Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения

Воображение, его виды и формы проявления

Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных и проблемная ситуация процессов, в которых отчетливо обнаруживает­ся специфически человеческий характер дея­тельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого резуль­тата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструк­торской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности.

Воображение-это необходимый элемент творческой дея­тельности человека, выражающийся в построении образа про­дуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характе­ризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирую­щих активную деятельность, а заменяющих ее.

Первое и важнейшее назначение воображения как психиче­ского процесса заключается в том, что оно позволяет представ­лять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы создать стол).

Следовательно, воображение ори­ентирует человека в процессе деятельности - создает психиче­скую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышле­нию, оно позволяет предвидеть будущее. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может пред­шествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потреб­ностей, т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опере­жающее отражение действительности, осуществляемое в про­цессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система обра­зов (представлений) и организованная система понятий. Воз­можность выбора образа лежит в основе воображения, воз­можность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в “двух этажах”, так как сис­темы образов и понятий тесно связаны.

Когда проблем­ная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения.

Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситу­ации весьма велика. Чем более привычной, точной и определен­ной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основ­ные законы выяснены, нет необходимости использовать вообра­жение. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мыш­ления-здесь вступает в права фантазия.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выходвпроблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет “перепрыгнуть” через ка­кие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и дейст­вовать в среде с неполной информацией привела к возникно­вению у человека аппарата воображения. Поскольку в окру­жающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.

Воображение в некото­рых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, ее суррогат. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от не­обходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от след­ствия своих ошибок и т. дЗдесь фантазия создает образы, которые не воплощают­ся в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображе­нием.

Человек может вызывать пассивное воображение преднаме­ренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы,

то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пас­сивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где спол­на удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднамерен­но. Это происходит главным образом при ослаблении деятель­ности сознания.

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображенае имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. (при чте­нии).

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, пред­полагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъем­лемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустоймечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Установив функцию, которую выполняет воображение в деятельности человека, необходимо далее рассмотреть процессы, с помощью которых осуществляется построение образов фантазии,

Как же возникают образы фантазии, ориентирующие чело­века в его практической и творческой деятельности, и каково их строение? Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы восприятия, памяти, мышления. Уже в восприятии и памяти анализ позволяет выделять и со­хранять некоторые общие, существенные черты объекта и от­брасывать несущественные. Этот анализ завершается синте­зом-созданием своего рода эталона, при помощи которого осуществляется опознание тех объектов, которые при всех из­менениях не выходят за пределы определенной меры сходства. Анализ и синтез в воображении имеют другое направление и обнаруживают при активном процессе оперирования с образа­ми другие тенденции.

Основная тенденция памяти-возобновление образов в максимальном приближении к эталону, т. е. в конечном счете приближение к точной копии ситуации, имевшей когда-то место в поведении, или объекта, который был воспринят, понят, осоз­нан. Основная тенденция воображения-преобразование пред­ставлений (образов), обеспечивающее и конечном счете созда­ние модели ситуации. И та и другая тенденция являются относительными: мы узнаем своего знакомого и через много лет, хотя его черты, одежда, даже голос заметно изменились, и точно так же в любом новом образе, созданном фантазией, проступают черты известного.

Характеризуя воображение со стороны его механизмов, не­обходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на ос­нове имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение ре­альной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами пред­намеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов.

Возможный путь создания образа фантазии-заострение, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого прие­ма создаются дружеские шаржи и злые карикатуры.В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуще­ствлению схематизации. Хороший пример схематизации-соз­дание художником орнамента, элементы которого взяты из ра­стительного мира. Наконец, синтез представления в воображе­нии может быть произведен при помощи типизации, широко ис­пользуемой в художественной литературе, скульптуре, живопи­си, для которых характерно выделение существенного, повто­ряющегося в однородных фактах и воплощение их в конкрет­ном образе.

Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (однако их актуализация отличается от того, что наблюдается в процессах памяти).

Специфическая особенность творческого воображения за­ключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ас­социаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений. определяется именно этими детерминирующими тенденциями.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения Виды изложений Традиционно выделяют следующие виды изложения. По форме речи: устное, письменное. По объему: подробное, сжатое. По отношению к содержанию исходного текста: полное, выборочное, изложение с дополнительным заданием (дописать начало/конец, сделать вставки, пересказать текст от 1- го-з-го л., ответить на вопрос и т.п.). По восприятию исходного текста: изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста, изложение услышанного, воспринятого на слух текста, изложение текста, воспринятого и на слух, и зрительно. По цели проведения: обучающее, контрольное. Особенности всех этих видов изложений хорошо известны учителю. Отметим только, что в 9-м классе не стоит концентрировать и свои собственные усилия, и усилия учеников на каком-то одном виде. В практике подготовки к экзамену должны присутствовать разные тексты, разные изложения и, разумеется, разные виды работы, иначе скуки и однообразия - главного врага любой деятельности - не избежать. Но, поскольку времени на изложение в выпускном классе очень мало (нужно ведь еще и программу проходить), лучше всего для тренировки подбирать небольшие тексты и тренировать какоето одно определенное умение. Требования к текстам Тексты изложений не удовлетворяют не только нас, учителей, но и детей: они кажутся им однообразными, «пафосными», непонятными, слишком длинными («попробуйте сами пересказать текст в слов, а таких в сборниках большинство!»). Игра под названием «Если бы я был составителем текстов, то предложил бы тексты о...» оказалась очень эффективной: ученики называли самые разные темы - о школе, о проблемах, волнующих подростков, об интересных людях, о великих открытиях, о технике, спорте, музыке, об отношениях между людьми и даже о будущем человечества. «Любые, кроме скучных!» Почему же дети называют именно эти темы? Что в их выборе является ведущим? Не осознавая того сами, они действуют по одному критерию - эмоциональному, выбирая тексты, которые прежде всего вызывают положительные эмоции. Подбор нескучных - познавательных, увлекательных, проблемных, умных, а иногда и юмористических - текстов возбуждает и поддерживает познавательный интерес, создает на уроке благоприятный психологический климат. Лучше всего для этой цели подходят научнопопулярные и некоторые публицистические тексты, реже - и только с определенной обучающей задачей - художественные. Вопрос о том, можно ли предлагать для изложения тексты из классических произведений, является спорным. Многие методисты считают, что, передавая близко к тексту содержание безукоризненного в художественном отношении фрагмента, учащиеся усваивают те обороты речи, которые принадлежат Лермонтову, Гоголю, Толстому... Во время изложения включается механизм подражания, благотворно сказывающийся на речи ребенка. Но что значит «пересказать подробно» Лермонтова или Гоголя (например, тексты «О Печорине», «О толстых и тонких у Гоголя» или «О Собакевиче»)? Если отрывок не очень большой, чего нельзя сказать об экзаменационных текстах, его можно, прилагая невероятные усилия, запомнить почти дословно. Однако говорить в этом случае, о каком бы то ни было понимании и развитии речи не приходится. Ситуация с подробным изложением классиков спародирована самими учениками в жанре «вредных советов»: «...вы должны все слова автора заменить своими и при этом сохранить его стиль» Как проводить изложение? Вопрос на первый взгляд может показаться довольно странным: методика проведения изложения известна любому учителю. Но стоит отказаться от некоторых привычных схем и шаблонов.

