны", "Галина Вишневская. Роман со славой".

Они стали мужем и женой через четыре дня после знакомства и душа в душу прожили долгую и счастливую жизнь. Любовь гениального виолончелиста, интеллигентнейшего человека, трепетного возлюбленного, заботливого мужа и отца Мстислава Ростроповича и звезды мировой оперной сцены, первой красавицы Галины Вишневской была такой светлой и прекрасной, что ее, наверное, хватило бы не на одну, а на десять жизней.

Впервые они увидели друг друга в ресторане «Метрополь». Восходящая звезда Большого театра и молодой виолончелист были в числе гостей на приеме иностранной делегации. Мстислав Леопольдович вспоминал: «Поднимаю я глаза, а ко мне с лестницы снисходит богиня... Я даже дар речи потерял. И в ту же минуту решил, что эта женщина будет моей».

Когда Вишневская собралась уходить, Ростропович настойчиво предложил проводить ее. «Между прочим, я замужем!» - предупредила его Вишневская. «Между прочим, это мы еще посмотрим!» - ответил он ей. Потом был фестиваль «Пражская весна», где и произошло все самое главное. Там Вишневская, наконец, его разглядела: «Худущий, в очках, очень характерное интеллигентное лицо, молодой, но уже лысеет, элегантный, - вспоминала она. - Как потом выяснилось, узнав, что я лечу в Прагу, он взял с собой все свои пиджаки и галстуки и менял их утром и вечером, надеясь произвести впечатление».

На ужине в пражском ресторане Ростропович заметил, что его дама «более всего налегала на соленые огурцы». Готовясь к решающему разговору, виолончелист пробрался в комнату певицы и поставил в ее шкаф хрустальную вазу, наполнил ее огромным количеством ландышей и... солеными огурцами. Ко всему этому приложил пояснительную записочку: дескать, не знаю, как вы отнесетесь к такому букету, и поэтому я, чтобы гарантировать успех предприятия, решил добавить к нему соленый огурец, вы их так любите!..

Вспоминает Галина Вишневская: «В ход шло все что только можно, - до последней копейки своих суточных он бросил мне под ноги. В буквальном смысле слова. В один из дней мы пошли гулять в сад в верхней Праге. И вдруг - высокая стена. Ростропович говорит: „Давайте перелезем через забор“. Я в ответ: „Вы что, с ума сошли? Я, примадонна Большого театра, через забор?“. А он - мне: „Я сейчас вас подсажу, потом перепрыгну и вас там поймаю“. Ростропович меня подсадил, перемахнул через стену и кричит: „Давайте сюда!“ - „Посмотрите, какие лужи тут! Дождь же только что прошел!“. Тогда он снимает с себя светлый плащ и бросает на землю. И я по этому плащу прошлась. Он кинулся меня завоевывать. И он меня завоевал».

Роман развивался стремительно. Через четыре дня они вернулись в Москву, и Ростропович поставил вопрос ребром: «Или ты сейчас же придешь жить ко мне - или ты меня не любишь, и все между нами кончено». А у Вишневской - 10-летний надежный брак, верный и заботливый муж Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского театра оперетты. Они через многое прошли вместе - он не спал день и ночь, пытаясь достать лекарство, которое помогло спасти ее от туберкулеза, их единственный сын умер вскоре после рождения.

Ситуация складывалась непростая, и тогда она просто убежала. Отправила мужа за клубникой, а сама покидала в чемоданчик халат, тапочки, что попало и - бегом. «А куда бежать? Я даже адреса не знаю, - вспоминала Галина Павловна. - Звоню Славе из коридора: „Слава! Я иду к тебе!“. Он кричит: „Я тебя жду!“. А я ему ору: „Не знаю, куда ехать!“. Он диктует: улица Немировича-Данченко, дом такой-то. Я по лестнице вниз бегу, как сумасшедшая, ноги подкашиваются, не знаю, как я себе голову не разбила. Села и кричу: „Улица Немировича-Данченко!“ А таксист уставился на меня и говорит: „Да вы пешком дойдете - это рядом, вон там, за углом“. А я кричу: „Я не знаю, вы меня везите, пожалуйста, я вам заплачу!“».

