Презентация "Ранние романтические произведения А.Горького". А.М

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Максим Горький Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936)

Происхождение Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) – сын солдата, столяр -краснодеревщик, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна, урожденная Каширина (1842-79), была дочерью нижегородского купца. Умерла от чахотки.

Детство Алексей Пешков родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Детство писателя прошло в доме деда. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное – заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни»(«Детство»).

Образование 1877 – 1879 годы – Алексей Пешков учится в Нижегородском Кунавинском училище. Из-за отсутствия денег Алексей Пешков вынужден оставить учебу и идти «в люди». 1879 – 1884 годы – Алексей одно за другим меняет места «обучения». Сначала он ученик сапожника (родственника Кашириных), затем ученик в чертежной мастерской, после – в иконописной. Наконец он становится поваренком на пароходе, ходившем по Волге.

Неудачи и скитания Декабрь 1887 года – полоса жизненных неудач приводит Пешкова к попытке самоубийства. 1888 – 1891 годы – Алексей Пешков скитается по России в поисках работы и впечатлений. Он проезжает Поволжье, Дон, Украину, Крым, Южную Бессарабию, Кавказ. Он успевает завязывать контакты в творческой среде. Странствуя, Пешков собирает прототипы своих будущих героев – это заметно по раннему творчеству писателя, когда героями его произведений становились люди «дна».

Р анние произведения Горького 12 сентября 1892 года – в Тифлисской газете «Кавказ» впервые напечатан рассказ Пешкова «Макар Чудра». Произведение было подписано «Максим Горький». 1893 – 1895 годы – рассказы Горького часто выходят в приволжской прессе. В эти годы были написаны: «Челкаш», «Месть», «Старуха Изергиль», «Емельян Пиляй», «Вывод», «Песня о соколе».

Псевдонимы Свои рассказы Пешков подписывает различными псевдонимами, которых в общей сложности было около 30. Наиболее известные из них: «А.П.», «М.Г.», «А-а!», «Один из недоумевающих», «Иегудиил Хламида», «Тарас Опарин» и др.

Семья и работа 1895 год – при содействии Короленко Горький становится сотрудником «Самарской газеты», где ежедневно пишет фельетоны в рубрике «Между прочим», подписываясь «Иегудиил Хламида». Это же время – в «Самарской газете» Горький знакомится с Екатериной Павловной Волжиной, которая служит корректором в редакции. 1896 год – Горький и Волжина женятся. 1896 – 1897 годы – Горький работает на родине, в газете «Нижегородский листок». 1897 год – у Горького обостряется туберкулез, и он с женой переезжает в Крым, а оттуда – в село Максатиха Полтавской губернии. Этот же год – у писателя рождается сын Максим.

Первый арест Апрель 1901 года – Горький арестован в Нижнем Новгороде и заключен под стражу за участие в студенческих волнениях в Петербурге. Под арестом писатель пребывает месяц, после чего он отпущен под домашний арест, а затем выслан в Арзамас. В этом же году в журнале «Жизнь» выходит «Песня о буревестнике», после чего журнал закрыт властями.

Триумф 1902 год – во МХаТе поставлены пьесы «На дне» и «Мещане». Премьера «На дне» в постановке Станиславского проходит с небывалым триумфом.

Горький и революция 1905 год – Горький активно участвует в революции, он тесно связан с социал-демократами, но при этом вместе с группой интеллигентов накануне «кровавого воскресенья» посещает С.Ю. Витте и пытается предотвратить трагедию. После революции его арестовывают (инкриминируется участие в подготовке государственного переворота), но в защиту писателя выступает и русская, и европейская культурная среда. Горького отпускают.

Эмигрант Начало 1906 года – Горький эмигрирует из России. Он едет в Америку, собирать средства для поддержки революции в России. 1907 год – в Америке выходит роман «Мать». В Лондоне на V съезде РСДРП Горький знакомится с В.И. Ульяновым.

Жизнь на Капри Конец 1906 – 1913 годы – Максим Горький постоянно живет на острове Капри (Италия). Здесь написано множество произведений: пьесы «Последние», «Васса Железнова», повести «Лето», «Городок Окуров», роман «Жизнь Матвея Кожемякина».

Возвращение 1913 год – Горький возвращается в Россию. В этом же году пишет «Детство». 1915 год – написан роман «В людях». Горький начинает выпускать журнал «Летопись».

