История русской литературы коровин часть 3. История русской литературы

Часть 3 учебника посвящена творчеству JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.
Учебник предназначен студентам филологических факультетов, преподавателям ВУЗов и школ.

Среди писателей-реалистов А.Ф. Писемский по праву занимает место рядом с выдающимися современниками - И.С. Тургеневым, Н.С. Лесковым, И.А. Гончаровым, А.Н. Островским. Прочное литературное признание обеспечила ему несомненная яркость художественного дарования, всегда направленного на действительность с ее насущными проблемами, при самом широком диапазоне творческих исканий, обогативших повествовательные жанры (от очерка до романа) и повлиявших на развитие отечественной драматургии и театра.

Особенно замечателен неповторимый авторский почерк Писемского как выражение органичного для писателя художественного метода: здесь сказались, по собственному его признанию, «необыкновенная реальность взгляда, жизненная и художественная правда и строгость в воззрениях, доходящая до скептицизма». В историю русской литературы Писемский вошел как автор романов «Тысяча душ», «Люди сороковых годов», «Взбаламученное море», повестей и рассказов «Тюфяк», «Старая барыня», «Старческий грех», «Батька», «Очерков из крестьянского быта», драмы «Горькая судьбина». Касаясь коренных бытийных начал в изображении общественного и гражданского, в основном, провинциального быта, Писемский создал уникальный художественный мир, значительно углубивший представление о реалистическом искусстве в целом и непосредственно отразившийся на процессах национального развития.

Оглавление
Глава 1. А.Ф. Писемский (Н.Л. Вершинина) 4
Глава 2. П.И. Мельников (Андрей Печерский) (Н.Н. Прокофьева, Е.В. Николаева) 30
Глава 3. А.Н. Островский (Н.Л. Вершинина) 41
Глава 4. А.В. Сухово-Кобылин (Н.Н. Прокофьева) 76
Глава 5. Ф.И. Тютчев (СВ. Сапожков) 80
Глава 6. Н.А. Некрасов (Н.Л. Вершинина) 95
Глава 7. А.А. Фет (СВ. Сапожков) 120
Глава 8. А.Н. Майков (Н.Н. Прокофьева) 137
Глава 9. Я.П. Полонский (СВ. Сапожков) 163
Глава 10. А.К. Толстой (Н.Н. Прокофьева) 175
Глава 11. Литературное движение 1870-х годов (Н.Л. Вершинина; при участии В.И. Коровина и Л.М. Крупчанова) 197
Глава 12. Л.Н. Толстой (Е.В. Николаева) 210
Глава 13. Ф.М. Достоевский (Е.Г. Чернышева) 266
Глава 14. Литературное движение 1880-1890-х годов (СВ. Сапожков; при участии В.И. Коровина и Л.М. Крупчанова) 325
Глава 15. Поэзия 1880-1890-х годов (СВ. Сапожков; раздел о М.А. Лохвицкой - при участии О.Э. Подойницыной) 339
Глава 16. Проза 1880-1890-х годов (А.П. Ауэр) 378
Глава 17. Н.С. Лесков (Л.А. Капитанова) 402
Глава 18. А.П. Чехов (СВ. Тихомиров) 455
Заключение (В.И. Коровин) 496
Приложение. Русская стиховая культура XIX века (О.И. Федотов) 497
Рекомендуемая литература (Общие труды) 535
Примерные темы семинарских занятий 536
Примерные темы курсовых работ 539
Примерные темы дипломных сочинений 541.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История русской литературы XIX века, Часть 3, 1870-1890, Коровин В.И., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу История русской литературы XIX века, Часть 3, 1870-1890, Коровин В.И., 2005. djvu - Яндекс Народ Диск.

Ю. В Лебедев.

История русской литературы XIX века. В трех частях. Часть 1 1800-1830-е годы

Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 (050301) – «русский язык и литература». В учебнике даются современные подходы в освещении основных этапов историко-литературного процесса.

