Почему гуськов встал на путь предательства. Суд свой и людской

В повести Распутина “Живи и помни” герои становятся жертвами войны, заложниками своих поступков. В произведении нет осуждения, оценки героев, автор подчёркивает, что виновница человеческих бед – война. Из-за своей привязанности к семье, к деревне Андрей Гуськов становится дезертиром – это страшнее смерти. Настёна оказывается и ни вдовой, и ни счастливой женой: она выбирает смерть как решение всех проблем. Главные герои “Живи и помни” люди без будущего, обречённые; в отличие от Андрея, Настя понимает это, она сильна духом и мудра.

Характеристика героев “Живи и помни”

Главные герои

Андрей Гуськов

Молодой парень, муж Настёны. До войны они прожили вместе 4 года, детей не было. Он, как и все, сражался на войне, не был предателем. После очередного тяжёлого ранения его, не долечив, отправляют не в отпуск, а обратно в часть. Андрей, истосковавшись по дому, не будучи по натуре борцом и безумным патриотом, дезертирует. Позже он понимает, что натворил, но пути назад нет. Тайно встречается с женой, она кормит его, жалеет. Вместе они вспоминают свою жизнь до войны. Настя понимает, что беременна, но Андрей не думает ни о ней, ни о будущем ребёнке. Он деградирует, дичает, в нём остаётся мало человеческого.

Настёна

Вышла замуж не по любви, а чтобы уйти в другой дом, от своей тётки. Жизнь у мужа, со свекровью ещё тяжелей. Замечая пропажу топора, Настя понимает, что Андрей где-то рядом. Она носит ему хлеб, ворует, прячется, тайно встречается с мужем. Не признаётся ни свёкру, ни свекрови в том, что их сын тут, близко. Она несёт свой женский крест, принимает всё, понимая, что будущего нет. Временами Настя ненавидит мужа за его поступок, он не даёт радоваться победе, открыто жить и растить детей. Совесть не даёт Настёне жить, как живёт Андрей, она мучится, страдает. Будучи беременной, устав от безысходности, Настя решает утопиться.

Отец Андрея, Михеич

Добрый, бесхитростный человек. Он, в отличие от жены, подозревает, что сын живёт недалеко, что он дезертир. Пытается поговорить с Настёной об Андрее, чувствует беду, переживает, но она не выдаёт Андрея, так как обещала ему. Михеич и так понимает, что сын сбежал. В конце повести, когда нужно забирать тело Насти, Михеич лежит при смерти.

Максим Воложин

Сосед Гуськовых. Возвращается с войны живым. Он настоящий герой. Его жена гордится мужем, она счастлива. Соседи приглашают Гуськовых на праздник в честь возвращения Максима, Настя не выдерживает своих мыслей, ей становится невыносимо, она сбегает.

Семёновна

Свекровь Насти. Строгая, придерживается старых взглядов. Из-за отсутствия детей считает невестку неполноценной. Нагружает тяжёлой работой, контролирует, бранит. Заметив беременность Насти, выгоняет из дома.

Второстепенные персонажи

Повесть Распутина – сильное, глубокое произведение, оно учит тому, что жизнь сложна и многогранна, правда бывает разная, и у каждого человека есть предел душевных сил. В списке произведений военной тематики – это лучшая повесть Валентина Распутина. Она глубоко философская, оригинальная, многоаспектная в плане тематики. Герои у Распутина очень человечны, “прорисованы” до мелочей, просты и понятны. Настёна, выбравшая смерть, оказывается сильнее и решительнее своего мужа, который искалечил её и свою судьбу. Трагичность финала неминуема, слишком сложной оказывается судьба двух людей, которые не смогли противостоять обстоятельствам. Характеристика героев может быть полезна при оформлении читательского дневника, написании тестовых работ, подготовке к уроку литературы.

Тест по произведению

Сочинение

Война… Само слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах. Сколько людей погибло во время этой, страшной Великой Отечественной войны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких. Смерть - это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель человека. Именно об этом рассказывает повесть В. Распутина «Живи и помни».

Автор раскрывает душу дезертира Андрея Гуськова. Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став дезертиром.

В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только усиливает нарастающий психологизм. В. Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и.духовными способностями. Он не был трусом, на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности.

«Он боялся ехать на фронт, - говорит автор. - Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными - с отцом, матерью, Настеной - этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал… Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири? Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу - тогда он опять готов на что угодно». Да, именно так хотел сделать Андрей. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения.

В конце концов он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит - преступником. Когда Андрей оказался близ родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось что-то страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей. Именно в таком ключе наиболее часто истолковывается образ главного героя. Но стоит учитывать, что Андрей еще слишком молод, чтобы сделаться героическим человеком. Он и не собирался дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего, и тот самый день, который ему не дали для отпуска, становится роковым.

Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если это происходит, человек может совершенно свободно стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Поэтому Андрей Гуськов не просто предатель, он - личность, обреченная на гибель с самого начала. Он слаб, но можно ли его винить в слабости?

Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Настена - женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает вино- ватым. Боль ее усиливает возможное осуждение односельчан.

Как и ее муж, Настена - жертва всесокрушающей войны. Но если Андрея можно винить, то Настена - жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание - все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. «Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка - об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не о счастье - о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось - ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды». Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Потеряв опору в этом водовороте, Настена выбирает водоворот другой: река забирает женщину к себе, освобождая ее от какого-либо иного выбора.

Валентин Распутин, гуманист по сути, в повести «Живи и помни» рисует антигуманную природу войны, которая убивает даже на огромном расстоянии.

Главный герой книги - Андрей Гуськов, «расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года». Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная война. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот, как неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов - предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой. «…Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а лётом убегать от беды?» Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жизни, женская драма извлечена и показана как живая картина, которая все чаще встречается на фоне войны.

Автор утверждает, что Настена - жертва войны и ее законов. Она не могла действовать по-иному, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настя любит и жалеет Андрея, но когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шагнула за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух берегов - берегом мужа и берегом всех русских людей. Распутин дает читателям право судить о поступках Андрея и Настены, выявить для себя все хорошее и осознать все плохое.

Сам же автор - добрый писатель, склонный скорее прощать человека, чем осуждать, тем более осуждать беспощад но. Он старается предоставить своим героям возможность для исправления. Но есть такие явления и события, непереносимые для окружающих героев людей, на осмысление которых нет у автора душевных сил, а есть только одно неприятие. Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сердечной чистотой показывает жителя нашей деревни в самых неожиданных ситуациях.

Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасывается на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Настя же пытается образумить и показать ошибку своего мужа, но делает это любя, не настаивает. Автор вводит в свою повесть много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встрече Андрея и Насти. Герои томятся своими размышлениями не от тоски или безделья, а желая понять назначение человеческой жизни.