2 Учитель читает текст первый раз. Ученики, слушая, стараются понять и запомнить текст. После первого чтения они пересказывают текст с целью понять, что они не запомнили. На эту работу обычно отводится 5-7 минут. Учитель читает текст второй раз. Ученики обращают внимание на те места, которые пропустили во время первого чтения. Затем они пересказывают текст еще раз, делают на черновике необходимые записи, составляют план, формулируют главную мысль и т.п. И только после этого пишут изложение. В отличие от традиционной методики, во время пересказа дети отмечают не то, что они и так хорошо запомнили, а то, что они пропустили, слушая текст. Новая методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста,- механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть и не сразу, осознает, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказывать один из учеников. Контроль за запоминанием и пониманием в этом случае осуществляется извне со стороны других учеников: они отмечают фактические ошибки, пропуски, логические неувязки и т.п. В результате такой совместной деятельности с классом постепенно даже самые слабые ученики научаются пересказу. Отдельного разговора заслуживает роль такого психического процесса, как воссоздающее воображение. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения Как известно, в психологии выделяют разные виды воображения: творческое и воссоздающее. В отличие от творческого воображения, направленного на создание новых образов, воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих словесному описанию. Именно воссоздающее воображение пронизывает весь учебный процесс, без него невозможно представить себе полноценное обучение. Особенно важна его роль при чтении художественного текста. «Конечно, это относится не ко всякому чтению. Такое чтение, которое преследует одну лишь цель - узнать, "про что здесь говорится и что случится дальше, - пишет известный психолог Б.М. Теплов, - не требует активной работы воображения. Но такое чтение, когда мысленно "видишь и слышишь" все то, о чем идет речь, когда мысленно переносишься в изображаемую ситуацию и "живешь" в ней - такое чтение невозможно без самой активной работы воображения». Сказанное в полной мере можно отнести к написанию изложения. Задача учителя - сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает (читает). Добиться этого, разумеется, непросто. Воссоздающее воображение у разных людей и детей в частности развито не в одинаковой степени. дорожек.. Подробное и сжатое изложение Анализ микротем. Способы сжатия текста. Технология написания сочинения на основе текста изложения Особенности подробного и сжатого изложения Какую бы форму итоговой аттестации ни выбрал девятиклассник, ему придется писать изложение: подробное или сжатое изложение с элементами сочинения (традиционная форма), подробное (версия 2007 г.), сжатое (версия 2008 г.). Анализ анкет показывает, что девятиклассники достаточно хорошо понимают различие между подробным и сжатым изложением. Две трети из них считают, что пересказ, близкий к тексту, легче, так как «можно положиться на память и умение быстро писать». Хотя в анкетах встречаются и аргументы, большей частью наивные, в пользу сжатого изложения: «его легче писать, так как сделаешь меньше ошибок», «в нем меньше описаний, всяких разных деталей», «учителя больше любят краткость». «Сжать» текст это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей». Если сравнить эти высказывания с тем, что пишут о подробном и сжатом

3 изложении методисты, окажется, что различий не так уж и много. Задача подробного изложения - максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения. Интересный прием, помогающий ученикам понять особенности подробного и сжатого изложения, предлагает псковский методист Ф.С. Марат. Исходный текст он сравнивает с большой матрешкой, подробное изложение - с матрешкой поменьше, сжатое изложение - с остальными матрешками. «Вот эти последние три матрешки - сжатое изложение текста. В одном случае нам, допустим, дали для изложения три минуты (или 30 строк в газете), в другом - две минуты (20 строк), в третьем - минуту (или 10 строк). Так и получились у нас разные по степени сжатия тексты, сжатые изложения, и все мы их создали на основе исходного. Поэтому они чем-то в самом главном похожи друг на друга и, конечно, на первый, исходный текст»1. Если это объяснение сопроводить соответствующим рисунком или схемой, ученики увидят, что текст можно подвергнуть сжатию разной степени, но во вторичном тексте должно быть сохранено основное и существенное из исходного текста. Очевидно, что подойдет для сжатого изложения не всякий текст, а только такой, в котором есть что сжимать. Объем текста для сжатого изложения должен быть больше, чем для подробного. (Этот критерий почему-то не учитывают составители последней версии экзаменационной работы, предлагающие для сжатого изложения тексты, в которых всего слов. Характерна реакция учеников на задание: «Да тут и сжимать-то нечего!»; «Как сократить текст, где двести слов, до девяноста? Оставить каждое второе слово?».) Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений потому, что многие учащиеся не умеют выделять главную и другие важные мысли, не умеют отвлекаться от несущественной информации. По мнению психологов, краткий пересказ - прием, неорганичный для детской природы. Дети тяготеют к излишним подробностям. И если их специально не учить, задача пересказать текст кратко для многих абсолютно невыполнима. Это подтверждают и данные экспериментов: лишь 14% учащихся 8-9-х классов могут сделать такой пересказ2. Часто слова краткий и короткий в применении к пересказу являются для школьников синонимами: при пересказе текст может стать короче, но при этом нередко исчезает главное, пропускается существенная информация. Роль этого вида изложения вряд ли можно переоценить. Именно в кратком пересказе выявляется степень понимания текста, он является лакмусовой бумажкой понимания. Если текст не понят или понят частично, краткий пересказ выявит все дефекты восприятия. Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот вопросы, которые обычно задают учителя. Способы и приемы сжатия текста Сжатое изложение требует специальной логической работы. Выделяют два основных способа сжатия (компрессии) текста3: 1) исключение подробностей; 2) обобщение. При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста. Названными способами компрессии текста учащиеся владеют не в одинаковой степени. Одни с трудом выделяют главное и находят существенное, увязая в бесчисленных деталях; другие, на- против, сжимают текст настолько, что в нем уже не остается ничего

4 живого и он больше становится похож на план или схему. И в том, и в другом случае мы имеем дело с трудностями процесса абстрагирования. Однако, как и любая другая способность человеческого мышления, способность к абстрагированию поддается тренировке. Приведем типы заданий, направленных на сжатие текста. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...). Сократите текст, передав его содержание в одном - двух предложениях. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте. ПРИМЕР 1 Задание 1. Прослушайте текст, напишите сжатое изложение, сократив текст вдвое. Исходный текст Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах - Геракле и Ификле. Несмотря на то, что братья с детства были очень похожи, выросли они разными. Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью. Вот братья идут по дороге и видят: на пути - большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь. Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, - ворчит Ификл. - Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает - и плод у него в руках. Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». - «Лучше побежим, - предлагает Геракл. - Так мы скорее одолеем дорогу». Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой. В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля - это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия. (Из журнала) (176 слов) Текст сжатого изложения У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными. Ранним утром, когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью. Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через нее, а Ификл обходит препятствие. Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут оке достает плод. Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл - бежать вперед. Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю. (90 слов) На этом простом примере можно показать учащимся конкретные приемы сжатия текста: 1) исключение подробностей, второстепенных фактов {натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны); 2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи). При обучении сжатому изложению соблюдается определенная последовательность действий, которую можно записать в виде следующей инструкции.

