Бизнес с нуля: компьютерный клуб. Где и как лучше открыть компьютерный клуб

В современном мире без интернета практически не обойтись. Несмотря на то, что с каждым днем он становится все более популярен в частных домах и квартирах, не везде еще есть возможность протянуть оптоволокно и сделать трафик доступным и недорогим. В этом случае отличной альтернативой может стать специализированное заведение, предоставляющее доступ к интернету за определенную плату. Это может быть крупный интернет-клуб или сравнительно небольшой. В последнем варианте арендуется небольшое помещение, в котором оборудуется до 20 рабочих мест с компьютерами и программным обеспечением.

Большой компьютерный клуб имеет 30-50 довольно мощных машин со скоростным интернетом, VIP-комнаты и кафе. Заведения такого масштаба окупаются медленно, так как требуют серьезных капиталовложений, зато у них обычно не возникает проблем с контролирующими органами. Но независимо от формата будущего заведения, обязательно понадобится грамотный и точный бизнес план компьютерного клуба.

Юридические вопросы

Любой бизнес должен быть легальным с юридической точки зрения, и игровой не является исключением. Лучшая организационно-правовая форма для открытия компьютерного клуба - ИП (индивидуальный предприниматель). Предварительно необходимо придумать запоминающееся и звучное название клубу, которое имеет отношение к компьютерной тематике.

Для того чтобы зарегистрировать заведение, понадобится:

  • заявление о регистрации;
  • учредительный договор;
  • устав будущего предприятия и данные об учредителе клуба;
  • квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины;
  • документы, которые подтверждают согласие антимонопольных органов.

Также необходимо уладить все вопросы с контролирующими органами. Обычно бывает сложно соблюсти все требования, поэтому их решение будет зависеть от многих факторов. Чтобы заведение работало круглосуточно, понадобится получить разрешение в отделении полиции.

Если планируется открытие небольшого игрового компьютерного клуба, то не имеет смысл сразу же тратить деньги на покупку лицензионного программного обеспечения, но при этом все же нужно учитывать, что в будущем приобрести его будет необходимо. Сделать это можно через российские представительства компаний-производителей. Перед установкой лицензионной программы понадобится специальная лицензия, которая разрешает ее коммерческое использование. Ее можно купить у компании-дистрибьютора, стоимость лицензии рассчитывается индивидуально для каждого компьютерного клуба.

Вернуться к оглавлению

Выбор месторасположения

Лучшее место для открытия подобного заведения - спальный район, имеющий большую численность населения или улица, где сконцентрировано значительное количество учебных заведений. Удачное место для размещения компьютерного клуба - оживленный перекресток, район рынка или крупного магазина. В жилых домах открывать заведение такого плана нежелательно, так как публика игрового компьютерного клуба довольно шумная, поэтому жильцы обязательно будут жаловаться. К тому же в жилом доме клуб чаще всего находится в подвале, соответственно, получить разрешения от санэпидемстанции и пожарной инспекции будет трудно.

Стоимость аренды за квадратный м в спальных районах обычно невысокая, поэтому и годовая оплата не будет слишком большой.

Вернуться к оглавлению

Клиенты и спрос на услуги

Основными посетителями компьютерного клуба будут:

  • студенты и школьники, посещающие заведение не только в учебных целях, но и для игры;
  • клиенты разных возрастов, которые нечасто ходят в компьютерный клуб.

Учитывая то, что достаточно развита сфера распространения компьютерных услуг, основное внимание в процессе разработки проекта необходимо уделить взаимоотношениям между пользователем и продавцом.

Необходимо сделать основной акцент на квалификацию, компетентность и доброжелательность менеджеров, которые будут обслуживать игровой зал.

Услуги компьютерного клуба практически всегда востребованы. Но при этом возможны сезонные отклонения в меньшую или большую сторону. В период экзаменов и сессий в вузах значительно увеличивается посещаемость с учебной целью, игры же начинают интересовать потенциальных клиентов во время школьных каникул.

В процессе ценообразования важно учитывать покупательную способность предполагаемых клиентов и качество предоставляемых услуг.

