Русская культура за рубежом. Георгиева Т.С

Архитектура 1920-х гг. отличалась экономичностью в решении планов, проста и лаконична в экстерьерах зданий, декорирующие элементы почти отсутствовали, стены штукатурились. Наиболее значительным событием этого времени был конкурс на лучший проект Дворца труда (1922), а также конкурсы проектов жилых домов для рабочих, клубов, домов культуры и т. д. Представлявшиеся работы отличались разнохарактерностью: от воспроизведения классических архитектурных форм до индустриальных мотивов.

В первой половине 20-х гг. проводится реконструкция Марсова Поля в Ленинграде, где был разбит сквер с монументальной оградой вокруг могил павших борцов Революции (арх. И. Фомин, Л. Руднев, автор надписей А. Луначарский). Крупнейшим архитектурным сооружением 20-х гг. стал Мавзолей Ленина (автор А. Щусев).

С середины 20-х гг. начинается широкое жилищное строительство. Первым жилым кварталом в Ленинграде стал массив Тракторной улицы в Кировском районе (1924-26, арх. А. Гегелло, А. Никольский, Г. Симонов), состоящий из 3-4-этажных домов простой архитектуры (подобный же характер носили участки на ул. Ткачей, пр. Стачек). Во второй половине 20-х гг. создается много зданий культурно-просветительного назначения. Один из первых Дворцов культуры в Ленинграде был возведен на Нарвской площади (арх. А. Гегелло, Д. Кричевский, 1925-27). Разворачивается промышленное строительство. Здесь необходимо отметить первенца плана ГОЭЛРО - Волховскую гидроэлектростанцию (арх. О. Мунц, В. Покровский, 1918-26), Днепровскую гидроэлектростанцию (арх. В. Веснин, 1927-30), отличавшихся строгими геометризованными формами.

В целом, несмотря на нараставший идеологический нажим, 1920-е гг. стали периодом расцвета советской культуры, соединившей в себе революционные идеи, лучшие традиции серебряного века и передвижничества.

Культура русского зарубежья . После гражданской войны за границей оказалось более 2 млн российских граждан. Значительную их часть составляла

интеллигенция. По разным причинам и в разные годы за пределами Родины оказались такие русские таланты, как писатели А.И. Куприн, И.А. Бунин, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, Д.С. Мережковский, поэтесса М.И. Цветаева, певцы Ф.И. Шаляпин, А.Н. Вертинский, композиторы С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов, И.Ф. Стравинский, балерина А.П. Павлова, художник К.А. Коровин, великий шахматист А.А. Алехин, литератор, художник, историк А.Н. Бенуа. Его сын Николай 35 лет проработал главным художником театра «Ла Скала» в Милане. В США остался выдающийся актер МХАТа М.А. Чехов, оказавший большое влияние на систему подготовки артистов.

Многие покидали Россию не по своей воле. Огромным ударом по отечественной культуре и науке явилась депортация в августе 1922 г. около 200 деятелей науки и культуры. Среди них философы Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, социолог П.А. Сорокин, экономист Г.Д. Бруцкус и др.). Еще в 1921 г. для выявления инакомыслящих в важнейших государственных учреждениях страны были созданы «бюро содействия» работе ВЧК, на базе которых появилось «особое бюро по административной высылке антисоветской интеллигенции». Летом и осенью 1922 г. готовились списки подлежащих высылке научных и общественных деятелей. 31 августа в «Правде» появилось официальное сообщение о предстоящей депортации. В статье, которая называлась «Первое предупреждение», говорилось о том, что по постановлению ГПУ из страны решено выслать наиболее активные «контрреволюционные элементы из среды профессоров, врачей, агрономов, литераторов». Чтобы не будоражить общественное мнение, газета добавляла: «Среди высланных почти нет крупных имен». В.И. Ленин торопил: «Арестовывать… без объявления мотивов – выезжайте, господа!» Перед высылкой многих держали под арестом от 40 до 68 дней. С отъезжающих брали расписку о том, что под страхом смерти они не будут пытаться вернуться на родину. В память об этом печальном событии, названным «Философский пароход» , в 2003 г. в Петербурге на набережной Васильевского острова был установлен знак.

В местах компактного проживания эмигрантов центрами русской культуры стали учебные заведения, библиотеки, газеты, церкви. Была создана общественная система высшего образования: Русский свободный университет в Праге, восемь вузов в Париже (коммерческий, Русский политехнический, Православный богословский институты, Русская консерватория, Франко-русский институт и т.д.). К концу 1920-х гг. завершился процесс отделения заграничных приходов от Московской патриархии и образования Русской зарубежной Церкви. В Париже насчитывалось около 20 русских книжных магазинов.

