Академические работы портрет. Основы рисования портрета

Академический рисунок – это изображение различных предметов, это основа изобразительного искусства, это систематические знания по физике, геометрии, это жизнь, которая застыла на бумаге. Не зря в Художественных институтах на обучение академическому рисунку уходят годы. К счастью, сегодня арт-студии и художественные школы предлагают получить профессиональные знания в максимально короткие сроки.

Рассчитаны на ценителей искусств разных возрастов, и что самое главное – совсем не обязательно иметь художественную одаренность или навыки рисования: большинство учеников начинают свой путь по стезе творчества не имея никаких представлений о рисовании, но желая научиться этому искусству. Другими словами, курсы графики и академического рисунка отлично подходят для начинающих.

Для чего нужны уроки академического рисунка и что они дают

Курс академического рисунка для начинающих рассчитан на интенсивное изучение основ художественной грамотности. Рисовать могут многие, а профессионально изображать предметы и сюжеты различной сложности – единицы. Именно по этой причине, педагоги нашей студии готовы предложить руку помощи в освоении технически сложной науки. По окончании курсов вы будете увереннее в своих художественных способностях, научитесь свободно ориентироваться в вопросах графики и техники рисунка, гарантировано станете грамотнее в правилах изобразительного искусства.

Чему учат на уроках академического рисунка

Законам перспективы;
Умению компоновать предметы на листе бумаги;
Способности передавать конструктивное и пропорциональное построение;
Правильно расставлять светотени и передавать бумаге фактуру предметов.

Материалы для работы:

  • Простой карандаш НВ, 2В, 4В;
  • Мягкий ластик и клячка;
  • ВАТМАН формата А-2;
  • Скотч малярный;
  • Макетный нож.

Основы академического рисунка

1. Особое значение имеет конструктивность предмета, в тоже время, светотень должна четко прослеживаться и гармонично распределяться в композиции.
2. Каждую деталь изображаемого предмета, делят на различные геометрические формы, постепенно прорисовывая и придавая узнаваемый вид каждой форме.
3. Исходя из конструкции предметов, ученик должен находить границы полутонов, каждый из которых занимает свой участок плоскости.
4. Тени и конструкция предметов прорисовываются одновременно, поэтому картина на любой стадии проработки должна выглядеть как завершенное произведение.
5. От великого к малому. Изначально делается набросок и прорисовка крупных предметов, плавно переходя к деталям.

Академический рисунок карандашом

Эта техника подразумевает использование карандашей различной мягкости и твердости. В зависимости от стадии завершенности рисунка используют карандаши: Т, ТМ, М, 2М. Мягкие грифели рекомендуются для наброски изображений, а также для светотеневой прорисовки объемов предмета и заполнения фона. В работе над сложными проектами вначале рекомендуется использовать твердые грифели, которые также применяют для конечного моделирования рисунка.

Академический рисунок натюрморт

Академический рисунок натюрморт карандашом начинается с размещения композиции на листе бумаги. Прежде всего ученик должен найти наиболее выгодный ракурс, определиться с объемами и пропорциями, и лишь после этого приступать к легкому нанесению набросков.

Академический рисунок фигуры человека

Первой ступенью на пути к профессиональному изображению на бумаге человеческой фигуры является академический рисунок гипсовой головы или череп академический рисунок. Прежде всего необходимо зрительно отметить пропорции и характерные особенности объемной фигуры и найти наилучший ракурс.
Следующим шагом является равномерная компоновка рисунка относительно листа бумаги и легкая прорисовка наброска, методом, который называется обрубовка головы академический рисунок и представляет собой построение головы с обобщенных форм. Все пропорции должны быть вымерены и строго соблюдены.
Начать прорисовку элементов, которые находятся ближе к нам, выполнить, академический рисунок носа, академический рисунок глаз, академический рисунок губы, не углубляясь в более мелкие детали.
Прорисовка мелких деталей и постановка светотеней – завершающий этап в рисунке гипсовой головы.

Приветствуем вас на сайте "Школа рисования" , наш лозунг "Научиться рисовать легко" .На нашем сайте собраны лучшие уроки рисования, масляная живопись, графика, уроки рисования карандашом, рисование темперой .Вы легко и быстро научитесь рисовать натюрморт, пейзаж, и просто красивые картины Наша Художественная школа для взрослых и детей так же предлагает начать обучение удаленно, прямо у себя дома. Мы проводим еженедельно самые интересные курсы по рисованию карандашом, красками и другими материалами.

Художники сайта

Наши уроки рисования составлены лучшими художниками мира. Уроки наглядно, в картинках объясняют как научиться рисовать даже сложные картины .. Наши педагоги высококвалифицированные дизайнеры, иллюстраторы и просто опытные художники.