Велики и многогранны образы, описываемые Распутиным. Здесь и типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. И образ солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины - Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками. Она-то и подтверждает слова Н. А. Некрасова: «..долюшка русская, долюшка женская». И жизнь во время войны, и ее счастливый конец отразились на судьбе деревушки Атамановки.

Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие бы ни случались обстоятельства. В героях В.Г. Распутина и в нем самом есть некое поэтическое чувство, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни. Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина: «Век живи - век люби».

Другие сочинения по этому произведению

Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г.Распутин. «Живи и помни».) Повесть В. Распутина "Живи и помни" Почему "Живи и помни"? Проблемы нравственности в современной литературе

Богатейший материал для осмысления нравственных вопросов дает современная литература. Сегодня наш разговор - о повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Повесть «Живи и помни», написанная в 1974 году, выделяется из ряда других произведений писателя. Читатели были потрясены яркостью, силой, остротой переживания ее героев. Но объясняли смысл повести по-разному.

При всем драматизме судьбы Андрея Гуськова не он занимает главное внимание автора, а Настёна. Ее образ масштабнее, он потрясает наше воображение. Если Настёна эмоционально выделена в повести, следовательно, именно с этим образом автор связывает какие-то глубинные проблемы.

Возникает вопрос: что же такого чрезвычайно важного совершила Настёна, что писатель ради осмысления этого выдвигает именно ее на первый план повести, отодвигая на второй человека столь страшной судьбы, как у Андрея Гуськова? - Настёна спасает своего мужа, оказавшегося в беде. - Она подчеркивает его физически и морально, помогает ему выжить. - Не кажется ли вам, что такой ответ нуждается в уточнении? Очень важно предельно обнажить изображенную ситуацию, чтобы четко представить весь ее драматизм. Дело в том, что Андрей - не просто добропорядочный семьянин, муж Настёны, который нуждается в поддержке. Он - человек, совершивший преступление. И вот здесь Распутин ставит Настёну, а вслед за ней и читателей, перед сложнейшим вопросом: всякий ли человек имеет право на сочувствие? Или, как обозначено в названии темы нашего урока: всегда ли оправдана «милость К падшим»? Давайте вначале попытаемся поразмышлять на материале общежитейском, исходя из собственного опыта.

При этом нужно иметь в виду, что мы имеем возможность руководствоваться в оценке того или иного поступка не только юридическими законами (как положено на судебном заседании). Мы должны учитывать и законы нравственные. Для этого чрезвычайно важно понять внутренние мотивы действий Настёны, осознать логику ее душевных порывов. Что движет героиней Распутина. Быль может, это забота о собственном благополучии, то есть мотивы эгоистического свойства?

Мысли главной героини опровергают подобное предположение: «Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого. будь он трижды нечистый, просто не отмахнешься, а он свой, родной. Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтобы держаться им вместе, чтобы ни случилось, какая бы беда ни стряслась. «Как его вызволить из этой беды. как жить, чтобы не ошибаясь, не запутавшись помочь? Чтобы с ним теперь ни случилось, она в ответе» ; «Виноват - кто говорит, что не виноват! - но где теперь взять ту силу, чтобы вернуть его на место, с которого он прыгнул не туда, куда полагалось прыгать. Мысли Настёны свидетельствуют о том, что, спасая Андрея. она озабочена не корыстными интересами. В ее поступке есть глубокий смысл.

Представьте: идет жестокая, страшная война, как говорится, не на жизнь, а на смерть. В мире льются потоки крови. Отдельная человеческая жизнь обесценена. И в этих условиях где-то в российской глубинке. в далеком уголке Сибири. поднимается слабая беззащитная женщина для того. чтобы вопреки всеобщему ожесточению уберечь от гибели, не физической, а нравственной, всего лишь одного человека. Это задача неимоверной сложности. И отнюдь не только личная. Это задача общенародная. Настёна хорошо осознает свою ответственность перед людьми: «Судьбой ли, повыше чем, но Настёне казалось. что она замечена. выделена из людей». В повести неоднократно подчеркивается связь Настёны с родным для нее, «людским» миром. Какой выход из сложившейся ситуации она видит?

- «Столько годов была при вязана Настёна к деревне. к дому, к работе, знала свое место, берегла себя, потому что и ею тоже что-то крепилось. стягивалось в одно целое. И вдруг разом веревки ослабли - не снялись совсем, но ослабли». Самое важное здесь - это осознание героиней, что и « … ею тоже что-то крепилось, стягивалось в одно целое». значит, Настёна - часть этого целого, которое можно назвать народной жизнью. И нарушить ее она боится.

Для Настёны жизнь без людей невозможна. Поэтому она так остро переживает «рвущиеся связи С миром людей», ведь она находится в положении между односельчанами и Андреем. Смысл всех ее действий - это попытка вернуть Андрея к людям. Подтверждение этому в тексте повести: «Моя мать давно еще говорила: нет такой вины, которую нельзя простить. Не люди, они что ли? Кончится война - посмотрим. Или можно будет выйти покаяться, или еще что» .

Ради спасения Андрея Настёна готова на любые лишения: «Андрей … Может не будем так, выйдем? Я бы пошла с тобой куда угодно, на какую хошь каторгу - куда тебя, туда и я … » А как мы узнаем об отношении самого втора к Настене? Автор не дает прямых оценок, но через народное мнение выражает и свое отношение к Настёне и ее поступку. Это проявляется в финале повести: «А Настёну на четвертый день прибило к берегу недалеко от Карды. Сообщили в Атамановку, но Михеич лежал при смерти, и за Настёной отправили Мишку-батрака. Он и доставил Настёну обратно в лодке, а доставив, по-хозяйски вознамерился похоронить ее на кладбище утопленников. Бабы не дали. И предали Настёну земле среди своих, только чуть с краешку, у покосившейся изгороди.

«Живи и помни»


Завязка сюжета повести В.Г. Распутина «Живи и помни» напоминает детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и габак-самосад. Однако само произведение написано совершенно в ином жанре: это глубокое философское размышление о нравственных основах бытия, о силе любовного чувства. Поскольку топор пропал из-под половицы, невестка Настена сразу же догадывается, что его взял кто-то из своих. Сложная гамма чувств овладевает ею. С одной стороны, она хочет видеть мужа, которого искренне любит. С другой - понимает, что, если тот скрывается от людей, значит, дезертировал с фронта, а такое преступление в военное время не прощается. Рядом ярких изобразительно-выразительных средств В.Г. Распутин показывает всю глубину переживаний Настены.

Сначала «она долго лежала в темноте с открытыми глазами, боясь пошевельнуться, чтобы не выдать кому-то свою страшную догадку», потом по-звериному внюхивалась в воздух в бане, пытаясь уловить знакомые запахи. Ее мучает «упрямая жуть в сердце». Портрет Настены (длинной, тощей, с несуразно торчащими руками, ногами и головой, с застывшей болью на лице) показывает, какие моральные и физические муки принесла женщине война. Лишь младшая сестра Катька заставляла Настену проявлять интерес к жизни, искать работу. Все тяготы Настена переносила стойко, научившись отмалчиваться. Самым большим несчастьем своим она считала бездетность. Ее муж Андрей тоже переживал по этому поводу и нередко поколачивал.

