Как погибла Айседора Дункан? Факты из биографии Айседоры Дункан. Айседора Дункан: 'Я начала танцевать в утробе матери' Заветы и цитаты

3 ноября на экраны выходит фильм «Танцовщица», рассказывающий о судьбах великих предшественниц американского танца-модерн - Лой Фуллер и Айседоры Дункан.

No fixed points подготовит вас к просмотру долгожданной картины, рассказав самое важное о жизни этих двух невероятных женщин.

Две великие американки - Лой Фуллер и Айседора Дункан - давно уже осели в учебниках истории, как «предвестницы танца-модерн». И если про Дункан в России, по вполне понятным причинам, существует приличное количество литературы и информации, то личность Лой Фуллер остается все еще малоизвестной широкой публике.

Кто такая Айседора Дункан?

Из всей истории любого направления современного танца, будь то свободный танец, танец-модерн, или выразительный танец, только о Дункан у нас написаны сонмы книг и переведены некоторые из её работ. В русскоязычном пространстве нет специалистов, подробно изучающих творчество Марты Грэм, Мэри Вигман, или даже Мориса Бежара, но вот по Дункан найдется несколько уважаемых исследователей. Каждый год по всему миру читаются лекции о ней, проводятся научные съезды с исследователями со всего мира, и даже танец её продолжает вдохновлять и волновать. Дунканисток по миру, конечно, больше, чем грэмисток или фуллеристок, а ее трагическая судьба до сих пор будоражит широкую публику. В чем же секрет этой нашей любви к той, чьи танцы мало сохранились: в том ли, что она, полюбив Россию и став женой Есенина, сразу стала русской «Дунькой», как ласково её называл поэт, или в том, что она сумела изменить вектор развития хореографии?

Однажды в 1901 году Лой Фуллер приехала в студию на авеню Вилье в Париже, чтобы посмотреть выступление одной молодой американской танцовщицы. Вероятно, она получила приглашение, написанное от руки: «Мисс Дункан будет танцевать под звуки арфы и флейты в своей студии вечером следующего четверга, и если вы чувствуете, что увидеть этого маленького человека, танцующего против волн всемогущей судьбы, стоит 10 франков - почему бы и не прийти». Или возможно, Лой просто услышала слова Эжена Карьера, что «Танец Айседоры Дункан - это уже не развлечение, это персональная манифестация, так же как и произведение искусства».

У двух танцовщиц было мало общего. Фуллер была известна и популярна в артистических кругах. Дункан наслаждалась крошечным успехом в Лондоне, но была практически неизвестна в Париже, и влачила почти нищенское существование. В то время как Фуллер скрывала массивный корпус в тоннах ткани, Дункан использовала для танца только лишь тело и простейшие костюмы, избегая различных театральных излишеств, от которых зависели представления Фуллер.

© Bettmann/Corbis

Лой была впечатлена увиденным, и сразу же пригласила Айседору в свою труппу, где та смогла бы исполнять свои собственные танцы. Она не могла и представить, что эта миленькая девочка затмит ее и ее наследство, и что именно Дункан будет больше ассоциироваться с новым танцем и с утверждением женской свободы на сцене.

Несмотря на то, что Дункан считалась революционеркой, которая оказала неоценимое влияние на последующее развитие танца, ее называли «прославленным эмулятором». Многое из того, что она делала, не было новым. Она не была первой, кто стал танцевать в греческих хитонах, в те дни это было модно: так одевалась Женевьев Стеббинс на свои дельсартовские лекции. Эмансипация уже начала освобождать женщин от их узких корсетов, что быстро переняла и Айседора. Многие другие танцовщики также танцевали с голыми ногами и оголенными частями тела.

Но ее настоящим вкладом в развитие современного танца стало открытие новой мотивации танца. Дункан росла в конце 19 века, когда греческая культура воспринималась как высочайшее выражение человеческого существования. Греки верили, что разум и тело были равны: они жадно изучали гимнастику и искусства, желая развиваться как интеллектуально, так и физически. Дункан соединила эти греческие идеалы с философией американских трансценденталистов, в частности с идеями Ральфа Уольдо Эмерсона, работа которого «Природа» 1836 года станет формулировкой этой философии. Он верил, что природа является знаком духовного - что Бог существует и в ней, и в человеке.

Греция Дункан, как писал Кёрстин Линкольн, была «реальным выражением калифорнийского пантеизма». Она почитала творчество Уолта Уитмана и любила говорить, что её первая идея танцевать пришла не от античности, но от ритма волн и ветра на траве. Хотя пресса позже будет указывать на Грецию, как на источник ее вдохновения, напоминая о схожести её поз с фигурами на вазах. А на самом деле хореографическая лексика Дункан имела отношение больше к природе и к американскому безумию дельсартизма.

Часто пишут, что Дункан создала свой новый танец в противовес классическому. Что на самом деле не совсем корректно: классический балет в Америке не имел таких мощных корней, как в Европе, более того, только Баланчину чуть позже удалось создать настоящий американский балет. Поэтому желание двигаться свободно у Дункан возникло не из-за неприязни к балету, более того, она пыталась даже ходить на балетные классы, и наблюдала за работой Анны Павловой в 1904 году. Но тогда Дункан пожаловалась, что эти строгие балетные экзерсисы повторялись бездумно: «это прямо противоположно всем теориям, на которых я основывала свою школу, где тело становится прозрачным переходником между разумом и духом».

Дункан родилась в Сан-Франциско 26 мая 1877 года. Ее мать после раннего развода вынуждена была растить 4 детей в бедности, и юность Айседоры прошла в постоянных переездах с квартиры на квартиру. Мать Айседоры придерживалась убеждений, что можно сидеть без хлеба, но нельзя жить без поэзии и музыки. В возрасте 11 лет, фактически не имея никакой профессиональной подготовки, Айседора вместе со своей сестрой Элизабет, давала уроки танцев соседским детям, а потом и семьям богатых калифорнийцев. В 12 лет она бросила школу. А в 15 лет была упомянута в адресной книге Окленда, как «Мисс, А (как Анжела) Дора Дункан, учительница танцев».

В 1895 году семья решила, что Айседора должна попробовать силы на профессиональной сцене. Девушка выступила перед директором передвижной труппы, но антрепренер отказался принять её, сказав матери: «То, что делает ваша дочь, годится скорее для церкви, чем для театра».

И все же в июне 1895 года Айседора добилась ангажемента в Чикаго. Она танцевала, именуясь на афише «Калифорнийским фавном», в кафешантане «Мазоник Руф Гарден», выступая с двумя танцами: первый был её сочинением на музыку «Весенней песни» Мендельсона, второй отвечал требованию антрепренера, настаивавшего на «чем-нибудь возбуждающем, чтобы ноги поднимали повыше и было побольше оборок».

К 1896 году её семья переехала в Нью-Йорк, где Айседора была принята в труппу к Августину Дейли. Эти выступления не приносили, однако, ни удовлетворения, ни даже средств к существованию. Но Дейли позволил Дункан поехать в Лондон со своей труппой.


В 1898 году она покидает труппу Дейли и возвращается в Америку, где выступает с определенным успехом как «салонная солистка»: она стала появляться в гостиных богатых дам из высшего общества, таким образом зарабатывая себе на жизнь. Они приглашали ее танцевать в их салонах, поручали заниматься танцем с их детьми, изредка финансировали и публичные выступления. Однако полная зависимость от богатых дам-патронесс не могла не тяготить девушку. У Дункан уже складывался к этому времени свой взгляд на искусство танца, и то, что она видела в Америке, не вызывало у нее энтузиазма. Поэтому она решила продолжить как свое образование, так и свои поиски, в Европе.

Ванесса Редгрейв в роли Айседоры Дункан в фильме «Айседора» 1968 года.
Режиссер - Карел Рейш

В возрасте 22 лет, в 1899 году, она вместе со своей семьей села в судно, перевозящее крупный рогатый скот, и уехала в Англию. Там Дункан получила теплый прием среди интеллектуалов, артистов и меценатов. То, чего так долго она искала в Америке.

Важным моментом её жизни стала поездка в Париж в 1900 году, когда она написала: «Не было ни одного памятника, перед которым мы бы не стояли в восхищении, наши молодые американские воодушевленные души стояли перед культурой, которую мы так тяжко старались найти».

В то лето в Париже была в разгаре Всемирная выставка, а Айседора изучала Лувр, видела выступления Лой Фуллер и Сада-Якко, и восхищалась скульптурой Родена. Он впоследствии много работал с ней, делал каллиграфические скетчи. Позже она станет музой для многих скульпторов, в частности, Антуан Бурдель запечатлел танцующую Дункан на барельефе здания театра Елисейских полей.

Здесь в конце 1901 года она вступила в труппу Лой Фуллер, имевшую огромный успех в Париже.


Именно Лой Фуллер способствовала тому, что в Вене в 1902 году Дункан удалось выступить перед прессой и небольшими группами зрителей, главным образом из среды художественной интеллигенции в Домах искусств.

Однако первый большой публичный успех ждал ее в Будапеште уже после того, как она ушла от Фуллер. Публика была восхищена. В Мюнхене и Берлине Дункан была потрясена тем, с каким уважением к ней отнеслись интеллектуалы, что позволили ей войти в их круг, о чем она в Америке и мечтать не могла.

