Алексеев методика преподавания игры на баяне читать. Методика игры на баяне, аккордеоне Ф

Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Основы творческого восприятия ритма должны закладываться с первых шагов занятий музыкой. Работа над ритмом - важный аспект деятельности музыканта-исполнителя на любом этапе становления его мастерства.

Как и другие музыкальные способности, чувство ритма поддается воспитанию и развитию. Но, поскольку, все музыкально-выразительные средства взаимосвязаны и решают какую-то определенную музыкальную задачу, то и развитие ритмического чувства возможно лишь в неразрывной связи с другими компонентами музыкальной ткани.

Одной из основных проблем в классе специальности является отсутствие четких ритмических ощущений у обучаемого. Довольно часто в классе баяна мы сталкиваемся с неритмичным исполнением музыкальных произведений. Причин такой игры может быть много: шаткое ощущение метрической пульсации; неумение представить внутренним слухом звучание конкретной ритмической фигуры; отсутствие внутренней ритмической пульсации - умения заполнить большую длительность более мелкими длительностями; техника исполнения на баяне-аккордеоне противостоит четкости метроритмических ощущений у исполнителя; недостаточное музыкальное воспитание исполнителя.

Звуковедение на баяне в процессе игры исполнитель контролирует ведением меха. Таким образом, при исполнении плавное ведение меха затрудняет координацию, тактильные ощущения на клавиатуре инструмента более неопределенные по сравнению с исполнением на фортепиано, так как на вертикально расположенной клавиатуре аккордеона-баяна труднее найти ощущение опоры, а это тактильное ощущение особо важно в исполнении сложных ритмических элементов.

Первичное эмоциональное отображение музыки через движение является важным этапом. Одним из приемов развития чувства ритма, особенно на начальном этапе обучения, является просчитывание исполняемой музыки. Мелодия образуется, когда звуки организованы ритмически. Если же они разбросаны вне определенного ритма, то они не воспринимаются как мелодия, то есть ритм обладает большой выразительной силой и иногда настолько ярко характеризует мелодию, что мы узнаем ее только по ритмическому рисунку. Если чувство ритма несовершенно у ребенка, слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована. Очень важным в обучении музыке является умение учителя сделать своих учеников способными почувствовать на себе силу музыки, разбудить в них любовь к искусству. В этом помогут различные упражнения-игры. На первых уроках возможны групповые занятия.

1. Прослушать любой ритмический рисунок или мелодию.
2. Тактирование ногами: маршируем под счет: 1,2,3,4. Маршируем, выделяя (сильно топаем) 1 и 3 - сильные доли. Маршируем, выделяя только 2 или, например, 4.
3. Тактирование ногами: маршируем под музыку (на 2 четверти) - выделяем сильные доли.
4. Тактирование руками: хлопаем в ладоши. На сильную долю большой замах, разводим руки в стороны, хлопаем в ладоши. На слабую долю замах не делаем, касаемся только кончиками пальцев.
5. Тактирование руками под музыку (на 2 четверти). На сильную долю громкий хлопок - «ладошки», на слабую - тихий, «пальчики».
6. Тактирование руками (прохлопать) или ногами (протопать на месте, руки на поясе) детский стишок, на сильную долю громко, на слабую - тихо. Например,
Бом-бом, тили-бом.
Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.
7. Маршируем четверти со словами: «Шаг, шаг, шаг, шаг».
8. Бежим на «цыпочках» (восьмые) со словами «Бе-гом, бе-гом, бе-гом, бе-гом».
9. Если работа в группе - разделиться на группы - одна группа шагает «шаг-шаг», а другая - «бе-гом, бе-гом».
10. «Кошкин дом» - протопать ритм на каждый слог. Приведенное выше будет выглядеть так:

Шаг, шаг, бе-гом, шаг.

Бе-гом, бе-гом, бе-гом, шаг.

Бе-гом, шаг, бе-гом, шаг.

Бе-гом, шаг, бегом, шаг.
11. Группа делится на 2 части - декламируем «Кошкин дом» и шагаем: одна половина - метр (только на сильные и слабые доли), другая - ритм (на каждый слог).
12. Прохлопать тоже самое.
13. Можно простучать на барабане (на стуле, на крышке стола, по полу и т.д.), прогреметь погремушкой и т.п.
14. Прохлопать и прошагать одновременно.
15. Ходьба. Сначала обычная маршировка, затем на «раз» - шаг вперед, на «два - три» - два шага на месте.

Упражнение на развитие координации, а также чувства темпа и ритма

На один шаг - два хлопка и наоборот. Стараться выполнять движения плавно, ритмично.

Упражнение «Веселые ножки» на развитие чувства ритма и моторики

Ученик сидит на стуле, спина прямая, руки на поясе, ноги согнуты под углом 90°. Под музыку выставляет одну ногу вперед на пятку, затем на носок и приставляет в исходное положение, делая поочередно ногами 3 притопа. Затем повторить с другой ноги. Важно следить за ритмичностью исполнения. Упражнение можно выполнять под музыку.

Занимательное упражнение «Раз, два - острова» для развития чувства ритма.

Положить на стол руки ладонями вниз. Чуть-чуть подобрать к себе пальцы. Тихо похлопать всеми пальцами по столу. Можно простучать таким образом имена знакомых ребят, названия зверей, птиц, деревьев.

Левая рука Правая рука

Раз, два - ост-ро-ва.

Три, че - ты-ре - мы при-плы-ли.

Семь, во-семь - сколь-ко со-сен!

Де-вять, де-сять - я в пу-ти.

До-счи-тал до де - ся- ти!

Ритмический диалог с учеником - "разговариваем" стуком - побуждаем отвечать фразой той же длины, темпа, характера, но другого рисунка. Подобные ритмические упражнения можно проводить на каждом уроке, отводить им по 5-10 минут. Например, игра "Эхо":

Игра «Эхо наоборот»:

Усвоив через игры, что музыка имеет свой ритм и темп, ученик должен понять, что музыка живая, потому что у нее есть метр. Лучше всего метр воспринимается как "пульс", шаги в умеренном движении. Метр это чередование опорных и неопорных звуков. Подобно дыханию, сердцебиению - музыка, как бы равномерно пульсирует, в ней постоянно сменяются моменты напряжения и спада. Моменты напряжения - это сильные доли, спада - слабые. Если музыкальное произведение это дом, то такты это его комнаты, причем все одного размера. Такт - отрезок музыки от одной сильной доли до другой. Ритм, метр, темп не расторжимы. Цель ритмических упражнений - познакомить со сложными ритмическими фигурами, подготовить к исполнению сложных пьес.

Общепринятую схему длительностей можно дать после выполнения простых ритмических упражнений. На занятиях детям предложить следующие ситуации: «Если человек пожилой, ходит медленно, то как у него бьется сердце, какой у него пульс? Если один человек идет спокойно, а другой бежит, как стучит у них пульс: в одном темпе или по-разному?» Учитель играет произведения, а ребенок стучит "пульс", затем - записывает.

