Как живут цыганские. Тайная жизнь и обычаи цыган: гадание, гипноз и воровство людей

Материал подготовлен в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области»

Вокруг цыган скопилось много стереотипов: до сих пор можно встретить мнения, что люди этой национальности живут в таборах, постоянно кочуют и промышляют исключительно гаданиями. «Большая Деревня» встретилась с тремя молодыми цыганами и попросила рассказать о своей жизни: какие из стереотипов правда, а какие нет, насколько современные цыгане верны традициям, как они зарабатывают и где развлекаются.

Камила Карабаненко

21 год

Я периодически слышу, что цыгане только просят милостыню и гадают, и каждый раз сильно обижаюсь. Есть много цыганских семей, члены которых стремятся учиться и чего-то добиваться, но собеседникам приходится постоянно об этом напоминать. Неприятно, что в самом начале знакомства о тебе думают нехорошо, но обычно в процессе общения люди меняют свое мнение и узнают, что современные цыгане мало отличаются от остальных людей.

Я работаю учителем в чапаевской школе-интернате № 1. Это моя детская мечта: когда я сама училась, мне нравились преподаватели и то, что они каждый день дают детям новые знания. Папа, который всю жизнь трудился шофером на заводе, поддержал мое желание. Мама тоже была не против, хотя у нее самой высшего образования нет, - она ведет домашнее хозяйство и воспитывает шестерых детей.

Я закончила педагогическое училище, и считаю, что не ошиблась в выборе профессии: мне очень нравится общаться с детьми, учить их русскому языку, математике, ИЗО и литературе. Последний предмет мне особенно близок, так как он всегда проходит очень эмоционально. Сама тоже очень люблю читать. Моя любимая книга - «Танцующий гном» Харуки Мураками.

Отдыха у меня как такового практически нет - в свободное время я помогаю маме по дому. У нас довольно большая семья и родители нуждаются в моей поддержке, - как в быту, так и материально. Меня это, в общем-то, устраивает, но совсем скоро я начну жить отдельно - вместе с будущим мужем мы переедем в Самару. Возможно, с ним я впервые в жизни схожу на вечеринку: родители не приветствуют клубы, но он любит так отдыхать.

Со своим женихом я знакома с самого детства. По традиции, нас сосватали родители, но это не значит, что меня ни о чем не спрашивали: мама с папой учли мое мнение и будущий супруг мне нравится. Обычно главный в цыганских семьях мужчина. Меня это устраивает, к тому же, я не думаю, что будущий муж будет против моего решения поступить на заочку на специальность «Государственное муниципальное управление». Мне хочется дальше строить карьеру и вырасти до завуча или директора школы.

Анатолий Глинский

24 года

Современные цыгане - не тот кочевой народ, что раньше: у меня была только одна знакомая семья, которая много переезжала в 1990-х годах, а остальные, как и все, несколько десятков лет живут на одном месте. Мои родные переехали в Чапаевск 1960-ые года прошлого века, и с тех пор мы живем и работаем здесь.

Высшего образования у моих родителей не было, но они все равно зарабатывали деньги сами, основав небольшой бизнес по продаже автомобилей в нашем городе и Самаре. Мама и папа были не против, чтобы я пошел учиться в университет, но когда мне исполнилось 18 лет, в семье была сложная финансовая ситуация, и я пошел работать диджеем в местные кафе и рестораны.

Вообще, желание начать зарабатывать как можно раньше, - распространенная причина, по которой цыгане не хотят учиться в университете. К тому же у нас принято рано жениться, - с 18 лет: когда появляется семья и дети, нужно думать о том, как их обеспечивать, поэтому на высшее образование просто не остается времени. Но это не значит, что нельзя повременить и завести семью позже. Я, например, женился в 20 лет. В браке был дважды, оба раза жену выбирал сам. У нас принято, чтобы родители одобряли невесту. Мои мама и папа мне доверяют, поэтому ни разу не были против моих девушек.

Несмотря на то, что у меня нет высшего образования, я никогда не сижу без работы: продолжаю работать диджеем в чапаевском баре «Клубника». Ставлю там популярную музыку, в стиле «Тает лед» и Heroina. Сам по себе я меломан: больше всего люблю песни Black Star Mafia, также мне нравится творчество Димы Билана, Майкла Джексона и Уитни Хьюстон.

