Нюансы путешествий по железным дорогам индии.

Три года назад я рассказывал вам об экспедиции Сергея Болашенко , а в середине лета он передал мне свою новую книгу - на этот раз об экспедиции в Индию, состоявшейся в начале года 2016-го.

[...] Индия - это отдельный мир, в какой-то степени живущий обособленно от нашего. Страна огромных масштабов, не только и не столько по территории, сколько по численности населения. И в то же время, цивилизационный разрыв с нами - меньший, чем с «иероглифическим» Китаем. Преимущества путешествия по Индии: в первую очередь дух первооткрывательства. Не самая посещаемая иностранцами страна, если отбросить редкие «показушные» места. Гигантская и не самая известная железнодорожная сеть. Даже о железных дорогах цивилизационно далёкого Китая на русском языке написано в разы больше, чем о железных дорогах Индии.

Честно говоря, лично мне индийские железные дороги не столь интересны, как китайские или американские. Да и сама Индия тоже вызывает определенную настороженность: я не люблю жаркие страны. Но всё равно было любопытно послушать из первых рук об этом феномене. Ниже я подготовил небольшую выборку фотографий из его поездки и собрал некоторые комментарии автора (выделены в тексте коричневым цветом ).

Индийские ж/д - одни из самых разгильдяйских в мире, и тем не менее перевозят наивысшее количество пассажиров на планете

[...] Железная дорога сохраняет дух свободы и даже некоторой анархии, чего не осталось почти нигде в мире. Уровень стоимости проезда - едва ли не самый низкий на планете. Почти на всей территории Индии круглый год тепло. Английский язык имеет официальный статус, им в той или иной мере владеет значительная часть населения.

Недостатки. Они есть, и их много. Индия - страна крайне бюрократическая, а также изрядно «полицейская». Здесь запрещено фотографировать железную дорогу, метро и административные здания. Любое фотографирование чего-либо, кроме типовых достопримечательностей, тут не приветствуется. Всюду развита «терророфобия». Индийская бюрократия создаст множество проблем. Невозможность пользоваться дешёвыми гостиницами - туда не пустят с иностранным паспортом. Никакие уговоры не помогут. Полчаса потребуется на элементарные операции - обмен валюты в банке, оформление ночлега в комнате отдыха на вокзале. Затруднительность покупки телефонной сим-карты.

Не самым лучшим образом обстоит дело с чистотой городов и вокзалов. А проще говоря - местами всё тонет в мусоре. Дешёвую еду, а питаться придётся именно такой, готовят и подают грязными руками, которыми берут и деньги. Непривычный к этому путешественник почти гарантированно будет иметь проблемы с желудком, в большей или меньшей степени. Впрочем, вероятность заразиться тяжёлыми болезнями наподобие малярии или дизентерии в Индии намного ниже, чем в «чёрной» Африке.

Железная дорога дешёвая и развитая, но движение на ней - почти что хаотичное. Трудно уехать в нужном направлении. Непредсказуемое время прибытия. Поезда в половине случаев «забитые», и придётся много часов проводить в стоячем положении. Однако даже вышеназванные проблемы можно позиционировать как плюс, а не минус! Здесь всё настоящее, здесь ты - истинный путешественник! Это не банальная «прогулка» по цивилизованной, аккуратной, предсказуемой и «засмотренной» Европе!

Насколько я понял из прочтения книги, у Сергея не вышло осуществить первоначальный план полностью, и юг страны он не объездил - пришлось довольствоваться серединной частью: Дели - Варанаси - Калькутта - участок побережья океана - серединная часть с тепловозными линиями - Бхопал - возвращение в Дели. Кроме того, пропущен Бомбей. В ходе поездки он имел три (или более) разборок с полицией относительно сьёмок. Впрочем, смотрим подборку:

2. Вокзал Дели - начальная точка поездки.

3. Пути делийского вокзала. Поезда и пути выглядят очень непрезентабельно.

4. Локомотивы тоже не ухожены. Обратите внимание также на то, что стёкла защищены решетками.

[...] Основной способ сцепления вагонов на железных дорогах Индии: автосцепка Джаннея. Такой же способ сцепления вагонов принят на железных дорогах Китая и США. Не полностью исчез устаревший способ сцепления - винтовая стяжка. Пассажирские вагоны преимущественно на винтовой стяжке. У локомотивов - сцепные приборы в виде автосцепки Джаннея и винтовой стяжки одновременно.

Шпалы почти повсеместно железобетонные, в том числе и на малодеятельных участках. Стальные шпалы столетней давности можно найти на узкоколейных линиях, но и на них они - скорее исключение. Как и в России - высокие посадочные платформы на крупных станциях и в пригородной зоне крупнейших городов, низкие посадочные платформы в остальных местах. Скорость движения поездов в целом сравнима с нашей. «Престижные» скорые поезда движутся значительно быстрее остальных.

5. Начало разборок с полицией. На кадре в центре - полисмен (в защитной куртке), который заметил сьёмку и сейчас поведет Сергея на выяснения.