Новая игра: Мама гуляет с малышом, у мамы шаги большие, а у малыша шагов в 2 раза больше. Вот пришел с работы папа и тоже решил прогуляться со своей семьей. Но у папы шаги очень большие, он идет медленно.

Можно ребенку предложить самому написать ритмические схемы для любых игрушек или персонажей сказок. Получится игра «Чьи это шаги?» Ребенок объясняет кто идет, приближается или уходит. Особое внимание следует уделить правильности графического прочтения ритма. Необходимо закрепить временное: метрическое, зрительное и слуховое восприятие. Обязательно объяснить учащемуся, что при записи нот расстояние между ними зависит от их длительности. Уже на первых уроках ребенок может усвоить 4 ритмических единицы:

Благодаря образности этот прием хорошо усваивается детьми. Вообще в донотном периоде дети усваивают 10 ритмических единиц:

Из этих ритмических карточек можно составлять различные варианты ритмических рисунков.

Приведенные выше игры и упражнения служат прекрасным дополнением к занятиям по специальности в классе баяна. Они позволяют проводить уроки легко, «на одном дыхании», не утомительно и полезно для ребенка.

Упражнения можно варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка, применяя творческий подход и особое внимание к ученику.

Список литературы:

  1. Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. М.: ГосМузИздат., 1961.
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2002.
  3. Паньков О. О работе баяниста над ритмом. М.: Музыка, 1986.
  4. Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. М.: Кифара, 1998.
  5. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М.: Советский композитор, 1989.

НАИБОЛЕЕ ОСТРЫЕ ВОПРОСЫ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ

БАЯН – АККОРДЕОН

Проблемы первоначального периода обучения игре на баяне, аккордеоне существуют практически при воспитании каждого нового поколения музыкантов. В настоящее время эти проблемы встают особенно остро. В связи с новыми условиями, в которых работают преподаватели – баянисты, аккордеонисты. С одной стороны исполнительство на баяне неуклонно развивается в направлении высокого профессионализма, с другой стороны богатые выразительные возможности этого инструмента позволяют значительно расширить репертуар, решать сложные и многообразные художественные задачи, постоянно совершенствовать технические задачи и возможности, вводить новые приемы и методы, не встречающиеся ранее в музыкально - педагогической практике.

К настоящему времени можно говорить о формировании школы, методики обучения игры на инструменте. Разнообразная методическая литература, многочисленные статьи, доклады и рекомендации последнего десятилетия подводят некоторые итоги развития теоретических основ обучения. Вопросы начального обучения претерпели значительные изменения за полувековой период развития баянной школы. Настало время систематизировать материал, подвести итоги по данной проблеме. С другой стороны проблема первоначального обучения стоит очень остро именно в настоящий момент, так как период, когда баян и аккордеон пользовались всенародной любовью, были самыми популярными инструментами, когда конкурс в музыкальную школу и училище давал возможность отобрать самых одаренных детей для обучения, к сожалению, прошел. Сегодня перед преподавателями стоит трудная задача возрождения престижа баяна, аккордеона, воспитания в молодом поколении интереса к своим народным инструментам, а через них к русской культуре и национальным традициям.


Начальное обучение на любом инструменте – это один из самых ответственных этапов. Дальнейшие успехи начинающего музыканта во многом зависят от мастерства педагога, его профессиональных навыков , владения методикой индивидуального подхода, умение грамотно, конкретно и лаконично объяснить материал, помочь ученику добиваться первых положительных результатов. Начинающий музыкант, не имея никаких умений и знаний полностью доверяет своему преподавателю и любая ошибка и просчет в работе учителя очень дорого в дальнейшем обходятся для ученика. Плохо поставленный инструмент, скованный и зажатый игровой аппарат приводит в конечном результате к тому, что ученик, не имея положительных результатов игры, быстро теряет интерес к обучению, занимается нерегулярно, после окончания училища, колледжа практически не применяет инструмент в работе, не стремится совершенствовать свои исполнительские навыки и умения. Именно в этот первоначальный период обучения особенно требуется мастерство педагога, его знания, профессиональная интуиция. Хорошо знакомые слова – «какая песня без баяна» – выражают суть отношения к этому инструменту. Баян обладает замечательным голосом, способным «спеть» задушевную песню, его глубокий, густой звук, соответствующий широте русского характера, может передать целую гамму чувств, от глубокой печали до безудержного веселья.

И сегодня необходимо вернуть баян в школу, в детский сад, воспитать у молодежи любовь к русской песни, национальной культуре. Решение этой задачи во многом зависит от педагогов, работающих в педагогических училищах – колледжей с учащимися, которые понесут свое отношение к баяну, аккордеону в самую широкую аудиторию школьников и должны уметь выразительно, красиво, профессионально исполнять песни, аккомпанемент к танцу, познакомить с классической музыкой. Учащиеся училищ и колледжей по программе занимаются четыре – пять лет, за это время успевают получить знания и навыки игры на баяне, аккордеоне в объеме детской музыкальной школы, а порой и менее. Поэтому первоначальный этап обучения имеет значение фундамента, на котором будут строиться и решаться основные художественные задачи.

В методической работе рассматриваются наиболее острые вопросы начального этапа обучения на баяне – аккордеоне, а именно: профессиональная посадка баяниста – аккордеониста, установка инструмента, положение рук и свобода игрового аппарата, и очень специфическая проблема самостоятельности рук при игре двумя руками, штриховая координация.

Если мы вспомним, сколько времени скрипачи занимаются постановкой рук, сколько лет вокалисты тратят на постановку голосового аппарата, то станет ясно, что баянисты затрачивают на постановку рук непозволительно мало времени. А ведь от правильной постановки игрового аппарата зависит будущий успех, возможность свободно выражать свои художественные намерения.

Особого уважения заслуживает отношение пианистов к этой проблеме. Оно свидетельствует о высокой культуре и сформировавшейся школе со своими традициями и скрупулезно выполняемым ритуалом посадки за инструментом. С одинаковым вниманием относятся к посадке за инструментом и с такой же тщательностью готовятся к выступлению и юный музыкант на своем первом в жизни экзамене, и маститый лауреат международных конкурсов к каждому из многочисленных концертов, буквально до сантиметра вымеряя высоту стула и расстояние от него до инструмента.

Вопросы постановки музыканта баяниста-аккордеониста включают следующие компоненты: профессиональную посадку, установку инструмента и положение рук.

Посадка баяниста-аккордеониста основана на естественности положения всех частей тела, свободе конкурса и его устойчивости. Соблюдение всех принципов дает возможность не уставать во время занятий и создает хорошие условия для правильной постановке инструмента.