Дезертирство Андрея Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслужил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сначала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня - так завтра, не завтра - так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рейды. В.Г. Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Андрей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься. Андрей вспомнил показательный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят.

Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя совершенно не собирался этого делать. Через месяц Гуськов, наконец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил радости от вида деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя. Душевные муки, нервное напряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Предательство Андрея роковым образом ложится на плечи Настены. Она долго не может осознать случившееся: явившийся тайком в родные края супруг ей кажется оборотнем: «Мало что понимая, она вдруг спохватилась: а муж ли? Не оборотень ли это с ней был? В темноте разве разберешь? А они, говорят, могут так прикинуться, что и среди бела дня не отличишь от настоящего». Из-за Андрея женщине приходится врать и изворачиваться. С трогательной наивностью Настена пытается противостоять жестокой действительности. Героине кажется, что ночная встреча с мужем-дезертиром ей только пригрезилась. С тонкой детализацией показывает В.Г. Распутин, как Настена стремится снять с себя наваждение, избавиться от него, как от ночного кошмара. Утраченная в годы советской власти официальная религиозность все еще жива в недрах сознания русского человека. Именно ее (как сильнейший родовой оберег) призывает на помощь несчастная Настена: «Не умея правильно класть крест, она как попало перекрестилась и зашептала подвернувшиеся на память, оставшиеся с детства слова давно забытой молитвы». Однако всю глубину горя и ужаса несчастной женщины, осознание ею той роковой черты, которую предательство Андрея провело между их семьей и всем остальным миром, воплощает последняя фраза третьей части повести, когда Настена замирает от предательской мысли: «А разве не лучше, если бы это и вправду был только оборотень?».

Настена начинает помогать мужу прятаться, подкармливает его. Она выменивает на вещи продукты. На плечи этой женщины легли все заботы (о младшей сестре, о пожилых свекрах). В то же время страшная тайна ставит каменную стену между Настеной и односельчанами: «Одна, совсем одна среди людей: ни с кем ни поговорить, ни поплакаться, все надо держать при себе».

Трагедия героини усиливается тем, что она забеременела. Узнав об этом, Андрей сначала радуется, а потом понимает, в какое сложное положение попала жена: ведь все подумают, что женщина нагуляла этого ребенка, пока муж воюет на фронте. В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары. «У тебя была только одна сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла», - говорит Андрей Настене.

В ходе разговора выясняется, что когда-то героям приснился один и тот же сон: Настена в девчоночьем виде приходит к Андрею, который лежит возле березок и зовет его, рассказывая, что замучилась с ребятишками.

Описание этого сна еще раз подчеркивает мучительную неразрешимость ситуации, в которую попала Настена.

Рассказывая о судьбе героини, В.Г. Распутин попутно излагает свои взгляды на жизнь, на счастье. Они порой выражены им в афористичных фразах: «Жизнь - не одежка, ее по десять раз не примеряют. Что есть - все твое, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится». Парадоксально, но, оставшись вдвоем со своей общей радостью и бедой, герои, наконец, обрели ту душевную близость, то взаимопонимание, которого не было, когда они благополучно жили своей семьей до войны.

Узнав о беременности Настены, односельчане осуждают ее. Лишь отец Андрея Михеич сердцем понимает горькую правду, о которой так упрямо молчит. Устав от стыда и вечного страха, она бросается с лодки в воды реки Ангары. Сюжет-повести В.Г. Распутина «Живи и помни» показывает, что в тяжелые для родины минуты каждый человек должен мужественно разделить ее судьбу, а тех, кто проявил трусость и малодушие, ждет возмездие. У них нет будущего, нет права на счастье и продолжение рода.

Помимо основной сюжетной линии в повести имеются интересные авторские размышления о судьбе деревни. Во время войны деревня мелеет. Черствеют от горя и души людей. Боль за судьбу русской деревни - сквозная тема творчества В.Г. Распутина.

Нравственная проблематика повести В. Распутина «Живи и помни»

Повесть «Деньги для Марии» принесла В. Распутину широкую известность, а последующие произведения: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» - закрепили за ним славу одного из лучших писателей современной русской литературы. В его произведениях на первый план выходят нравственно-философские вопросы о смысле жизни, о совести и чести, об ответственности человека за свои поступки. Писатель рассуждает об эгоизме и предательстве, о взаимоотношении личного и общественного в душе человека, о проблеме жизни и смерти. Все эти проблемы мы и найдем в повести В. Распутина «Живи и помни».

Война - это ужасное и трагическое событие - стала определенной проверкой для людей. Ведь именно в таких экстремальных ситуациях человек проявляет истинные черты своего характера.

Главный герой повести «Живи и помни» Андрей Гуськов ушел на фронт в самом начале войны. Он честно воевал сначала в разведроте, потом в лыжном батальоне, затем на гаубичной батарее. И пока за спиной были Москва и Сталинград, пока выжить можно было только сражаясь с врагом, ничто не тревожило душу Гуськова. Андрей не был героем, но и не прятался за спинами товарищей. Его брали в разведку, он воевал, как все, был хорошим солдатом.

Все изменилось в жизни Гуськова, когда стал виден конец войны. Перед Андреем снова встает проблема жизни и смерти. И в нем срабатывает инстинкт самосохранения. Он стал мечтать о ранении, чтобы выиграть время. Андрей задает себе вопрос: «Почему я должен воевать, а не другие?» Здесь Распутин осуждает эгоизм и индивидуализм Гуськова, который в такой трудный для родины момент проявил слабость, малодушие, предал своих товарищей, испугался.

Главный герой повести Распутина «Живи и помни» похож на другого литературного персонажа - Родиона Раскольникова, который спрашивал себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Распутин затрагивает проблему личного и общественного в душе Андрея Гуськова. Имеет ли право человек поставить свои интересы выше интересов народа, государства? Имеет ли право человек переступить через вековые нравственные ценности? Конечно же, нет.

Еще одна проблема, которая волнует Распутина, - это проблема судьбы человека. Что побудило Гуськова бежать в тыл - фатальная ошибка чиновника или та слабинка, которую он дал в душе? Может быть, если бы Андрея не ранило, он бы переборол себя и дошел до Берлина? Но Распутин делает так, что его герой решает отступиться. Гуськов обижен на войну: она оторвала его от близких, от дома, от семьи; она каждый раз подвергает его смертельной опасности. В глубине души он понимает, что дезертирство - это заведомо ложный шаг. Он надеется, что поезд, в котором он едет, остановят и проверят у него документы. Распутин пишет: «На войне человек не волен распоряжаться собой, а он распорядился».