6. Автор ездил только в вагонах низших категорий. Они практически все переполнены: в поездах перемещаются сотни миллионов.

[...] Я пользовался всюду вагонами категории General Class. В пригородных поездах и в поездах изученных узкоколейных железных дорог все вагоны «простейшие» и относятся к той же категории. Вагоны категории General Class обычно находятся в головной и хвостовой части каждого поезда, кроме быстрых экспрессов. По компоновке, как правило, соответствуют вагонам Second Class Sleeper. Могут быть в плотно забитом состоянии - люди стоят в проходах и сидят (а не лежат) на верхних полках. Но тех, кто успел лечь на верхней полке, подниматься не заставляют. Боковые верхние полки заняты багажом.

Проводников в «народных» поездах нет - причём не только в вагонах General Class, но и в некоторых более высоких категориях. Поддержание чистоты и порядка в вагоне, закрытие дверей, если станет холодно - задача самих пассажиров. «Народные» поезда и вагоны приблизительно в половине случае переполнены так, что в них можно часами быть в стоячем положении. «Населённость» поездов непредсказуема. Если стало невмоготу ехать много часов в «бочке с селёдкой» - можно выйти, сесть в следующий поезд, и там, на удивление, «общие» вагоны будут почти пустыми.

Высокоскоростных магистралей, параллельных обычным линиям, как в Китае и в Западной Европе - этого в Индии не существует. На мой взгляд - очень хорошо, что их нет! Не люблю такое, считаю нецелесообразным и резко негативно отношусь к планам строительства подобных линий в России.

Стоимость проезда в вагонах самого низкого класса: к примеру, 22 рупии за 100 километров, если это медленный поезд категории «Ordinary» и если длина поездки - 200 километров. В поезде категории «Mail/Express» 30-35 рупий на 100 километров, в поезде категории «Superfast» 40-50. Зависит от расстояния поездки - чем дальше, тем меньше покилометровый тариф. 10 рупий - это примерно 11 российских рублей. За 1 доллар США можно проехать 250-300 километров.

Турникетов нигде нет на «обычной» железной дороге - есть только в метро. Ручного перронного контроля на вокзалах почти не бывает. Проверка билетов внутри вагонов, по крайней мере, низкого класса - очень редкое явление. Вероятно, можно ездить годами, но контролёров не встретить. Но безбилетников мало - индийцам не позволяет обманывать их менталитет, их мировосприятие.

Не буду утверждать, что билеты покупают все. Конечно, это не так. Но процент безбилетников не настолько высокий, как логично было бы вначале предположить, видя отсутствие контроля и хаотичную обстановку. Даже те, кто едет на крышах - часто с билетами! На крышах ездят только по узкой колее в редких глухопровинциальных местах. Скоро в Индии не будет ни узкой колеи, кроме единичных «аттракционных» линий, ни ездоков на крышах.

7. Расписания вне крупных центров часто выполнены на хинди и других региональных языках без дублирования на английский.

9. Одна из немногих станций, выглядящих чисто и прилично - Морадабад.

10. Водонапорные башни в Индии совершенно непохожи на наши.

11. Ещё одна специфическая местная проблема - обезьяны на путях. Тусуются в основном там, где много мусора (индийцы его выкидывают запросто, без церемоний). Наверное, периодически их "режут" поезда.

12. Интерьер вагона General Class без толпы.

13. Попутчик Сергея в этом поезде.

[...] Самый правильный способ путешествия по железным дорогам Индии, на мой взгляд, на мой взгляд - всюду просить «общий билет». В кассе говорим: Please, the cheapest ticket to ..., in general class. Обязательно надо убедиться, что кассир взял именно такую сумму, какая написана на билете. В вокзальных кассах принимаются только наличные деньги. Автоматов для покупки билетов я не встречал. Бывают очереди, но не очень большие.

Билет высокой категории, на конкретный поезд, можно купить в Интернете - как на официальном веб-сайте железной дороги, который очень часто недоступен, так и на многочисленных агентских сайтах, с наценкой. После оплаты на сайте можно самостоятельно распечатать бланк электронного билета, можно получить бумажный билет в вокзальной кассе по коду.

В некоторых поездах это не требуется - проезд происходит без билета, только по удостоверению личности плюс записанному цифровому коду, который пришлёт сайт. У проводника будет список пассажиров. Такая возможность указывается как легальная, но противоречит требованию выходить на платформу только с билетом, хотя бы «перронным». Сомневаюсь в полезности всего этого. Во всех этих случаях речь идёт о покупке билета на определённый поезд. Которого надо будет дождаться и который надо будет найти.

Стоимость билета в «General Class» будет отличаться в зависимости от прописанной в билете категории поездов, на которые он годен: «Mail/Express» или «Оrdinary». Поезда категории «Оrdinary» - самые медленные, движущиеся со всеми остановками, чаще всего аналог наших пригородных поездов на небольшое расстояние. По умолчанию билет на дальнее расстояние дают на «Mail/Express». Но цена в любом случае низкая.