Основные правила профессиональной посадки предусматривают:

а) сидеть на половине жесткого стула (высота сидения зависит от физических данных исполнителя: его бедра должны быть в горизонтальном положении, иначе нельзя будет достичь устойчивости инструмента);

в) учащийся должен иметь три точки опоры: опора на стул и опора ногами на пол – ноги слегка расставлены;

с) необходимо ощущать еще одну точку опоры – в пояснице (корпус при этом следует распрямить, грудь подать вперед).

Немаловажным требованием к посадке является ее активность, а не расслабленность, грузность или «леность».

Инструмент с собранным мехом ставят вертикально на образовавшуюся горизонтальную площадь бедер. Нижняя часть грифа баяна или аккордеона упирается в бедро (правое). Мех располагается на левом бедре. Своеобразное строение корпуса аккордеона (высота, большой гриф) допускает небольшой наклон его верхней части к исполнителю.

Из своего опыта замечу, что прежде, чем использовать заплечные ремни для закрепления постановки и устойчивости баяна вы должны проверить правильность постановки при помощи простого упражнения. Опустите руки и убедитесь, что инструмент стоит на бедрах, в нужном положении не наклоняясь и не падая с колен, самостоятельно, без дополнительной помощи.

Наплечные ремни регулируются таким образом, чтобы не сдавливать грудную клетку и не затруднять дыхание ученика. Правый ремень, достаточно свободный, обеспечивает полную свободу действий правой руки, но не должен давать инструменту чрезмерно отодвигаться влево. Левый ремень обычно немного короче, так как на него ложится основная нагрузка по обеспечению движения меха.

Рабочий ремень левой руки тоже подгоняется с учетом того, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Вместе с тем при разжиме и при сжиме меха левое запястье должно хорошо ощущать ремень, а ладонь – корпус инструмента. Нельзя придерживать инструмент подбородком или правой рукой.

При изучении вопросов постановки инструмента необходимо помнить, что во многих старых изданиях школ и самоучителей они трактуются по-разному, часто ошибочно, более того, снабжены рисунками, демонстрирующими неверное положение инструмента.

К числу важнейших постановочных навыков относится ведение меха. Мех является главной особенностью звукообразования на баяне и аккордеоне. Начинать работу над правильным ведением меха необходимо на первых уроках и контролировать в течение всего первоначального периода обучения.

На первоначальном этапе обучения главным является приобретение навыка ведения меха, то есть умения вести его плавно, ровно, постоянно, достаточно активно. Особое значение имеет линия ведения меха. Старайтесь раздвигать мех веером . Нельзя вести мех по прямой линии, описывать «восьмерку» или заводить мех «за себя».

Любое из таких неверных движений создает излишнее напряжение или сокращает амплитуду «разжима». Необходимо осваивать технику момента смены направления движения меха. Нельзя производить смену меха на одном и том же звуке, так как длительность при этом прерывается и дробится, следует помнить, что поворот меха возможен лишь после того, как полностью отзвучит вся длительность. Учащийся должен осваивать смену движения меха и в связи с исполнением динамических оттенков. Контролируйте единую динамическую линию на «разжим» и «сжим».

Вопросы работы над мехом можно рассматривать долго и подробно. Задача методической разработки – определить наиболее важные моменты, освоение которых необходимо именно на первоначальном этапе. Окончательно убедиться в правильности постановки инструмента я предлагаю при помощи упражнения на движение меха на «разжим» и «сжим» (при помощи нажатия пальцем левой руки на воздушный клапан). При этом правая рука ученика должна быть опущена вниз, а педагогу необходимо проконтролировать неподвижность правой части корпуса инструмента, его устойчивость, верную линию ведения меха. Упражнение необходимо выполнять на протяжении нескольких занятий.

Существует еще один подход к вопросу постановки инструмента. И, наверное, он самый важный. Каждый музыкант стремится к органическому контакту со своим инструментом, стремится к приобретению так называемого «чувства» инструмента. Ведь только при этом исполнитель может воплотить все свои творческие намерения, замысел композитора, создать художественный образ. Добиться выполнения этой сложной задачи на первых уроках невозможно, но ее решение является конечной целью любого музыканта и педагога.

Вопросам постановки рук занимаются педагоги музыканты любой специальности с особым вниманием. Это происходит потому, что допущенные здесь ошибки могут привести в последствие к расточительной трате времени при работе над произведениями и даже к тяжелым профессиональным заболеваниям рук.

Что же такое постановка рук? Это, прежде всего, – естественные и целесообразные движения рук (пальцев, кисти, предплечья, плеча) в процессе игры на инструменте.

Какие руки считаются наиболее пригодными для игры на баяне, аккордеоне? Лучше всего пригодны для игры на музыкальных инструментах детские руки (кроме рук с заболеваниями). У взрослых учащихся предпочтение отдается пластичной, гибкой руке, в отличие от огрубевших, жестких. Постановка рук баяниста-аккордеониста за время существования гармоники претерпела значительные изменения. Тем не менее, в настоящее время мы можем говорить о наиболее общих законах постановки рук баяниста-аккордеониста.

Начинать постановку правой руки необходимо с упражнений, позволяющих ощутить свободу пальцев, кисти, предплечья, плеча. Для этого поднимите руки вверх и, поочередно расслабляя каждую часть руки, опустите их вниз. Свободно опущенная вниз правая рука принимает естественное положение и переносится на клавиатуру.

Следует хорошо усвоить основные положения постановки руки.

1. Вся рука – от плеча до кончиков (подушечек) пальцев – должна быть свободной и гибкой. Но свобода рук не означает расслабленности. «При игре наша рука не должна быть ни мягкой, как тряпка, ни жесткой, как палка. Она должна быть упругой подобно пружине» – отмечал пианист Л. Николаев. Рука должна как бы «дышать», ощущая пластичность и естественность мышечного тонуса всех своих частей.

2. Во время исполнения пальцы должны быть опорой, принимая на себя нагрузку всей руки. Г. Нейгауз сравнивал всю руку от плеча до кончиков пальцев с висячим мостом, один конец которого закреплен в плечевом суставе, а другой – в пальце на клавиатуре. При этом «мост» гибкий и упругий, «опоры» же его крепкие и устойчивые.

3. Суставы пальцев не должны прогибаться. Сильно скрюченные или чрезмерно вытянутые пальцы создают излишнее напряжение.

4. Кисть принимает округлую форму.

5. Первый (большой) палец баяниста находится за грифом, но не обхватывает гриф, а лишь удерживает руку в правильном положении. Опора создается только на играющие пальцы.

6. Учитывая своеобразное строение (клавишное) правой клавиатуры аккордеона, правая рука вся находится на клавиатуре, кисть имеет выпуклую, округлую форму. Особенно надо следить за твердой опорой первого и пятого пальцев. Кисть должна находиться над клавиатурой и не опускаться за гриф, в противном случае первый и пятый пальцы теряют точку опоры.