И вот машина подъехала к дому Ростроповича. Вишневскую встретила его сестра Вероника. Сам он пошел в магазин. Поднялись в квартиру, открывают дверь, а там - мама, Софья Николаевна, стоит в ночной рубашке, с вечным «Беломором» в углу рта, седая коса до колена, одна рука ее уже в халате, другая никак в рукав попасть не может от волнения... Сын три минуты назад объявил: «Сейчас приедет моя жена!».

«Села она так неловко на стул, - рассказывала Галина Павловна, - а я села на свой чемодан. И все вдруг расплакались, заревели. В голос заголосили!!! Тут открывается дверь - входит Ростропович. Из авоськи у него торчат какие-то рыбьи хвосты и бутылки шампанского. Орет: „Ну, вот и познакомились!“».

Когда Ростропович регистрировал в районном загсе по месту прописки Вишневской свой брак, регистраторша сразу узнала знаменитую солистку Большого театра и поинтересовалась, за кого же она выходит замуж. Увидев довольно-таки невзрачного жениха, регистраторша сочувственно улыбнулась Вишневской, а с трудом прочитав фамилию «Ро... стро... по... вич», сказала ему: «Ну, товарищ, у вас сейчас есть последняя возможность сменить свою фамилию». Мстислав Леопольдович вежливо поблагодарил ее за участие, но фамилию менять отказался.

«Когда я сообщила Славе, что у нас будет ребенок, счастью его не было предела. Он немедленно схватил томик сонетов Шекспира и с упоением стал мне их читать, чтобы я, не теряя ни минуты, прониклась прекрасным и стала создавать в себе что-то столь же возвышенное и прекрасное. С тех пор эта книга лежала на ночном столике, и как соловей над соловьихой поет по ночам, когда она высиживает птенцов, так и мой муж всегда перед сном читал мне прекрасные сонеты».

«Подошло время разрешаться от бремени. Слава в это время был на гастролях в Англии. И он просил, настаивал, требовал, умолял, чтобы я непременно дождалась его. „Без меня не рожать!“ - кричал он мне в телефонную трубку. И, что самое смешное, требовал этого и от остальных представительниц „бабьего царства“ - от матери и сестры, словно они могли по щучьему велению остановить схватки, начнись они у меня.

И я дождалась! Вечером 17 марта он вернулся домой, окрыленный успехом гастролей, счастливый и гордый тем, что домашнее бабье царство выполнило все его приказы: жена, еле шевелясь, сидит в кресле в ожидании своего повелителя. И вот как у фокусника из волшебного ящика появляются всевозможные чудеса, так и из Славиного чемодана полетели на меня фантастические шелка, шали, духи и еще какие-то невероятно красивые вещи, которые я не успевала и рассмотреть, и, наконец, вывалилась оттуда роскошная шуба и упала мне на колени. Я только ахала и от изумления не могла произнести ни слова, а сияющий Слава ходил вокруг и объяснял:

- Вот это пойдет к твоим глазам... Из этого ты закажи концертное платье. А вот эту материю только я увидел, мне стало ясно, что это специально для тебя. Вот видишь, как хорошо, что дождалась меня, - я всегда бываю прав. Теперь у тебя будет хорошее настроение и тебе легче будет рожать. Как только станет очень больно, ты вспомни про какое-нибудь красивое платье, и все пройдет.

Его просто распирало от гордости и удовольствия, что он такой замечательный, такой богатый муж, что смог преподнести мне такие красивые вещи, каких нет ни у одной артистки театра. А я-то знала, что мой „богатый“ муж и, как уже тогда писали английские газеты, „гениальный Ростропович“, чтобы иметь возможность купить для меня все эти подарки, наверняка за две недели гастролей ни разу не пообедал, потому что получал за концерт 80 фунтов, а остальные деньги... сдавал в советское посольство».