Билеты «общего класса» - неименные, и в них не указан конкретный поезд, только станции отправления и прибытия. Есть ли лимит по расстоянию, возможно ли взять такой билет, к примеру, от Дели до Каньякумари, самой дальней точки - не выяснено. Лимит действия по времени указан на билете и является небольшим. Не рекомендовал бы брать один билет на тысячи километров. Задача путешественника - двигаться медленно, с множеством остановок и пересадок. Билет вскоре будут считать недействительным.

Преимущество «общего» билета над билетами высоких категорий - не только в цене, но и в том, что нет привязки к поезду, вагону и месту. Это самое главное! Доступен любой поезд, в котором есть соответствующие вагоны - и их очень много на магистральных линиях. Учитывая почти хаотичное движение, а также огромные масштабы станций в больших городах и трудную ориентацию - попасть в какой-то определённый поезд непросто.

Билетов в вагоны более высокой категории, чем «общий класс», перед отправлением зачастую нет. Их принято брать заранее. Иностранным туристам, не знакомым с местными реалиями, в билетной кассе (особенно в специализированной, для иностранцев - такие есть на крупнейших вокзалах) могут врать, что билетов на сегодня и даже на ближайшие дни нет. Якобы, уехать из Дели в Бомбей поездом вы не сможете, так что идите на самолёт или автобус. О существовании «общего класса» могут умалчивать - кассиры либо убеждены, что иностранный турист не выдержит таких условий, либо есть инструкция сверху, по возможности держать иностранцев подальше от вагонов самой «народной» категории.

Существуют долгосрочные «проездные» (Rail Pass) для иностранных туристов, позволяющие неограниченное передвижение в течение определённого времени в вагонах разных классов, в зависимости от цены. На мой взгляд, смысла в них нет. Покупка отдельных билетов в «общий класс» будет дешевле, а контролёры в провинциальной местности могут не знать о существовании «проездных».

Есть роскошные туристические поезда для иностранных богатеев: «Maharajas" Express» («Экспресс Махараджей»), «Palace on wheels» («Дворец на колёсах») и другие. Стоимость проезда - десятки тысяч долларов. Для путешественника никакого значения не имеют.

14. Пал вдоль путей для выжигания растительности.

15. Местность в Центральной Индии.

16. Электричка.

17. Вагон с маршрутной табличкой. Окна в вагонах везде в обязательном порядке перекрыты защитой - чтоб не залазили.

18. Мост через реку Ганг.

19. Канпур. Обезьяны приходят и на станции - там всегда много пищевого мусора.

20. Вокзал города Канпур.

21. Канпур. Ночью на вокзале тоже очень оживлённо, поезда идут круглые сутки.

22. Есть там и паровозы-памятники, как и у нас. Ст. Аллахабад.

23. Снова ж/д мост через великий Ганг. Это уже в районе Варанаси - там, где сжигают трупы на берегу.

24. Добрался Сергей и до Калькутты, проездил легендарный калькуттский трамвай - о нём в книге много фотографий. Сейчас она называется Колката.

25. А это знаменитый "секретный" мост Ховра, где тиранят всех путешественников, снимающих мост. Не помню точно, но кажется puerrtto разведывал этот мост и имел какой-то конфликт с полицией у моста. Или я просто спутал, он его снимал без проблем.

26. Главный вокзал Калькутты.

27. Корова на перроне, ст. Харагпур. Корову трогать нельзя - она там священное животное.

28. Ещё одна разборка с полицией. На аттракцион собирается много зрителей - они наблюдают, как сейчас будут допрашивать белого мистера.

29. Относительно легендарной езды на крышах. Сергей застал это только в глубинном районе с тепловозным движением.

Вот что он пишет по этому поводу:

[...] Последней страной с железнодорожной анархией, на мой взгляд, остаётся Индия (плюс её сепаратистский кусок Бенгалия - Бангладеш). Но и там ситуация меняется. «Крышеездоки» остались только на отдалённых линиях. Знаменитые картинки с поездом, облепленным со всех сторон толпой - это из Бангладеш, а не из Индии. Но даже для Бангладеш - это не их повседневность. Такое происходит только в пиковые дни исламских праздников и только на небольшом участке.

30. Ещё фото с пассажирами на крышах.

31. И ещё. Станция Сабалгарх.

[...] В плане безопасности движения железные дороги - не на лучшем уровне. Часто, по сравнению с развитыми странами, происходят крушения и катастрофы с большим числом жертв. Сообщения об очередной железнодорожной катастрофе в Индии, с десятками погибших - привычное дело. Тем не менее, железная дорога намного безопаснее автомобильного транспорта.

Отношения между «центральной» Индией и её сепаратистскими районами Пакистан и Бангладеш являются недружественными. Большинство железнодорожных линий через «межиндийские» границы - разобрано. Границы опутаны колючей проволокой и заминированы. Но минимальное пассажирское движение из Индии в Пакистан и Бангладеш существует.

32. Поезд идёт по горному району в глубине Индостана.

33. Сергей Болашенко в тамбуре индийского поезда.