7. Прижатие локтя к туловищу ведет к излишнему перегибу кисти. Локоть, чрезмерно поднятый вверх, создает ненужное напряжение.

С первых же уроков необходимо вырабатывать у учащихся ощущение клавиатуры, умение находить любой звук «на ощупь», чувствовать расстояние между кнопками (клавиатуры). Опыт показывает, что лучшим способом приобрести этот необходимый навык является игра не глядя на клавиатуру. Причем, чем раньше педагог начинает это требовать, тем скорее ученик добивается положительных результатов.

Во время игры левая рука выполняет три основных функции:

1) сжимает и разжимает мех;

2) нажимает клавиши;

3) передвигается вдоль клавиатуры.

При ознакомлении учащегося с левой клавиатурой необходимо объяснить порядок расположения клавиш по схеме, основные условия правильного положения левой руки, привить первые двигательные навыки, основы аппликатуры.

Учащемуся необходимо запомнить основные условия правильного положения руки во время игры.

1) Локоть левой руки должен быть в согнутом положении и находится на некотором расстоянии от корпуса исполнителя.

2) Форма кисти округлая, рука выдвинута настолько, чтобы все 4 играющих пальца находились на основном ряду левой клавиатуры.

3) Внешнее ребро корпуса инструмента должно приходиться на сгиб между первой и второй фалангами большого пальца. Во время игры большой палец должен свободно скользить по краю корпуса, не меняя своего положения. Необходимо следить, чтобы при движении меха на разжим большой палец не ставился на крышку корпуса, для этого надо точнее подогнать левый ремень. Следует также контролировать положение руки при движении меха на сжим, не допуская, чтобы ладонь плотно прилегала к крышке инструмента, так как это будет сковывать работу пальцев.

Кроме непосредственной игры на клавиатуре левая рука занята также важнейшей работой – меховедением. Руке не следует болтаться между ремнем и корпусом инструмента. При полном ощущении свободы ей необходимо постоянно контактировать с ремнем и крышкой корпуса, что дает нам возможность в любой момент незаметно сменить мех без люфт-паузы и толчка.

Большую ошибку совершают те преподаватели и ученики, которые выделяют какую-либо часть руки и пытаются работать над ней изолированно.

«В игре принимают участие все части руки, но степень активности неодинакова. Бывает: кисть, предплечье плечо, принимающие участие в общем движении, могут приближаться к состоянию неподвижности, никогда, не переходя в состояние изоляции от двигающихся частей», – подчеркивал Л. Николаев. В умении активизировать в данный момент часть руки и разгружать другие, менее подходящие для решения звуковой задачи, и состоит основная цель рациональной постановки, рациональных двигательных навыков.

В течение всего первоначального периода обучения педагог должен контролировать и корректировать правильное положение рук во время игры. Никогда не начинайте играть «зажатыми» руками. Находите в произведениях моменты для освобождения рук: «паузы», цезуры, штрихи, окончания фраз. Главная задача преподавателя не только рассказать и показать правильное положение рук, но и научить осознанно и осмысленно относиться к этой проблеме, и самостоятельно контролировать свои домашние занятия.

Г. Коган в эпиграфе к своей книге «У врат мастерства» пишет: «При игре на фортепиано дело не столько в постановке рук, сколько в постановке головы».

Закрепление правильного положения левой и правой руки на клавиатуре инструмента, выработка ощущения клавиатуры осуществляется с помощью специальных упражнений, особое значение имеет правильный подбор этих упражнений. На начальном этапе в своей педагогической практике я использую упражнения до нотного периода, основанные на уникальности и своеобразии клавиатуры баяна, аккордеона.

Какие требования необходимо предъявлять педагогу к исполнению упражнений?

1. Обязательным условием для исполнения упражнений являются медленные и умеренные темпы.

2. Все упражнения исполняются штрихом legato, так как только этот штрих дает свободу руки на первоначальном этапе обучения.

3. Во время игры ученика преподаватель должен постоянно контролировать свободу всех частей рук, основы посадки и постановки инструмента, ровность ведения меха, глубину нажатия клавиш.

4. Необходимо активизировать слух учащегося на качество исполнения упражнений для осуществления подготовки к самостоятельным, плодотворным
домашним заданиям.

6. Во время игры упражнений добивайтесь ровного, красивого, глубокого,
выразительного звучания инструмента. Используйте упражнения для того, чтобы заложить основы культуры звукоизвлечения.

Предлагаемые упражнения просты в понимании, и начинать работать над ними надо с первых уроков, не дожидаясь изучения основ музыкальной грамоты. Предложенные ниже упражнения являются хорошей гимнастикой для рук начинающего музыканта.

Упражнения для правой руки баяниста.

Упражнение № 1:

Движение по одному (любому) вертикальному ряду последовательно 2,3,4,5, пальцами вверх и 5,4,3,2 пальцами вниз.

Упражнение № 2:

Движение по двум соседним косым рядам (1 и 2 ряды или 2 и 3 ряды) последовательно вверх и вниз с использованием нескольких вариантов аппликатуры (2-3 пальцами, 3-4, 4-5).

Упражнение № 3:

Движение по хроматической гамме вверх и вниз с использованием аппликатуры сильных и слабых пальцев.

Упражнение № 4:

Движение по крайним рядам (1 и 3 ряды) последовательно вверх и вниз с использованием нескольких вариантов аппликатуры (2 и 4 пальцы, 3-5)

Упражнения для правой руки аккордеониста.

Упражнение № 1:

Движение через клавишу (по 6.3 и м.3) последовательно вверх и вниз от диатонических ступеней различными вариантами аппликатуры (1 и 3, 2 и 4, 3 и 5 пальцами).

Упражнение № 2:

Целью этого упражнения является закрепление постановки и правильного положения правой руки, скачок с первого на пятый палец (с I ступени на V) с последующим нисходящим заполнением, движение от диатонических ступеней последовательно вверх и вниз.

Упражнение № 3:

Цель этого упражнения – подготовка к исполнению гаммообразных движений. Поступенное движение с использованием подкладывания и перекладывания первого пальца, аппликатура: 1, 2, 3, 1 пальцы, 1, 2, 3, 4, 1 пальцы – исполняется вверх и вниз от диатонических ступеней лада.

Упражнения для левой руки баяниста и аккордеониста.

Упражнение № 1:

Движение 3 пальцем по основному ряду басов вертикально вверх и вниз.

Упражнение № 2:

Используется для правильного положения руки. Движение 5, 4, 3, 2 пальцами по основному ряду басов последовательно вверх и 2, 3, 4, 5 пальцами вниз.

Упражнение № 3:

Чередование баса и аккорда (Б, М) как основной формулы сопровождения, аппликатура: бас – 3, аккорд – 2 пальцами.