Разногласия с новой властью 1917 год – после Революции Горький оказывается в двойственном положении: с одной стороны, он выступает за пришедшую власть, с другой – продолжает оставаться при своих убеждениях, считая, что заниматься нужно не классовой борьбой, а культурой масс… Тогда же писатель начинает работать в издательстве «Всемирная литература», основывает газету «Новая жизнь».

Вызов Ленину Конец 1910-х годов – отношения Горького с новой властью постепенно обостряются. В 1918 в газете «Новая жизнь» выходит цикл статей «Несвоевременные мысли», где он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое отношение большевиков с этим народом.

Бегство от большевиков 1921 год – Максим Горький уезжает из России, официально – в Германию, лечиться, а фактически – от расправы большевиков. До 1924 года писатель живет в Германии и Чехословакии. 1921 – 1922 годы – Горький активно публикует свои статьи в немецких журналах («Призвание писателя и русская литература нашего времени», «Русская жестокость», «Интеллигенция и революция»). Все они говорят об одном – Горький не может принять случившегося в России; он все еще стремится объединить русских работников искусства за рубежом.

Переезд в Соренто 1923 год – Горький пишет «Мои университеты». 1925 год – начинается работа над романом «Жизнь Клима Самгина», который так и не был закончен. Написан роман «Дело Артамоновых». Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького того времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х годов. Середина 1920-х годов – Максим Горький переезжает в Сорренто (Италия).

СССР, Москва, НКВД 1928 год – Горький совершает поездку в СССР. Все лето он путешествует по стране. Впечатления писателя отразились в книге «По Союзу Советов» (1929 год). 1931 год – Горький переезжает в Москву. 1934 год – Максим Горький выступает в качестве организатора и председателя I Всесоюзного съезда советских писателей. Май этого же года – убит сын Горького Максим. По одной из версий, сделано это было по инициативе НКВД.

Смерть 18 июня 1936 года – Максим Горький умирает в Горках. Похоронен в Москве. Писатель здорово занемог и слег. А вскоре у постели больного появилась дорогая конфетная бонбоньерка с шелковой лентой - знак внимания из Кремля. Конфетами угостился не один Горький, с ним еще двое санитаров. Через час все трое были мертвы.

Почётные похороны Профессор П летнев, лечивший А лексея Максимовича, был сначала приговорен к расстрелу за убийство знаменитого писателя, потом смертную казнь ему заменили двадцатью пятью годами лагерей. Это было гуманно по отношению к человеку, который и понятия не имел о коробке с роковыми конфетами. П.П. Крючков, сотрудник НКВД, признал виновным себя. Урна с прахом Горького помещена в Кремлёвской стене в Москве.


Ранние романтические произведения А.М.Горького

Презентация для учащихся 11 класса


«Итак, на вопрос:почему я стал писать?- отвечаю:по силе давления на меня «томительно бедной жизни»… А.М.Горький


  • «Первая причина заставила меня попытаться внести в «бедную» жизнь такие вымыслы, «выдумки», как «Сказка о соколе и уже», «Легенда о горящем сердце», «Буревестник»…
  • Революционные предчувствия вносили в творчество писателя героику борьбы, пафос утверждения свободного человека. Бунтарский пафос ранних произведений Горького облекался в форму аллегорических сказок и поэм.
  • « Эта наклонность к фантастике …проявляется в искусстве как наклонность к романтике…»
  • В. Воровский

  • мечтой, которая опережала действительность
  • Романтическое наследие Горького 90-х гг.:
  • 1. «Макар Чудра»- 1892г.
  • 2. « Девушка и смерть» 1892г.

  • 4. « О чиже, который лгал, и о дятле-любителе истины» – 1893г.
  • 5. « Старуха Изергиль» -1894г.
  • 6. « Песня о Соколе» – 1895г.
  • 7. « Хан и его сын» -1986г.

«Девушка и Смерть»

Девушка стоит перед Смертью,смело

Грозного удара ожидая.

Смерть бормочет- жертву пожалела:

  • Ишь ты ведь, какая молодая!

Что ты нагрубила там царю?

Я тебя за это уморю!

  • Не сердись,- ответила девица,-

За что на меня тебе сердиться?