В 1904 году Козима Вагнер, дочь Ференца Листа и жена Рихарда Вагнера, пригласила её выступить в опере Вагнера «Тангейзер». Айседоре польстило, что большинство немцев сочли её искусство выросшим, как и все развитые цивилизации, из Древней Греции. Она учила немецкий, чтобы иметь возможность читать немецких философов в оригинале, и обнаружила, что пантеизм и немецкая натурфилософия были подтверждением её теорий. Любовь Ницше к танцу, как к метафоре жизни, утвердила её мнение о том, что она как раз и входила в то число избранных «сверхлюдей». Она хранила толстый томик его работ у себя около кровати на протяжении всей своей жизни.

Александр Гросс, венгерский импресарио, организовал ей концерт (которому предшествовала её лекция о новом танце - «Танец будущего») в театре «Урания» 19 апреля 1902 года. Эта дата - начало триумфальных выступлений артистки по странам Европы: в городах Германии на протяжении 1902 и 1903 годов, снова в Вене, в Париже в «Трокадеро» в 1903 году.

И, наконец, в декабре 1904 года в России. Эти первые концерты в Петербурге и Москве зимой 1904/1905 годов имели огромное значение и для дальнейшего развития искусства танца в России, и для самой Дункан, потому что здесь её намерения нашли, пожалуй, самую горячую поддержку, здесь о ней постоянно писали, здесь ей подражали.

Важнейшим событием ее жизни была встреча с театральным дизайнером и реформатором Эдвардом Гордоном Крэгом, от которого в 1906 году она родила ребенка. В 1908 году, по приезду в Россию, она долгое время разговаривала со Станиславским; позднее режиссер говорил, что Дункан, как и он, «<…> искала этот творческий мотор, который должен уметь класть в свою душу актер перед тем, как выходить на сцену.».
Дункан выступала по всей Европе, от Лондона и Парижа до Афин и Москвы в течение 8 лет. В Америку она вернулась лишь в 1908 году, а во второй раз - в 1911, годом позднее после рождения ее сына, Патрика, чьим отцом был американский предприниматель Парис Зингер. Ее американский репертуар включал в себя работы на музыку Глюка, Штрауса, Чайковского, Моцарта, Бетховена, Шопена, Баха, Вагнера и Шуберта. Но американские критики писали, что вряд ли можно назвать танцем то, что исполняла Дункан.


Айседора Дункан и Гордон Крэг.
Фоторепродукция В. Дюжаева

Годы успеха Дункан пришлись до Первой Мировой Войны. После окончания войны её искусство и её жизнь кардинально изменились. Двое ее детей трагически погибли в 1913 году: событие, которое навсегда омрачит ее жизнь. Потом она родила ребенка, который умер через час после рождения. Она заметно постарела, перестала следить за собой, сильно поправилась и стала пить. Девичья невинность, радость и беспечность ушли из её танцев, ставших более статичными.

Будучи в затрудненном финансовом положении, Дункан продолжала выступать в разных местах, и сделала несколько гастрольных туров в США. В 1922-1923 годах, сразу после свадьбы с Сергеем Есениным, танцовщица была практически затравлена своей собственной страной за использование «аморальных» костюмов и за симпатию большевикам во время того, как антикоммунистическая истерия захватила нацию. Лишенная гражданства Америки из-за брака с иностранцем, она так и не вернулась в свою родную страну. Пятью годами позже, в Ницце, в возрасте 49 лет, она трагически погибла, будучи задушенной своим шарфом, который застрял в колесе Бугатти.


Айседора Дункан и Сергей Есенин

Однако, она могла довольно часто держать публику в бездыханном напряжении, просто стоя без движения на протяжении длинных музыкальных пассажей. Каролин Карлсон вспоминала, что по словам Алвина Николая, видевшего Дункан на сцене, люди рыдали от того, как она в течение 20 минут медленно поднимала руки наверх.

Ее первая школа, которой занялась ее сестра Элизабет, открылась в Грюнвальде, недалеко от Берлина, в 1904 году; вторая - с финансовой помощью Париса Зингера, в Нейи, а затем в Бельвю-сюр-Сен, во Франции, прямо перед Первой мировой войной; и третья - в Москве в 1921 году по приглашению Луначарского, где ей обещали - но не вышло - около тысячи студентов. Со студентов не брали плату.
В Америке попытка в 1915 году основать «Школу Дункан для детей рабочего класса» не увенчалась успехом.

Единственная школа, которая хоть как-то пережила Вторую мировую войну, это школа в Советском Союзе, которой руководила Ирма Дункан. Говорят, даже танцовщики Большого ходили на её классы. Главным принципом обучения было «освобождение тела от всех оков к его натуральному движению». А главной задачей - объявить танец серьезным искусством.

Суммируя достижения Дункан, исследовательница из Австрии Гунхильда Шюллер-Оберцаухер подводит итог: «Айседора Дункан вместе с другими американцами (например, Рут Сен-Денис и Мод Аллан, также начинавших свою артистическую карьеру в Вене и Берлине) завоевала новые сцены для своих выступлений; Дункан совершала революцию в области формы сценического танца; она разрабатывала новую тематику; Дункан помогла утвердиться свободному танцу как особой форме искусства; она сыграла решающую роль в эмансипации женщины; она привлекла новых зрителей, из которых сформировалось первое поколение европейских исполнителей свободного танца».

Но в США, как это ни парадоксально, идеи этой великой американки не находили отклика дольше всего. Она приезжала туда в 1909, 1911, 1917 и 1922 годах и всякий раз встречала в лучшем случае равнодушие, в худшем - недоброжелательство. А между тем и здесь медленно, но верно шел процесс формирования новых форм танца. Только главная роль тут принадлежала не Дункан, а другим танцовщикам.

Парадокс, что она основала множество школ в разных странах, и несмотря на то, что у нее было много учеников, она не оставила ни одного последователя. Говорят, что она не изобрела никакой техники, но это в какой-то мере неправда. Она настолько много размышляла о своем искусстве, изучала движение, и спонтанность, которая ей овладевала, не может быть спутана с отсутствием мыслительного процесса. Она заявляла: «Я понимаю, что мои единственные учителя в танец были - Жан-Жак Руссо, Уолт Уитман и Ницше» . Она хотела создать что-то новое, поэтому так яростно сопротивлялась всякому кодифицированию в движении.

Важность Айседоры для танца-модерн не в развитии техники, а в открытии разума. Танец для нее - это духовное выражение, которое черпает свои источники скорее в человеческой душе, чем в каких-то уже заранее установленных формах.

Жизнь Айседоры Дункан обещала быть необычной с самого начала. В автобиографии она так говорит о своем рождении: "Характер ребенка определен уже в утробе матери. Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю - в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского".

Спасение - в работе

В детстве Айседора была несчастлива - отец, Джозеф Дункан, обанкротился и сбежал еще до ее рождения, оставив жену с четырьмя детьми на руках без средств к существованию. Маленькая Айседора, которую, скрыв ее возраст, в 5 лет отдали в школу, чувствовала себя чужой среди благополучных одноклассников. Это ощущение, общее для всех детей Дункан, и сплотило их вокруг матери, образовав «клан Дунканов», бросающий вызов всему миру.

В 13 лет Айседора бросила школу, которую считала совершенно бесполезной, и серьезно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование.

В 18 лет юная Дункан приехала покорять Чикаго и чуть было не вышла замуж за своего поклонника. Это был рыжий, бородатый сорокапятилетний поляк Иван Мироски. Проблема была в том, что он тоже был беден. А вдобавок, как это выяснилось позже, еще и женат. Этот неудавшийся роман положил начало череде неудач в личной жизни, которые преследовали танцовщицу всю ее жизнь. Дункан никогда не была абсолютно, безоговорочно счастлива.

Айседора настаивала на том, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя, импульсом для появления танца должен стать язык души. Все эти идеи, новаторские по своему характеру, естественно, вступали в противоречие с балетной школой того времени. Резкая оценка самого балета тем не менее не мешала Дункан восхищаться грацией и артистизмом двух русских балерин - Кшесинской и Павловой. Более того, с последней они впоследствии даже стали добрыми подругами, искренне ценившими талант друг друга.

Выступления танцовщицы начались со светских вечеринок, где ее преподносили как пикантное дополнение, экзотическую диковинку: Айседора танцевала босиком, что было в новинку и изрядно шокировало публику.

Гастроли заметно поправили материальное положение Дункан, и в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Одетые в туники и сандалии, эксцентричные иностранцы вызывали настоящий переполох на улицах современных Афин. Путешественники не ограничились простым изучением культуры любимой страны, они решили сделать свой вклад, построив храм на холме Капанос. Помимо этого Айседора отобрала 10 мальчиков для хора, который сопровождал пением ее выступления.

Встречи и разлуки

Вслед за женатым Мироски появился мужчина, оставшийся в ее памяти и автобиографии как Ромео. Весна, Будапешт и он, Оскар Бережи, талантливый актер и страстный возлюбленный, помолвка и знакомство с его семьей - все это казалось сказкой. А сказки, как известно, имеют свойство заканчиваться - Бережи предпочел Айседоре карьеру. Помолвку разорвали.

Следующим промежуточным персонажем стал Хенрик Тоде, педагог и писатель, опять-таки женатый. Их отношения носили чисто платонический характер, этому роману и не суждено было стать чем-то большим. Потому что появился Крэг.