В соответствии с новыми данными филологической науки пересматривается традиционная периодизация историко-литературного развития, расширяется и уточняется представление о ренессансной природе русского реализма.

Введение

О национальном своеобразии и духовных основах русской классической литературы XIX века

М. Горький писал: «В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный; я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникала в жизни с такою силою и быстротой, в таком мощном и ослепительном блеске талантов… нигде на протяжении неполных ста лет не появилось столь яркого созвездия великих имен, как в России… Наша литература – наша гордость…»

«Пока жива и здорова наша поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье русского народа», – писал критик Н. Н. Страхов, а его единомышленник Аполлон Григорьев считал русскую литературу «единственным средоточием всех наших высших интересов». По словам Н. Г. Чернышевского, наша литература была возведена в достоинство общенационального дела, объединившего наиболее жизнеспособные силы русского общества. Она была не только «изящной словесностью», но и основой духовного бытия нации. Русский писатель относился к своему творчеству по-особому: оно было для него не профессией, а служением. «Учебником жизни» называл литературу Чернышевский, а Лев Толстой впоследствии удивлялся, что эти слова принадлежат не ему, а его идейному противнику.

Вера в божественную, преобразующую мир силу художественного слова.

Художественное освоение жизни в русской классической литературе никогда не превращалось в сугубо эстетическое занятие, оно всегда преследовало живую духовно-практическую цель. Русский писатель В. Ф. Одоевский так сформулировал смысл своей писательской работы: «Мне бы хотелось выразить буквами тот психологический закон, по которому ни одно слово, произнесенное человеком, ни один поступок не забываются, не пропадают в мире, но производят непременно какое-либо действие; так что ответственность соединена с каждым словом, с каждым, по-видимому, незначащим поступком, с каждым движением души человека». Слово воспринималось нашими писателями «не как звук пустой, а как дело – чуть ли не столь же “религиозно“, как и древним карельским певцом Вейнемейненом, который „делал пением лодку“. Эту веру в чудодейственную силу слова таил в себе и Гоголь, мечтая создать такую книгу, которая сама, силой лишь высказанных в ней, единственно и неоспоримо верных мыслей должна преобразовать Россию», – замечает современный мыслитель Г. Д. Гачев.

Главному герою своего романа «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин неспроста дает кличку Иудушка, вызывающую прямые ассоциации с Иудой Искариотом, предавшим Иисуса Христа за тридцать сребреников. Он получает такое прозвище за постоянное надругательство над словом. Салтыков-Щедрин, русский православный христианин и просветитель, верит в божественную природу и божественную силу человеческого слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Евангелие от Иоанна, гл. 1, ст. 1-5).

Весь колорит романа «Господа Головлевы» окрашен в серые, пасмурные тона, и по мере движения сюжета к финалу сумерки в нем сгущаются, а действие прерывается в глухую, темную, метельную мартовскую ночь. Этот темный фон – отражение главной художественной мысли писателя: смысл жизни господ Головлевых – надругательство над святыней, данной Богом человеку, над светоносной, духовной природой Слова.

Атмосфера всеобщей лжи особенно тяжело переживалась человеком, для которого слово было Богом. «Как ни страстно привязан я к литературе, однако должен сознаться, что по временам эта привязанность подвергается очень решительным испытаниям, – с горечью писал сатирик во время работы над романом. – Когда прекращается вера в чудеса – тогда и самые чудеса как бы умолкают. Когда утрачивается вера в животворящие свойства слова, то можно с уверенностью сказать, что и значение этого слова умалено до металла звенящего. И кажется, что именно этого мы и достигли». Лживое обращение человека со словом Салтыков-Щедрин приравнивал к самому злостному богохульству.

Классик украинской литературы Иван Франко, вспоминая годы своей молодости, писал: «…Если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека…»

Не внешний жизненный успех, не богатство, не мнение в глазах окружающих, не звания и чины, а внутренний мир человека независимо от его положения в обществе, жгучая христианская совестливость оказались в центре внимания нашей классической литературы. И за этим стояла высота православно-христианских идеалов, которая нашу классику питала, на которой воспитывались многие поколения русских писателей. Наш замечательный философ середины XIX века И. В. Киреевский писал об этом так: «Западный человек искал развитием внешних средств облегчить тяжесть внутренних недостатков. Русский человек стремился внутренним возвышением над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних нужд».