5 Инструкция «Как писать сжатое изложение» -Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли. -Найдите среди них главную мысль. -Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. -Озаглавьте каждую часть и составьте план. -Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. -Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? -Обдумайте средства связи между частями. -Переведите отобранную информацию на «свой» язык. -Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике. «Просто изложение» начиная примерно с 8-го класса ученикам писать уже неинтересно. А вот изложение, осложненное дополнительными заданиями, направленными на выделение главной мысли, работу с заголовком, творческую переработку текста и т.п., учащиеся пишут с гораздо большим интересом, так как оно позволяет, во-первых, глубже понять текст, а во-вторых, включить знание, полученное из текста, в уже существующую систему знаний, продемонстрировать свою эрудицию, проявить творческие способности. При таком подходе изложение в 9-м классе можно рассматривать как определенный этап подготовки к ЕГЭ (написанию части С) в 11-м классе. Пересказывая текст (в первую очередь кратко), ученик уже проделывает серьезную работу по осмыслению его содержания, правильно «отжатый» текст является опорой для написания сочинения. Приведу несколько типов заданий, по образцу которых можно составлять задания к самым разным текстам. Каждая группа заданий имеет целью тренировку определенного приема работы с текстом. I. Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста. 1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чем (о ком) будет идти речь в тексте. После того как прослушаете текст, проверьте свои предположения. Примеры заголовков: «Открытие, которое опоздало на двести лет», «Грустная коллекция», «Пятнадцать Людовиков Пятнадцатых» - названия текстов С.Львова; «Человек с Луны» (о Миклухо-Маклае), «Рафаэль скрипичного мастерства» (о Страдивари). 2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), по которому вы будете писать изложение, и попробуйте предположить, о чем пойдет речь дальше (какие события за этим последуют, какие мысли будут высказаны...). Пример Герои сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» Шляпочник и Мартовский Заяц, как известно, непрерывно были заняты чаепитием. Когда же посуда становилась грязной, они не мыли ее, а просто пересаживались на другое место. «- А что же будет, когда вы дойдете до конца? - осмелилась спросить Алиса. - Не пора ли нам переменить тему? - предложил Мартовский Заяц»... (Продолжение текста: «Этот диалог приводит в одной из своих книг основатель кибернетики американский ученый Норберт Винер, говоря об использовании природы человеком, ограниченности ее ресурсов...». Текст взят из «Энциклопедии для детей» (том «Биология») и посвящен проблемам экологии.) (83 слова) Оценивание изложения Критерии оценивания. 1. Оценивание подробного изложения Проверка изложений - при всей привычности этой работы - у многих словесников вызывает серьезные трудности. Наибольшие затруднения связаны с оценкой содержания работы. И хотя критерии оценивания изложения разработаны очень подробно, это не снимает проблемы субъективности при проверке письменных работ учащихся: одно и то же изложение (а не только сочинение!), проверенное разными учителями, оценивается ими поразному - от 5 до 3.

6 Существующая сегодня практика оценки изложений осложняется тем, что обычные изложения учитель оценивает по одной системе - традиционной1, а экзаменационные (новые формы аттестации) - по другой, к которой он не привык психологически2. Если сравнить старые критерии с новыми, то окажется, что в своей основе они остались прежними. Содержание подробного изложения оценивается с точки зрения: 1) точности передачи исходного текста и наличия фактических ошибок (от 3 до О баллов); 2) смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения (1-0 баллов); 3) точности и ясности речи (2-0 баллов).


Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». Цели урока: - научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко

Учимся писать сжатое изложение Цель: научиться писать сжатое изложение. Задачи ученика: знать способы сжатия текста; продолжать формировать навык грамотного письма; совершенствовать умение определять тему,

Русский язык. ОГЭ. Опыт и ошибки. Апряткина Изабелла Анатольевна учитель русского языка и литературы гимназия 2 г.владивостока 2016г. Мифы Миф 1. Мне это не нужно! Мифы Миф 2. Знать все правила просто

Пояснительная записка Методическая разработка урока Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ Подготовила учитель русского языка и литературы Мильчинская Олеся Владимировна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя школа» Кочковского района Новосибирской области Рабочая программа учебного курса «ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ» для

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе Б. Житков «Храбрый утёнок» Цель урока: -Познакомить учащихся с творчеством Б.С.Житкова; -Развивать навыки выразительного чтения; учить делить

Москва 2017-2018 учебный год Экзаменационный словарь ГИА (государственная итоговая аттестация) экзамен, предполагающий определенную процедуру проведения. ОГЭ (основной государственный экзамен) форма государственной

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

Программа элективного курса по литературе «Обучение написанию сочинений разных жанров» 10 класс Пояснительная записка Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену,

Сжатое изложение Если задачей подробного изложения является максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением авторского стиля, то сжатое изложение требует навыков отбора существенной

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕ

Приложение 1 Какие учебные умения нужны младшему школьнику при чтении В соответствии со структурой учебной деятельности читательские умения могут быть подразделены на четыре группы: ориентировки (планирования),

Планируемые результаты изучения предмета по литературному чтению 2 класс Название раздела Предметные результаты Метапредметные ученик научится ученик получит возможность результаты научиться читать тексты

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Предмет Уровень образования Разработчики программы Нормативно-методические материалы Реализуемый УМК Цели и задачи изучения предмета Литературное чтение Начальная школа (1

Предмет: литературное чтение Класс: 3 класс система «Школа 2100» авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой Тема урока: В.Драгунский «Тайное становится явным» чтение и анализ рассказа Цель: Формировать умение через

ЭТАПЫ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ОТ ОТДЕЛЬНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ К ТЕКСТУ Долинина Тамара Альбертовна ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» 620137 Екатеринбург, Академическая, 16 Современная политика

МБОУ «Посельская средняя общеобразовательная школа» Урок по русскому языку по ФГОС Класс: 5 Учебник: УМК. (Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение Т.А.Ладыженской.) Тема: Р/р

Сжатое изложение С.1 Методы написания сжатого изложения. Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, оканчивая 9 классов, имеют неустойчивую грамотность. И дело не только в том, что они не усвоили орфографических

Способы сжатия (компрессии) текста Из инструкции по выполнению работы Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ» *Что такое текст? «ТЕКСТ» «ТЕКСТИЛЬ» «TEKSTUM» «СОТКАННЫЙ» *Текст - всякая запечатленная в письменности

Пояснительная записка Текст, лишенный смысла, никого не привлекает и вянет, едва родившись. Виктор Губарев, историк, публицист. Назначение программы кружка «Тайны текста» состоит в том, чтобы сформировать