Гордон Крэг, талантливейший театральный постановщик, Тедди, как называла его Айседора, занял огромное место в ее жизни. И, как всегда, счастье не было безоговорочным. С самого начала они называли свою любовь «ненастоящей», подчеркивая ее вре

менность, - Крэг метался от одной возлюбленной к другой, разрывался между запутанными финансовыми делами Айседоры и собственным творчеством, времени на которое оставалось все меньше и меньше. И вместе с тем они были безумно влюблены и заваливали друг друга горами писем и нежных записок, когда находились в разлуке.

И появилась Дидра, девочка, о рождении которой так мечтала Айседора. Великой танцовщице было 29 лет. За этим последовала женитьба Крэга на Елене, давней возлюбленной, с которой его связывали данные обязательства. Айседора безумно ревновала и стыдилась своей ревности. Еще в раннем детстве, на примере своего отца, она поняла, что любовь не может быть вечной. Очередным доказательством этого явился разрыв с Крэгом.

В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В это время она подружилась со Станиславским. Видя, как он восхищен ею, Айседора не могла удержаться от попытки превратить это в нечто большее. Она описывает этот эпизод в автобиографии: когда она однажды поцеловала его в губы, «у него был страшно удивленный вид… он, глядя на меня, с ужасом воскликнул: «Но что же мы будем делать с ребенком?» «Каким ребенком?» - поинтересовалась я. «Нашим, конечно». Я расхохоталась, а он посмотрел на меня с грустью и ушел». Тем не менее этот случай не разрушил их дружбы.

Айседора по-прежнему оставалась одинока. Однажды, когда она сидела в театральной гримерной, к ней вошел мужчина с вьющимися светлыми волосами и бородой, статный и уверенный. «Парис Юджин Зингер», - представился он. «Вот он, мой миллионер», - пронеслось в мозгу у Айседоры. Расточительную и эксцентричную танцовщицу неоплаченные счета всегда выводили из состояния равновесия. А счетов было много. Айседора, так нуждавшаяся в детстве, любила жить шикарно. И состоятельный поклонник пришелся очень кстати. Лоэнгрин, как называла его Дункан, был сыном одного из изобретателей швейной машинки, унаследовавшим внушительное состояние. Айседора привязалась к нему, они много путешествовали вместе, он дарил ей дорогие подарки и окружал нежнейшей заботой. От Лоэнгрина у нее родился сын Патрик, и она чувствовала себя почти счастливой. Но Зингер был очень ревнив, а Айседора не собиралась полностью отказываться от приобретенной такими трудами самостоятельности и не флиртовать с другими мужчинами; к тому же она постоянно подчеркивала, что ее нельзя купить. Однажды они серьезно поссорились, и, как всегда, когда ее любовные отношения давали трещину, она полностью погрузилась в работу.

В январе 1913 г. Дункан выехала на гастроли в Россию. Именно в это время у нее начались видения: то ей слышался похоронный марш, то появлялось предчувствие смерти. Последней каплей были померещившиеся ей между сугробов два детских гроба. Она немного успокоилась, лишь когда встретилась с детьми и увезла их в Париж. Зингер был рад видеть сына и Дидру.

Детей после встречи с родителями вместе с гувернанткой отправили в Версаль. По дороге мотор заглох, и шофер вышел проверить его, мотор внезапно заработал и… Тяжелый автомобиль скатился в Сену. Детей спасти не удалось.

Айседора не плакала, он

а старалась облегчить горе тех, кто был рядом с ней. Родственники, сначала удивлявшиеся ее самообладанию, стали опасаться за ее рассудок. Дункан тяжело заболела. От этой утраты она не оправилась никогда.

Однажды, гуляя по берегу, она увидела своих детей: они, взявшись за руки, медленно зашли в воду и исчезли. Айседора бросилась на землю и зарыдала. Над ней склонился молодой человек. «Спасите меня… Спасите мой рассудок. Подарите мне ребенка», - прошептала Дункан. Молодой итальянец был помолвлен, и их связь была коротка. Ребенок, родившийся после этой связи, прожил лишь несколько дней.

Золотоволосый поэт

В 1921 г. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором - бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли. И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, - Сергей Есенин. Ей 43, она располневшая женщина с коротко остриженными крашеными волосами. Ему - 27, золотоволосый поэт атлетического телосложения. Через несколько дней после знакомства он перевез вещи и переехал к ней сам, на Пречистенку, 20.

Удивительно, но при всем своем огромном желании любить и быть любимой Айседора лишь однажды все-таки вышла замуж. И то, получается, по расчету - Есенина иначе не выпускали с ней за границу. Этот брак был странен для всех окружающих уже хотя бы потому, что супруги общались через переводчика, не понимая языка друг друга. Сложно судить об истинных взаимоотношениях этой пары. Есенин был подвержен частой смене настроения, иногда на него находило что-то, и он начинал кричать на Айседору, обзывать ее последними словами, бить, временами он становился задумчиво-нежен и очень внимателен. За границей Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают как молодого мужа великой Айседоры, это тоже было причиной постоянных скандалов. Так долго продолжаться не могло. «У меня была страсть, большая страсть. Это длилось целый год… Мой Бог, каким же слепцом я был!.. Теперь я ничего не чувствую к Дункан». Результатом размышлений Есенина стала телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив». Их развели, благо это так легко было сделать в России в то время.

Последним ее возлюбленным стал молодой русский пианист Виктор Серов. Кроме общей любви к музыке, их сблизило то, что он был одним из немногих симпатичных ей людей, с которыми она могла говорить о своей жизни в России. Ей было за 40, ему - 25. Неуверенность в его отношении к ней и ревность довели Дункан до попытки самоубийства. Неудачная, но тем не менее необычная жизнь великой танцовщицы уже подходила к концу. Буквально через несколько дней Дункан, повязав свой красный шарф, направилась на автомобильную прогулку; отказавшись от предложенного пальто, она сказала, что шарф достаточно теплый. Автомобиль тронулся, потом внезапно остановился, и окружающие увидели, что голова Айседоры резко упала на край дверцы. Шарф попал в ось колеса и, затянувшись, сломал ей шею.

Айседору похоронили в Париже, на кладбище Пер-Лашез.

Жизнь Айседоры Дункан обещала быть необычной с самого начала. В автобиографии она так говорит о своем рождении: "Характер ребенка определен уже в утробе матери. Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю - в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского".

По сути, она не оставила после себя следа в истории искусства: балерина Матильда Кшесинская оказалась права, напророчив, что последовательниц у Дункан как танцовщицы не будет. Зато ее след в истории сохранился. Она стала бессмертной благодаря своей жизни, а не искусству, - жизни, в которой так много значила «эта тонкая штука - любовь».

Ее настоящее имя -Дора Анджела Дункан. Родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско, в городе у моря. С морем были связаны первые понятия о движении, о танце. По утрам она выходила на берег. Море кипело, пело, танцевало.


В детстве Айседора была несчастлива — отец, Джозеф Дункан, обанкротился и сбежал еще до ее рождения, оставив жену с четырьмя детьми на руках без средств к существованию. Мать все свободное время уделяла детям. Она была музыкантшей, по вечерам наигрывала Бетховена, Моцарта, читала стихи Бернса, Шекспира. Именно благодаря матери детство было пронизано музыкой и поэзией.

Джозеф Чарлз Дункан, отец Айседоры. Мэри Дора Грэй Дункан, мать Айседоры.

Но больше всего Айседоре нравилось танцевать. Танец давал свободу, рождал ощущение легкости. Она стала сочинять танцы. Маленькая Айседора, которую, скрыв ее возраст, в 5 лет отдали в школу, чувствовала себя чужой среди благополучных одноклассников. В школу идти не хотелось, в ней царили жестокие нравы, а душа рвалась к свободному и безбрежному морю. Это ощущение, общее для всех детей Дункан, и сплотило их вокруг матери, образовав «клан Дунканов», бросающий вызов всему миру.

Айседора Дункан. 1880 г.

Айседора была самой смелой из всей семьи, и когда совсем нечего было есть, она отправлялась к мяснику и с хитростью выманивала у него мясо в долг. Позже Дункан применит этот метод и к концертмейстерам, не желающим заключать контракты с танцовщицей-самоучкой. Визитной карточкой Дункан стали прозрачные туники и босые ноги. На самом деле ее семья была так бедна, что она была просто вынуждена танцевать босиком, заявляя всем, что это приближает ее танец к истокам цивилизации. Свои движения она взяла у моря. Однажды, когда усталая мать пришла домой, она обнаружила Айседору в окружении полдюжины соседских детей, выполняющих под ее командованием различные движения. Шестилетняя Дункан заявила, что это ее школа танца. По вечерам мать играла детям Шопена, Шуберта, Моцарта, Бетховена, а Айседора сочиняла танцы. Она просто размахивала руками и импровизировала - позже эти движения станут известным на весь мир стилем танца Айседоры Дункан.

В двенадцать лет не по годам развитая Айседора, заметившая чудовищный диссонанс между сюжетами дамских романов и реальным, просто рабским положением женщин, раз и навсегда решила посвятить свою жизнь борьбе за эмансипацию, за право женщин воспитывать детей без мужа. В столь юном возрасте она дала себе клятву, что никогда не унизит себя до брака.

Айседора Дункан. 1889 г.

В 13 лет Айседора бросила школу, которую считала совершенно бесполезной, и серьезно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование. У девочки была богатая фантазия, она часто импровизировала, соседи искренне восхищались талантливым ребенком.

Впервые Айседора влюбилась в юного аптекаря, бравшего у нее уроки вальса. Она не решалась заговорить с ним и часто убегала из дома, чтобы посмотреть на свет его окна. Через два года молодой человек объявил о своей женитьбе, чем разбил сердце влюбленной девушке.