18 марта 1956 года родилась их первая дочь. Галина Павловна вспоминает: «Я хотела назвать ее Екатериной, но получила от Славы жалобную записку. «Умоляю тебя не делать этого. Мы не можем назвать ее Екатериной по серьезным техническим причинам - ведь я буквы „р“ не выговариваю, и она еще будет меня дразнить. Давай назовем ее Ольгой». А через два года на свет появилась и вторая девочка, которую назвали Еленой.

«Отцом он был необыкновенно нежным и заботливым, и вместе с тем - очень строгим. Доходило до трагикомедий: Слава очень много гастролировал, и я все пыталась его урезонить, объясняла, как он нужен своим подрастающим дочерям. „Да, ты права!“ - соглашался он... и начиналось стихийное занятие музыкой. Он звал девочек. У Лены глаза заранее были на мокром месте - так, на всякий случай. А вот Оля была его коллегой-виолончелисткой, очень бойкой девочкой, всегда готовой дать отпор. Вся тройка торжественно исчезала в кабинете, а через четверть часа оттуда уже неслись крики, вылетал Ростропович, хватающийся за сердце, и следом за ним ревущие дети.

Он обожал своих дочерей, ревновал их и, чтобы к ним на даче не лазили мальчики через забор, посадил вокруг него кустарник с большими шипами. Занимался он столь важным вопросом со всей серьезностью, и даже консультировался у специалистов, пока, наконец, не нашел надежный сорт, чтобы, как он мне объяснил, все кавалеры клочки своих штанов на шипах оставляли.

Он совершенно не мог видеть джинсы на девочках: не нравилось, что зады им обтягивают, соблазняют мальчишек; и мне выговаривал, зачем привезла их из-за границы. И вот, приехав как-то после дневного спектакля на дачу, я застала там полный мрак и траур.

По земле стелился густой черный дым, на открытой веранде нашего деревянного дома догорал костер. На полу лежала кучка пепла, а над нею стояли трое - торжественный Слава и зареванные Ольга и Лена. Горстка пепла - вот все, что осталось от джинсов. И все-таки, несмотря на всю его строгость, девочки боготворили отца».

Впереди у них было счастливое, но очень тяжелое время: дружба с опальным Солженицыным, лишение гражданства СССР, скитания, успех и востребованность на мировой музыкальной сцене, прилет Мстислава Леопольдовича в Москву во время августовского путча 1991 года, возвращение в уже новую Россию.

Ростропович никогда не боялся показать свое отношение к власти. Однажды после триумфальных гастролей в Соединенных Штатах его пригласили в советское посольство и объяснили, что львиную долю гонорара он должен сдать в посольство. Ростропович возражать не стал, он только попросил своего импресарио купить на весь гонорар фарфоровую вазу и вечером доставить ее в посольство, где был назначен прием. Доставили немыслимой красоты вазу, Ростропович взял ее, полюбовался и... разжал руки. Ваза, ударившись о мраморный пол, разлетелась на кусочки. Подобрав один из них и аккуратно завернув в носовой платок, он сказал послу: «Это - мое, а остальное - ваше».

Другой случай - Мстислав Леопольдович всегда хотел, чтобы на гастролях его сопровождала жена. Однако Министерство культуры ему в этой просьбе неизменно отказывало. Тогда друзья посоветовали написать ходатайство: мол, ввиду моего плохого здоровья прошу разрешить, чтобы меня в поездке сопровождала жена. Ростропович письмо написал: «Ввиду моего безукоризненного здоровья прошу, чтоб меня в зарубежной поездке сопровождала жена Галина Вишневская».

Золотую свадьбу звездная чета праздновала в том самом ресторане «Метрополь», где Вячеслав Леопольдович впервые увидел свою богиню. Ростропович показывал гостям чек на 40 долларов, который ему вручил журнал «Ридерз дайджест». Корреспондент, когда брал у него интервью, спросил: «Правда, что вы женились на Вишневской через четыре дня после того, как впервые ее увидели? Что вы думаете по этому поводу?». Ростропович ответил: «Я очень жалею, что потерял эти четыре дня».