Спецификация комплексной работы для учащихся 5-х классов (оценка метапредметных результатов) 04-05 уч.год Цель проведения работы: оценка у учащихся 5-х классов метапредметных результатов, сформированности

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГИА-9 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2014 ГОДА Современный этап модернизации и развития российского образования определяет форму и содержание итоговой аттестации учащихся 9-х классов. Как и в предыдущие

ГОУ ЦПМСС «Личность» учитель-логопед Дягилева Е.А Развитие связной речи младших школьников с ОНР и ЗПР. Связная речь это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными

Администрация городского округа Ревда Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Еврогимназия» Школьное методическое объединение учителей гуманитарных дисциплин Рассмотрено на заседании методического

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образца стандартного начального общего образования, концепции и духовно-нравственного развития и воспитания личности

Система оценивания метапредметных результатов в основной школе наук Шестухина Ирина Юрьевна, доцент кафедры гуманитарного образования, канд. филол. Оценка метапредметных результатов Система оценивания

Ряд основных правил, которые помогут добиться успеха в учебе 07.04.11 12:21 Соколова О.А. Соколов а О.А.Заслуженный учитель России, учитель начальных классов ГОУ ср едняя общеобразо вательная шко ла 712

ВИДЫ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Чтение один из видов речевой деятельности, заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи. Характерной

Анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников IX классов по русскому языку В 2013-2014 учебном году в государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего

Анализ урока чтения Л.Н.Толстого «Два брата» Тип урока: Изучение нового материала. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является первым в изучении нового раздела «Произведения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Переясловская основная общеобразовательная школа 9» 663972, Российская Федерация, Красноярский край, Рыбинский район, с. Переясловка, ул. Советская,

ПАМЯТКИ для выполнения домашнего задания. Трудности при выполнении домашнего задания. Школьная практика показывает, что учащиеся не всегда могут правильно организовать подготовку домашнего задания и допускают

Памятка для учащихся «Правила выполнения домашнего задания» 1. Нужно аккуратно записывать задание в дневник по указанию учителя, не следует оставлять это действие на конец учебного дня, надеясь на помощь

Выступление Широуховой И.П., учителя русского языка и литературы, по теме «Как подготовить учащихся к сдаче ОГЭ» Перед учителем всегда стоят вопросы: «Как же подготовить детей к успешной сдаче ОГЭ?», «От

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательеная школа 7» УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ СОШ 7 от 29.08.2014г. 275 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного учебного предмета по русскому

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы в 5-6 классах (из опыта работы учителя) Учитель русского языка и литературы Сафронова Ю.А., высшая квалификационная категория Слайд

Урок «Выразительные и композиционные возможности заголовочного комплекса газетных публикаций», 8 класс Тип урока: изучение нового материала Цели. Личностные: совершенствовать свою речь, удовлетворять потребность

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ На уроках русского языка и литературы Критерии оценивания А Знания о системе языка и речи 8 баллов В Практическая орфографическая и пунктуационная грамотность 10 баллов C Содержание

1 Что такое пересказ, и каким он должен быть Пересказ один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение

Организация работы над изложением Материалы сайта http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-4348 Адамбаева Людмила Анатольевна, учитель начальных классов высшая квалификационная категория МКОУ «Школа 5» МО г.

Пояснительная записка Современный этап развития методики преподавания характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Обновлена система государственной аттестации учащихся 9 классов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС ФИО педагога: Маркина И.И. Предмет/ класс: русский язык, 5 а Дата: 2014г. Тема: «Обстоятельство» Общая информация о занятии Цель: создать условия для формирования лингвистической

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА II СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Е.В.Дорофеева Кировское областное государственное общеобразовательное казенное учреждение «Общеобразовательная

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ СОШ 2 Крылова М.С. Приказ от 20 г. Рабочая программа по русскому языку «Обучение написанию изложения

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Технологическая карта урока Ф.И.О. учителя: Ковалёва Ю.А. Предмет: русский язык Класс: 5 «Б» Тип урока: изложение Тема РР Сжатое изложение по тексту В. Маслова, с 247. Цель Задачи УУД Изложить сжато исходный

Анализ пробного экзамена по русскому языку в 9-х классах ОУ Адамовского района. В 9-х классах Адамовского района учится 300 выпускников. 12апреля 2016г 295 учащихся писали пробный экзамен по русскому языку.

Пояснительная записка В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2018 ГОДУ ИЗЛОЖЕНИЕ 1. Методический комментарий Тексты изложений

Программа элективного учебного предмета по русскому языку» в 10-11 классе «Культура письменной монологической речи» Пояснительная записка Рабочая программа элективного учебного предмета «Культура письменной

Русский язык 3 класс для учреждений общего среднего образования с русским и белорусским языками обучения Примерное календарно-тематическое планирование Антипова, М. Б. Русский язык: учеб. пособие для

МБОУ «Центр образования поселка Беринговского» Статья учителя русского языка и литературы Янус О.А. Методика обучения написанию сочинения-рассуждения. Обучение аргументированным умениям В современной школе

ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН (ОГЭ) 2016 ГИА-9 Правительство разработало некоторые изменения в экзаменационной сфере, некоторые коснутся и ОГЭ-2016 года. ГИА с 2014 года имеет две формы ГВЭ государственный

Особенности изложения как жанра.

Изложение – вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста.

В отличие от сочинения, которое полностью «ведёт» автор, ничего, чего нет в исходном тексте, в изложении быть не должно. Появление в «своём» тексте фоновых знаний, фактов и деталей, не содержащихся в тексте, отнюдь не поощряется. Напротив, любое творчество, фантазирование подобного рода расценивается как фактическая ошибка и ведёт к снижению баллов.

Виды изложений.

В методической литературе и в практике школьного преподавания известны различные виды изложений. Изложения можно классифицировать по трём основаниям: 1) по цели проведения данного вида упражнения; 2) по характеру текстового материала; 3)по способу передачи содержания текста.

По цели проведения изложения могут быть контрольные и обучающие. Контрольные изложения проводятся во всех классах на уроках контроля, или проверки, не чаще одного раза в четверть; обучающие изложения проводятся от трёх до шести раз в четверть.

По характеру текстового материала могут быть выделены изложения: а) повествовательного характера, б) с элементами описания, в) изложения-описания, г) с элементами рассуждения, д) типа рассуждения, е) типа характеристики и др.

По способу передачи содержания изложения бывают полные, или подробные; близкие к тексту; сжатые, выборочные; с элементами сочинения.

Любое из этих видов изложений может быть осложнено грамматико-стилистической или грамматико-орфографической задачей, которая служит средством развития связной речи.

Проведение изложений в определённой системе предполагает постепенность в нарастании трудностей и усиление роли самостоятельности учащихся, а также разнообразие видов изложений.