Целовал меня впервые милый

Под кустом зеленой бузины,-

До царя ли мне в ту пору было?

Ну, а царь- на грех- бежит с войны.

Я и говорю ему,царю,

Отойди,мол,батюшка, отсюда!

Хорошо, как будто, говорю,

А – гляди-ка, вышло –то как худо!

Что ж?! От Смерти некуда деваться;

Видно, я умру, не долюбя.

Смертушка! Душой прошу тебя –

Дай ты мне ещё поцеловаться!

Смерть молчит задумчиво и строго,

Видит- не прервать ей этой песни!

Краше солнца – нету в мире бога,

Нет огня – огня любви чудесней!

Ни земли, ни неба больше нет.

И душа полна нездешнй силой,

И горит в душе нездешний свет.

Нету больше страха пред Судьбою.

И ни бога, ни людей не надо!

Как дитя –собою радость рада,

И любовь любуется собой!


Для романтических произведений М.Горького характерна яркость красок, сочная метафоричность.

  • Портрет Лойко

« Усы легли на плечи и сме-

шались с кудрями, очи, как

ясные звезды горят, а улыб

ка – целое солнце, ей-богу!

точно его ковали из одного

куска железа вместе с конем.»


  • «О ней, этой Радде, словами и не скажешь
  • ничего. Может быть, её красоту можно было бы
  • на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку,
  • как свою душу видит.»



Композиционно ранние произведения строятся как рассказ в рассказе

Вступительный рассказ

2 –й рассказ


Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Гавриловой Татьяной Владимировной МКОУ «Сосновская СОШ»


Подписи к слайдам:

(1868 – 1936)

«Домик Каширина»
Казанский университет



И.Е.Репин
Л.Андреев
А.И.Куприн
Л.Н.Толстой
А.П.Чехов и М.Горький

1918

Подписи к слайдам:

(1868 – 1936)
Прозаик, публицист, основоположник социалистического реализма
Максим Горький(Алексей Максимович Пешков) А. М. Пешков родился16 (28) марта 1868 годав Нижнем Новгородев мещанской семье.В 3 года лишился отца, в 11 лет – матери; воспитывался в семье деда Василия Каширина.
«Домик Каширина»
Казанский университет
Летом 1884 года Горький едет в Казань, надеясь поступить в Казанский университет; но не хватило денег.Активное участие в студенческих кружках, увлечение революционными идеями, конфликты с полицией. Трудовая жизнь Горького началась с 11 лет, после окончания ремесленного училища: «мальчик» в обувной лавке, ученик в чертежной и иконописной мастерских, посудник на пароходе, помощник садовника; позднее – рыбные и соляные промыслы, железнодорожный сторож, работа в ремонтных мастерских…Ранние лишения, странствия по Руси (Поволжье, Бессарабия, Дон, Украина, Крым, Кавказ), общение с босяками преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под псевдонимами Иегудиил Хламида, А.П., М.Г., Тарас Опарин, «А-а!» и др.). В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» появился рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом - М.Горький.
В 1895 году, благодаря помощи В.Короленко, опубликовался в популярном журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»).1895 – «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе».
Начало литературной деятельности Ранние рассказы Горького носят романтический характер:Герой – гордый, сильный,свободолюбивый,одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. «С таким человеком сам лучше становишься» («Макар Чудра») Обстановка- необычная, экзотическая. Романтический пейзаж. Романтическое двоемирие – идеальный мир героя противостоит реальному, далекому от романтического идеала.
В 1896 году Горький женился на Екатерине Павловне Волжиной.
«содержательная картина современности», на фоне которой «должен бешено биться энергичный здоровый человек...».
1897 – 1898 - работает в газете «Нижегородский листок».1898 – «Очерки и рассказы» (книга вышла в Петербурге и имела огромный успех)1899 – повесть «Фома Гордеев» - В.Вересаев
И.Е.Репин
Л.Андреев
В 1899 году Горький переезжает в Петербург. Знакомство с Вересаевым, Михайловским, И.Репиным.С 1900 года живет в Москве; знакомится с Л.Андреевым, Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым, И.Буниным, А.Куприным.1901- «Песня о Буревестнике» И.А.Бунин
А.И.Куприн
Л.Н.Толстой
А.П.Чехов и М.Горький
В 1902 году избран в почетные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности(звание аннулировано правительством).
С 1901года М.Горький – глава издательства «Знание». Пьесы:1901 – «Мещане»1902 – «На дне»1904 – «Дачники»1905 – «Дети солнца», «Варвары»1906 – «Враги» Вершина раннего творчества – пьеса «На дне» (постановка Станиславского). В 1905 году Горький вступает в РСДРП; активно сотрудничает с большевиками; участвует в революционных событиях 1905 -1907 г.г. (Аресты в 1905, 1907 г.г.) В 1905 году знакомится с Лениным. 1906 г. – 1913 г. – эмиграция на Капри.Создает произведения:Повесть «Исповедь» (1908)Роман «Мать», повесть «Городок Окуров» (1909)Повесть «Детство» (1913-1914) (1916- «В людях», 1923 – «Мои университеты»)Цикл рассказов «По Руси» (1912-1917)«Сказки об Италии» (1913)Читает курс по истории русской литературы в партийной школе для рабочих. Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького.Как же мы потом жить будем?Что нам этот ужас принесет?Что теперь от ненависти к людямДушу мою спасет?М.Горький, 1914
В 1913 году, после объявления политической амнистии в связи с 300-летием дома Романовых, Горький возвращается в Россию, в Петербург.В 1913 -1921 г.г. вместе с Ладыжниковым и Тихоновым организует издательство «Парус» , издает ж-л «Летопись», в 1917 г. – газету «Новая жизнь» Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года Горький воспринимает неоднозначно.Он обвиняет Ленина в захвате власти и развязывании в стране террора. Революция для Горького – бунт,неподготовленный эксперимент большевиков, всеобщая катастрофа.«Русский народ заплатит за это озерами крови…»
1918
Горький разворачивает энергичную деятельность по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов. «Не один десяток людей обязан ему жизнью и свободой» (Е.И.Замятин) Издательство «Всемирная литература»Комиссия по улучшению быта ученыхОткрытие «Дома ученых» и «Дома искусств»Пишет ходатайства за арестованных. Сорренто
Вторая эмиграция в Италию (1921 – 1928)«Рассказы 1922 – 1924 годов»Роман «Дело Артамоновых» (1925)«Жизнь Клима Самгина» (1925 – 1936)«Литературные портреты» о Короленко, Чехове и др. Горький ведет широкую общественно-литературную деятельность, создает новые журналы, возглавляет Союз писателей СССР (1934).Публицистика Горького 30-х годов – «торжественный гимн» СССР, Сталину и революционному пролетариату.
1928, 1933 – возвращение в СССР. «У НИХ – очень большие цели. И это оправдывает для меня все». (М.Горький) В 1931 г. Горькому был предоставлен особняк на Никитской улице в Москве(дом Рябушинского)
Последние годы жизни Горького трагичны. С одной стороны, благоволение властей, «дружба» со Сталиным, высокая награда (орден Ленина, 1932); с другой – тщательный контроль за перепиской, контактами, поездками. М.Горький умер 18 июня 1936 года. Значение творчества М.Горького Горький пришел в литературу в тот момент, когда обозначился кризис старого критического реализма и начали изживать себя темы и сюжеты великой литературы XIX в. Трагическая нота, всегда присутствовавшая в произведениях знаменитых русских классиков и придававшая их творчеству особый - скорбный, страдальческий привкус, уже не пробуждала в обществе прежнего подъема, а вызывала лишь пессимизм. Ощущалась настоятельная потребность в новом положительном герое, и Горький был первым, кто откликнулся на нее - вывел на страницах своих рассказов, повестей и пьес Человека-Борца, Человека, способного Одолеть Зло Мира. Его бодрый, вселяющий надежду голос громко и уверенно зазвучал в спертой атмосфере российского безвременья и скуки. Никто в русской литературе до него не создавал такого страстного и возвышенного гимна во славу Человека. «Человек - вот правда! ...Это огромно! В этом - все начала и концы... Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!» «Горький остался всем сердцем связанным с судьбой угнетенных и борющихся за освобождение. Это сохранило ему творческие силы и обеспечило бессмертие его произведениям. Горький расширил область литературного творчества, открыл новые пути и перспективы для мировой литературы. Он дал новые темы и нового читателя. Горький первый ввел в литературу, в качестве героев ее, представителей того класса, который до того в литературе представлен не был». Г.Манн

Cлайд 1

Cлайд 2

16 марта 1868 года в Нижнем Новгород в семье мещанина М.С.Пешкова и его жены Варвары Васильевны родился будущий писатель. Алексей был четвёртым ребёнком Пешковых, но два его брата и сестра умерли в младенчестве. После скоропостижной смерти мужа Варвара Васильевна вернулась с трёхлетним сыном в дом отца В.В.Каширина. Именно в доме деда прошло безрадостное, полное обид и огорчений детство Алёши.

