Последний балет мариуса петипа. Биография петипы мариуса ивановича

Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в Марселе в семье известного провинциального балетмейстера. Его отец, Жан Антуан Петипа, был танцовщиком, а впоследствии — балетмейстером и педагогом, мать, Викторина Грассо, — драматической актрисой. «Служение искусству переходило тогда из поколения в поколение, — вспоминал Мариус Петипа, — и история французского театра насчитывает много театральных семей» .

Семья Пе типа, как и большинство подобных ей, вела кочевой образ жизни.


Отец был его первым учителем. «Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства» .

Уже в 16 лет Мариус Петипа поставил свой первый спектакль в театре города Нанта.

В шестнадцатилетнем возрасте Мариус Петипа получил свой первый самостоятельный ангажемент. В полноценную театральную жизнь в то время вступали рано, и сейчас для нас поразительным выглядит тот факт, что шестнадцатилетний юноша, почти мальчик, получил место не только первого танцовщика в Нантском театре, но и балетмейстера. Правда, балетная труппа была невелика, и юному балетмейстеру «приходилось только сочинять танцы для опер, ставить одноактные балеты своего сочинения и придумывать балетные номера для дивертисментов».

Директор Императорских театров Петербурга в 1847 предложил Мариусу Петипа место первого танцовщика и он без колебаний его принял. вскоре прибыл в.

В конце мая 1847 извозчик вез по петербургским улицам странного пассажира. На голове его был повязан платок вместо картуза, украденного в порту, сразу же после того, как он покинул борт парохода, прибывшего из Гавра. Прохожие веселились, глядя на странного седока; он веселился не меньше, видя себя в центре внимания. Так прибыл в Россию человек, которому было суждено определять развитие русского балета в течение десяти летий

Петипа не был гениальным танцовщиком, и успех его на этом поприще был обусловлен упорными занятиями и личным обаянием. Многие отмечали, что как классический танцовщик он был намного слабее, чем как исполнитель характерных танцев. Отмечали его артистизм и прекрасные мимические способности. По всей вероятности, если бы Мариус Петипа не стал танцовщиком и балетмейстером, то драматическая сцена приобрела бы великолепного актера. По словам известной балерины и педагога Вазем, «темные жгучие глаза, лицо, выражающее целые гаммы переживаний и настроений, широкий, понятный, убедительный жест и глубочайшее проникновение в роль и характер изображаемого лица ставили Петипа на высоту, которой достигали очень немногие его собратья по искусству. Его игра могла в самом серьезном смысле слова волновать и потрясать зрителей».



Первым спектаклем, который поставил Мариус Петипа на петербургской сцене, был балет «Пахита», автором которого был французский балетмейстер Мазилье. Премьера заслужила благосклонное одобрение императора Николая I, и вскоре после первого представления балетмейстеру было прислано от него драгоценное кольцо в знак признания его таланта. Балет этот сохранился в постановке Петипа более чем на 70 лет, а некоторые фрагменты из него исполняются и поныне.

В 1862 Мариус Петипа официально был назначен балетмейстером Петербургских императорских театров и занимал это место до 1903 года. В 1862 он осуществил первую большую оригинальную постановку балета «Дочь фараона» на музыку Чезаре Пуни (1803-1870) , сценарий по произведению Теофиля Готье он разрабатывал сам . Сохранившаяся в репертуаре театра до 1928 «Дочь фараона» , содержала элементы, присущие дальнейшему творческому развитию балетмейстера и, всего российского балета, который пошел по пути развития танцевального симфонизма и зрелищности.



На фото сцены из балета "Дочь фараона" можно увидеть в центре балерин: Матильду Kсешинскую (1871-1970) в роли принцессы Аспиччия (справа) и Ольгу Преображенскую (1871-1962) в роли раба Рамзея (слева) .

Среди балетов Мариуса Петипа особенным успехом пользовались: «Царь Кандавл» (Петипа впервые на балетной сцене использовал трагический финал), «Бабочка», «Камарго», «Приключения Пелея», «Кипрская статуя», «Талисман », «Синяя борода» .

