Гоголя «Мёртвые души. Сад Плюшкина: анализ шестой главы в произведении Н.В

Урок в 9 класс . Анализ главы 6. Дуэль.

Цели:

1) продолжение работы над романом, анализ 6 главы;

2) расширение общекультурного кругозора, совершенствование навыков самостоятельной работы с информацией, развитие монологической речи; 3) воспитание любви к классической литературе, интереса к проектной деятельности, формирование нравственных основ личности старшеклассника.

Проблемный вопрос: «Онегин - хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

Ход урока.

  1. Проверочная работа(7 минут)
  2. Беседа по 5 главе.

Каково календарное время романа? Найдите в начале пятой главы указание на точные даты. С какой целью это делает автор, как вы думаете?

Какие новые стороны характера Татьяны открываются нам в пятой главе? Что роднит её с крепостными? Как Пушкин обосновывает эпитет «русская душою»?

Для чего, по-вашему, Пушкин передаёт так подробно сновидение Твтьяны?(5 глава центральная, переломная, в сне предсказание трагической судьбы героев)

Как рисует Пушкин состояние Татьяны на празднике? Какие образы, сюжеты сна сбудутся на именинах Татьяны?

Как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? Чем вызвано его раздражение и недовольство? На кого обращается его гнев? Что он сделал?

Что испытывал Ленский, видя игру Онегина с Ольгой? Почему Ольга так себя ведёт? Чьи переживания волнуют автора и почему?

III.Слово учителя.

Эпиграф шестой главы подготавливает смерть Ленского. Эпиграф-эпитафия, открывающий шестую главу романа – «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно»,

В русской классической литературе дуэль часто становится средством характеристики героя. Вспомним повести «Выстрел» и «Капитанская дочка». Это не случайно. Дуэль была весьма характерным явлением в жизни русского дворянства.

В 1837 году на Черной речке прозвучал выстрел. На дуэли от пули Дантеса погиб А.С.Пушкин. Горячим откликом на эту трагедию стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта». Обличая убийц поэта, Лермонтов вспоминает о гибели пушкинского героя - Владимира Ленского, сраженного, как и Пушкин, «безжалостной рукой»:

И он убит - и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою дивной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Мы видим, что даже современники Пушкина не были единодушны в оценке главного героя романа - Евгения Онегина.

Был ли в действительности герой безжалостным, эгоистичным, хладнокровным убийцей «неведомого, но милого певца»? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке, тема которого - «Онегин - хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

Дуэль - поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам. Цель дуэли - восстановление чести, снятие с обиженного человека позорного пятна, нанесенного оскорблением. Само слово дуэль переводится с латинского как война.

Идеалом российского дворянства 18 - нач. 19 вв. было полное изгнание страха и установление чести как основы поведения дворянина. Конечно, храбрость можно было проявить и на войне, но война была не каждый день, и в повседневности храбрость проявляли на дуэли. Опасность столкновения лицом к лицу со смертью снимала с обиженного оскорбление.

Дуэль проходила по определенным правилам, расскажите о них.

Правила были неписаные, т.к. по закону дуэль была запрещена. Их хранили живые носители традиций, знатоки дуэли.

«Ход дуэли»:

1.Столкновение.

2.Обсуждение предстоящей дуэли с секундантом.

3.Вызов (картель).

4.Переговоры секундантов.

Какова же была роль секундантов?

Секунданты должны были приложить максимальные усилия к примирению противников.

Что оскорбленный обычно обсуждал со своим секундантом?

Насколько значительное оскорбление было нанесено. При незначительном оскорблении нужно было продемонстрировать бесстрашие, готовность к бою. Более серьезное оскорбление должно быть смыто кровью, дуэль заканчивалась после первого ранения, чьего, не имело значения. Наконец оскорбленный мог оценить обиду как смертельную, в этом случае дуэль могла закончиться лишь смертью одного из ее участников.

Каким образом определялась степень оскорбления?

Все определяли неписаные законы и общественное мнение. Человек, легко идущий на примирение, мог прослыть трусом, слишком кровожадный - бретером.

Дуэль - поединок, способ защиты личной чести - вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов.

Картель - письмо с вызовом на дуэль.

Секундант - посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель.

Барьер - минимальное расстояние между противниками, к которому они сходятся.