34. Вот такая состоялась ж/д поездка длиной в две недели - с 21 января по 5 февраля 2016 г.

* * *
Ну а пару месяцев назад мы встретились в Питере и пообщались на ж/д темы.

35. Автор блога и Сергей Болашенко 29 июля 2017 г. Станция "Юный" Малой Октябрьской ж.д.

36. Книга Сергея об индийской экспедиции.

Индийские записки С. Болашенко доступны в полном размере и он-лайн.

Полезная информация про индийские железные дороги из первых рук: виды билетов, стоимость проезда, расчёты как добраться в Индии, сведения про туристические квоты и систему Tatkal, типы вагонов, описание и фото поездов Индии, инструкция, как купить билет на индийский поезд и другие советы

Сайт индийских железных дорог: www.indianrail.gov.in

Путешествие по Индии - та ещё головная боль, и особый "шарм" всему мероприятию придают индийские железные дороги. Иметь с ними дело хлопотно, и всё равно почти наверняка придётся, потому что в ряде случаев двигаться по рельсам и удобнее, и быстрее, чем на автобусе, да и невысокая стоимость билетов на многие поезда Индии тоже играет немаловажную роль.

Порой кажется, будто железные дороги Индии сохранили память про колониальные времена, когда всё было чинно-мирно, культурно и составы ходили по расписанию.

На деле если даже фасад вокзала выглядит прилично, за ним скрывается чёрт знает что. Вот, извольте видеть, станция New Delhi - пейзаж хоть куда...


Если на индийском вокзале и есть зал ожидания, то он обычно переполнен, что называется, "с горкой"... Так что на комфортабельное времяпрепровождение рассчитывать не приходится...


Не приходится рассчитывать на удобство и при покупке билетов на индийские поезда. Теоретически, единая система бронирования в Индии существует, и ей многие пользуются. Вот так выглядит, например, сайт индийских железных дорог.


Выбираешь, значит, раздел "National Train Enquiry System", задаёшь станции отправления и назначения, указываешь тип поезда и ждёшь результатов.


Результаты не заставляют себя ждать, и вот он, список вариантов, позволяющих, например, добраться из Агры в Джайпур - тот самый отрезок моего путешествия по Индии, с которым я намучался больше всего.


Всё смотрится замечательно за тем простым исключением, что купить билет на индийские поезда этот сайт не даёт; лучше пойти в другое место, на сайт www.indiarailinfo.com , где также нельзя купить билеты железных дорог Индии, зато интерфейс удобнее и полезной информации куда больше, в том числе есть данные про свободные места на тот или иной поезд. Регистрироваться нет необходимости, надо просто в верхней строке задать станции отправления и назначения.


Результат налицо, причём информация выдаётся онлайн, она актуальная до минут. Значит, согласно сведениям, полученным системой, видно, что некоторые поезда индийских железных дорог идут по расписанию, но большинство отстаёт от графика, причём серьёзно - видны задержки и на 4, и на 5 с лишним часов. Например, тот состав, на котором я рассчитывал добраться в Джайпур из Агры, снова опаздывает, теперь, правда, "всего" на три с половиной часа. Правильнее было выбрать экспресс, отправляющийся в 17:40, он всегда движется согласно графику.


Щёлкнув на том или ином поезде, будущий пассажир получает доступ к его подноготной, нужные опции перечислены слева. Тут и расписание со всеми остановками, и, главное, наличие мест. К сожалению, в большинстве случае мест на индийские железные дороги нет и в перспективе не предвидится. В приведённом примере билеты на поезд по Индии можно купить только с отправлением через 4 дня. А на более ранние даты есть только возможность вписать себя в лист ожидания. И далеко не факт, что удастся чего-то дождаться: в "WL", сиречь "wait-list" на 28 ноября уже записан 21 человек, а на 29-е вообще набралось 44 желающих уехать.


И подобная картина наблюдается очень во многих случаях, особенно когда речь идёт про дешёвые билеты. Перед ошарашенным путешественником определённо встаёт перспектива сидеть на вокзале в ожидании свободных мест примерно так, как это делают многие индусы... Они берут с собой в дорогу коврики, подушки и другой скарб, позволяющий с удобством расположиться как непосредственно на станции, так и в вагоне - хоть на полке, хоть в проходе...


Если же паче чаяния места на нужные поезда индийских железных дорог нашлись, тогда экран будет выглядеть по-другому, и на нём появится количество доступных билетов. Например, на 28 ноября есть 153 кресла в кондиционированном вагоне стандартного типа и 16 кресел в вагоне повышенной комфортности. Стоимость билетов, соответственно, отличается в разы, 650 рупий и 1215 рупий.


Полезно заглянуть в раздел "Fare Chart", чтобы установить, какие вообще есть вагоны в составе и сколько стоят разные классы индийских поездов. Здесь, скажем, "Sleeper" типа нашего плацкарта обойдётся в 205 рупий, за лежачее место в кондиционированном купе придётся заплатить 535 рупий, ради более удобного купе с двумя полками вместо обычных трёх требуется отдать в кассу 735 рупий.