Они стали мужем и женой через четыре дня после знакомства и душа в душу прожили долгую и счастливую жизнь. Любовь гениального виолончелиста, интеллигентнейшего человека, трепетного возлюбленного, заботливого мужа и отца Мстислава Ростроповича и звезды мировой оперной сцены,

Они стали мужем и женой через четыре дня после знакомства и душа в душу прожили долгую и счастливую жизнь. Любовь гениального виолончелиста, интеллигентнейшего человека, трепетного возлюбленного, заботливого мужа и отца Мстислава Ростроповича и звезды мировой оперной сцены, первой красавицы Галины Вишневской была такой светлой и прекрасной, что ее, наверное, хватило бы не на одну, а на десять жизней.

Ландыши и огурцы

Впервые они увидели друг друга в ресторане «Метрополь». Восходящая звезда Большого театра и молодой виолончелист были в числе гостей на приеме иностранной делегации. Мстислав Леопольдович вспоминал: «Поднимаю я глаза, а ко мне с лестницы снисходит богиня… Я даже дар речи потерял. И в ту же минуту решил, что эта женщина будет моей».

Когда Вишневская собралась уходить, Ростропович настойчиво предложил проводить ее. «Между прочим, я замужем!» - предупредила его Вишневская. «Между прочим, это мы еще посмотрим!» - ответил он ей. Потом был фестиваль «Пражская весна», где и произошло все самое главное. Там Вишневская, наконец, его разглядела: «Худущий, в очках, очень характерное интеллигентное лицо, молодой, но уже лысеет, элегантный, - вспоминала она. - Как потом выяснилось, узнав, что я лечу в Прагу, он взял с собой все свои пиджаки и галстуки и менял их утром и вечером, надеясь произвести впечатление».

На ужине в пражском ресторане Ростропович заметил, что его дама «более всего налегала на соленые огурцы». Готовясь к решающему разговору, виолончелист пробрался в комнату певицы и поставил в ее шкаф хрустальную вазу, наполнил ее огромным количеством ландышей и… солеными огурцами. Ко всему этому приложил пояснительную записочку: дескать, не знаю, как вы отнесетесь к такому букету, и поэтому я, чтобы гарантировать успех предприятия, решил добавить к нему соленый огурец, вы их так любите!..

Вспоминает Галина Вишневская: «В ход шло все что только можно, - до последней копейки своих суточных он бросил мне под ноги. В буквальном смысле слова. В один из дней мы пошли гулять в сад в верхней Праге. И вдруг - высокая стена. Ростропович говорит: “Давайте перелезем через забор”. Я в ответ: “Вы что, с ума сошли? Я, примадонна Большого театра, через забор?”. А он - мне: “Я сейчас вас подсажу, потом перепрыгну и вас там поймаю”. Ростропович меня подсадил, перемахнул через стену и кричит: “Давайте сюда!” - “Посмотрите, какие лужи тут! Дождь же только что прошел!”. Тогда он снимает с себя светлый плащ и бросает на землю. И я по этому плащу прошлась. Он кинулся меня завоевывать. И он меня завоевал».

«Каждый раз, когда я смотрю на Галю, я снова женюсь на ней»

Роман развивался стремительно. Через четыре дня они вернулись в Москву, и Ростропович поставил вопрос ребром: «Или ты сейчас же придешь жить ко мне - или ты меня не любишь, и все между нами кончено». А у Вишневской - 10-летний надежный брак, верный и заботливый муж Марк Ильич Рубин, директор Ленинградского театра оперетты. Они через многое прошли вместе - он не спал день и ночь, пытаясь достать лекарство, которое помогло спасти ее от туберкулеза, их единственный сын умер вскоре после рождения.

Ситуация складывалась непростая, и тогда она просто убежала. Отправила мужа за клубникой, а сама покидала в чемоданчик халат, тапочки, что попало и - бегом. «А куда бежать? Я даже адреса не знаю, - вспоминала Галина Павловна. - Звоню Славе из коридора: “Слава! Я иду к тебе!”. Он кричит: “Я тебя жду!”. А я ему ору: “Не знаю, куда ехать!”. Он диктует: улица Немировича-Данченко, дом такой-то. Я по лестнице вниз бегу, как сумасшедшая, ноги подкашиваются, не знаю, как я себе голову не разбила. Села и кричу: “Улица Немировича-Данченко!” А таксист уставился на меня и говорит: “Да вы пешком дойдете - это рядом, вон там, за углом”. А я кричу: “Я не знаю, вы меня везите, пожалуйста, я вам заплачу!”».

И вот машина подъехала к дому Ростроповича. Вишневскую встретила его сестра Вероника. Сам он пошел в магазин. Поднялись в квартиру, открывают дверь, а там - мама, Софья Николаевна, стоит в ночной рубашке, с вечным «Беломором» в углу рта, седая коса до колена, одна рука ее уже в халате, другая никак в рукав попасть не может от волнения... Сын три минуты назад объявил: «Сейчас приедет моя жена!».

«Села она так неловко на стул, - рассказывала Галина Павловна, - а я села на свой чемодан. И все вдруг расплакались, заревели. В голос заголосили!!! Тут открывается дверь - входит Ростропович. Из авоськи у него торчат какие-то рыбьи хвосты и бутылки шампанского. Орет: “Ну, вот и познакомились!”».

Когда Ростропович регистрировал в районном загсе по месту прописки Вишневской свой брак, регистраторша сразу узнала знаменитую солистку Большого театра и поинтересовалась, за кого же она выходит замуж. Увидев довольно-таки невзрачного жениха, регистраторша сочувственно улыбнулась Вишневской, а с трудом прочитав фамилию «Ро... стро... по... вич», сказала ему: «Ну, товарищ, у вас сейчас есть последняя возможность сменить свою фамилию». Мстислав Леопольдович вежливо поблагодарил ее за участие, но фамилию менять отказался.

«Без меня не рожать!»

«Когда я сообщила Славе, что у нас будет ребенок, счастью его не было предела. Он немедленно схватил томик сонетов Шекспира и с упоением стал мне их читать, чтобы я, не теряя ни минуты, прониклась прекрасным и стала создавать в себе что-то столь же возвышенное и прекрасное. С тех пор эта книга лежала на ночном столике, и как соловей над соловьихой поет по ночам, когда она высиживает птенцов, так и мой муж всегда перед сном читал мне прекрасные сонеты».

«Подошло время разрешаться от бремени. Слава в это время был на гастролях в Англии. И он просил, настаивал, требовал, умолял, чтобы я непременно дождалась его. “Без меня не рожать!” - кричал он мне в телефонную трубку. И, что самое смешное, требовал этого и от остальных представительниц “бабьего царства” - от матери и сестры, словно они могли по щучьему велению остановить схватки, начнись они у меня.

И я дождалась! Вечером 17 марта он вернулся домой, окрыленный успехом гастролей, счастливый и гордый тем, что домашнее бабье царство выполнило все его приказы: жена, еле шевелясь, сидит в кресле в ожидании своего повелителя. И вот как у фокусника из волшебного ящика появляются всевозможные чудеса, так и из Славиного чемодана полетели на меня фантастические шелка, шали, духи и еще какие-то невероятно красивые вещи, которые я не успевала и рассмотреть, и, наконец, вывалилась оттуда роскошная шуба и упала мне на колени. Я только ахала и от изумления не могла произнести ни слова, а сияющий Слава ходил вокруг и объяснял:

Вот это пойдет к твоим глазам... Из этого ты закажи концертное платье. А вот эту материю только я увидел, мне стало ясно, что это специально для тебя. Вот видишь, как хорошо, что дождалась меня, - я всегда бываю прав. Теперь у тебя будет хорошее настроение и тебе легче будет рожать. Как только станет очень больно, ты вспомни про какое-нибудь красивое платье, и все пройдет.

Его просто распирало от гордости и удовольствия, что он такой замечательный, такой богатый муж, что смог преподнести мне такие красивые вещи, каких нет ни у одной артистки театра. А я-то знала, что мой “богатый” муж и, как уже тогда писали английские газеты, “гениальный Ростропович”, чтобы иметь возможность купить для меня все эти подарки, наверняка за две недели гастролей ни разу не пообедал, потому что получал за концерт 80 фунтов, а остальные деньги... сдавал в советское посольство».

