Внеклассное мероприятие: "Мы – русичи, мы –россияне!" (методическая разработка). Внеклассное мероприятие «Щедра Московская земля талантами Текст песни « Я спросил у России»

1

Сценарий курсового мероприятия

«Россия – все, чем я живу!», (слайд 1)

посвященного дню Конституции

Эпиграф: (слайд 1)

“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться ,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.

1-ведущий Какое прекрасное имя – Россия!

Мы с именем этим добрей и сильней.

В нём ветер надежды и дни фронтовые,

И шорох берёз, и печаль журавлей.

Завьюженный лес и молчанье полей.

Я в сердце своём это имя носила,

Когда расставалась с Россией моей.
1 - ведущий Проходят года над моею страною,

Проходят года над великой судьбой,

И если мы в жизни чего-нибудь стоим,

То лишь потому, что мы сердцем с тобой.
2 - ведущий Какое прекрасное имя – Россия!

Она нам свой добрый характер дала.

Всю жизнь об одном я судьбу лишь просила,

Чтоб вечно Россия счастливой была.

1 ведущий

Необозримая ширь полей. Развесистые белые берёзы. Степей необъятный простор. Это – Россия.
2 ведущий

Ты смотришь в ясное голубое небо. Идёшь ясными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия.
1 ведущий

Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувший след. И это - Россия.
2 ведущий
Руки матери. Её песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже Россия!
Стихотворение «Родина» (читает учащийся)

«Родина» - мы произносим,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха,

И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверно,

Чистая, прозрачная до дна.

И в траве тропиночка видна.
«Родина» - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это всё, что мы зовём судьбой!
Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть – чуть не долетев.
Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли –

И навек останется святым.

Землю ту, что Родиной назвали

Коль придётся, сердцем защитим.
1 ведущий :

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, каждый человек должен проделать большую работу по самовоспитанию и приобретению гражданских качеств. А гражданские качества проявляются не только и не столько в его словах, но, главным образом в его реальных делах.

2 ведущий :

Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий ,
Большой отдачи ждет от вас страна.
И подымай, бездумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И, может, от твоей руки
Зависит все, что будущим зовётся.

1 ведущий :

Да, все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. (Слайд № 2 с географической картой России ). Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека (слова сопровождаются слайдами № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 с видами природы России).

Русь – “голубая” и “златая”, “деревянная” и “полевая”, “задремавшая” и “буйственная”. Это “край дождей и непогоды” и край “разливов грозных тихих внешних сил”.

2 ведущий :

За селом, на рассвете, где светло от берёз,

Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”
Где берёшь ты отвагу и свою красоту?
Соловьиные зори, синих рек чистоту?
За селом, на рассвете, где колышется рожь,
Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”
“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

1 ведущий :

Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. Вот некоторые имена: Пётр I и А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и Н. И. Пирогов, Гагарин и Калашников, Третьяк и Фетисов, Шукшин и Плисецкая, Сахаров и Солженицын. Многие поэты прославляли наше Отечество через свои произведения. Вот как говорил Сергей Есенин

2 ведущий :

…Знать у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси. (слайд с этим стихом -13)
Стихотворение (читает учащийся)

Как не любить мне эту землю,

И эту синь, и эту зелень

И тропку тайную во ржи!
Мне хорошо в твоих раздольях,

Моя любовь, моя земля,

Крестьянка русская в ладонях

Весною нянчила тебя…
Как не любить мне эту пашню,

Что битва кровью обожгла!

Как мне забыть за правду павших

Крестьян из нашего села!

1 ведущий :

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель , но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Песня «С чего начинается Родина»

1 ведущий :

Каждая страна по традиции имеет свой гимн, флаг и герб. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству.
2 ведущий :

Торжественная песнь-гимн занимает особое место среди высших официальных символов государства. Гимн народа – это сокровищница его национальной культуры.
Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена! (слова на слайде - 14)

1 ведущий :

Каждый житель России должен наизусть знать гимн своей страны. Когда исполняют государственный гимн все встают, мужчины снимают головные уборы.

Стихотворение «Широка страна моя родная»

(читает учащийся)

Широка страна моя родная,


От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.
Всюду жизнь привольно и широко,

Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почет.
Над страной весенний ветер веет,

С каждым днём всё радостнее жить,

И никто на свете не умеет

Лучше нас смеяться и любить!
Но сурово брови мы насупим,

Если враг захочет нас сломать.

Как невесту, Родину мы любим,

Бережём, как ласковую мать!
Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

1 ведущий :

Следующим государственным символом России является государственный флаг страны. (слайд флага – 15, 16)

2 ведущий :

А флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный – это красота.
И цвет крови , и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть еще цвета,
Что значат еще цвета два.
Синий – Украины цвет,
Белый – Белоруссии.
Народы их объединились,
Чтобы жить в согласии.
День рожденья есть у флага
В середине августа.
Символы страны родной
Помните, пожалуйста!