Информацию сайт индийских железных дорог выдаёт актуальную, на неё можно положиться. Другое дело, что по факту заранее купить билеты на поезда Индии не удастся ни при каком раскладе: чтобы зарегистрироваться, нужен индийский телефонный номер, никакие другие варианты не годятся. Вроде бы некоторые посреднические конторы оказывают услугу бронирования мест, но у них свои порядки и наценка будь здоров какая... Так что путешественникам, желающим изведать, каковы на деле индийские железные дороги, придётся решать вопрос на месте.

К счастью, индусы предприняли кое-какие шаги для удобства иностранцев. Это и отдельные кассы, и туристическая квота. Билеты по этой квоте поступают в продажу за пару дней до отправления, и хотя на каждый состав предусмотрено всего лишь несколько мест, обычно туристам этого количества хватает. Также индийские железные дороги ввели систему Tatkal, и всем, кто хочет ей воспользоваться, предлагается доплатить 10 процентов от стоимости билета во второй класс и 30 процентов за все комфортабельные варианты, зато в продаже почти наверняка найдётся то, что нужно. Что касается такой полезной вещи, как специальная касса для туристов, то покамест услуга доступна на станциях Агра-Кант, Ахмедабад, Бангалор, Варанаси, Джайпур, Йодпур, Нью-Дели, Калькутта, Мумбай, Секундерабад, Ченнай. Если удастся посетить один из перечисленных вокзалов, считайте, вам повезло, иначе придётся покупать билета на поезда Индии вместе с местными, а это ещё то развлечение. Главное, что в любой кассе могут продать билет на любое направление, система едина, пусть её интерфейс и выглядит убого...


На привокзальной площади белый человек с высокой долей вероятности будет атакован разного рода приставалами. Те начнут объяснять, что кассы нынче переехали в связи с ремонтом и находятся тут рядом, за углом, или что они закрыты и придётся идти в турагентство, или что билетов нет, разве что по особой квоте, оформить которую можно в соседнем здании. Всех их надо либо посылать подальше, либо просто игнорировать. Подходит такой красавец, ну и пусть подходит, воспринимать его следует как пустое место...


Также как пустое место следует воспринимать все надписи, указывающие на кассы, резервацию и т.п. В данном случае важна только табличка "International tourist bureau", на вокзале New Delhi данная контора находится в левом крыле, вверх по лестнице на второй этаж.


Сами посмотрите, что творится в обычных кассах, а ведь это сняты не очереди к кассирам, а просто толкотня возле окошек, где люди уточняют информацию по билетам...


Специальная касса для туристов выглядит куда более презентабельно, в ней работают кондиционеры, есть кулеры, стоят удобные кресла.


Чтобы купить билет, нужно занять очередь, взяв талончик, и пока цифры на табло отмечают медленное продвижение народа, следует обязательно заполнить лист-требование. Там отмечается номер поезда, на который иностранец желает купить билет, все паспортные данные, класс вагона и предпочтительное место. Без этого квитка купить билет на железные дороги Индии нельзя.

Стоит заметить, что даже во втором, а тем более в третьем классе количество пассажиров вовсе не равно количеству наличных мест, и многие индусы запросто сидят в тамбурах, спят в проходе, набиваются битком на занятые полки. Если поезд индийских железных дорог идёт днём, почти наверняка его переполнят подсевшие по пути безбилетники, так что наличному народу придётся ужаться по принципу "в тесноте, да не в обиде..."

Учитывая, какая суетливая обстановка царит на вокзалах Индии и какими пробками радует местных траффик, лучше приехать к станции заранее. Вот, пожалуйста, орда тук-туков и микроавтобусов, привезших пассажиров и теперь ждущих поживу, лучше всего иностранца, не знающего, сколько в реальности стоит проезд до того или иного района...


По прибытии надо первым делом свериться с табло, чтобы понять, на каком перроне караулить свой поезд. Другое дело, что указанная информация ничего не гарантирует, и номер пути может запросто поменяться по ходу дела. Это тоже надо держать в уме...


Столпотворения на платформах не редкость, а, скорее, правило. Данное обстоятельство также надо учитывать, потому как пробиться сквозь толпу бывает затруднительно.


Примерно так выглядит стандартный вагон второго класса, он же "Sleeper". Увы, фото индийских поездов не дают полной картины, всю неприглядность интерьеров надо ощутить на собственной шкуре...


Не забудьте перед входом в вагон проверить, всё ли в порядке с билетами. У каждого открытого тамбура висят списки пассажиров с указанием, кто какое место занимает и до какой станции едет. Ей-богу, настоящая находка для шпиона...

Помимо надписей на санскрите лист также содержит список фамилий-имён на английском.

Наибольшей популярностью у местных жителей пользуются вагоны второго класса. "Sleeper" всегда набит под завязку, благо его оснащение позволяет извращаться. Когда речь идёт про "AC 3-tier " или "AC 2-tier ", там всё куда цивилизованнее, полки строго индивидуальны и пассажиров столько, сколько предусмотрено конструкцией. Здесь же на нижней полке вполне могут сидеть и трое, и четверо, и пятеро.