Упражнение № 4:

На освоение вспомогательного ряда. При исполнении данного упражнения используются гармоническая последовательность Т и Т6 в мелодическом и аккордовом изложении вверх и вниз по основному ряду басов.

Упражнение № 5:

Для освоения 5 ряда. Игра септаккордов: гармоническая цепочка, D7 с разрешением в Т53 исполняется от всех басов основного ряда вниз.

Упражнение № 6:

Для подготовки руки к исполнению М6. Исполнение в тональности а-moll t53 и t6 гармонически и мелодически, контролируя 5 палец на помеченной клавише «До».

При освоении всего комплекса упражнений для правой и левой рук необходимо соблюдать принцип последовательности и индивидуальный подход к учащимся. По мере освоения упражнений и приобретения навыка игры постепенно переходить к исполнению гамм, оставив в работе только наиболее сложные упражнения.

Одной из наиболее важных проблем начального периода обучения является выработка у учащихся самостоятельности, независимости правой и левой рук при игре двумя руками. Под независимостью рук подразумевают умение музыканта-исполнителя производить одновременно обеими руками различную работу, координируя при этом в любом сочетании различную динамику, ритмику, штрихи, направление движения меха и т. д.

К сожалению, необходимо отметить, что в методической литературе трудно найти ответы, на те вопросы, которые волнуют педагогов по этой теме. В работе, в основном, приходится опираться на собственный опыт и опыт своих коллег. Дело в том, что эта проблема наилучшим образом может быть раскрыта опытным педагогом ДМШ, который сталкивается с ней в работе с каждым учеником (в той или иной степени). Методическая литература издается профессорско-преподавательским составом самых уважаемых ВУЗов, то есть на том высоком уровне, где нет необходимости заниматься проблемами первоначального периода обучения игре на музыкальном инструменте, так как она давно решена.

Проблема независимости рук и координации движений при игре двумя руками на баяне аккордеоне стоит особенно остро. Еще 10-15 лет назад, когда была возможность отбирать наиболее одаренных детей для обучения игре, она часто решалась легко, за счет способностей учащегося и не требовалось искать дополнительных методов для приобретения правильных навыков игры двумя руками. Сейчас ситуация изменилась. С трудом удается удерживать престиж инструментов, и заниматься приходиться не с самыми одаренными учащимися.

Прежде, чем учить играть двумя руками, необходимо, чтобы учащийся имел элементарные навыки игры правой и левой рукой отдельно. Правой – в пределах звукоряда С-dur – игра простейших мелодий. Левой – в пределах трех основных басов «до, соль, фа» в сочетании с мажорными аккордами.

Наиболее важным на первом этапе является приобретение навыка штриховой координации. На баяне (аккордеоне) единственным средством для выделения отдельного голоса (или мелодии) на фоне аккомпанемента является штрих. Поэтому первое, чем занимается преподаватель, – добиваться хорошего штриха lеgato при игре правой рукой и staccato при исполнении формулы «бас-аккорд» в левой руке. При соединении этих двух штрихов и возникают основные проблемы. У некоторых учащихся процесс этот проходит довольно быстро, но, в основном, и особенно у тех, кто имеет нарушения в координации рук, появляется много трудностей. А ведь это один из основных навыков, которыми должны овладеть учащиеся, так как конечная цель обучения, например, на школьном отделении педагогического колледжа – научить исполнять школьный песенный репертуар, сопровождение движениям (марш, вальс, полька), пусть не в очень сложной обработке, но обязательно грамотно, профессионально, выразительно. Одним учащимся за годы учебы удается освоить достаточно сложный репертуар, другие остаются на примитивном уровне. Но если учащийся не приобрел навыка игры двумя руками, не выработал правильной координации рук, то приходится говорить о не владении инструментом.

Методическая работа предназначена для практического применения в трудных случаях, когда координация нарушена, независимость рук вырабатывается долго и с трудом, когда педагогу необходимы мастерство и достаточный опыт.

Подводя итоги рассмотрения проблем начального периода игры на баяне, аккордеоне и опираясь на свой педагогический опыт, хочу дать некоторые советы и рекомендации начинающим и тем педагогам, которые ощущают необходимость в дополнительной методической помощи на этом этапе работы.

Все вопросы, раскрытые в методической работе, на практике применяются в самом начале обучения. Они требуют хорошей теоретической подготовки педагога к каждому уроку, необходимости изложить материал на первых 2-3 уроках и координации не приобретут устойчивый характер.

Не пренебрегайте мелкими деталями при объяснении нового материала, используйте яркие эпитеты, сравнения, широко используйте показ на инструменте.

Не допускайте неточного, небрежного выполнения ваших требований.

Проявляйте настойчивость и терпение. Ошибки и неточности в вопросах начального обучения могут стать серьезными проблемами на последующих этапах освоения инструмента.

На начальном этапе обучения обязательно сочетайте теоретическую часть урока с практической. Игра на инструменте необходима, начиная с первого урока.

Не увлекайтесь быстрым прохождением первого этапа обучения и резким усложнением репертуара. Это ведет к скованности игрового аппарата и неуверенности учащегося в свои возможности. Хорошо продумайте репертуар для начинающего. Учитывайте разнообразие жанров, эпох, композиторов. Постарайтесь исполнить 10-12 нетрудных пьес в первый год обучения. Соблюдайте принцип последовательности усложнения репертуара.

Огромное значение необходимо придавать сознательному, осмысленному отношению к занятиям у учащихся. Понимая поставленные задачи и особенности нового материала, они гораздо быстрее справятся с любыми трудностями.

Умейте оценить положительные результаты своих учеников, особенно на первом этапе. Это придает ему уверенность в свои силы, а вместе с успехами и возникнет интерес к музыке, инструменту и желание заниматься регулярно и систематически.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев, И. Методика преподавания игры на баяне / И. Алексеев. – Киев, 1966.

2. Говорушко, П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста / П. Говорушко. – Л., 1971.

3. Говорушко, П. Основы игры на баяне / П. Говорушко. – Л., 1963.

4. Егоров, Б. Общие основы постановки: Баян и баянисты / Б. Егоров. – М., 1974.

5. Лиис, Ф. Искусство игры на баяне / Ф. Лиис. – М.: Музыка, 1985.