Вернуться к оглавлению

Необходимое оборудование и наем персонала

Следующий шаг - покупка оборудования. Здесь важно не экономить на приобретении необходимой техники, так как многие посетители приходят поиграть в компьютерный клуб, а игры требуют качественного и современного оборудования. Поэтому чем мощнее будет техника, тем более посещаемым окажется заведение. Еще понадобится приобрести принтеры и сканеры, соответствующую мебель: столы, стулья; оборудовать рабочее место администратора.

Далее нужно подобрать подходящий персонал для работы. Для технической поддержки и настройки компьютерной техники и программного обеспечения понадобится несколько человек. Можно пригласить студентов профильных вузов, которые живут поблизости. Если говорить о небольшом клубе, то для его нормальной работы будет достаточно 3-4 человек, которые будут обслуживать ПО и работать с клиентами. Еще понадобится один системный администратор. В основном, компьютерные клубы работают круглосуточно, поэтому нужно организовать работу в две смены. Не обойтись и без охранника, так как в заведении будет находиться дорогостоящее оборудование.

Для официального оформления персонала понадобится регистрация трудового договора во многих инстанциях, таких как налоговая, фонды социального, пенсионного и медицинского страхования. Потребуется вести расчетно-платежные ведомости, заводить на каждого работника трудовые книжки и налоговые карточки. Поэтому если есть возможность, лучше договориться с крупной организацией, чтобы именно там зарегистрировали персонал, а после - сдали в аренду клубу. В итоге можно избавиться от бумажной волокиты, которой будет заниматься отдел кадров предприятия. Для ведения бухгалтерского учета понадобится бухгалтер, если этим делом не сможет заниматься сам владелец клуба.

Вернуться к оглавлению

Способы эффективной рекламы

После открытия нового компьютерного клуба можно приступать к рекламной кампании. Для этого понадобится:

  • расклеить на школах и подъездах домов листовки с расценками и адресом клуба (перед тем, как составлять макет объявления, важно учесть, что основная целевая аудитория подростки 10-18 лет);
  • разместить объявления в интернете на специализированных сайтах;
  • создать заметную и яркую вывеску с подробным списком предоставляемых услуг;
  • регулярно устраивать различные акции и турниры;
  • создать систему скидок, например, для клиентов, которые работают более трех часов подряд.

Вернуться к оглавлению

Развитие компьютерного клуба

Для недавно открывшегося заведения важно обеспечить достаточный уровень сервиса, потому что большинство компьютерных клубов обычно невнимательно относятся к своим клиентам. Так как в данном месте обычно собирается специфическая публика, то и действовать надо нестандартно. Бывают такие ситуации, когда старшие ребята требуют деньги у младших. Поэтому как вариант можно выдать хулиганам бесплатный абонемент на месяц. Еще можно попытаться привлечь внимание посетителей к своему заведению с помощью различных конкурсов с денежным вознаграждением. Или создать доску почета.

Необходимо придумывать и осуществлять оригинальные идеи, в результате постоянное развитие даже небольшого клуба поможет значительно повысить ежемесячную выручку с каждого компьютера. Со временем заведение сможет перейти на новый уровень, клиентами которого будет обеспеченная публика. Можно будет предоставлять следующие услуги:

  • высокоскоростной доступ в интернет;
  • копирование и запись дисков;
  • работу с офисными приложениями;
  • сканирование различных документов;
  • распечатку файлов;
  • ксерокопирование;
  • проведение компьютерных курсов.

Возможно, понадобится создать два зала: один, игровой, - для молодежи, другой - для более серьезных клиентов.

Популярные лет пятнадцать назад и затем исчезнувшие компьютерные клубы возвращаются: менее чем за год только в Москве открылось три крупных заведения общей площадью более 8 тыс. кв. м

Фото: Арсений Несходимов для РБК

В Южной Корее около 30 тыс. компьютерных клубов, в России вряд ли наберется 300», — рассказывает Ярослав Комков, управляющий партнер киберспортивного агентства Winstrike. Он только что вернулся из Азии под впечатлением: клубы расположены почти в каждом здании — вся Корея играет. Комков собирается открыть сеть компьютерных клубов в США, Европе и Азии, уже привлек инвестиции, но деталей пока не раскрывает.

Новую волну популярности клубам обеспечивает сегодня развитие киберспорта. Не у всех молодых людей есть необходимое для современных игр «железо» и тем более VR-девайсы, поясняет руководитель направления цифрового контента J’son & Partners Consulting Роберт Меликсетян. В 2016-м мировой рынок киберспорта достиг $463 млн, до 2019-го ежегодно он будет добавлять в среднем по 32,3%, следует из исследования компании Newzoo.

