Проблемы отраженные в комедии фонвизина недоросль кратко. Две главные проблемы в комедии «Недоросль

Комедия Фонвизина «Недоросль» считается одним из важнейших произведений русской литературы. Ведь ей удалось оказать влияние на течение мысли во всей последующей литературе. Она шагала впереди по своей форме и, прежде всего, по проблематике.

Может сложиться впечатление, что пьеса «Недоросль» соответствует рамкам главенствующего в тот период классицизма. В ней соблюдены принципы единого времени, места и действия, герои произносят речи, соответствующие их положению, а комизм зачастую основан на неожиданно сложившейся ситуации. Главным отличием от канонов классицизма можно назвать проблематику произведения – важность воспитания в жизни человека.

Многие критики отмечали, что главный конфликт в этом произведении заключается в линии любовных отношений, а проблематика касается социальных проблем. Да, в этих словах есть доля правды, но, на самом деле, проблематика комедии более глубока.

Автор обращает внимание читателя на проблемы образования. Он написал это произведение, желая передать горестный опыт будущим поколениям. Для этого Фонвизин подбирает каждое слово, сказанное героем, обращает внимание на движения персонажей, на каждый их жест. В «Недоросле» продумана каждая буква.

Нетрудно понять, что проблема воспитания здесь показывается на примере двух персонажей: Митрофанушки и Софьи. Чтобы не быть осужденным за однобокость представленного взгляда, автор обрисовывает ситуацию с разных сторон, относительно абсолютно противоположных молодых людей. Автор намерено останавливает внимание читателя на контрастных индивидах.

Нравственность, почитание своего отца, духовность и даже некое смирение Софьи прямо противопоставлена жестокости, халатности и отсутствию воспитания Митрофана. Как раз благодаря этому противопоставлению основная проблематика пьесы становится просто очевидной.

Читатель не знает, чем занимается в свободные от занятий часы Митрофан. Мы не понимаем, что нравится этому молодому человеку. У него нет обязательств по дому, он предоставлен сам себе.

Но что привело к таким результатам? Какие корни имеет проблема появления столь невежественного и глупого Митрофана?

Все дети рождаются с чистым сознанием. И от того, что будет их окружать, во многом зависит то, какими они станут, когда вырастут. Если для Софьи примером был тактичный отец, то для Митрофана таковой стала мать, сильная деспотичная женщина, все в семье решившая взять в свои руки. Она даже имя сыну дает со значением «находящийся при матери», словно боясь как огня его самостоятельности. Мать лишь отрицательно влияет таким своим поведением на семью, сделав из сына невежду, а из мужа бесхребетную куклу. Митрофан привык, что все приносится по первому его желанию. Мальчику не нужно прилагать никаких усилий – мама все сделает. Он и не видел надобности в обучении до тех пор, пока не вышел новый указ, заставляющий всех дворян младше 18 лет, учиться. Не было бы указа и страха попасть в рекруты в случае неповиновения, он бы и не начинал познавать науку.

Хотя его обучение трудно назвать таковым. Известно, что человека против его воли трудно чему-либо обучить. Вот и Митрофан, приступая к занятиям по принуждению, не получает от них никакой пользы.

Проблема воспитания затронула и другой образ - Скотинина. Он вырос в той же семье, в которой воспитывалась мать Митрофанушки, ведь он ее брат. Значит они имеют схожие взгляды. Он жесток к крестьянам. Но хвастается своей хваткой и готов обучить этому сестру. Однако не за просто так, а при условии того, что Простакова сосватает ему Софью. Даже отношения родных брата и сестры строятся на выгоде и желании материального достатка. Он и жениться хочет не по привязанности сердечной, а желая заполучить все имущество возможной невесты, ее деньги, на которые можно купить много свиней.

Иными словами, воспитание родителей без любви и взаимопонимания, основанное лишь на физических и материальных потребностях, привело к появлению их жестоких и безнравственных копий. Проблема семьи неотрывно связана с проблемой воспитания.

Представленная Фонвизиным в комедии «Недоросль» манера воспитания доказала, что вековая традиция ломала юные умы и чернила души молодых. Единственным спасением из этого страшного замкнутого круга автор считал выход из семьи во служение государства. Только так, считал Фонвизин, можно раскрыть молодым дворянам глаза, поставить их рядом с реальными проблемами и научить жить самостоятельно, а значит развеять невежественные пороки, взращиваемые в них в невежественной семье: корысть, жестокость и лень.

Комедия «Недоросль» была написана Денисом Фонвизиным в 18 веке. В произведении автор раскрывает наиболее актуальные для того времени темы и идеи – вопросы общественных идеалов, морали, личной чести и служения отечеству, конфликт «отцов и детей» и значение родительского воспитания при формировании осознанной личности.