Методическая разработка

Тема: «Методика преподавания урока по
баяну»
Педагог: Демидова Т.В

ВВЕДЕНИЕ
Методика обучения игре на музыкальных инструментах является составной
частью музыкальной педагогической науки, рассматривающей общие
закономерности процесса обучения на различных музыкальных инструментах,
как и в других областях педагогики. Методика складывалась, развивалась
постепенно. Каждое поколение исполнителей и педагогов внесли свой вклад в
эту науку, обогащая ее новыми практическими данными.
Слово «Методика» греческого происхождения; в переводе на русский язык
означает «Путь к чему-либо».
Методика – есть совокупность способов, т.е. приемы выполнения какой-либо
работы (исследовательской, воспитательной, учебной). В более узком смысле
слово «Методика» - это учение о способах преподавания того или иного
предмета.
Специалист любой области, не вооруженный методическими навыками, не
сможет оправдать своё назначение и никогда не станет полноценным мастером
своего дела.
Задачами курса методики обучения игре на каком-либо музыкальном
инструменте является подготовка учащихся к практической педагогической
деятельности в ДМШ и кружках художественной самодеятельности.
Цель курса методики - ознакомление учащихся с теорией игры на каком-либо
музыкальном инструменте с основами педагогического процесса и практикой
преподавания, т.к. у молодых преподавателей нет необходимого опыта работы с
учащимися, который приобретается с годами.
В системе музыкальных дисциплин методика занимает особое место, т.к.
впитывает в себя значение этих дисциплин (теория, сольфеджио, музыкальная
литература и т.д.)
Наряду с другими музыкально-теоретическими дисциплинами методика
способствует воспитанию общей музыкальной культуры, расширяет кругозор
исполнителей.
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЯНЕ

а) ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА ПО БАЯНУ
Задачи, поставленные перед всем искусством, в полной мере относятся и к
музыке, в частности к исполнительскому искусству.
Основные элементы педагогики – воспитание, образование и обучение –
составляют единое целое в процессе воспитания молодого музыканта-
исполнителя.
Исполнитель-баянист, как и каждый музыкант, должен сочетать подлинное
профессиональное мастерство с большой творческой смелостью, горячую любовь
к искусству – со стремлением отдать для его расцвета все силы и знания. Он
обязан ясно представлять себе содержание исполняемого произведения и иметь
достаточно технических средств для правдивой, убедительной его передачи.
Однако и этого не достаточно. Мастерское, т.е. яркое, выразительное
исполнение требует, чтобы исполнитель не только понимал произведение, но и
пережил, прочувствовал его образы. Художественное исполнение – это
творческий акт, в известной степени аналогичный процессу создания
произведения.
Русскому исполнительскому искусству всегда были чужды любование внешними
эффектами, пустое виртуозничанье, превращение технических средств в
самоцель. Там, где любование своей игрой либо пассажем прекращает
творческие искания, там начинается увядание художника. Музыканту нельзя
забывать, что он играет не для себя, а для слушателя.
Воспитание такого исполнителя – профессионала, горячо любящего своё дело,
искусство – главная задача педагога-баяниста.
б) ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Педагог по специальности полностью отвечает за идейный рост своих
воспитанников. Большую ошибку допускают те педагоги-музыканты, которые
ограничивают свои обязанности лишь обучением учеников игре на инструменте.
Моральный облик ученика, его взгляды и убеждения, его отношение к музыке в
значительной степени складываются под влиянием педагога. Под влиянием
педагога формируются и дисциплина ученика, его отношение к изучению других
предметов, отношение к окружающим и т.д. Так, прививая ученикам любовь к
музыкальной культуре своего народа, к классическому музыкальному наследию,
он защищает их от медных, чуждых искусству увлечений эстетством, погоней за
внешним эффектом. В процессе индивидуальных занятий по специальности
педагог имеет возможность вести беседы с учениками на различные темы,
ближе знакомиться с их жизнью и, таким образом, своевременно заметить
недостатки каждого, чтобы в процессе воспитания направить свое внимание на
их устранение.

Преподаватель игры на баяне должен всемерно воздействовать на ученика
добиваться повышения его успеваемости по всем предметам. Плох тот педагог,
который будет пренебрегать общей успеваемостью своих учеников ради успеха
занятий по баяну. Воспитательную роль играют также знания, которые педагог
передает ученику в процессе преподавания игры на баяне, привитие
исполнительских навыков.
Основным средством воспитания является репертуар. Любовь к русской или
башкирской музыке педагог может привить ученикам, если будет воспитывать
их музыкальный вкус на народной и классической музыке, а также на лучших
произведениях русских и башкирских композиторов.
В процессе работы над музыкальным произведением следует ознакомить
ученика с основными особенностями творчества данного композитора, с
характерными чертами его стиля. Очень полезно провести беседу о творческом
пути композитора. Ученик должен понимать мысли и чувства, которыми
руководствовался автор, создавая произведение. Хорошо было бы рассказать и о
выдающихся исполнителях произведения. Имея эти сведения, ученик сможет
глубже раскрыть содержание произведения средствами, доступными его
инструменту – баяну.
Но, и при самом добросовестном отношении к своему делу со стороны педагога,
ученик не достигнет, все же, необходимых результатов, если не будет работать
сам – настойчиво, упорно, вдумчиво и сосредоточено. Поэтому одна из главных
задач педагога – привить ученику любовь к труду, настойчивость и волю.
в) ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ БАЯНИСТА
Воспитание и обучение составляют единое целое в общем, педагогическом
процессе. В деле специального образования баяниста основная цель педагога –
развить в ученике любовь к музыке и музыкальное мышление, научить понимать
художественное произведение и эмоционально отзываться, на его содержание,
обеспечить совершенное владение инструментом и всесторонний рост
исполнительских навыков ученика.
Понимание художественного произведения находится в тесной связи с
эмоциональной отзывчивостью исполнителя на содержание произведения.
Любить ученик будет только те произведения, образы которых ему понятны и
активно воздействуют на его эмоции. Обязанность педагога расширять сферу
доступных ученику понятий и образов.
Любовь ученика к музыке можно развивать различными путями. Одним из них
является исполнение художественных произведений самим педагогом, как в
классе, так и на концертах.