Россия — лидер этого движения в европейском регионе как по объему рынка ($35,4 млн), так и по аудитории (2,2 млн человек). Более того, российский сегмент индустрии в ближайшие два года будет расти в среднем на 11% в год в денежном выражении и почти на 40% по числу участников, по данным J’son & Partners Consulting. Отчасти именно поэтому компьютерные клубы в России получили вторую жизнь. Правда, для этого их пришлось перепридумать.

В клуб по записи

«В 2008 году мы внезапно обнаружили, что в клуб больше нет очереди», — вспоминает Денис Богуш, председатель Белорусской федерации киберспорта и владелец старейшего в Белоруссии компьютерного клуба «Тарантул». Рассчитанный на 40 машин, «Тарантул» был открыт в Минске в 2001-м, тогда «это было модно».

Еще в 2006-2007 годах люди записывались в «Тарантул» по телефону и стояли в очередях, с ностальгией рассказывает Богуш. «У нас существовали карты, которые мы выдавали клиентам. Чем дольше он ждал, тем больше была скидка: час ждешь — 10%, два часа — 20%. Мы знали заранее, что в 8:45 утра, после первого урока, последует куча звонков от школьников», — смеется Богуш.

В кризис 2009-го предприниматель не воспользовался тем, что клиенты утратили возможность апгрейдить свои домашние машины, так как не хватило денег на плановое обновление «железа» в клубе — тем самым он не смог привлечь в клуб новую публику. А после того как экономическая ситуация начала выправляться, у людей массово появился высокоскоростной интернет и они начали реже выбираться из дома.


Общая площадь двухэтажного здания Yota Arena составляет 5 тыс. кв. м

Богуш тогда даже хотел закрыть бизнес, но сегодня «Тарантул» не просто окупает себя, но и приносит прибыль в размере около $3 тыс. в месяц. Для сравнения, в пиковые 2002-2003 годы клуб приносил по $1,5 тыс., говорит Богуш. За 2016 год чистая прибыль составила около $30 тыс., в предыдущие годы — на $5-6 тыс. меньше. «Люди наигрались с плохой графикой, теперь им хочется достигать результатов в игре, а без мощного компьютера сделать это невозможно», — объясняет предприниматель новый виток популярности своего детища.

Под первые компьютерные клубы в 1990-е годы их владельцы арендовали любые помещения, ставили в ряд 40 компьютеров и сдавали их по 20 руб. в час, рассказывает Никита Бокарев, руководитель медианаправления холдинга ESforce (ранее — Virtus.pro). Бокарев вспоминает, что количество таких заведений исчислялось сотнями. «Твориться в них могло все что угодно, в помещениях было постоянно накурено и никакой охраны».

С Бокаревым мы общаемся, прогуливаясь по зданию Yota Arena, открывшемуся 19 мая 2017 года. За полтора года до церемонии открытия USM Holding Алишера Усманова и партнеров пообещал инвестировать в Virtus.pro $100 млн. Топ-менеджер киберспортивного холдинга ESforce уверен: «Сегодня компьютерный клуб старого формата не выжил бы». По его мнению, людям нужны новые развлечения — возможность пользоваться VR, поесть в кафе, нужна особая атмосфера, которая создается киберспортивной атрибутикой, и все это в одном месте.

«Мекка киберспорта»

Общая площадь Yota Arena — около 5 тыс. кв. м. Помимо большого пространства для проведения киберспортивных соревнований здесь работают ресторан с копией трона из «Игры престолов» и магазин атрибутики и сувениров для геймеров FragStore. Также в Yota Arena на 216 кв. м открыт компьютерный клуб на 90 мест. Создание комплекса обошлось в $10 млн, сколько из них ушло непосредственно на компьютерный клуб, в компании не раскрывают.