Еще я пою в цыганском ансамбле «Романо Рат». Петь научился сам, в первый раз в 13 лет исполнил на свадьбе моей троюродной сестры песню Александра Серова «Я люблю тебя до слез». Всем понравилось моe выступление, и мне самому тоже, поэтому я начал чаще петь на праздниках у родственников, а потом и у незнакомых людей. Сейчас я обычно исполняю цыганский фольклор: в топе песни «Мохнатый шмель» и «Спрячь за высоким забором».

По работе мне приходится общаться с большим количеством людей, и не все хорошо относятся к цыганам. Конечно, хочется всех переубедить, но это не всегда реально. Вот прямо совсем недавно в чапаевском паблике был пост про новую детскую площадку, где в комментариях один из жителей написал, что все равно цыгане придут и все сломают. Мне было обидно это читать, но я не стал с ним спорить, - моя жизнь доказывает больше, чем комментарии в интернете.

Рамир Карабаненко

21 год

Я очень благодарен своим родителям: во многом благодаря им я окончил гимназию, получил высшее образование в СамГТУ и стал чемпионом мира по кикбоксингу в 2014 году. Но такие устои не в каждой цыганской семье: я знаю много людей нашей национальности, которые, как и раньше, учатся только в школе, а потом идут зарабатывать денег, прося милостыню. Я их не осуждаю: для этих людей выйти на улицу с просьбами пожертвовать немного средств - та же работа. Также часть цыган зарабатывают гаданиями, как, например, одна из моих сестер. Но в этом я точно не вижу ничего зазорного, потому что она честно получает деньги за свои предсказания.

Ужасно неприятно, когда в разговоре собеседник выдает что-то вроде «Все цыгане воры и наркодилеры». Но я никогда не прекращаю общения после таких слов - я все равно продолжаю развенчивать стереотипы и пытаться расположить человека к себе. В будущем я хочу устроиться работать в Министерство спорта, и с такими планами мне просто необходимо умение общаться.

Иногда я провожу свободное время в соцсетях: там я слушаю музыку, захожу в паблики с подборками кино. Есть несколько любимых пабликов, а из тех, что не нравятся, могу назвать «Подслушано»: там публикуют кучу мнений обо всем, которые мне не особо интересны. В свободный вечер можно пойти на вечеринку, но я не очень-то их люблю, мне больше нравится отдыхать на спортивных соревнованиях. Они проходят в разных городах, а я обожаю прогулки по новым местам. В Самаре мне тоже больше всего нравится гулять, - особенно по набережной.

Возможно, самые богатые цыгане не афишируют свою состоятельность. Однако даже если допустить, что те представители нации, которые открыто демонстрируют имеющиеся материальные блага, и есть самые богатые, то народ этот бедным назвать трудно.

В нем есть и крайне неимущие, и средний класс, но те, кому довелось овладеть существенным состоянием, обычно не стесняются это показывать всему миру, вызывая порой шок у представителей других культур размахом и блеском.

Коротко о том, кто такие цыгане

Цыгане - крупное европейское этническое меньшинство, не имеющее собственной территории, состоящее из нескольких групп выходцев из Индии. Проживают на Евразийском континенте, в северной части Африканского, обоих Американских и Австралийском.

Говорят на трех основных индоарийских языках и множестве их диалектов. Главные языки - это цыганский, домари и ломаврен.

В Европе цыгане обобщенно официально именуются "рома", что является одним из многочисленных названий и самоназваний.

В апреле 71-го года прошлого столетия на всемирном конгрессе цыгане официально признали себя единой нацией. Были утверждены символы - гимн, основанный на народной песне, и двухцветный сине-зеленый флаг с красным колесом посередине. Значение имеет традиционную и мистическую трактовку. Именно тогда 8 апреля стал считаться Днем цыган.

Любовь к золоту

Золото для цыган не просто материальное благо, любовь к этому драгоценному металлу имеет более глубокий смысл. Образ жизни народа сделал подобное вложение собственного благосостояния очень удобным - золотые изделия можно возить с собой, менять, прятать, хранить, не переживая, что они обесценятся или испортятся.

Пристрастие к блеску и показной роскоши, ярким, броским нарядам привело к тому, что стало нормой носить на себе множество разнообразных украшений: массивных, заметных. Под одеждой могли таиться более объемные золотые изделия, а в нательных сумках-поясах цыганок их накапливалось до восьми килограммов в виде монет, цепей, украшений и т. п.