Важным принципом обучения является систематическое руководство процессом
обучения ученика на основе продуманного индивидуального плана. Педагогу
необходимо помнить, что составление индивидуального плана очень
ответственный этап педагогической работы. Удачный подбор репертуара
способствует быстрым успехам ученика, и наоборот, ошибки при составлении
могут вызвать крайне нежелательные последствия.
Чтобы воспитать квалифицированного баяниста, следует проходить с учеником
произведения разнообразных жанров и стилей. Значительную часть учебного
репертуара должны составлять обработки народных песен и танцев, ибо баян
народный инструмент и от баяниста, прежде всего, требуется хорошее
исполнение народной музыки. Наряду с этим, в педагогический репертуар
необходимо включать переложения классиков. Педагогу необходимо и самому
делать такие переложения и научить этому своих воспитанников.
Переложения для баяна произведений, написанных для других инструментов,
возлагает на педагога большую ответственность за правильное использование
возможностей своего инструмента, его красок и специфических особенностей
звучания. Очень важно научить баяниста раскрывать содержание произведения
способами и средствами, присущими баяну, а не подражать слепо инструменту,
для которого написано в оригинале данное произведение.
Иногда некоторые педагоги пытаются в основу своей работы положить
максимальное развитие только наиболее сильных сторон дарования учеников и
игнорируют наиболее слабые. Например, если ученик имеет хорошие
технические данные (а особенно, если эти данные отличные), ему дают много
произведений подчеркнуто виртуозных и почти не работают над пьесами
кантиленного характера. Случается и наоборот: если ученику легко даются
произведения кантиленного характера, педагог все свое внимание направляет
на лирический репертуар, почти ничего не делая для технического роста
ученика. Такие педагоги демонстрируют успехи своих воспитанников на том
репертуаре, какой им очень легко дается, и не показывают в репертуаре, где
могут выявиться их более слабые стороны. При таком одностороннем развитии
ученик не сможет выйти из учебного заведения полноценным педагогом и
музыкантом-исполнителем.
Повышая общий музыкальный уровень ученика, необходимо в то же время
развивать его природные технические возможности, чтобы он мог исполнять
любой репертуар. Порука успеха в этом – правильная и систематическая работа
на инструменте. Ученик должен уяснить, что лучше играть меньше, но
ежедневно, нежели больше, но нерегулярно.
Очень важно при этом, чтобы ученик не только умел работать на инструменте,
но и полюбил сам процесс работы, а это возможно лишь при условии глубокого
понимания им своих задач как будущего музыканта-исполнителя.
Надо также научить баяниста находить ошибки и недостатки процесса
самостоятельной работы и видеть его трудности, воспитать в нем настойчивость

и стремление к преодолению этих трудностей. Особенно важно воспитывать эти
качества у тех, кто считает, что им все легко дается, а значит, для них не
обязательно много работать. Даже самому одаренному ученику для развития его
способностей необходим кропотливый труд. Каждый ученик баянист всегда
должен помнить, что работа над произведением не заканчивается с
преодолением первых трудностей, что за ними следуют еще более сложные
исполнительские задачи.
г) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Без творческой инициативы и самостоятельности не мыслим подлинный
музыкант-исполнитель. Над развитием этих качеств у ученика педагогу надо
работать повседневно, в течение всего периода обучения баяниста в учебном
заведении. Ведь сознательное усвоение в процессе обучения – один из основных
принципов педагогики.
На начальном этапе обучения педагог пробуждает инициативу учеников в
процессе самого урока. Тем из них, у кого успеваемость более высокая, он может
дать самостоятельно доучить наполовину выученное произведение. Ученику,
который хорошо справится с этой задачей, можно предложить выучить
самостоятельно целое произведение.
Развитию творческой инициативы помогает метод убеждения. Педагог-баянист
должен не декретировать своих указаний, а показывать ученику на конкретных
примерах, как нужно исполнять то или иное место произведения, почему именно
таким приемом и такой аппликатурой.
В работе над музыкальным произведением нельзя ограничивать исполнение
произведения учеником рамками представления педагога о звучании данного
произведения. Это не означает, что в индивидуальном понимании произведения
ученик-баянист может выходить из рамок стиля. Задача педагога – найти ту
середину, которая, с одной стороны, предоставляла бы возможность развития
творческой инициативы ученика, а с другой – удерживала бы его в пределах
данного стиля. Над этим надо работать с первых же дней обучения игре на
баяне.
Чтобы развить творческую самостоятельность ученика, можно применять и
такой прием, как выбор произведения по его желанию. Если предложенное
учеником произведение является полноценным художественным произведением
и соответствует уровню развития ученика на данном этапе обучения, педагог
может нести его в рабочий план.
Огромное влияние на воспитание творческой инициативе имеет развитие
чувства ритма, слуха, музыкальной памяти, то есть способностей, составляющих
музыкальную одаренность ученика.
На развитие творческой самостоятельности баяниста благотворно влияет также
всесторонняя музыкальная подготовка. Для этого надо часто слушать музыку

(выступления солистов, симфонические концерты, оперу), заблаговременно
готовясь к восприятию музыкальных произведений.
Очень полезно учащимся-баянистам слушать друг друга в классе, так как это
дает возможность легко заметить недостатки исполнения. Анализируя причины
ошибок, допущенных товарищем, можно быстрее найти и исправить свои
собственные.
Большую роль в развитии творческой инициативы играют хорошее знание
вокальной музыки. Достигается оно путем систематического слушания, а так же
исполнения голосом и на баяне вокальных произведений, прежде всего
народных песен. Конкретное содержание, выраженное в тексте, в сочетании с
музыкой, помогает уяснить пути реализации авторского замысла в процессе
создания художественного образа. Вместе с тем художественное совершенство
народных песен и произведений классиков предоставляет широкий простор для
развития творческой фантазии музыканта-исполнителя, его умения и
стремления к разработке собственных музыкальных тем.
Для работы над художественным произведением большое значение имеет
расширение политического и общего кругозора, повышение знаний в области
других искусств. Необходимо читать как можно больше художественной
литературы, ибо это возбуждает художественное воображение, систематически
посещать театр и кино, быть в курсе современной драматургии, наблюдать как
отражается жизнь на сцене и на экране. Вместе с тем баянист должен изучить
жизнь родной страны, быть тесно связанным с ней.
2. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
а) ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К УРОКУ
Целый комплекс сложных задач, возникающих перед педагогом во время
проведения урока, требует максимальной концентрации его внимания на самом
важном, существенном, умения не терять ни одной лишней минуты. Большую
помощь в осуществлении этих задач может оказать предварительная подготовка
к уроку. Ее особенно следует рекомендовать начинающим педагогам.
В чем оно должно заключаться?
Прежде всего, важно тщательно изучить весь репертуар ученика, уметь его
хорошо играть, просмотреть различные редакции, продумать в различных
местах аппликатуру. В некоторых случаях полезно, кроме того, наметить план
урока, пути исправления каких-либо заранее известных недостатков исполнения,