- Каковы причины дуэли Ленского и Онегина?(5 глава)

На именинах Татьяны Онегин, увидев ее смятение, только озлобился: ведь слезы влюбленной девушки могли нарушить его спокойствие! Герой озабочен только своими чувствами. Перед нами холодный, эгоистичный человек.

Он ищет виновного:

Надулся он и, негодуя,

поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Ведь именно Ленский пригласил его к Лариным. Взбесить Ленского особого труда не составило. Ольга кокетка, ветреный ребенок, охотно принимает знаки внимания.

Обиженный Ленский покидает дом Лариных, теперь только дуэль:

Пистолетов пара,

две пули - больше ничего –

вдруг разрешат судьбу его.

Кстати, современники Пушкина считали, что оснований для вызова у

Ленского не было.

Утром, увидев Ольгу, Владимир понял, что все еще любим! «Он счастлив, он почти здоров.»

Ольга не почувствовала душевного состояния своего возлюбленного, не увидела тоски и беспокойства в его глазах. Вот если бы о предстоящей дуэли узнала Татьяна...

Юноша понимает, что погорячился, но назад пути нет. Поэт-романтик старается убедить себя в том, что должен защитить Ольгу от коварного искусителя - Онегина.

Выразительное чтение XVII (гл.6)

Заметив, что Владимир скрылся, Евгений вполне доволен мщением своим и вновь скучает. Наутро Зарецкий с запиской от поэта. Это был вызов, картель. Ответ Онегина лаконичен: «Всегда готов!»

Но что происходит в душе героя! В душе Онегина смятение. Может быть, впервые в жизни он задумывается об ответственности за свои поступки, о чувствах окружающих.

Выразительное чтение X (гл.6)

Мог ли Онегин сделать шаг к примирению или отказаться от дуэли?

Нет, теперь уж поздно! Время улетело. Употребление глаголов совершенного вида подчеркивает, что события приобрели фатальный характер. Механизм был запущен. Дуэль, как мы уже слышали, представляла целостное театральное действие и разыгрывалась по определенному сценарию. Как всякий жесткий ритуал, она лишала участников индивидуальной воли.

Какова роль Зарецкого в романе? Выразительное чтение XI (гл.6)

Не последнюю роль в дуэли сыграл Зарецкий, «в дуэлях классик и педант». Он вел дело с большими упущениями.

НЕ предпринял попытки к примирению при передаче картеля.

НЕ встретился со вторым секундантом накануне поединка.

НЕ объявил Онегина неявившимся, хотя тот опоздал на 2 часа.

НЕ отреагировал на то, что второй секундант - слуга Онегина.

НЕ предпринял попытки к примирению противников перед началом дуэли.

Таким образом, мы видим, что Зарецкий заинтересован в максимально скандальном исходе дуэли.

Нет, для Зарецкого дуэль - это возможность развеять скуку, оказаться в центре сплетен и пересудов.

Итак, Зарецкий 32 шага отмерил с точностью отменной. Мы видим, что противники внешне хладнокровны (этого требовал ритуал). Каждый делает четыре, а потом пять шагов. Таким образом, расстояние между ними примерно четырнадцать шагов. Онегин на ходу, не дойдя до барьера, поднимает пистолет. То же делает и Ленский. Именно в этот момент Онегин выстрелил. Причем Пушкин не употребляет слово «целиться».

IV. Версия первая: Онегин - хладнокровный убийца, эгоист, жаждущий смерти Ленского.

Вчерашние приятели избегают смотреть в глаза друг другу. Глаза бы выдали их собственные чувства. Ведь совсем недавно «меж ними все рождало споры и к размышлениям вело».

Выразительное чтение XXVIII (гл.6)

Версия вторая: гибель Ленского - трагическая случайность. Аргумент первый - опоздание. Онегин «постель покинул, когда солнце катилось высоко», и прибыл к месту дуэли с опозданием на два часа. Что это? Небрежность денди? Нет, скорее он не придавал дуэли серьезного значения и совершенно был лишен кровожадных намерений.

Евгений напрасно ожидал примирительных шагов со стороны Зарецкого. Показательно, что со словами: «Что ж начинать?» он обращается, вопреки всем правилам, прямо к Ленскому, демонстративно игнорируя опытного дуэлиста. Автор показывает, как Онегин, не уважая Зарецкого, в противоречии с самим собой действует по навязанному ему Зарецким сценарию.