Хотя высота духовных идеалов, утверждаемых нашей классикой, признана во всем мире, в советский период, как в академическом, так и в школьном ее изучении, при всех неоспоримых и общепризнанных успехах, наметился один существенный и досадный перекос. Делался неизменный акцент на обличительном, критическом пафосе русских писателей, на срывании ими «всех и всяческих масок». Этот акцент даже закрепился в названии художественного метода, которым они пользовались, – «критический реализм». В забвении оставались духовно-созидательные, нравственные идеалы. Поскольку атеизм был у нас официальной доктриной и «религией», идеалы русских писателей стыдливо умалчивались или оставались в тени, ибо природа их и не могла быть иной, кроме христианской, да еще и православной в русском ее качестве и существе.

История русской литературы XIX века. Часть 3. 1870-1890 годы Прокофьева Наталья Николаевна

ЧАСТЬ 3 (1870-1890 годы)

ЧАСТЬ 3 (1870-1890 годы)

Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература»

УДК 821.161.1(075.8+091)“1879/1890” ББК 83.3(2Рос=Рус)1-8я73-1 И90

А.П. Ауэр, H.JI. Вершинина, JI.A. Капитанова, В.И. Коровин, Л.М. Крупчанов, Е.В. Николаева, О.Э. Подойницына, H.H. Прокофьева, С.В. Сапожков, С.В. Тихомиров,

О.И. Федотов, Е.Г. Чернышева

История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 3 (1870- И90 1890 годы) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 «Рус. яз. и лит.» / [А.П. Ауэр и др.] ; под ред. В.И. Коровина. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 543 с. - (Учебник для вузов).

ISBN 5-691-01408-0.

ISBN 5-691-01411-0 (Ч.З).

Агентство CIP РГБ.

Часть 3 учебника посвещена творчеству JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.

Учебник предназначен студентам филологических факультетов, преподавателям вузов и школ.

УДК 821.161.1(075.8+091)“1870/1890” ББК 83.3(2Рос=Рус)1 -8я73-1

ISBN 5-691-01408-0 ISBN 5-691-01411-0 (Ч.З)

ООО «Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС», 2005

Серия «Учебник для вузов» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2005 Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2005

Из книги Новые работы 2003-2006 автора Чудакова Мариэтта

ПОКОЛЕНИЕ 1890-х ГОДОВ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ Много лет назад, а именно в начале 1960-х годов, в жизни огромной страны, вооруженной не хуже высокоразвитых стран, но по качеству повседневной жизни своих рядовых граждан едва достигнувшей уровня слаборазвитых, происходили

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

К. Григорьян Из статьи «Русская поэзия 1880-1890-х гг.» В 80-е гг. и последующие десятилетия особой популярностью в передовых слоях русского общества пользовалась поэзия Семена Яковлевича Надсона (1862–1887), отразившая не только переживания, сомнения и тревоги ее творца, но и

Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

ЗАПИСКИ Е. А. ХВОСТОВОЙ. 1812–1841. Материалы для биографии М. Ю. Лермонтова. СПб. 1870 ПРОШЕДШЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ. Из рассказов князя Ю. Н. Голицына. СПб. 1870 С некоторого времени мы открываем собственную Америку. Эта Америка - наше прошлое, и притом очень недавнее. Есть люди, которые

Из книги Мир глазами фантастов. Рекомендательный библиографический справочник автора Горбунов Арнольд Матвеевич

Записки Е. А. Хвостовой. 1812–1841. Материалы для биографии М. Ю Лермонтова, СПб. 1870 Прошедшее и настоящее. Из рассказов князя Ю. Н. Голицына, СПб. 1870 ОЗ, 1871, № 1, отд. «Новые книги», стр. 48–54 (вып. в свет - 17 января). Без подписи. Авторство указано и аргументировано путем анализа

Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

Карел ЧАПЕК (1890–1938) Среди произведений чешского писателя К. Чапека - романы, пьесы, новеллы, путевые записки, публицистические и философские статьи. В основном он известен как фантаст и сатирик. Первая книга рассказов К. Чапека вышла в 1917 г.В 1920 г. появилась его пьеса

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Б. Л. Пастернак (1890–1960) 36. Зима Прижимаюсь щекою к воронке Завитой, как улитка, зимы. «По местам, кто не хочет - к сторонке!» Шумы-шорохи, гром кутерьмы. «Значит - в «море волнуется»? В повесть, Завивающуюся жгутом, Где вступают в черед, не готовясь? Значит - в жизнь?

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович 29. I(10.II).1890, Москва - 30.V.1960, Переделкино Можно сказать, что Борис Пастернак родился под крылом Серебряного века. Наиболее близки к его творчеству были три поэта: Анненский, Блок и Рильке. В ранние годы он испытал влияние Андрея Белого.Отец Бориса

Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

Екатерина Евгеньевна Дмитриева, Людмила Анатольевна Капитанова, Валентин Иванович Коровин и др История русской литературы XIX века. Часть 2: 1840-1860

Из книги Собрание сочинений. Т.26. Из сборников: «Поход», «Новый поход», «Истина шествует», «Смесь». Письма автора Золя Эмиль

ГЛАВА I. РОМАНИСТЫ 1880–1890–Х ГОДОВ Отличительной особенностью периода 80–90–х годов в истории русского романа является его переходный характер. Это были годы окончательного крушения идеалов народничества 60–70–х годов. Бурное развитие капиталистических отношений в

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 3. 1870-1890 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

1890 © Перевод С. Рошаль ЖЮЛЮ ЛЕМЕТРУ Париж, 9 марта 1890 г.Я очень польщен, дорогой собрат, и чуть смущен опубликованной статьей о «Человеке-звере», так как в ней содержатся очень серьезные похвалы, даже для человека, который слывет гордецом.Но в особенности меня восхитило то,

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

ГЛАВА 14 ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1880-1890-х ГОДОВ Два исторических события стоят у истоков литературной эпохи 1880- 1890 -х годов. Первое - открытие памятника A.C. Пушкину в Москве 6 июня 1880 г. и всенародные торжества, этой дате сопутствующие. Второе - убийство народовольцами 1

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

ГЛАВА 15 ПОЭЗИЯ 1880-1890-х ГОДОВ Пожалуй, трудно найти в истории русской поэзии период более противоречивый и более забытый, и, как следствие, менее всего изученный, чем поэтическое двадцатилетие 1880-1890-х годов. Недаром чаще всего его называют поэтическим «безвременьем». В

Из книги автора

ГЛАВА 16 ПРОЗА 1880-1890-х ГОДОВ В 80-90-е годы русская проза XIX в. подошла к завершающей стадии своего развития. Накопившаяся художественная энергия давала все возможности для самого решительного движения вперед, но эта решительность была приостановлена двумя трагическими

  • I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  • А) Описание области профессиональной деятельности учителя литературы.
  • Без предварительного установления точного текста не может существовать ни история, ни теория литературы.
  • Библейская история о динозаврах разительно отличается от эволюционной, и в ней нет никакой загадочности.
  • В 4. Вибрация, физические характеристики, нормирование и действие на организм человека. Виды средства защиты от вибрации.
  • М., Академия, 2005.

    Ч. 1. Первая треть XIX в. под ред. Е.И.Анненковой - 416 с.Ч. 2. вторая треть XIX века под ред. Е.И.Анненковой - 448 с.; Ч. 3. последняя треть XIX в. Под ред. О.В. Евдокимовой - 400 с. Тиражи по 1 тыс. экз.

    В основу положен идея понимания литературы как «сложной и многосоставной “системы систем“. Особо подчеркнут литературоцентризм русского общества, осуществление литературой национальной исторической задачи и синтез художественной условности и познание реальной жизни.