Совершенный поступок не приносит Гуськову облегчения. Он, как и Раскольников после убийства, должен теперь скрываться от людей, его терзают муки совести. «У меня теперь все дни черные», - говорит Андрей Настене.

Образ Настены - центральный в повести. Она является литературной преемницей шолоховской Ильиничны из «Тихого Дона». Настена сочетает в себе черты сельской праведницы: доброту, чувство ответственности за судьбы других людей, милосердие, веру в человека. Проблема гуманизма и всепрощения неразрывно связана с ее светлым образом.

Настена нашла в себе силы пожалеть Андрея и помочь ему. Она сердцем почувствовала, что он рядом. Для нее это был трудный шаг: ей пришлось лгать, хитрить, изворачиваться, жить в постоянном страхе. Настена уже почувствовала, что отдаляется от односельчан, становится чужой. Но ради мужа она выбирает себе такой путь, потому что любит его и хочет быть с ним рядом.

Война многое изменила в душе главных героев. Они поняли, что все их ссоры и отдаленность друг от друга в мирной жизни были просто нелепостью. Надежда на новую жизнь согревала их в трудные минуты. Тайна разъединила их с людьми, но сблизила друг с другом. Испытание раскрыло лучшие их человеческие качества.

Подгоняемая сознанием того, что быть им вместе не долго, с новой силой вспыхнула любовь Андрея и Настены. Пожалуй, это были самые счастливые дни в их жизни. Дом, семья, любовь - вот в чем видит счастье Распутин. Но для его героев была уготована другая судьба.

Настена верит, что «нет такой вины, которую нельзя простить». Она надеется, что Андрей сможет выйти к людям и покаяться. Но он не находит в себе сил на такой поступок. Лишь издали Гуськов смотрит на отца и не решается показаться ему.

Мало того, что поступок Гуськова ставит крест на его судьбе и на судьбе Настены, но Андрей не пожалел и своих родителей. Может быть, единственная надежда была у них, что их сын вернется с войны героем. Каково же было им узнать, что их сын - предатель и дезертир! Какой это позор для стариков!

За решимость и доброту Бог посылает Настене долгожданного ребенка. И здесь возникает самая главная проблема повести: имеет ли право родиться ребенок дезертира? В рассказе «Шибалково семя» Шолохов уже ставил подобный вопрос, и пулеметчик уговорил красноармейцев оставить сына в живых. Весть о ребенке стала единственным смыслом для Андрея. Теперь он знал, что ниточка жизни потянется дальше, что его род не прекратится. Он говорит Настене: « А роди ты, я себя оправдаю, для меня это последний шанс». Но Распутин разбивает мечты героя, и Настена погибает вместе с ребенком. Пожалуй, в этом самое страшное наказание для Гуськова.

Главная идея повести В. Распутина «Живи и помни» - это нравственная ответственность человека за свои поступки. На примере жизни Андрея Гуськова автор показывает, как легко оступиться, проявить слабость и совершить непоправимую ошибку. Писатель не признает никаких объяснений Гуськова, ведь на войне погибали другие люди, у которых тоже были семьи, дети. Можно простить Настену, которая пожалела мужа, приняла его вину на себя, но дезертиру и предателю нет прощения. Слова Настены: «Живи и помни» - будут до конца жизни стучать в воспаленном мозгу Гуськова. Этот призыв обращен и к жителям Атамановки, и ко всем людям. Безнравственность порождает трагедию.

Каждый, кто прочитал эту книгу, должен жить и помнить о том, чего совершать нельзя. Каждый должен понять, насколько прекрасна жизнь, и никогда не забывать, ценой скольких смертей и исковерканных судеб была завоевана победа. Каждое произведение В. Распутина - это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение, как повесть «Живи и помни», является преградой для безнравственных поступков. Хорошо, что у нас есть такие писатели, как В. Распутин. Их творчество поможет людям не утратить нравственные ценности.

Сочинение

Война… Само слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах. Сколько людей погибло во время этой, страшной Великой Отечественной войны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких. Смерть - это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель человека. Именно об этом рассказывает повесть В. Распутина «Живи и помни».

Автор раскрывает душу дезертира Андрея Гуськова. Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став дезертиром.

В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только усиливает нарастающий психологизм. В. Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и.духовными способностями. Он не был трусом, на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности.

«Он боялся ехать на фронт, - говорит автор. - Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными - с отцом, матерью, Настеной - этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал… Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири? Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу - тогда он опять готов на что угодно». Да, именно так хотел сделать Андрей. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения.

В конце концов он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит - преступником. Когда Андрей оказался близ родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось что-то страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей. Именно в таком ключе наиболее часто истолковывается образ главного героя. Но стоит учитывать, что Андрей еще слишком молод, чтобы сделаться героическим человеком. Он и не собирался дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего, и тот самый день, который ему не дали для отпуска, становится роковым.

Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если это происходит, человек может совершенно свободно стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Поэтому Андрей Гуськов не просто предатель, он - личность, обреченная на гибель с самого начала. Он слаб, но можно ли его винить в слабости?

Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Настена - женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает вино- ватым. Боль ее усиливает возможное осуждение односельчан.

Как и ее муж, Настена - жертва всесокрушающей войны. Но если Андрея можно винить, то Настена - жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание - все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. «Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка - об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не о счастье - о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось - ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды». Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Потеряв опору в этом водовороте, Настена выбирает водоворот другой: река забирает женщину к себе, освобождая ее от какого-либо иного выбора.

Валентин Распутин, гуманист по сути, в повести «Живи и помни» рисует антигуманную природу войны, которая убивает даже на огромном расстоянии.

Главный герой книги - Андрей Гуськов, «расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года». Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная война. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот, как неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов - предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой. «…Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а лётом убегать от беды?» Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жизни, женская драма извлечена и показана как живая картина, которая все чаще встречается на фоне войны.

Автор утверждает, что Настена - жертва войны и ее законов. Она не могла действовать по-иному, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настя любит и жалеет Андрея, но когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шагнула за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух берегов - берегом мужа и берегом всех русских людей. Распутин дает читателям право судить о поступках Андрея и Настены, выявить для себя все хорошее и осознать все плохое.

Сам же автор - добрый писатель, склонный скорее прощать человека, чем осуждать, тем более осуждать беспощад но. Он старается предоставить своим героям возможность для исправления. Но есть такие явления и события, непереносимые для окружающих героев людей, на осмысление которых нет у автора душевных сил, а есть только одно неприятие. Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сердечной чистотой показывает жителя нашей деревни в самых неожиданных ситуациях.

Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасывается на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Настя же пытается образумить и показать ошибку своего мужа, но делает это любя, не настаивает. Автор вводит в свою повесть много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встрече Андрея и Насти. Герои томятся своими размышлениями не от тоски или безделья, а желая понять назначение человеческой жизни.