Лучшей работой Петипа считал балет «Спящая красавица», в котором в наибольшей степени сумел воплотить стремление к симфонизму в балете. И сама структура балета строилась по симфоническому принципу четкой организованности всех частей и соответствия их друг другу, взаимодействия и взаимопроникновения. Содружество с Чайковским во многом помогло этому. Сам композитор утверждал: «Ведь балет та же симфония». А сказочный сюжет давал балетмейстеру возможность поставить на сцене широкое, феерически красивое действие, волшебное и торжественное одновременно.



Фото премьеры балета "Спящая красавица" Петра Чайковского
Хореография М. Петипа 1890

Слава "русского балета" - это словосочетание можно встретить нередко.

Удивительно, но фундамент этой славы в XIХ веке заложили иностранцы: великий француз Мариус Петипа и совсем "не великие" композиторы - Пуни, Минкус и Дриго. Их должности в Императорских театрах назывались просто - сочинители балетной музыки.



http://www.var-veka.ru/article…

Портрет Марии Петипа, знаменитой танцовщицы Мариинского театра, в сценическом костюме для балета "Заколдованный лес" Дриго. 1887

Мария Мариусовна Петипа родилась в семье танцовщиков Петербургской императорской труппы. Мать - известная балерина Мария Сергеевна Суровщикова- Петипа, отец - Мариус Иванович Петипа. В 1869 её родители развелись, мать ушла с Петербургской сцены. В 1875 семнадцатилетней балериной она дебютировала в главной партии в балете «Голубая георгина» на музыку Пуни, поставленным её отцом в 1860 для исполнения её матерью. Мария Мариусовна ещё не раз будет танцевать в балетах отца, а какие-то партии он создавал специально для неё.

Петипа Мариус Иванович родился 11 марта 1818 года в Марселе. По национальности француз. Учился у своего отца - Ж.А.Петипа и О.Вестриса. В 1838-46 годах выступал как танцовщик и балетмейстер в театрах Бордо, Нанта, Нью-Йорка и Мадрида.

С 1847 года жизнь Петипа связана с Россией, куда он был приглашен дирекцией императорских театров на амплуа "танцора - мима". С течением времени его деятельность становится разноплановой: он работает преподавателем в Петербургском театральном училище, штатным балетмейстером балетной труппы Мариинского театра, а с 1869 по 1903 год - его главным балетмейстером. Творческий путь Петипа в России продолжался более полувека. За это время он поставил свыше 60 балетов, в процессе работы над которыми он опирался на традиции русского балета и мастерство русских актеров - исполнителей. Мариусом Петипа был создан свод правил балетного академизма. Его постановки отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий. Существенную роль в его спектаклях играли формы дивертисментной сюиты, которая обычно венчала танцевально - драматическое действие в балетах со счастливым концом, а в балетах - трагедиях - предшествовала развязке. Внутри спектаклей Петипа строил развернутые хореографические сцены, в которых зарождался танцевальный симфонизм. Лучшие балеты Петипа ставятся на сценах мира как выдающиеся образцы наследия 19 века.

Сотрудничество П.И.Чайковским стало вершиной и итогом творчества Петипа. Их знакомство произошло, очевидно, в 1886 году, когда Чайковскому был заказан балет "Ундина", от сочинения которого он впоследствии отказался. Но сближение произошло при совместной работе над балетом "Спящая красавица", подробный сценарий которого по желанию композитора был разработан Петипа. В период постановки "Спящей красавицы", Чайковский часто встречался с балетмейстером, уточняя отдельные места в балетах, внося необходимые изменения и дополнения.

Петипа поставил свыше 60 балетов. Им был создан свод правил балетного академизма. Постановки Мариуса Петипа отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий.

Постановки балетов Чайковского, осуществленные Петипа, стали непревзойденными шедеврами. При жизни композитора таким шедевром стала "Спящая красавица" Музыкально-хореографические кульминации в "Спящей красавице" - четыре адажио каждого акта - дали уникальные примеры поэтически обобщенной образности танца. Шедевром русской хореографии является и па-де-де Одиллии и принца Зигфрида в балете "Лебединое озеро" в постановке Петипа, осуществленной уже после смерти Чайковского.

