Шим Сказки, найденные в траве. Э

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Цели: познакомить с произведением Э. Шима, с его жизнью и творчеством; учить давать характеристику героев произведения; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; Развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты : учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, давать характеристику героев произведения; сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своем отношении к прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию текста.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет Э. Шима, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Рассмотрите иллюстрации, которые вы принесли. Расскажите о том, что вы изобразили.

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Младший брат

У меня родился брат.

Я, конечно, очень рад.

Только этот братик

Не встает с кровати.

Как не будешь тут сердит?

Днем мой брат все время спит,

Плачет среди ночи,

А играть не хочет!

В доме все теперь вверх дном.

Все заботятся о нем.

Даже мне для брата

Быть примером надо.

Я стараюсь, я готов!

Только брат не знает слов.

Говорит лишь «мама»,

Да и то так странно!

Время медленно идет.

Долго братик мой растет.

Но уже я знаю —

В нем души не чаю!

Я его не тороплю!

Я его и так люблю!

Он такой хороший!

Он немножко на меня...

На меня похожий!

Т. Бокова

— Прочитайте стихотворение шепотом.

— Прочитайте, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте с замедлением.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Как бы вы озаглавили это стихотворение?

— Расскажите о своих братьях и сестрах. Сколько им лет, какие у вас взаимоотношения? (Рассказы детей.)

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 48. Прочитайте имя автора, рассказ которого будем сегодня читать. (Эдуард Шим.)

— Знакомы ли вы с его произведениями?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Э.Ю, Шима.)

Материал для учителя

Эдуард Юрьевич Шим (1930—2006) — русский писатель, драматург. Родился в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «...Мастер на все руки - столяр и садовод, токарь и шофер». По возвращении в Ленинград учился в художественно-архитектурном училище, с 1950 г. работал в конструкторском бюро. В 1952—1955 гг. служил в армии. В 1959 г. принят в Союз писателей СССР, вскоре переселился в Москву.

Начав печататься с 1949 г., Эдуард Шим писал преимущественно для детей и преимущественно о природе, но мог успешно и увлекательно рассказывать, например, и о столярном ремесле («Деревянная книга»),

Эдуард Юрьевич ставил вопросы об отношении человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969)).

Среди его рассказов и повестей для взрослых: «Ночь в конце месяца», «Ваня песенки поет», «Когда погаснет» и др.

Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов; психологически точно изображает отношение детей к миру взрослых. Наблюдая будничную жизнь с ее заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни или же особо выделены им самим. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъем и верят в добро.

— Сегодня мы будем работать над рассказом «Брат и младшая сестра». Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем этот рассказ?

(Учитель читает рассказ.)

— Какие чувства вы испытали, прослушав этот рассказ?

VI. Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте начало рассказа.

— Найдите объяснение слова «кузовок». (Кузовок — маленькая корзинка.)

— Над чем посмеивалась бабушка в первый раз?

— Что ответил на это Санька?

— Что собирали они во второй раз? (Грибы.)

— Как Санька объяснил в этот раз, почему у него меньше грибов?

— Кто пошел в лес в третий раз? Что собирали дети?

— Что на этот раз ответил Санька?

— Понравился вам его ответ? Почему?

— Объясните главную мысль рассказа.

— Прочитайте с друзьями рассказ по ролям. Сколько действующих лиц в рассказе? Отметьте слова, которые нужно читать за автора.

— Есть ли среди ваших друзей или знакомых такой человек, как Санька? Расскажите о нем.

— Объясните смысл пословиц.

Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

VIII. Рефлексия

Садовник дядя Гриша даже сделал ловушку из фонаря. Есть такие ночные бабочки, которые портят смородину. И дядя Гриша их ловит, зажигая в саду фонарь.

Под фонарём поставлено корытце с водой. Бабочки стукаются о стекло и падают в воду.

А сегодня вышел я на улицу и увидел, какая на небе громадная, белая, снежная луна. Прямо-таки лунища!

Кажется, все ночные бабочки должны полететь на её свет. Не зажжёшь фонаря сильней!

Но луна почему-то не притягивает бабочек.

Может, слишком холодный от неё свет? Мёртвый?

Сияет луна над деревней, огромная-преогромная.

А в саду едва теплится фонарик. И бабочки летят только к нему.

Стукаются о стекло.

Падают в воду.

ЖАРКО В ВОДЕ

Солнце прогрело воду в речной заводи.

Насквозь просвечена тёплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин.

Лежат на воде листья кувшинок.

Не шелохнутся.

Смотри-ка, смотри! Под этими листьями неподвижно стоят рыбёшки - плотвички и верхоплавки.

Спрятались от солнца так же, как мы прячемся в тень под деревьями.

Эй, неужели и вам жарко?

И нам жарко!

ОЧЕНЬ ВРЕДНАЯ КРАПИВА

Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.

Ух я разозлился!

Взял палку и давай крапиве макушки сшибать:

Вот тебе!.. Вот тебе!..

За что? - спрашивает бабушка.

А за то, что вредная!

Смеётся бабушка.

Да разве, - говорит, - она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.

И крапиве?

И крапиве.

Я не буду кланяться да спасибо говорить!

И зря... Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать - не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю - тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята... Да и ты, вояка, тоже!

Почему я обрадуюсь?

Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?

А каких?

Пальчики оближешь!

РЕБЯТА И ЖЕРЕБЯТА

В наш сельский магазин чаше всего ребятишки бегают. Потому что матерям и отцам некогда - они на работе.

В магазине очередь из мальчишек и девчонок.

И перед магазином, у крыльца, тоже место не пустует. Детские коляски стоят.

Собаки сидят, большие и малые, ждут своих хозяев.

А бывает, увидишь перед магазинным крыльцом телёнка. Или жеребёнка с курчавым хвостом.

Тоже хозяев дожидаетесь?

Выйдет хозяин потрусят за ним следом, как привязанные...

Наши ребята помогают ухаживать на ферме за телятами, за жеребятами. Иногда такая дружба завяжется между воспитателем и воспитанником - водой не разольёшь!

Даже в магазин вместе ходят.

Жеребёнок, что же ты будешь делать, когда твой хозяин в школу поступит?

Ого-го! Я ведь уже вырасту! Тоже на работу поступлю!

КАК МОРКОВКУ ПОЛОТЬ

Уморились мы с бабушкой: пропалывали грядку морковки.

Зелёные пёрышки у морковки слабенькие, хрупкие. Запутались в сорняках. И надо тихонечко выдёргивать эти сорняки, чтоб морковку не задеть.

Ох, работа!.. Замучишься.

А теперь представьте-ка не грядку с морковкой, а целое поле. Такое, как в нашем колхозе!

Рук не хватит его прополоть. Терпенья не хватит.

Но его всё-таки пропололи. Один человек справился. За один день.

Приехал дядя Вася на своём тракторе. И обрызгал морковку дождиком из железной трубы.

Да не простым дождиком, а керосиновым.

Ай, погибнет морковка!

Нет, не погибнет. Это сорняки от керосина чахнут. А морковка жива-здорова.

Вправду: привяли сорняки, скукожились. Только морковкины зелёные перья торчат над полем. Веселёхоньки!

Может, керосиновый запах у морковки останется?

Нет. И запах выветрится.

Вот секрет так секрет!

Побегу скорей, бабушке расскажу.

Не было дождей, не было, и вдруг ливень накатил. Да ещё какой!

Сплошной стеною вода. Соседних домов не видать.

И шум, как будто тысячи людей в ладоши хлопают!

Бьют струи по дороге, месят землю, стреляют грязными брызгами. Несутся ручьи коричневые...

Размыло дорогу: где канаву прогрызло, где яму провертело, где песку нанесло...

Но под деревьями ливень слабей. Его удары принимают на себя листья и ветки.

Но в траве не стреляют грязные брызги.

Трава держит корешками землю, не даёт её размывать и уносить.

Пронёсся ливень.

Дорога изрыта. На неё смотреть страшно - грязь по колено.

А под деревьями уже нет воды, и трава приподнимается, отряхивается.

Только зеленей и чище сделалась.

Победили грозный ливень маленькие листочки, тоненькие травинки.

СКОЛЬКО ЖИВЕТ ПЧЕЛА

Лежу в траве. Прямо передо мной - лохматые шапочки одуванчиков.

А на них садятся пчёлы.

Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.

Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?

Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю - цветочную пыльцу.

Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но всё-таки тащит полные свои корзиночки, старается...

Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?

А теперь не боюсь.

Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.

Правда ведь, пчела?

Не трону... Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная...

Нет, ты живи! Долго живи!

Не дано мне долгой-то жизни... Вот сёстры мои, которые осенью родятся, до будущей весны доживут.

А я летом родилась. Работаю много. Видишь - крылышки обтрепались, шёрстка повытерлась.

И сколько же тебе жизни отпущено?

Чуть побольше месяца. Всего-навсего!

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

Что ж ты, Саня... - говорит бабушка. - Маленькая-то больше набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет...

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки - меньше.

Встречается бабушка.

Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина-то высоко растёт!

Высоко, - соглашается Санька.

Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

Ещё бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

КТО САЖАЕТ ПОДСОЛНУХИ

Прямо под окнами нашего дома подсолнухи цветут. Высокие-высокие! И головы у них будто в новеньких соломенных шляпах.

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Русский язык: Слова, обозначающие предмет. (Имя существительное).

Литература: С. Махотин “Жук”.

  • Э.Шим “Брат и младшая сестра”.
  • 1. Продолжить работу над распознаванием имен существительных (и.с.) среди других частей речи; учить правильно задавать вопрос к и.с. в зависимости от категории: одушевленности – неодушевленности.

    2. Дать понятие расстановки знаков препинания (запятой) при перечислении слов; доказать ее необходимость на письме.

    3. Развивать внимание, логическое мышление, пространственное воображение, орфографическую зоркость; выразительные средства речи.

    4. На примере художественных произведений воспитывать чуткое и сердечное отношение к окружающим людям.

    Ход урока

    1.Организация класса.

    1.1.Сядете тогда, когда назову одушевленное имя существительное: говорю, пишу, книга, летит, красивая, жук.

    1.2.Оформление тетрадей.

    (Напоминаю, что слово “классная” пишется с двумя буквами С, это слово из словаря, а написание таких слов мы запоминаем, так как они не поддаются проверке).

    2.Сообщение темы.

    • Сегодня на уроке продолжаем работать в новом разделе:

    “Красив тот, кто красиво поступает”.

    • На уроке будем читать произведения из этого раздела, а также говорить о словах, обозначающих предмет, то есть об И.С.
    • Посмотрите, что главное на уроке.

    2.1.Главное на уроке.

    1.Уметь находить и распознавать имена существительные.

    2.Запомнить вопросы, на которые отвечает И.С.

    3.Научиться ставить запятые при перечислении между словами.

    2.2.Минутка чистописания.

    • Вы сели правильно на слово “жук”. Докажите, что это одушевленное И.С.
    • Произнесем слово, назовем первый звук.
    • Покажите, как жужжит жук (ж-ж-ж). Дайте характеристику данному звуку. (ж- согласный, всегда твердый, парный, звонкий – ш).
    • На кого похожа буква? (На жука).
    • Запишем: Жж жу жи уж жж жук (с комментированием).

    3.Работа над темой урока.

    3.1.Закрепление знаний об И.С.

  • Верно ли я скажу, что к неодушевленным И.С . относятся все, кроме людей, животных, насекомых, птиц?
  • Приведите свои примеры И.С.
  • 3.2.Работа над стихотворением

    С.Махотина “Жук”.

    Первичное чтение учителем.

    • Понравилось стихотворение? Что особенно понравилось?
    • Как поступил мальчик? Можно ли его поступок назвать красивым?
    1. Повторное самостоятельное чтение учениками с заданием:
    • Доказать словами из текста, что мальчик поступил красиво.
    1. Выборочное чтение.
    • Согласны ли вы с поговоркой: “Красив тот, кто красиво поступает”?
    • Какие слова, записанные на доске, помогают охарактеризовать мальчика?

    (Запись на доске.)

    Любопытный (т.с. мелочный интерес ко всему, даже несущественным подробностям).

    Любознательный (т.с. склонный к приобретению новых знаний).

    Сердечный (т.с. задушевный, добрый, искренний).

    Равнодушный (т.с. безразличный к людям, окружающим).

    4.Физ. минутка.

    На лужайке, на ромашке
    Жук летал в цветной рубашке.
    Жу- жу-жу, жу-жу-жу.
    Я с ромашками дружу.
    Тихо по ветру качаюсь,
    Низко- низко наклоняюсь.

    5. Продолжение работы над темой урока.

    5.1.А желаете ли вы больше узнать об этом жуке? (Чтение сказки о майском жуке из книги А. Зотова “Лесная мозаика”. Картинка с майским жуком).

    5.2. Подготовка к выразительному чтению целыми словами, проговаривая окончания и делая нужные паузы, а также обращая внимания на знаки препинания, и подчеркнуть слова в тексте с буквой Ж.

    5.3. Выразительное чтение учащимися стихотворения.

    5.4. Запись слов в тетрадь с комментированием с буквой Ж:

    Жук, жука, даже, живет, жует, расскажу.

    5.5. Теория.

    При перечислении в устной речи делаем паузы между словами, а в письменной - ставим запятую. Запомните! Это главное, что мы должны были узнать сегодня на уроке.

    1.Организация класса.

    • Сядете, когда услышите неодушевленное И.С.: светит, красивый, мальчик, лес.
    • Расскажите все о слове “лес ”, используя таблицу рассуждения.
    • Приведите свои примеры.

    2.Продолжение темы урока.

    2.1. Игра “Воображения”.

    Лето, лето,

    Ай, да лето!

    Лето красное идет

    И подарки несет! (картинка о лете)

  • Представьте себе, что вы находитесь летом в роще или в лесу. Идете по лесной тропинке, а вас окружают деревья, вы слышите их шелест листьев, как будто они вас приветствуют и приглашают в гости.
  • Какие деревья встретились на вашем пути?
  • 2.2. С.10, упр. 7.

    а) Деревья: дуб, ольха, береза, рябина, осина.

    • О каком знаке препинания необходимо помнить при записи слов? Почему? (Проверьте).
    • Кто сможет прочитать слово, которое получилось из первых букв названий деревьев? (Добро).
    • Поставьте к нему вопрос. Какое И.С.?
    • Не удивляйтесь, есть в русском языке И.С., которые обозначают чувства людей: зависть, горе, любовь, счастье…
    • Можно сказать, что если человек приносит людям добро, то он красиво поступает?
    • Писатель В.Гюго говорил: “Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность”.
    • Давайте разберемся, чьи голоса вошли в состав лесного оркестра?
    • Отгадайте загадки и запишите названия птиц. (Отгадку произносят хором).

    Птицы: сова, кукушка, дятел, соловей.

    Птицей я слыву бессонной
    Все ловлю мышей… Я одна
    Сберегла за лето
    Тонну золотистого зерна. (Сова).
    Строить гнезда не люблю я…
    И как с юга прилечу,
    То не раскрывая клюва
    Громче всех в лесу кричу. (Кукушка ).
    Пробудившись ранней ранью
    Дело сразу нахожу:
    Громко клювом барабаню,
    Всех зверей и птиц бужу. (Дятел).
    Про какую птицу говорят:
    “Играет на волшебной дудочке”? (Соловей ).
    (Картинка соловей).

  • Почему так говорят?
  • 2.3. Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте сказку. (Чтение сказки о соловье из книги А. Зотова “Лесная мозаика”).

  • Так почему говорят про соловья, что он играет на волшебной дудочке?
  • 2.4. С. 11, упр. 8.

    • Списываем, проговаривая орфографически по слогам. (Взаимопроверка).
    • Какие слова подчеркнули? Почему?

    2.5. Составление “родословного гнезда” со словом “соловей”:

    • соловей
    • соловушка
    • соловейчик
    • соловейко
    • соловьенок
    • соловьиная
    • Докажите, что данные слова родственники.
    • Найдите “лишнее” слово. (Соловьиная ). Докажите.

    3.Физ. минутка.

    Ваня шел, шел, шел.

    Белый гриб нашел.

    Раз- грибок, два- грибок,

    Положил он в кузовок.

    4.Чтение нового произведения. (С.11-12).

    4.1.Наше путешествие по летнему лесу продолжается. И что?!

    • Кот к нам идет на встречу? (Мальчик и маленькая девочка).
    • Подойдем поближе. Оказывается, это брат и младшая сестра из рассказа Эдуарда Юрьевича Шима.

    4.2. Чтение рассказа Э.Шима “Брат и младшая сестра”.

    • Понравился рассказ? Что особенно понравилось?
    • Что вы можете сказать об отношении Саньки к младшей сестренке?
    • Можно ли назвать его поступок красивым?
    • Да, ребята, не зря говорят: “Красив тот, кто красиво поступает”.

    4.3.Повторное чтение с заданием:

    • Отметьте карандашом те абзацы, в которых рассказывается, как Санька каждый раз помогал своей сестренке?
    • У кого из вас есть младшая сестренка или братик?
    • Помогаете ли вы им? В чем и как?
    • Значит, вы как поступаете? Почему?
    1. Словарная работа.
    • С чем ходят в лес по ягоды и грибы?
    • Чем отличается кузовок от корзинки? (Картинки).

    Т. С. Кузовок – короб, сплетенный из лыка или бересты.

    Корзина – плетеное изделие для переноски из веток ивы.

    Лукошко - небольшая корзинка из лубка или прутьев.

    • Права ли я буду, если скажу, что эти слова обозначают один предмет, но разные по написанию?
    • Такие слова в русском языке называются синонимами.
    1. Резерв. С. 13, упр.10.
    • Мы продолжаем гулять по лесу. Но мы немножко заблудились. Что делать?
    • Сейчас будем записывать слова по рядам, а чтобы правильно поставить ударение, вам надо слово позвать на одном дыхании.

    (Анализ слов при проверке).

    7.Домашнее задание.

    Р.я.- С. 13, упр. 11.(Набрать кузовок ягод).

    Литер. – С.11, 12, чтение по ролям.

    8.Итог урока.

    • Итак, ребята, прочитаем, что было главное на уроке?
    • У каждого на столе карточки с предметами. Встаньте те, у кого И.С. одушевленное, а потом – неодушевленное.
    • Расскажите все, что вы знаете об И.С., используя таблицу рассуждения. Что ставим при перечислении между словами?

    Урок по литературному чтению в первом классе

    Тема урока: Э. Шим «Брат и младшая сестра»

    Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В . Донниковой ; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание; развивать эстетическую восприимчивость ребенка .

    Задачи :

    Р азвивать навыки работы с книгой и умение анализировать прочитанное.

    - Познакомить учащихся с историей написания книги и творчеством писателя.

    - Развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

    - Развитие речевой деятельности, обогащение словарного запаса.

    - Воспитание лучших нравственных качеств личности на примере литературных героев.

    Подвести к выводу о функции рассказа : образовательная, воспитательная, развлекательная.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В. Донниковой «Канавка» . Но начнём мы урок с речевой разминки.

    Речевая разминка.

    Чтение скороговорки.

    Рыл крот огород,

    Подо рвом прорыл проход,

    Ровно выровнял проход

    На соседний огород.

      Подготовка школьников к восприятию литературного произведения

    2.2 Чтение учителем рассказа.

    Брат и младшая сестра

    Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

    Моя бабушка поглядела и посмеивается:

    Что ж ты, Саня….Маленькая Варя больше тебя набрала!

    Еще бы! - отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

    Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

    Что же ты, Саня… - говорит бабушка. – Маленькая - то больше набрала!

    Еще бы! - отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала.

    В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.

    И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет…

    Идем обратно, у Вапи ягод больше, у Саньки – меньше.

    Встречается бабушка.

    Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина – то высоко растет!

    Высоко, - соглашается Санька.

    Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

    Еще бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

      1. Учитель задает вопросы по рассказу.

      Почему же Санька незаметно для маленькой Вари подкладывал ей в кузовок землянику, грибы, малину?

      Понравилось ли тебе, как Санька относился к своей маленькой сестре? Почему?

    3. Рефлексия.

    Понравился ли вам сегодняшний урок?

    Перед вами 3 флажка разного цвета. Выберите флажок нужного вам цвета.

    Красного - если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое для себя.

    Синий - если не понравилось на уроке.

    Жёлтый - если не определились.

    Прикрепите свои флажки на доску.