Мультиформатность сайта

В любом из этих разделов вы найдёте интересную информацию о том как быстро научиться рисовать разными материала, такими как масляные краски, акварель, карандаш (цветной, простой), темпера, пастель, тушь... . Рисуйте с радостью и удовольствием, и пусть вам сопутствует вдохновение. А наша Художественная школа будет делать все необходимое для максимального удобства в обучении рисованию карандашом, красками и другими материалами.

Конструктивный рисунок - это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Для примера, возьмём обыкновенную бутылку. Она вмещает в себя цилиндр, может быть, конус (усечённый), также, может быть, усечённый шар или тор. Или, например, шкаф или стол, - состоит из четырехгранной призмы или, может быть, из кубов и параллелепипедов.

Поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объёмное мышление.

Второй шаг - изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.

Второй момент - это осевая линия.

Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.

Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте ещё один прямоугольник (горлышко) поменьше так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать (построить) 4 эллипса - снизу и сверху каждого из прямоугольников.

Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.

Понятно, сначала одна призма - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, получаем две точки. Соединяем эти точки - получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.

Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.

Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела - цилиндры, призмы, кубы, шары и т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.

Объёмное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба. Нарисуйте его на листе бумаги, это, как ни крути, основа. Именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину.

Последняя, то есть глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения.

Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.

Теперь взглянем на примеры конструктивного поэтапного рисунка от простых геометрических форм до фигуры человека:

Методология поэтапного рисования...


Конструктивный анализ формы предметов быта.


Изучение перспективы на примере кубов различного размера.



Натюрморт из геометрических тел.


Предметный натюрморт на этапе придания формы.



Законченный предметный натюрморт.



Простой столовый натюрморт.


Рисунок сложного предмета.


Рисунок гипсовой палетки.



Рисунок капители колонны Ионического ордера.


Рисунок драпировки.


Перспективный рисунок интерьера.


Конструктивный анализ формы черепа со штриховкой.


Рисунок обрубовки человеческой головы.


Рисунок экорше человеческой головы.


Рисунок глаза Давида - упражнение на понимание формы частей человеческой головы.


Конструктивное построение человеческой головы (лицевая часть).


Конструктивный анализ головы человека со слабой штриховкой.


Рисунок гипсовой головы кондатьера Гаттамелата.



Анализ формы гипсовой головы Аполлона Бельведерского в нескольких ракурсах.



Рисунок головы Зевса в двух ракурсах.


Рисунок головы фаворита императора Адриана - Антиноя.


Рисунок гипсовой головы Геркулеса с приданием фактурности.

Подлинную свободу в творчестве даёт мастерство. И неважно, во сколько лет человек решил научиться рисовать: в 20, 40, 50. Уделяя должное внимание академическому рисунку, вскоре он сможет изобразить на листе бумаги или на холсте то, что ему хочется. Какие советы можно дать начинающему рисовальщику?

1. Постарайтесь не относиться к курсу академического рисунка , как к нудной «школе ». Когда вы научитесь точно передавать на бумаге кубы, конусы, шары - сможете взяться за любой сюжет. Присмотритесь к окружающим предметам: в основе их как раз и лежат обычные геометрические фигуры.

Самое простое, за что можно взяться начинающим - это каркасы фигур , сделанные из проволоки. Взявшись изображать их, легче всего увидеть форму предмета, постичь законы перспективы. Под рукой таких каркасов может не оказаться, но в художественной школе или изостудии они обязательно есть.



2. Макеты. Большую помощь тому, кто только овладевает искусством рисования, окажут макеты тех же геометрических фигур, сделанные из бумаги или картона. Они должны быть светлыми, чтобы художник лучше видел светотень. Рядом с макетом желательно поставить лампу. Тогда тени получатся наиболее яркими и отчётливыми. Можно пометить стрелкой - откуда идёт свет.

3. Литература. Даже если вы занимаетесь в художественной школе или студии , полезно будет иметь дома специальную литературу, посвящённую академическому рисунку. Художник должен работать регулярно, как говорится, «ни дня без линии». А наставник не всегда будет рядом. В этом случае большую помощь окажут книги. Как правило, все они проиллюстрированы. Вы прочитаете про тени, соотношения тонов, перспективу, и многое другое, выполните предложенные упражнения.

Лучшим выбором станут:

  • книга Николая Ли «Основы академического рисунка»
  • работы Берта Додсона «Ключи к искусству рисунка»
  • Бетти Эдвардс «Открой в себе художника».




