Третьяковская галерея: интересные факты. Третьяковская галерея — интересные факты Интересное о картине из третьяковки

Понять искусство не так сложно, как кажется. Для этого не обязательно учиться несколько лет на искусствоведа. Достаточно пообщаться со знатоками, которые расскажут о знаменитых полотнах так, что потом в музее их можно будет увидеть с неожиданной стороны.

Лектор образовательного проекта Level One, дипломированный историк искусства Наталья Игнатова раскрыла тайны пяти самых загадочных картин Третьяковской галереи.

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1898 год

Картине с тремя героями былин и сказок Виктор Васнецов посвятил значительную часть своей жизни. Полотно является одним из рекордсменов Третьяковки по количеству лет, потраченных на его создание. Первый набросок художник сделал в 1871 году, а закончил свой шедевр только в 1898-м.
Вопреки расхожему мнению о том, что богатыри выехали в поле просто прогуляться и обозреть окрестности, они готовы вот-вот ринуться в бой. Враг стоит вдалеке как бы за спиной зрителя, о его присутствии свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, которые предвкушают добычу, но главное - это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича. Прообразом Ильи Муромца стал император Александр III, Добрыню Никитича художник писал с самого себя, а вот прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен, им мог быть простолюдин - Васнецов в процессе работы над картиной рисовал много портретов крестьян, извозчиков и кузнецов, которые, как ему казалось, были чем-то похожи на знаменитых сказочных персонажей.

«Неравный брак», Василий Пукирев, 1862 год

Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. Тот хорошо знал нравы состоятельных и влиятельных людей, для которых браки по расчету были обыденностью. Пукирев отблагодарил приятеля за идею, изобразив его справа за спиной невесты. Присутствует на картине и сам живописец: он написал себя в профиль в образе шафера невесты со скрещенными руками. Изначально художник не планировал помещать себя на полотно: на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. Причем друг Пукирева в силу семейных обстоятельств вынужден был присутствовать на том неприятном для себя венчании именно в качестве шафера.
Впоследствии приятель попросил художника убрать его с полотна, чтобы общие знакомые и родственники не вспоминали лишний раз эту историю. Тогда Пукирев и написал себя вместо него. Если визуально разделить полотно по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому, то в правой части окажутся невеста и два ее друга. В то время как слева расположились родственники и друзья жениха, нарочито изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две смысловые части, как бы олицетворяющие добро и зло. Причем священник оказывается на стороне зла. Этот прием свидетельствует о приверженности художника принципам реализма, тем самым он ставит вопрос о роли церкви в обществе.


«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин, Константин Савицкий, 1889 год

Не все любители сладостей знают, что над знаменитым полотном, которое было затем растиражировано на фантиках шоколадных конфет, работали два художника. Шишкин отвечал за лес, а Савицкий - за медведей. Более того, сюжет картины придумал именно Савицкий. Медведей изначально было двое, но потом их число выросло. Коллекционер Павел Третьяков приобрел картину за 4 тысячи рублей.
Однако считается, что коллекционеру не понравилась работа Савицкого. По легенде, Третьяков сказал: «Что за медведи страшные!» И фамилия Савицкого на полотне была замазана: по одной из версий, это сделал Третьяков, а по другой - сам художник, который обиделся, не стерпев критики со стороны галериста. Мастерство Шишкина выражено в освещении леса: на верхушках сосен мастерски выписаны первые лучи солнца, которые зрители обычно не замечают, отвлекшись на фигуры медведей.

