Старуха Изергиль - романтическая героиня (Школьные сочинения). Почему рассказ М

На уроке учащиеся на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» разберут основные приемы создания романтического произведения; проанализируют легенды о Ларре и Данко; дадут характеристику главной героине; определят основную идею рассказа; составят представление о нравственной и гражданской позиции автора.

Тема: Из литературы XX века

Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»

В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1).

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Рис. 1. М. Горький ()

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» - загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) - 1) вид местности; 2) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  1. Раскрыть состояние героя;
  2. Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  3. Установить композиционные связи между частями произведения;
  4. Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности , которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  1. Легенда о Ларре
  2. Жизнь старухи Изергиль.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды - личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»

«Легенда о Ларре»

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью».

Происхождение

«один из тех людей»

Внешность

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».

Поступки

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Реакция окружающих

1. «Дружно все пошли за ним - верили в него».

2. «И стали они упрекать его в неумении

управлять ими»

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Финал

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).

Рис. 2. Легенда о Данко ()

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Сравнение Ларры и Данко

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра - воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко - альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч. ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. М. Горький Старуха Изергиль ().
  5. Максим Горький. Биография. Произведения ().
  6. Горький. Биография ().

Домашнее задание

  1. Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
  2. Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.

Роль ключевого признака того, что используемый автором литературный метод относится к романтической манере передачи, отведена изображению человека, которому свойственно стремиться к свободе. Это, как правило, гордые люди, не признающие законов общества, и не желающие с ними мириться. Такие персонажи нам встречаются в произведениях, что входят в категорию раннего творчества А. М. Горького. Подобная линия просматривается особенно ярко при прочтении рассказа “Старуха Изергиль”. Именно в нем главной является идея свободы.

Композиционно

произведение представлено в форме трех частей. Из уст старой женщины, поддерживающей разговор с автором, читатель узнает о том, что содержится в двух легендах. Две части посвящены этому. Третья часть представлена в виде история жизни Изергиль. Первая легенда рассказывает о гордом парне по имени Ларра, который был сыном орла и женщины. Хотя мать и привела его в общество людей, он не пожелал соблюдать человеческие законы, так как считал себя выше всех. Он стремился к свободе, при этом отличался жестоким и эгоистичным характером. Ларра выражал презрение в адрес людей, поэтому они его и отвергли, изгнав из племени, и наказав бессмертием. Этот прием характерен для романтизма и представлен в виде двоемирия: одна сторона – это человеческое общество с его традициями, а иная – мир, в котором господствует абсолютная свобода, к чему и стремится Ларра. Но этот мир превращается в невыносимую среду даже для него.

Вторая легенда отличается наличием еще одного признака романтизма – экзотического пейзажа. Под враждебным миром подразумевается дремучий лес, в котором живут дикие звери, царит страх и бушуют бури. Горьким описывается природа в качестве символа живого существа, сознательно преследующего людей. Данко – герой легенды ведет борьбу за свободу. Она ему необходима не для себя – для племени. Он стремиться ценой собственной жизни спасти жизни других людей. Данко отличается бескорыстием, поэтому чтобы повести за собой народ ему ничего не стоит, как осветить дорогу пламенем собственного сердца, и погибнуть.


Другие работы по этой теме:

  1. Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1895 году. Он занимает особое место в творчестве Максима Горького. В этом произведении уже чувствуются некоторые особенности революционного романтизма....
  2. В литературе роль ключевого признака романтического стиля написания исполняет прием, согласно которому человек, стремящийся к обретению свободы, изображается в необычном образе. Такие люди зачастую отличаются...
  3. Ранние романтические произведения, созданные рукой А. М. Горького, представлены работой под названием “Старуха Изергиль” . По мнению самого писателя, данное произведение отличается наибольшей красотой и...
  4. Алексей Максимович Пешков вошёл в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький, подчёркивающим органическую связь писателя с демократическими низами. Одним из его ранних известных рассказов являет­ся...
  5. Написание произведения относится к периоду раннего творчества (1894 года) Максима Горького. В его строках отражены авторские воспоминания о Бессарабии. Писателем была поднята тема сильной личности....
  6. 1. Вечные ценности в произведениях Горького. 2. Данко и Ларра. 3. Подвиг Данко. Уже ранние рассказы М. Горького свидетельствовали о том, что писатель очень талантлив...
  7. Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ...
  8. Рассказу “Старуха Изергиль” характерно наличие стройной композиционной структуры, так как он представлен в трех частях, включая при этом в себя три новеллы. Особенность композиции рассказа...