Yota Arena задумана в первую очередь как площадка для встреч геймеров и проведения киберспортивных турниров, но тогда она была бы активна только в период проведения соревнований, поясняет Бокарев. Компьютерный клуб позволяет создать в Москве место для тренировок киберспортсменов. Он показывает несколько отдельных залов. Один из них спрятан за дверью убежища из игры Fallout. Внутри у входа стоят две статуи из World of Warcraft. Несмотря на геймерскую атрибутику, зал не производит впечатления места для молодежного отдыха. Посередине стоит стол с белой скатертью, красивой посудой и подсвечниками, на стене — большая «плазма» для просмотра трансляций, есть и выделенный для обслуживания гостей официант. Все рассчитано на взрослых, состоявшихся людей, потому что «портрет киберспортсмена» изменился: взрослеет и аудитория поклонников, и сами игроки. А на рынок приходят все большие деньги.


Геймеры приходят в клуб даже летом: днем — подростки, а вечером — люди старше 35 лет (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

«К нам любят приехать бывшие игроки, которые были чемпионами в начале 2000-х», — объясняет Бокарев. Они уже не так часто играют сами, но продолжают следить за турнирами, добавил он. Бокарев сам профессионально играл в Counter-Strike в 2005‒2011 годах и руководил киберспортивной командой forZe. В 2007-м он был креативным директором компьютерного клуба в Москве, но тот не окупился.

Впрочем, основная масса посетителей клуба Yota Arena — участники молодых киберспортивных команд, которые еще не играли на турнирах: им важно получить быстрый интернет, современные компьютеры и сидеть рядом друг с другом, чтобы общаться. Фанаты турниров и соревнований — ядро клуба. «Они считают Yota Arena своеобразной меккой киберспорта», — гордится топ-менеджер ESforce.

Происходящее сейчас чем-то похоже на то, что было полтора десятка лет назад, считает Бокарев: игроки вновь стихийно объединяются и основывают кланы, им нужно место, где можно собраться и не только поиграть, но и обсудить что-то. В среднем игрок проводит в клубе четыре-пять часов, хотя одна игра, например в Dota, занимает около полутора.


В современный компьютерный клуб придет не только геймер, но и человек, не знакомый с индустрией, уверен топ-менеджер ESforce Никита Бокарев (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

В Yota Arena круглосуточно дежурит охрана, всегда чисто, мониторы с максимальной диагональю, удобные геймерские кресла, мышки и клавиатуры, хвалятся в холдинге. Впрочем, любители и старожилы киберспорта — вовсе не единственная аудитория, которую можно заманить в компьютерные клубы нового поколения.

Спасение от шопинга

Андрей Комогоров, экс-сотрудник «Евросети», в октябре 2015 года помогал оператору Tele2 выйти в Москву: его компания Clover Estate нашла помещения для открытия более 250 салонов связи. А уже в начале 2016 года он арендовал почти 1,3 тыс. кв. м в торговом центре (ТЦ) «Авиапарк» и открыл киберспортивный клуб Gamer Stadium. Идея пришла неожиданно. «Я увидел потенциальных клиентов: мужчины и подростки, которые скучают, пока женщины занимаются шопингом. Им уже неинтересно идти в «Кидзанию», а кино — это долго». Комогоров называет Gamer Stadium стадионом.

В открытие Gamer Stadium он вложил $500 тыс. личных сбережений. Они пошли на строительство площадки, закупку компьютеров и мебели. Выйти в операционный ноль удалось в первый месяц работы. Комогоров хотел сократить часть расходов и получить компьютеры в обмен на продвижение производителей в клубе, но план не сработал и закупка «железа» обошлась в 5 млн руб. Стоимость оборудования одного места для профессионального игрока начинается от 100 тыс. руб., уточняет Комогоров.


Игроки проводят в клубе в среднем четыре-пять часов. Формат заведений изменился: в них есть еда, напитки, охрана и техподдержка (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

В рознице игровой комплект из компьютера и монитора может стоить от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей, рассказывает генеральный директор Acer в России Дмитрий Кравченко. В 2017 году компания поставила компьютеры и мониторы для клуба Cyberspace на «несколько десятков тысяч долларов», оборудовав большую часть мест (их общее число — 97). Клуб «на специальных условиях» закупил десктопы Acer GX 781 и мониторы Predator XB241 — их рекомендованная розничная цена составляет 99,9 тыс. и 37,9 тыс. руб. соответственно, добавляет Кравченко.

Через два года клуб Gamer Stadium должен окупить вложения. Тогда Комогоров начнет расширять сеть на российские города-миллионники: фокусироваться предприниматель планирует на образовательных лекциях и проектах, связанных с ИТ. К примеру, Комогоров ведет переговоры с Microsoft и Mail.Ru Group об организации обучающих курсов. Уже сейчас одну из комнат с компьютерами в Gamer Studium арендует школа «Алгоритм».