Велики и многогранны образы, описываемые Распутиным. Здесь и типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. И образ солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины - Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками. Она-то и подтверждает слова Н. А. Некрасова: «..долюшка русская, долюшка женская». И жизнь во время войны, и ее счастливый конец отразились на судьбе деревушки Атамановки.

Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие бы ни случались обстоятельства. В героях В.Г. Распутина и в нем самом есть некое поэтическое чувство, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни. Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина: «Век живи - век люби».

Другие сочинения по этому произведению

Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г.Распутин. «Живи и помни».) Повесть В. Распутина "Живи и помни" Почему "Живи и помни"? Проблемы нравственности в современной литературе

Литература 11 класс Дата 05.05. 2017

Тема: Нравственные проблемы в повести В. П.Распутина «Живи и помни».

Путешествие в глубь человеческой души.

Цели:

Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.

Задачи:

    Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.

    Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.

Оборудование: портрет писателя, выдержки из произведения, выставка книг, фото, картины,

. Ход урока.

    Орг. класса.

    Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из самых сложных и самых интересных произведений русской литературы, произведением, которое встало в ряд поистине выдающихся, классических книг современности.

Речь пойдёт о повестиВ. Распутина «Живи и помни».

Наш сегодняшний урок – это урок-путешествие, но не в какие-либо далёкие страны, в глубины человеческой души.

- Как вы понимаете это выражение «путешествие в глубь души»?

(Разобраться в психологии человека, в причинах его поступков).

- Кто из русских писателей до Распутина положил начало такому глубокому анализу психологии человека?

(Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»).

Нас приглашает в это путешествие автор повести Валентин Распутин

3. Информация о писателе - Николаенко Елизавета

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Самые известные его произведения: повесть «Последний срок», «Пожар». «Прощание с Матёрой». Парадокс Распутина состоит в том, что его писательской темой, его болью, его жизненной задачей стало разоблачение истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот, люди исключительно высокой нравственности. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

4.Анализ повести.

- В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес?

Попробуем разобраться.

Для начала определим тему повести. О чём она?

На доске!

Варианты ответа:

О любви;

О дезертире;

О русской женщине;

О войне.

Безусловно, каждое высказанное вами предположение, верно. Но главную тему поможет определить нам один из героев повести:

На доске!

«Это все война, все она проклятая!»

Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат?

Возможный ответ:

(Андрей Гуськов).

Война – это страшное испытание для человека. Война калечит души людей, огненным колесом проходит по их судьбам. Порой на войне люди совершают страшные поступки, но их прощают, говоря: «Война всё спишет». Но всё ли можно оправдать войной?

- Какую сторону войны затрагивает автор в повести?

Дезертирство это самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы.

Что послужило замыслом повести?

Замыслом повести послужило воспоминание детства: зачитать!

« Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

5. Путешествие …

- Путешествие в глубь человеческой души начинается.

Какой эпизод описан первым в повести?

(Исчезновение топора).

- Почему Настёна догадалась, что топор взял свой?

(Топор лежал под половицей, а об этом знали только члены семьи).

Как вы думаете, почему пропадает именно топор, а не, скажем, ружьё или рыболовные снасти? В каком произведении русской литературы фигурирует та же деталь?

(Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).

- Какое символическое значение имеет эта деталь?

(Гуськов занёс топор над своей судьбой…).

- Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие чувства испытывает героиня?

(«Как заворожённая посматривала на баню». «Неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла её искать продолжения истории с топором»).

Именно в этом первом фрагменте впервые возникает мотив судьбы.

Как вы думаете, сама героиня выбирает судьбу или судьба идёт за ней по пятам?

(То ли сама приближает свою судьбу, то ли судьба ведёт её к тому, что предначертано).

(«Дверь открылась, и что-то, шебурша, полезло в баню»).

- Какое чувство возникает у Настёны?

(«А муж ли? Не оборотень ли с нею был?»)

Чем руководствуется человек и зверь в жизни? (Зверь – инстинктами, человек – разумом, самосознанием)

На чем основано самосознание человека? (на нравственности).

Определим, что включает в себя понятие «Нравственность» ?

На доске!

ГУМАНИЗМ, МИЛОСЕРДИЕ, ДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА, СОСТРАДАНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОБРОТА, ЧЕСТЬ, СОВЕСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ЧУТКОСТЬ, ТЕРПЕЛИВОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ, ВСЕПРОЩЕНИЕ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, СТОЙКОСТЬ, МУЖЕСТВО, СОПРИЧАСТНОСТЬ К СУДЬБЕ НАРОДА, СТРЕМЛЕНИЕ К СОЗИДАНИЮ, ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, ЛЮБОВЬ К ОТЧЕМУ ДОМУ, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ

(положительные качества )

Зачитывается определение из словаря - Джабраилова Мадина)

Нравственность это:

1. Внутренние духовные и душевные качества человека , основанные на идеалах добра , справедливости , долга , чести и т . п ., которые проявляются в отношении к людям и к природе .

2 . Нормы и правила поведения человека , основывающиеся на таких качествах как нравоучительность .

Подберите синонимы к слову нравственность

Синонимы : , , , , , , , , , , , , , , ,

Кто же он, этот человек, и что позволило ему совершить поступок, презираемый всегда и везде, независимо от века и национальности?

Возможный ответ:

1. …Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну. “И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься”.

2. …Когда же стал виден конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха и смерти. Но не наступало передышки, хоть уже на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы…

3.… И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули . Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.

Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой?

Возможный ответ: .Проявились трусость, эгоизм, слабость…Конечно, человек без слабостей не бывает, человек должен быть с грехом, иначе он не человек. Но с таким ли? Искупить ли такой грех? Ведь война еще не закончилась, и Гуськову никто приказов не воевать, не идти обратно на фронт не давал.

Возможный ответ: .Вот- вот конец войне, а он может погибнуть. Боязнь за свою жизнь. Обычно надежный Андрей Гуськов, смелый, а тут проявил трусость.

Давайте посмотрим - по тексту

Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает рассказ об Андрее?

«Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден её покидать».

«Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила.

«Его обидело: что ж так скоро? Не успел отъехать, оторваться, а уже позабыто, похоронено всё, чем он собирался стать: значит: ступай и умирай, ты для нас конченый человек».

( Слово «обида», «обиделся» подчёркивается автором ).

- Был ли Гуськов трусом?--зачитать

«Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, - не лучше и не хуже».

-Что же заставляло его обижаться?

(Мысль о том, что он должен погибнуть, именно он).

Что вызывает обиду Гуськова?

(Страх).

За кого боится Гуськов?

(За себя, за свою жизнь).

- Какая черта характера порождает этот страх? ). (Эгоизм).

Движет Андреем эгоизм. Любовь к самому себе. Эгоизм, по определению Сухомлинского – это «первопричина рака души », а, по мнению М. Горького, эгоизм – «родной отец подлости».

Именно беспокойство о себе, о своей жизни и побуждает Андрея совершить этот поступок.

Докажите, опираясь на текст повести, что и Настёну Гуськов вовлекает в свой грех, движимый побуждениями эгоизма.