Cлайд 3

В 1877 году Алексея определили в Кунавинское начальное училище- школу для городской бедноты, -где мальчик учился очень прилежно, и даже был награждён за успехи «в науках и благонравии». В 1879 году умерла мать, разорился дед, и Алексею пришлось пойти «в люди». Он работал в магазине «модной обуви», учеником у подрядчика Сергеева, посудником на пароходах «Пермь» и «Добрый», чертёжником.

Cлайд 4

В 1884 году Алексей уезжает в Казань, чтобы поступить в университет, но учиться ему там не пришлось. Будущий писатель проходит свои университеты на пристанях, в ночлежках, где придётся. Осенью 1885 года он нанялся в крендельную Семёнова, а оттуда летом перебрался в булочную Деренкова. В булочной часто собирались студенты- обсудить прочитанные книги, газетные статьи, поспорить. Всё это не могло не оставить след в душе наблюдательного юноши.

Cлайд 5

В июне 1888 года Алексей Пешков вместе с революционером М.Ромасем уезжает в село Красновидово, где ведет пропагандистскую работу. Но после поджога лавки пришлось уехать из деревни и скитаться по России. Где только не пришлось побывать: он работает на Каспии, блуждает по Моздокской степи, возвращается в Нижний Новгород и снова отправляется в странствия

Cлайд 6

« Хождение моё по Руси было вызвано не стремлением к бродяжничеству, а желанием видеть- где я живу, что за народ вокруг меня?» Свой долгий полуторагодовалый путь скитаний (1889-1891) А.Пешков закончил в Тифлисе. Эти странствия обогатили писателя яркими впечатлениями, помогли приобрести ему новый жизненный опыт.

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

После революции 1905 года Горький активно помогал восставшим, он вынужден был уехать в Америку из-за приказа об его аресте. Это был периодл первой эмиграции Горького. Из США Горький переезжает в Италию, на солнечный остров Капри. Каприйский период был очень плодотворным. В период с 1906 по 1913 были написаны следующие произведения:

Cлайд 13

Cлайд 14

В 1913 году в России широко отмечалось празднование 300-летия династии Романовых, в связи с чем была объявлена амнистия. И Горький вернулся на родину, в Петербург. Здесь им были написаны повесть «В людях» и цикл рассказов «По Руси». Наступил 1917 год. Октябрьскую революцию писатель встретил настороженно: помня опыт революции 1905 года, он боялся «полной гибели» великой русской культуры в «хаосе крестьянской анархии». Эти взгляды нашли отражение в цикле статей « Несвоевременные мысли». Эти статьи послужили причиной осложнения отношений Горького с властью большевиков. После возвращения в Советский Союз М.Горький возглавил Союз советских писателей. Его волновали вопросы воспитания и образования молодых писателей, он боролся за утверждение нового метода социалистического реализма, который был декларирован на Первом съезде Советских писателей в 1934 году. 18 июня 1936 года писатель скончался, похоронен у Кремлёвской стены.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.ГОРЬКОГО Подготовлена Мировской Н.А., учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Кировской области Фридрих Ницше (1844-1900) немецкий философ Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) – выдающийся русский художникмаринист армянского происхождения. Фридрих Ницше – создатель теории «сверхчеловека» индивидуалистический культ сильной личности Картина И.К.Айвазовского «Среди волн» Творчество М.Горького в 1890-е годы (ранние романтические произведения) «Макар Чудра» (1892) «Челкаш» (1894) «Старуха Изергиль» (1894) «Песня о Соколе» (1899) «Песня о Буревестнике» (1901) Драматургия М.Горького «Мещане» (1901) «На дне» (1902) «Дачники» (1904) «Дети солнца» (1905) и др. Итальянский период творчества (1906-1913) «Сказки об Италии» Возвращение Горького в Петербург Автобиографическая трилогия: «Детство» «В людях» «Мои университеты» М.Горький в 1917-1918 годы Публицистика «Несвоевременные мысли» Послереволюционное творчество Горького «Дело Артамоновых» (роман) «Жизнь Клима Самгина» (роман) «Егор Булычев и другие» (пьеса) и др. «Если человек опаршивеет своди его в баню, вымой, надень чистую одежду – выздоровеет! А как же изнутри очистить человека?!» (М.Горький) Черты романтизма в произведении Протест против пошлости, обыденности и прозаичности жизни. Общая пессимистическая направленность. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам. «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу "Решительно, Горький - не драматург; у него бывают прекрасные отдельные сцены, бывает живой диалог и замечательные характеры; но того, что нужно именно для драмы, у Горького нет; в драме он почти всегда теряет свой пафос". (Александр Блок) "На дне" - настоящая драма, только не совсем обычная, и Горький более скромно, чем правильно, назвал ее сценами. Перед нами развертывается нечто цельное и строго объединенное мыслью и настроением поэта» (Иннокентий Анненский) Особенности драматургии М.Горького Чехов создает объективные картины жизни, а Горький - в противоположность ему - всегда более склонен изобразить "душевные настроения личностей", соответственно "запросам своей души". «У Горького нет ни одного героя, который бы не философствовал. Каждый чуть появится на его страницах, так и начинает высказывать свою философию. Каждый говорит афоризмами; никто не живет самостоятельно, а только для афоризмов. Живут и движутся не для движения, не для жизни, а чтобы философствовать". (К.Чуковский) Е.Тагер писал, что "в основе пьес Горького лежит" отнюдь не "естественное течение жизни", в ходе которой зреют драмы и конфликты, а - "философема", узел которой завязан в плоскости не личных, а идеологических отношений". Идеология – система взглядов и идей, мировоззрение Философичность горьковской драмы проявляется не только в том, что в своих спорах персонажи затрагивают вопросы самого высокого уровня, проблемы бытия и его познания, проблемы существования. Каждая реплика, каждое действие персонажа в горьковской драматургии могут быть рассмотрены и с бытовой, и с философской (идеологической) точки зрения. (Юзовский) "Отношение к миру, выраженное в чувстве, в переживании героя, обычное у Чехова, обогащалось у Горького отношением к миру, переданным в мысли» (Е.Тагор) «Если диалог чеховских героев исключительно богат психологическим подтекстом, то горьковский диалог, сохраняя остро психологическую выразительность, подчеркнуто афористичен, философичен" (Е.Тагор) Драма Чехова - это социально-психологическая драма. Драма Горького социальнофилософская. Константин Сергеевич Станиславский Владимир Иванович Немирович-Данченко Начало новой репертуарной линии Московского худож-го театра – общественно-политической - связано прежде всего с постановками пьес М.Горького. Оглушительный успех имела постановка пьесы «На дне» (1902), которая была написана специально для МХТ (Сатин – К.Станиславский, Настя – О.Книппер и др.) О пьесе «На дне» - в зарубежной печати "Нет более плохой драмы, более невозможного литературного произведения!" ("Der Tag"). "Горький не драматург..." ("Berl. Neueste Nachrichten"). "С точки зрения искусства и эстетики это произведение стоило бы отодвинуть на задний план" ("Germania"). Пьеса «На дне» посвящена К.