    Особенное внимание уделено роману.

    Структура учебника традиционная: обзоры и монографические главы.

    Каждой из тем предшествует «летопись» (хроника событий или жизни писателя), что избавляет учебник от подробных биографий писателей.

    Все разделы сопровождаются контрольными вопросами и заданиями (частично творческими).

    Находкой авторского коллектива является наличие историко-теоретических глав-обобщений: «Русский роман; становление и развитие жанра»; Русская литература XIX века как метатекст (темы, сюжеты, герои)», «Литературная классика в свете актуальных теоретических подходов».

    Этот учебник дает синхронную таблицу: год; политические и социальные события; общественная, церковная и культурная жизнь; журналы; литературные произведения; литературная критика.

    ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. В 3 ЧАСТЯХ

    Под ред. проф. В.И.Коровина

    М.:Владос, 2005.

    Ч. 1. (1795-1830) - 478 с.Ч. 2. (1840-1860) -524 с.; Ч. 3. (1870-1890) - 543 с. Тиражи по 30 тыс. экз.

    Наиболее массовый учебник, составленный высокопрофессиональным коллективом ученых МПГУ и ведущих вузов России.

    Основная концепция учебника – показать студентам развитие литературного процесса «от жанрового мышления к мышлению стилями» (с. 5) к созданию литературных школ.

    Композиция учебника традиционная: обзоры чередуются с монографическими главами.

    Каждая глава имеет преамбулу – краткую формулировку основной идеи, которую должен понять и освоить студент; синхронное изложение материала перебивается тематическими рубриками (т.н. медальонами). Имеются вопросы и задания для самоконтроля.

    Все главы завершаются списком литературы.

    Безусловным достоинством учебника является наличие в каждой главе перечня теоретических понятий, которые студент должен понять и освоить.

    В конце учебника даются примерные перечни: 39 тем семинарских (практических) занятий без более подробной разработки; 33 тем курсовых и 51 темы дипломных работ.

    ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА. В 3 ЧАСТЯХ.

    Составитель и научный редактор проф. В.И.Коровин

    М., Владос, 2014

    Тираж каждой части 10000 экз.

    Учебник составляет линейку с учебниками проф. В.И. Коровина по литературе XIX века.

    Часть 1. 1890-1925 годы. 496 с. + диск 1999 с.

    Развивая положения предыдущего учебника научный редактор считает, что и в периоде 1890-2000 гг. существуют три классических направления: неоклассицизм, неоромантизм и неореализм (с. 4). Добавление «нео» идет на фоне модернизма (с. 5).

    Диалектично рассмотрено насильственное разделение литературы на литературу метрополии и зарубежья: писатели метрополии были изолированы от мирового литературного процесса, писатели зарубежья – от отечественного читателя, их язык был искусственно законсервирован.

    Принцип построения глав: преамбула, текст и выводы. Глава завершается методическим аппаратом: термины, вопросы и задания, список литературы.

    Главы посвящены следующим проблемам:

    · Исторические события, общественная мысль, наука, философия, культура, искусство, литература в конце 19 – начале 20 веков;

    ·«Серебряный век» русской литературы. Границы и содержание понятий;

    · Литературные направления и литературные «школы» в России. Реализм, неореализм, натурализм, модернизм на рубеже эпох. Историческая типология. Поэтика.

    ·Русская драматургия конца 19 – начала 20 века.

    · Русская сатира конца 19 – начала 20 веков. Сатир. журналистика. Журналы «Сатирикон» и «Новый С.», и вдущие авторы.

    · Русский символизм. Возникновение символизма как «нового искусства».

    · Постсимволизм. Акмеизм как одно из течений постсимволизма. «Преодолевшие символизм». Состав. Объединения. Органы печати. Манифесты. Поэтика.

    ·Футуризм.

    ·Имажинизм.

    ·Новокрестьянские поэты.

    ·Поэты Серебряного века вне течений и групп.