1. (Настёна нужна ему как добытчик: принеси ружьё, спички, соль. Его не беспокоит то, с чем ей придётся столкнуться.

2. Он заставляет её молчать, грозит убить, если она что-нибудь скажет).

1. Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть.

2. Совершает убийство косули и телёнка.

- Обратимся к эпизоду убийства телёнка. Почему это именно убийство?

«Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошёл на неё…»

- Как ведут себя человек и животное?

(Животное ведёт себя как человек, а человек озверел).

- Этот эпизод напоминает нам другой похожий. Какой именно?

(Убийство старухи-процентщицы из романа «Преступление и наказание»).

- Чем отличаются герои Раскольников и Гуськов?

(Раскольников идёт на преступление, движимый любовью к людям, а Гуськов, движимый любовью к себе).

Что чувствует он, когда видит свою деревню, отца?--зачитать

«Он стоял, смотрел, припоминал, но всё как-то легко, без волнения и боли – или они ещё не проснулись, не расшевелились, или он успел их погубить. Он и сам начал удивляться своему спокойствию: впервые за четыре года стоит перед родной деревней… , а душа пустая. Неужели правда всё выгорело дотла?»

- На что обрекает себя герой?

(Он обрекает себя на полное одиночество, оторванность от людей).

- Герой какого произведения, какого автора тоже обрёк себя на одиночества из-за собственного эгоизма?

(Ларра – герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»).

- Такое же чувство одиночества испытывает Раскольников.

Но как герои относятся к своему одиночеству?

(Раскольников страдает, ему невыносим разлад с людьми, а Гуськов только лишь боится за свою жизнь).

- Кого обвиняет Гуськов в своих несчастьях? (Война и судьба)

Раскольников получает прощение. Достоевский даёт ему возможность быть прощённым.

А Гуськов? Можно ли его оправдать или пожалеть?

Посмотрим, что говорит об этом сам зачитать

«Для писателя нет и не может быть человека конченого… Не забывай судить, а потом оправдывать: то есть старайся понять, постичь душу человеческую».

- Есть ли в Гуськове человеческое и когда оно начинает проявляться в нём?

Елизавета

«Чем я провинился перед судьбой?» «Я-то боюсь, мне есть за что, - а тебе? Тебе-то из-за чего с белым светом расходиться?» «господи, что я наделал? Что я наделал, Настёна?! Не ходи больше ко мне, не ходи – слышишь?»

- Но всё же лучше и полнее всех на вопрос, почему ситуация с Андреем именно трагична, может ответить Настёна, которая и является главной героиней повести.

Об этом говорил сам Распутин: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором,не унимаясь, талдычат все, а о женщине…».

Не о ней ли, об этой женщине сказал К. Симонов в одном из своих стихотворений-наизусть ученик: - Станислав

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
И вижу ее накануне победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
К. Симонов

- Итак, мы совершаем второе путешествие в глубь души Настёны .

В чём её трагедия и почему именно она, а не дезертир Гуськов совершает грех самоубийства да ещё и убийства, ведь она убивает не только себя, но и своего неродившегося ребёнка.

- Что мы знаем о судьбе Настёны?

(Трудное детство, ранние лишения, закалённый характер).

Как и почему вышла замуж за Андрея?

Любила ли Настёна Андрея?

Из каких составляющих складывалась её любовь к мужу?- запишите в тетрадь в виде таблицы

Любовь Настёны.

- Какое главное правило для Настёны в семейной жизни? (Верность)

Какие из этих составляющих заставили её помогать Андрею?

Все эти составляющие заставили помогать.

Могла ли она отказаться от этой участи?

1. - В том-то и дело, что не могла, потому что другой любви не знала, по-другому не умела.

2. - Казалось бы, она поступает правильно в её представлении. Она помогает мужу, с которым свела судьба, с которым должна быть вместе и в печали, и в горести. Но героиня ощущает разлад со своей душой, какой-то дискомфорт.

В чём этот разлад?

(Права перед собою, но не права перед людьми. Помогает мужу – значит, предаёт тех, кого он предал. Честна перед мужем - грешна перед свёкром и свекровью).

- За что ей такое наказание? Она в этом виновата?

- Но Настёна сама придумывает себе вину :--- зачитать

«А может, она тоже повинна в том, что он здесь, - без вины, а повинна? Не из-за меня ли больше всего его потянуло домой?.. Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, не отмахнёшься, а он свой, родной… Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтоб держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда не стряслась».

- На что надеется Настёна?

(Надеется на доброту людей, на помилование).

Что чувствует героиня в момент возвращения Максима Вологожина, окончания войны?

(Настёна чувствует свою оторванность от людей, одиночество).

- В чём же разница жизненных позиций Гуськова и Настёны?

Какие побуждения движут героями?

(Эгоизм одного, великодушие, любовь другой).

- В чём видят причину несчастий?

- Какие чувства испытывают?

Как воспринимают одиночество, оторванность от людей?--- в тетради

Заполните таблицу (у каждого на столе)

Эгоизм, думает прежде всего о себе.

Причины несчастий – война и судьба.

Обида и злоба.

Великодушие, любовь, простота и милосердие.

Склонна себя обвинить в несчастьях мужа.

Вера в доброту людей.

- Но судьба посылает ей ещё одно испытание – будущий ребёнок.

Почему это испытание, а не радость?

И более всего Настёну мучит чувство вины. Почему? Перед кем?

(Чувство вины перед односельчанами, за то, что обманывает их).

Отвечая на вопрос, «какие черты характера вы более всего цените в людях?»

Валентин Распутин среди прочих черт назвал «чувство невольной вины и ответственности за всё, пояснив: «Многие наши пороки оттого и происходят, что мы лишены этого чувства вины».

В чём уверяет себя Настёна?

Настёна разделяет вину мужа, уверяя себя, что чтобы с ним не случилось, она в ответе.

- Она даже видит знак судьбы.

Какой это знак?

(Обоюдный сон героини и героя).

Почему же Настёна решилась на самоубийство?

(Высокая степень самопожертвования завела её в тупик, из которого она не нашла другого выхода).

Как погибает Настёна?

Обратимся к её последним мыслям - работа с текстом

«Стыдно… почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?»

«Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоём месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?»

Почему же ей стыдно? Не тот ли это стыд, о котором Горький писал, что «самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив»?

- Кто же виноват в несчастьях Настёны и Гуськова? (Война).

- И мы ещё раз убеждаемся, что главная тема повести – война.

Обратимся к словам другого русского писателя В.П. Астафьева:

На доске!

«Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

- Всякое ли преступление можно оправдать войной?

Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.

Как вы понимаете смысл заглавия повести?

О чем нужно помнить человеку? Почёму повесть называется «Живи и помни».

(ответы учащихся и обобщение учителя).