» относится к раннему этапу творчества А.М. Горького. Написан с соблюдением романтических традиций.

Согласно романтическим канонам главный герой должен быть не только необычным, но и обязан представлять собой исключительную личность: гордый, одинокий, свободолюбивый. Именно такими личностями являлись Ларра с Данко.

«Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их - он не хочет делать этого…

…Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого».

Ларра утверждает право на господство сильней личности. Гордый сын свободного отца-орла и женщины нарушает все правила человеческой жизни. Этим он противопоставляет себя людям и наказывает себя вечным одиночеством. И после убийства, совершенного им, его приговаривают к самой страшной каре - одиночеству до конца своих дней, но не будет им конца: он бессмертен.

«А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, - юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его - не был человеком… А этот - был человек».

Данко же полная же противоположность Ларре. Для него свобода важна, но он хочет добиться ее для всего народа.

«Что я сделаю для людей?!» - сильнее грома крикнул Данко».

«Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы.
Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!»

Оба героя становятся бессмертными.

«…Подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож - точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы.

Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Но Ларра бессмертен физически, а Данко остается жить, освещать голубыми искрами природу, мысли, сердца людей перед грозой.

«Эти искры от горячего сердца Данко. Было на свете сердце, которое, однажды, вспыхнуло огнем… И вот от него эти искры».

Но почему искры только перед грозой? Может быть, потому само это природное явление - есть борьба неба с землей, облаков и солнца. Ларра и Данко - исключительные характеры, поэтому события произведения происходят под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу, где необычная, экзотическая природа.

«Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Преображение природы, ее преломление отражает особенности характера героев и их поступков. Ларра, - сын горного орла, поэтому он, как и свой отец, проживающий в горах, олицетворяют собой стремление к безграничной свободе, могуществу, непобедимости и силе. Проявлением характера Данко можно назвать лес, который можно соотнести с клеткой. Именно из этой клетки, тюрьмы он и хочет вывести людей, ища для них свободы. Ларра не хотел, не мог отдать людям даже частичку своего «я», а Данко отдает всего себя.

Данко. Смерть:

«Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву…

…И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота».

Смерть Данко во имя свободы и других людей также указывает на отнесенность рассказа к эпохе романтизма: страстное стремление к свободе, поставленной цели - одна из характерных черт романтического героя, которая нередко приводит к его трагической гибели.

Еще одним доказательством принадлежности произведения к романтическому жанру можно назвать то, что старуха Изергиль рассказывает о событиях давно минувших дней, легендах. Кроме того сохраняется единство места и времени - ведь рассказчица повествует обо всех легендах в рамках одного дня.

Каков положительный идеал Горького-романтика и что писатель противопоставляет этому идеалу? (По рассказу А.М. Горького «Старуха Изергиль»)

Для раннего А.М. Горького характерно обращение к ро­мантизму. Романтическим произведением, например, являет­ся рассказ писателя «Старуха Изергиль». Характеры в нем выписаны контрастными, «черно-белыми» красками, в рус­ле романтической традиции. Однако, в отличие от настоя­щих романтиков, писатель поэтизирует не зло, а добро. По­этому отрицательные герои получают у Горького однознач­ную оценку, осуждение, что было в свое время свойственно классицизму.

Рассказ А.М. Горького «Старуха Изергиль» построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть - ле­генда о Ларре, вторая - рассказ Изергиль о своей молодо­сти, третья - легенда о Данко. При этом первая и третья час­ти контрастно противопоставлены друг другу.