«Явление Христа народу», Александр Иванов, 1857 год

Первую значимую картину на библейский сюжет Александр Иванов написал в 1834 году. Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». И уже через три года, в 1837-м, он приступил к созданию главного произведения своей жизни - эпохального полотна «Явление Христа народу». Художник работал над картиной в течение 20 лет в Италии. В процессе создания полотна он сделал более 500 этюдов и эскизов. О том, что Иванов работает над монументальным полотном, знали все ценители живописи в России. В мае 1858 года живописец решился отправить картину в Санкт-Петербург. По легенде, во время путешествия корабль настиг сильный шторм. Художник свернул холст в трубу и поднял над головой - он предпочел не видеть гибель своего творения, а утонуть самому, если корабль пойдет под воду.
Однако полотно все же прибыло в Санкт-Петербург, где было выставлено в одном из залов Академии художеств. Публика картину приняла холодно - были претензии и к слишком маленькой фигуре Христа, и к воде, изображенной не в академической манере, а свободными мазками. Любопытно, что Иванов в этом смысле опередил время, потому что позже в похожей манере будут работать импрессионисты. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. В левой части виден старец в белой набедренной повязке, которая отражается в воде красным пятном. На эскизах повязка действительно была красной, и художник, судя по всему, просто забыл ее перекрасить. Спустя месяц после презентации работы Иванов скончался, а через несколько часов после его смерти император Александр II приобрел картину за 15 000 рублей. Несмотря на то, что сумма была солидная, изначально художник, посвятивший этой работе половину жизни, рассчитывал на гораздо больший гонорар, но, к сожалению, не успел получить даже эти деньги.

«Московский дворик», Василий Поленов, 1878 год

Картина передвижника Василия Поленова тесно связана с другой его работой под названием «Бабушкин сад». На обоих полотнах изображен один и тот же дом в районе Арбата, только с разных сторон. Поленов написал свое самое знаменитое произведение, переехав в Москву из Петербурга и поселившись в одной из квартир дома на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках.
Изображенный на картине вид открывался из его окна. Причем на создание шедевра Поленову потребовалось совсем немного времени: по сути, это этюд, написанный с натуры. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра - бытовой и пейзаж. Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец.

31 августа 1892 года меценат Павел Михайлович Третьяков предложил Московской городской думе передать в дар городу созданную им художественную галерею. Третьяковская галерея по сей день остается главным культурным местом Москвы, а с некоторыми картинами Третьяковки связано множество тайн. Мы расскажем о шести из них.

Чудотворная икона

Третьяковской галереи было завещано более 60 икон, однако самая таинственная из них — Владимирская икона Божией Матери.

Летописцы рассказывают, что икона избавила Москву от хана Махмет-Гирея. Утром 21 мая 1521 года татары увидели на другой стороне Оки «несметные войска русские» и с ужасом сообщили об этом хану. Хан не поверил и послал разведчиков удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: «Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы». Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил.

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности.

Этой иконе уже более 9 веков, и слой лака на иконе претерпел цветовые и структурные изменения, начал понемногу отслаиваться. Все это требовало проведения реставрационных мероприятий. За долгий период проведения всевозможных реставраций на иконе всегда оставались нетронутыми два места — это лики Божьей матери и младенца.

Истина с двойным слоем

Одно из самых таинственных произведений Третьяковки — картина Николая Ге «Что есть истина?». На полотне изображен слабый, изможденный, но несломленный Христос, к которому обращается Понтий Пилат. Картина не понравилась императору Александру III. «Ну какой же это Христос? Это больной Миклухо-Маклай», — прокомментировал царь.

Однако картина оказалась не так проста, как полагал самодержец и другие любители искусства. Перед реставрацией картины была проведена экспертиза, которая показала, что под живописным слоем картины находится другая работа — «Милосердие». Картина «Милосердие» была написана в 1879 году и на следующий год экспонировалась на 8-й выставке Товарищества передвижных Художественных выставок. Критика отнеслась к «Милосердию» отрицательно, и через 10 лет, в 1890 году, художник использовал полотно для работы над новой картиной — «Что есть истина?». Со временем верхний слой красок стал более прозрачным, и между головами Пилата и Христа стало проступать написанное ранее изображение.

Работа по распознаванию старого красочного слоя выявила еще один сюрприз. Под верхним слоем краски оказались также ранние варианты картины «Распятие».

Реабилитация Венецианова

До 1986 года, вплоть до большого ремонта га-лереи, картина Алексея Венецианова «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» висела на парадной лестнице. Ученые отмечали странности картины: небо было каким-то «невенецианов-ским», а Гром-камень — основание «Медного всадника» — выглядел гораздо меньше, чем в реальности.

В 1986 году картину перенесли в депозитарий, а в 2005 году, когда галерею готовили к 150-летнему юбилею, «Петра…» отправили на плановую реставра-цию. Рентгенограмма, проведенная перед реставрацией, показала, что у картины есть второй слой!