Многие из его балетов сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия XIX века ("Спящая красавица", "Раймонда", "Лебединое озеро").

Т анцовщик, балетмейстер и педагог с именем, которое звучит словно элемент классического танца. Мариус Петипа - француз, посвятивший жизнь русскому балету.

Первой сценой для уроженца Марселя Мариуса Петипа стал брюссельский театр. Первым учителем и балетмейстером - отец Жан Антуан Петипа. В его же постановке в 1831 году Мариус впервые вышел на сцену в «Танцемании». Сам молодой танцовщик от балета был не в восторге.

«Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства» - вспоминал Мариус Петипа.

Всего девять лет понадобилось Мариусу, чтобы пройти путь от станка в учебном классе до места премьера и даже балетмейстера в Нантском театре. Едва получив первый самостоятельный ангажемент, Петипа начал сочинять танцевальные номера для опер, одноактные балеты и дивертисменты. Работая с отцом, расширил горизонты, гастролируя по всей Франции, Америке, Испании. Не попав в состав труппы Парижской оперы, танцовщик отправился изучать испанские танцы, чтобы применить все полученные знания на новой службе - в России.

За пластикой - в Россию

Работа привлекала не только выгодным контрактом. Молодому и уже известному балетмейстеру еще не исполнилось тридцати, он был вполне успешен, но вот в самом европейском балете Петипа не хватало пластики и красоты. Потомственный танцовщик на родине видел вместо высокого искусства «клоунские упражнения».

«Балет - серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает».

Мариус Петипа

Русская премьера Мариуса Петипа состоялась на сцене петербургского Большого (Каменного) театра. Практически одновременно в качестве солиста и постановщика - помощника главного балетмейстера театра Жюля Перро. Наставник, перед тем как поручить молодому коллеге собственную постановку, отправлял своего ученика в музеи и за книгами - получать знания по этнографии и истории. Лишь спустя восемь лет Мариус Петипа поставил собственный дивертисмент по испанским мотивам «Звезда Гренады».

Успешные дебюты

Сцена из балета «Дочь фараона». Хореограф Мариус Петипа, композитор Чезаре Пуни. 1862 год

Мария Петипа и Сергей Легат в балете «Дочь фараона». Хореограф Мариус Петипа. 1862 год

Первый большой балет Петипа-постановщика «Дочь фараона» получил сценическое воплощение в 1862 году. В этом спектакле критики отметили умелое владение искусством работы с солистами и кордебалетом, но - в ущерб сюжету. Петербург принял спектакль благосклонно, чего не скажешь о московской публике.

Сцена из балета «Баядерка». 1900 год

Сцена «Теней» из балета «Баядерка». Фотография из личного архива Фёдора Лопухова. 1900 год

Первой большой удачей Петипа-балетмейстера стала «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса. На премьере в главной партии выступала Екатерина Вазем, а в 1902 году тогда еще начинающая Анна Павлова . В основе спектакля - французский балет «Сакунтала», поставленный братом Мариуса, Люсьеном Петипа, за два десятилетия до петербургской премьеры. И все же критики отмечали, что русская «Баядерка» получила собственное хореографическое воплощение, а завершающая картина спектакля «Тени» стала одним из самых ярких образцов классического танца.

«Эпоха Петипа»

Мария Петипа в партии Феи Сирени. 1900 год. Фотография из архива Мариинского театра.

Мариус Петипа

Карлотта Брианца в партии Аврора и Павел Гердт в партии Дезире. 1890 год. Фотография из архива Мариинского театра.

Мариус Петипа стал законодателем в мире балета, определив развитие этого вида искусства на многие десятилетия вперед. Свои лучшие постановки балетмейстер осуществил с легкой руки директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. Балет-феерия был его давней мечтой. На основе сказки Шарля Перро «Спящая красавица» был написан сценарий. Музыку Всеволожский предложил написать Петру Ильичу Чайковскому . Композитор потребовал подробный план балета с особыми пожеланиями постановщика. Хореограф вырезал из картона фигурки артистов и, передвигая их, зарисовывал композицию будущего спектакля. Услышав готовое произведение, постановщик менял рисунок танца, к примеру, для феи Сирени. Результатом такого сотворчества стал балет, который не сходит со сцены уже второе столетие в ставшей классической постановке Мариуса Петипа. Только при жизни хореографа балет исполнялся 200 раз.