Обычай носить кольца, браслеты, цепи, серьги и всевозможные подвески, делать из золота элементы одежды и сейчас проявляется не только в праздничные дни, но и в обыденной жизни.

К тому же сложились связанные с золотом традиции: например, сын должен приумножить вдвое полученное от отца.

Самые богатые цыгане в мире

Когда речь заходит о самых состоятельных цыганах, можно упоминать королей, баронов и представителей разных родов, а также различные варианты их демонстрации богатства. Однако такой концентрации показной роскоши цыганских домов нет нигде в мире, как в румынском Бузеску, городке миллионеров с населением в пять тысяч человек.

Золото здесь меряют килограммами. Считается, что на внутренний интерьер дома цыганского "короля" Флориана Чиоабы затрачено 55 килограммов этого металла. Ежегодный доход одного из главных цыган оценивают в 50-80 000 000 евро, а совместный с подвластным ему кланом - в 300-400 млн евро.

Благосостояние местных цыган основывается главным образом на торговле металлом - черным и цветным. Многие из них относятся к многочисленной группе "калдераш", связанной с кузнечным ремеслом и в переводе именующейся "медники". Не обходится ныне без гостиничного бизнеса, легальной и контрабандной торговли.

В поселении восемь сотен домов разного масштаба и степени вычурности, отличные по стилю архитектуры. Этажность в основном от четырех и выше. Более низкие, особенно двухэтажные, малочисленны и не новы. Часто старые постройки сносят полностью в угоду возведению новых больших.

В основном в поселении старики и дети, взрослые жители собираются только по случаю родовых торжеств. Свадьбы, крестины, похороны не редкость и проводятся с размахом, поэтому поводов собраться у членов родов предостаточно.

Общее состояние городка самых богатых цыган оценивают приблизительно в четыре миллиарда долларов. Здесь все дома принадлежат миллионерам. Их стоимость колеблется в диапазоне от 2 до 30 миллионов долларов (в некоторых источниках те же цифры указываются в евро).

Бузеску, как и все цыганские города, поражает не только соревнованием в богатстве и фантазии оформления жилища, но и контрастностью. Здесь занимаются типичными ремеслами, держат скот, а туалет возводят отдельным помещением от основного здания, так как философия цыган велит разделять и не помещать под одну крышу место опорожнения организма от того, где готовят пищу.

Молдавский город Сороки - от Капитолия до собора Святого Петра

Этнографы никак не могут прийти к заключению о цыганских титулах. Самые богатые цыгане, имеющие наибольшее влияние в клане, традиционно называются баронами, королями и даже императорами. Однако единовластия нет. Самопровозглашенные главы появляются тут и там - и каждого поддерживает определенная часть сообщества.

Например, в молдовском городе Сороки уже почти шестьдесят лет проживает потомственный барон Артур Михайлович (русифицированный вариант отчества, оригинальное имя звучит как Мирчи) Чераре, ожидающий провозглашения себя в качестве короля цыган СНГ.

Он унаследовал положение от отца, который вместе со своим братом Валентином был одним из первых советских миллионеров. Сделавший состояние на пошиве и продаже нижнего белья под фамильной маркой, Мирчи был окружен ореолом тайны и различными легендами, разобраться в истинности которых уже не представляется возможным. Тут и слухи о личном самолете и о золотозубой любимой овчарке.

Именно в период расцвета бизнеса Чераре Цыганская горка в Сороках начала застраиваться вычурными и шикарными домами. Здесь можно встретить подражание самым знаменитым архитектурным сооружениям из разных частей света.

Однако многое осталось недостроенным, в связи с тем, что после распада СССР только первое десятилетие было удачным для бизнеса местных цыган. А сейчас многие здания пустуют большую часть времени, так как их хозяева разъехались по миру в поисках успешного заработка.

Нынешнего главу цыган в Молдавии самым богатым назвать трудно. Однако у Артура масштабные планы - он мечтает об официальном статусе своего города как столицы, университете с факультетом цыганологии, офисных помещениях и тронном зале, собственном периодическом печатном издании и телевидении.

Цыганские праздники: самая богатая свадьба

Цыганская свадьба традиционно символизирует слияние семей, увеличение общего богатства. Именно на этом празднике есть и повод, и возможность удивить окружающих. Часто цыгане предпочитают европейский вариант - белое пышное платье, и добавляют множество украшений.