При повествовательной форме изложения, его эмоциональности предлагаемый текст будет полно и до конца усвоен учащимися, поскольку вызовет у них яркие и адекватные действительности образы и представления. Известно, что мышление школьников развивается от наглядно-образного, конкретного к отвлечённому, абстрактному, обобщённому и в развитии его огромно значение образов.

Иными являются тексты описательного характера. Описание – последовательное перечисление признаков, черт, явлений. В текстах описательного характера нет фабулы, которая эмоционально захватила бы школьника, вместе с тем здесь требуется установление внутренней зависимости и взаимосвязи явлений, о которых в самом тексте ничего не говорится. Мысль школьника получает большую свободу, самостоятельность, следовательно, работая над текстами описательного характера – это новая ступень трудности по сравнению с работой над текстами повествовательного характера.

Более трудным для школьников является изложение текстов типа рассуждения. Рассуждая, необходимо высказать своё мнение, обоснованно подтвердить его; в процессе рассуждения совершается активная аналитико-синтетическая работа мысли, происходят обобщения, делаются выводы. Для изложения типа рассуждения используются тексты, анализ которых требует собственных суждений детей. Разумно подобранные тексты, а также характер задаваемых преподавателем вопросов, вызывающих дискуссию, способствуют приобретению школьниками умения рассуждать.

Говоря о различной степени сложности текстового материала для изложений, необходимо иметь в виду всестороннее и глубокое ознакомление учащихся с содержанием и композицией различного вида повествования, описания и рассуждения, что сопряжено и с анализом языковой стороны текста, а следовательно, предполагает наличие соответствующей языковой подготовки учащихся и их знаний из области литературы.

Анализируя характер текстового материала для изложений, следует учитывать, что наряду с готовыми текстами материалом для любого вида изложения могут служить кинофильмы, диафильмы, радиопередачи, различные по характеру тексты в записи их на диске и др.

Работа над изложением невозможна без запоминания текста. Как это лучше сделать? Психологами, как известно, выделяются два вида памяти: оперативная и долговременная. Оперативная память недолго хранит информацию, в том числе и речевую – где-то 10-15 секунд. Затем полученная в виде слов информация вытесняется новой.

Долговременная память хранит информацию намного дольше благодаря её концентрации в образах, схемах, смысловых сгустках.

Как показывает практика проведения экзамена, запоминать текст школьникам помогают оба вида памяти в том случае, если отдельные выражения и фразы переносятся на лист бумаги вскоре после прослушивания текста. Заметки и записи активизируют оперативную память, продлевая срок её действия, но большую часть текста сложно запомнить без выделения микротем, без уяснения структуры текста, составления плана, т.е. тех форм работы, с помощью которых можно задействовать резервы долговременной памяти.

Как правильно приступить к работе?

На экзамене исходный текст зачитывается преподавателем дважды с интервалом 5-7 минут. Каждый раз достаточно медленно. Работа над изложением начинается уже при первом знакомстве с текстом. На этом этапе задача учащихся заключается в том, чтобы, во-первых, уяснить структуру текста, выделить важнейшие смысловые части (микротемы) и, во-вторых, составить рабочие материалы: сделать необходимые пометки, записать собственные имена, даты, примеры прямой речи.

При повторном же чтении эти материалы, конечно, надо дополнить, проверить, если нужно, исправить, включить в их состав новые высказывания и суждения из прочитанного текста.

Вспомнить и воспроизвести прослушанное поможет план, задающий цельную программу дальнейших действий, этот важный этап работы желательно не откладывать, но и спешить не следует.

Как составить план?

Большое значение в обучении изложению имеет работа над планом. Членя текст на логически законченные части, выделяя в них главную мысль и формулируя определённый пункт плана, учащиеся развивают обобщающее мышление и одновременно совершенствуют свою речь.

Степень трудности в работе над планом постепенно возрастает: от плана в форме вопросительных предложений учащиеся под руководством учителя переходят к плану в форме повествовательных и назывных предложений.

Более труден сложный план, где требуется не простое озаглавливание частей, а вычленение главной мысли и подтверждающих её доказательств, план с вступлением и заключением, план в виде цитат.

Постепенность нарастания трудностей и усиления самостоятельности учащихся в системе проведения изложений осуществляется при раскрытии содержания текста. Если в текстах повествовательного характера на начальной ступени обучения школьники должны в основном найти ответы на поставленные преподавателем вопросы, то на более высокой ступени меняется и характер раскрытия содержания. Перед учащимися ставятся задачи не только найти ответы в данном тексте, но и отобрать материал, аргументировать отбор, высказать своё суждение в связи с раскрытием содержания.

Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.

Как известно, в психологии выделяют разные виды воображения: творческое и воссоздающее. В отличие от творческого воображения, направленного на создание новых образов, воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих словесному описанию. Именно воссоздающее воображение пронизывает весь учебный процесс, без него невозможно представить себе полноценное обучение.

Особенно важна его роль при чтении художественного текста. Конечно, это относится не ко всякому чтению. Такое чтение, которое преследует одну лишь цель – узнать, «про что здесь говорится» и «что случится дальше», не требует активной работы воображения. Но такое чтение, когда мысленно «видишь и слышишь» всё то, о чём идёт речь, когда мысленно переносишься в изображаемую ситуацию и «живёшь» в ней – такое чтение невозможно без самой активной работы воображения.

Задача учителя – сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает (читает). Добиться этого, разумеется, непросто. Воссоздающее воображение у разных людей и детей в частности развито не в одинаковой степени.

Если текст имеет динамичный сюжет, насыщен диалогами, то при его чтении воображение, как правило, включается непроизвольно. С описательным текстом дело обстоит иначе: его полноценное понимание и запоминание невозможно без активности воображения, включение которого требует определённых волевых усилий.

Психологам до конца ещё не ясны процессы, возникающие при работе воображения. Часто мы не можем проконтролировать, работает оно при восприятии текста или нет. Одним из средств проверки включённости воображения как раз и является пересказ (изложение). Если воображение во время чтения (слушания) текста было активно, то пересказ будет точным и полным. Если же воображение не включилось, ученики допускают большое количество неточностей, пропуская существенное, искажая образы, обращая внимание на второстепенные детали.

«Ленивое» воображение затрудняет понимание текста и самому обучению часто придаёт мучительный характер, т.к. ребёнку приходится прибегать к механическому заучиванию текста, к элементарной зубрёжке.

А между тем воссоздающее воображение – это субъективное поле видения, мысленный экран, который можно развивать до удивительной степени.

Одним из действенных приёмов, развивающих воссоздающее воображение, является тип заданий, который называется «Включите воображение». Формулируется оно достаточно просто: «Представьте, что всё, о чём вы читаете, вы видите на своём «мысленном экране». Включайте его при каждой встрече с текстом». В дальнейшем напоминать о необходимости активизации воображения можно коротко: «Включите свой «мысленный экран», «Постарайтесь мысленно увидеть…» и т.п.

Развитие воссоздающего воображения важно не только само по себе, но и в связи с вниманием, запоминанием, эмоциями, самоконтролем, а главное – пониманием. Не увидев мысленно созданную писателем картину, ученик во многих случаях не может не только запомнить, но и понять текст.