Ларра - это воплощение крайнего индивидуализма. Сын женщины и орла, он отличается гордостью, высокомерием, презрением к людям. Он «ловок, хищен, силен, жесток». Чер­ты характера героя подчеркнуты в его внешнем облике: «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Ларра убивает девушку за то, что она оттолкнула его. Индивидуалиста Ларру решили наказать вечным одиночеством. И вначале юноша громко смеялся над людьми, которые бросили его, смеялся, оставаясь один. И только позднее он понял, на какую страш­ную муку обречен:«…он стал уже как тень и таким будет веч­но! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков - ничего. И все ищет, ходит, ходит… И нет ему места среди людей…». Одиночество оказалось для него невыносимым: он стал ис­кать спасения в смерти, но и смерть не приходила к нему. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему… Вот как был поражен человек за гордость!».

Подлинный герой, по мысли автора, не агрессивный ин­дивидуалист. Жизнь становится непрерывной мукой, если человек оторван от людей, от мира, от общества, - такова идея легенды о Ларре. В образе этого героя Горький развенчал себя­любие, эгоизм и индивидуализм. По мысли писателя, жизнь человека вне человеческого общества пуста и бессмысленна. Истинный же героизм состоит в готовности человека совер­шить подвиг во имя высокой цели.

Таким героем у писателя является Данко, человек, веду­щий свой народ на свободу. На пути людей возникали труд­ности, неодолимые, казалось бы, препятствия: густой лес, тем­нота и холод, грозный шум молний. И когда люди упали ду­хом и хотели уже повернуть обратно, герой вынул свое сердце и поднял его над головой. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факе­лом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали, как камни.

Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое мес­то, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

В этом рассказе у Горького очень важна символика света и тьмы. Она имеет романтическое происхождение, но у писа­теля положительный герой ассоциируется со светом. Ларра же появляется в ночи, старуха Изергиль видит его тень, от­рицательный герой у Горького ассоциируется с тьмой. И эта тема - движение «от тьмы к свету» - была одной из ключе­вых для литературной эпохи рубежа веков.

Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. В каждой из этих частей рассказа автор ставит один и тот же вопрос: в чем заключается человеческое счастье? Для первого героя, Ларры, счастье - в индивидуализме, в утверждении собствен­ной воли, в гордом одиночестве. Это, по мысли автора, глубо­кое заблуждение, недостойный человека идеал. Старуха Изер­гиль прожила яркую, насыщенную, полную приключений жизнь. Она была полна сил, жизнерадостна, энергична, от­крыта, любила помогать людям. Но в жизни ее не было насто­ящего смысла, высокой, одухотворенной цели. И лишь Дан­ко символизирует у Горького высшее проявление красоты че­ловеческого духа. Этот герой воплощает историческое и мета­физическое дерзновение (революцию). Таким образом, композиция рассказа раскрывает его идею.

Здесь искали:

  • опыт и ошибки старуха изергиль
  • старуха изергиль опыт и ошибки

    Произведение М.Горького «Старуха Изергиль состоит из трех частей»: сказки о Ларре, истории о Данко, рассказе о жизни самой Изергиль. Повествование ведется от лица автора, который якобы услышал эту историю в Бесарабии. …Молдаване закончили сбор...

    Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М.Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых...

    В своих ранних произведениях М. Горький предстает как романтик. Романтический, а потом идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего...

    В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов "Очерков и рассказов" нового писателя - М. Горького. "Большой и оригинальный талант", - таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее...

    Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) продолжает цикл романтических произведений раннего Горького. Главная героиня рассказа - старая молдаванка Изергиль, которая рассказывает историю своей нелегкой жизни, подчеркивая ее двумя легендами, которые в аллегорической...

    Раньше или позже перед человеком встает вопрос: зачем, для чего жить? И каждый решает его по-своему. Все люди разные. Поэтому они отбрасывают его прочь, погружаясь в суету и поиск материальных благ, другие мучаются. Лев Толстой признавался,...