Однако некоторые родители стараются нарядить детей так, чтобы баснословное богатство бросалось в глаза. Тут в ход идут все способы и символы - золотая корона, платье и фата из этого же металла, огромные драгоценности на невесте (часто неимоверно юной).

У самых богатых цыган традицией стало наряжать молодую жену в платье из купюр. Часто на декорирование демонстративно идут очень крупные банкноты, например, номиналом в 500 евро.

Самые богатые цыгане России ведут более светский и европеизированный образ жизни. Часто эти уважаемые семьи относятся к творческой элите нации. Однако и им обычно не чужда демонстрация богатства, а праздники поражают обилием золота и масштабом мероприятий.

Похороны по-цыгански

Самые богатые цыгане живут, окруженные показным богатством и роскошью, в этом же блеске они уходят в мир иной.

Похороны очень состоятельных цыган напоминают погребение фараонов, но с меньшим размахом. Под землю помещаются целые склепы, имитирующие настоящее жилье - шикарную спальню с мебелью и необходимыми предметами быта. Вместе с усопшим могут закопать даже автомобиль. Известно, что вместе с молдавским бароном Мирчи Чераре, умершим в 1998 году, закопали его "Волгу".

Томные романсы и пляски с медведями на потеху публике, отсутствие нормального жилья и даже начального образования, шикарные дворцы и масштабные фестивали - весь блеск и вся нищета повседневной жизни самого известного кочевого народа в нашем рассказе.

Цыгане - это явление воистину глобальное, интернациональное. Они живут на каждом континенте, где-то вбирая культуру местного населения, но всегда сохраняя свою. Непонятные широким слоям населения, что часто относится к цыганам предосудительно, они продолжают кочевать по миру со своим «цыганским духом», будто сами по себе. И эта проблема социализации в современном, сжимающемся под действием глобализации мире у них определяется тем же, чем и у израильских бедуинов . Цыгане не признают государственные границы, а государства не признают тех, кто не признает их границы.

Фото: borda, deviantart

И уж кому, как не нам, обитателям территорий бывших Российской Империи и Советского Союза, замечать метаморфозы, произошедшие с цыганским народом. Ещё столетие назад без цыган с их маленькими оркестрами и танцевальными труппами невозможно было представить ни одно более-менее крупное застолье, артисты цыганского рода отличали своим присутствием хороший кабак от плохого, на каждой ярмарке были они с обязательным дрессированным медведем. Сегодня же российские цыгане ассоциируются у большей части населения с полунищенским существованием в незаконно занятых хлипких хибарах, преступной деятельностью и прочими не слишком приятными вещами. Произошла эта трансформация, понятное дело, не сама по себе - ассимиляция и перевод на оседлый образ жизни цыган были важными пунктами социальной программы советской власти, чему сами цыгане зачастую не были рады. Во многих таборах запрещалось получение даже начального образования (это, в общем-то, считается в цыганской среде правилом хорошего тона), плоды чего в виде массовой необразованности российские цыгане пожинают до сих пор (не без исключений, конечно, например, сэрвы считаются одной из наиболее образованных цыганских этногрупп в мире).

Фото: Joakim Eskildsen

Фото: Joakim Eskildsen

И случай с Советской Россией отнюдь не уникален - цыгане в Европе всегда делили звание гонимого народа с евреями. Вместе с ними они оказались и в числе народов, ставшими жертвами Холокоста. В более демократичной форме это продолжается и сегодня (массовые выселения цыган с территории Франции в 2010 году, например). Так что же заставляет цыганский народ веками под чудовищным давлением жить так, как жили их предки, заниматься привычными (пусть зачастую и предосудительными с точки зрения закона) делами, сопротивляться совершенству современного мира до последнего? Ответ прост - романипэ. Это неписаная философия цыган, бытовая эзотерика (не религия, по вероисповеданию большинство цыган - христиане, немного - мусульмане), свод законов, передающийся из уст в уста, из поколения в поколение. То, что принято назвать «цыганским духом» - образ жизни, выбранные профессии, культурные традиции.