Поведение Онегина определялось колебаниями между естественными человеческими чувствами к Ленскому и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив нормы поведения у барьера.

Выразительное чтение XXX, XXXI (гл.6)

А я думаю, что Онегин мог выстрелить от волнения и случайно нажать на спусковой крючок. Такие случаи тоже были. Ведь под дулом пистолета противника, пред лицом смерти поведение человека становится непредсказуемым.

- С помощью каких средств художественной выразительности и с какими чувствами Пушкин пишет о смерти Ленского?

Пушкин с нескрываемым сожалением пишет о гибели Ленского. Для поэта - гуманиста нет ничего более страшного - погиб человек.

Выразительное чтение XXXIII (гл.6)

Реакция Онегина на смерть Ленского также очень показательна. Видя поверженного приятеля, герой не владеет собой. Его невозмутимость и хладнокровие оборачиваются смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой.

V.Какая же из двух версий кажется вам наиболее вероятной?

VI. Д\З: 7 глава.

Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод (ХY-ХХY)?

Глава №7.

  1. Как передаёт Пушкин в строфах I-ХIII 7-ой главы грустно- задумчивое настроение, чем оно вызвано?
  2. Перечитайте строфы ХY-ХХY (Татьяна в доме Онегина. Что дает для раскрытия образов Онегина и Татьяны этот эпизод? Какое впечатление произвело на неё чтение книг?
  3. Воспроизведите, используя текст 7-ой главы, прощание Татьяны с деревней? Почему Пушкин задерживает наше внимание на этом эпизоде?
  4. Найдите в 7-ой главе строки, рисующие Въезд Лариных в Москву. Какое настроение охватывает поэта при воспоминании о картинах Москвы? Почему так неожиданно резко звучат слова в элегическом описании?
  5. Какими предстают перед нами московские дворяне в изображении А.С.Пушкина? Сравните их с грибоедовскими персонажами.(строфы XLV- LV)
  6. Как передаёт Пушкин в 7-ой главе суетливый и стремительный темп жизни Москвы? Что же находит Татьяна в этом городе? Как она себя здесь чувствует? (Анализ строф XLVII- LIV.)

Глава №8.

  1. Проанализировать лирические отступления в начале 8-ой главы. О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? Какой предстаёт Муза поэта перед нами?
  2. Как показывает Пушкин отношение высшего света к вернувшемуся из путешествия Онегину? Почему свет настороженно его принимает? Какой совет дают представители света Онегину? Почему поэт берёт его под защиту?
  3. Откуда приехал Онегин и что с ним произошло за время отсутствия? Что он видел в путешествии?
  4. Перечитайте новую встречу героев (Строфа ХIY- ХХYIII) Какое впечатление произвела на Онегина Татьяна? Как подготавливает Пушкин это впечатление? Чем она выделяется из светского общества?
  5. Что чувствует Онегин, увидев Татьяну?

Как передаёт Пушкин волнение Онегина при первой встрече, наедине с Татьяной, при ожидании нового свидания, после приглашения на вечер?

  1. Что изменилось в Татьяне? Сохранились ли в ней прежние черты? Докажите текстом 8-ой главы.
  2. Сопоставьте, как рисует Пушкин чувства Татьяны, влюблённой в Онегина, и переживания Онегина, сейчас любящего Татьяну (главы 3 и 8). Можно ли сравнить эти чувства по глубине и искренности. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью?
  3. Перечитайте письмо Онегина. Каким предстаёт перед нами герой в этом послании?
  4. Перечитайте сцену объяснения Татьяны с Онегиным (8-ая глава). Какие чувства владеют героями? Возможно ли, было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?
  5. Как вы понимаете строфы ХLYIII-LI (прощание автора с героем и романом)?