К началу 1930-х гг. за рубежом работали 5 академиков и около 150 профессоров российских вузов. По инициативе Н.А. Бердяева в Берлине была создана Русская религиозно-философская академия. Сам Бердяев написал в эмиграции десятки книг: «Новое средневековье», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Смысл истории» и др. Большое научное значение для осмысления предреволюционных и революционных лет имели работы А.И. Деникина «Очерки русской смуты», П.Н. Милюкова «История второй русской революции» и «Россия на переломе. Большевистский период русской революции», мемуары А.Ф. Керенского, В.М. Чернова и др. Значительный вклад в развитие науки и техники за рубежом внесли русские эмигранты физик Г.А. Гамов, один из создателей телевидения В.К. Зворыкин, химик В.Н. Ипатьев, конструктор самолетов И.И. Сикорский.

Очень интенсивной при всех трудностях оставалась культурная жизнь эмиграции. Например, И.А. Бунин , воспринявший революцию как гибель России (страшный душевный надлом и неприятие советской власти отражены в «Окаянных днях»), более тридцати лет прожил в Грассе, на юге Франции. Здесь после долгого творческого кризиса он снова начал писать. В эти годы выходит его главная книга – автобиография вымышленного лица «Жизнь Арсеньева», а также серия рассказов («Митина любовь» и др.). В ноябре 1933 г. И.А. Бунин

стал первым русским писателем – лауреатом Нобелевской премии. Это со-

бытие имело огромный международный общественный резонанс. А в 1946 г. в

Париже вышла книга Бунина «Темные аллеи» - книга о любви, самое поэтичное

и самое совершенное по мастерству создание Бунина, которое он писал всю войну, пребывая в нищете и голоде.

Выросло молодое поколение литераторов: Н.Н. Берберова, Г.И. Газданов, И. Одоевцева. В начале 20-х гг. молодой В.В. Набоков , под псевдонимом Сирин, начинает публиковать в эмигрантской печати свои стихи, перевод книги Кэрролла «Алиса в стране чудес», а затем и романы («Машенька», «Король, Дама, Валет», «Защита Лужина»). Набоков из года в год совершенствует свою прозу и достигает подлинного мастерства в «Подвиге» (1932), «Приглашении на казнь» (1938) и других романах. В 1940 г. писатель уезжает в США, где преподает в университетах и много пишет («Другие берега», «Пнин»). Однако лишь скандал, разразившийся вокруг романа «Лолита» (1955), объявленного цензурой «порнографическим», парадоксальным образом превращает Набокова в писателя с мировым именем. Итоговым произведением писателя стал роман «Ада» (1969), в котором наиболее полно воплотились те эстетические принципы, которыми писатель руководствовался на протяжении всей своей литературной деятельности.

Художник Н.К. Рерих, покинувший Россию еще в 1916 г., последние 20 лет жил в Индии, где им был основан Гималайский институт исследований. С 1923 г. жил и работал во Франции Марк Шагал. В 70-е гг. он передал серию своих работ в дар Музею изобразительных искусств имени А. Пушкина в Москве. Широкую известность в 20-30-е гг. получили песни А. Вертинского, который создал на эстраде свой, особый стиль.

Все они жили воспоминаниями о той России, которая была им так близка

и знакома. В.В. Набокова часто говорил: «У меня есть один дом, в России». Ф.И. Шаляпин, который за границей имел шумный успех, заработал много денег (получал за выступление 3 тыс. долларов, купил себе пятиэтажный дом в Париже), свои воспоминания закончил так: «Моя мечта неразрывно связана с Россией… Милая моя, родная Россия! Всю свою жизнь я прожил в театре и для

Среди тех, кто составляет плеяду крупных деятелей мировой культуры, наши соотечественники, жившие вдали от России,- певец Ф. Шаляпин; композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов, И. Стравинский; писатели и поэты И. Бунин, А. Куприн, А. Ремизов, М. Цветаева, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, балерина А. Павлова; художник К. Коровин; литератор, художник, историк А. Бенуа. Его сын Николай 35 лет проработал главным художником театра «Ла Скала» в Милане.

Среди биографий известных соотечественников, которые жили за рубежом, выделяется своей необычностью история жизни знаменитого художника Н. К. Рериха. Найдите репродукции его картин, вглядитесь в них, и вы ощутите великое чудо гармонии человеческой души и космоса.

Н. К. Рерих побывал во многих странах, покинув Россию еще в 1916 г. Последние 20 лет он жил в Индии, где им был основан Гималайский институт исследований. В 1926 г. Рерих с женой и старшим сыном Юрием с разрешения советских властей приехали в Москву. Здесь он встречался с Чичериным и Луначарским.