Фото: Joakim Eskildsen

Фото: Joakim Eskildsen

Но под давлением современного мира и нашей реальности, не терпящей альтернатив от свободолюбивых людей, «цыганскому духу» остаётся всё меньше и меньше свободного пространства. Например, большая часть цыган, которых издревле принято считать исключительно кочевым народом, давно перешла на оседлый образ жизни. Многие таборы расселились по свободным домам в деревнях и на окраинах городов, пережив уже несколько поколений оседлости. Цыганский дом - небольшая хижина, часто, покосившаяся от старости, преимущественно одноэтажная. Последний факт связан с тем, что женское тело ниже пояса у цыган считается чем-то сакрально грязным, а, следовательно, им нельзя находиться этажом ниже того, по которому ходит дама. Хотя, не без исключений, например, жители цыганского гетто Столипиново в болгарском Пловдиве давно от этого правила отказались, иначе они просто не могли бы жить в престарелых пятиэтажных «хрущёвках». Из дизайнерских особенностей дома - обязательное наличие большого зала (часто в ущерб жилому пространству), в котором цыганская семья принимает гостей и проводит массовые праздники. У тех цыган, что по заветам предков продолжают вести кочевой образ жизни, роль зала выполняет свежий воздух. Вместить всех гостей в дома на колёсах, в наше время заменивших цыганам кибитки, понятное дело, представляется задачей невыполнимой.

Фото: Joakim Eskildsen

Фото: Joakim Eskildsen

Как и всем народам мира, цыганам не чуждо социальное расслоение - разница между благосостоянием простых людей и так называемых цыганских баронов может достигать невероятных размеров. Дома же баронов, глав таборов, в руки к которым зачастую стекаются незаконные финансовые потоки, могли бы остро контрастировать с покосившимися хибарами и замызганными грязью жилыми прицепами, если бы располагались среди них. Но, как правило, бароны ставят свои поражающие роскошью (и, часто бывает, полным безвкусием) особняки в весьма фешенебельных районах. Величина прибылей некоторых из цыганских лидеров иногда обусловлена тем, что приворовывать в цыганском обществе не считается чем-то зазорным. По одной из легенд, табор, проходивший мимо распятия Христа, прихватил с собой один из гвоздей - в следствии Бог разрешил народу немного присваивать чужое.

Фото: gdtlive.com

Но не воровством лошадей и попрошайничеством единым живут цыгане. Своих доходы многие из них предпочитают извлекать честным трудом. Не трудом на фабриках, который у этого народа считается «нецыганской» профессией, за которую могут даже изгнать из этнического общества, но талантами первоклассных артистов. Цыгане могут навсегда осесть на одном месте, они могут перестать разговаривать на родном языке, но при этом собственную культуру цыгане не забывают никогда. И даже гадания, с которыми у нас часто ассоциируются цыгане, воспринимаются в их среде как эзотерическое артистическое искусство. Но куда большего успеха цыганский народ добился в музыке и танцах. В России они до сих пор распевают романсы и отплясывают цыганочку, в Испании играют и танцуют фламенко не хуже самих испанцев, но со своим колоритом, в Турции исполняют свой особенный танец живота, в котором не прочь показать своё мастерство и цыганские мужчины. Всё это культурное разнообразие сегодня уже сложнее встретить на улице (тем более, в приличной концентрации, которая осталась если только на Балканах), зато буйным цветом оно расцветает на фестивалях цыганской культуры - майском «Кхаморо» в Праге, осеннем «Романи Яг» в Монреале, сентябрьском «Амала» в Киеве. И каждый день - в любом месте, где сегодня живут цыгане, ведь их образ жизни, «цыганский дух», романипэ - это и есть настоящее искусство.

Фото: Angelita70, panoramio

На протяжении веков отношение к цыганскому народу было весьма противоречивым, а их образ жизни всегда и у всех вызывал по меньшей мере недоумение и непонимание. В то время как у большинства людей цыгане ассоциируются с ворами и попрошайками, цыганская элита буквально утопает в золоте и богатствах. На сегодняшний день некоторые цыгане продолжают вести кочевой образ жизни, постоянно находясь в дороге, а некоторые выбрали оседлую, стабильную жизнь, что, к слову, совершенно не мешает им неизменно держаться обособленной группой и никоим образом не ассимилироваться с остальным обществом. Мы публикуем снимки, которые в полной мере демонстрируют особенности жизни, быта и культуры цыганского народа. Город Мусорщиков Цыганский квартал
Цыганские дома
Резиденция цыганского барона в Молдавии. Местные жители возводят даже копии всемирно известных памятников архитектуры.
Внутренняя отделка домов
Жилище. А вот такое жилье домом вряд ли можно назвать.
Золотая BMW
Средство передвижения
Цыганский барон. На золото с цыганских украшений можно было бы кормить сотни простых цыган долгое время. Цыганский «король» Румынии. Самый влиятельный и уважаемый барон.
«Золотая» молодежь
Ромы. Семья цыган разгребает лопатами опилки, которые они используют для отопления дома.
Родители и дети
Баронесса Типичный представитель цыганской «элиты» Цыганская свадьба. Цыганская свадьба - закрытый обряд. Посторонних на праздник не приглашают.
Цыганская гей-свадьба. Веселье закончилось массовой дракой, из-за пьяного гостя, пожелавшего узнать, что у невесты под юбкой. Платье невесты. Шикарный наряд из-за большого количества золота весит больше десяти килограмм.