Собственно говоря, данный тип вагона индийских железных дорог до ужаса напоминает отечественный плацкарт, только потёртый, помятый и потрёпанный. И, что просто кошмар, здесь устроены три полки вместо обычных двух. При поднятой средней сидеть на нижней вообще нельзя, и сообщество сидящих вполне может воспротивиться желанию "среднего" улечься. Лучше всего жить на третьей полке, там и вентиляторы ближе, и меньше контакта с местными. Залез, значит, наверх, и отдыхай по мере возможностей...


Я бы даже рекомендовал нацелиться на верхние полки боковушек. Там гораздо больше пространства, и можно не только лежать, но и сидеть, не задевая головой потолок. Минус в том, что тогда некуда положить вещи, разве что к себе под голову.


Неудивительно, что во втором классе ездит в основном бедная публика, и атмосфера такого места, как индийский "sleeper", запоминается надолго. Кондиционированные вагоны - совсем другое дело, и лично я считаю, что экономить на проезде не стоит, себе дороже будет. Лично на мой взгляд, правильнее будет переплатить пару сотен рупий, но ехать с комфортом.


Удачи вам, и пусть индийские железные дороги успешно доставят вас по назначению. А то из-за привычки местного руководства ставить решётки на окна вагонов масса народу сгорела без шансов выбраться наружу. Может, лучше всё же таки автобусом ехать, а?

Индия вечна, она не меняется и вряд ли изменится в обозримом будущем. Она всегда будет хаотичной, грязной, мистической и непонятной. А ее поезда всегда будут серьезным испытанием для привыкшего к минимальному комфорту человека. Что 10 лет назад я ездил по Индии в таких же точно поездах, что сейчас. Не поменялось ничего, разве что выгоны стали еще более обшарпанные. Но вместе с тем, соседи-индийцы остались такие же душевные, общительные и жизнерадостные. Шесть частов в поезде из Варанаси в Горахпур близ непальской границы пролетели не удивление незаметно. Успел даже вздремнуть пару часов, что редко со мной случается в столь неподходящих для этого местах в контексте чистоты и гигиены.

Чтобы наверняка купить билеты на индийский поезд, надо озаботиться этим заранее. Дело в том, что поезда в этой стране субсидируются государством и очень дешевы по нашим с вами меркам. Позволить себе самолет может лишь один из десяти индусов и поэтому вся страна массово перемещается по железной дороге. Большая страна, один миллиард и двести миллионов человек. Поэтому поезда почти всегда забиты под завязку и за день-два до отправления может не быть билетов. Проще всего потратить часа два и осилить идиотскую регистрацию на сайте индийских железных дорог на официальном сайте Indian railways , для чего вам потребуется помимо ангельского терпения еще и индийский номер телефона и индийская кредитная карточка. Что, вы уже схватились за голову? Тогда есть вариант куда проще. Но вдвое дороже. Идете на сайт 12goasia.com и за три минуты покупаете билет там, оплачивая любой карточкой. Там я и купил билеты. Из Варанаси в Горахпур билет стоил на сайте индийских железных дорог 700 рупий ($10), я же через посредника отдал $17. Ну и черт с ним, зато при билетах.

Итак, билеты вы купили. Тогда айда на станцию. Обратите внимание, какие разбитые тут шпалы. Неудивительно, что в Индии регулярно случаются крушения поездов -

Вагоны встречаются восьми(!) видов, но для путешественника актуальны от силы три: спальный с кондиционером, сидячий с кондиционером и сидячий без кондиционера. Сидячий без кондиционера это адский треш, там ездит вся деревня, там всегда вдвое больше людей чем мест и вы получите несказанное удовольствие со знаком минус. Самый крутой класс это подобие советского плацкарта, только с занавесочками, выглядит со стороны следующим образом -

Удивительно, но перед посадкой делается уборка. Тяп-ляп конечно, но все равно приятно -

В каждом вагоне по четыре туалета. Два с унитазами и два с дыркой -

И еще по два умывальника с зеркалами -

Мой вагон, самый крутой в поезде -

Вначале я закинул вещи наверх, не предполагая что буду спать -

Однако, вскоре захотелось чуток вздремнуть. Занавески создают некоторый комфорт, а если бы не были такими грязными, то и вообще цены бы им не было -

А еще лежаки можно раскрыть и они превратятся в сидения -

Белье разносят также, как и в России с Украиной. Разве что в бумажных пакетах. Входит в стоимость, доплачивать не нужно -

Некоторые "узлы" вагона -

Великолепные дверные ручки -

Исследовав свой вагон, иду смотреть соседний. Переходы между вагонами более безопасные, чем в наших поездах. Но и более грязные. Мусор повсюду -

Что бы вы думали? Это спальное место проводника. Он закрывается в шкафу в тамбуре -

Соседний вагон, в принципе такой же точно. Но без занавесок и с вентиляторами вместо кондиционера -

