Сонник: Японец (самурай). Юрий буйда

I Характеризуйте картины мира, носителями которых являются главные герои.

|II. Сопоставьте их речевые зоны.

Как в речи героев проявляется разница в восприятии мира?

Проследите динамику точки зрения повествователя (сравните начало и конец рассказа).

III. Определите хронотоп рассказа.

Какое место в нем занимает образ качелей?

Что он символизирует?

IV. Объясните смысл названия рассказа.

В чем заключается конфликт: несовместимость характеров или столкновение культур?

V. Сравните данный рассказ с предшествующим.

Какова идейная сущность образа качелей у И. Бунина и Ю. Буйды?

С какими другими ключевыми образами прозы этих писателей его можно сопоставить?

Памятка по работе с литературоведческими понятиями

Отражение в произведении реальных черт и свойств личности автора.

Внесюжетные элементы

Место внесюжетных элементов в композиции произведения.

Классификация внесюжетных элементов в произведении (авторские отступления, вставные эпизоды, описания: портрет, пейзаж, мир вещей).

Роль внесюжетных элементов в произведении.

Герой, персонаж, характер, тип

Воплощение в герое, персонаже определенного жизненного характера.

Литературный тип как персонаж, несущий в себе широкое обобщение: в его характере общечеловеческие, присущие многим людям черты преобладают над чертами личными, индивидуальными.

Система персонажей

Соотношение главных, второстепенных, эпизодических персонажей в произведении.

Роль главных, второстепенных, эпизодических персонажей в произведении.

Герои, вступающие в идейный или бытовой конфликт друг с другом как наиболее важные в системе персонажей.

Индивидуальные особенности построения системы персонажей в произведении.

Роль внесценических персонажей в драматическом произведении.

Лирический герой

Лирический герой как условный образ человека в лирике, который выражает личные переживания автора или человека вообще.

Деталь художественная

Классификация художественных деталей в произведении: детали портрета, пейзажа, мира вещей, психологические.

Функции художественных деталей в произведении: характеристика героев, их психологического состояния, создание общей картины нравов, выражение авторской позиции, значение символа.

Жанр

Общие признаки групп произведений, связанных принадлежностью к одному жанру.

Индивидуальные особенности проявления жанрового своеобразия в конкретном произведении, в творчестве конкретного писателя.

Заглавие, название произведения

Роль заглавия: нейтральное, указывает лишь на один из образов произведения, на его тему; художественное значимое, выражает проблематику произведения, авторскую позицию; заглавие – художественный образ, раскрытию которого служит все произведение.

Идея

Идея как главная обобщающая мысль или система таких мыслей в художественном произведении.

Формы выражения идеи в литературном произведении.

Изображенный в художественном произведении мир

Характер художественной условности при изображении мира в художественном произведении: изображение жизнеподобного мира; изображение фантастического мира.

Композиция

Композиция как состав и последовательность расположения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами.

Сюжет как один из элементов композиции эпического, драматического произведения.

Особенности композиционного оформления сюжета в произведении: изложение событий в прямой хронологической последовательности; введение в сюжет отступлений в прошлое; сознательное нарушение хронологической последовательности событий.

Роль несюжетных элементов в композиции произведения.

Соотношение сюжетных и несюжетных элементов в композиции произведения.

Роль системы персонажей в композиции произведения.

Роль системы образов в композиции произведения.

Организация повествования как важная особенность композиции произведения.

Композиционные приемы: повторы, кольцевая композиция и др.

Место снов, писем, жанровых включений и др. в композиции произведения.

Конфликт

Роль художественно выраженного противопоставления, противоречия в раскрытии содержания произведения.

Различные типы конфликтов: между отдельными персонажами; между персонажем и средой; психологический.

Конфликт как движущая сила сюжета эпических и драматических произведений.

Литературное направление

Художественное своеобразие произведения с точки зрения принадлежности к определенному литературному направлению.

Образ художественный

Художественный образ как универсальная форма отражения действительности в искусстве.

Классификация художественных образов в произведении: образы людей, образы природы, образы вещей, образы чувств, переживаний, словесно-речевые образы (сравнения, метафоры, олицетворения, символы, аллегории), детали-образы.

Соотношение художественного образа и реальности.

Соотношение конкретности и обобщения в художественном образе.

Пафос

Особенности пафоса произведения: юмор, сатира, инвектива, ирония, трагическое, героическое, романтика, сочетание различных разновидностей пафоса.

Способы создания пафоса как основного эмоционального тона произведения или эмоционального освещения того или иного персонажа.

Взаимосвязь пафоса произведения с его идеей, с авторским идеалом, с конфликтом.

Пейзаж

Пейзаж как часть изображенного в художественном произведении мира.

Роль пейзажа в произведении: обозначения места действия; создание определенного настроения; способ выражения авторской позиции.

Особенности создания пейзажа в конкретном произведении, в творчестве конкретного писателя.

Повествование (от первого лица, от третьего лица)

Повествователь

Тип повествователя: нейтральный рассказчик; вымышленный автор; сам автор; действующее лицо произведения.

Стилистические особенности речевой манеры повествователя, в которых проявляется его характер.

Портрет

Роль портрета в произведении: характеристика персонажа; способ выражения авторского отношения к персонажу.

Связь портрета с другими описаниями.

Языковые средства создания портрета.

Художественная деталь в литературном портрете.

Прием художественный

Своеобразие художественных приемов писателя: изобразительно-выразительные средства языка (использование эпитетов, сравнений, метафор, аллегорий, иносказания), стилистические приемы, композиционные приемы, подтекст, антитеза, говорящая фамилия, гротеск, психологизм, другое.

Проблема, проблематика

Проблема как основной вопрос, поставленный в произведении.

Проблема как конфликтная жизненная ситуация, поставленная писателем в центр произведения.

Проблемы, получающие решение, и проблемы неразрешимые.

Речь, речевая характеристика, речевая манера

Словесная форма произведения как главное средство создания художественных образов, выражения авторской позиции.

Проявление в речевом оформлении произведения авторского стиля, творческой манеры писателя.

Речевая характеристика как один из способов создания образа человека в эпических и драматических произведениях.

Речевая манера персонажа как проявление его характера, индивидуальности.

Речевая манера персонажа как проявление его социального положения, образования, уровня культуры.

Речевая характеристика как средство сопоставления, противопоставления героев.

Особенности речи героев как средство раскрытия их психологического состояния.

Символ, символика

Символ как вид иносказания, который основан на широком обобщении и не поддается однозначному истолкованию.

Художественная форма произведения как система средств и приемов, служащих для воплощения содержания и для эмоционального воздействия на читателя.

Изображенный в произведении мир, художественная речь, композиция как важнейшие стороны художественной формы.

Стиль

Стиль как система художественных приемов, свойственная произведению, творчеству писателя, литературному направлению.

Сюжет

Конфликт как основная движущая сила сюжета в эпическом, драматическом произведении.

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка как основные элементы сюжета.

Сюжетные линии в произведении.

Сюжет как способ создания образа персонажа.

Сюжет как способ разрешения поставленных автором проблем.

Тема, тематика

Тема как объективная основа произведения, объект изображения, характеры и ситуации, которые изображает автор.

Тематика как совокупность основных тем произведений.

Типическое

Типическое как характерное, свойственное данной эпохе и социальной среде, закономерно в ней возникающее.

Изображение не вполне типических характеров как характерная черта русского реализма.

Традиция и новаторство

Литературная традиция как преемственность, наследование писателем опыта предшественников, продолжение и развитие характерных для литературы прошлого тем, мотивов, идей, проблематики, художественных средств и приемов.

Художественное своеобразие

Художественное своеобразие произведения как его неповторимые черты и свойства.

Художественное своеобразие, проявляющееся в художественной форме, в системе индивидуальных средств и приемов ее создания.

Художественное своеобразие в индивидуально-авторской трактовке общих тем, мотивов, проблем.

Эпиграф

Эпиграф как средство определить тему повествования, как средство поставить проблему, как средство выразить основную идею,.

Эпизод

Эпизод как относительно завершенная и самостоятельная часть произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Проявление художественного своеобразия произведения в эпизоде.

Эпизод в сюжетном развитии произведения.

Эпизод в композиции произведения.

Эпизод и характеристика персонажа.

К чему снится самурай

Эзотерический сонник

Вы столкнетесь с необъяснимым поведением людей, неоправданной жестокостью и коварством.

Сбываемость и значение снов

Сон с понедельника на вторник

Увиденный неприятный сон предупреждает о проблемах: лишениях, неудавшихся поездках, понижении в должности. Спокойные картины указывают на скорый успех и необходимость переходить к решительным действиям. Значение сна реализуется в грядущий четверг или пятницу.

30 лунный день

Сон чаще всего имеет фантастический сюжет. Его общая энергетика обычно благоприятная. Такие сновидения - к добру: они обещают сновидцу радость, везение и хорошие перемены. Они воплощаются в реальность.

Новолуние

Сновидение отражает тайные уголки подсознания и чаще всего касается вещей или событий, которыми заняты мысли спящего. Мысли и идеи из такого сна имеют ценность: запомните их и воплотите в будущем.

26 ноября

Сны в этот день месяца редко наполнены негативным смыслом. Радостное сновидение предсказывает сновидцу успех в делах, счастье и всплеск эмоций после удавшегося отдыха, которые уже не за горами.

Влияние различных факторов на воплощение сна

29 лунный день c 06:12 (25 ноября) по мск - Сны не исполняются, но являются настолько тяжелыми, безрадостными, что порождают па­рализующий, леденящий душу страх и настойчивое ожи­дание грядущих неприятностей. Чтобы от этого избавить­ся, по пробуждении следует семь раз облить себя горячей и холодной водой попеременно или принять в том же количестве контрастные ванны.


Вторник - Вторником управляет воинственный Марс. Марс - это мужская, агрессивная планета, отвечает за реализацию Ваших стремлений, вашей личной силы. Поэтому и сны в этот будут отражать Ваши личные стремления, Вашу внутреннюю силу. Также сны в этот день расскажут о грядущих подвигах и прошедших войнах, достижениях, а также о прошлых и будущих скандалах.
Если в этот сны было спокойные и уравновешенные, то это означает: Вы пришли к некоторой внутренней гармонии, Вы умеете уравновешивать свои силы и успешно добиваетесь своей цели, также означает, что скандалов в ближайшем будущем не предвидется. Если сон был ярок, то это значит, что Вы полны сил и решимости реализовать свои цели, смело двигайтесь вперед, удача Вам будет сопутствовать! Также наличие острых предметов во сне будет говорить о Вашей готовности добиться успеха. Если сон Вам не понравился, то это говорит о том, что у вас чересчур повышена самооценка, нужно поработать над собой! Сон, в котором Вы лидер - также хороший знак