1 ведущий :

А теперь мы поговорим о государственном гербе нашей страны. Герб России славен своей многовековой историей. Однако бурное 20-е столетие резко изменило многовековые геральдические традиции нашей страны

(слайды гербов нашей страны 17, 18, 19, 20, 21, 22)

2 ведущий : (слайд герба России - 23)

На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко -
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом ,
И змей, копьем сраженный.

Вершины гор, попутный ветер,

По нивам вдаль бежит волна,

Ты для меня милей всего на свете,

Моя земля, моя страна!

Шумят леса, сверкают реки,

Возводит юность города.

Моя судьба слилась с тобой навеки,

Моя душа тобой горда.

Простор морей, сады Алтая,

Цветы на северном снегу –

Я всю тебя, от края и до края,

В сыновьем сердце берегу.

Над Ангарой, над Енисеем

От новых строек даль светла.

Страна моя, я сил не пожалею,

Чтоб ты ещё светлей была!
1 ведущий :

Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни.

2 ведущий :

Край родной долготерпенья… Тютчев отмечает основную черту русского народа – терпение. «Господь терпел и нам велел»- гласит русская пословица. Значит, это наше терпение «Царь Небесный» благословил?

(видео ролик)

1 ведущий : (слайд 24)

Россия всю свою многовековую историю терпела: нашествия ; войны; погромы; пожары; болезни; страдания и выходила из этих испытаний обновлено, словно птица Феникс из пламени. За то, что Россия много терпела и страдала, её и называют «Святой» и «Священной».

1 ведущий :

Мы сохраним благодарную память о тех, кто защищал нас, спас от фашизма, принёс мир народам. Мы учимся у них стойкости и верности Родине. Никогда не погаснет в наших сердцах свет Победы! Каждый гражданин страны, в том числе и юный, должен быть готов к защите Родины.
Стихотворение (читает учащийся)

Завет

В час испытаний

Поклонись Отчизне.

По-русски,

И скажи ей:

Ты жизнь моя!

С тобою жить,

С тобою – умирать!
Будь верен ей.

И как бы ни был длинен

Тяжкий день военной маяты,

Коль пахарь ты,

Отдай ей всё, как Минин,

Будь ей Суворовым,

Коль воин ты.
Люби её.

Клянись, как наши деды,

Горой стоять

За жизнь её и честь,

Чтобы сказать

В желанный час победы:

И моя тут капля есть!

1 ведущий :

Наверное, каждый человек , способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая песни и стихи, посвященные родной земле

Песня «Гляжу в озера синие»

Стихотворение (читает учащийся)

Откуда начинается Россия?

Скурил? С Камчатки? Или с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастия

К труду, к терпению, к правде, к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие.

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя!

1 ведущий :

Сегодня мы говорили о нашей Родине, её символах и задумались над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли её, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело.

2 ведущий :

Хочется, чтобы на земле всегда был мир. Поэтому больно слушать радио и смотреть телевидение. Каждый день на Земле гибнут люди. Мы не хотим воевать, а на планете пусть всегда будет мир.
Песня «Пусть всегда будет солнце»

2 ведущий :

Дорогие друзья. Наш праздник завершается. Мы поздравляем с днем Конституции Российской Федерации!

Разделы: Внеклассная работа , Классное руководство

“Нам Родину завещано любить


Цель: способствование формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности.

Данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач коллектива :

  1. Усиление патриотических качеств личности.
  2. Расширение кругозора учащихся
  3. Создание условий для анализа и синтеза ситуации с опорой на личный жизненный опыт.
  4. Повышение интереса к истории Отечества
  5. Развитие эмоциональной сферы.

Форма проведения классного часа – беседа.

Основной вид деятельности на мероприятии – общение через диалог и полилог с учащимися, монолог учителя.

Техническое оборудование: медиапроектор, компьютер.

Аудиовизуальное сопровождение: фрагмент из мультфильма “Князь Владимир” (1:12:16); муз. фрагмент из песни гр. Любэ “Русские”, презентация <Приложение 1 >.

Оформление: столы расставлены полукругом, на экран проецируется пейзаж просторов России. (Слайд № 1)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: Добрый день, ребята. На сегодняшней встрече нам с вами предстоит обсудить один из важных, на мой взгляд, вопросов.

Упражнение “Салфетка”.

Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат?

Дети отвечают.

Учитель:

Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.

Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

Дети называют.