Одним из важнейших требований к работе над изложениями в определённой системе служит разнообразие их видов. Необходимо обучить школьников не только полному, или подробному, изложению, но, начиная с младших классов, вводить в систему работы и выборочное, и сжатое, и изложение с элементами сочинения, и изложение, близкое к тексту, постепенно усложняя трудности при проведении каждого из этих видов упражнений.

Характеристика отдельных видов изложений и методика их проведения.

Полное или подробное – это такой вид изложения, который предполагает подробный, последовательный пересказ содержания прочитанного или услышанного. Задача такого изложения – научить школьников понимать содержание текста, устанавливать связь между событиями или явлениями, описанными в нём, передавать содержание, не опуская деталей, находить нужные для этого слова и правильно строить предложения.

Изложение, близкое к тексту, также предполагает подробный, последовательный пересказ содержания прочитанного, но оно отличается от полного изложения тем, что на уроке наряду с содержанием глубоко анализируются и языковые средства. При этом наиболее образные выражения подчёркиваются, записываются, а затем включаются в изложение.

Основной задачей изложения, близкого к тексту, является воспитание у школьников сознательного отношения к способам выражения мыслей, привитие им умения целесообразно пользоваться богатством словаря и синонимических форм, имеющихся в произведении. В процессе работы над близким к тексту изложением учащиеся закрепляют полученные ранее навыки подробной, последовательной передачи содержания прочитанного на основе его понимания, умения устанавливать связи между явлениями, событиями и фактами и т.д.

Обычно в процессе беседы составляется и план близкого к тексту изложения. Извлечённые из текста части записываются соотносительно с пунктами плана. Преподаватель тщательно следит за тем, чтобы при изложении школьники целесообразно использовали авторские языковые средства, правильно строили предложения, отбирали нужную лексику. При таком анализе осмысляется то, что первоначально только механически запоминается. Учащимся прививается взгляд на язык как на отражение мысли; на смену стихийности в употреблении языковых средств приходит сознательность в их использовании.

В процессе анализа преподаватель помогает школьникам текстуально восстанавливать содержание, перечитывая некоторые части текста.

Изложения, близкие к тексту, проводятся на материале произведений как знакомых учащимся, так и не знакомых им, но привлекающих к себе внимание языковой выразительностью.

Сжатое изложение – это вид изложения, при котором требуется предельно краткая передача основного содержания прочитанного или услышанного. Умение кратко передать содержание прочитанного или услышанного жизненно важно, и навыки, приобретаемые на уроках сжатого изложения, применяются учащимися непосредственно в жизненной практике: в рассказах о прочитанной книге, при передаче содержания просмотренного кинофильма, услышанного по радио сообщения и т.д. Навык сжатого изложения необходим и для углублённой работы над учебной и научной литературой: при конспектировании материала, составлении тезисов, аннотаций.

В процессе сжатия текста происходит отбор материала, его анализ, членение на части, выделение главного, его обобщение. Сжатая передача требует тщательной работы над оформлением мыслей: построением предложений, отбором соответствующей лексики, широким привлечением синонимичных языковых средств выражения мысли.

Основные приёмы, применяемые при сжатии текста:

1)Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенно информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний и целых предложений);

2)Свёртывание исходной информации за счёт обобщений (перевода частного в общее).

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1.Исключение:

·Исключение повторов;

·Исключение одного или нескольких из синонимов;

·Исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

·Исключение фрагмента предложения;

·Исключение одного или нескольких предложений.

2.Обобщение:

·Замена однородных членов обобщающим наименованием;

·Замена гипонимов гиперонимом;

·Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3.Упрощение:

·Слияние нескольких предложений в одно;

·Замена предложения или его части указательным местоимением;

·Замена сложноподчинённого предложения простым;

·Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Овладение всеми этими навыками происходит постепенно, в процессе проведения целого ряда усложняющихся от класса к классу сжатых изложений. Так, в 5 классе целесообразно проводить сжатое изложение отдельной части повествовательного произведения; в 6 классе – изложение текста, большего по объёму, знакомого и незнакомого детям; в 7 классе – изложение содержания диафильма, кинофильма, радио- или телепередачи; в 8 классе – сжатое изложение текстов публицистического характера; в 9 классе – конспектирование различных статей делового характера, составление тезисов, сжатое изложение художественного или публицистического стиля.

Работа над сжатым изложением требует от преподавателя тщательной подготовки. Преподаватель прежде всего отбирает соответствующий текст, анализирует его, членит на логически законченные части и составляет примерный план подробного изложения его содержания. Трудные слова и выражения он выписывает, намечая пути их разъяснения. После этого выделяет в тексте главные мысли и в намеченном ранее подробном плане вычленяет пункты, которые необходимы для краткой передачи содержания, т.е. составляет краткий план. Чтобы правильно организовать работу учащихся на уроке, преподаватель должен и сам подготовить примерное сжатое изложение.

Выборочное изложение - такой вид изложения, при котором требуется логически последовательная, подробная передача содержания по одному из вопросов, освещённых в данном произведении.

При выборочном изложении происходит тематический отбор материала на основе анализа текста, вычленения из него тех частей, которые относятся к данной теме, обобщения отобранного, устная и письменная передача содержания в определённой последовательности. Такая работа возможна при наличии у школьников навыков беглого, просмотрового чтения и некоторого умения отбирать материал.

Характер и содержание работы над выборочным изложением определяют и методику его проведения.

Основой написания выборочного изложения служит составление плана на данную тему, пересказ текста сначала в устной, а затем и в письменной форме.

При пересказе проводится грамматико-стилистический анализ текста, обращается внимание на построение предложений, установление связей между ними, происходит отбор соответствующей лексики и т.д.

Материалом для выборочного изложения могут служить литературно-художественные произведения или отрывки из них; в 9 классе – публицистика, литературно-критические статьи. Поскольку выборочное изложение предусматривает тематический отбор материала, тексты для него отбираются значительно большие по объёму, чем для других видов изложения.

Работая над выборочным изложением, учащиеся закрепляют навыки последовательной, полной, развёрнутой передачи содержания, т.к. последовательность и подробное освещение заданной темы составляют одно из требований выборочного изложения. Закрепляются и совершенствуются также навыки анализа текста, отбора материала, обусловленного не степенью важности отдельных положений текста, как в сжатом изложении, а заданной темой.

Изложение с элементами сочинения предполагает наряду с передачей содержания данного текста включение в пересказ чисто творческих моментов, например: придумывание конца к данному отрывку; вставка описаний предметов, явлений, событий, упоминаемых в тексте, на основе собственных наблюдений и впечатлений от виденного, слышанного или прочитанного; придумывание начала рассказа и др. В процессе обучения изложению с элементами сочинения предусматривается также выполнение учащимися постепенно усложняющихся заданий.