Роль эпиграфа к пятой главе объясняется Ю. М. Лотманом в плане задания параллелизма образов Светланы Жуковского и Татьяны с целью выявления отличий их трактовки: «одного, ориентированного на романтическую фантастику, игру, другого – на бытовую и психологическую реальность». В поэтической структуре «Евгения Онегина» сон Татьяны задает особый метафорический смысл для оценки внутреннего мира героини и самого повествования. Автор раздвигает пространство рассказа до мифопоэтической аллегории. Цитирование Жуковского в начале пятой главы – «О, не знай сих страшных снов ты, моя Светлана!» – отчетливо вскрывает ассоциацию с творчеством предшественника, подготавливает драматическую фабулу. Поэтическая трактовка «чудного сна» – символический пейзаж, фольклорные эмблемы, открытая сентиментальность – предваряет трагическую неизбежность разрушения привычного для героини мира. Эпиграф-предостережение, осуществляя символическое иносказание, рисует и богатое духовное содержание образа. В композиции романа, основанной на приемах контраста и параллелизма с зеркальными проекциями (письмо Татьяны – письмо Онегина; объяснение Татьяны – объяснение Онегина и т. д.), отсутствует противопоставление сну героини. «Бодрствующий» Онегин задан в плоскости реального социального существования, его натура освобождена от ассоциативно-поэтического контекста. И напротив, природа души Татьяны бесконечно многообразна и поэтична.

Эпиграф шестой главы подготавливает смерть Ленского. Эпиграф-эпитафия, открывающий шестую главу романа – «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно», – привносит пафос «На жизнь мадонны Лауры» Петрарки в сюжет романтика Владимира Ленского, чуждого российской жизни, создавшего иной мир в душе, отличие которого от окружающих и подготавливает трагедию персонажа. Мотивы поэзии Петрарки необходимы автору, чтобы приобщить персонаж к разработанной западной культурой философской традиции приятия смерти, прерывающей краткосрочность жизненной миссии «певца любви». Но Ю. М. Лотман показал и еще один смысл этого эпиграфа. Пушкин не полностью взял цитату у Петрарки, а выпустил стих, говорящий, что причина отсутствия страха смерти – во врожденной воинственности племени. При таком пропуске эпиграф применим и к Онегину, равно рисковавшему на дуэли. Опустошенному Онегину, может быть, тоже «не больно умирать».


Анализ шестой главы романа

Вопросы и задания:

1. Вспомним, при каких обстоятельствах Онегин впервые наносит первое оскорбление Ленскому? Отдает ли он себе отчет в том, что ранит душу молодого человека или поступает бездумно, механически, как привык?
2. Чем было вызвано раздражение Онегина на именинах Татьяны? Виноват ли действительно был Ленский в этом состоянии героя?
3. Почему поведение Онегина так сильно ранит Ленского? Почему Ленский вызывает Онегина на дуэль? Как менялось настроение Ленского?
4. Какую характеристику дает автор Зарецкому? Как к нему относится Онегин?
5. Понимает ли Онегин свою вину? Соглашается на дуэль после длительного раздумья, сознательно или опять механически, по привычке, боясь мнения того самого окружения, которое презирает до глубины души?
6. Как проводят ночь перед дуэлью герои?
7. Как автор относится к стихам, написанным Ленским накануне дуэли?

Вопросы и задания:

8. Каким настроением пронизана ария Ленского из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»?
9. Как ведут Онегин и Ленский себя на дуэли?
10. Как автор относится к дуэли между недавними друзьями?
11. Какие чувства испытывает Онегин, когда понимает, что убил друга? Какой комментарий к переживаниям Онегина дает автор?
13. Как Пушкин передает нелепость и трагизм самой дуэли?
14. В конце шестой главы дано описание возможного будущего Ленского. Равноправны ли эти два возможных пути развития судьбы Ленского, или автор отдает предпочтение одному из них? К какой версии развития событий склоняешься ты и какие детали текста подтверждают твой вывод?
15. Прочти критические высказывания оЛенскомБ.Г. Белинского и А.И. Герцена. Ответь на вопросы к ним.

Тема: “Дуэль” (анализ 6 главы) (Слайд № 1)

  • Показать, почему 6 глава является кульминацией романа; рассмотреть, как раскрываются характеры героев во время дуэли, отношение автора к героям.
  • Развитие навыков работы с текстом; образного мышления.
  • Воспитание чувства дружбы, порядочности, чести.
  • Психологический настрой: создание обстановки, приятной для общения, ситуации успеха.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Компьютерная презентация.
  3. Ария ленского (что день грядущий мне готовит?) Из оперы “евгений онегин” на диске.

Эпиграф к уроку (учащиеся самостоятельно подбирают эпиграф).

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя (слайд № 2)

1.- И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой…

Откуда эти строки, кому они посвящены, кто автор?