«Не балуйся, а то цыганке отдам!» - не раз слышал я, как мамы пугают так детей. Но кто такие цыгане, и почему их все так боятся? Действительно ли они гипнотизируют людей и выманивают деньги? Кто такой барон и как он живет? За ответами на эти вопросы я отправился в цыганский табор.

Однажды я выезжал из города и заметил по обочине странные картонные домики. Посмотрев дома на карту, я увидел, что это цыганский поселок. Я был очень удивлен - никогда бы не подумал, что такое бывает по-настоящему и в Челябинске. С тех пор мысль наведаться туда не покидала меня. И вот, волей случая мы уже едем.

Оба табора находятся на выездах из города, с противоположных сторон. Мы выбираем тот, в котором, как оказалось, у нашего водителя есть знакомый. По дороге все шутят, вспоминая цитаты из фильма «Большой куш», ожидая, как нам попытаются «впарить» фургон и «собаку в нагрузку»...

И вот мы на месте. Я вижу перед собой одноэтажные дома, сколоченные из фанерных досок. Домики серые и грязные, их всего около 25–30. Первой мы видим цыганку, которая гонит гусей в загон, я тороплюсь достать фотоаппарат, но не успеваю.

Наша машина останавливается и внезапно, изо всех щелей появляются дети, которые облепляют машину. Становится не по себе.

Мальчик в красной футболке только что вышел из «Приоры» и держит в руках ключи и сотовый телефон.

У цыган есть необычное умение - они неожиданно появляются из ниоткуда и так же неожиданно исчезают. К нам подходит мужчина и спрашивает, зачем мы к ним заехали. Объяснив, что мы хотим пофтогографировать быт, нам дают разрешение. Что интересно, это не особо важно, потому что, как выяснилось, разрешение каждый из них дает свое, не спрашивая остальных, а остальные могут быть и против.

Я начинаю фотографировать, а вокруг меня толпа детей. Все кричат «дядя, сфотографируй меня!» и лезут в кадр. Начинается просто какой-то ужас... Все бегут за мной, трогают за руки, пытаются снять очки. Девочка рядом садится в лужу и начинает ходить в туалет...

Наш водитель Серега был здесь несколько раз и говорит, что лучше сфотографировать их или сделать вид - все равно не отстанут. Я начинаю снимать детей, и с каждым кадром они не успокаиваются, а напротив, все громче кричат и просят фотографировать их еще. При этом они все толкаются и лезут в кадр первыми.

Поселок состоит из нескольких импровизированных улиц. Здесь живет около 30 семей.

Скоро появляется сын одного из авторитетных мужчин в таборе - Валера (в синей футболке слева) и сообщает нам, что в таборе траур и пока нам лучше не фотографировать здесь, а приезжать через неделю. Мы понимающе вешаем камеры на шею.

Но при этом он сам просит сфотографировать некоторых детей, которые не успокаиваются... Я окончательно запутываюсь и продолжаю снимать.



На улицу потихоньку стягиваются взрослые мужчины. Все сначала выглядят очень сурово и спрашивают о цели нашего визита и вроде бы запрещают снимать, но потом сами позируют и пытаются попасть в кадр.

А один цыган даже красиво сел и сам попросил его запечатлеть.

И самый активный мальчик, который вышел из «Приоры»

Я постепенно двигаюсь к машине, боясь за свои карманы, мои напарники тоже уже садятся. Немного успокоился я только тогда, когда сел на заднее сиденье за тонированными стеклами и закрыл дверь на кнопку. Теперь дети лезут в машину, не давая закрыть дверь, и кричат «дядя, дай копеечку!».