Спящий проводник -

Несколько снимков через дверь. Кстати, двери в тамбуре никто не закрывает, можете выпрыгнуть -

Везде по рельсам ходят люди -

Прибыли, это уже Горахпур. Можно сказать, что одной ногой в Непале -

Метрах в пятистах от ж.д станции расположена автобусная станция. Сегодня здесь конкретный потоп и все расписания сбились. Мой автобус, который должен был отправиться в 12:30 дня, в итоге выехал почти в два -

Отлить на дорожку. Кстати, женских туалетов нет. То есть вообще нет -

Проезд до Сонаули на непальской границе стоит смешные 1,5 доллара за 100км пути -

И все же Индии еще очень далеко до привычных нам достижений цивилизации. Популярный индийский сайт Redbus продает билеты онлайн на автобусы по всей стране. Из четырех известных мне людей воспользоваться купленным онлайн билетом удалось двум. Сегодня я пополнил ряды тех, кто был вынужден купить билет заново у кондуктора. Почему? Это, говорят, в Дели и Мумбае "ваш онлайн", а у нас в Горахпуре плати наличными! Индия, ты прекрасна -

Сто километров ехали почти 4 часа, что для Индии вполне норма. И вот граница с Непалом -

Изначально я "дал маху", то есть пошел к границе, логично прикинув что паспортный контроль там. Но оказалось, что выездной паспортный контроль Индии не здесь, а в километре позади, в маленьком ларьке между овощными лавками. Топаю назад от границы вглубь Индии, что называется -

Здесь ставят печати. И только потом идете в Непал, до которого отсюда километр -

Час потерял на беготню туда-сюда, наконец-то я в Непале -

Вы спрашивали, чем решился вопрос отсутствия у меня свободного места для печатей в паспорте? Да не очень приятно решился. Вначале непальцы отказались впускать в страну и послали куда подальше, мол, возвращайся в Индию и меняй паспорт. Это, конечно, не вариант. Говорю, а давайте решим вопрос полюбовно? Не буду пересказывать всю эпопею, в итоге визу вклеили. Не просто так. Но и без перегибов, если можно так выразиться. Прямо на последнюю страничку, где правила пользования паспортом -

Привет всем из Непала!

Благодаря возросшему в последние годы потоку доступной информации об Индии, можно больше узнать о ее истории, городах и курортных зонах. Получить сведения о том, как попасть в эту страну и где отдохнуть. А как по ней путешествовать?

Традиционно, наиболее удобным видом транспорта для путешествий по большой стране считается железная дорога. Она намного дешевле, нежели более скоростная авиация, но гораздо комфортнее переездов на автобусах. В Индии система в этом смысле похожа на российскую, только надо учитывать определенные особенности железных дорог страны.

Общая информация

Индийские железные дороги - абсолютная монополия государства. Общая протяженность железнодорожных путей приближается к 70 тыс. км, уступая только трем странам - США, России и КНР. Ежедневно по железным дорогам перемещается 30 млн. человек. Число работников, занятых в железнодорожной отрасли - 2 млн. человек. Крупнейшие вокзалы страны ежедневно обслуживают миллионы пассажиров. К примеру, вокзал Мумбаи каждый день оказывает услуги 3 млн. человек.

Расписание поездов

Спланировать свою поездку по Индии железнодорожным транспортом довольно удобно, воспользовавшись официальным сайтом индийских железных дорог: indianrail.gov.in . Помимо общего расписания поездов здесь функционирует интерактивная карта местных железных дорог. Программа поиска позволяет не только запланировать достаточно удобные переезды, но учитывает даже возможные пересадки.

Правда, нужно принять к сведению, что указанное расписание используется нечетко. Поезда из-за этого не только опаздывают с прибытием на станцию, но даже отправляются не по графику. Из этого вытекает, что данным сервисом можно пользоваться только в качестве заготовки предстоящего путешествия.

Самой точной информацией обладают агентства, которые реализуют билеты, сайты их бронирующие, вокзальные кассы и бесплатные справочные стойки, находящиеся под вывесками «MAY I HELP YOU».

Как купить билет на поезд в Индии

Приобрести проездные билеты можно по-разному. Их предлагают специальные конторы, вокзальные кассы . Они также бронируются на сайтах и заказываются в отелях . При их приобретении проводится обязательная процедура оформления, где в специальном формуляре указываются личные данные каждого пассажира, номер и имя требуемого состава, класс нужного вагона. В агентствах данный формуляр служащие заполнят сами, во всех остальных случаях будущий пассажир делает это лично. При приобретении электронного варианта требуемые данные отправляются на сайт соответствующего сервиса.

Имеется возможность покупки билета через посредника , но тогда с ним нужно договориться о размере комиссии, которая потом будет отражена в билете. Но с ними необходимо быть аккуратным. Воспользовавшись слабой информированностью иностранцев, индийцы могут сбыть билет в разы больше стоимости номинала.