2. - Сегодня мы поговорим о дуэли . Что такое дуэль ? (слайд № 3)

Как вы думаете, что может быть причиной дуэли? Наш разговор пойдёт о чести и бесчестии, о дружбе мнимой и настоящей.

3. -Давайте вспомним, как развивались события в 5 главе (29 – 31), ХL1 (41) – 45, в каких отношениях были Онегин и Ленский накануне дуэли?

ВЫВОД: Онегин и Ленский – друзья. На чём основана их дружба? (“Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза…”) Автор утверждает, что их дружба от “делать нечего”, от скуки. Настоящие дружеские отношения могут зародиться от скуки? Тем не менее, если раньше Онегин избегал визитов соседей, то общению с Ленским он рад. (слайд № 4)

Из-за чего произошла дуэль? Ленский пригласил Онегина на именины к Татьяне. Онегин не хочет никого видеть (потому что “куча будет там народу”), но потом соглашается. Почему?

Когда Онегин появляется в доме Лариных, он понимает, что Ленский его обманул. В довершение всего его “сажают против Тани”.

ВЫВОД: Онегин решается отомстить Ленскому. Каким образом?

Онегин приглашает на танец невесту Ленского – Ольгу и весь вечер танцует только с ней.

Как ведут себя герои в этой сцене?

Онегин – мстит (для него это развлечение). Онегин, попадая в привычный ему мир, вспоминает стиль поведения на балу.

Ольга – не считает себя опозоренной, всё воспринимает как игру.

Ленский – взбешён, обесчещен. Как Она и Он посмели?! Так друзья не поступают.

Созданный им мир (идиллия) рушится.

Онегинская игра с чувствами (Ленского и Татьяны) превращается в игру с судьбами.

Почему Онегин так поступает с Ленским? Почему Ленский решается на дуэль?

(1) романтическому герою необходим подвиг. (слайд № 5)

(2) защитить честь, чью?! – свою!

II

. Анализ 6 главы.
  • Эпиграф (проанализировать)
  • Строфы 1 – 19 (выборочное чтение, комментарий) – ссора, вызов на дуэль .
  • Беседа по вопросам :
    • Кто виноват? Докажите.
    • Можно ли было избежать дуэли ? Кто мог это остановить? Онегин? Ленский? Татьяна? Ольга? Зарецкий? Кто-то другой?

    Или, по вашему мнению, дуэль должна состояться? Почему?

    Перед дуэлью Ленский навещает Ольгу. (Ария Ленского) Он видит, что Ольга также любит его, что она “ни в чём не виновата”. Вот сейчас бы остановиться и понять, что причина для дуэли – пустяковая. Стоит ли? Ленский не понимает, что на самом деле произошло. И он ищет другую причину для дуэли: теперь он должен защитить честь Ольги. Только нужна ли ей такая жертва?

    1. Дуэль
    2. – кульминация романа. Самый напряжённый момент. Читая, всегда надеешься, что друзья помирятся. (слайд № 6)

      Чтение строфы ХХVI.

    Зарецкий – знаток дуэлей. Но он первый нарушает основные пункты неписаного дуэльного кодекса: он не предложил противникам примириться, а это его прямая обязанность. Онегин опаздывает на целый час, а значит, рискует своей честью. Кажется, он сделал всё, чтобы дуэль не состоялась.

    Сцена дуэли (27 – 35 строфы), (слайд № 7, 8)

    Романтичный поэт, мечтающий совершить подвиг, сделать что-то необыкновенное в этой жизни, убит своим другом на дуэли . Романтизм разбился о действительность.

    Почему дуэль состоялась? Почему, Онегин, искренне любивший своего друга, согласился на этот поединок? Почему он стрелял первым, если не очень дорожил жизнью и совсем не хотел убивать Ленского?

    (Собственное Я : Я хочу, желаю, могу, уважаю только себя, не хочу ронять “престижа”, объявят трусом…) Для него мнение света оказалось выше дружбы.

    Что значат для него понятия ЧЕСТЬ, ЛЮБОВЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ, ДРУЖБА? А для Ленского?

    А.С. Пушкин говорил: “Всё, что грозит гибелью, для человека очень привлекательно”. Но главное “для порядочного человека дуэль оказывалась единственным средством защитить свою честь и честь своих близких”. 27 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина и Дантеса.

    Дуэль – это преступление? Докажите.