«Одиночки» — посетители ТЦ и игроманы — приносят Gamer Stadium свыше 500 тыс. руб. в месяц, рассказывает Комогоров. «В ретейле лето — мертвый сезон, но даже в июне дела шли хорошо: плохая погода в Москве сыграла нам на руку», — радуется владелец компьютерного клуба.

При покупке клубной карты Gamer Stadium за 1 тыс. руб. все услуги заведения и товары в баре приобретаются с 50-процентной скидкой, например, час игры обойдется в 100 руб. вместо 200 руб. Для сравнения, 60 игровых минут в Yota Arena стоят 50 руб. (один из самых низких ценников на рынке), в Cyberspace — от бесплатного промо до 150 руб. в зависимости от времени суток.


Андрей Комогоров планирует открывать компьютерные клубы в торговых центрах в каждом городе-миллионнике (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

Впрочем, большую часть выручки Gamer Stadium получает с корпоративных клиентов: стоимость аренды клуба с услугами персонала на целый день начинается от 118 тыс. руб. Только в мае 2017 года в заведении Комогорова прошло семь мероприятий. Ставку на корпоративных клиентов делает и клуб Yota Arena. Площадка может достаться компании бесплатно, главное — оплата обслуживания в ресторане, еда и алкоголь, рассказывает Бокарев. Средний чек в ресторане составляет 1,5-2 тыс. руб. на человека, пока прошло три крупных мероприятия. На быструю окупаемость в Yota Arena не рассчитывают: весной 2017 года управляющий партнер ESforce Holding Антон Черепенников рассказывал, что горизонт планирования — семь лет.

В Сyberspace, принадлежащем ИТ-дистрибьютору Pronet и заработавшем в ТЦ «Ривьера» в июле 2017 года на площади в 2 тыс. кв. м, решили не зацикливаться на корпоративных клиентах. За месяц работы доходы делятся поровну — от посетителей и организации мероприятий, рассказала представитель компании Мария Королева. Кроме того, у Сyberspace появился крупный «стратегический партнер» — российская киберспортивная компания Vega Squadron. Если на тренировочной базе в Подмосковье не хватает места, игроки приезжают в «Ривьеру», рассказал создатель и владелец Vega Squadron Алексей Кондаков. Сyberspace так получает дополнительную аудиторию: фанаты команды приходят пообщаться со своими кумирами в клуб и тратят там деньги, отметил Кондаков.

«Есть несколько громких открытий [компьютерных клубов в Москве], но это вряд ли станет массовым явлением», — сомневается в перспективности тренда основатель издания про игры Kanobu Гаджи Махтиев. Впрочем, очереди выстраиваются, а значит, уже что-то в реинкарнации клубов напоминает посетителям о прошлом, рассуждает он.

Хотя сейчас практически в каждом доме есть персональный компьютер и доступ в сеть интернет, популярность компьютерных клубов не уменьшается. Связано это с тем, что компьютерная грамотность населения растет намного быстрее, чем количество ПК в домах, а также сейчас очень популярны многопользовательские онлайн-игры, которые и приводят людей в компьютерные клубы.У подобных заведений может быть два формата: мини компьютерный клуб и электронное кафе. В первом случае в небольшом помещении оборудуется несколько (до 20) рабочих мест, оснащенных компьютерами с нелицензионным программным обеспечением. В противовес им крупные компьютерные клубы имеют 30-50 мощных машин со скоростным интернетом, а также оснащаются кондиционерами, кафе и VIP-комнатами. В первом случае на содержание такого полулегального компьютерного клуба уходит около 400 у.е. в месяц, зато выручка с одного рабочего места составляет около 200 у.е. Стоимость же одного рабочего места в электронном кафе может достигать 1500 у.е., а учитывая затраты на содержание помещения - и все 2000. Владельцы крупных компьютерных клубов не должны рассчитывать на быструю окупаемость своего проекта, зато и проблем с контролирующими органами у них не возникает.Рассмотрим пример открытия небольшого легализированного компьютерного клуба.