Элизабет Дункан, сестра. Августин Дункан, брат.

Айседора устроилась танцовщицей в малоизвестную труппу и вместе с семьей уехала на гастроли в Сан-Франциско, затем оставив сестру и двух братьев в Сан-Франциско отправилась с матерью на заработки в Чикаго. В 18 лет юная Дункан случайно попала в клуб «Богема», где собирались артисты и литераторы. Ее первым возлюбленным стал рыжий курчавый поляк Иван Мироцкий. Любовь была непорочной - нежные объятия, сладкие поцелуи… Ему было 45 лет, у него были голубые глаза, целыми днями он просиживал в «Богеме», задумчиво курил трубку и с ироничной улыбкой взирал на мир. Собственно говоря, миру был не нужен поэт Мироцкий. И хотя он и пытался зарабатывать себе на жизнь чем угодно, это у него получалось плохо, он почти умирал от голода. Чувство голода пытался победить внезапно вспыхнувшей любовью к невинной девочке. Они часто встречались, гуляли по лесу, он признался ей в любви и предложил выйти за него замуж. Юная, наивная Айседора верила, что Иван окажется великой любовью в ее жизни. И ошиблась, как ошибаются в ее возрасте.

С трудом она пробилась в гастролировавшую в то время в Чикаго известную труппу Огастина Дейли. Айсдора произнесла пламенный монолог об искусстве танца, и ее одержимость сломила жестокого режиссера. Он предложил ей ангажемент в Нью-Йорке. С октября месяца.

Мироцкий пребывал в отчаянии, он не мог перенести мысли о разлуке. Айседора утешала его, как ребенка, они поклялись друг другу в вечной любви и расстались… навсегда. Вскоре выяснилось, что у ее возлюбленного есть жена в Лондоне. Этот неудавшийся роман положил начало череде неудач в личной жизни, которые преследовали танцовщицу всю ее жизнь. Дункан никогда не была абсолютно, безоговорочно счастлива. Зато началась блестящая артистическая карьера. Несколько сезонов танцевала Айседора в балете Дейли, но вскоре покинула труппу. Она открыла собственную студию давала уроки танцев, выступала в Карнеги-холл и произвела настоящий фурор. Но в ее кармане по-прежнему не было ни гроша. Иногда, обезумев от голода, она отправлялась к знакомым светским дамам, в чьих салонах она неоднократно выступала, с просьбой дать в долг. Те сочувственно кивали, угощали ее печеньем и отказывали. Не однажды танцевала на виллах богачей. Везде появлялась полуобнаженной и босиком. У пуританской нью-йоркской публики это вызывало шок. В 1898 году после страшного пожара в отеле «Виндзор», уничтожившего все, что она имела, Айседора собрала необходимые средства у богатых поклонников и уехала в Англию.


Поиски славы и денег гнали ее в Лондон, затем в Париж. Она прожила в Лондоне всю зиму, а затем уехала покорять Париж. В Париже сняла студию на авеню де Виллье. Дни и ночи она не выходила из студии, пытаясь создать такой танец, который бы передавал движениями тела различные человеческие эмоции.
В течение многих часов она простаивала перед зеркалом, скрестив руки на груди, в полном безмолвии, стараясь найти источник движущей силы, из которого рождаются все разновидности движений, создающие танец...И она нашла его. Так родилась школа танца Айседоры Дункан. В Париже за ней ухаживал молодой писатель Андре Бонье. Он поразил ее не красотой, этого как раз у него не было, а умом. Бледный круглолицый Бонье носил очки, писал свою первую книгу "Петрарка" и замечательно рассуждал об Оскаре Уайльде. Но он был робок и застенчив, как ребенок. Она же полюбила его скорее рассудком, нежели чувством, и все равно каждый день ждала заветного стука в дверь. Затем они отправлялись гулять по ночному, освещенному газовыми фонарями Парижу. Андре робко пожимал ей руки... И только.
Эти странные отношения между молодыми людьми длились чуть ли не целый год, дальше пожатий дело так и не зашло. Первой не выдержала Айседора. В конце концов, пора было становиться женщиной. Как-то вечером, оставшись в студии одной, она приготовила шампанское, цветы, облачилась в прозрачную тунику, вплела в волосы розы и принялась ожидать Андре. Раздался желанный стук в дверь, молодой человек появился на пороге и пришел в ужасное замешательство. Он во все глаза смотрел на почти обнаженную Айседору и был не в силах вымолвить ни слова. Она же начала танцевать, вложив в танец всю страсть, которую испытывала к Бонье. А он, едва пригубя шампанское, нервничал, не находил себе места и внезапно ушел, сославшись на то, что ему в этот вечер еще нужно много написать.
Неужели искусство сильнее любви? Айседора не знала, что и думать. Оставалось только сесть и заплакать. Что она и сделала - трудно сдержать слезы, когда тебя отвергают. Цветы поникли, шампанское выдохлось, в туночь она долго не могла сомкнуть глаз...

В 1900 году она решила покорить Париж. Французская богема приняла ее с восторгом. В кругу ее поклонников были знаменитые актеры, режиссеры, поэты, писатели, журналисты, в том числе великий Станиславский. Все мужчины благоговели перед ней. Но танцуя страсть, Айседора понимала, что не сможет делать это правдоподобно, не познав физиологической стороны любви. И однажды, отослав мать из дома, она устроила свидание с одним из своих почитателей. На самом пике ласк ее поклонник вдруг отстранил трепещущую Айседору, упал перед ней на колени и воскликнул: «Какой преступление я чуть не совершил!». Молодой человек стремительно оделся и вышел, а Айседора, снова брошенная и обескураженная, осталась на пороге своей квартиры-студии.

В Париже все были без ума от Всемирной выставки, на ней она впервые увидела работы Огюста Родена. И влюбилась в его гений. Желание увидеть скульптора становилось нестерпимым. Она набралась решимости и без приглашения явилась в мастерскую на улице Юниверсите.

Роден визиту юной дамы не удивился, его часто посещали поклонницы. Он относился к ним с уважением и вниманием. Скульптор был небольшого роста, коренаст и тяжёл. В его ухватках чувствовалась мужицкая сила. Пышная борода никак не сочеталась с коротко остриженной головой.
Без всякой рисовки и надменности, с простотой, присущей великому человеку, он стал показывать очередной гостье свои работы. Завязалась беседа, он узнал, что она сама сочиняет свои танцы, и проявил к ней неподдельный интерес. Короткое знакомство переросло в симпатию, он был покорён её молодостью и красотой. Художник стал часто захаживать в её ателье, усаживался в угол, доставал карандаш и мольберт, которые всегда носил с собой. Она танцевала, он рисовал, стремясь точно передать все её позы и движения. На его холстах она была такой же стремительной, как и в жизни, он до мельчайших деталей передал её летящий танец, его изящество и невесомость.
Они подолгу разговаривали: старый, уставший мастер учил молодую, полную сил танцовщицу искусству жить в искусстве - не падать духом от неудач и несправедливой критики, внимательно прислушиваться к различным мнениям, но верить только себе, своему разуму и интуиции. Айседора впитывала в себя добытые им истины, угощала его кофе с круассанами, а потом они отправлялись гулять на Монмартр, где художники рисовали портреты за смешные деньги, а то и вовсе бесплатно.
Ей было весело и легко в этой разношёрстной толпе и не хотелось уходить домой. Тогда они заглядывали в ближайший кабачок, пили пиво и заказывали себе порцию сосисок с острым соусом. В кабачке стоял невообразимый гам, все говорили разом, но никто не слушал друг друга, завсегдатаи, в основном художники, пили, курили и ели, жизнь была хорошо и желанна, её угощал сам Роден.
Он чувствовал, что влюбляется в эту юную танцовщицу, и ничего не мог с собой поделать. Ему было немного за 60, ей чуть-чуть перевалило за 20, любовь была немыслима, ни к чему не вела и ничего не обещала. У неё просто не было и не могло быть будущего. И прекрасно понимая это, он мучался и страдал, но не показывал виду, боясь обидеть её.
И вдруг Огюст исчез. Он не приходил день, два, неделю. Она затосковала, а когда с тоской стало бороться невмочь, отправилась на улицу Юниверсите. У неё замерло сердце, когда она постучалась в дверь...
Мастер возник на пороге неожиданно, в рабочей, испачканной блузе, с мокрой тряпкой в руках. Короткие волосы были всклокочены, не расчёсанная борода достигала груди.
Он смотрел на неё, как будто видел в первый раз. Очнувшись,провёл в мастерскую. Она хотела уйти, он попросил её остаться, и она осталась. Застыла, не шелохнувшись, наблюдая, как работает мастер, превращая мёртвую глину в живую скульптуру.
Потом они поехали в студию Айседоры. Теперь пришел её черед показать ему новый танец. Она переоделась в уже ставшую знаменитой тунику и стала танцевать перед ним. Затем пыталась объяснить свою теорию танца, но он слушал её и не слышал.
Огюст прервал Айседору на полуслове и вплотную приблизился к ней. Его сильные руки коснулись её шеи, оголённых плеч, погладили упругую грудь, скользнули по бёдрам и обнаженным коленям. Она почувствовала исходивший от него жар, и не в силах сопротивляться отдалась его рукам.
Её тело обмякло, ещё мгновенье, и она покорилась бы ему всем своим существом, но какой-то неожиданный испуг пронзил её сверху донизу, она вырвалась из его объятий, набросила платье и забилась в угол. Опечаленный скульптор ушёл и больше никогда не приходил в её студию.
Ах, как она потом жалела, что не отдала свою девственность великому Родену!