    Дуэль – кульминация, переломный момент в судьбах героев:

    Ленского – …

    Татьяны – вот он, её герой!

    Онегина – (эпиграф ко всему роману)

    1. Кто был убит на дуэли ? Будущий помещик или поэт? (строфы 37 – 39)
    2. В конце 6 главы Пушкин нарисовал два возможных “удела”, ожидающих Ленского: (по тексту )

    1. Удел великого поэта;

    2. Удел провинциального помещика-обывателя.

    Сообщение учащихся.

    А.И.Герцен о Ленском: “Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского, другую жертву русской жизни… Это одна из тех целомудренных, чистых натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде, – приняв жизнь, они больше ничего не могут принять от этой нечистой почвы, разве только смерть…”

    В.Г.Белинский О Ленском:

    “…И наконец в своей постели
    Скончался б посреди детей,
    Плаксивых баб и лекарей.

    Мы убеждены, что с Ленским сбылось бы непременно последнее. В нём было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить – значит развиваться и идти вперёд. Это – повторяем – был романтик , и больше ничего. Останься он жив, Пушкину нечего было бы с ним делать…”

    Учитель. Среди вариантов была и третья возможность:

    …При громе плесков иль проклятий,
    Он совершить мог грозный путь,
    Дабы последний раз дохнуть
    Ввиду торжественных трофеев,
    Как наш Кутузов иль Нельсон,
    Иль в ссылке, как Наполеон,
    Иль быть повешен, как Рылеев.

    Ленский – ещё ребёнок, а из каждого ребёнка может всегда что-нибудь получиться.

    К слову. Кто из героев мог бы стать декабристом: романтичный, пылкий, мечтающий о подвиге Ленский или Онегин?

    Каждый человек выбирает свою судьбу, делает выбор! Герои романа его сделали.

    III. Обобщение.

    ВЫВОД 1: Дуэль – защита чести. Главный герой – Евгений Онегин подвергается проверке. Честь, порядочность, дружба отступают перед мнением “света”. Ленский защищал честь Ольги.

    ВЫВОД 2: Дуэль – кульминация романа, в которой проявляются характеры всех героев, переломный момент в их судьбах. Ленский как романтический герой должен был погибнуть, иначе какой бы удел ждал его?

    ВЫВОД 3: В русской литературе тема дуэли является “сквозной”. (Вспомним “Капитанскую дочку”, “Песню про купца Калашникова…”, “Выстрел”). Почему дуэль существовала? Потому что была необходимость защитить честь, других способов не было. Вспомним, что и Пушкин, и Лермонтов тоже погибли на дуэли.

    IV. Подведение

    итогов .

    V. Домашнее задание

    .

    Анализ 7 главы. Подумайте над вопросом: после всего, что случилось, может ли измениться жизнь нашего героя и почему?

    Шестая глава содержит развязку событий. Она состоит из следующих частей: характеристика провинциального дворянства; характеристика Зарецкого; дуэль Онегина и Ленского (Ленский вызывает Онегина на дуэль; Онегин, приняв вызов, «обвинял себя во многом»; перед дуэлью Ленский навещает Ольгу: Ленский пишет в ночь перед дуэлью свою предсмертную элегию; Онегин убивает Ленского на дуэли). Характеристика провинциального дворянства и Зарецкого как наиболее яркой фигуры из этой среды нужна как бытовой фон поединка. Вмешательством в ссору Онегина с Ленским старого дуэлиста, злого сплетника Зарецкого мотивируется та готовность, с которой Онегин принял вызов Ленского. Но поэт не оправдывает и Ленского. Романтик по мировосприятию, он не знает жизни. Для него характерны крайности в оценке людей: Ольгу, которой он посвятил столько нежных элегий, теперь без всяких к тому оснований называет ветреной.

    Возможно ль? Чуть лишь из пеленок, Кокетка, ветреный ребенок! Уж хитрость ведает она, Уж изменять научена!