способы работы над трудными местами в произведениях и т. д.
Конкретная обстановка урока будет, конечно, вносить изменения в намеченный
план и требовать от педагога некоторой имправизационности, эта
имправизационность не есть обычно нечто совершенно противоположное плану,
но лишь умение гибко его осуществлять, применяясь к конкретным условиям
работы. Правда, иногда во время урока возникают новые методические
собрания, новая трактовка произведений, что вносит принципиальные
изменения в предварительные изменения в предварительный план. Такие
находки обычно в практике хороших педагогов и являются естественным
следствием их творческого состояния в процессе занятий.
б) ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С УЧЕНИКОМ
Формы проведения урока крайне разнообразны. Во многом они определяются
индивидуальностью педагога его методическими воззрениями, вкусами
привычками. Так, например Фильд относительно мало прибегал к словесным
пояснениям, но зато много играл.
Антон Рубинштейн, занимаясь с Иосифом Гофманом, много говорил по поводу
исполнения, но сам никогда не показывал за инструментом тех произведений,
над которыми с ним работал.
Не редко один и тот же педагог в зависимости от различных обстоятельств, по-
разному проводит уроки не только с различными, но и с одними и теми же
учениками.
Как бы ни были разнообразны формы занятий с учениками, все же можно
высказать несколько общих соображений относительно принципов построения и
ведения урока, памятуя, конечно, что на практике они могут бесконечно
варьироваться.
Прежде всего, естественно, возникает вопрос о последовательности работы над
учебным материалом.
С чего целесообразнее начать урок: с упражнений, этюдов или с
художественного репертуара, а если с произведений, то какого жанра?
Наиболее разумно было бы не придерживаться раз и навсегда установленного
порядка, чтобы приучать ученика быстро применяться к обстоятельствам.
Обычно полезно вначале поработать над тем, что может занять относительно
больше времени. Если нужно пройти большой репертуар – целесообразно на
одном уроке детальнее заняться частью произведений, а на следующем –
остальными, ограничившись в отношении первых лишь проверкой домашней
работы и несколькими самыми существенными замечаниями.
Чтению нот и игре гамм лучше уделить время где-нибудь в середине урока,
чтобы освежить внимание ученика. Педагоги, оставляющие эту работу под
самый конец, обычно систематически не успевают ее выполнять.

в) ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Многократно и вполне справедливо в литературе обсуждался метод так
называемых «попутных поправок», при котором педагог, прослушивая ученика,
начинает его прерывать и делать указания. В каких случаях можно так
заниматься? Пожалуй, только в тех, когда педагог сразу слышит, что ученик
дома совсем не работал и ничего из сделанных указаний не выполнил. Тогда,
может быть, имеет смысл, прервав его пару раз и отметив плохую работу
закрыть ноты и потребовать исправления ошибок, и то лишь, если педагог
вполне уверен, что причина плохо выученного урока в не добросовестном
отношении к делу, в лени не желаний работать. Как правило, надо дослушивать
до конца все, что ученик принес на урок. Почему? Во-первых, таким путем можно
составить более ясное представление о проделанной домашней работе; во-
вторых, психологически настраиваясь на то, что необходимо играть без
остановок, ученик привыкает концентрировать все свои силы на этой задаче и
тем воспитывает в себе важные исполнительские качества.
Слушая ученика, педагог должен очень хорошо запомнить все особенности его
игры и указать на ее достоинства и недостатки. Если видно, что ученик работал
над пьесой, то даже в том случае, если многие недостатки оказались не
преодоленными, полезно отметить имеющиеся достижения, чтобы поощрить его
и правильно ориентировать в дальнейшей работе.
Не следует слишком загружать внимание ученика множеством замечаний.
Неопытные педагоги этим часто грешат. Они сплошь и рядом говорят ученику
сразу все, что могут сказать про его исполнение, в результате чего многое и
часто самое существенное оставляется без внимания.
Опытный же педагог обращает, прежде всего, внимание ученика на самое
главное, на общий характер исполнения, на важнейшие детали, на грубые
ошибки. И лишь постепенно на других занятиях он переходит к менее
существенным частностям и второстепенным деталям.
г) ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
На уроке используются различные методы, помогающие ученику понять
характер исполняемой музыки и добиться нужных результатов. Чаще всего это –
проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками и словесные
пояснения.
Проигрывать сочинение важно потому, что содержание любого, даже самого
простого произведения нельзя во всей ноте передать словами или каким-либо
другим способом. Если бы это было возможно, о музыке нельзя было бы говорить
как об особом виде искусства, обладающим специфическими выразительными
средствами.

Необходимо, однако, сразу же отметить, что исполнение педагогом в классе
изучаемых сочинений отнюдь не всегда полезно. Слишком частое исполнение
или обязательное проигрывание каждой новой пьесы может затормозить
развитие инициативы ученика. Надо учитывать, как именно и в какой период
работы над сочинением полезно играть его ученику.
На вопрос, как надо играть в классе, можно в общей форме ответить: возможно,
лучше. Хорошее исполнение обогатит ученика яркими художественными
впечатлениями и послужит стимулом для дальнейшей самостоятельной работы.
Играя ученику, необходимо, однако, всегда учитывать его возможности.
Исполнение произведения перед началом работы имеет место преимущественно
в детской школе и притом в младших классах. Это часто приносит большую
пользу, так как ребенку иногда трудно самостоятельно разобраться в некоторых
сочинениях, а изучение их без предварительного ознакомления протекает
медленно и вяло. Все же даже в младших классах не следует пользоваться
исключительно только этим методом работы. С первых же шагов обучения надо
давать ученикам систематические задания по самостоятельному ознакомлению с
произведением, чтобы развивать их инициативу. Постепенно количество таких
заданий должно увеличиваться, а предварительное исполнение педагогом стать
исключением. В старших классах и тем более в училище, оно уже почти не
должно иметь места.
Наряду с исполнением произведения целиком, педагоги часто играют его в
отрывках, это особенно полезно в процессе работы с учеником на серединном
этапе изучения произведения.
д) ЗАДАНИЕ И ОТМЕТКА
Надо быть уверенным, что ученик ясно себе представляет, не только объем
материала, который надлежит выучить, но и характер работы с ним. С этой
целью, а также для закрепления в памяти ребенка наиболее существенного из
того, что ему было сказано, полезно в конце урока задать соответствующие
вопросы. Той же цели служат записи в дневниках. Некоторые педагоги при
работе с малышами пишут крупными буквами, чтобы ребенок сам мог прочесть
задание, это приучает с первых шагов к большей самостоятельности и
способствует повышению качества домашней работы.
Учитывая большое воспитательное значение отметок, педагог должен быть
уверен, что ученик понимает, почему получил тот или иной балл.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагог обязан проявлять постоянное внимание к тому, как ученик
распределяет время, на сколько плодотворно проходят домашние занятия. Он
должен развивать его инициативу, навыки самостоятельной работы, должен
иметь постоянное стремление оживить урок, заинтересовать ученика, разбудить
в нем активность к повседневному труду.

Подводя итог всему вышесказанному, педагог должен осознать, что реализация
широких возможностей баяна может быть осуществлена только путем
настойчивого преодоления художественных и технических трудностей. Поэтому
в своей практической деятельности он должен направлять внимание на
всестороннее развитие технических навыков учащегося одновременно с
развитием его музыкальных способностей.
4.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. М.: 1960.
2. Медушевский В. В., Очаковская О. О. Энциклопедический словарь юного
музыканта. М.: Педагогика, 1985.
3.Рахимов Р.Р. Курай. Уфа, «Китап» 1999.
4. Сулейманов Г.З. Курай. Уфа, 1985.
5. Конспекты по «Методике».