Как это ни странно, но проповедница свободной любви, какой была Айседора, потеряла невинность в 25 лет. Но потеряв, вошла во вкус и быстро наверстала упущенное. Когда она приехала в Будапешт, стоял апрель, жизнь была желанна. Ее выступления пользовались огромным успехом, публика забрасывала сцену цветами. Однажды днем во время дружеской вечеринки ее глаза столкнулись с взглядом пронзительных карих глаз. Их обладатель был высоким, хорошо сложенным молодым человеком с копной роскошных черных кудрей.

Это была любовь с первого взгляда. Молодой человек пригласил Дункан на свой спектакль, где он играл Ромео. Он обладал потрясающими актерскими данными и позже стал величайшим актером Венгрии. Вечером она была в ложе национального Королевского театра, а вскоре оказалась в объятиях Ромео. На рассвете они уехали в деревню, где сняли комнату с широкой старомодной кроватью, увенчанной балдахином. День пролетел, как одна минута, на репетиции Айседора еле передвигала ноги…Ромео пробудил в Айседоре Дункан страстную вакханку, жадную до плотской любви. Актер потребовал, чтобы Айседора отказалась от своих танцев во имя его карьеры и их семьи. Айседора согласилась. Но и эта любовь не принесла Дункан счастья. Узнав об измене любимого, она достала чемодан со своими танцевальными туниками, и целуя их и рыдая, поклялась никогда не покидать искусство ради любви. Печаль, боль, и разочарование в любви Аседора превратила в свой танец. Айседора уехала в Вену, позже Ромео примчался туда, но было поздно - любовь сгорела…
Печаль, боль, и разочарование в любви Айседора превратила в свой танец. После выступления в Вене она подписала контракт с известным импресарио Александром Гроссом. Ее ждали Берлин, слава, успех и признание публики.
Следующим промежуточным персонажем стал Хенрик Тоде, педагог и писатель, опять-таки женатый. Их отношения носили чисто платонический характер, этому роману и не суждено было стать чем-то большим.

В 1905 году в берлине танцовщица знакомится с художником и театральным декоратором Гордоном Крэгом. Высокий, стройный и златокудрый, он производил впечатление утонченности и женственной слабости. Дункан так вспоминает об их первой ночи: «его белое, светящееся тело, возникшее из кокона одежд, засияло перед моими ослепленными глазами во всем своем великолепии… Едва мои глаза успели насладиться его красотой, как он привлек меня к себе, тела наши переплелись, растворяясь друг в друге. Словно пламя встречало пламя, мы горели в одном ярком огне. Наконец-то я встретила свою пару, свою любовь, самое себя, ибо мы были не вдвоем, но одно целое…».

Гордон Крэг, талантливейший театральный постановщик, Тедди, как называла его Айседора, занял огромное место в ее жизни. Он покорил ее своим бешеным темпераментом, у нее не было сил сопротивляться искушению. Две недели они не выходили из его мастерской, беспрерывно отдаваясь друг другу, урывая мгновения, чтобы уталить голод.


А. Дункан и Г. Крэг в день первой встречи. Берлин. 1904 г.

Ее импресарио дал объявление в газеты, что госпожа Айседора Дункан страдает от воспаления миндалевидных желез.
И, как всегда, счастье не было безоговорочным. С самого начала они называли свою любовь «ненастоящей», подчеркивая ее временность, — Крэг метался от одной возлюбленной к другой, разрывался между запутанными финансовыми делами Айседоры и собственным творчеством, времени на которое оставалось все меньше и меньше. И вместе с тем они были безумно влюблены и заваливали друг друга горами писем и нежных записок, когда находились в разлуке.
Через девять месяцев после «приступа тонзиллита» у нее родилась девочка Дидра, о рождении которой так мечтала Айседора. Великой танцовщице было 29 лет.

Впервые в жизни Дункан узнала чувство, превосходящее любовь к искусству и любовь к мужчине. Она чувствовала себя не просто матерью, а настоящей богиней. Но семейная жизнь Айседоры и Гордона не сложилась: два гения не смогли ужиться под одной крышей. Крэг то появлялся, то исчезал. Нервы ее были на пределе. Вскоре последовала женитьба Крэга на Елене, давней возлюбленной, с которой его связывали данные обязательства. Айседора безумно ревновала и стыдилась своей ревности.
Еще в раннем детстве, на примере своего отца, она поняла, что любовь не может быть вечной. Очередным доказательством этого явился разрыв с Крэгом. Она впадала то в отчаяние, то в ярость, но самое главное - она не могла танцевать. И тогда Айседора решила положить этому конец. Как известно, лучшее лекарство от любви - другая любовь, даже если она быстро кончается. С молодым человеком Пимом она убедилась в правоте этого афоризма. Пим вернул ее к радостям жизни, скорбь пропала, и юноша исчез так же неожиданно, как и появился.

К 1908 году Айседора Дункан создала свое искусство, прославилась на всю Европу, родила ребенка, открыла свою школу, но по-прежнему оставалась бедна. У нее было сорок маленьких учениц, но не было средств, чтобы содержать студию.


Она не нашла поддержки своих идей ни в Германии, ни в России, ни в Англии. И тогда Айседора Дункан загадала желание познакомиться с миллионером. Оно исполнилось быстрее, чем она могла подумать!


Однажды во время гастролей в Париже Айседора готовилась к спектаклю, когда в ее уборную вошел высокий блондин с вьющимися волосами и бородой. Это был американский миллионер Парис Эжен Зингер, которого романтичная Дункан за внешний вид прозвала Лоэнгрин. С тех пор для Айседоры Дункан и всех сорока ее маленьких танцовщиц началась красивая жизнь: балы, карнавалы, яхты, виллы.

Зингер взял все расходы Айседоры на себя, но она влюбилась не в его богатство, а в него самого. Зингер баловал Айседору исключительными яствами и путешествиями, Дункан с удовольствием рассказывала возлюбленному о своей теории танца и взглядах на жизнь. «Деньги несут на себе проклятие, и люди, обладающие ими, не могут быть счастливы», - так разглагольствовала Дункан. Она была слишком молода и наивна, чтобы понять, что ее революционные идеи о всеобщем переустройстве мира не могут радовать владельца десятков фабрик.

К тому же слова о бесцельности жизни богачей звучали под плеск волн Средиземного моря и звон хрустальных бокалов, наполненных самым дорогим шампанским. А в машинном отделении великолепной яхты не разгибая спин трудились кочегары, работали пятнадцать матросов, капитан, повар, официанты - и все это только ради двоих влюбленных: миллионера и коммунистки.

Айседора продолжала танцевать даже когда поняла, что беременна. Однажды в ее гримерку прибежала разгневанная зрительница: «Дорогая мисс Дункан, ваше положение отчетливо видно из первого ряда! Вы не можете так дальше продолжать!». На что Дункан заявила: «Отнюдь! Именно это я и хочу выразить своим танцем!».

Айседора подарила Зингеру очаровательного сына Патрика, но отказалась выходить за него замуж, заявив, что она противница брака. К чему условности? Теперь у нее было все, к славе добавилось богатство, в том числе собственная огромная студия.


Однажды, пробуя присланные поклонником конфеты, Айседора думала: «В конце концов, я очень счастлива. Может быть, даже самая счастливая женщина в мире». В следующую секунду она услышала будто звериный вопль, в дверь вошел шатающийся Зингер. С его губ сорвались два роковых слова: «Дети… погибли!».

Айседора ненавидела автомобили. Она чувствовала, что в ее жизни они сыграют роковую роль. После семейного ленча вчетвером Зингер отправился развлекаться, Айседора - на репетицию, а няня с детьми на автомобиле должны были вернуться домой. Вдруг машина заглохла. Шофер вышел проверить, в чем дело, в это время машина накренилась и сползла в реку. Когда автомобиль, наконец, достали из реки, дети уже захлебнулись. Позже в голове Айседоры тысячу раз звучала фраза няни: «Мадам, кажется, собирается дождь, может, лучше оставить детей дома?».


«Только дважды издается материнский нечеловеческий крик - при рождении и при смерти, - писала в своем дневнике Дункан, - Ибо, почувствовав в своих ладонях эти маленькие холодные ручки, которые уже никогда не ответят на мое пожатие, я услыхала свой крик, точно такой же, как при их рождении».

Слишком мало уделяющая внимания детям, слишком погрузившаяся в любовные переживания, слишком увлеченная своим искусством, тщеславная и беззаботная Айседора была наказана Судьбой, которая отняла у нее, казалось, главное: двух очаровательных крошек. И все же в крематории, стоя перед двумя маленькими гробиками, Айседора Дункан думала об одном: как ей найти жест, чтобы правильно выразить в танце постигшее ее горе.

Похороны детей А.Дункан.

Однажды, гуляя по берегу, она увидела своих детей: они, взявшись за руки, медленно зашли в воду и исчезли. Айседора бросилась на землю и зарыдала. Над ней склонился молодой человек. «Могу я как-то помочь вам?». «Спасите меня… Спасите мой рассудок. Подарите мне ребенка», — прошептала Дункан. Молодой итальянец был помолвлен, и их связь была коротка. Спустя девять месяцев, в июле 1914 года, Айседора вновь услышала крик своего новорожденного малыша. Она почувствовала себя невероятно счастливой, но даже не успела узнать, сын у нее или дочь: малыш посмотрел на мать и начал задыхаться. Через час он умер.