С борьбой мы закрываем дверь в машину и трогаемся. Я молюсь, чтобы машина не сломалась и мы побыстрее уехали. За нами еще бегут несколько цыганят...

Естественно, мы не удовлетворяемся таким результатом и принимаем решение отправиться во второй табор, который стоит в другом конце города. Прибыв на место, мы видим точно такие же домики. Но если в первом таборе у нас был хоть какой-то знакомый, то здесь мы вообще никого не знаем. Поэтому, приехав, мы еще несколько минут сидим в машине, предвкушая то, что сейчас начнется...

Но здесь все начинает развиваться несколько по другому сценарию. Первой нас замечает женщина, и уже за 30 секунд из одной она превращается в несколько с детьми. Дети, увидев камеру, сразу просят сфотографировать их, но не так нагло, как в первом таборе, а уже намного более цивилизованно. Женщина оттаскивает своего ребенка, не желая, чтобы он попал в кадр.

Но это ему (или ей) не особо мешает. Все уже смеются, включая маму.

В этом таборе все происходит намного спокойнее. Цыганки начинают рассказывать нам, что их поселок хотят отобрать, и все говорят фамилию Давыдов. Говорят, что к ним уже приезжали люди с камерами и что-то снимали. Общаются они спокойно и вежливо, даже на некоторое время становится интересно и приятно с ними разговаривать. Разница с первым поселком разительная.




За разрешением на съемку нас отправляют к барону, и мы начинаем искать его дом. По пути за нами отовсюду наблюдают и с интересом рассматривают. Но дети ведут себя прилично, не кричат и не бегут толпой.

Дом барона был найден не сразу, попробуй различи эти дома...

И уже около дома нас встречают несколько взрослых и крепких мужчин и начинают, что называется, задавать «неудобные вопросы». Здесь уже становится не по себе. Адекватно воспринимать реальность мозгу не дают стереотипы про цыган.

Кое-как объяснив им, зачем мы приехали, мы видим подъезжающую к дому машину. «А вот и барон из магазина приехал!».
Мне сразу представляется, что сейчас выйдет какой-то здоровый черноволосый мужик в золотых цепях и шубе на голое тело, но к нам подходит очень приятный и приветливый мужчина по имени Юра. По крайней мере, так он нам представился. Я рассказываю о наших съемках.

Он приглашает нас в дом. Мне становится жутко, со спины подходит около десятка мужчин и все настойчиво предлагают войти в дом и «выпить чаю». В конце концов мы соглашаемся и следуем внутрь. В голове крутятся самые жуткие картины.

Миновав маленькую прихожую, мы сразу попадаем в кухню. Садимся за стол и вдоль стен встают мужчины, барон садится с нами за стол. Все остальные стоят. Смотря на это все, возникает устойчивая ассоциация со сценой из фильма «Большой куш». С нами так же разговаривает один барон, но все остальные мужчины дополняют его ответы.

У плиты суетится женщина - жена барона. И уже скоро на столе появляется три стакана на блюдцах, в каждом из которых лежит слива. Мы с коллегами недоуменно переглядываемся. Но вскоре выясняется, что это традиционное приготовление чая. В эту же кружку кладется обыкновенный пакетик чая и заливается кипятком.

В верхней левой части кадра, вы можете увидеть, как вдоль стен стоят те самые цыгане.

Мы начинаем разговор с Юрием, и я объясняю, что моя цель - показать в своем репортаже цыган обыкновенными людьми. Показать, что цыгане такие же люди, как все, и что человеческое им не чуждо. Первые вопросы мы почему-то задаем о свадьбе.

Традиционная свадьба, какая она?
- Детей мы женим в 12 лет...

Мы сначала думаем, что это шутка, но Юра улыбается и начинает объяснять.

Когда мальчику уже 12 - его пора женить. Его отец разговаривает с отцом какой-нибудь девочки и они договариваются о женитьбе.

Мальчика, а девочку тем более, спрашивать никто не будет. За них уже все решено.

Почему детей женят так рано? Это нужно для того, чтобы мальчик, как будущий мужчина, с детства привыкал нести ответственность и понимал, что у него есть семья, которую нужно кормить и защищать. Свадьба длится три дня и мало чем отличается от нашей с вами традиционной свадьбы.

Пока идет эта беседа, на столе появляется кое-какая еда. Я уже, совершенно осмелев и забыв о том, «что меня пытаются отравить», уплетаю бутерброд. А мужчины, будто окончательно расслабившись, расходятся по делам, а один садится с нами за стол.