1 Показывая страшное зло, зло предательства, зло губящее, как радиация, всё вокруг себя, писатель обошёл молчанием конец Андрея. Он не достоин гибели, вызывающей сочувствия. Она оказывается вне жизни, вне памяти людей? Оставляя Гуськова в живых, автор клеймит его страшным заклятием «Живи и помни». Но название повести имеет не только этот смысл.

2 . В памяти людей остаётся и гибель Настены, не вынесшей стыда. Перед смертью она чувствует связь со всеми людьми «Нет, сладко жить», думает она в последние минуты. И тут же: «Страшно жить, стыдно жить». Смерть её - это как неизбежность правды, в которую верит сама Настена. «Правда - она сквозь камни прорастёт, посреди Ангары в самом быстром и глубоком месте поднимается из воды говорящим деревам. Никакой силой её не скрыть».

3 . Судьба Андрея и Настены – это часть народной судьбы. На примере их жизни Распутин проводит мысль о трагедии человека, оторвавшегося от народа. Отсюда вытекает: борьба с фашизмом - общенародное дело . Этой борьбой жил весь народ на фронте и в тылу, внося свой посильный вклад в общее дело победы. Андрей Гуськов, дезертировавший с фронта, чувствует тяжесть своего преступления перед народом, сознавал, что такие преступления невозможно искупить. Он сознательно порывает с людьми со своими родными и теряет человеческий облик.

4. Настену нельзя осуждать за верность, любовь и преданность Андрею, но она сама себя осудила за то, что помогала человеку, совершившему страшное преступление перед народом. Она сама себе вынесла беспощадный приговор. В этом величие её характера, её справедливость, честность.

Учитель.

На доске!

Обращение к герою и читателю: живи и помни о долге гражданском и долге человеческом.

В чём видит Распутин долг гражданский?

Верность Родине, готовность отдать жизнь за неё, патриотизм.

В чём состоит долг человеческий?

Верность супружескому долгу, чести, семьи; совестливость, стыд, ответственность за свои поступки, отсутствие эгоизма.

Беседа, выводы

В чем особенность заглавия повести «Живи и помни»?

(автор использует глаголы в повелительном наклонении)

К чему призывает нас автор?

Продолжите фразу «Живи и помни человек…» (1 минута на обдумывание, затем по очереди высказывания).

На доске!

ЖИВИ И ПОМНИ ЧЕЛОВЕК

- все, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни человека,

- смерть – это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель и падение человека,

- жизнь - не одежка, ее по десять раз не примеряют,

- главными мерилами поступков человека остаются добро, честь, совесть, справедливость,

- «в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания место твое с народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумным ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины, а стало быть, и для тебя» (В. П. Астафьев),

- главная мысль повести: нельзя разрушить связь личной судьбы с судьбой Родины и сохранить душу, остаться нравственным человеком.

Урок мне хочется закончить стихотворением Александра Яковлевича Яшина

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А ещё есть: Совесть,

Честь…

А если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали…

11. Выставление оценок.

12 .Домашнее задание: 1.Составить синквейн

ЧЕЛОВЕК

ДУША

НРАВСТВЕННОСТЬ

СОВЕСТЬ

СТЫД

ВИНА

ВЫБОР

ПАМЯТЬ

СУДЬБА

ЖИЗНЬ

ВОЙНА

АНДРЕЙ ГУСЬКОВ

НАСТЕНА

ВАЛЕНТИН РАСПУТИН

по выбору

2.Написать сочинение – рассуждение “Какие чувства вызвало у вас это произведение?”

3. Творческая работа «Моё отношение к Настёне», «Мое отношение к…»

13. . Итоги урока.

В чём же смысл заглавия повести «Живи и помни»?

« НЕТ, СЛАДКО ЖИТЬ;
СТРАШНО ЖИТЬ;
СТЫДНО ЖИТЬ».

В.Г.Распутин «Живи и помни»

«Это всё война,всё она проклятая… »

Всякое ли преступление можно оправдать войной?

В 1974 году написал Распутин "Живи и помни". Герои этого произведения, описанные в нем события, а также проблематика повести весьма интересны. Обо всем этом мы расскажем в данной статье.

Следующим образом начинает Распутин "Живи и помни". Герои произведения (главные) - Андрей Гуськов и его жена, Настена. В последний год войны в село, расположенное на Ангаре, тайком возвращается Андрей Гуськов, местный житель. Он не думает, что его встретят в родном доме с распростертыми объятиями, однако верит в поддержку жены. И правда, Настена, хотя и не хочет себе признаться в этом, понимает чутьем, что муж вернулся. Она вышла за него не по любви. 4 года замужества не были особо счастливыми, однако героиня была предана супругу и обрела впервые в жизни в доме его надежность и защиту (Настена росла сиротой).

Жизнь Настены в доме мужа

Без лишних раздумий девушка вышла за Андрея: выходить все равно придется, так зачем же тянуть? Она плохо представляла, что ожидает ее в чужой деревне и новой семье. Оказалось, что из работниц (Настена жила и трудилась у тетки) она попала опять в работницы, лишь двор другой, спрос построже да хозяйство покрупнее. Возможно, в новой семье отношение к ней было бы лучше, если бы девушка родила ребенка. Однако детей у нее не было.

Известия об Андрее

Она слышала с детства, что баба без ребятишек - уже не баба. Настена считает себя виноватой. Только однажды, когда, попрекая ее, Андрей сказал что-то невыносимое, женщина ответила от обиды, что неизвестно, в ком причина - в нем или в ней. Тогда муж ее избил до полусмерти. Настена, когда Андрея забирают на войну, немножко рада даже, что остается без детей. Регулярно приходят письма с фронта, затем из госпиталя. После этого долго нет вестей, лишь однажды в избу заходят милиционер и председатель сельсовета и просят Настену показать переписку.

Встреча с мужем

Повесть Распутина "Живи и помни" продолжается следующим образом. Когда топор исчезает в семейной бане Гуськовых, Настена думает о том, что, возможно, ее муж вернулся. Она оставляет на всякий случай в бане хлеб, однажды даже ее топит и встречает здесь Андрея. Его возвращение становится их тайной и воспринимается Настеной как ее крест.

Помощь Андрею

Она приходит с готовностью на помощь супругу, готова красть и лгать для него. Приходится в замужестве принимать все: и хорошее, и плохое. Кураж и задор поселяются в душе Настены. Она помогает самоотверженно своему мужу, особенно когда понимает, что ждет ребенка. Настена на все готова: на встречи с супругом за рекой в зимовье, на долгие разговоры о безвыходности этого положения, на трудную работу дома, на неискренность в отношениях с другими сельчанами. С мужской недюжинной силой тянет свою лямку Настена. Подробнее о ее взаимоотношениях с супругом вы узнаете, прочитав расположенный в конце статьи анализ. Распутин "Живи и помни" написал не только для того, чтобы показать непростые взаимоотношения героев. О других проблемах, затрагиваемых в повести, вы также можете узнать, прочитав до конца статью.