    Встретившись перед поединком с Ольгой, «он видит: он еще любим; уж он, раскаяньем томим, готов просить у ней прощенье». Но теперь до гиперболических размеров разрастается в его воображении «обида», нанесенная Онегиным: Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал…»

    Вчерашний друг — сегодня в его представлении «развратитель», «червь презренный, ядовитый». Таков романтик, возвышенный мечтатель в соприкосновении с обыкновенной жизнью. Заканчивается тот этап в развитии конфликта, который держался на двух параллельных фабульных линиях (Ольга — Ленский, Татьяна — Онегин): Ленский убит, Ольга уходит со страниц романа, Онегин уезжает… Но сюжет — развитие любви Татьяны к Онегину — не прерывается. Онегин живет в воображении Татьяны. Не случайно поэтому, сделав седьмую главу эпилогом по отношению к фабульной линии Ленский — Ольга, автор только мимоходом говорит об отъезде Онегина из деревни.

    В седьмой главе Ольга выходит замуж за улана и уезжает с ним в полк; Татьяна посещает дом Онегина; мать Татьяны решает везти ее в Москву; Татьяна прощается с родными местами; Ларины едут в Москву; Татьяна в Москве (характеристика московского общества). Самое главное в седьмой главе — это любовь Татьяны к Онегину. Даже перед дуэлью Онегина и Ленского автор не забывает напомнить об этом:

    Когда бы ведала Татьяна, Ах, может быть, ее любовь Когда бы знать она могла, Друзей соединила б вновь! Что завтра Ленский и Евгений Но этой страсти и случайно Заспорят о могильной сени; Еще никто не открывал.

    Тоскующая Татьяна неожиданно заходит в опустелый «господский» дом, где еще так живо ощутимо недавнее присутствие Онегина, где о нем напоминает каждая мелочь — и забытый на бильярде кий, и манежный хлыстик на смятом канапе, «и стол с померкшею ламнадои, и груда книг», и «кровать, покрытая ковром», и «лорда Байрона портрет», и чугунная статуэтка Наполеона. В результате знакомства с библиотекой Онегина, с пометками, делавшимися им на любимых книгах, перед Татьяной раскрывается его внутренний мир. «Так Пушкину удается разрешить, казалось бы, неразрешимую задачу: Онегина в главе нет, и в то же время он — причем не субъективно, в мыслях и переживаниях влюбленной в него Татьяны, а объективно, так сказать, материально, в самом воздухе его «модной кельи», в обстановке, в книгах,- здесь присутствует».

    Итак, в Татьяне, наконец, совершился акт сознания; ум ее проснулся. Она поняла, наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Но поняла ли она, в чем именно состоят эти другие интересы и страдания, и, если поняла, послужило ли это ей к облегчению ее собственных страданий? Конечно, поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И потому книжное знакомство с этим новым миром скорбей, если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнию сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина». С чувством страха Татьяна воспринимает решение матери «в Москву отправиться зимой»:

    На суд взыскательному свету Представить ясные черты Провинциальной простоты, И запоздалые наряды, И запоздалый склад речей.

    Анализ шестой и седьмой глав романа «Евгений Онегин»

    Другие сочинения по теме:

    1. Вторая глава посвящена в основном Ленскому. Содержание ее: занятия Онегина в деревне, его взаимоотношения с соседями; характеристика Ленского, его любовь...
    2. Перечитав роман, мы заметили, что сам поэт указал на три особенности его художественной формы: «собранье пестрых глав», «свободный роман», роман,...
    3. Татьяна и Онегин. Они пока не встретились, но в нашем читательском восприятии оказались рядом: мы догадались, что будет еще одна...
    4. На следующее утро Онегин получает от Ленского записку с вызовом на дуэль. Письмо привозит секундант Зарецкий, циничный, но неглупый человек,...
    5. Все лучшее в русском обществе — возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу...
    6. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» наряду с другими проблемами, немаловажное место уделяется теме, представленной в заголовке этого сочинения,...
    7. Евгений Онегин — главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «наследник всех своих родных» , как говорит о нем...
    8. Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к своему умирающему богатому дяде, досадуя на предстоящую скуку. Двадцатичетырехлетний Евгений...
    9. Вы читаете художественное произведение, знакомитесь с его персонажами. А дальше? Учите «образы»: «образ Онегина», «образ Ленского», «образ Татьяны Лариной»?. Скажите,...
    10. Роль образа Ольги в романе «Евгений Онегин» Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» в течение семи лет, с 1823 до...
    11. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» изображен Пушкиным с большой сердечностью и теплом. Сначала мы встречаемся с Татьяной —...
    12. Сюжетная линия Онегин и Ленский выполняет очень важную функцию в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Что объединило этих двух...
    13. «Евгений Онегин», несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (конец «без конца»), представляет собой «целостный, замкнутый и законченный...