Тема комедии «Недоросль»

Ведущей темой комедии «Недоросль» Фонвизина является тема воспитания нового дворянства. Автор раскрывает ее путем противопоставления персонажей-носителей идей просвещения (Правдин, Стародум, Софья, Милон) и представителей устаревших, отживших себя устоев феодального общества (Простаковы, Митрофан, Скотинин). Такое деление героев для произведения «Недоросль» не случайно – они по-разному воспитаны, а значит и имеют кардинально противоположные взгляды на жизнь. Это отражено даже в отношениях между родителями и детьми – достаточно вспомнить как взаимоуважение между Софьей и Стародумом контрастирует с чрезмерным потаканием прихотям избалованного Митрофана, который не ценит того, что дает ему Простакова и в конце вообще отказывается от матери.

Именно в проблемах семейного воспитания Фонвизин видит причину общей моральной деградации и необразованности российского дворянства той эпохи. Простакова, желая сэкономить, нанимает непрофессиональных учителей – отставного сержанта Цыфиркина, не окончившего семинарию Кутейкина и не имеющего никакого отношения к наукам Вральмана. Митрофана по сути учат рабы, а чему они могут научить, кроме как быть такими же как они? (Вспомним, ироничный момент, когда юноша повторял за Кутейкиным «Аз же есмь червь…»и «Аз есмь скот»). Иронизируя, Фонвизин заострил внимание на том, что Россия той эпохи нуждается в срочной реформации образования. Дворян должны воспитывать как сильных, самостоятельных, просвещенных личностей с высокими идеалами. И люди, служащие при дворе не исключение – о падении их нравов мы узнаем из речей Стародума, когда он вспоминает годы свой службы.

Дополнительной темой «Недоросля» является вопрос долга перед родиной и честного его исполнения. Как становится понятно при подробном анализе произведения, она тесно связана с темой воспитания. Высокая мораль, понятие о чести, умении пренебречь собственной выгодой и комфортом ради светлого будущего отчизны могут привиться только от родителей или образованных учителей. На время написания пьесы данные взгляды были передовыми, так как в среде дворянства насаждалась идея, что служить нужно прежде всего государю, а не отечеству. Именно за такие, достаточно резкие высказывания в произведении Фонвизин был ограничен в литературной деятельности по приказу Екатерины ІІ.

Идея комедии «Недоросль»

Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин сам был личностью Просвещения, поэтому высшие человеческие начала были главными для него. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы. Олицетворяющий букву закона Правдин, после того как получает подтверждение, что деревня Простаковых переходит под его опеку, запрещает Простаковой «отыгрывать» злобу на крепостных. Более того, он сам расплачивается с учителями, но так, как они того действительно заслуживают. Однако, читатель (или зритель) понимает, что справедливый закон восторжествовал только в этой деревне, а не по всей царской России, так как высшие чины все еще занимают представители помещицкой морали – те же Простаковы и Скотинины, которые ради собственной выгоды готовы льстить незнакомому человеку и обманывать своих родственников.

Таким образом, тема и идея «Недоросля» тесно связаны. В комедии Фонвизин не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность Просвещения в царской России. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль должны стать основой обновленного дворянства.

Подводя итог, стоит отметить, что Фонвизин создал гениальное произведение, идеи которого не утратили своей актуальности и в наши дни. Пьеса привлекает все новых читателей и исследователе своей глубиной и злободневностью осветляемых вопросов.

Тест по произведению

Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос “Недоросля” питается двумя мощными источниками, в равной степени растворенными в структуре драматического действия. Лаковыми являются сатира и публицистика.

Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества.

Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина. в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,- это страстные публицистические выступления, отражающие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов самого автора.

Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе “Недоросля”. Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума. с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, “погребено с их предками”, в сообщаемых им наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества- он ищет причины этого упадка.

Заключительная реплика Стародума, которой завершается “Недоросль”: “Вот злонравия достойные плоды!” - в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, т. е. к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия.

Другая проблема “Недоросля” - это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла - духовной деградации дворянства.

Значительная часть драматического действия в “Недоросле” в той или иной мере подчинена проблемам воспитания. Ей подчинены как сцены учения Митрофана, так и большая часть нравоучений Стародума. Кульминационный пункт в разработке этой темы - бесспорно сцена экзамена Митрофона в IV действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного, сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания простаковых и скотининых. Вынесение этого приговора обеспечивается не только за счет самораскрытия невежества Митрофана, но и благодаря демонстрации примеров иного воспитания. Это, например, сцены, в которых Стародум беседует с Софьей и Милоном. -

Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения в адрес крепостников звучали в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей которого был Фонвизин.