Задания: оценить поступок того или иного действующего лица, высказать своё мнение по поводу поведения героя произведения и т.д., выполнение которых предполагает всесторонне обоснованную мотивировку,- безусловно, сложнее для учащихся и представляют собой более высокую степень трудности. Включение в пересказ рассуждений на темы: «Что такое подвиг», «Как я понимаю свой долг перед Родиной», «Что такое дружба» и др., естественно вытекающих из самого содержания текста, - также должно иметь место на этих уроках. Задание ввести в изложение описание (обстановки, картин природы, внешности героев, процессов труда, явлений, событий и др.), основывающееся на личных наблюдениях или впечатлениях учащихся и органически вытекающее из содержания изложения, вызывает обычно большой интерес у школьников.

Придумывание конца или начала, включение в изложение небольших эпизодов и другие задания обычно носят характер повествования и также основываются на личных впечатлениях и переживаниях учащихся. Концовкой изложения может служить и рассуждение, вызванное содержанием излагаемого текста и его анализом.

Литература

1.Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007.

2.Борисенко Н.А. Как мы готовимся к новому экзамену в 9-м классе// Русский язык, №8/2007.

3.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995. С.145-200.

4.Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка// Русский язык в школе. 2006. №6. С. 3-10.

5.Евграфова Е.М. Понимание и воображение// Русский язык, №5/2003. С.14

6.Евграфова Е.М. Секреты изложения//Русский язык, №34/1999; №10/2000; №12/2001.

7.Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.

8.Хаустова Д.А. Разные типы изложений//Русский язык, №3/2006.

Воображение важнее знания
А. Эйнштейн

Все, чего на протяжении веков человечество добилось в науке, технике и культуре, было достигнуто благодаря воображению. Ни Циолковский, ни Юрий Гагарин, ни первые американские космонавты на Луне были бы невозможны без первого мечтателя, вообразившего себя летающим, как птица. Его прыжок с колокольни с самодельными крыльями на руках предвосхитил космическую эру человечества. Русский Икар был не одинок. Известно, что на своем наброске первого летательного аппарата Леонардо да Винчи написал пророческие слова: “Человек вырастит себе крылья”. Летательный аппарат художника эпохи Возрождения действительно мог пролететь несколько футов, но церковь навесила на него ярлык “инструмента дьявола”.
Итак, коллективное воображение способствует быстрейшему развитию прогресса. Особо хочу отметить значение воображения творческих личностей. Писатели-фантасты всего мира создали удивительную страну, которой нет на географической карте, но она обозначена в душе каждого человека, умеющего мечтать. Это - страна ФАНТАСТИКА. Она живет по своим законам и порядкам. Там исполняются все желания и сбываются все мечты. Но страна Фантастика не столь ирреальна. Вспомним Жюля Верна: из области, подчиненной ему, в реальный мир перекочевали подводные лодки, а наши ученые утверждают, что летающий космический аппарат, нарисованный писателем, очень похож на космические корабли “Союз” и “Аполлон”. Коллективное мировое воображение подпитывает и творчество таких замечательных писателей-фантастов, как Иван Ефремов, Аркадий и Борис Стругацкие.
У нас издана целая “Библиотека современной фантастики”. Даже беглое знакомство с ней заставит читателя убедиться в стремлении авторов продолжить традицию научного предвидения. Но даже если в произведениях современных фантастов нет конкретных научных открытий, они все равно работают на прогресс человечества. Например, произведение Стругацких “Жук в муравейнике” ставит нравственные проблемы, которые как бы подготавливают человечество к психологическому равновесию среди сверхсовременных аппаратов на земле и в космосе. Я считаю, что проблема не только в том, чтобы сформировать в мыслях то, чего еще не было в физическом мире, но и в том, как человек воспользуется этим чудом техники. Ошибки такого рода привели к атомным взрывам в Японии. Человечество до сих пор живет в страхе перед ядерным и другим сверхсовременным оружием массового уничтожения.
Творчество писателей-фантастов является стихийным протестом против общественных отношений, уродующих и калечащих человеческую душу. Именно по этой причине величайшие достижения науки и техники в наши дни многими людьми воспринимаются как непреодолимое зло, как средство еще большего порабощения человечества. Писатели создают произведения, в которых фантастика является только фоном, на котором разыгрывается трагедия неразрешимых противоречий между человеком и кибернетическим роботом.
Например, в рассказе австралийского писателя-фантаста Ли Гардинга “Поиски” некто Джонстон ищет уголок настоящей природы за пределами"гигантских городов, покрывающих всю планету броней из металла и пластика. После долгих поисков ему удается найти прекрасный парк. Птицы, трава, аромат цветов восхищают его. Там даже сторож живет в деревянном домике. Герой собирается остаться там навсегда, но сторож его отговаривает: “Вам надлежит помнить, мистер Джонстон, что вы представляете собой часть уравнения. Чудовищного уравнения, которое помогает муниципальным киберам поддерживать плавное течение мирового процесса”. Не считаясь с предупреждением, Джонстон остается в парке, срывает с куста розу и с ужасом убеждается, что цветок синтетический. Все в парке искусственное, и даже сторож оказывается роботом. Отчаявшись, герой вскрывает себе вены, испытывая последнюю радость, что хоть кровь у него настоящая. Но кровь вытекает вся, а герой не умирает. И только патрульный робот убивает его пучком ионов.
Хочется надеяться, что творческое воображение когда-нибудь будет невозможно использовать против человека, а только для решения мировых проблем. Хорошо сказал об этом американский писатель Роберт Энтони: “Мы никогда не должны думать о ситуации как о безнадежной или неразрешимой. Вера в то, что мы находимся на пути к саморазрушению - просто заблуждение”. Я совершенно согласен с американским писателем. Наше творческое воображение - залог нашего будущего.

лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства.Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?Проще сказать - ли¬шите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно ин-тенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение актив¬ности этой функции. Вместе с уменьшением способ¬ности фантазировать у человека обедняется лич¬ность, снижаются возможности творческого мышле¬ния, гаснет интерес к искусству и науке.

Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие таких высших психических функций, как мышление и воображение. Именно их резвитию необходимо уделить неибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет.Этот период ученые называют наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Что такое воображение? Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределённости. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.Теперь становится понятным, почему так интенсивна функция воображения у детей от дошкольного до подросткового возраста.Их собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны: воображение и фантазия заменяют им недостатки знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире.

Воображение -это важнейшая сторона нашей жизни.если бы человек не обладал фантазией,то мы бы лишились почти всех научных открытий и произведений искусства.Дети не услышали бы сказок,не смогли бы усваивать школьную программу.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

озаглавьте текст так, чтобы в названии была отражена его основная мысль.... составьте план, и напишите сжатое изложение... ребята прошу

помогите озаглавить текст, написать сжатое изложение и план....

прошууу...