Камень на втором слое выглядит гораздо больше, а у Петра там другие глаза — «венециановские». Кроме того, отличается лицо царя. Как установили эксперты, на картине произошел разрыв холста, и реставратор, подправляя ри-сунок, в итоге «записал» все творение Венецианова. Сотрудники открыли нижний слой и отреставрировали. В результате кар-тина стала подлинно венециановской.

Четыре медведя и два автора

Многие россияне называют картину Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу» более прозаично — «Три медведя» — несмотря на то что на картине медведей не три, а четыре. Это связано с тем, что в советские времена продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике - а там поместились только три медведя.

Однако главная особенность картины заключается не в названии, а в подписи. Несмотря на то что полотно написано двумя художниками (Савицкий написал тех самых медведей, а Шишкин — красивый лес и пробивающийся сквозь деревья свет), внизу стоит подпись только Шишкина.

Дело в том, что когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, поскольку в картине, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Впрочем, Савицкий этому не противился и отмечал, что добровольно отказался от авторского права.

Картина сменила пол

40 лет назад «Портрет неизвестного в треуголке» Федора Рокотова поразил любителей искусства. Выяснилось, что на портрете изображен не мужчина, а женщина: под верхним слоем краски обнаружились брошь и декольте. Эксперты узнали историю картины: однажды близкий друг заказал Рокотову портрет любимой супруги. Но жена умерла, а он женился во второй раз. Тогда друг попросил художника так «дорисовать» портрет покойной, чтобы он мог любоваться ею, не оскорбляя чувств второй супруги. Тогда живописец решил изменить пол персонажа картины и сделал из него «неизвестного».

Искусство

152177

Государственная Третьяковская галерея - один из крупнейших художественных музеев русского изобразительного искусства. На сегодняшний день коллекция «Третьяковки» насчитывает порядка ста тысяч предметов.

При таком количестве экспонатов бродить по экспозиции можно несколько дней, поэтому Localway подготовил маршрут по Третьяковской галерее, проходящий через самые важные залы музея. Не заблудитесь!

Осмотр начинается от главного входа, если стоять лицом к кассам, слева есть лестница, ведущая на второй этаж. Номера залов написаны при входе, над дверным проемом.


Зал 10 практически полностью посвящен картине Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу»). Само полотно занимает целую стену, оставшееся пространство заполняют эскизы и этюды, коих за двадцать лет работы над картиной накопилось великое множество. Художник писал «Явление Мессии» в Италии, потом не без приключений переправлял полотно в Россию, а после критики и непризнания картины на родине, скоропостижно скончался. Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов.

Читать полностью Свернуть


В зале 16, справа по ходу движения, находится трогательная картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак». Ходят слухи, что это полотно автобиографическое: несостоявшаяся невеста Пукирева была выдана замуж за богатого князя. Художник увековечил на картине и себя – на заднем плане, молодой человек со скрещенными на груди руками. Правда, эти версии не имеют фактических подтверждений.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


Слева в том же зале – полотно Константина Дмитриевича Флавицкого «Княжна Тараканова». На картине изображена легендарная самозванка, пытавшаяся выдать себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Версий гибели княжны Таракановой (настоящее имя неизвестно) существует множество, официальная – смерть от чахотки. Однако, «в народ» (в том числе, и благодаря работе Флавицкого) ушла другая: авантюристка погибла во время наводнения в Санкт-Петербурге, в тюремной камере Петропавловской крепости.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


В 17-ом зале находится картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». На полотне представлена целая сюжетная композиция: персонаж постарше (слева) рассказывает какую-то выдуманную историю, которой искренне верит молодой охотник (справа). Мужчина средних лет (по центру) скептически относится к рассказу и только посмеивается.

Специалисты нередко проводят параллель между картиной Перова и «Записками охотника» Тургенева.

Читать полностью Свернуть

Зал №17


В зале 18 располагается самое известное полотно Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», написанное в Костромской области. Воскресенская церковь, изображенная на картине, существует и по сей день – ныне там находится музей Саврасова.