В хореографическом искусстве велики заслуги С. Дягилева. Он был неутомимым пропагандистом русской культуры. После смерти Дягилева его дело продолжил С. Лифарь, более 30 лет руководивший французским балетом.

Интерес иностранной публики к русской культуре использовали и всякого рода дельцы. Так, например, белогвардейский генерал Шкуро, заключив контракт с французским предприятием, организовал группу казаков-джигитов, в которую входили также песенники и танцоры. Всех одели в черкески алого и белого цвета, папахи, бешметы, и на одном из ипподромов Парижа начались представления. Это предприятие, по мнению многих наблюдателей, обеспечило джигитам и танцорам заработок года на полтора.

Сказочно разбогатевший Ф. И. Шаляпин писал Горькому: «...Валюта вывихнула у всех мозги, и доллар затемняет все лучи солнца. И сам я рыскаю по свету за долларами и хоть не совсем, но по частям продаю душу дьяволу». Свои воспоминания Федор Иванович закончил так: «Моя мечта неразрывно связана с Россией... Милая моя, родная Россия! Всю свою жизнь я прожил в театре и для театра. И теперь я задаю себе вопрос: - Где же мой театр? И убеждаюсь, что он там, в России...!»

Широкую известность в 20-30-е гг. получили песни А. Вертинского, который создал на эстраде свой, особый стиль.

Среди художников были яркие и самобытные индивидуальности: Л. Бакст - известный декоратор; И. Билибин - график и театральный художник (вернулся на родину накануне войны); В. Кандинский -- художник-абстракционист.

Марк Шагал - крупнейший художник, график, декоратор. Он жил и работал во Франции с 1923 г., но всегда оставался русским художником. В 70-е гг. Марк Шагал передал серию своих работ в дар Музею изобразительных искусств имени А. Пушкина в Москве, который был основан отцом известной поэтессы Марины Цветаевой.

И. Бунин, А. Куприн жили воспоминаниями о той России, которая была им так близка и знакома. Первым из русских писателей получил Нобелевскую премию в 1933 г. И. Бунин. Он так и не решился, в отличие от Куприна, вернуться на родину. Умер Бунин в Париже в 1953 г.

К. Бальмонт, поэт-символист, писал: «Я живу здесь призрачно, оторвавшись от родного. Я ни к чему не прилепился здесь». Он дожил до глубокой старости и закончил свою жизнь в нищете, полузабытый и больной.

Остро переживала свое одиночество, личную драму, непонимание окружающих Марина Цветаева - талантливая поэтесса с трагической судьбой. Своей пражской подруге Анне Тесковой она писала: «Квартал, где мы живем, ужасен...»; «Я связана детьми и деньгами»; «Живем в долг в лавочке»; «Зима прошла в большой нужде и холоде».

Марина Цветаева тяжело страдала от одиночества. «Мне в современности места нет»,- писала она и далее: «До последней минуты и в самую последнюю верю - и буду верить -- в Россию!» По словам Цветаевой, ее муж Сергей Эфрон, дочь и сын рвались домой, в Россию. В 1932 г. она написала «Стихи к сыну»:

Ни к городу и ни к селу -

Езжай, мой сын, в свою страну,

В край (всем краям наоборот!),

Куда НАЗАД идти - ВПЕРЕД...

Езжай, мой сын, домой - вперед -

В СВОЙ край, в СВОЙ век, в СВОЙ час,- от нас -

В Россию - вас, в Россию - масс...

Для возвращения нужна была отвага и готовность принять на родине тот порядок, который там возобладал. Решились Куприн, Эренбург, Вертинский и другие.

В 1939 г. вернулась из Франции Марина Цветаева и, как оказалось, лишь для того, чтобы наложить на себя руки в далекой захолустной Елабуге. Ее мужа, бывшего царского офицера, который тоже отважился на возвращение, арестовали, родную сестру отправили в ссылку, самоё поэтессу затравили. «В бедламе нелюдей отказываюсь жить...» - писала Марина Цветаева.

Писатель А. Н. Толстой возвратился на родину в 1923 г. Перелом в его душе произвела война с белополяками в 1920 г., когда он почувствовал, что стал желать победы красным войскам. В «Известиях» 25 апреля 1922 г. А. Толстой писал: «Совесть меня зовет не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный вколотить в истрепанный бурями русский корабль».

По данным общества «Родина», в 1990 г. численность наших соотечественников за рубежом составляла около 20 млн. человек. Только в США проживало около 7 млн., из них 2 млн. русских.