Весной 1921 года Айседора Дункан получила телеграмму от советского правительства с приглашением создать в СССР свою школу. Она ухватилась за эту ниточку, чтобы навсегда распрощаться с буржуазным прошлым и отправиться в новый мир, мир товарищей и светлого будущего. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором — бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли. И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, — Сергей Есенин.

Ей 44, она располневшая женщина с коротко остриженными крашеными волосами.Ему — 27, золотоволосый, атлетического телосложения.Он был русским поэтом, крестьянином, красавцем. Его любили наивные провинциальные девушки, пламенные революционерки, интеллектуалки, в том числе дочь Шаляпина, внучка Льва Толстого и дочь известного фабриканта Зинаида Райх. Айседора Дункан в этот круг вписаться не могла: у нее были огромные счета в банке, мировая слава, и главное, - иностранное гражданство. Весь мир был против их любви. И, наверное, поэтому, эта любовь была самой яркой в ее жизни.


Друзья затащили ее на ночной праздник к художнику Георгию Якулову, у которого собралась новая местная элита: актеры, поэты, художники, члены Наркоминдела и Моссовета. Ей было скучно отвечать на их навязчивые расспросы. И вдруг ее взгляд столкнулся о бездонно-голубые глаза стоявшего в противоположном углу комнаты молодого человека. Она поманила его к себе, он молча сел у ее ног, не отвечая ни по-французски, ни по-английски, ни по-немецки. Русского она не знала, поэтому, как всегда, прибегла к жесту: провела рукой по его мягким золотистым кудрям, потом обняла руками его голову и страстно поцеловала в губы. С праздника они уехали вместе в ее особняк, предоставленный советским правительством.


Она оставила свою привычку давать любовникам литературные прозвища. Русского поэта-хулигана всемирно известная танцовщица звала «Сергей Александрович». Есенин любил Айседору до беспамятства, но иногда срывался, напивался и скандалил, кидал в нее вещи, даже бил, уходил к друзьям и снова возвращался. На зеркале в ванной комнате ее губной помадой было выведено: «Есенин - Ангел». Она считала, что виной тому - порочный круг общения и русская хандра, нужно просто увести Сережу в Европу, и все наладиться. Озябшими душами с первого же момента они потянулись друг к другу. Через несколько дней после знакомства он перевез вещи и переехал к ней сам, на Пречистенку, 20. Она нуждалась в муже-ребенке, он в жене-матери. Она дарила ему любовь и нежность, он капризничал, дерзил, устраивал грубые выходки.

Перед поездкой в Россию гадалка предсказала Дункан, что та в скором времени выйдет замуж. Айседора рассмеялась: она любила многих мужчин, но никому не позволяла на себе жениться. Пока не встретила Ангела…

Удивительно, но при всем своем огромном желании любить и быть любимой Айседора лишь однажды все-таки вышла замуж. И то, получается, по расчету — Есенина иначе не выпускали с ней за границу. Этот брак был странен для всех окружающих уже хотя бы потому, что супруги общались через переводчика, не понимая языка друг друга. Сложно судить об истинных взаимоотношениях этой пары. По Москве ползли сплетни, что Есенин женился на «богатой старухе». Масла в огонь подливали и друзья-собутыльники Есенина, для них она была «Дуней с Пречистенки».

В московских кабаре распевали:

Не судите слишком строго,

Наш Есенин не таков.

Айседур в Европе много -

Мало Айседураков!

Они поженились перед поездкой по Европе и США. После свадьбы былая противница брака подписывалась исключительно Есенина, а не Дункан. Она восхищалась гениальным талантом любовника и хотела показать всему миру великого поэта Сергея Александровича. Но мир признавал только известную танцовщицу. Есенин чувствовал себя лишь тенью Дункан, а ведь он был тщеславен, даже очень. И если молодого поэта мучила зависть, то стареющую танцовщицу - безудержная ревность. Еще в России она прилюдно закатывала Есенину сцены, могла дать пощечину говорившей с ним девушке, если та была молода и красива, потом также при всех падала перед ним на колени, плакала и просила прощения. От их любви страдали оба. Айседора первая решилась разорвать этот клубок. Она привезла Есенина обратно в Россию и нашла в себе силы с ним проститься. Вскоре она получает от него телеграмму: «Люблю другую. Женат и счастлив». В ночь на 28 декабря 1925 года не стало самого поэта. Дункан послала из Парижа телеграмму с соболезнованиями. Ее потрясло известие о смерти русского Ангела - так или иначе, Есенин был ее последней, наверное, самой большой любовью. Он любил ее танец с красным шарфом, сравнивал тот шарф с хулиганом, с самим собой.

Последним ее возлюбленным стал молодой русский пианист Виктор Серов. Кроме общей любви к музыке, их сблизило то, что он был одним из немногих симпатичных ей людей, с которыми она могла говорить о своей жизни в России. Ей было за 40, ему — 25. Неуверенность в его отношении к ней и ревность довели Дункан до попытки самоубийства.

Айседора тяжело переживала старость. Слава ее тускнела, знаменитую танцовщицу стали забывать на всех континентах. Айседоре все труднее и труднее жилось в этом мире. Единственное, что могло спасти великую балерину, это воссоздание ее школы. Она мечтала о России, она надеялась вернуть былую славу…
14 сентября 1927 года в Ницце Айседора Дункан исполняла несколько раз танец с шарфом на бис. Она собиралась на концерт пианиста, которого хотела пригласить к себе аккомпаниатором. Подъехал ее новый молодой друг, синьор Буггати. Она вышла из студии, обернула шарфом плечо. «Прощайте друзья, я еду к славе!», - с этими словами она села в автомобиль. Айседора изящно расположилась на сиденье автомобиля. Ветер развевал накинутый вокруг ее шеи кроваво-красный шелковый шарф. Автомобиль тронулся, потом внезапно остановился, и окружающие увидели, что голова Айседоры резко упала на край дверцы. Конец шарфа намотался на ось колеса, ее голова безвольно повисла у борта автомобиля. Она пережила своего последнего возлюбленного на два года…


Айседору Дункан похоронили в Париже, на кладбище Пер-Лашез. На ленте одного из многочисленных венков было написано «От сердца России, оплакивающей Айседору».

«В моей жизни существовало только две движущие силы: Любовь и Искусство, и часто Любовь уничтожала Искусство, а порой властный призыв Искусства приводил к трагическому концу Любви, ибо между ними была постоянная битва.»

(Айседора Дункан)

Женщина, никогда не боявшаяся идти против общественного мнения... Первый ее жених был старше на 29 лет, а единственный муж - на 18 лет младше. Она и по сей день известна всем как танцовщица, однако ее новаторский на то время стиль танца умер вместе с ней, хотя она и пыталась основать свои школы в разных странах, чтобы увековечить собственное видение пластики и хореографии. Такой была Айседора Дункан, биография которой и будет рассмотрена в данной статье. Ее скандальная и необычная жизнь прервалась не менее экстравагантной смертью. Но след, который она оставила в истории, не простыл до сих пор.

Рождение будущей звезды

Первую подножку будущей знаменитой танцовщице жизнь подставила еще до ее рождения. К тому моменту, когда малышка должна была появиться на свет, в семье уже было трое детей. Да вот только самой семьи не было. Отец, провернувший крупную банковскую аферу, сбежал, бросив беременную жену и детей на произвол судьбы. Он забрал с собой все деньги и никогда не появлялся в жизни младшей дочери.

Шел 1877 год. А может, и 1878-й… За окном стоял январь. А возможно, и май… Дело в том, что точная дата рождения маленькой Доры Анджелы Дункан неизвестна. Она появилась на свет в шумном Сан-Франциско под озлобленные крики обманутых ее отцом вкладчиков, бушевавших под окнами дома.

Раннее детство

Эти испытания, хотя и оказались полной неожиданностью для ее матери, не сломили решительную женщину. Она пообещала себе, что, несмотря ни на что, воспитает детей и обеспечит их всем необходимым. По профессии мать Доры Анджелы была музыкантом и, чтобы содержать семью, ей пришлось много работать, давая уроки.

Ей действительно удалось поставить на ноги всех своих детей, и даже дать им совсем неплохое образование. Но уделять достаточно личного внимания детям она не могла физически. Чтобы не оставлять маленькую дочку надолго дома одну, мать рано отдала девочку в школу, скрыв ее настоящий возраст.

Однако вечера самоотверженной матери безраздельно принадлежали детям. Она играла для них любимые произведения Шопена, Моцарта, Бетховена и других великих композиторов. С самого раннего детства Дункан Айседора слушала поэзию Уильяма Шекспира и стихи Перси Биши Шелли.

Первая влюбленность

Интересоваться мужчинами Дора Анджела начала еще совсем в юном возрасте. Когда ей было всего одиннадцать лет, Доре Анджеле приглянулся молодой мужчина по имени Вернон, который работал на аптечном складе. Она была так настойчива в своем желании, что парень, в конце концов, был вынужден придумать несуществующую помолвку. И только когда он заверил ее, что вскоре женится, она отступила.

Однако не стоит поспешно заключать, что Дора Анджела была распущенной нимфеткой. Это было бы явным искажением фактов. Преследование Вернона было хотя и настойчивым, но по-детски невинным. И все-таки данный эпизод из ее жизни уже многое рассказывает о характере этой эксцентричной особы, коей она и останется до своего последнего вздоха. Айседора Дункан, биография которой впишет на свои страницы еще не одно мужское имя, полностью раскроется как женщина много позже.