Учитель:

Да, все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. (Слайд № 2 с географической картой России, слайд № 3). Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека (слова сопровождаются слайдами № 4–11 с видами природы России). Русь – “голубая” и “златая”, “деревянная” и “полевая”, “задремавшая” и “буйственная”. Это “край дождей и непогоды” и край “разливов грозных тихих внешних сил”.

Учитель читает стихотворение “За селом на рассвете…”, которое сопровождается показом слайдов № 12–14.

За селом, на рассвете, где светло от берёз,
Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”
Где берёшь ты отвагу и свою красоту?
Соловьиные зори, синих рек чистоту?
За селом, на рассвете, где колышется рожь,
Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”
“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

И мне бы хотелось наш сегодняшнюю беседу назвать “Мы – русичи, мы – россияне” (слайд № 15 с темой классного часа) .

Звучит музыка из мультфильма, на её фоне читаются слова эпиграфа: (слайд № 16).

“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”. (Слайд № 17).

Великий художник Васнецов писал: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. На протяжении всех лет существования нашей страны зарубежные деятели различных областей называли в своих выступлениях и публикациях, Россию великой страной.

Как вы считаете, а что создаёт величие нашего государства?

Дети называют.

Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. Вот некоторые имена: Пётр I и А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и Н. И. Пирогов, Гагарин и Калашников, Третьяк и Фетисов, Шукшин и Плисецкая, Сахаров и Солженицын (фото известных деятелей на слайдах № 18–23). Многие поэты прославляли наше Отечество через свои произведения. Вот как говорил М. В. Ломоносов:(слайд № 24).

О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.

Давайте прочтём отрывки из некоторых произведений.

Дети читают.

Так уж повелось, что всех людей, проживающих на территории нашей страны, называют русскими, независимо от их национальной принадлежности.

Что же отличает русского человека. Давайте попытаемся назвать несколько черт, присущих именно русского человека.

Дети называют, один из них записывает качества на доске.

Среди названных нами характеристик присутствуют и положительные черты и отрицательные. Несмотря на наличие отрицательных качеств, в годины тяжёлых испытаний для страны русский народ находил в себе силы, чтобы справиться с ними. Всегда русские люди были верны своей Родине. (Слайд № 25)

А какие испытания выпадали на долю нашей страны?

Любэ “Русские” муз. фрагмент.

Дети называют.

Какое испытание можно назвать самым трудным, даже самым трагическим?

Это не только гражданская война 1918 года, но и другие военные конфликты, в которых по разные стороны линии фронта находятся жители одного государства. Как вы думаете, почему это стало возможным?

Дети называют.

Не всякая идея способствует объединению всей нации, всего народа. Различие в убеждениях и отличие точек зрения на различные вопросы и ситуации зачастую становится причиной не просто разногласий между двумя людьми или небольшими группами, но и способно спровоцировать военные конфликты.

При принятии решения по вопросам, затрагивающим интересы нации и народа, нужно идти ни к разделению взглядов, а к объединению, искать точки соприкосновения.

Что же может способствовать объединению людей? На какие важные ценности мы должны опираться?

Любовь к ближнему, любовь к семье, к своей истории, к своим корням. Любовь между детьми и родителями, между юношей и девушкой. Любовь к своей Родине!

Фрагмент мультфильма “Князь Владимир” (1:12:16).

Клубок – рефлексия. Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет через несколько минут? Когда клубок попадёт к вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки.

Дети называют свои ощущения и чувства, постепенно клубок проходит каждого из ребят и возвращается в руки учителя..

Учитель: Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Который связал нас в единое целое. (сворачивает нитку и помещает в красивую коробочку).

Желаю Вам лёгкой дороги и исполнения желаний.

Сценарий мероприятия «Что такое Россия?» (Поэтическая страница)

Перед началом звучат песни о России. Раздаются сигналы: «Я люблю тебя, Россия».

Все сидят за столиками: гости, участники, поэты и т. д.

Ведущий 1.

Давно мальчишками босыми

Ходили мы встречать рассветы

И понимали, что России

Дороже сердцу в мире нет.

Ведущий 2.

Какие же слова тебе сказать,

Чтоб выразить свою любовь, Отчизна,

С тобой грустить, мечтать и ликовать

Мне до последнего дыханья жизни.

Фон музыки. Юноша читает стихотворение Виктора Крючкова «Что такое Россия?»

Что такое Россия?

Ледяное мерцание звезд?

Гул тайги? Снеговые вершины?

Иль свечение белых берез?

Да, все так.

Но не только... не только...

В ней есть север, и юг, и восток,

И ее соловьиное горло исторгает печаль и восторг.

Ее речь неторопка, напевна

И пленяет своей прямотой,

Здесь гордится любая деревня

Неказистой своей красотой.