Уникальность культуры каждого народа является не только его отличительным знаком, но и составляет феномен культурного многообразия человеческой цивилизации в целом. Культура России также является неотъемлемой ее частью.

Россия - страна, обладающая огромным культурным наследием и многовековыми культурными традициями. Исторические и географические особенности нашей страны способствовали тому, что Россия развивалась как государство, где сосуществовали и развивались множество культур, взаимодополняя друг друга. Именно эта характерная черта делает русскую культуру притягательной для иностранцев, которые на протяжении не одного столетия пытаются постичь загадочную «русскую душу».

Достижения России в области литературы, музыки, балета, театра, изобразительного искусства признаны во всем мире.

Русская литература является не только отражением эстетических, нравственных и духовных ценностей своего народа, но отличается глубоким психологизмом в изображении человеческих характеров. Произведения А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, С.А.Есенина давно стали достоянием мировой литературы.

Русская классическая музыка дала миру такие имена, как П.И.Чайковский, М.И.Глинка, С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович.

Русское изобразительное искусство прославили многие художники, среди них В.А.Серов, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, А.А. Иванов, К.З.Малевич, М.З.Шагал. Их картины - всегда желанные участники международных вернисажей.

Во всем мире заслуженным авторитетом и признанием пользуются русская театральная и балетная школа. По «системе К.С.Станиславского» работают многие театральные и киноактеры. В России работают театры, имеющие мировую славу, такие как Мариинский театр, Большой и Малый театры. Русский балет прославили Г.С.Уланова, М.М.Плисецкая, Р.Х.Нуриев, М.Н.Барышников. «Русские сезоны», а затем и «Русский балет» Сергея Дягилева неизменно собирали полные залы и были одним из крупнейших событий в мире культуры. В мировую историю оперы вписаны такие имена, как Ф.И.Шаляпин, С.Я.Лемешев, Г.П.Вишневская.

Российский кинематограф с момента возникновения был связан с историческими процессами, происходящими в стране и в мире в целом. Многие киноленты получали мировые награды, такие как Премия Академии кинематографических искусств и наук («Оскар»), награды Каннского международного кинофестиваля. Классиками мирового кино стали фильмы С.М. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»», Г.В. Александрова «Веселые ребята», И.А. Пырьева «Свинарка и пастух», С.Ф. Бондарчука «Война и мир», М.К. Калатозова «Летят журавли», А.А.Тарковского «Солярис», В.В. Меньшова «Москва слезам не верит», Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем», П.С. Лунгина «Остров», А.К. Котта «Брестская крепость».

Одним из направлений деятельности Россотрудничества является представление культурного наследия России за ее пределами, а также содействие международному сотрудничеству в сфере культуры.

Россотрудничество поддерживает и реализует международные проекты в области культуры и искусства в соответствии с Основными направлениями политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества .

Агентство имеет 98 представительств в 81 стране мира, двери которых открыты для всех, кто активно интересуется Россией и российской культурой. На базе российских центров науки и культуры регулярно проходят различные мероприятия, направленные на популяризацию культуры народов России: концерты российских фольклорных, музыкальных и танцевальных коллективов; творческие встречи с известными российскими деятелями культуры; выставки современных художников; тематические фотовыставки архивных материалов российских музеев; кинопоказы последних достижений отечественной кинематографии; спектакли российских театров для взрослой и детской аудитории.

Россотрудничество принимает активное участие в Перекрестных годах России с зарубежными странами, а также проводит серии мероприятий за рубежом, приуроченных к памятным датам российской истории.

Сложной и противоречивой была культурная и научная жизнь эмиграции. Русский научный институт в Белграде установил наличие в эмиграции в 1930 г. примерно 500 ученых, в том числе около 150 бывших профессоров российских университетов и высших школ. В действительности их было значительно больше, особенно в первые годы эмиграции.

Эмиграция создавала различные научные общества, учреждения, учебные заведения. Общество инженеров в Париже, например, насчитывало свыше 3000 членов, химиков - более 200, врачей - несколько сот. Проводились съезды русских «академических организаций». С 1921 по 1930 г. в Праге, Белграде, Софии состоялось по крайней мере пять таких съездов. В этих организациях тон задавали оказавшиеся в эмиграции кадетские профессора. Они действовали по уставам, изданным в России до 25 октября 1917 г. Однако научных результатов в области естественных наук и техники добились те русские ученые-эмигранты, которым удалось устроиться в иностранных университетах или институтах.