Определение мечты

Свою первую школу танцев Дора Анджела открыла в шесть лет. В роли учеников там выступали соседские дети. Понятное дело, это было просто детской игрой. Но к 10 годам они с сестрой уже действительно кое-что зарабатывали преподаванием танцев. Дора Анджела говорила о новой системе танца, которой, понятно, в то время просто не было. Девочка просто обучала детей красивым движениям, которые сама же стихийно и придумывала. Как бы то ни было, это уже было первыми шагами к созданию нового авторского

Выбор жизненного пути

Нельзя сказать, что учеба в общеобразовательной школе давалась Доре Анджеле с трудом. Скорее наоборот - ей было просто откровенно скучно. Она часто сбегала со школьных занятий и часами бродила по берегу моря, вслушиваясь в неспешный рокот стихии и наблюдая за накатывающимися на берег волнами.

В тринадцать лет юная ученица решила, что хватит прожигать время на ученической скамье, и бросила школу. Свою жизнь она решила безраздельно посвятить музыке и танцам. Большой удачей для девочки-подростка без денег и протекции стало согласие танцовщицы Марии Луи Фуллер взять ее в ученицы.

В погоне за славой

Проучившись несколько лет, талантливая, но нетерпеливая Дора Анджела отправляется покорять Чикаго, прихватив с собой мать и брата. В это время она и берет себе сценическое имя Дункан Айседора. Но Чикаго не спешил пасть к ногам новомодной танцовщицы, хотя ее выступления и имели определенный успех. Зато ей безраздельно покорился вполне конкретный любитель изящных искусств в лице 45-летнего Ивана Мироцкого - безработного эмигранта из Польши.

Если вспомнить, что Айседоре в то время не успело исполниться еще и 17 лет, легко представить себе, насколько странный и не вполне естественный вид был у этой парочки. Ее родные были не в восторге от подобной партии, но и злостных препятствий им не чинили. А на мнение общества Айседоре было откровенно наплевать.

Обман жениха

Роман Айседоры и Мироцкого продолжался полтора года. Это был период настоящего ухаживания в духе той эпохи. Максимум, что позволяла себе влюбленная пара, - это поцелуи во время совместных прогулок.

Наконец был назначен день свадьбы и начались приготовления к торжеству. Возможно, в истории появилась бы совсем другая Айседора Дункан - жена и почтенная мать семейства. Но этого не произошло, потому что Мироцкий хранил страшную тайну - он уже был женат, и его законная супруга проживала в Лондоне. Незадолго до свадьбы об этом узнает ее брат, и помолвка расторгается.

Дерзкие решения

Айседора не стала страдать по неудавшемуся замужеству, а отправилась выступать в Нью-Йорк. Здесь она достигла некоторого успеха. На ее импровизированные танцы с удовольствием любовались в великосветских салонах. Но Дункан понимала, что необходимо двигаться вперед.

И тогда она обошла жен местных богатеев и под различными предлогами выклянчила у них в общей сложности несколько сотен долларов. Этих денег хватило на то, чтобы купить место для проезда себе, матери, брату и сестре до Лондона. Правда, ехать пришлось в трюме, предназначенном для перевозки скота, но ни сама Айседора, ни ее семья не были избалованы излишествами в жизни, а потому перенесли это путешествие достаточно сносно.

По прибытии в Лондон она отправляется прямиком в одну из самых дорогих гостиниц, расталкивает ночного портье и заявляет ему, что они только что с поезда и скоро привезут их багаж. Она заказывает номер и завтрак, а поутру они всей семьей незаметно ускользают из гостиницы, так как все средства были истрачены на переезд.

Жизнь налаживается

Это была не последняя авантюра, провернутая жаждущей признания танцовщицей. Жизнь Айседоры Дункан полна остроумных и экстравагантных решений. Она без зазрения совести использовала в своих интересах окружающих людей. В особенности это касалось мужчин. Айседора планомерно оттачивала свое и, когда выпадала возможность, применяла его на восторженных поклонниках.

Но в первую очередь, Дункан все-таки была артисткой. Она стремилась к признанию своего таланта и понимала, что не обойдется без помощи. И помощь эта пришла в лице популярной в то время актрисы Кемпбелл, которая поверила в перспективность свежего стиля и устроила Айседоре громкий дебют в качестве «экзотической танцовщицы» на одном из светских приемов.

Айседора Дункан и Есенин

В 1921 году Дункан получила официальное приглашение открыть в Москве школу танца. Она с радостью приняла его и с верой в счастливое будущее - свое и этой великой страны, стремившейся к переменам, отправилась в Россию.

Однажды на прием, который устраивался в доме Дункан, пришел Сергей Есенин. Так встретились две яркие и неординарные личности, которые сразу же устремились друг к другу со всей пылкостью и непосредственностью своих характеров.

Брачные узы

Айседора Дункан и Есенин быстро стали предметом пересудов в столице и даже за ее пределами. Они были очень разными, не знали языка друг друга, но тем не менее продолжали встречаться. Их не останавливала ни значительная ни невозможность просто пообщаться без переводчика.

Впервые за долгие годы решилась связать себя узами официального брака свободолюбивая Айседора Дункан. Есенин же, опьяненный славой избранницы, считал этот шаг вполне естественным.

Трудности в браке

Идиллия двух представителей богемы продолжалась недолго. Существует мнение, что Сергей завидовал популярности жены. Он был честолюбив и хотел сам быть в центре внимания.

Когда прошла первая страсть, он все больше и больше стал замечать на внешности супруги отпечатки, оставленные прожитыми годами. Есенин вел себя с женой очень грубо. Много несправедливой и беспочвенной брани выслушала в свой адрес Айседора Дункан. Чья жена вытерпела столько же упреков? Возможно, в некоторой степени ее защищало то, что она просто не понимала русской речи. Но Есенин начал позволять себе бить жену. А не понять этого обращения было просто невозможно.

Развод был лишь делом времени. Но даже после этого верная себе Дункан Айседора сохранила к Есенину теплые чувства. Никогда она не позволяла себе сказать что-то плохое или неуважительное в адрес поэта.

Роковая поездка

В 1927 году Дункан Айседора находилась в Ницце. Она очень любила быструю езду на автомобиле и часто отправлялась на прогулки в открытом авто. И этим солнечным осенним днем она решила прокатиться, как обычно. Повязав на шею красивый шарф и эффектно откинув его за спину, она села в автомобиль, попрощалась с друзьями и скомандовала шоферу трогать. Они не успели далеко отъехать. Конец шарфа попал в спицы колеса, запутался в них и сломал женщине шею. Так ее настигла неумолимая смерть. Айседора Дункан жила стремительно и завершила жизнь оглушительным аккордом, в последний раз громко заявив о себе.

Айседора Дункан (1877-1927) – знаменитая американская танцовщица-новатор, являлась основоположницей свободного танца. Ей принадлежала разработка целой системы и пластики, связанной с древнегреческими танцами. Неоднократно в результате опросов Дункан признавалась величайшей танцовщицей мира.

Айседора известна также тем, что была женой великого русского поэта Сергея Есенина.

Детство

Айседора появилась на свет 27 мая 1877 года. Произошло это в американском штате Калифорния, в городе Сан-Франциско на улице Гири. Её настоящее имя – Дора Энджела Дункан.

Её отец, Джозеф Чарлз Дункан, провернул крупную банковскую аферу, после чего забрал все деньги и сбежал, оставив беременную жену с тремя детьми без средств к существованию.

Мать будущей танцовщицы, Мэри Дора Грэй Дункан, по своему переживала эту трагедию, она ничего не могла кушать кроме устриц, которые запивала холодным шампанским. Впоследствии, когда журналисты задавали Айседоре вопрос, в каком возрасте она впервые начала танцевать, женщина в шутку отвечала, что, наверное, ещё в утробе матери, так давали о себе знать шампанское и устрицы.

Детство девочки счастливым никак нельзя назвать. Мать еле-еле вытягивала на своих плечах теперь уже четверых детей и долгое время отбивалась от обманутых отцом вкладчиков, которые то и дело митинговали под их окнами.

Надо отдать должное маме Айседоры, женщину не сломили такие беды и неприятности. Она дала себе слово, что воспитает своих детей, обеспечит всем необходимым и вырастит из них хороших людей. По профессии мама была музыкантом, и чтобы содержать семью, ей приходилось очень много работать, давая частные уроки. Из-за этого она просто физически не могла уделять своим детям должного внимания, особенно самой маленькой Доре.

Чтобы не оставлять малышку дома одну надолго, её уже в пять лет отдали в школу, скрыв при этом настоящий возраст девочки. Навсегда в сердце и в памяти Айседоры остались те неприятные воспоминания и ощущения из детства, когда она чувствовала себя неуютно и одиноко среди старших по возрасту благополучных одноклассников.

Но были в детстве девочки и хорошие моменты, хоть и редкие. Самоотверженная мама вечерами принадлежала только своим детям, она играла им произведения Бетховена и других великих композиторов, читала Уильяма Шекспира, с ранних лет прививая любовь к искусству. Дети, как цыплята вокруг курочки, объединились вокруг мамы, образовав крепкий и сплочённый клан Дунканов, который готов был бросить вызов всему миру, если потребуется.