Эту гордость никто не отнимет,

Хотя кто-то отнять бы не прочь,

Свое сердце Россия вынет,

Если надо кому-то помочь.

Да, Россию легко обидеть,

И ненадолго обмануть,

Но Россию - сломить?

Не выйдет!

Россияне найдут свой путь!

Соберут удалую ватагу

И разгонят жулье и ворье.

Да, России к лицу отвага,

А вот трусость - не для нее.

Что такое Россия?

Да и кто это знает вообще?

Это за морем пусть гадают

О загадочной русской душе.

Звучит песня «Любите Россию» (сл. Милявского, муз. С. Туликова).

Ведущий 1.

«Любите Россию» - так сказано в песне, Но как же любить ее, Родину, надо! А может быть так, как любили, писали и говорили, О ней поэты и писатели России.

Высвечивается портрет Игоря Северянина.

О России петь, что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам...

О России петь, что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать...

О России петь, что тоску забыть,

Что любовь любить,

Что бессмертным быть.

Высвечивается портрет Владимира Жукова.

На тыщи верст - поля, леса, да кручи,

В раздолье тонут синие края.

Где есть земля суровее и лучше,

Чем ты, Россия, Родина моя?!

Исполняется «Русский вальс (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой).

Чтец. Моя Россия - страна мира, страна голубого неба и яркого солнца. Разве я могу ее не любить? Я вижу ее в каждой былиночке в каждом листочке. Я ощущаю ее в шелесте осени, в рокоте комбайнов, в запахе свежевспаханной земли.

Чтец. Было за что любить русскую землю нашим дедам, хотя и не сладко жилось им на этой земле, и как же не любить ее нам, новым поколениям, пришедшим на эту землю. Это - наш дом, это - наша Россия.

Что может быть лучше России -

Любви безграничной моей,

Что может быть лучше России?

Когда на сентябрьском ветру

В малиновой краске осинник

Роняет листву поутру.

Спросите у туч поднебесных,

У желтых созревших полей,

Что может быть лучше России –

Родимой отчизны моей.

Что может быть лучше России?

Когда в январе по ночам

Над белой равниною зимней

Озябшие звезды молчат.

Спросите об этом у дома,

Где мать ждет всегда сыновей,

Что может быть лучше России –

Судьбы и надежды моей!

Ведущий 2. Русь, Россия - эти слова близки и дороги серди)" каждого из нас.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить!

Чтец. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не может. (И. Тургенев)

Тебе спасибо, Родина моя,

За небеса неповторимой сини,

Скажу одно: дня не прожил бы я

На этом свете без России.

Звучит песня Л. Афанасьева.

Красу твою не старили,

Ни горе, ни беда –

Иванами да Марьями

Гордилась ты всегда...

Ведущий 1.

Слова этой песни искренней едва ли

Услышали вы впервые...

И мне, как и вам, они в сердце запали –

Слова об Отчизне, слова о России,

Слова о земле, что дарила и дарит

Нам нежность свою, и тепло, и заботу:

По этой земле шли Иваны да Марьи

Бороться за счастье, сражаться, работать!

Ведущий 2. Именно наша Родина дала миру Ломоносова и Пушкина, Глинку и Пирогова, Репина и Менделеева, Толстого и Чайковского, великих полководцев Суворова и Кутузова. Нас всегда вдохновляли эти великие имена.

И мы благодарны Иванам да Марьям,

Россию которые подняли к звездам.

И коль мы в долгу перед Родиной нашей,

Обязаны так мы трудится всегда,

Чтоб стала она и сильнее, и краше,

Чтоб нами была, как отцами, горда.

Исполняется песня «Я спросил у России», стихи Н. Якунина.

За селом, на рассвете,

Где светло от берез,

Я спросил у России:

«Где ты силы берешь?

Где берешь ты отвагу

И свою красоту,

Соловьиные зори,

Синих рек чистоту?»

За селом, на рассвете,

Где колышется рожь,

Я спросил у России:

«Где ты счастье берешь?

Где берешь ты улыбку,

Где спокойную грусть?

Расскажи мне, поведай,

Солнцеликая Русь».

На меже у опушки

В голубой тишине

За селом, на рассвете,

Вдруг послышалось мне

В тихом шелесте нивы,

Легком звоне ветвей:

«Да от наших любимых,

Родных матерей».

Я домой возвратился

И у мамы спросил:

«Где взяла ты, родная,

Столько жизненных сил

Призадумалась мама,

Поправляя платок,

И ответила тихо:

«У России, сынок».

Как в море сливаются реки,

Впадая в простор голубой,

Слились наши судьбы навеки

С твоею бессмертной судьбой.