Как раз в день нашего приезда в таборе гостил цыган из Самары, приехавший в гости на несколько дней. Он тоже показался довольно приветливым и общительным. По дому ходит мальчик без штанов, жуя что-то, а рядом с ним «пёсик».

Я выбираю момент и задаю вопрос, который больше всего меня волнует: «Почему вы не живете в квартирах, а строите свои дома» и получив ответ, я нахожусь в шоке.

Нельзя, чтобы женщины были над мужчиной. Это неправильно и недопустимо.

Оказывается, у цыган страшное преступление, если женщина находится на втором этаже, над головой мужчины.

«Она должна знать свое место и всегда быть ниже», - показывает нам рукой Юра.

Мы затрагиваем тему иерархии и выясняется, что это касается и еды. За одним столом с мужчинами женщины есть не могут - они едят после. Но если женщина уже старая и мудрая, то иногда её пускают за стол, выражая уважение. Более того, нижняя часть тела женщины считается изначально оскверненной. И одежда, которую носит женщина ниже пояса. Прикасаться к ней мужчина никогда не будет.

Традиционно, у женщины должна быть длинная юбка до пола. У мужчин традиционная одежда - папаха. Рассказав об этом, Юрий убегает в комнату искать в шкафу шапку. Для фотографии он одевает её.

- Она осталась мне еще от деда. Позор мужчине, когда у него нет такого головного убора, тем более, если ты барон, - рассказывает Юра. Но на сегодня традиции опускаются, ведь мы живем в современном мире, и папаха одевается уже только по праздникам.

Барон, кстати, выбирается всем табором. В его задачи входит контроль за порядком в таборе, решение споров, контроль денег и т.д. Барон - это такой локальный и 100% уважаемый «президент». Очень важно, чтобы в таборе был порядок. В первую очередь для того, чтобы другие цыгане, из других городов, никогда не могли сказать, что в нашем таборе что-то плохо.

Каждый вечер, цыгане собираются на «пятиминутку». Здесь табор обсуждает, как у кого дела, кто в чем провинился, как дела на работе и т.д. Работают, кстати, челябинские цыгане с металлом. Даже называют себя они «металлоломщики». Поэтому молодые мужчины-цыгане не фотографируются - боятся.

А вот с русскими вы дружите? Бывает такое, что они приходят в табор? - спрашиваю я и понимаю, что задаю глупый вопрос. Сам ведь сижу, пью вкусный чай и угощаюсь нехитрой едой.
- Конечно, у нас часто гостят русские друзья, и мы общаемся с соседним поселком.
- А бывает брак между русскими и цыганами?
- Нет, ни в коем случае! Это недопустимо!

С Юрием общаться очень интересно. Он рассказывает нам про проблемы.

Администрация города не хочет давать бумаги, подтверждающие право владения землей, поэтому мы не можем строить уже нормальные, хорошие дома. Вдруг нас выгонят? Сейчас у меня идут переговоры с Давыдовым, и я надеюсь, что скоро все у нас получится, и мы сможем законно жить на свей земле.

Оказывается, цыгане, которые сидят на улицах с грудными детьми, так же ненавистны настоящим цыганам, как и нам с вами. Зовутся они «люли». Люли - это позор цыганского рода. Кстати, они православные. Но бывают и мусульмане, они называются «харохане». К цыганкам, которые на вокзале раздевают людей, Юра относится тоже негативно. «Это ведь просто грабеж!», - говорит Юрий.

В доме становится душно и жарко от чая и мы выходим на улицу.

В прихожей кошка с котятами.

А с другой стороны - пёсик.

На улице женщины кипятят воду. Дети здесь, кстати, все грязные и чумазые. Но это выглядит даже смешно. Зато все сытые и довольные.

Пока мы ходим и фотографируем, в табор приезжает такси. Я сначала подумал, что у меня галлюцинации, а потом увидел, что это цыгане приехали домой.

Один дом здесь вообще выглядит прилично, и на нем есть даже спутниковая тарелка, которая не очень сочетается со всеобщим хаосом в поселке. К слову, в этом таборе тоже около 30 домов и 30–40 семей.

А другие дома, выглядят, например, так:

Мы разговариваем с Юрием и мимо нас идет женщина. «Повернись!» кричит она. Мы с недоумением смотрим на Юру и он улыбнувшись рассказывает.