Месторасположение

Наиболее удачным местом для такого заведения будет спальный район с большой численностью населения. Хорошо, если в этом жилом массиве есть несколько школ. Что касается месторасположения, то наиболее удачным будет размещение на оживленном перекрестке или возле крупного магазина или рынка. С жилыми домами лучше дела не иметь, поскольку публика в компьютерных клубах шумная, а значит жильцы будут жаловаться. Кроме того, клуб в жилом доме, как правило, располагается в подвале, а значит получить разрешения пожарной инспекции и санстанции будет очень трудно. Плата за аренду в спальных районах редко превышает 10 у.е. за квадратный метр, поэтому годовая аренда помещения в 25-30 кв. метров обойдется около 3000 у.е.

Оснащение

Следующим шагом должна стать покупка оборудования. При этом не стоит экономить, ведь большинство посетителей приходит в компьютерный клуб поиграть, а компьютерные игры весьма требовательны к ресурсам оборудования. Чем мощнее техника, тем больше клиентов в клубе. В среднем на одно рабочее место необходимо потратить 700 у.е., следовательно на 15 машин понадобится 10500 у.е. и еще около 500 у.е. надо будет потратить на мебель: столы, стулья, рабочее место администратора.

Легализация

Для открытия компьютерного клуба необходимо стандартный пакет документов для предпринимательства: свидетельство ИП, кассовый аппарат и т.д. Все это обойдется в 150 у.е. Больше усилий понадобится для улаживания всех дел с контролирующими органами. Точную сумму назвать трудно, поскольку известно, что соблюсти все требования почти невозможно, и зависеть решение будет от многих факторов.Что касается лицензионного программного обеспечения, то сразу же после открытия тратиться на него нет смысла, но в будущем надо быть готовым его приобрести. На эту статью расхода может уйти вся месячная выручка компьютерного клуба.

Персонал

Для настройки и технической поддержки программного обеспечения и компьютерной техники понадобится несколько человек. лучшим вариантом будут студенты профильных ВУЗов, живущие неподалеку. В небольшом клубе обычно работает 2-3 человека по обслуживанию ПО и работе с клиентами, а также один системный администратор. Заработная плата - от 150 у.е. в месяц. Большинство компьютерных клубов работают круглосуточно, поэтому необходимо предусмотреть работу персонала в 2 смены. Также в компьютерном клубе нужен охранник.

Реклама

Итак, потратив около 15000 у.е. можно открыть клуб и приступить к компании. Она должна состоять из следующих шагов:

  1. Расклеивание на подъездах домов и школах листовки с координатами нового клуба и его расценками. При составлении макета стоит учитывать, что целевая аудитория - это подростки 10-18 лет.
  2. Объявления на специализированных сайтах в интернете.
  3. Распространение среди посетителей клуба рекламных флаеров и визиток у сказанием контактов клуба
  4. Заметная яркая вывеска с подробным списком услуг.
  5. Проведение различных акций и турниров.

Можно также делать скидки постоянным клиентам и, например, тем, кто проводит за компьютером более трех часов.

Развитие компьютерного клуба

В новом клубе важно обеспечить достаточный уровень сервиса, ведь многие подобные заведения страдают невнимательностью к своей клиентуре. Поскольку в компьютерных клубах публика специфическая, то и действовать надо нестандартно. Например, часто встречаются случаи, когда более старшие ребята вымогают у младших деньги. Один из клубов решил этот вопрос, выдав хулиганам бесплатные месячные абонементы.Можно также постараться привязать клиентов к своему клубу с помощью различных турниров с призами на деньги клуба. Можно даже сделать доску почета.Если постоянно развивать свой клуб, то даже в небольшом заведении можно достичь выручки 150-200 у.е. с одного компьютера.Со временем компьютерный клуб можно превратить в . Клиентами такого заведения уже являются не дети, а более обеспеченная публика. Среди услуг интернет-кафе могут быть:

  • Обеспечение доступа в интернет
  • Запись и копирование дисков
  • Работа с офисными приложениями
  • Сканирование документов
  • Распечатка файлов
  • Ксерокопирование
  • Компьютерные курсы

Итоги

Чистая прибыль популярного компьютерного клуба может быть от 1000 у.е. рентабельность проекта 33%, а срок окупаемости в среднем 17%.При этом важно понимать, что открывать компьютерный клуб можно только в тех местах, где поблизости нет конкурентов. В этом случае прибыли будут больше, а срок окупаемости меньше.