На фоне музыки читается стихотворение «Живи, Россия!».

Ты жила во все века,

Ты любила и страдала,

Изможденная рука

Столько лет перелистала.

Ты любимою была

И отверженной клонилась,

На златые купола

Ты неистово молилась.

Я с тобой жила века,

Ненаглядная Россия,

Никогда твоя рука

Подаянье не просила.

Ты жила - и я жила

Ты в полон - и я страдала,

Ты истерзана была,

Но сынов не предавала.

Где, какие отыскать

Мне слова тебе в отраду?

Ты Россия, ты мне мать.

Мне любовь твоя в награду.

В миг, когда я обессилю,

Жизни источится нить,

Я взмолюсь: «Живи, Россия!

Лишь тобой я буду жить!»

Поделки из бумажных салфеток в начальной школе

Мастер-класс. «Открытка ко Дню России своими руками»

Аудитория: мастер – класс предназначен для занятий со школьниками второго класса.

Назначение мастер – класса: изготовление открытки ко Дню России.

Цель мастер – класса: развитие творческих способностей детей.

Задачи мастер – класса:

Сформировать умение работы с салфетками;

Развивать творческое мышление;

Воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность к выполнению работы;

Воспитывать патриотизм у детей.

Необходимые материалы:

Салфетки (красные, белые, синие)

Лист белого картона

Ножницы (маленькие и большие)

Карандаш

Черный маркер

Линейка

Клей-карандаш

Желтая цветная бумага

Ход работы

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь.

Что такое Россия? Нельзя ответить. Если посмотреть на карту мира, то ее можно увидеть с любой точки. А все потому, что она занимает одну шестую часть суши.

Также Россия - это страна, которую невозможно сломить никакими войнами, потому что в России живет удивительный народ. Сначала он может долго терпеть разорения и голод, но потом появляются могущественные силы, которые могут победить всё.

В России существует триединство символов – это герб, флаг и гимн.

Герб – является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации наряду с гимном и флагом. Это изображение величественного и гордого двуглавого орла, увенчанного двумя коронами, переплетенными с третьей. Эта мощная птица держит красный щит с изображением серебряного всадника, поражающего дракона.

Гимн является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации наряду с гербом и флагом.

Флаг - является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации наряду с гербом и гимном.

Флаг нам поможет для сегодняшней открытки.

Пошаговый процесс выполнения работы

1. Лист белого картона на изнаночной стороне размечаем на прямоугольники (6х6см). 3 строчки, в каждой строке по 4 прямоугольника. Отмечаем центр каждого прямоугольника для будущих отверстий.

2. Маленькими ножницами проделываем отверстия внутри каждого прямоугольника. Потом в эти прямоугольники будут вставляться цветы.

Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная расшифровка заключается в следующем:

белый – благородство и откровенность,

синий – верность, честность и целомудрие,

красный – мужество, смелость, великодушие и любовь.

3. Берем по 4 салфетки каждого цвета флага и обрезаем сгибы с двух сторон.

4. Каждую обрезанную салфетку складываем пополам.

5. Потом еще раз пополам.

6. Надрезаем салфетки к сложенному углу.

7. Аккуратно разворачиваем салфетки, отделяя каждый слой.

8. Складываем друг на друга и скручиваем, делая цветок.

9. Должно получиться 12 цветков, по 4 цветка каждого цвета.

10. Просовываем каждый цветок в отверстие картона.

11. Закрепляем каждый цветок снизу, приклеивая листком снизу.

13. Вырезаем в овальной форме каждую фразу.

14. Приклеиваем с помощью клея-карандаша эти «фразы» к цветкам.

15. Открытка готова.

Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»

Родина
Музыка О. Иванова, слова А. Поперечного


На траве - студеная роса.
И глазами вишни да смородины
Глянет мне земля моя в глаза.

Припев: Родина.
Сибирское раздолье. Родина.
Приволжские края,
Где звучит родимая до боли
Песня, что запомнил с детства я.

С птичьего полета даль окину я, -
Там петляет в прошлое стезя,
И горит святая, материнская,
На щеке у памяти слеза.
Припев

На березах - солнечные родинки,
На душе и чисто и светло.
Над землей любви моей, над Родиной
Посмотри, как ясно рассвело.
Припев

Земля моя, Сибирь
Музыка О. Иванова, слова Ю. Колоколова

Она давно живет во мне,
Пускай еще не ясная
Мечта, что я воспеть смогу
Красу твою и ширь.
Зерно мое пшеничное,
Моя калина красная,
Раздольная и гордая
Земля моя, Сибирь!

Припев: Взмахну крылом, польюсь рекой,
Из края в край пройду весь мир
И не найду другой такой
Земли, как ты, моя Сибирь!