Вариант бронирования билетов через сайт indianrail.gov.in для иностранных туристов неактуален, т.к. сделать это можно, если есть индийская банковская карта. Но есть альтернатива - это посредники. Например, сайты makemytrip.com или cleartrip.com . Они наиболее удобные, надежные и недорогие среди массы им подобных помощников.

Забронировать билет желательно по квоте General. На официальном сайте железных дорог имеется возможность проверить наличие брони по электронной копии с номером PNR, который там указан.

Сверху: самый дешевый билет общего вагона (General Class), снизу — самый дорогой билет первого класса с кондиционером (First class Air-Conditioned)

При самом неудачном раскладе с покупкой билетов можно воспользоваться услугой «wait list» , по которой проездные билеты продаются без номеров места и вагона. Однако благодаря им пассажир может сесть в нужный ему поезд в соответствующий класс. Уже находясь в вагоне, пассажир может обратиться к проводнику и с его помощью получить подходящее место.

Кстати, билет, приобретенный через всемирную сеть, желательно поскорее обменять в кассе вокзала на обычный бумажный, иначе рискуешь остаться вообще без места, даже оплатив его. Таковы реалии индийских железных дорог.

Категорически следует отвергать помощь «добровольных помощников» из числа личностей, блуждающих поблизости от вокзала. Все разговоры можно вести только с официальными работниками вокзала в униформе и с жетоном либо с полицейскими. Все остальные с большой вероятностью - жулики, желающие подзаработать.

Следует также знать, что на вокзалах крупных городов работают особые офисы, обслуживающие иностранных граждан - foreign treveller office . Здесь чисто, спокойно и всегда можно приобрести билеты в нужном направлении.

Задача этих International Tourist Bureau - обеспечивать иностранцев билетами, однако, если быть приветливым, открытым и улыбаться, можно получить дополнительные привилегии: на время оставить вещи, отдохнуть на диванчике, получить консультацию, узнать стоимость такси.

Подобные бюро работают только на вокзалах 15 крупнейших городов страны. Узнавать об их местонахождении надо только у официальных работников вокзала или у полицейских.

Вагоны

При всем многообразии вагонного парка индийских железных дорог под привычные стандарты более-менее подходят два типа: SLIPPER CLASS и АС 3 .

В тамбуре вагона обосновалась индийская семья

Вагоны ниже уровня тип Second Class General Compartment соответствуют общим вагонам. Билеты на них экстремально дешевы, однако и удобств в них нет практически никаких. Интернет пестрит видео с вагонами этого класса. Достаточно один раз это увидеть, чтобы отказаться от экономии средств. Единственным плюсом является то, что с билетом General Class имеется возможность забраться в любой вагон и, поговорив с проводником и соответственно доплатив, перейти в более комфортный вагон. Примерная цена поездки: 1 доллар - 500 км.

Second Class Sleeper предполагает вагоны, приближающиеся по комфортабельности привычным плацкартным, правда, с некоторыми оговорками. В одном купе располагается 8 спальных мест (2 места на трех полках). На нижних полках не поспишь, так как приходится делить их с другими пассажирами. Желательно не брать билеты в начале и конце вагона из-за близости туалетов, которых здесь 4. Проводники здесь отсутствуют, постельного белья никто не выдает. Приблизительная цена поездки: 5 долларов - 1000 км.

AC 3 Tier конструктивно близок к вагону предыдущего класса, но есть и отличия. Окна не открываются, работает кондиционер, проводник выдает постельное белье бесплатно. Чаще всего есть свободные места. Приблизительная цена поездки: 10 долларов - 1000 км.

AC 2 Tier максимально приближен по комфортности к плацкарту, но значительно дороже предыдущих классов. Четырехместное купе отгораживается от прохода обычной шторкой. Приблизительная цена поездки: 20 долларов - 1000 км.

First class Air-Conditioned является вагон 1-ого класса, по комфортности приближающийся к купейному. Из-за дороговизны билетов их включают в состав только поездов, следующих на дальние расстояния. Приблизительная цена поездки: 30 долларов - 1000 км.

Главным смотрящим в поезде является кондуктор или TTI . Он проверяет билеты, рассматривает жалобы и просьбы пассажиров, прилично разговаривает на английском языке. За небольшое вознаграждение «разрулит» сложную ситуацию в нужную сторону. Он же по вашей просьбе официально поменяет за определенную доплату билет General Class на место в более комфортабельном вагоне.

Насчитывается более 20. Из России чаще всего прилетают в Дели и Даболим.

Читайте о первом путешествии туриста, как он добирался до Гоа. Отзыв находится .

Возможно это звучит и странно, но путешествовать железной дорогой по Индии легко и удобно, несмотря на непростые индийские реалии. Постарайтесь не отвергать сразу привычные для местных жителей стандарты, попробуйте понять их, и ваше путешествие по Индии наполниться радостью и познанием необычного. Кроме того, надо быть общительным, доброжелательным, чаще улыбаться, и тогда можно будет избежать проблем и неприятных неожиданностей в пути, найти наиболее удобный вариант поездки и сэкономить деньги.

Короткое Видео, вагон Sleeper Class