Сюжетная линия печорин и мери. Урок «Мери и Печорин

Отношения главного героя с княжной показаны через восприятие самого Печорина. Сюжетная линия взаимоотношений этих персонажей - одна из самых ярких в романе. Развитие этих отношений не простое, ведь это любовный треугольник, итогом которого становится трагедия. Но Печорин и Мери - союз, которому никогда не стать реальным.

Знакомство персонажей

Герои познакомились в Пятигорске, где княжна с матерью отдыхали на водах. Каждый из них вращается в светских кругах, знает о жизни высшего общества не понаслышке. Печорин сразу вызывает интерес у девушки, но долго играет ее чувствами. Он долгое время дразнит ее, подогревает интерес к собственной персоне. Наконец он приглашает ее на танец во время бала.

Печорин точно знает, как увлечь девушку и влюбить ее в себя. У него разработана целая система, от которой он не отступает. И такой план приводит его к желаемому результату - княжна влюбляется в него. Но отношение Печорина к Мери не искреннее - он играет с ней, влюбляет ее в себя скорее от скуки, нежели из-за настоящей симпатии. Печорин - опытный сердцеед, а вот княжна юна и сталкивается с подобным чувством впервые. Но это не мешает герою играть с судьбой девушки.

Мотивы Печорина

Главной причиной влюбить в себя княжну для Печорина стала скука. Для того, чтобы получить новые эмоции, устроить для себя развлечение, персонаж готов жертвовать судьбами людей, не размениваясь на настоящие чувства. Печорин получает удовольствие от того, что княжна мучается, он даже сравнивает себя с вампиром.

Вторым ярким мотивом для завоевания Мери является попытка скрыть отношения с Верой. Напустив пыль в глаза окружающим, Печорин пытается завуалировать связь с замужней дамой. Сам он пишет о том, что это еще больше вызывает в нем интерес. Вести двойную игру для него весело. Персонажа не мучает совесть ни в отношении разбитого сердца девушки, ни в отношении измены Веры своему мужу.

Любовный треугольник

Приехав в Пятигорск, Печорин встречает давнего приятеля Грушницкого. Но знакомство с Мери положило трещину в их отношениях. Грушницкий влюбляется в девушку, в то время как она не испытывает к нему никаких чувств, кроме раздражения. Но Печорин, вместо того, чтобы помочь приятелю завоевать даму, решает сам влюбить ее в себя.

Грушницкий начинает распускать слухи о Печорине и княжне Мери. Дуэль, на которую Печорин вызвал Грушницкого, стала развязкой этого любовного треугольника. История Печорина, Грушницкого и Мери заканчивается трагедией. Но оставшись холодным и к чувствам девушки и к смерти приятеля, Печорин не испытывает никаких чувств.

Мери ждет от него любви и предложения руки и сердца, но вскоре узнает о том, что Печорин никогда не испытывал к ней чувств, и она была для него лишь игрушкой. Герой нисколько не раскаивается в этом и уезжает, оставляя Мери навсегда с ненавистью в душе и поломанной судьбой.

«Герой нашего времени» – роман о поломанных судьбах. О том, как достойный человек под влиянием времени может превратиться в «нравственного калеку», и заботясь только о себе, играть с судьбами и жизнями других людей. Такое поколение породила сама эпоха. Судьбы, поломанные Печориным, могли быть решены по-другому, если бы не сиюминутные прихоти героя. В наше время особенно важно задуматься о выборе между тем, каким человеком быть, и на примере Печорина увидеть весь ужас цинизма и эгоизма, который процветает сегодня в современном обществе.

Читая произведение и знакомясь с работой автора на уроке литературы, мы видим, как раскрывается образ героя в отношениях с другими действующими лицами. Наблюдаем мы проявление характера Печорина и во взаимоотношениях с такими героями, как Грушницкий, княжна Мэри, Вера и Вернер. Со всеми вышеуказанными личностями, которые были придуманы , главный герой открывается с новой для нас стороны.

Взаимоотношения с Вернером

Если рассуждать об отношениях Печорина и Вернера, то скорее это дружеские отношения. Персонажей связывает наблюдательность, особый ум и находчивость. Вот только здесь мы видим пассивность к жизни со стороны Вернера, что является преградой Вернеру к поступкам, в то время как главный герой в постоянном поиске приключений. Печорин активен и любит испытать свою судьбу. В целом, в данных отношениях проявляется такая черта характера у Печорина, как эгоизм, где такого понятия, как дружба, герой не признает. Ведь здесь нужно самозабвение и жертвы к которым он не готов.