Увлечение танцем

Можно сказать, что уже в шестилетнем возрасте Дора открыла свою первую школу танцев. Это потом она создавала их по всему миру, а тогда маленькая девочка вместе с сестрой просто учила соседскую детвору танцевать, красиво и пластично двигаться. А к десяти своим годам Дункан уже зарабатывала танцами свои первые деньги. Она не просто обучала младших детей, но и придумывала новые красивые движения. Это были её первые шаги в создании своего авторского стиля в танцах.

Очень рано заинтересовали Айседору представители противоположного пола. Нет, она вовсе не была распущенной нимфеткой, просто с юных лет отличалась влюбчивостью. Впервые ей приглянулся молодой мужчина Вернон, работавший на аптечном складе. Доре было на тот момент всего одиннадцать лет, но она так настойчиво добивалась внимания к себе, что Вернону пришлось соврать, якобы он помолвлен. И только когда молодой человек заверил Айседору, что скоро женится, она от него отстала. Девочка была ещё совсем юной, влюблённость оказалась по-детски наивной, но уже тогда стало понятно, что вырастет из неё настойчивая и эксцентричная особа.

Школьная программа давалась Доре с трудом. И не потому, что она чего-то не понимала, напротив, Дункан была весьма способной. Просто школьные занятия вызывали у Айседоры ужасную скуку. Девочка много раз убегала с уроков и бродила по берегу моря, прислушиваясь к музыке прибоя и придумывая под шум волны лёгкие воздушные танцевальные движения.

Айседоре было тринадцать лет, когда она бросила школу, заявив, что не видит в обучении никакого смысла, считает это занятием бесполезным, в жизни она и без школьного образования сможет добиться многого. Она серьёзно стала уделять внимание музыке и танцам. Поначалу девушка занималась самообразованием. Но вскоре ей повезло и без чьих-либо протекций и рекомендаций, без блата и денег: она попала к знаменитой американской танцовщице и актрисе Лои Фуллер, которая являлась основательницей танца модерн.

Фуллер взяла Айседору к себе в ученицы, но уже в скором времени юная Дункан стала выступать вместе со своей наставницей. Так продолжалось несколько лет, а к восемнадцати годам талантливая ученица отправилась покорять Чикаго.

Свои танцевальные номера она показывала в ночных клубах, где её представляли публике как экзотическую диковинку, поскольку выступала Айседора босиком и в коротком древнегреческом хитоне. Публика была шокирована манерой исполнения Дункан, она танцевала так чувственно и нежно, что невозможно было оторвать взгляд от её движений и подняться с кресел после окончания танца. Такая длина платья в те времена была немыслимой даже для прогрессивной Америки, тем не менее никто ни разу не назвал танцы Айседоры вульгарными, настолько они были легки, изящны и свободны.

Выступления Айседоры были успешными, что позволило ей улучшить материальное состояние и отправиться покорять Европу.

В 1903 году она приехала со всем семейством Дункан в Грецию. Уже в 1904 году прошли оглушительные выступления Айседоры в Берлине, Мюнхене, Вене. В Европе она очень быстро завоевала известность.

В 1904 году состоялись первые гастроли Айседоры в Санкт-Петербурге. Потом она ещё не раз приезжала в Россию, где было очень много почитателей её таланта.
Несмотря на такой успех, Дункан не была богатой женщиной, все заработанные деньги она тратила на открытие новых танцевальных школ. Бывали моменты, когда у неё совсем не было денег, тогда Айседоре помогали друзья.

Личная жизнь

После служащего аптекарского склада Вернона, в которого Айседора влюбилась в одиннадцатилетнем возрасте, в течение шести лет она была занята исключительно танцами, работой и карьерой. Её юные годы прошли без любовных приключений.

А начиная с 17 лет, Дункан испытала все чувства, которые подвластны женщине на Земле, – любовь, разочарования, счастье, горе, боль, трагедии. У неё, принципиальной противницы брачных отношений, была слишком бурная личная жизнь. Её любовниками становились разные мужчины: старые и юные, женатые и холостые, богатые и бедные, красивые и талантливые или вообще никакие.

Когда она выступала в чикагских ночных клубах, в Айседору до беспамятства влюбился польский эмигрант, художник Иван Мироцкий. Он не слыл красавцем, носил бороду, а его копна волос на голове была яркого рыжего цвета. Тем не менее Дункан прониклась к нему симпатией, даже несмотря на то, что мужчина был старше почти на тридцать лет. Их роман с прогулками по лесу, поцелуями, ухаживаниями продолжался полтора года. Дело начало двигаться к свадьбе, и уже была назначена её дата, когда брат Айседоры узнал, что Мироцкий женат, его супруга проживала в Европе. Дункан мучительно переживала этот разрыв, он стал для неё первой серьёзной трагедией в жизни. Чтобы обо всём забыть, она приняла решение уехать из Америки.

Затем в её жизни появился актёр-неудачник Оскар Бережи. Ей было 25 лет, Оскар стал первым мужчиной Айседоры, несмотря на то, что она постоянно вращалась в богемных кругах. Свадьбы снова не получилось, так как Бережи предложили выгодный контракт, и он предпочёл Айседоре карьеру, уехав в Испанию.

Спустя четыре года Дункан познакомилась с театральным режиссёром Гордоном Крэгом. Айседора родила от него дочь, но в скором времени Крэг их бросил и женился на своей давней знакомой.

Наследник знаменитой династии, придумавшей швейные машинки, Парис Юджен Зингер – следующий мужчина в жизни Дункан. Он очень хотел познакомиться с танцовщицей и однажды после выступления сам пришёл к Айседоре в гримёрку. Замуж за Зингера она не вышла, хотя родила от него сына.

Трагедия с детьми

У неё был уникальный дар: Дункан предчувствовала, когда рядом ходила смерть. В её жизни не раз бывало, что сама природа посылала ей какой-то знак, а вскоре после этого умирал кто-то из близких, друзей или знакомых Айседоры.

Поэтому, когда в 1913 году её начали мучить страшные видения, женщина потеряла покой. Ей постоянно слышались похоронные марши и виделись маленькие гробики. Она с ума сходила, переживая за своих детей. Дункан пыталась сделать жизнь малышей абсолютно безопасной. С гражданским мужем и детками они перебрались в тихое уютное местечко Версаль.

Однажды Айседора находилась с детьми в Париже, у неё появились там неотложные дела, и она отправила малышей с шофёром и гувернанткой домой в Версаль. По пути машина заглохла, водитель вышел, чтобы выяснить причину. В этот момент автомобиль поехал и упал в реку Сену, детей спасти не удалось.

Депрессия у Айседоры была жуткая, тем не менее она нашла в себе силы выступить в защиту шофёра, понимая, что у него тоже есть маленькие дети.

Она была как камень, не плакала и никогда ни с кем не говорила об этой трагедии. Но однажды во время прогулки у реки увидела призрак своих маленьких детей, они держались за руки. Женщина закричала, у неё началась истерика. На помощь к ней кинулся молодой человек, проходивший мимо. Айседора глянула ему в глаза и прошептала: «Спасите… Подарите мне ребёнка!» От этой мимолётной связи она родила малыша, но он прожил лишь несколько дней.

Дункан и Есенин

В 1921 году в её жизнь пришла самая большая любовь. Она познакомилась с русским поэтом Сергеем Есениным.

Бурный роман начался сразу же в день знакомства. Она влюбилась в него, потому что Сергей напоминал ей маленького светленького сына с голубыми глазами. Разница в восемнадцать лет не помешала им стать супругами в 1922 году, в жизни Дункан это был первый и единственный брак.

Есенин любил Айседору безумно и восхищался ею, они путешествовали по Европе и Америке, были счастливы, но недолго. Он совсем не знал английского языка, а Айседора русского. Но не только эти сложности в языковом общении нарушили их идиллию. Есенина угнетало, что заграницей все воспринимали его лишь как мужа великой Айседоры Дункан. Страсть прошла, и вечного любовного союза не получилось. Сергей вернулся в Россию через два года после свадьбы, а Айседора продолжала его любить.

Он умер в 1925 году, в жизни Дункан не стало ещё одного светловолосого, голубоглазого, самого любимого.

Смерть

Одна близкая подруга говорила про Айседору, что для неё быстро двигаться было также необходимо, как дышать. Дункан всю жизнь неслась, как сумасшедшая, делая остановку лишь для того, чтобы поесть и выпить. У неё были все предпосылки, чтобы разбиться на машине минимум раз двадцать.

Автомобили стали в жизни Айседоры каким-то наваждением и играли мистическую роль. Её дети погибли в автокатастрофе, сама танцовщица не один раз разбивалась, рассекая на машинах по России. За время европейского путешествия с Есениным они поменяли четыре автомобиля, потому что Дункан просто терроризировала шофёров, требуя ехать как можно быстрее, и несколько раз эти её требования заканчивались плачевно.

Она как будто всю жизнь играла с автомобилями: кто кого? Машины приносили ей боль, разочарования и трагедии, а она снова садилась и мчалась. 14 сентября 1927 года в Ницце наступил финал, Дункан проиграла. У неё было свидание с очередным любовником Бенуа Фалькетто. Айседора села на пассажирское сидение его двухместного спортивного автомобиля и не заметила, как край длинной шали остался за бортом и зацепился за заднее колесо. Бенуа дал газу, автомобиль сдвинулся с места, шаль натянулась, как струна, и в одно мгновение сломала шею Айседоры. В 9.30 вечера в клинике Сен-Рош медики зафиксировали смерть великой танцовщицы.