    Начиная анализ пятой главы романа Пушкина «Евгений Онегин», заметим, что это – самая мистическая из глав. Время ее действия – зима, святочные праздники. Глава начинается чудесной картиной русской зимней природы. И чувствуется, что зимнее время года близко сердцу не только Татьяны, но и самого Пушкина. Очаровательными штрихами- эпитетами поэт рисует пейзаж запоздавшей зимы: легкие узоры, зимнее серебро, блистательный ковер.

    Татьяна, любила зиму не только за сиянье розовых снегов, или за иней на солнце, сколько за праздники, за мистический характер этого времени года. Практически все гадания, которым Татьяна, подобно другим девушкам, доверяла, совершались на святки. Татьяна также верила в народные приметы, сны, любила гадания.

    В поэме Пушкин дважды сравнивает Татьяну со Светланой Жуковского: первый раз — Ленский отвечает на вопрос Онегина о том, которая из них Татьяна?

    - Да та, которая, грустна

    И молчалива, как Светлана.
    И второе сравнение читатель замечает в эпиграфе к 5-й главе

    О, не знай сих страшных снов

    Ты, моя Светлана!

    Такое сравнение – еще один штрих, к характеристике суевернойТатьяны.
    Этим крещенским вечером Татьяна тоже гадала. Но гадания не предвещали ничего хорошего. Няня рассказала ей о гадании на жениха в бане. Дворовые приготовили ей все для обряда. Но напуганная предыдущими гаданиями, девочка в баню не пошла, а легла спать. Правда, зеркальце под подушку она положить не забыла.

    Она заснула быстро. Но в эту ночь ей приснился странный и жуткий сон, под впечатлением которого она находилась на протяжении нескольких дней, вплоть до именин. Татьяна чувствует, что сон этот – не случаен, и за ним последуют события, способные изменить ее жизнь. Не случайно он приснился в святочную ночь. Но что именно ее ждет? Ответ на этот вопрос она стремится найти в сонниках, и не находит.

    Анализируя пятую главу, трудно не обратить внимание на параллели, которые провел Пушкин между нечистой силой, собравшейся в лесной избушке из сновидения Татьяны и гостями, съехавшимися на именины.

    Параллелями Пушкин акцентирует пророческую силу ночных видений Татьяны. Но не только. Образы и поведение гостей — это картина русской провинциальной жизни, ярко изображенная талантливой рукой поэта.

    Наконец, появились Онегин с Ленским. Их ждали, им бесконечно рады. Наших героев усадили напротив Татьяны, которая находилась под впечатлением сна. Она, увидев двух друзей, готова была расплакаться и убежать, но удержалась, едва ответив на приветствие.

    Онегин уже был зол на Ленского за то, что тот его обманул, сказав, что на празднике будут только свои. Онегин полагал, что свои – это члены семьи. Но видимо, для Ленского понятие «свои» имело более широкое значение. Онегин обратил внимание, что настроение именинницы было далеко не праздничным, и поэтому разозлился еще больше. Свою досаду он решил выместить на Владимире, зная его уязвимое место.

    После обеда, завершившегося жирным и пересоленным пирогом, гости поочередно поздравили Татьяну, уездный поэт Трике спел ей свое творение. С трогательной нежностью во взгляде ей поклонился и Евгений.

    После обеда гости устроились в просторной гостиной. Старики сели играть в карты, барышни собрались в уголке, дамы расположились у камина. У каждой группы гостей нашлись общие темы для разговоров.

    Вечером, когда был подан чай, к огромной радости молодежи на праздник прибыл полковой оркестр. Начался провинциальный бал. И тут-то Онегин взялся за воплощение задуманного плана мести. Он начал ухаживать за Ольгой – предметом трепетной любви Владимира.

    Онегин с Ольгою пошел;
    Ведет ее, скользя небрежно,
    И, наклонясь, ей шепчет нежно
    Какой-то пошлый мадригал,
    И руку жмет - и запылал
    В ее лице самолюбивом
    Румянец ярче. Ленский мой
    Все видел: вспыхнул, сам не свой;
    В негодовании ревнивом.

    Разъяренный Ленский уезжает с праздника. В голове уже родилась мысль о поединке.