Взаимоотношения с Грушницким

По иному проявляется характер Печорина в отношениях с Грушницким, с которым у него были сначала добрые отношения, переросшие затем в некую борьбу. Она привела героев к дуэли. Когда мы видим отношения Грушницкого и Печорина, то отмечаем, что для главного героя является нормой отсутствие таких понятий, как страх, злоба, жалость. Эти чувства напрочь исчезли, о чем говорит и сам герой, который перед дуэлью ничего из вышесказанного не почувствовал.

Взаимоотношения с княжной Мэри

В отношениях с Мэри проявляется противоречивость характера Печорина. С одной стороны он уже давно не живет сердцем, а с другой стороны, несколько раз почувствовал себя увлеченным. Но в целом, все у него продумано, все он взвешивает. Им управляет расчет и любопытный разум. Он уже давно ни для кого не открывается и быстро разочаровывается в спутницах. Этого разочарования он боялся и в случае отношений с княжной Мэри. Здесь герой предстает перед нами холодным и эгоистичным человеком, для которого увлечение Мэри является не более, чем игрой. Как по мне, то Печорин попросту боится обыденности, вот и отвергает женские чувства, напуская на себя холодность и равнодушие.

Взаимоотношения с Верой

Казалось бы, можно делать выводы о бездушности Печорина, может даже некой жестокости по отношению к другим людям, если бы не встреча с Верой. Да, эти отношения не имеют счастливого конца, однако мы видим, что герой не бездушен. Есть еще у него в глубине души небольшой, еле тлеющий огонек человечности. Жаль только, что у Печорина этот огонек, из-за его эгоизма и холодности, быстро затухает.

Проявление характера Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери

А какую оценку поставите вы?


Печорин и Грушницкий сочинение на тему Сочинение по произведению Лермонтова «Герой нашего времени» Сочинение: эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера Мцыри

В романе «герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность современника, показать портрет «героя времени», «составленный из всего нашего поколения, в полном их развитии, как сказал автор в предисловии к роману. Все сюжетные линии сведены к центральному образу: Печорин и Грушницкий, Печорин и Вернер, Печорин и Вулич, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и горцы, Печорин и контрабандисты, Печорин и «водяное общество». При этом особую линию представляют любовные сюжеты, присутствующие почти в каждой из частей романа. Ведь одна из главных особенностей современника, по мнению Лермонтова, это «преждевременная старость души», при которой «…царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». Таков и Печорин: он не способен любить беззаветно и преданно, эгоизм губит самые лучшие и добрые его чувства. Именно это проявляется в его взаимоотношениях со всеми героинями романа – Бэлой, Верой и, конечно же, княжной Мери.

История о том, как Печорин добивается расположения и любви этой девушки, составляет сюжетную основу части «Княжна Мери». Именно здесь с глубоким психологизмом Лермонтов показывает тайные мотивы поступков Печорина, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свободу. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате – разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он и правда подобен «палачу в пятом акте трагедии». Именно такова его роль в судьбе Мери. Девушка, принадлежащая, как и Печорин, высшему свету, княжна Мери впитала в себя с детства многое из морали и нравов ее окружения. Она красива, горда, неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. Порой, она кажется избалованной и капризной, а потому разработанный Печорин план ее «соблазнения» поначалу не вызывает у читателя сильного осуждения.

Но мы замечаем и другие качества Мери, прячущиеся за внешностью светской красавицы. Она внимательна к Грушницкому, которого считает бедным, страдающим молодым человеком. Она не выносит показного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих «водяное общество». Княжна Мери проявляет сильный характер, когда Печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. Но вот беда – Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить себе. И, к сожалению, Мери пала его жертвой, как и другие. Виновна ли она в этом? Для того чтобы понять это, надо посмотреть, на чем «играет» Печорин, завоевывая ее расположение. Ключевая сцена – это беседа Печорина с Мери на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», герой «исповедуется» перед неопытной девушкой. Он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина – вызвать сочувствие девушки. И действительно, ее добрая душа тронута этим рассказам, а в результате – она полюбила Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин – он достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» - цинично замечает герой. Последняя сцена объяснения Печорина и Мери вызывает острое сочувствие к несчастной девушке. Даже самому Печорину «стало жаль ее». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся над ней. И княжне остается только страдать и ненавидеть его, а читателю – размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.