4. Посуда. Научившись рисовать проволочные каркасы и бумажные макеты, можно переходить к более сложной задаче - изображать фарфоровую или глиняную посуду. Желательно брать самую простую - белую или светлых тонов, без орнаментов и прочих украшений. Ваша цель на данном этапе - точно передать форму предмета.

5. Инструменты. Настоящими помощниками для вас станут качественные рабочие инструменты. В данном случае - это простой карандаш и ластик. Карандаши нужно иметь различной степени мягкости. Грифель можно заострить с помощью очень хорошей точилки, но ещё лучше использовать скальпель.

Ластик художники обычно разрезают по диагонали . Получаются острые углы, с помощью которых можно убрать неудавшиеся мелкие детали. Также у каждого профессионала имеется клячка . Приобрести её можно в специализированных магазинах. С помощью мягкой массы легко ослабить тень на несколько тонов, убрать ненужные линии.


6. Техники. Одна из самых важных задач - научиться наносить штрихи. Быстрее овладеть нужным навыком помогут постоянные тренировки, специальные упражнения. На любом чистом листе бумаги старайтесь быстро нарисовать длинные прямые линии . Секрет в том, что вам не нужно следить за каждым сантиметром, который вы «тянете». Просто соединяйте две намеченные точки.

На листе таких линий может поместиться очень много. Упражняйтесь, пока бумага не станет казаться чёрной. Ещё лучше, если есть возможность закрепить лист на мольберте . В этом случае, вы будете тренировать не только штриховку, но и верную постановку руки.


7. Наставник. В овладении академическим рисунком начинающим большую помощь окажет наставник. Не стоит выбирать его, ориентируясь исключительно на громкое имя или престиж художественной школы. Помните - рядом с педагогом вы должны комфортно себя чувствовать. Учитель сможет дать ответы на все возникающие у вас вопросы, он терпеливо поможет разобраться в сложных для вас моментах. Немало полезного можно почерпнуть из видео уроков и специальной литературы.

8. На начальном этапе не бойтесь рисовать плохо)). Не опускайте руки - редко что-то даётся сразу. Постоянно упражняйтесь - вспомните, как много времени уделяют репетициям танцоры, сколько часов проводят за инструментами музыканты. Никто не заставит вас обнародовать первые свои работы. Сохраните их для себя. Спустя месяцы, когда вы откроете папку с рисунками, вы увидите, какой большой путь прошли, сколь многому научились.


9. От простого к сложному. Не спешите браться за те вещи, которые пока сложны для вас. Если вы, едва лишь начав заниматься, сядете рисовать портрет друга или задумаете изобразить городской пейзаж - результат может разочаровать, и отбить желание посещать уроки академического рисунка. Между тем именно отработка навыков вам сейчас необходима.

Ещё раз хочется напомнить - только приобретя необходимое мастерство, вы сможете реализовать свои творческие планы в полной мере. А помогут эти советы воплотить в жизнь наши педагоги академического рисунка в художественной школе ВДОХНОВЕНИЕ по адресу : Москва, Шлюзовая набережная, 2/1, стр. 4.

Обязательные принадлежности учащегося.

Академический рисунок является обязательной учебной дисциплиной любой школы, училища или ВУЗа, дающего художественную профессию.

Рисунок - это основа живописи и опора композиции. Это математика реалистичных форм. Это интеллектуальное обоснование оптической иллюзии, ведь художник, - это фокусник, в какой-то степени, обманщик, изображающий на плоском листе бумаги трехмерную картину мира.

Как ничто иное, рисунок имеет канонические основы. Обязательно соблюдение пропорций, моделирование пространства с помощью линейной, а затем воздушной, перспективы, наблюдение, а иной раз, почти вычисление, светотеневого нюанса.

В учебном рисунке основной инструмент- простой карандаш. Для удобства работы на свету и в тенях, а также с фактурой предмета, грифели карандашей имеют различную твердость.

Твердые карандаши (2H, H) хороши для работы на свету, карандаши средней мягкости (F, HB, B) удобны для построения и средних тонов, тени же обычно делают более мягким карандашом (2B, 3B, 4B). Еще более мягкие карандаши используются в эскизных работах, а также в набросках (ССЫЛКА на статью о набросках).

Поскольку традиционным способом наложения тона является штриховка, карандаш должен быть хорошо заточен и его остроту важно поддерживать с помощью канцелярского ножа.


Академический рисунок иначе называют "учебным". Это значит, что придется не только много штриховать, но также исправлять большие куски неверно положенного тона, а также работать в мелких деталях, осветляя и уплотняя их.