«Спящая красавица» - одно из выдающихся явлений в истории мировой хореографии XIX века. Это произведение, наиболее совершенное в творчестве Петипа, подводит итог трудным, не всегда успешным, но упорным поискам хореографа в области балетного симфонизма. В известной мере оно подытоживает и весь путь хореографического искусства XIX века».

Балетовед Вера Красовская

В 76 лет французский балетмейстер получил русское гражданство, а спустя год вместе со своим учеником-хореографом Львом Ивановым ставит

Петипа Мариус Иванович (Petipa, Marius) (1818-1910), артист балета и балетмейстер, француз по происхождению, работавший преимущественно в России, где балет второй половины 19 в. принято называть «эпохой Петипа».

Родился в Марселе 27 февраля (11 марта) 1818 в семье артистов балета, учился у отца - Жана-Антуана Петипа (в начале 1830-х годов также у Огюста Вестриса). В детстве и юности разъезжал по Франции с труппой отца, гастролировал в США, в 1842-1846 работал в Мадриде. В 1847 Петипа был приглашен в Петербург и до конца жизни работал здесь в качестве артиста балета, с 1862 - балетмейстера, а с 1869 - главного балетмейстера. Дебютировал в октябре 1847 в роли Люсьена в балете Ж.Мазилье Пахита (музыка Э.Дельдевеза), который перенес из Парижа.

В дальнейшем исполнял ведущие роли в балете Мазилье Сатанилла (музыка Н.Ребера и Ф.Бенуа), балетах Ж.Перро Эсмеральда (музыка Ц.Пуни), Фауст (музыка Пуни и Дж.Паниццы), Корсар (музыка А.Адана), а также в собственных постановках. Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 прославился постановкой Дочери Фараона (музыка Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством. С этого момента и на протяжении последующих десятилетий был автором 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов.

Постепенно, от постановки к постановке складывались и утверждались каноны т.н. «большого балета», спектакля, где фабула излагалась в пантомимных сценах, а танец, в частности большие классические ансамбли, служил раскрытию внутренней темы. На протяжении всей второй половины 19 в.

Петипа не прекращал поисков танцевальной образности. Обобщенный образ рождался в развитии пластических тем, благодаря сочетанию движений, комбинациям рисунков, разнообразию ритмов. Петипа достиг многого еще в период работы с композиторами, чья музыка была далека от симфонизма, например, в Баядерке (музыка Л.Минкуса, 1877), где поставил, в частности, знаменитое grand pas «Теней» в сцене загробного царства. Но высшим его достижением стали спектакли, созданные в союзе с П.И.Чайковским (Спящая красавица, 1890; отдельные эпизоды Лебединого озера, 1895) и А.К.Глазуновым (Раймонда, 1898).

Несмотря на то, что к началу 20 в. монументальные постановки Петипа представлялись новому поколению балетмейстеров, прежде всего М.М.Фокину, устаревшими (и они окрестили их «старым» балетом, противопоставив им свой - «новый»), традиции «большого балета» Петипа сохранили свое значение и в 20 в. На русской сцене живут его лучшие спектакли, а некоторые идут и в крупнейших театрах мира. Кроме того, уже в середине 20 в. в искусстве нового поколения хореографов, среди которых первое место занимает Джордж Баланчин, выработанные Петипа выразительные средства предстали полностью обновленными и легли в основу современного балета.

Артист балета и балетмейстер Мариус Иванович Петипа (настоящее имя - Альфонс Виктор Мариус Петипа, Alphonse Victor Marius Petipa) родился 11 марта 1818 года в Марселе (Франция). Отец - Жан-Антуан Петипа - артист балета и хореограф, мать - Викторина Грассо - драматическая актриса, пользовалась известностью как исполнительница первых ролей в трагедиях.