Андрей не предатель, не убийца, а всего лишь дезертир, который сбежал из госпиталя, откуда его хотели отправить на фронт, толком не подлечив. Он уже настроился на отпуск и не может отказаться от возвращения. Осознав, что в селе его, в миру, в стране прощения ему не будет, он до последнего хочет тянуть, не думая о жене, родителях и будущем ребенке.

Неразрешимый вопрос

Личное, связывающее с Андреем Настену, вступает в противоречие с укладом их жизни, как показывает анализ. Распутин ("Живи и помни") отмечает, что Настена не может поднять глаза на жен, которые получают похоронки, не в силах радоваться, как прежде, при возвращении соседских мужиков с войны. Она вспоминает на деревенском празднике в честь победы с неожиданной злостью об Андрее, ведь из-за него она не может порадоваться ей, как все. Неразрешимый вопрос поставил муж перед Настеной: с кем ей быть? Девушка Андрея осуждает, в особенности теперь, когда война кончается и кажется, что он остался бы цел. Однако, осуждая, она и отступает: ведь она ему жена.

Самоубийство Настены

Бывшие подруги Настены, заметив ее беременность, начинают посмеиваться над ней, а свекровь прогоняет из дома. Девушка, вынужденная сдерживать свои чувства, скрывать их, выматывается все больше. В риск превращается ее бесстрашие, в растрачиваемые понапрасну чувства. Они ее подталкивают к самоубийству. Настена находит покой в водах Ангары.

Анализ произведения

Итак, вы ознакомились с содержанием произведения, которое написал Распутин ("Живи и помни"). Проблемы, которые поднимаются в тексте, заслуживают отдельного рассмотрения. В обычно выходят на первый план философские вопросы о чести и совести, о смысле жизни, об ответственности людей за собственные поступки. Автор рассуждает о предательстве и эгоизме, о взаимоотношении общественного и личного в человеческой душе, о жизни и смерти. В произведении "Живи и помни" (Распутин) также раскрывается.

Война - трагическое и ужасное событие, которое стало для людей проверкой. Человек в проявляет подлинные черты своей натуры. Центральный образ в произведении - образ Настены. Это важно отметить, проводя анализ. Распутин ("Живи и помни") изобразил эту девушку сочетающей в своем характере черты деревенской праведницы: веру в человека, милосердие, ответственность за судьбы других, доброту. С ее светлым образом тесно связана проблема всепрощения и гуманизма.

Она нашла силы в себе помочь Андрею, пожалеть его. Это был для нее трудный шаг: девушке пришлось хитрить, лгать, жить в страхе, изворачиваться. Она почувствовала уже, что становится чужой, отдаляется от односельчан. Однако такой путь она выбрала ради мужа, так как любила его.

Война сильно изменила главных героев, в чем вы можете убедиться, самостоятельно проведя анализ. Распутин ("Живи и помни") отмечает, что они осознали, что в мирской жизни их отдаленность друг от друга и ссоры были нелепостью. В трудные минуты супругов согревала надежда на новую жизнь. Настена надеется, что ее муж сможет покаяться и выйти к людям. Однако он не решается этого сделать.

Главная идея произведения - нравственная ответственность человека за свои поступки. Автор показывает на примере жизни Гуськова Андрея, как легко совершить непоправимую ошибку, проявить слабость, оступиться. Обо всем этом рассказал нам Распутин. "Живи и помни" отзывы после прочтения у многих вызывает положительные. Писателю удалось затронуть важные вопросы и мастерски раскрыть их в этой повести. Рассказ Распутина "Живи и помни" экранизирован. По нему в 2008 году был снят одноименный фильм. Режиссер -

Сегодня в школе мы познакомились с интересным произведением Распутина, которое носит не менее интересное название Живи и помни. Кому именно адресует такое название автор, кто должен жить и что помнить? Об этом мы узнаём, когда читаем работу прозаика.

Повесть Распутина Живи и помни — это рассказ о человеке, который не выдержал испытания войной и стал дезертиром, нарушив свой военный долг. Виноват ли в этом герой? Не нам судить, ведь кто его знает, как бы поступили в данной ситуации именно мы, а пока, давайте сделаем произведения Живи и помни.

Живи и помни краткий анализ произведения

Андрей Гуськов — бравый молодой, работящий человек. Он женился и как все люди, жил себе в трудах и семейных заботах. Жил, пока не пришла в страну беда в лице Великой Отечественной войны.

Пришлось парню идти со всеми на фронт. Он воевал и не рвался вперед, но и за спины никогда не прятался. Незадолго до ее окончания, парня ранили. Вот здесь и начинается вся трагедия, ведь в военном госпитале ему не позволили на несколько дней отправиться домой в отпуск. А ему так захотелось увидеть родных и близких. Почему-то именно сейчас он задумался о смерти и о том, что может живет последние дни.

Ему так захотелось увидеть жену, захотелось попросить прощения за все плохое, что он ей сделал. Это желание было настолько сильным, что в повести Распутина он решает самовольно ехать домой, и только в дороге к нему приходит осознание своего предательства по отношению к Родине и народу. Рядом с домом, он понимает, чем грозит ему дезертирство, но пути обратно нет. Теперь ему приходится прятаться и жить в постоянных бегах. Самое ужасное, его дезертирство сказывается и на неповинной Настене — его жене.

Андрей, встретившись с женой, уговаривает ее помочь отсидеться в лесу и она соглашается. Девушка понимает, что дезертирство плохо, что ее муж предатель, что победа на войне теперь не их победа. Настя носит еду мужу, приносит порох, но при этом ей мучительно больно осознавать свои поступки. Она обрекла себя на жизнь среди стыда и обмана. Ей приходится одновременно делить судьбу и трудности военного периода с односельчанами и в то же время приходится скрывать дезертира.

Настя тайно встречается с мужем. Эти встречи одновременно прекрасные и ужасные. Прекрасные оттого, что любимый рядом. Их любовь растет с каждым днем. Но ужасно все остальное, предательство, обман, а тут еще и известие о беременности. Они так долго ждали этого ребенка, но как рассказать эту радостную новость? Как быть, когда для всех ее муж на фронте?

Настя не может жить полноценной жизнью, ей не весело с подругами, она уже и поплакаться толком не может. Да и от материнства нет радости, как нет радости и от любви. Как-то все теперь краденное. Краденая любовь, краденое материнство, краденая жизнь. Страшно жить, стыдно жить вот и прыгает в воду Настя, обрекая себя и не рожденного ребенка на смерть, спасаясь от народного суда.

Валентин Распутин, как-будто наказывает героя за его поступок, отбирая у него любимых и дорогих людей. Живи и помни о том, как отбился в тяжелое для страны время. Живи и помни, к чему это привело. Своей повестью автор и к нам обращается, как бы говорит и указывает нам на то, что невозможно нормально жить дальше, находясь врозь от судьбы целого народа.