Меню статьи:

Комедия «Недоросль» считается лучшей работой Фонвизина. Даже существует легенда, по сюжету которой князь Потемкин (по другой версии это был Державин) высказался о своем восхищении после постановки комедии в театре весьма ироничным способом. После премьеры он сказал Фонвизину, что тот может умереть, ибо лучшего произведения не сможет уже написать.

Такая высокая оценка не была единичной – большинство критиков и современников похвально отзывались о «Недоросле».

История написания и источники

Замысел к написанию комедии у Фонвизина сформировался в 1778 году. В то время он пробыл долгое время в Европе и возвращался домой под впечатлением от европейских комедий. Однако быстро написать задуманное не получилось – работа растянулась на три года.

В своей работе Фонвизин задействовал много источников. Основную массу их заняли материалы сатирических журналов. К ним подключились работы европейских мастеров, в частности Вольтера и Руссо.

Не обошел вниманием Фонвизин и произведения русских современников (Лукин, Эмин), а также комедии, написанные императрицей Екатериной ІІ.

В 1881 пьеса была готова, однако путь ее на сцену был не легкий – цензура не позволяла показывать такое произведение. В результате разрешение на постановку дала императрица. Комедия определенно имела успех у зрителей и привела в восхищение даже самых требовательных из них.

Действующие лица

  • Госпожа Простакова – отрицательная героиня комедии, злая и жестокая женщина, помещица. Единственный, кто удосуживается положительного внимания и отношения от Простаковой – это ее единственный ребенок, сын Митрофанушка, которого она, несмотря на его взрослый возраст, всячески опекает и балует.
  • Терентий Простаков – отрицательный персонаж комедии, муж госпожи Простаковой и отец Митрофанушки. Он робкий и застенчивый человек, не умеющий постоять за себя и отстоять свои интересы. Он постоянно терпит унижение от своей жены.
  • Митрофаний Простаков – отрицательный персонаж комедии, 15-летний юноша. Необразованный подросток, хотя уже учится три года. Он эгоистичный и глупый человек.
  • Тарас Скотинин – отрицательный персонаж комедии, брат Простаковой. Глупый и корыстный человек. Отличается особой любовью к разведению свиней. Ради обогащения хочет жениться на Соне.
  • Стародум – положительный герой комедии, дядя Сони. Благородный человек, честным трудом обеспечивший свое материальное положение. Добрый и хороший человек.
  • Софья – положительный персонаж комедии. Добрая и милая девушка, сирота. Она живет вместе с Простаковыми, после смерти родителей так как приходится родственницей Простакову. Простаковы сначала хотят выдать ее замуж за Скотинина, а затем за Митрофанушку – причиной стали деньги Софьи.
  • Милон – положительный персонаж, молодой офицер давно влюбленный в Софью. Последние полгода влюбленные не общались, так как между ними была потеряна связь, но волей случая молодые люди встретились снова.
  • Правдин – положительный герой комедии, честный и добропорядочный чиновник, работа которого состоит в контроле отношений между помещиками и крепостными и наказание проявлений жестокости и грубости в этих отношениях. Он обличает неправомерные действия Простаковых по отношению к крестьянам и берет дела их поместья под контроль.

Предлагаем вашему вниманию которая вышла из-под пера талантливого автора Дениса Фонвизина.

  • Пафнутьич Цыфиркин – положительный персонаж комедии, учитель Митрофана, преподающий ему арифметику. Цыфиркин раньше был военным и служил вместе с Милоном. Он хороший и честный человек, но из него получился плохой учитель.
  • Сидорыч Кутейкин – отрицательный персонаж комедии, дьячок, учитель грамоты Митрофана – трусливый человек, плохой, малограмотный человек.
  • Вральман – отрицательный персонаж комедии, бывший кучер Стародуба, учитель французского Митрофана. Он не учит подростка французскому, а только создает видимость обучения. Лицемерный обманщик и плут.
  • Еремеевна – отрицательный персонаж комедии. Крестьянка по происхождению, няня Митрофана, работающая у Простаковых больше 40 лет за копейки.
  • Тришка – положительный герой комедии, портной Простаковых. Добрый и искренний человек, не боящийся дать отпор или вступить в спор с Простаковой.

Сюжетное продолжение «Недоросля»

Несмотря на то, что второй части «Недоросля» не было издано, некоторые материалы позволяют говорить о том, что Фонвизин подумывал о продолжении своей комедии.