Пастеровский институт в Париже был тем научным центром мирового значения, в работе которого принимали участие многие русские ученые. Самый крупный из них - С.Н. Виноградский, член Французской и почетный член Российской Академии наук (1923 г.). В Советском энциклопедическом словаре С.Н. Виноградский назван одним из основоположников отечественной микробиологии. Его работы в области агробиологии получили международное признание еще в 80-90-х гг. XIX в. С 1922 г. Виноградский жил во Франции и в течение тридцати лет возглавлял агробактериологическую лабораторию в Пастеровском институте. В том же институте разрабатывал проблемы иммунитета, изучал защитные свойства фагоцитов С.И. Метальников - ученик И.И. Мечникова и И.П. Павлова.

Научную школу в области почвоведения создал во Франции профессор В. К. Агафонов. Под его руководством была составлена первая почвенная карта Франции и частично Северной Африки. В 1936 г. опубликован его фундаментальный труд «Почвы Франции». Приобрел известность своими работами по изучению почв и растительности Маньчжурии и Северо-Восточного Китая Т.П. Гордеев, живший в Харбине. Ряд русских ученых получили признание за рубежом за свои исследования и научную работу в области зоологии и ботаники. Среди них член Французской Академии наук К.И. Давыдов - автор капитальных трудов по сравнительной эмбриологии, исследователь фауны Индокитая; М.М. Новиков - руководитель кафедры зоологии в Карловом университете в Праге; там же преподавал известный ботаник профессор В.С. Ильин.

Деятельность некоторых русских ученых, исследователей и экспериментаторов получила известность за границей и в таких науках, как физика, математика, астрономия, химия, металлургия, инженерные и технические дисциплины. Учеными с мировым именем были химики академики В.Н. Ипатьев и А.Е. Чичибабин. Первый с 1927 г. жил за границей, в основном в США, а второй - с 1930 г. во Франции. Широко известны достижения выходцев из России: химика А.А. Титова, который жил и работал в Париже; специалиста в области аэродинамики, члена-корреспондента Французской Академии наук Д.П. Рябушинского; авиаконструктора И.И. Сикорского; астронома Н.М. Стойко, руководившего международным бюро времени; кораблестроителя В.И. Юркевича; специалиста по электронной физике, одного из создателей телевидения В.К. Зворыкина; крупнейшего ученого в области механики С.П. Тимошенко и др.

В 1925 г. в разных странах было зарегистрировано 364 периодических издания на русском языке. По другим подсчетам, за период с 1918 по 1932 г. увидели свет 1005 наименований русских эмигрантских журналов.

В отдельных центрах, где жили эмигранты, стали возникать архивы русской эмиграции, публиковались исторические материалы и документы, мемуары, дневники, записки политических деятелей, генералов, бывших дипломатов, руководителей и участников «белого движения». В Праге при поддержке чехословацкого правительства открылся ряд учреждений: Историческое общество, Донской казачий архив. Русский заграничный исторический архив. В Праге работал исторический семинар под руководством Н.П. Кондакова - академика Петербургской Академии наук, крупного ученого, специалиста в области истории искусства и византиноведения. Он умер в 1925 г., но семинар продолжал свою деятельность еще ряд лет. «Труды» семинара составили 12 томов.

Некоторые эмигрантские авторы искали объяснение происходящих в мире изменений в религиозной философии, в мессианских взглядах об особом призвании России. «Европа или Азия», «Эмиграция и Россия», «Пути русской революции»... Объявления о диспутах, публичных лекциях на эти и другие темы часто можно было встретить в издававшихся в Париже больших эмигрантских газетах «Последние новости», «Возрождение», «Общее дело». В 1971 г. во Франции вышел сборник таких объявлений за десять лет (1920-1930).

До 1929 г. вдохновителем и организатором «русских сезонов» во Франции был С.П. Дягилев - известный деятель русской культуры, неутомимый пропагандист ее достижений за рубежом. Особенно велики его заслуги в развитии хореографического искусства. После смерти Дягилева его дело продолжил С.М. Лифарь, ставший во Франции известным балетмейстером.

Большой популярностью пользовались выступления хоровых и балалаечных ансамблей. В Праге, например, русский хор под управлением А.А. Архангельского в начале 20-х гг. имел в своем составе 120 человек.

Трагедия отрыва от родной земли, трудности и невзгоды жизни в изгнании, мелочи повседневности, вечное недовольство Западом мешали русским эмигрантам увидеть огромное дело, которое они делали, огромный их вклад в русскую культуру и жизнь. Творчество крупнейших русских писателей, поэтов, историков, философов, богословов, ученых-естественников, инженеров, артистов, художников представляет собой составную неотъемлемую часть русского наследства.