К сожалению, несмотря на множество прекрасных работ, художник остался в памяти народа «автором одной картины» и умер в нищете. Однако, именно «Грачи» стали отправной точкой для нового жанра пейзажной школы в России – лирического пейзажа. Впоследствии Саврасовым было написано несколько реплик картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №18


В 19-ом зале находится картина Ивана Константиновича Айвазовского «Радуга». Удивительно, но художник, написавший за свою жизнь порядка шести тысяч полотен, всегда оставался верен избранному им жанру – маринизму. Представленная картина по сюжету ничем не отличается от большинства работ Айвазовского: на полотне изображено кораблекрушение в бурю. Отличие же заключается в красках. Обычно использующий яркие оттенки, для «Радуги» художник выбрал более мягкие тона.

Читать полностью Свернуть

Зал №19


В зале 20 находится знаменитое полотно Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» (его часто ошибочно называют «Незнакомка»). На картине изображена царственная, шикарная дама, проезжающая в экипаже. Интересно, что личность женщины так и осталась загадкой и для современников художника, и для искусствоведов.

Крамской был одним из основателей общества «передвижников» ‒ объединения художников, противопоставлявших себя представителям академизма в живописи и организующих передвижные выставки своих работ.

Читать полностью Свернуть

Зал №20


Справа, по ходу движения, в зале 25 располагается картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда полотно ошибочно называют «Утро в сосновом бору»). Несмотря на то, что сейчас авторство принадлежит одному художнику, работали над картиной двое: пейзажист Шишкин и жанровый живописец Савицкий. Константин Аполлонович Савицкий написал медвежат, кроме того, ему иногда приписывают и саму идею создания картины. Версий того, каким образом исчезла с полотна подпись Савицкого, существует несколько. По одной из них, свою фамилию с готовой работы Константин Аполлонович убрал сам, тем самым отказавшись от авторства, по другой – подпись художника стер коллекционер Павел Третьяков после покупки картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №25


В зале 26 висят сразу три сказочных картины Виктора Михайловича Васнецова: «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри». Три богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович (слева направо на картине) – едва ли не самые известные герои русских былин. На полотне Васнецова бравые молодцы, готовые в любую минуту принять бой, высматривают, нет ли на горизонте врага.

Интересно, что Васнецов был не только художником, но и архитектором. Так, например, пристройка главного входного зала Третьяковской галереи бала спроектирована именно им.

Читать полностью Свернуть

Зал №26


В 27-ом зале располагается полотно Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны», относящееся к серии картин «Варвары», написанной художником под впечатлением от военных действий в Туркестане. Существует множество версий касательно того, чего ради выкладывались такие пирамиды черепов. По одной из легенд, Тамерлан услышал от женщин Багдада рассказ об их неверных мужьях и приказал каждому из своих солдат принести по отрубленной голове изменников. В результате образовалось несколько гор черепов.

Читать полностью Свернуть

Зал №27


В зале 28 находится одна из самых известных и важных картин Третьяковской галереи – «Боярыня Морозова» Василия Ивановича Сурикова. Феодосия Морозова – сподвижница протопопа Аввакума, приверженка старообрядчества, за что и поплатилась жизнью. На полотне боярыню в результате конфликта с царем – Морозова отказалась принимать новую веру – везут по одной из московских площадей к месту заключения. Феодора вскинула два перста в знак того, что ее вера не сломлена.

Через полтора года Морозова умерла от голода в земляной тюрьме монастыря.

Читать полностью Свернуть

Зал №28


Здесь же, в 28-ом зале, находится еще одно эпическое полотно Сурикова - «Утро стрелецкой казни». Стрелецкие полки были приговорены к казни в результате неудавшегося бунта, вызванного тяготами военной службы. На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании. Однако существует легенда, что изначально на эскизах полотна были написаны и уже казненные через повешение стрельцы, но, однажды, зайдя в мастерскую к художнику и увидев набросок, служанка упала в обморок. Суриков, желавший не шокировать публику, а передать душевное состояние приговоренных в последние минуты их жизни, изображения повешенных с картины убрал.

Государственная Третьяковская галерея – один из красивейших и знаменитых музеев в Москве. Здесь хранится самая крупная коллекция изобразительного искусства России. До сегодняшнего дня музей считается главным культурным центром Москвы. Основана галерея в 1856 году ценителем искусства и богатым купцом Павлом Третьяковым.