В беде любой и в радости
Без отдыха, без устали
От трудных дел не пряталась
И не таила зла.
Живет во мне от матери
Твоя кровинка русская
Живым огнем морозного
Сибирского тепла.
Припев

Ищу слова хорошие,
Правдивые и сильные,
Чтоб передать любовь свою
И полюбить сильней
Леса твои высокие,
Твои, озера синие,
И небо васильковое,
И песни глухарей.
Припев

Глухариная заря
Музыка О. Иванова, слова А. Поперечного

Глухари токуют в глухомани,
В зарослях скрываются, в тумане.
Глухари тоску и радость прячут,
От любви поют и даже плачут.

Припев: А я, а я любовь свою
К родной земле не утаю.
Во мне звучит, зарей горя,
Песнь глухаря!
А я у краешка зари
Стою, влюбленный сын земли.
Что ж, пойте, пойте, глухари,
Певцы зари!

Не моя забава и забота -
На заре на глухарей охота.
Загубить возможно ль чудо это -
Песню глухаря в часы рассвета?!
Припев

Глухари токуют в глухомани.
Пусть тебя надежда не обманет.
Пусть любовь твоя, как песня эта,
В мир летит, полна добра и света.
Припев

Вот такие пироги!
Музыка А. и Г. Заволокиных, слова Г. Георгиева

Знаю я наизусть
Песен больше тыщи,
А про тещ ни в одной
Добрых слов не сыщешь.
В песнях больше любовь,
Соловьи да рощи,
А какая же любовь,
Если нету тещи!

Я скажу о своей,
Пусть скажу я мало:
В доме теща у нас
В чине генерала.
Если теща поет -
Все ей подпевают,
Если пляшет она -
Сердце замирает.

Если теща весела -
Радостнее дышишь,
Испечет пироги -
Пальчики оближешь!
В общем, что там судить,
Я скажу вам проще -
Вот такие пироги,
Вот такая теща!

Завлекаши
Музыка А. и Г. Заволокиных, слова народные

ДЕВУШКИ: Мы по бережку ходили,
А вода колых, колых.
Все девчата очень хитрые,
А мы хитрее их.
РЕБЯТА: По деревнюшке прогрянем
Шестьдесят четвертый раз,
Шестьдесят четвертый раз -
Да всё, матани, из-за вас.
ДЕВУШКИ: Ох, ребята, ребятёш,
Да с вами скоро пропадешь,
До полночи прогуляешь
И домой не попадешь.
РЕБЯТА: Ох ты, милая моя,
Какая ласковая!
Все конфеты из кармана
Повытаскивала.
ДЕВУШКИ: Завлекательные глазки,
Завлекательный и сам.
Завлекательного мальчика
Узнаю по глазам.
РЕБЯТА: На черемушке воробышки
Пощалкивают.
Меня девушки не любят,
Все поталкивают.
ДЕВУШКИ: Ох, девчоночки, девчонки,
Зря мы были на вечорке.
Здесь ребята не по нам,
Пошли, девчата, по домам.
РЕБЯТА: Завлекаши - да не наши,
Завлекали - да не нас,
Ну а наши завлекаши
Далеко живут от нас.

Эвенкия моя
Музыка И. Шестерикова, слова В. Власова

Красотой первородной горда,
Край таежный великой России,
Величава, светла, молода,
Эвенкия моя, Эвенкия!

Припев: Пахнут ветры кедровой смолой,
Взор мой радуют дали лесные.
Я любуюсь твоей красотой,
Эвенкия моя, Эвенкия!

Где поют в сосняках глухари,
Зазвучали там песни другие.
Ты нам клады свои подари,
Эвенкия моя, Эвенкия!
Припев

Мы ведем наступленье, как бой,
Проникаем в глубины земные.
Отдаем для Отчизны родной
Твои клады, моя Эвенкия!
Припев

Пишите письма матерям
Музыка И. Шестерикова, слова С. Викулова

Поют гитар походных струны
В тайге, в горах, среди морей.
О сколько вас сегодня юных
Живет вдали от матерей!

Вы вечно, юные, в дороге -
То там объявитесь, то тут.
А ваши матери в тревоге
Вестей от вас всё ждут и ждут

Они считают дни, недели.
Слова роняют невпопад.
Коль рано матери седеют -
Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом
Или скитаясь по морям,
Почаще все-таки, ребята,
Пишите письма матерям!

Революция продолжается
Музыка Э. Казачкова, слова Б. Демкива

Революция продолжается:
В небо домнами поднимается,
К солнцу тянется спелым колосом,
Утро будит ребячьим голосом.