Роман "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова считается одним из лучших произведений классической русской литературы. Говорить о нем можно очень долго - интересных тем для обсуждения более чем достаточно. Сегодня мы остановимся на одной из них - попытаемся понять, каким было отношение Печорина к Мери.

Характер Печорина

Сначала следует разобраться в характере главного героя. Нельзя не признать, что это человек, по своему развитию выше общества, окружающего его. Однако он не сумел найти применения своим талантам и способностям. 1830 годы - сложный период в российской истории. Будущее молодых людей того времени было "иль пусто, иль темно". Лермонтов в Печорине запечатлел черты молодого поколения тех лет. Портрет его героя составлен из пороков всего времени. В нем как будто два человека. Первый из них действует, а второй наблюдает за его действиями и рассуждает о них или, вернее, осуждает.

Отрицательные черты характера Печорина

В Печорине можно заметить множество отрицательных черт, включая и эгоизм. Хотя Белинский не мог согласиться с этим. Он говорил, что эгоизм "не обвиняет себя", "не страдает". Действительно, Печорин страдает из-за того, что ему скучно среди людей, принадлежащих к "водяному обществу". Стремление из него вырваться заключается в том, что герой растрачивает себя на различные мелкие дела. Печорин рискует жизнью, ища забвения в любви, подставляя чеченские пули под себя. Он очень страдает от скуки и осознает, что жить так, как живет он, неправильно. Герой честолюбив и злопамятен. Где бы он ни появился, везде случаются несчастья.

Для чего герой обманул Мери?

Глубокую душевную рану этот герой нанес княжне Мери. Он обманул эту девушку, предал ее любовь к нему. Какую же цель преследовал он? Исключительно собственное удовлетворение. В этом совершенно разными были Печорин и княжна Мери. Отношения между героями характеризуются тем, что княжна стремится сделать счастливым своего возлюбленного, а он думает лишь о себе. Однако Печорин хорошо осознает, какую неблагодарную роль сыграл в жизни этой девушки.

Развитие взаимоотношений между Печориным и Мери

Для того чтобы понять, каким было истинное отношение Печорина к Мери, вкратце проследим историю развития их весьма необычного романа. Мери - молодая и красивая дочь княгини Лиговской. Однако она чересчур наивна, а также чрезмерно доверчива к другим людям, включая Печорина. Сначала девушка не обратила внимание на главного героя, однако он сделал все, чтобы заинтересовать ее. Он переманил к себе поклонников Мери, рассказывая им забавные истории. После того как Печорин завоевал ее внимание, он попытался произвести на княжну хорошее впечатление историями и рассказами из своей жизни. Его цель заключалась в том, чтобы девушка начала видеть в нем необыкновенного человека, и он добился своего. Печорин постепенно покорил девушку. Во время бала он "спас" княгиню от пьяного нахала, пристававшего к ней. Заботливое отношение Печорина к княжне Мери не осталось незамеченным девушкой. Она считала, что герой искренен в своих поступках. Однако девушка жестоко ошиблась. Он просто хотел покорить ее, она для него была очередной игрушкой. Однажды вечером отправились на прогулку Печорин и Мери. Взаимоотношения их к тому времени уже развились достаточно для того, что произошло во время нее. Княжна почувствовала себя плохо, переходя через речку. Печорин обнял ее, девушка облокотилась на него, и тогда он ее поцеловал.

Был ли Печорин влюблен в Мери?

Печорин утверждал и старался убедить себя в том, что увлечение Мери ничего для него не значит, что он добивается любви этой девушки лишь для собственного удовольствия. Однако на самом деле отношение Печорина к Мери было несколько другим. Душа героя жаждала настоящей любви. Печорин начинает сомневаться: "Уж не влюбился ли я в самом деле?". Однако он тут же ловит себя на мысли, что привязанность к этой девушке - "жалкая привычка сердца". Любовь Печорина к Мери так и умерла в зародыше, поскольку герой не позволил ей развиться. А жаль - возможно, он обрел бы счастье, полюбив.

Таким образом, отношение Печорина к Мери является противоречивым. Герой уверяет себя в том, что не любит ее. Перед дуэлью он говорит Вернеру, что вынес из жизненной бури лишь несколько идей, однако не вынес ни одного чувства. Он признается, что давно живет головой, а не сердцем. Собственные поступки и страсти он взвешивает, разбирает "со строгим любопытством", однако "без участия". На первый взгляд то, как относится Печорин к Мери, подтверждает это представление главного героя о себе, которое свидетельствует о жестокости, безжалостной холодности его игры. Однако главный герой не так уж бесстрастен, каким пытается казаться. Несколько раз он ощущает, что увлекся, даже становится взволнованным. Главный герой упрекает себя за способность к чувству: ведь он уверил себя, что для него счастье заключается не в любви, а в "насыщенной гордости". Его натуру искажают невозможность найти высокую цель в жизни и вечный разлад с окружающими. Однако Печорин напрасно полагает, что ему принесет счастье эта "насыщенная гордость". И Мери, и Вера любят его, однако это не приносит ему удовлетворения. Да и отношения с этими героинями развиваются не только по воле Печорина.

Пока герой видит в княжне избалованную поклонением светскую барышню, ему приносит удовольствие оскорблять гордость девушки. Однако после того как в ней проступает душа, выявляется способность искренне страдать, а не просто играть в любовь, главный герой меняет свое мнение. Однако автор не завершает историю счастливым финалом - остаются одинокими Печорин и княжна Мери. Взаимоотношения этих двух героев ни к чему не привели. Отвергнуть чувство Мери его заставляет страх, а не равнодушие.

Как следует относиться к Печорину?

Вероятно, Печорин навсегда испортил жизнь этой девушки. Он разочаровал ее в любви. Теперь Мери не будет доверять никому. К Печорину можно относиться по-разному. Конечно, он подлец, недостойный любви другого человека и даже уважения к себе. Однако его оправдывает то, что он является порождением общества. Он воспитывался в среде, где истинные чувства было принято прятать под маской безразличия.

Заслужила ли Мери свою участь?

А что же Мери? К ней тоже по-разному можно относиться. Девушка видела настойчивость главного героя. И из этого сделала вывод о том, что он любит ее. Мери слышала, какие странные речи произносил этот герой, и поняла, что это необыкновенный человек. И она полюбила его, пренебрегая законами общества. Ведь Мери первая осмелилась сказать о своей любви. Это значит, что она верила, что герой ответит ей взаимностью. Однако тот молчал.

В чем была виновата Мери

Можно считать, что Мери сама виновата во всем, так как она была одновременно наивна и высокомерна, уверена в себе и слепа. В ней нет безоглядной преданности, свойственной Вере, нет искренности и страстной силы любви Бэлы. Но главное в том, что она не понимает Печорина. Девушка полюбила вовсе не его, а модного героя. Ее чувство к нему можно сравнить с чувством к Грушницкому - Мери видит в столь разных людях одно и то же: трагедия разочарования Печорина не отличается для нее от маски разочарованности Грушницкого. Если бы главный герой не приехал на воды, скорее всего, девушка бы влюбилась в Грушницкого, вышла за него замуж, несмотря на сопротивление матери, и была бы счастлива с ним.

Что оправдывает Мери

Однако можно ли так безоговорочно винить героиню? Ведь она не виновата, что молода, что ищет героя и готова найти его в первом встречном. Как и любая женщина, Мери мечтает о том, чтобы ее полюбил одинокий и сильный человек, для которого она готова стать целым миром, обогреть его и утешить, принести ему покой и радость. В этом смысле порождениями своей среды и времени были Печорин и княжна Мери. Отношения между ними характеризуются тем, что каждый играл свою роль. И если герой ее выдумал сам, то героиня играла естественную роль женщины, предназначение которой заключается в любви.

Возможно, не появись в ее жизни Печорин, она бы обрела свое счастье. Девушка прожила бы всю жизнь с иллюзией того, что Грушницкий - особенное существо, что она спасла его от одиночества и несчастий своей любовью.

Сложность человеческих взаимоотношений

Сложность человеческих взаимоотношений заключается в том, что даже в любви, которая является самой большой душевной близостью, люди зачастую неспособны до конца понять друг друга. Для того чтобы сохранить спокойствие и уверенность, нужны иллюзии. У Мери с Грушницким могла бы сохраниться иллюзия необходимости любимому, а тому хватило бы тихого домашнего очага, любви и преданности княжны. Что-то подобное, возможно, произошло бы, если бы не разошлись Печорин и Мери. Взаимоотношения между ними, конечно, вряд ли продлились бы долго из-за характера главного героя, однако непонимание и в этой паре, безусловно, также имело бы место.

Многие писатели используют прием противопоставления в своих произведениях для того, чтобы наиболее полно раскрыть характеры главных персонажей.

Особенности образа Грушницкого

Григорий Печорин - главное действующее лицо романа «Герой нашего времени». М. Ю. Лермонтов вводит Грушницкого, чтобы использовать литературный прием противопоставления. Знакомство персонажей происходит на водном курорте, в городе Пятигорске. Они не испытывают особых дружеских чувств, но это не мешает им проводит вместе довольно много времени.

Грушницкий неустанно играет роль романтического героя. Он старается завязывать любовные отношения, пытаясь возвысить мнимые чувства. Наигранность его поведения граничит с карикатурностью.

В действительности же Грушницкий никогда не был по-настоящему счастлив, чувства истинной радости и любви ему тоже совсем не знакомы, именно в этом причина его попыток изобразить их. Даже то, как он изображает обиду, разочарование или глубокое страдание выглядит насквозь лживым и смешным.

Развитие отношений Печорина, Грушницкого и княжны Мэри

В отличие от приятеля, Печорин на самом деле испытывал истинное разочарование в своей жизни. Он пресыщен приключениями и победами на любовном фронте. Григорий отлично понимает, что характер Грушницкого лжив, а его действия глупы и нелепы. Он видит в своем приятеле и фальшь, и внутреннюю пустоту. Эти черты характера Грушницкого раздражают Печорина.

Несмотря на это, два персонажа много общаются, спектр тем для разговоров очень широк, они вместе проводят свободное время. В одно и то же время они увлекаются княжной Мэри. Грушницкому понравилась молодая красавица, а Печорин решил скоротать время и завоевать сердце юной кокетки. Грушницкий полностью уходит в романтические отношения с девушкой, а потом бессильно смотрит на то, как Григорий Александрович с завидной настойчивостью и непосредственностью переманивают ветреную княжну. Кроме того, главный герой получает удовольствие от неудачи приятеля, он пытался проверить его на прочность.

Флирт с княжной Мэри - это очередная игра Печорина, приз в которой - наслаждение прекрасной и юной душой девушки. Он с легкостью завладел вниманием княжны, проявив таинственность и остроумие. Грушницкий на фоне главного героя - лишь пустышка с витиеватыми, но совершенно пустыми словами. Поэтому то, как быстро девушка увлеклась личностью Григория Александровича, абсолютно не удивляет. Более того, она первой говорит о своих чувствах.

Дуэль как развязка любовного сюжета

Самолюбие товарища Печорина терпит сокрушительный удар. Составление коварного заговора против Григория Александровича проявляет его трусость, подлость и низость, не слишком заметные ранее. Юнкер Грушницкий вызывает главного героя на дуэль и пытается оставить его защищать свою честь с незаряженным пистолетом.

Печорину становится известно об этом плане, он дает возможность своему бывшему приятелю принести извинения, но безрезультатно. Злость, ненависть и желание опозорить главного героя заполнили все существо Грушницкого. Самолюбие и раздутая до невероятных размеров обида оказываются важнее всего.

Печорин получает лишь небольшую ссадину на дуэли, а Грушницкий расстается с жизнью. Это становится финальным аккордом отношений Мэри и Григория. Но дуэль не становится причиной разрыва, просто игра, затеянная Печориным, закончилась, пусть и не так, как он рассчитывал. Главный герой не любил Мэри, она стала жертвой его небольшого увлечения.

Сюжет повести «Княжны Мэри», основанный на любовном треугольнике, глубоко раскрывает личность Печорина, его внутренний мир. Поэтому образы юнкера Грушницкого и княжны Мэри крайне важны, так как они оттеняют и проявляют значимые черты характера Григория Александровича Печорина.