П. Пятницкому (на фото - рядом с М.Горьким) Константин Петрович Пятницкий – писатель, участник литературного кружка «Среда», 1902 г. Система персонажей в пьесе М.Горького «На дне» (1902 г.) Квашня «…свободная женщина, сама себе хозяйка…» «…ни за сто печёных раков – под венец не пойду!» Клещ: А с Абрамкой (Абрам Медведев) ты обвенчаешься… Торговка пельменями Как издох мой милый муженёк… так я целый день от радости одна просидела: сижу и всё не верю счастью своему… Клещ и Анна Анна: …Дайте хоть умереть спокойно! Анна: Андрей Митрич (Клещ)…Там пельмени мне оставила Квашня…возьми, поешь. Андрей Митрич…Душно мне…трудно… Клещ: Я – рабочий человек… я с малых лет работаю…Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Анна: Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Сатин Кто это бил меня вчера? Потому что – дважды убить нельзя. Макробиотика…ха! А то ещё есть – транссцедентальный… Люблю непонятные, редкие слова…Я был образованным человеком… Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность… Барон Пепел: Ну, полай! Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… Я… бывало… проснусь утром и, лёжа в постели, кофе пью… кофе! – со сливками… да! Бубнов: Он и теперь – нет-нет, да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё. Бубнов Я вот – скорняк был…своё заведение имел… Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрётся… (Насте) Ты везде лишняя… да и все люди на земле – лишние… Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь… Скорняк – мастер по выделке мехов из шкур Актёр Мой организм отравлен алкоголем… В драме «Гамлет»…Я играл в ней могильщика… …талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу. Ты… не знаешь, что такое аплодисменты… это, брат, как… водка! Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я… Костылев, Василиса (хозяева ночлежки) (Клещу) Надо будет накинуть на тебя полтинничек… Сатин: Жену ищет… И чего ты не пришибёшь его, Василий? Бубнов: Н-да, она своего даром не отдаст… баба – лютая… Лука: Ах, и неласкова ты, мать… Бубнов: Сколько в ней зверства, в бабе этой!.. К любовнику, видишь, пришла, а его нет… Абрам! Иди… Василиса Наташку… убивает… (Пеплу) Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту… Васька Пепел Актёр: Василису он давно поймал… Кто бы я ни был, а… захочу – и не видать вам больше Наташки! Вор, а тобой не пойман… Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Красивая ты, Васка – а никогда не лежало у меня сердце к тебе… Лука Старику – где тепло, там и родина… Все мы на земле странники… Говорят… что и земля-то наша в небе странница. Он (человек) – каков ни есть – а всегда своей цены стоит… Мяли много, оттого и мягок… …если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил… Любить – живых надо… живых… Выводы На тесной площадке подвалапещеры собраны горемыки, маргиналы, каждый со своей бедой, трагедией. Маргинал - человек, находящийся вне своей социальной группы, изгой Связывает обитателей ночлежки мрачная власть реального круговорота событий, бессолнечная жизнь (варианты названия пьесы – «Без солнца», «Ночлежка», «Дно») Философия, «правда» Луки Желание героя «Правда» Луки Неужто и на том свете мука мне назначена? Отдохнёшь там!.. Потерпи ещё!.. Ты – надейся… Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно. Мечтает избавиться от постыдной зависимости и вернуться на сцену. Ты… лечись! От пьянства нынче лечат. Да я тебе город назову!.. Ты пока готовься! Анна Актёр Желание героя «Правда» Луки Стремление к свободной, вольной жизни. Иди… в Сибирь! А Хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике! Говорит всем, какая сильная, настоящая любовь была у неё Твоя правда… Коли ты веришь… значит – была она! Пепел Настя Оценка личности Луки после его исчезновения (акт 4) Настя: Хороший был старичок! Сатин: Любопытный старикан… Клещ: Он… жалостливый был… Татарин: Старик хорош был… Сатин: Поманил их куда-то… а сам – дорогу не сказал… Барон: Старик – шарлатан! Сатин: Он – умница!.. Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Правда Луки – Правда сострадания, жалости и утешительной лжи, вселение в человека надежды на исполнение того, во что он верит: «Во что веришь, то и есть». Правда Бубнова – правда факта. Правда Сатина «Человек – вот правда!.. Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!.. Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… уважать надо!» Правда веры в человека, которому не нужна ложь. Основной вопрос пьесы Что лучше: жестокая правда, которая «обух для человека», или утешительная ложь? «Как бы мы должны были оценить врача, который исходил бы из убеждения, что все больные неизлечимы и что его единственная задача – скрыть это от больных? Лука – именно такой врач… его проповедь на деле приносит им только вред». (Бялик Б., 1969г.) «…Теория Луки, его утешения не вредят людям, а напротив, пробуждают в них дремавшие надежды… Лука – не только утешитель… но ещё носитель добра, доброго человеческого слова, которое так нужно озлобленным душам». (Вишневская И., 1979г.) Домашнее сочинение по творчеству М.Горького «Романтические герои ранних произведений Горького» (по рассказу «Старуха Изергиль») «Причины падения героев «на дно», трагичность их положения». «Образ Луки в пьесе».