В 1917 году коллекция музей насчитывала 40000 шедевров, к 1980 году это число возросло до 55000. Ниже вашему вниманию представляются некоторые интересные факты о Третьяковской галерее, и секреты, которые связаны с ней.

История возникновения Третьяковской галереи

В год основания галереи, уже в то время знаменитый меценат Павел Третьяков, купил две картины художников из России: «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова и Н. Г. Шильдера «Искушение». Именно с этих картин началась жизнь знаменитого музея. Хотя до этого времени в собственной коллекции ценителя искусства имелось весьма большое количество произведений. В 1892 году русский меценат подарил свое собрание городу Москве. К этому времени коллекция уже насчитывала более двух тысяч картин, 15 скульптур и внушительного количества икон.

Галерея была расположена в доме Третьяковых. Но со временем, когда увеличивалось собрание произведений, пришлось достраивать дополнительные помещения. Знаменитый фасад музея был разработан и спроектирован архитектором А. М. Калмыковым.

В 1928 году музей объявлен «государственной собственностью страны. В этом же году были построены научные отделы Галереи, библиотека, фонд графики, отдел рукописей. В 1936 году открылся новый корпус основного здания. В годы Второй Мировой войны произведения искусства были эвакуированы в разные города. Лишь в мае 1945 года музей снова смог принимать посетителей.

Чудотворная икона Божией Матери

Одной из самых знаменитых, и одновременно самых загадочных экспонатов можно назвать Владимирскую икону Божией Матери. По данным летописцев, эта икона сохранила Москву, избавив ее от хана Махмет-Гирея. После того, как татары увидели могучее войско, которое шло на орду, они отступили и больше не возвращались назад. Но на самом деле, войска на другом берегу не было, а то, что увидели татары – было видение посланное Богородицей. С этого момента икона стала одной из самых чтимых реликвий.

В 1999 году икона была передана музею, там и хранится до сих пор под пуленепробиваемым стеклом. Так как реликвии уже более девяти веков, лак понемногу начинает отслаиваться. После проведения реставрации на поверхности иконы остались нетронутыми только лики Божьей Матери и младенца.

Павел Третьяков - основатель Третьяковской галереи. Как сложилась жизнь этого мецената? Об этом мы и поговорим в статье.

Краткие сведения о жизни великого мецената

Павел Михайлович Третьяков был рождён 27 декабря 1832 года в городе Москве. Его родители были купцами. Все детство Павел Михайлович был отличным помощником своему отцу на работе. Он и брат Сергей были неразлучными. С малых лет вместе трудились, а позже создавали знаменитую картинную галерею.

К концу 40-х годов XIX века купцы Третьяковы владели пятью торговыми лавками. Но вскоре кормилец семьи Михаил Захарович Третьяков заболел скарлатиной и умер. Всю ответственность за семью и торговлю взяли на себя Павел и Сергей. После смерти матери Павел Михайлович возглавил бумагопрядильную фабрику, дела на которой он вел весьма успешно.

По характеру Павел Третьяков, интересные факты из жизни которого вы узнаете далее, был добрым и чутким человеком. Очень любил уют и ценил искусство. На работе о нем отзывались как о человеке деловом, настойчивом и твердом. Но нельзя сказать, что он был чрезвычайно строг с подчинёнными.

Юные годы Третьякова

Его интерес к великому искусству проявился в двадцать лет, после посещения Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Именно тогда и возникла мысль собрать собственную коллекцию живописи. Он понимал, что сбор уникальной коллекции займет все его свободное время, но Павел был воодушевлен идеей.

Первые картины были приобретены в 1853 году, в следующем он покупает девять полотен старых голландских мастеров — они до самой смерти Третьякова украшали его жилые комнаты. Еще через пару лет его коллекцию пополнили работы Н. Г. Шильдера «Искушение», В. Г. Худякова «Финлядские контрабандисты», затем последовала покупка картин И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио, а также известного портрета археолога Ланчи итальянского происхождения.

Целью коллекционирования Павла Третьякова являлось не обогащение и слава, а любовь к искусству и дар своей коллекции народу.

Женитьба

1865 год ознаменовался для молодого мецената женитьбой на довольно образованной для того времени двадцатилетней девушке Вере Николаевне Мамонтовой. Невеста воспитывалась в такой же семье, как и он, и очень тепло относилась к музыке и в целом к искусству. Через время у них рождаются дочери, а позже и сын Михаил. Но, к сожалению, он рос болезненным ребёнком и требовал к себе постоянного внимания. Жизнь Михаила была недолгой.