В 1822 году Жан-Антуан Петипа получил приглашение в Брюссель, куда переехал со своей семьей. Общее образование Мариус Петипа получил в брюссельской гимназии, одновременно посещал консерваторию Фетис, где изучал сольфеджио и учился игре на скрипке. С семи лет Мариус и его старший брат Люсьен начали обучаться хореографии в классе своего отца. В Брюсселе состоялся и дебют будущего хореографа.

В начале 1830-х годов семья перебралась во Францию, где Мариус Петипа начал заниматься со знаменитым хореографом Огюстом Вестрисом . Выступал в Бордо, вместе с отцом гастролировал в Нью-Йорке, в 1843-1846 годах работал в Испании.

В 1847 году Петипа был приглашен в Петербург и заключил контракт с дирекцией императорских театров . В октябре 1847 года Петипа дебютировал в роли Люсьена в балете Жозефа Мазилье "Пахита" (музыка Эдуарда Дельдевеза), который перенес из Парижа. В дальнейшем исполнял ведущие роли в балете Мазилье "Сатанилла" (музыка Наполеона Ребера и Франсуа Бенуа), балетах Жюля Перро "Эсмеральда" (музыка Цезаря Пуни), "Фауст" (музыка Пуни и Джакомо Паниццы), "Корсар" (музыка Адольфа Адана), а также в собственных постановках.

Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 году Петипа прославился постановкой "Дочери Фараона" (музыка Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством.

В 1862 году Мариус Петипа официально был назначен балетмейстером Петербургских императорских театров, а с 1869 года стал главным балетмейстером. Это место он занимал до 1903 года.

Среди его балетов: "Царь Кандавл" (1868) Цезаря Пуни, "Дон Кихот" (1869, Москва; 1871,Санкт Петербург), "Баядерка" (1877) Людвига Минкуса и другие. "Баядерка" стала первым шедевром Петипа, особенно "акт теней", который до сих пор является образцом академического классического балета.

Свои балеты Петипа предпочитал ставить в тесной связи с композиторами, если это было возможно. Совместная работа помогала балетмейстеру глубже проникнуть в суть музыки, а композитору - создать партитуру, гармонично сочетающуюся с хореографической частью.

Вершин академизма и симфонизации танца Петипа достиг в балетах Петра Чайковского ("Спящая красавица", 1890; "Лебединое озеро", 1895) и Александра Глазунова ("Раймонда", 1898).

Среди поставленных Петипа одноактных балетов выделялись "Сон в летнюю ночь" (1876) на музыку Феликса Мендельсона к комедии Шекспира, "Испытание Дамиса" ("Служанка госпожа", 1900) и "Времена года" (1900) Глазунова.

В 1894 году Петипа принял русское подданство. Русских артистов он считал лучшими в мире, говоря о том, что способность к танцу у русских просто врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки.

Последние годы творчества великого балетмейстера были омрачены отношением к нему нового директора императорских театров Владимира Теляковского. Уволить Мариуса Петипа он не мог, так как поклонником творчества артиста был император Николай II, но стал чинить препятствия в постановках, вмешиваясь в творческий процесс и делая замечания.

Мариус Петипа жил в Петербурге до 1907 года, а затем по настоянию врачей уехал вместе с семьей в Крым, в Ялту, где провел остаток своей долгой жизни.

14 июля (1 июля по старому стилю) 1910 года Петипа скончался в Гурзуфе. Его тело было перевезено в Петербург и торжественно похоронено на Волковском лютеранском кладбище. С течением времени, однако, его могила оказалась в запустении, и в 1948 году по решению властей прах балетмейстера был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Француз по происхождению, Мариус Петипа работал преимущественно в России, где балет второй половины XIX века принято называть "веком Петипа". Многие постановки сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия. Постановки балетмейстера отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий.

Петипа был дважды женат на танцовщицах. В 1854 году он сочетался браком с Марией Суровщиковой, впоследствии супруги разъехались. В 1882 году Мария Суровщикова умерла, и Мариус Петипа женился во второй раз на дочери известного в те годы артиста Леонида Леонидова - Любови Савицкой.

Практически все дети Петипа имели отношение к театру. Четверо его сыновей стали драматическими актерами, четверо дочерей танцевали на сцене Мариинского театра.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников