Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души. Краткий пересказ "мертвых душ" по главам Характеристика 6 главы мертвые души

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог дойти человек»

(по 6 главе поэмы Гоголя «Мертвые души»)

Развить образное воображение, а также навыки сопоставительного анализа.

Воспитание чувства ответственности за свою судьбу.

Ход урока

    Орг. момент

    Повторение

На прошлом уроке мы говорили о том, что гоголевский Чичиков не случайно заблудился и, прежде чем попасть к Собакевичу, оказался у Коробочки и Ноздрева.

Что такое градация?

С какой целью он прибегает к подобной композиции?

Глядя на иллюстрации, расскажите, как уменьшается «человеческое», «живое» в этих персонажах.

III. Работа с текстом художественного произведения

Сегодня на уроке мы вместе с Чичиковым познакомимся с последним в этом ряду помещиком - с Плюшкиным. Мы попытаемся понять, почему он замыкает этот ряд и почему Гоголь называет его «прорехой на человечестве», т. е. дыркой, пустым местом.

Для ответа на эти вопросы мы обратимся к тексту произведения и посмотрим, на какие детали обращает внимание автор, изображая Плюшкина. Как эти детали помогают понять характер героя и авторский замысел.

1. Деревья и сад Плюшкина.

2. Портрет Плюшкина.

З. Его жизнь до того состояния, в котором он находится теперь.

4. Гоголь о Плюшкине.

Пределом морального падения человека является Плюшкин. Все человеческое умерло в нем: это, в полном смысле этого слова, "мертвая душа". К такому выводу ведет нас Гоголь с самого начала и до конца 6-й главы, развивая и углубляя тему духовной гибели человека.

1. В чем смысл фамилии этого гоголевского героя? (Она подчеркивает «сплющенность», искаженность героя и его души. У него одна забота - собирает всякое добро и гноит его, да еще и следит, чтобы никто не украл. Всего много и все пропадает, ветшает, все в запустении.)

2. С чего начинается наше знакомство с Плюшкиным? (С описания деревни) Прочитайте его.
Выразительно описание села Плюшкина, с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой с « особенной ветхостью деревенских изб»: «Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр». Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном».

Какое впечатление производит деревня, как добивается Гоголь этого? (Использует сравнение: "многие крыши сквозили, как решето", "на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер", "окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном")

Словарная работа: зипун - крестьянский кафтан из домодельного сукна.

Что привлекает ещё наше внимание? (Две церкви) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор при их описании? (Эпитеты: "опустевшая деревянная и каменная, с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся")

3. А каков же господский дом?

Прочитаем описание дома и сада Плюшкина со слов: «Частями стал выказываться господский дом...» до слов: «...ибо в железной петле висел замок-исполин».стр. 103-105

Обратим внимание на детали, сопровождающие это описание. Почему дом Плюшкина сравнивается с замком? (В этом проявляется ирония автора - рыцарские времена прошли. Нет ничего, что оживляло бы эту картину - здесь все словно вымерло. Замок-исполин - символ подозрительности хозяина, который все запирает.)

(Сравнение - "дряхлый инвалид", антитеза: "замок - инвалид")

А окна зачем так подробно описывает Гоголь? (В господском доме окна такие же, как и в избах крестьян) Что на основании этого можно сказать о помещике? (Хозяин поместья абсолютно не заботится не только о своих крестьянах, но и состояние собственного жилища мало его интересует)
Все страшно, невыразительно.

Один только сад был живописно красив. Использование оксюморона: сад "один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении")

В какой тональности описан сад? Чьими глазами мы его видим? (Глазами Чичикова) Но эта красота- красота заброшенного кладбища

Есть ли в нём признаки жизни? О чём говорит описание сада? (Не всегда поместье Плюшкина было таким, как сейчас)

Есть ли ещё какие-нибудь постройки в имении? О чём это говорит? ("Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере:")

4. И вот на этом фоне предстает перед Чичиковым странная фигура:

Прочитайте и прокомментируйте описание портрета со слов: «Лицо его не представляло ничего особенного...только никак не галстук» стр. 107-108 (Внешность Плюшкина такова, что Чичиков, увидев его у церкви, не удержался бы и подал медный грош.

«Какая самая живописная деталь портрета? Первое название Плюшкина - «фигура». Чичикову непонятно, кто перед ним - «баба или мужик», во всяком случае не помещик. Чичиков подумал, что это ключница.

Какая деталь в портрете Плюшкина является особенно значимой и почему? (Это глаза: «маленькие глазки еще не потухнули... как мыши...» Но эта деталь подчеркивает не человеческую живость, а животную, здесь передана бойкая юркость и подозрительность маленького зверька.)

Одежда Плюшкина похожа на одежду нищего: "словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош.

Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец тысячи душ, у которого кладовые и амбары полны всякого добра. Однако все это добро превращалось в труху, так как охватившая ГIлюшкина скупость затмила практический ум когда-то хорошего хозяина

Есть ли противоречивые детали в описание портрета? (Раньше Плюшкин был другим: "Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностью и познание света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать:")

Как называет Гоголь своего героя? ("и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве") А как вы понимаете это выражение? Что такое прореха?

Словарная работа: прореха - 1. Дыра на одежде прорванное место. Карман с прорехой. 2. перен. Недостаток упущение (разг.). Прорехи в хозяйстве. 3. Передний разрез у брюк. || уменьш. прорешка -и ж. (к 1 и 3 знач.).

Что же, по вашему, тогда "прореха на человечестве"? (Что-то ненормальное, патологическое)

5. Какие детали выделим при описании интерьера? (Живописная куча, которая говорит о невероятной скупости Плюшкина)

Чтение фрагмента со слов: «Он вступил в темные широкие сени...» стр. 106 Какая деталь в описании интерьера указывает на то, что жизнь умерла в этом доме? (В доме Плюшкина темно, пыльно, на Чичикова подуло холодом, как из погреба. Во всем беспорядок, а в углу комнаты куча хлама, из которой торчит кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.

Заметная деталь - остановившиеся часы: в доме Плюшкина умерло время, остановилась жизнь.)

Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как проходил процесс его деградации? (У автора была надежда, что этот герой способен нравственно измениться. Видимо, не случайно поэтому он дан последним в галерее помещиков.

Есть и другая точка зрения: среди всех помещиков.

Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому он раскрывает характер героя в развитии.)

6. Найдите в рассказе о прошлом Плюшкина детали, настораживающие читателя, заставляющие предвидеть страшное настоящее героя. Стр. 109 (Сравнение с «трудолюбивым пауком» говорит о том, что Гоголь не стремится превратить Плюшкина в лицо трагическое. Писатель завершает свой рассказ о прошлом Плюшкина словами: «...подобное явление редко попадается на Руси...» Паук, явление - эти сравнения говорят о мертвенности натуры Плюшкина. Лицо Плюшкина Гоголь прямо называет «деревянным», хоть и скользит однажды на нем «теплый луч - бледное отражение чувства».)

7. Какой прием оказан Чичикову у Плюшкина? «Я давненько не вижу гостей...» стр. 112и «Поставь самовар, слышишь, да вот возьми ключ да отдай Мавре, чтобы пошла в кладовую...»)

8. Какова реакция Плюшкина на предложение Чичикова «платить подати за всех крестьян»? Чтение со слов: «Предложение, казалось, совершенно изумило Плюшкина. Он вытаращив глаза, долго смотрел на него...» стр113

9. Почему после такого приёма Чичиков был «в самом веселом расположении духа»? (Настоящим подарком для него были не только мёртвые, но и беглые «всего двести с лишком человек», купленные по цене в 30 копеек.)

Читая VI главу, нельзя не обратить внимания на ее лирическую тональность. Начинается она лирическим отступлением о молодости, главная черта которой любопытство; зрелость и старость же несут человеку равнодушие. Голос автора прорывается и в рассказе о Плюшкине, например: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!..», и это восклицание завершается пламенным обращением к молодым людям: «Забирайте же с собою в путь... все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом…»

Отношения Плюшкина с откупщикам, хождение по селу за сбором всякой дряни говорили о том, что скряжничество привело Плюшкина к бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно разорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне мрут, как мухи, десятками числятся в бегах. Вещи для него дороже людей, в которых он видит лишь мошенников и воров.
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! » - восклицает Гоголь.

В образе Плюшкина воплощена бессмысленность накопительства и скупости

6. Подведение итогов урока.

Коллективное обсуждение проблемы уроков.

1. Что объединяет героев глав о помещиках? (Каждый из героев индивидуален, в каждом есть какая-то «дьявольская» энергия, ведь вокруг них все приобретает их черты: вокруг Ноздрева отдает трактиром, скандалом, у Собакевича каждая вещь говорит: «...и я тоже Собакевич!» Вокруг Манилова даже пейзаж и погода имеют какую-то сероватую неопределенность. То же можно сказать о Коробочке и Плюшкине.

Ведет сюжет Чичиков. Он связывает воедино все события и человеческие судьбы. Каждая глава расширяет наши представления и о Чичикове.)

2. Для чего Гоголь строит главы II-VI примерно по одному плану (окрестности усадьбы и сама усадьба, интерьер дома, описание внешности героя, встреча хозяина и гостя, беседа о знакомых, обед, сцена купли-продажи мертвых душ)? В чем вы видите смысл такого построения глав? (Повторяющийся план глав создает ощущение однотипности изображаемых явлений. Кроме того, описание строится таким образом, что позволяет охарактеризовать личности помещиков.)

7. Оценивание работы детей на уроке, выставление отметок.

Домашнее задание.

Чтение глав I, VII, VIII, IХ, Х.(губернский город в поэме)

Довольно скоро Чичиков въехал на середину обширного села со множеством изб и улиц. Особая ветхость была заметна во всех деревенских стро­ениях. Затем показался господский дом: «каким- то дряхлым инвалидом глядел сей странный за­мок». Когда Павел Иванович въехал во двор, то у одного из строений увидел странную фигуру. Человек этот ругал мужика. Чичиков не мог долго понять, какого пола эта фигура: «платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы». Гость решил, что это ключница, и спросил у нее, где можно найти бари­на. Ключница повела Чичикова в комнаты.

В доме царил полный беспорядок: была нагромож­дена мебель, на столах лежало множество всякой всячины, в углу комнаты находилась куча каких- то вещей. Чичиков смог рассмотреть кусок деревян­ной лопаты и подошву старого сапога. В доме гость увидел, что имеет дело все-таки с мужчиной, а не с женщиной. Это существо и оказалось Плюшкиным.

Павел Иванович был очень удивлен столь ни­щенским видом помещика, имеющего в собствен­ности тысячу с лишком душ, полные амбары вся­кой снеди, запасы холстов, сукна, дерева, посуды и т. п. Не довольствуясь этим, барин каждый день проходил по улицам своей деревни и подбирал все, что ему ни попадалось: бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок. Иногда он утаскивал и ведро, случайно оставленное бабой. Если Плюш­кина ловили на месте преступления, он без разго­вора отдавал свою находку. Когда же вещь попа­дала в кучу, помещик божился, что вещь его. Было время, когда Плюшкин был просто бережливым хозяином. У него были жена, две миловидные дочки и сын. Помещик слыл умным человеком, и не раз к нему заезжали поучиться вести хозяйство. Ско­ро жена умерла, старшая дочь сбежала с офице­ром. В помещике стала обнаруживаться скупость. Сын не послушался отца и записался в полк, за что был лишен наследства, младшая дочь умерла. Плюшкин остался один и с каждым годом стано­вился все более скупым. Он и сам забывал, какие богатства у него есть. Постепенно он превратился в бесполое существо, каковым нашел его Чичиков.

Павел Иванович долго не мог начать разговор, привлеченный столь живописным видом хозяина. Наконец он завел речь о крестьянах. Мертвых душ у Плюшкина насчитывалось более ста двадцати. Хозяин обрадовался, когда узнал, что гость берет­ся платить за них подать да еще сам уладит дело с приказчиком. Речь зашла и о беглых крестьянах, которых у Плюшкина было более семидесяти. Чи­чиков тут же решил купить этих крестьян и пред­ложил двадцать пять копеек за душу. После торгов новые знакомые сошлись на тридцати копейках за душу. На радостях Плюшкин хотел было угостить Чичикова ликером, в который набились разные козявки, и прошлогодним куличом. Павел Ивано­вич отказался, чем снискал еще большее располо­жения хозяина. Тут же совершили купчую, причем для доверенности хозяин, скрепя сердце, выделил четвертушку старой бумаги. Кроме того, Павел Ива­нович выдал двадцать четыре рубля девяносто шесть копеек за беглых крестьян и заставил Плюш­кина написать расписку.

Довольный собой, Чичиков распрощался с хо­зяином и приказал возвращаться в город. Приехав в гостиницу, Павел Иванович узнал о приехавшем новом поручике, посетовал на несвежий воздух в комнате, съел самый легкий ужин и забрался под одеяло.

Здесь искали:

  • мёртвые души 6 глава краткое содержание
  • краткое содержание 6 главы мертвые души
  • 6 глава мёртвые души краткое содержание

Гоголь начинает эту главу печальным воспоминанием о безвозвратно ушедшей юности , но потом возвращается к своему герою. Поехав по пути, указанному мужиком Собакевича , Чичиков вскоре добрался до обширного села, чьи строения отличались необычайной ветхостью. Крестьянские избы имели плохие крыши. Их окна были без стёкол, иные затыкались просто тряпкой или зипуном. Во многих местах тянулись рядами огромные клади господского хлеба, залежалого и испорченного, который кое-где даже зарастал травой. Показавшийся вскоре большой помещичий дом выглядел дряхлым инвалидом с выщербленной штукатуркой. Из окон его только два были открыты, а прочие – заставлены ставнями или даже забиты досками. (См. Описание усадьбы Плюшкина .)

Недалеко от входа Чичиков заметил странную фигуру, чей пол было трудно распознать. Она была похожа скорее не на мужика, а на бабу. По висевшим за поясом ключам в ней можно было предположить старую ключницу. (См. Портрет Плюшкина .)

На вопрос, дома ли барин, ключница вначале ответила: нет. Но услышав, что у Чичикова есть до помещика дело, произнесла: «идите в комнаты!»

Чичикова поразил царивший внутри дома беспорядок. Предметы старой и поломанной мебели были нагромождены друг на друга. На стенах висели пожелтевшие от времени картины, а в углу возвышалась покрытая густой пылью куча бесполезного старья. В ней виднелись обломок деревянной лопаты, старая подошва сапога и другой такой же мусор. (См. Интерьер дома Плюшкина .)

Ключница вошла следом, и Чичиков по небритости её подбородка понял теперь, что это всё же не баба, а мужик. Спросив, где же хозяин, он вдруг услышал ответ: «Что, батюшка, слепы-то, что ли? А вить хозяин-то я!»

Чичиков подался назад от удивления. На него смотрел человек с бегающими, как испуганные мыши, глазами, одетый в драный, замасленный халат – больше похожий на нищего, чем на помещика. Это и был Плюшкин – обладатель тысячи с лишком крепостных душ.

Плюшкин. Рисунок Кукрыниксов

В молодые годы он был деятельным, бережливым хозяином. В его имении имелось несколько фабрик, и каждый день шла неустанная работа, которую Плюшкин умело направлял, как трудолюбивый паук. Но вдовство и старость изменили его характер. После смерти матери дочь Плюшкина бежала из дому с офицером, а сын против воли отца поступил в полк. Одиночество делало Плюшкина с годами всё скупее и недоверчивее. Он разругался с детьми и стал подозревать, что крепостные не думают ни о чём другом, как только бы обворовать его. Плюшкин стал на всём экономить, по жадности поссорился со всем покупщиками, закрыл фабрики. С каждым годом сильнее уходили из его вида главные части хозяйства, и мелкий старческий взгляд обращался к ненужному хламу, который он собирал, ходя по деревне, под насмешки своих крестьян. Крепостные оброки без употребления сваливались в кладовые и превращались там в гниль и прореху. И сам Плюшкин обратился наконец в какую-то прореху на человечестве.

Заподозрив поначалу в Чичикове желание под видом дружбы бесплатно пообедать у него, Плюшкин стал говорить, что в кухне у него развалилась труба, и там ничего не готовят. Чичиков как бы вскользь заметил собеседнику о слухах про тысячу его крепостных. Плюшкин на это стал жаловаться: мужики ленивы, не хотят работать, а в последние годы многие умерли от горячки.

Чичиков с заметным оживлением поинтересовался, как велико число умерших. Оказалось, что не менее ста двадцати человек. Чичиков тут же вызвался делом доказать своё уважение перед Плюшкиным: он предложил взять на себя платёж податей за этих крестьян, ибо для удовольствия хозяина не прочь понести и личный убыток.

Плюшкин вытаращил глаза и искал в уме возможный подвох. Однако Чичиков сказал, что готов немедленно оформить купчую крепость на этих умерших, чтобы платить потом за них подати как за своих.

Плюшкин был так обрадован, что даже приказал слуге поставить для Чичикова самовар и принести в виде угощения к чаю старый сухарь из кладовой, который надо лишь поскрести сверху ножом от плесени. Отперев ключами дверцу старого шкафа, хозяин вынул оттуда запылённый графин с остатками ликера , уверяя, что сам недавно вычистил его от всех налипших за многие годы козявок. Чичиков поспешил отказаться от такого хлебосольства и торопил Плюшкина с составлением списка мертвых душ.

Плюшкин не без труда отыскал на столе четвёрку бумаги и начал вписывать туда имена умерших мужиков. Он выводил их мелким почерком, чтобы все вместились на один лист и не пришлось расходовать другой. Плюшкин упомянул, что ещё десятков семь его крестьян числятся в бегах. Чичиков немедленно выразил желание приобрести и их, предложив за каждую мертвую душу по тридцать копеек. Плюшкин слезно умолял пристегнуть к этой цене ещё хотя б копейки две. Чичиков согласился.

Купив таким образом сразу две сотни мертвых душ, Чичиков на пути из деревни Плюшкина был необычайно весел, посвистывал и даже к удивлению кучера Селифана приставил ко рту кулак, как будто бы играл на трубе. Уже поздно вечером они вернулись в губернский город N. Потребовав в гостинице самый легкий ужин, состоявший только в поросенке, Чичиков заснул сильно, крепко, как спят только те счастливцы, которые не ведают ни геморроя, ни блох, ни слишком сильных умственных способностей.

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог дойти человек»

(по 6 главе поэмы Гоголя «Мертвые души»)

Цели:

Развить образное воображение, а также навыки сопоставительного анализа.

Воспитание чувства ответственности за свою судьбу.

Ход урока

    Орг. момент

    Повторение

На прошлом уроке мы говорили о том, что гоголевский Чичиков не случайно заблудился и, прежде чем попасть к Собакевичу, оказался у Коробочки и Ноздрева.

- Вспомните, по какому принципу автор расположил 2 – 5 главы?

- Что такое градация?

- С какой целью он прибегает к подобной композиции?

- Глядя на иллюстрации, расскажите, как уменьшается «человеческое», «живое» в этих персонажах.

III . Работа с текстом художественного произведения

Сегодня на уроке мы вместе с Чичиковым познакомимся с последним в этом ряду помещиком – с Плюшкиным. Мы попытаемся понять, почему он замыкает этот ряд и почему Гоголь называет его «прорехой на человечестве», т. е. дыркой, пустым местом.

Для ответа на эти вопросы мы обратимся к тексту произведения и посмотрим, на какие детали обращает внимание автор, изображая Плюшкина. Как эти детали помогают понять характер героя и авторский замысел.

План

1. Деревья и сад Плюшкина.

2. Портрет Плюшкина.

З. Его жизнь до того состояния, в котором он находится теперь.

4. Гоголь о Плюшкине.

Пределом морального падения человека является Плюшкин. Все человеческое умерло в нем: это, в полном смысле этого слова, “мертвая душа”. К такому выводу ведет нас Гоголь с самого начала и до конца 6-й главы, развивая и углубляя тему духовной гибели человека.

1. В чем смысл фамилии этого гоголевского героя? (Она подчеркивает «сплющенность», искаженность героя и его души. У него одна забота - собирает всякое добро и гноит его, да еще и следит, чтобы никто не украл. Всего много и все пропадает, ветшает, все в запустении.)

2. С чего начинается наше знакомство с Плюшкиным? (С описания деревни) Прочитайте его.
Выразительно описание села Плюшкина, с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой с « особенной ветхостью деревенских изб»: «Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр». Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном».

Какое впечатление производит деревня, как добивается Гоголь этого? (Использует сравнение: "многие крыши сквозили, как решето", "на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер", "окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном")

Словарная работа: зипун - крестьянский кафтан из домодельного сукна.

Что привлекает ещё наше внимание? (Две церкви) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор при их описании? (Эпитеты: "опустевшая деревянная и каменная, с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся")

3. А каков же господский дом?

Прочитаем описание дома и сада Плюшкина со слов: «Частями стал выказываться господский дом...» до слов: «...ибо в железной петле висел замок-исполин».стр. 103-105

Обратим внимание на детали, сопровождающие это описание. Почему дом Плюшкина сравнивается с замком? (В этом проявляется ирония автора - рыцарские времена прошли. Нет ничего, что оживляло бы эту картину - здесь все словно вымерло. Замок-исполин – символ подозрительности хозяина, который все запирает.)

(Сравнение - "дряхлый инвалид", антитеза: "замок - инвалид")

А окна зачем так подробно описывает Гоголь? (В господском доме окна такие же, как и в избах крестьян) Что на основании этого можно сказать о помещике? (Хозяин поместья абсолютно не заботится не только о своих крестьянах, но и состояние собственного жилища мало его интересует)
Все страшно, невыразительно.

Один только сад был живописно красив. Использование оксюморона: сад "один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении")

В какой тональности описан сад? Чьими глазами мы его видим? (Глазами Чичикова) Но эта красота- красота заброшенного кладбища

Есть ли в нём признаки жизни? О чём говорит описание сада? (Не всегда поместье Плюшкина было таким, как сейчас)

Есть ли ещё какие-нибудь постройки в имении? О чём это говорит? ("Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере:")

4. И вот на этом фоне предстает перед Чичиковым странная фигура:

Прочитайте и прокомментируйте описание портрета со слов: «Лицо его не представляло ничего особенного...только никак не галстук» стр. 107-108 (Внешность Плюшкина такова, что Чичиков, увидев его у церкви, не удержался бы и подал медный грош.

« Какая самая живописная деталь портрета? Первое название Плюшкина - «фигура». Чичикову непонятно, кто перед ним - «баба или мужик», во всяком случае не помещик. Чичиков подумал, что это ключница.

Какая деталь в портрете Плюшкина является особенно значимой и почему? (Это глаза: «маленькие глазки еще не потухнули... как мыши...» Но эта деталь подчеркивает не человеческую живость, а животную, здесь передана бойкая юркость и подозрительность маленького зверька.)

Одежда Плюшкина похожа на одежду нищего: "словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош.

Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец тысячи душ, у которого кладовые и амбары полны всякого добра. Однако все это добро превращалось в труху, так как охватившая ГIлюшкина скупость затмила практический ум когда-то хорошего хозяина

Есть ли противоречивые детали в описание портрета? (Раньше Плюшкин был другим: "Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностью и познание света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать:")

Как называет Гоголь своего героя? ("и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве") А как вы понимаете это выражение? Что такое прореха?

Словарная работа: прореха - 1. Дыра на одежде прорванное место. Карман с прорехой. 2. перен. Недостаток упущение (разг.). Прорехи в хозяйстве. 3. Передний разрез у брюк. || уменьш. прорешка -и ж. (к 1 и 3 знач.).

Что же, по вашему, тогда "прореха на человечестве"? (Что-то ненормальное, патологическое)

5. Какие детали выделим при описании интерьера? (Живописная куча, которая говорит о невероятной скупости Плюшкина)

Чтение фрагмента со слов: «Он вступил в темные широкие сени...» стр. 106 Какая деталь в описании интерьера указывает на то, что жизнь умерла в этом доме? (В доме Плюшкина темно, пыльно, на Чичикова подуло холодом, как из погреба. Во всем беспорядок, а в углу комнаты куча хлама, из которой торчит кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога.

Заметная деталь - остановившиеся часы: в доме Плюшкина умерло время, остановилась жизнь.)

Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как проходил процесс его деградации? (У автора была надежда, что этот герой способен нравственно измениться. Видимо, не случайно поэтому он дан последним в галерее помещиков.

Есть и другая точка зрения: среди всех помещиков.

Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому он раскрывает характер героя в развитии.)

6. Найдите в рассказе о прошлом Плюшкина детали, настораживающие читателя, заставляющие предвидеть страшное настоящее героя. Стр. 109 (Сравнение с «трудолюбивым пауком» говорит о том, что Гоголь не стремится превратить Плюшкина в лицо трагическое. Писатель завершает свой рассказ о прошлом Плюшкина словами: «...подобное явление редко попадается на Руси...» Паук, явление - эти сравнения говорят о мертвенности натуры Плюшкина. Лицо Плюшкина Гоголь прямо называет «деревянным», хоть и скользит однажды на нем «теплый луч - бледное отражение чувства».)

7. Какой прием оказан Чичикову у Плюшкина? «Я давненько не вижу гостей...» стр. 112и «Поставь самовар, слышишь, да вот возьми ключ да отдай Мавре, чтобы пошла в кладовую...»)

8. Какова реакция Плюшкина на предложение Чичикова «платить подати за всех крестьян»? Чтение со слов: «Предложение, казалось, совершенно изумило Плюшкина. Он вытаращив глаза, долго смотрел на него...» стр113

9. Почему после такого приёма Чичиков был «в самом веселом расположении духа»? (Настоящим подарком для него были не только мёртвые, но и беглые «всего двести с лишком человек», купленные по цене в 30 копеек.)

Читая V I главу, нельзя не обратить внимания на ее лирическую тональность. Начинается она лирическим отступлением о молодости, главная черта которой любопытство; зрелость и старость же несут человеку равнодушие. Голос автора прорывается и в рассказе о Плюшкине, например: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!..», и это восклицание завершается пламенным обращением к молодым людям: «Забирайте же с собою в путь... все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом…»

Отношения Плюшкина с откупщикам, хождение по селу за сбором всякой дряни говорили о том, что скряжничество привело Плюшкина к бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно разорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне мрут, как мухи, десятками числятся в бегах. Вещи для него дороже людей, в которых он видит лишь мошенников и воров.
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! » - восклицает Гоголь.

В образе Плюшкина воплощена бессмысленность накопительства и скупости

6. Подведение итогов урока.

. Коллективное обсуждение проблемы уроков.

1. Что объединяет героев глав о помещиках? (Каждый из героев индивидуален, в каждом есть какая-то «дьявольская» энергия, ведь вокруг них все приобретает их черты: вокруг Ноздрева отдает трактиром, скандалом, у Собакевича каждая вещь говорит: «...и я тоже Собакевич!» Вокруг Манилова даже пейзаж и погода имеют какую-то сероватую неопределенность. То же можно сказать о Коробочке и Плюшкине.

Ведет сюжет Чичиков. Он связывает воедино все события и человеческие судьбы. Каждая глава расширяет наши представления и о Чичикове.)

2. Для чего Гоголь строит главы II - VI примерно по одному плану (окрестности усадьбы и сама усадьба, интерьер дома, описание внешности героя, встреча хозяина и гостя, беседа о знакомых, обед, сцена купли-продажи мертвых душ)? В чем вы видите смысл такого построения глав? (Повторяющийся план глав создает ощущение однотипности изображаемых явлений. Кроме того, описание строится таким образом, что позволяет охарактеризовать личности помещиков.)

7. Оценивание работы детей на уроке, выставление отметок.

Домашнее задание .

Чтение глав I , V II, V III, IХ, Х.(губернский город в поэме)

Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова-- чиновника, скупающего «мертвые души». Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку. Лицо помещичьей России представлено в пяти главах, каждая из которых посвящена одному помещику. Замыкает этот ряд глава о Плюшкине.
По словам Гоголя, перед нами следуют герои, «один пошлее другого». Известно, что у Гоголя был план, оставшийся неосуществленным, написать поэму из трех частей, наподобие «Божественной комедии» Данте, где первая часть - это «Ад». Тогда получается, что первый и единственный завершенный том этой трехчастной поэмы имеет сходства с дантовским «Адом», и в нем должна соблюдаться та же последовательность показа героев: чем дальше, тем они становятся хуже. По этой логике выходит, что из всех помещиков Плюшкин, который рисуется последним, должен быть самым ужасным, душа его должна была бы полностью омертветь.
Авторская характеристика Плюшкина-^ «прореха на человечестве» -: вроде бы подтверждает такую догадку. Но есть свидетельства о том, что из всех героев первого тома Гоголь хотел провести через очищение к возрождению души в третьем томе только двух - Чичикова и Плюшкина. Значит, позиция автора далеко не так прямолинейна, как может показаться на первый взгляд.
Это заметно уже по тому, как изображается имение этого помещика- самого богатого во всей губернии. С одной стороны, в этом описании соблюдается принцип общей характеристики Плюшкина: он «накопитель» и «расточитель» одновременно, поскольку, полностью поглощенный своей скупостью и жаждой стяжательства, он утратил представление о реальном положении вещей. В итоге он не может отличить важного и нужного от мелочей, полезного от несущественного. Вот и гниет у него в амбарах богатый урожай, в то время как всякий хлам хранится в куче, тщательно охраняемой хозяином. Добра много, а впроголодь живут не только крестьяне, но и сам помещик.
И то же мы видим в описании «обширного села со множеством изб и улиц», но при этом во всех деревенских строениях Чичиков заметил «какую-то особую ветхость». Огромный, как замок, господский дом, выглядел «каким-то дряхлым инвалидом». Зато «старый, обширный, тянувшийся позади дома сад», тоже сочетающий черты былого величия и страшного запущения, производит иное впечатление: он оказывается прекрасен даже в своем «картинном опустении». Почему же природа оказывается способна сохранить свою «душу», а человек, захваченный властью вещей, должен «омертветь» навсегда? Может быть, остается надежда даже и для того, кто стал «прорехой на человечестве»? Мне кажется, что именно встреча с Чичиковым помогает увидеть в Плюшкине то, что дает некоторую надежду на возрождение его омертвевшей души.
Есть еще одна особенность главы, посвященной Плюшкину, отличающая ее от других глав о помещиках: только здесь дана развернутая биография героя. Почему же автор отступает от принятого им в других главах плана?
С одной стороны, если во всех других помещиках подчеркивалась именно их типичность, то в Плюшкине автор видит не только характерное для помещичьей России явление, но своего рода исключение. Даже Чичиков, видавший «немало всего рода людей», такого «еще не видывал», да и в авторской характеристике Плюшкина сказано, что «подобное явление редко попадается на Руси». А потому характер этого помещика требует особых объяснений.
То состояние, в котором его находит Чичиков, и впрямь ужасающе. Рисуя портрет Плюшкина, автор сгущает краски до предела: Чичиков не мог даже «распознать, какого пола была фигура: баба или мужик»,- и решил в конце концов что перед ним ключница. Но, пожалуй, даже и ключница не наденет то тряпье, которое носит Плюшкин: на его халате «рукава и верхние полы до того засалились, что походили на юфть, какая идет на сапоги».
Но и в портрете Плюшкина, при всей его неприглядности, есть одна деталь, которая если не контрастирует со всем остальным, то, во всяком случае, несколько настораживает: это глаза. На худощавом, одервенев- шем лице старика с выступающим подбородком «маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши...». Далее следует крайне разросшаяся вторая часть сравнения - описание мышей, - которая почти полностью заслоняет то, что сравнивается, - то есть глаза. Но, тем не менее, что бы ни отражалось в этих «глазках», постоянно ищущих, где что плохо лежит, но они ведь «еще не потухли», а как известно, глаза- зеркало души. Но есть ли в дальнейшем описании встречи Чичикова с Плюшкиным хоть одно проявление этой «еще не потухшей» души?
Читатель уже хорошо знает, что Чичиковым движет чисто меркантильный интерес: у Плюшкина, владельца более тысячи крестьян, наверняка должно быть множество «мертвых душ». Об этом наш герой уже догадался, познакомившись с его имением и домом. И действительно, таковых оказывается до ста двадцати! Скупость хозяина и болезни сделали свое дело.
Чичиков не может скрыть своей радости, но, верно оценив, с кем он имеет дело, тут же находит способ, не объясняя причин своего интереса к «мертвым душам», уговорить хозяина совершить купчую крепость. Ведь за умерших крестьян до новой переписи необходимо было платить налог, как за живых. Конечно, для скряги Плюшкина это страшная обуза. И вот Чичиков «без всяких обиняков, тут же изъявил готовность принять на себя обязанность платить подати за всех крестьян, умерших такими несчастными случаями».
Даже у Плюшкина такое предложение вызывает изумление: неужели кто-то готов пойти на явный убыток? Но Чичиков успокаивает его тем, что делает это «для удовольствия» Плюшкина, и уж совсем покоряет недоверчивого старика, когда говорит, что «готов принять даже издержки по купчей за свой счет». Радости Плюшкина нет конца: «Ах, батюшка! Ах, благодетель мой!» - восклицает растроганный старик. Он, давно забывший, что такое доброта и великодушие, уже желает «всяких утешений не только ему, но даже и деткам его». Его «деревянное лицо» вдруг озарило вполне человеческое чувство - радость, правда, «мгновенно и прошедшая, будто ее вовсе и не бывало». Но этого уже достаточно, чтобы понять, что что-то человеческое в нем все же осталось.
И подтверждение тому мы видим дальше. Плюшкин, который всех в своей деревне и доме буквально заморил голодом, уже готов даже расщедриться на угощение гостя! По-плюшкински, конечно: Чичикову предложен «сухарь из кулича» и «славный ликерчик» из «графинчика, который был весь в пыли, как в фуфайке», да еще и с «козявками и всякой дрянью» внутри. Гость предусмотрительно отказался от угощения, чем еще больше расположил к себе Плюшкина.
А после отъезда Чичикова старик даже думает о том, «как бы ему отблагодарить гостя», и решает завещать ему свои карманные часы. Вот оказывается - и чувство благодарности живо еще в этой искалеченной человеческой душе! Что для этого было нужно? Да, по сути, очень немногое: чуть-чуть внимания, пусть и небескорыстного, участия, поддержки.
А еще пробуждение души Плюшкина заметно тогда, когда он вспоминает свою юность. Чичиков просит Плюшкина назвать какого- нибудь знакомого в городе, чтобы совершить купчую крепость. И тогда старик вспоминает, что из прошлых его друзей в живых еще остался один - председатель палаты, с которым они дружили еще в школе. «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, вырвалось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства», и, как и в предыдущий раз, «лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственней и пошлее».
Но можно предположить, что, если какие-то нормальные человеческие чувства и сейчас сохранились в Плюшкине, то значит, они были в нем и раньше. Так что же случилось с этим человеком? Ответ на этот вопрос и должна дать его биография.
Оказывается, Плюшкин был таким не всегда. Когда-то он был просто бережливым и экономным хозяином и хорошим отцом, но внезапно наступившее после смерти жены одиночество обострило его и без того несколько скупой характер. Потом дети разъехались, друзья умерли, и скупость, ставшая всепоглощающей страстью, взяла над ним полную власть. Она привела к тому, что Плюшкин вообще перестал испытывать потребность в общении с людьми, что привело к разрыву родственных отношений, нежеланию видеть гостей. Даже своих детей Плюшкин стал воспринимать как расхитителей имущества, не испытывая никакой радости при встрече с ними. В итоге он оказывается в полном одиночестве.
Кто виновен во всех бедах, случившихся с этим человеком? Он сам - конечно! Но Гоголь усматривает в истории Плюшкина и нечто другое. Недаром именно в этой главе помещено лирическое отступление о юности с ее свежестью и живостью восприятия всего окружающего, которую сменяет зрелость, несущая равнодушие и охлаждение к жизни. «Что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста». Так, может, то, что произошло с Плюшкиным, вовсе не исключение? Может, такова вообще логика человеческой жизни?
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!»- восклицает писатель, заканчивая главу о Плюшкине. И дает беспощадный ответ: «Все похоже на правду, все может статься с человеком». А значит, история Плюшкина не только не исключение для помещичьей России XIX века, но она может повториться и в другое время в других условиях.
Как же сохранить в себе живую душу? Как излечить больную, омертвевшую? Удивительно, но именно в главе о Плюшкине отчасти дан такой ответ: нельзя позволить растерять, идя по жизненной дороге, «человеческие движения». «Не подымете потом!»- предупреждает нас Гоголь. Но если человек оступился, сошел с верного пути, то только живое человеческое участие, сострадание и помощь могут спасти его. И этот вывод, завершающий рассказ не только о русском помещике, но и о «бесчеловечной старости», которая «ничего не отдает назад», останется актуален для всех и на все времена.