Деятельность Павла Михайловича направлена на коллекционирование работ его современников и художников - демократов отечественной школы. Сердцем галереи Третьякова считаются работы И. Н. Крамского, В. И. Сурикова и Е. Репина.

Первые шаги

Общаясь с известными людьми, Третьяков решает создать большой зал портретов своих соотечественников и современников. Для этого им был создан список имен, по которому Третьяков принимал заказы на портреты.

Место для будущего музея живописи Павел Михайлович выбрал в Лаврушинском переулке, где занялся строительством шикарного двухэтажного здания будущей Третьяковой галереи. Летом в 1893 году состоялось долгожданное открытие. Позже судьбу галереи решал народ. Она была передана городу Москве. В качестве награды самодержец предложил Павлу Михайловичу дворянский титул, но тот отказался, выбрав купечество, которым так гордился.

История появления рода купцов Третьяковых

П. Третьяков происходил из старого купеческого рода. Прадед Павла и Сергея - Елисей Мартынович Третьяков - был выходцем из купцов Малого Ярославца, известных еще с 1646 года. В 1774 году он переехал в Москву вместе с женой Василисой и детьми: Осипом и Захаром. Позже Елисей женился повторно, и его вторая жена родила ему сына Мишу. Повзрослевший Михаил в 1831 году вступает в брак с Александрой Борисовой. Так появились на свет Павел и Сергей Третьяковы. У них ещё были сёстры: Софья, Елизавета и Надежда. Отец тщательно следил за образованием своих детей. Семья Третьяковых была образцом послушания и вежливости. Между детьми отсутствовали ссоры и обиды. Братская любовь Павла и Сергея в дальнейшем положила начало созданию знаменитой Третьяковской галереи.

Братья Третьяковы

После смерти родителей Павлу и Сергею пришлось взять управление фабриками в свои руки. Их работа шла размеренно и успешно. По данным письменных источников, семья Третьяковых не была достаточно богатой. Те деньги, которые уходили на закупку коллекции, братья Третьяковы брали из бюджета семьи и дохода своих предприятий.

Сергей полностью поддерживал брата и сам активно занимался благотворительностью. Они работали, отдыхали и вместе основали Арнольдо-Третьяковское училище. Оно славится до сих пор, потому что это учебное заведение создано для глухонемых в Москве.

Сергей Михайлович Третьяков являлся главой города и страстным собирателем коллекций.

Павел Михайлович Третьяков всю свою жизнь отдал коллекционированию. Одно отличие было между братьями: Сергей Михайлович расценивал коллекционирование как свое хобби, в то время как Павел Третьяков видел в своём желании, а позже и в деятельности некую миссию.

Счастье и любовь мецената Третьякова

Биография Павла Третьякова свидетельствует о том, что он стал последним из членов своей семьи, который вступил в брак. Это случилось на тридцать третьем году его жизни. Женой его стала Вера Николаевна Мамонтова. Всю жизнь эта женщина была путеводной звездой для Павла Михайловича. Лишь с одной главной соперницей Вера Николаевна не могла смириться - с картинной галереей своего мужа, на которую он тратил все состояние и большую часть своего времени.

В свои тридцать два года Павел Михайлович Третьяков был единственным холостяком в семье. Никто уже и не надеялся, что он женится. Но вскоре он объявляет о помолвке с Верой Мамонтовой, а затем и о свадьбе.

Познакомился Павел Третьяков с Верой Николаевной на одном из семейных вечеров в доме Мамонтовых. Вера Николаевна выросла в купеческой семье. Её женственность, высокий интеллект, любовь к музыке очаровали мецената.

Дата свадьбы была назначена на 22 августа 1865 года. На удивление всем, брак Павла и Веры оказался крепким и счастливым. Их семья была большой. В доме жили они и шестеро детей. Вера Николаевна на протяжении всей жизни сохраняла теплоту и гармонию в семье. Однако их семейная жизнь не была настолько радужной. Муж был строг и вел финансовый учет. Одежда покупалась новая только после того, как старая изнашивалась. Дело в том, что все деньги семьи Павел Михайлович Третьяков тратил на пополнение своей картинной коллекции и на благотворительность.