18 марта 1956 года родилась их первая дочь. Галина Павловна вспоминает: «Я хотела назвать ее Екатериной, но получила от Славы жалобную записку. “Умоляю тебя не делать этого. Мы не можем назвать ее Екатериной по серьезным техническим причинам - ведь я буквы “р” не выговариваю, и она еще будет меня дразнить. Давай назовем ее Ольгой». А через два года на свет появилась и вторая девочка, которую назвали Еленой.

Классик домостроя

«Отцом он был необыкновенно нежным и заботливым, и вместе с тем - очень строгим. Доходило до трагикомедий: Слава очень много гастролировал, и я все пыталась его урезонить, объясняла, как он нужен своим подрастающим дочерям. “Да, ты права!” - соглашался он… и начиналось стихийное занятие музыкой. Он звал девочек. У Лены глаза заранее были на мокром месте - так, на всякий случай. А вот Оля была его коллегой-виолончелисткой, очень бойкой девочкой, всегда готовой дать отпор. Вся тройка торжественно исчезала в кабинете, а через четверть часа оттуда уже неслись крики, вылетал Ростропович, хватающийся за сердце, и следом за ним ревущие дети.

Он обожал своих дочерей, ревновал их и, чтобы к ним на даче не лазили мальчики через забор, посадил вокруг него кустарник с большими шипами. Занимался он столь важным вопросом со всей серьезностью, и даже консультировался у специалистов, пока, наконец, не нашел надежный сорт, чтобы, как он мне объяснил, все кавалеры клочки своих штанов на шипах оставляли.

Он совершенно не мог видеть джинсы на девочках: не нравилось, что зады им обтягивают, соблазняют мальчишек; и мне выговаривал, зачем привезла их из-за границы. И вот, приехав как-то после дневного спектакля на дачу, я застала там полный мрак и траур. По земле стелился густой черный дым, на открытой веранде нашего деревянного дома догорал костер. На полу лежала кучка пепла, а над нею стояли трое - торжественный Слава и зареванные Ольга и Лена. Горстка пепла - вот все, что осталось от джинсов. И все-таки, несмотря на всю его строгость, девочки боготворили отца».


Четыре дня

Впереди у них было счастливое, но очень тяжелое время: дружба с опальным Солженицыным, лишение гражданства СССР, скитания, успех и востребованность на мировой музыкальной сцене, прилет Мстислава Леопольдовича в Москву во время августовского путча 1991 года, возвращение в уже новую Россию.

Ростропович никогда не боялся показать свое отношение к власти. Однажды после триумфальных гастролей в Соединенных Штатах его пригласили в советское посольство и объяснили, что львиную долю гонорара он должен сдать в посольство. Ростропович возражать не стал, он только попросил своего импресарио купить на весь гонорар фарфоровую вазу и вечером доставить ее в посольство, где был назначен прием. Доставили немыслимой красоты вазу, Ростропович взял ее, полюбовался и... разжал руки. Ваза, ударившись о мраморный пол, разлетелась на кусочки. Подобрав один из них и аккуратно завернув в носовой платок, он сказал послу: «Это - мое, а остальное - ваше».

Другой случай - Мстислав Леопольдович всегда хотел, чтобы на гастролях его сопровождала жена. Однако Министерство культуры ему в этой просьбе неизменно отказывало. Тогда друзья посоветовали написать ходатайство: мол, ввиду моего плохого здоровья прошу разрешить, чтобы меня в поездке сопровождала жена. Ростропович письмо написал: «Ввиду моего безукоризненного здоровья прошу, чтоб меня в зарубежной поездке сопровождала жена Галина Вишневская».

…Золотую свадьбу звездная чета праздновала в том самом ресторане «Метрополь», где Вячеслав Леопольдович впервые увидел свою богиню. Ростропович показывал гостям чек на 40 долларов, который ему вручил журнал «Ридерз дайджест». Корреспондент, когда брал у него интервью, спросил: «Правда, что вы женились на Вишневской через четыре дня после того, как впервые ее увидели? Что вы думаете по этому поводу?». Ростропович ответил: «Я очень жалею, что потерял эти четыре дня».