очень нужно

к-то перед вечером, когда мы возвращались домой, вдруг сорвался сильный ветер и погнал нас прямиком на волнорез, а разгулявшиеся буйные волны словно задались специальною целью шваркнуть нас со всего размаха о гранит волнореза и разнести наше суденышко в щепки. Мы гребли из последних сил; все свое спасение мы видели в том, чтобы добраться до гавани, прежде чем нас ударит о камни. Это оказалось невозможным, и вот нас подняло так высоко, что мы на мгновение увидели море по ту сторону мола, потом бросило вниз, как с пятиэтажного дома, потом обдало огромным водопадом, потом с бешеной силой стало бить нашу лодку о мол то кормою, то носом, то бортом. Я пробовал было отпихнуться от волнореза веслом, но оно тотчас сломалось. Я одеревенел от отчаяния и вдруг заметил, или, вернее, почувствовал, что Житкова уже нет у меня за спиной. Была такая секунда, когда я был уверен, что он утонул. Но тут я услыхал его голос. Оказалось, что в тот миг, когда нас подняло вверх, Житков с изумительным присутствием духа прыгнул с лодки на мол, на его покатую, мокрую, скользкую стену и вскарабкался на самый гребень. Оттуда он закричал мне: - Конец! "Конец" - по-морскому канат. Житков требовал, чтобы я кинул ему веревку, что лежала свернутой в кольцо на носу, но так как в морском лексиконе я был еще очень нетверд, я понял слово "конец" в его общем значении и завопил от предсмертной тоски. К счастью, сторож маяка увидал катастрофу и поспешил мне на помощь. Со страшными ругательствами, которых не могло заглушить даже завывание бури, с искаженным от злобы лицом он швырнул мне конец веревки и вместе с Житковым втащил меня, дрожащего, но невыразимо обрадованного, на мокрые камни мола и тотчас же занялся нашей лодкой: зацепил ее длинным багром и велел подручному ввести ее в гавань, после чего с новым ассортиментом ругательств накинулся на меня и Житкова, требуя, чтобы мы следовали за ним на маяк. Я ожидал необыкновенных свирепостей, но он, не переставая браниться, дал нам по рюмке перцовки, приказал скинуть промокшее платье и бегать нагишом по волнорезу, чтобы скорее согреться. Потом уложил нас на койку в своей конуре, прыкрыл одеялом и, усевшись за опрокинутый ящик, взял перо, чтобы составить протокол о случившемся. А я был поражён храбростью своего верного и надёжного товарища...

прошууууу.....

Напишите сжатое изложение. (65-70 слов!)

Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы, или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом когда-то стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для нас самих наполняют нашу жизнь, делая ее объемной, глубокой, осмысленной.
Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно, оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом "сейчас", она обретает протяженность.
А еще через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяженность моей жизни как будто дополняется объемом: я не один в моем прошлом.
Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя ее частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни.

Напишите СЖАТОЕ изложение по тексту: Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде - очень распространенное явление, и

свидетельствует оно о незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая все это, как раз и силен своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно - это нужно, действительно нужно! Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

1. Восстановите последовательность действий при написании сжатого изложения по тексту, воспринимаемому на слух. 1. Зафиксируйте

последовательность событий, рассуждений и составьте план текста.

2. Выберите способы компрессии для каждой части текста и сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.

3. Напишите сжатое изложение.

4. Прослушайте исходный текст и сформулируйте основную тему и идею текста.

5. Проверьте связь между частями изложения и наличие авторского замысла.

О каком русском учёном идет речь? Запишите фамилию в именительном падеже без инициалов.

«Он заложил основы научного изучения фразеологии русского языка, установил три типа фразеологических оборотов (фразеологические сращéния, фразеологические единства, фразеологические сочетания)».

Определите, о каком разделе языкознания идет речь в следующих высказываниях. Правильный ответ в именительном падеже внесите в таблицу ответов.

[Она] «изучает эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующих формированию выразительных средств того или другого языка» (Ш. Балли).

[Её следует определить как науку не только] «о средствах речевой выразительности», но и «о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения» (М.Н. Кожина).

О каком слове идет речь в тексте?

Слово … образовано от названия двух кириллических букв. В современном русском языке это слово обозначает то же, что и греческое слово … . В то же время наблюдается тенденция различения этих понятий: … нередко называют только совокупность букв, но не обязательно в порядке …

Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо ». Правильный ответ запишите в виде буквы в таблицу ответов.

Напишите сжатое изложение)))

Мы живём в такое время, когда между
разными странами, нациями ежедневно проис­ходят какие-либо конфликты и
разногласия. Причиной тому является отсутствие взаимопо­нимания и уступчивости.
Это касается как целого народа, так и каждого его представителя. Ведь
межнациональным конфликтам часто предшествует отсутствие взаимопонимания от­дельных
людей. Значит, всем нам нужно в первую очередь учиться понимать другого чело­века,
прощать чужие ошибки, избавляться от собственных обид, помня, что важнейшим за­коном
жизни является именно умение прощать.

Жизнь человека удивительна и... непредсказуема. В ней
всегда найдётся место радо­сти и печали, пониманию и обидам, похвале и критике,
верности и предательству. Человеку нередко приходится претерпевать оскорбления
и унижения. Но стоит ли держать зло на лю­дей, обидевших нас? Всем нам, конечно
же, сгоряча кажется, что просто необходимо отом­стить нашим обидчикам. Но чего
мы в результате этого добьёмся? Обострения противоречий - только и всего.
НЕПРОЩЕНИЕ может стать причиной более серьёзных противоречий: об­мана,
оскорбления, унижения, предательства или даже преступления. Агрессия, злоба не
да­ют сосредоточиться на чем-то более важном. Каждый день человек ходит и
думает о том, что его обидели. Негативные мысли начинают разрушать его, он
нервничает, раздражается, пе­рестает улыбаться и даже может заболеть. Ведь
доказано, что в результате сильной обиды могут развиться самые страшные
болезни. А нужно ли это? Нет. Нет. Нет.

Каждая обида - это своеобразное испытание человека на
прочность. Если человек су­меет простить, значит, он смог выдержать это
нелёгкое испытание и показать своё моральное превосходство. Как жаль, что это
мы понимаем не сразу, а лишь спустя некоторое время, ко­гда уже становится
гораздо труднее исправить свои ошибки.

Все мы на определённом этапе своей жизни можем
причинить боль кому-либо, но все мы ждём прощения, понимания, доброго отношения
от других. Так давайте же избавимся от собственных обид и примем этот непростой
закон: ПРОЩАТЬ. Прощение необходимо для того, чтобы в будущем не болеть и не
чувствовать себя никчемным, лишним, ненужным. Ведь именно научившись прощать,
мы сумеем решить многие наши проблемы, получим возможность наслаждаться любовью
родных и близких, любить самим, дарить радость. И в нашем сердце тогда будет
место лишь для светлых и жизнерадостных мыслей, для добрых планов на будущее,
для ощущения полноты жизни. Одним словом, научившись прощать, мы сумеем
достойно прожить нашу жизнь.

Вы находитесь на странице вопроса "напишите сжатое изложение: Воображение -это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы ", категории "русский язык ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "русский язык ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.