Несмотря на такие огромные расходы, Вера Николаевна никогда не упрекала в этом мужа. Она дорожила его любовью и всегда с ним соглашалась.

Горе в семье Третьяковых

Не все дети Павла Третьякова смогли стать гордостью родителей. В 1887 году семью Третьяковых настигло неотвратимое несчастье: умер младший сын Павла Михайловича, серьёзно заболев скарлатиной. Ещё одним ударом, последовавшим за первым, стал вердикт докторов о слабоумии второго сына. Не перенеся такого сюрприза судьбы, меценат замкнулся в себе и стал совершенно отрешённым.

В 1893 году любимая супруга Павла Михайловича пережила микроинсульт, а через пять лет слегла с параличом. И тогда Третьяков осознал, что Вера Николаевна была для него дороже всего на свете. От переживаний он и сам слег, а 16 декабря покинул этот мир. Вера Николаевна ушла из жизни спустя три месяца после смерти мужа. В 1898 году галерея, по его завещанию, отошла в собственность города Москвы. А в 1918 году, по распоряжению вождя пролетариата, она получила название Государственной Третьяковской галереи. Во времена Советской власти в Третьяковской галерее были собраны не только картины художников 18-19-го веков, но и произведения художников послереволюционного периода: Кузьмы Петрова-Водкина, Юрия Пименова, Семена Чуйкова, Аркадия Пластова, Александра Дейнеки...

Смерть мецената

Купец Павел Третьяков был известен не только как собиратель коллекции, он являлся почетным участником Общества ценителей искусства и музыки. Активное участие он принимал и в благотворительности. В своё время вместе с братом основал училище для глухонемых в Москве.

В начале декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков слег от язвы желудка. Даже в последние часы своей жизни он думал о делах в галерее. Последней просьбой умирающего было сберечь галерею, и наши современники так и поступили.

Похоронен меценат Павел Третьяков на Даниловском кладбище. Сейчас его прах покоится на Новодевичьем кладбище.

Подмена знаменитой картины

В 1913 году душевнобольной иконописец Абрам Балашов, находясь в Третьяковской галерее, изрезал картину художника Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Лица на картине пришлось восстанавливать заново. А хранитель галереи (в то время им являлся Е. М. Хрустов), узнав об этом, бросился под поезд.

Удивительным фактом оказалось то, что сам художник не заметил изменений в своей работе. Это спасло галерею от краха.

Интересные факты о Третьяковской галерее

  • В 1929 году в Толмачах закрыли церковь Святителя Николая, которая сразу же стала одним из запасников Третьяковской галереи. Она была соединена с выставочными залами на верхнем этаже двухэтажного корпуса, который предназначался для экспонирования картины «Явление Христа народу» автора Александра Иванова.
  • Во время Великой Отечественной войны коллекцию Третьякова эвакуировали в Новосибирск. Собрание заняло семнадцать вагонов.
  • История картины «Грачи прилетели». Данную картину написал известный художник Алексей Саврасов. После смерти новорожденной дочери он много раз пытался повторить свою работу. Всё закончилось тем, что художник расписывал копией этой картины стены в трактирах. А на заработанные деньги покупал себе хлеб и водку.
  • Для того чтобы получить нужную картину, Павел Михайлович оплачивал поездки художникам. В 1898 году Осип Браз написал портрет А. П. Чехова, который Павел Михайлович отправил в Ниццу. Однако самому писателю портрет не пришелся по вкусу.
  • Всем известный Малевич написал четыре версии знаменитого "Чёрного квадрата", и две из них находятся в Третьяковской галерее.

Бессмертное наследие

Подводя итоги, можно отметить, что смысл жизни Павла Третьякова - его знаменитая коллекция. В России редкий человек с такой одержимостью и фанатичным стремлением пытался донести «прекрасное» до всех людей, не обращая внимания на предрассудки и социальное неравенство. Был воистину великим человеком, который любил свою Родину и народ, Павел Третьяков. Третьяковская галерея - это наивеличайший его вклад в мировое искусство. И память о человеке с большой буквы, которым был Третьяков, не умрёт никогда!