Припев: Наши руки легко и молодо
Сталь сжимают серпа и молота.
Наша мощь растет, умножается -
Революция продолжается!

Всё святое в нас с нею связано.
С ней любая даль не заказана.
В планах партии гений Ленина,
В коммунизм идем мы уверенно!
Припев

Салюты победной весны
Музыка Э. Казачкова, слова А. Федотова

Спокойствием дышат рассветы,
Безоблачна майская высь.
Минувшей войны километры,
Вы так нелегко нам дались.

Припев: Колышется мирное поле
Среди голубой тишины.
Мы помним, мы помним до боли
Салюты победной весны,
Салюты победной весны!

Победный салют в сорок пятом
Нам памятью помнить дано -
Как славно, что наши ребята
Войну видят только в кино.
Припев

Сквозь годы и дальние дали
Салюта не гаснут огни.
Они в каждой выплавке стали,
В кострах пионерских видны.
Припев

Судьба у нас тревожная

Дымок костра привального
Трепещет на ветру.
Опять в дорогу дальнюю
Уходим поутру.

Припев: Березки, как девчонки,
Светло глядят вослед.
И держит песня звонкая
Равненье на рассвет.

Судьба у нас тревожная,
Как будто на войне.
Любовь у нас надежная,
Проверена вдвойне.
Припев

Дымок костра привального
Растаял вдалеке.
Пригрелось утро раннее
На пыльном рюкзаке.
Припев

Напиши мне на Север
Музыка Э. Казачкова, слова В. Захарова

Завернула зима на север,
И на улице ни души.
Ты пиши мне сюда на Север,
Обязательно мне пиши.

В непогоду читаем все мы
Письма ласковые твои,
Как есенинскую поэму
О невыдуманной любви.

Не сердись только ради бога,
Что я тайны другим дарю.
Твои письма, пожалуй, многим
Открывают свою зарю!

Твоя весточка - это радость
И напутствие мне - мужай!
Ты пиши. или нет, не надо,
Лучше, милая, приезжай.

Дальневосточный Перекоп
Музыка В. Пороцкого, слова В. Гина

Хоть небо мирное над нами,
Но позабыть мы не смогли,
Какими трудными путями
Ко дню сегодняшнему шли,
Как с первым выстрелом «Авроры»
Отряды множили свои.
И помнят сосны, помнят горы
Дальневосточные бои.

Мы с ненавистными врагами
Под Волочаевкой сошлись.
Земля горела под ногами -
Мы бились насмерть, но за жизнь.
Как в бой летели мы галопом,
Навек запомнила страна.
Дальневосточным Перекопом
Победа эта названа.

И орденов краснознаменных
Мы удостоены не зря.
В краях, боями опаленных,
Взошла счастливая заря.
Мы смотрим в небо без опаски,
Но не забудутся они -
Те штурмовые ночи Спасска,
Те Волочаевские дни.

Я вернусь на село
Музыка В. Пороцкого, слова В. Бурыгина

Часто снится мне детство в тумане,
Мест родимых не видел давно.
И на родину так меня манит.
Я вернусь на село все равно.
Приведи поскорее, дорога,
Навсегда в дорогой отчий дом,
На крыльцо - помечтать у порога,
По росе побродить босиком.

Припев: Я вернусь, я вернусь,
Я вернусь в родное село.
Я вернусь, я вернусь,

С наслажденьем всегда вспоминаю
Аромат тех лугов заливных,
И с тобой, деревенька родная,
Утонул бы в хлебах золотых.
Не могу я забыть это поле
И тоскую о нем уж давно.
Мне делить с ним отцовскую долю -
Я вернусь на село все равно.
Припев

* * *
За селом на рассвете, где светло от берез,
Я спросил у России: «Где ты силы берешь?
Где берешь ты отвагу и свою красоту,
Соловьиные зори, синих рек чистоту?»

Там, где ясное небо, где колышется рожь,
Я спросил у России: «Где ты счастье берешь?
Где берешь ты улыбку, где спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь?»

На меже у опушки, в голубой тишине
За селом на рассвете вдруг послышалось мне
В тихом шелесте нивы, в легком звоне ветвей:
- Да от наших любимых, дорогих матерей!

Я домой возвратился, и у мамы спросил:
- Где берешь ты, родная, столько жизненных сил,
Столько нежности, ласки, доброты и тепла,
Что от глаз твоих ясных вся Россия светла?

Призадумалась мама, поправляя платок
И ответила тихо: «У России, сынок…»

* * *
Других, не себя, милосердию учим,
В сердцах уличаем кого-то во зле,
А там, за туманом, за лесом дремучим,
Есть место святое на грешной земле.