Для учебной работы удобно использовать два ластика. Первый послужит для стирания больших плоскостей, второй - для исправлений и уточнений. Один ластик бывает мягким и сам активно истирается во время работы, минимально травмируя бумагу, второй более твердый, резиновый, его разрезают по диагонали и используют, наравне с карандашом, для рисования.



Бумагу в академическом рисунке закрепляют на доске или планшете с помощью кнопок или клея, иногда используют степлер или клейкую ленту. Очень удобно, когда работа не скользит, а крепко укреплена, натянута, на планшет. Для этого ее намачивают и закрепляют по боковым частям планшета.

Для эскизных компоновок и набросков очень удобен блокнот карманного формата, который всегда бывает с художником. Бумага в нем не должна быть слишком гладкой и плотной. Гладкая удобнее для работы в черно-белой графике пером и мультилайнером, а плотная хорошая для длительной зарисовки.

Состав набора для академического рисунка.



В нашей художественной школе есть четкие требования к материалам, поэтому раньше я давала каждому своему ученику список принадлежностей, которые он самостоятельно покупал в художественном магазине. Сейчас в магазине "Красный карандаш" на Таганке (ул. Большие Каменщики, д. 4) можно приобрести все рекомендуемые материалы в наборе, причем при записи в нашу школу, вы получаете скидку 5 %. О том, как ее получить, спрашивайте при записи в "Классы живописи и рисования" Ольги Рубцовой (hudojka.com).

В состав комплекта для новичка входят:

1. Планшет художественный (оргалит или фанера), 30*40 см (см. примечание ниже)
2. Набор карандашей чернографитных Faber- Castell (12 штук)
3. Канцелярский нож (маленький)
4. Ластик MILAN
5. Ластик KOH-I-NOOR (со слоном)
6. Канцелярские кнопки
7. Блокнот для эскизов и домашних работ.

_____________________

ПРИМЕЧАНИЕ: Бумага приобретается отдельно.

Если набор требуется для школы Ольги Рубцовой, то следует купить чертежную бумагу ГОЗНАК в листах формата А1 (хватает на 2 рисунка) или А2 (один рисунок), чтобы натянуть на планшет.

Если набор приобретается для самостоятельного использования, пожалуйста, уточняйте требования к формату бумаги у своего преподавателя!

P.S. Три секрета.

Первое, что делают мои ученики, приступая к чистовой работе над академическим рисунком (после того, как потренируются в наложении штриховки и найдут удачную композицию), - они натягивают планшет.

Поскольку мы начинаем работать на минимальном учебном формате, А3 (30*40см), и работаем сидя, в пленэрной позе, то используем не доску на мольберте, а натянутый планшет с упором на колени. Так бумага не сопротивляется, а рисование более легко и маневременно. Разумеется, чтобы увидеть неудачные места, ученики отставляют работу на 2-3 метра, и, проанализировав, продолжают работу. Рисование на более крупном формате (А2, А1) потребовало бы работы за мольбертом, стоя, но я все равно рекомендовала бы натягивать планшет, это существенно повышает качество работы.

Как натянуть планшет?

1. На чистую горизонтальную поверхность стола положите лист бумаги, форматом бОльший, чем планшет.
2. Сверху положите планшет так, чтобы его рабочая сторона оказалась внизу. Оставьте по краям места для загиба бумаги. Обрежьте бумагу в форме развертки канцелярским ножом и уберите обрезки.
3. Возьмите емкость с водой и мягкую губку. Смочите губку и легкими движениями обильно смочите бумагу по направлению от центра листа к краям, как показано на рисунке стрелками. Переверните развертку и повторите операцию с другой стороны.
4. поверх мокрой бумаги (она станет неровной, волнистой и запузырится), положите планшет рабочей стороной вниз, прижмите к бумаге и закрепите края развертки на боковых гранях планшета с помощью клея (пва, клейстер), степлера или кнопок.
5. Переверните планшет и оставьте его сохнуть.

Внимание! Рабочую сторону бумаги нельзя тереть пальцами и губкой, будьте аккуратны, иначе на рисунке будут неприятные катышки после высыхания.


Во время рисования карандаш быстро стачивается, и его необходимо затачивать для того, чтобы штриховка была звонкой и достаточно гибкой в пропускании света, ведь свет помогает в создании воздушной перспективы, а значит, объема предметов. Для того, чтобы качественно заточить карандаш, воспользуйтесь фотоинструкцией, представленной ниже. Автор фотографий И. Виселевицкая.

Ластик для рисования, а мы используем обычно классическую художественную резинку со слоном, важно подготовить к работе со штрихом и тонкими линиями. Для этого его разрезают по диагонали, как показано на рисунке ниже.