Стучатся к нам в души то счастьем, то горем
Зимы кулаки и ладошки весны.
А там за туманом, за сказочным бором,
Есть место святое, где все мы равны.

В тиши той священной ни песни, ни крика,
Обманщик вдруг вздрогнет, замрет краснобай.
Стекает закатом в траву земляника,
И тянутся ветки деревьев к грибам.

В правах там равны и вдова, и невеста,
Наполнены гнезда там вечностью звезд.
На грешной земле есть священное место -
Священное место - крестьянский погост.

* * *
Ах, как бы я хотел весною
Тропинкой талой в звонкий день
Уйти куда-нибудь с тобою
От шумных сел и деревень.

Хотел бы все твои печали
Оставить где-то позади,
И, ничего не замечая,
Счастливым рядышком идти.

Не слышать шорохи и звуки,
Не видеть птиц и гнезд в кустах,
Твои доверчивые руки
Вдруг ощутить в своих руках.

И в белой роще незнакомой
В глаза родные посмотреть,
Забыть, что ждут нас где-то дома,
И ни о чем не сожалеть.

Осыпать прошлую тревогу
Росой в лесную благодать,
К твоим губам найти дорогу,
А все другие - потерять!…

* * *
Затерялся в репейнике след
Тот, что я здесь когда-то оставил.
Лишь струится над памятью свет:
Желтый лист на зеленой отаве.

Старый вяз, словно раненый зверь,
Шарит ветками в поисках детства.
Крепко заперта в прошлое дверь,
И не пустит никто обогреться.

Где-то трубит рассерженный лось,
Мышь шуршит в заколоченном доме.
Рыжий ветер, промокший насквозь,
Что-то ищет в холодной соломе.

В роднике загустевшую тушь
Не пригубят ни люди, ни кони.
Лишь на боль мою тянет из луж,
Как и встарь, подорожник ладони…

* * *
Ты для меня как заря и как тайна,
Годы искал, а вот встретил случайно,
Не затерялась ты в мире огромном -
Светлая лилия в омуте темном!
Не затерялась, не запропала,
А лепестки по воде расплескала.
Дни так длинны! А свиданья - коротки,
Мне до тебя - и ни вплавь, ни на лодке.
И надо мною кувшинки смеются,
Не донырнуть до тебя не коснуться.
Хочешь, в жару истеку я слезою,
Чтобы лишь вместе быть, рядом с тобою?
Хочешь, твоим стану стеблем и корнем,
Белая лилия в омуте черном?
Ива молчит, усмехается вереск,
Знают, ко мне ты не выйдешь на берег.
В темную глубь среди полдня заманишь,
Но лепестки мне свои не протянешь.
Сколько бродить мне напрасно влюбленным,
Светлая лилия в омуте черном?
Свет твой прохладный, мои неудачи
Осень погасит и в реченьке спрячет.

* * *
О, что за создания - русский народ!
В избе-развалюхе старушка живет.

В почете была. И была знаменита.
Теперь же соседями даже забыта.

Живет-доживает на старости дней
Без злобы на мир, без обид на людей.

Живет-доживает, как в сумерках серых, -
Ни к бывшей снохе и ни в дом престарелых.

Все было - прошло. Ни вдова. И ни мать.
«Зачем же я буду кого-то стеснять?»

Одна, как в пустыне, нища и убога,
Достатка, здоровья не просит у Бога.

Ночами стоит у лампады своей:
«О, Боже, пошли ты мне смерть поскорей!

О, Добрый Всевышний, я слезно молю,
Прими же Ты грешную душу мою…»

* * *
За деревней сонною, за печалью тихою
Пахнет луг туманами пополам с гречихою.

В лозняке за выпасом, над рекой недальнею
Истекают росами голоса печальные.

Я стою да слушаю, - хочется, не хочется, -
Справа - грусть глубокая, слева - одиночество.

Бродят по тропиночкам в темноте - не светятся,
Только я предчувствую, что они здесь встретятся.

Так и вышло к радости. И сбылось пророчество:
Где-то в пойме встретились - грусть и одиночество.

Ласточки над омутом. Спит звезда на отмели.
Обнялись два голоса и зарю приподняли.

Родине

Мимо тусклых рябин
По тропинке гусиной
Выйду в поле один
На свиданье с Россией.

Воздух, что на меду -
Малый Ковш - без закуски.
И к земле припаду
По-крестьянски, по-русски.

Боль и бедность - не грех,
Мать виновных не ищет.
Поклонюсь я за всех
Неимущих и нищих.

И у неба светло
Попрошу как прощенья,
Чтоб убавилось зло,
Не иссякло терпенье.

Чтоб садились за стол
С верой мы и любовью,
И чтоб каждый твой стон
Отзывался в нас болью.