В редакции журнала «Друг честных людей, или Стародум», было сохранено два письма, подтверждающие этот факт – в первом из них содержится информация о жизни Софьи после замужества с Милоном.

Для девушки замужняя жизнь сложилась не самым лучшим образом и была омрачена фактом измены Милона. Во втором письме содержится информация о реакции Стародума на эту новость и его утешения для племянницы.

Темы и проблемы «Недоросля»

В комедии поднято несколько важных тем и проблем современного общества. В первую очередь ярко выделяется проблема взаимоотношений между крепостными и помещиками – многие помещики обращаются плохо со своими крестьянами, ущемляют их права, искусственно занижают плату за их работу и часто срывают на крестьянах злость.

Следующей ключевой темой «Недоросля» является тема воспитания и образования. Фонвизин наталкивает на мысль, что образование – это привилегия дворянства и аристократии, однако не всегда и не все из них могут получить достойное образование – иногда причиной такому становится нежелание обучаться, личная лень и немотивированность.


Иногда проблема заключена в плохом качестве подготовки самих учителей – некоторые из них обладают слишком малыми знаниями, другие же могут недобросовестно относиться к своей работе.

Предлагаем читателю вникнуть в которую написал Денис Фонвизин.

Проблема излишней опеки со стороны родителей и слепая любовь к детям. Простакова слишком много позволяет своему сыну Митрофану, она всегда его баловала и излишне опекала и в результате получился эгоистичный, глупый и неприспособленный подросток. Любовь Простаковой не знает границ, и поэтому действует губительно на молодого человека.

Символичность названия

Слово «недоросль» обозначает человека, не получившего должного документа о полученном образовании, другими словами, недоросль – это недоучка. Такое название связанно с основной целью комедии Фонвизина, которая заключается в высмеивании современных ему принципов образования и воспитания, не приносящих положительных результатов, а наоборот, действующих губительно на формирование личности и ее развитие.

Черты классицизма в комедии

Комедия Фонвизина является классическим произведением эпохи классицизма. В произведении, согласно законам европейского классицизма, соблюдается закон триединства: единства времени, места и действия.


Все события комедии происходят в течение одного дня, что обеспечивает единство времени. Все события комедии происходят в одном месте, что характерно для требования единства места. Также, все мелкие события, происходящие в комедии, сосредоточены вокруг более главного события – замужества Софьи.
К тому же все имена героев и их фамилии носят символический характер и по своей сути являются небольшой, но лаконичной характеристикой персонажа.

Таким образом, комедия «Недоросль» – вершина творчества Фонвизина. Благодаря множеству источников для работы у Фонвизина получилось воплотить свою идею самым что ни на есть лучшим образом – все герои пьесы выглядят реалистичными и живыми, а проблемы и темы, поднятые в произведении, – актуальными и существенными.

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»:

проблематика, источники комического

Комедия «Недоросль» вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос "Недоросля" питается двумя мощными источниками, в равной степени растворенными в структуре драматического действия. Лаковыми являются сатира и публицистика. Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества. Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая скотскому существованию родителей Митрофана.

Диалоги Стародума и Правдина, в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы, - это страстные публицистические выступления, отражающие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов самого автора. Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе "Недоросля". Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума. с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, "погребено с их предками", в сообщаемых им наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества- он ищет причины этого упадка. Заключительная реплика Стародума, которой завершается "Недоросль": "Вот злонравия достойные плоды!" - в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, т. е. к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир Простаковых и Скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия.

Другая проблема "Недоросля" - это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла - духовной деградации дворянства. Значительная часть драматического действия в "Недоросле" в той или иной мере подчинена проблемам воспитания. Ей подчинены как сцены учения Митрофана, так и большая часть нравоучений Стародума. Кульминационный пункт в разработке этой темы - бесспорно сцена экзамена Митрофона в IV действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного, сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотининых. Вынесение этого приговора обеспечивается не только за счет самораскрытия невежества Митрофана, но и благодаря демонстрации примеров иного воспитания. Это, например, сцены, в которых Стародум беседует с Софьей и Милоном.

Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что "Недоросль", по словам Г. А. Гуковского, "полукомедия, полудрама". Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина - классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также образ "страждущей добродетели" в лице Софьи.

Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения в адрес крепостников звучали в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей которого был Фонвизин.

Библиография

    Берков П.Н. История русской журналистики XVIII в. М. - Л., 1952. - 656 с.

    Благой Д.Д. История русской литературы XVIII в. – М.: Изд-во АН СССР, 1960.

    Буранок О.М. История русской литературы XVIII в. – М.: Флинта, 2013.

    Герцен А. И. Предисловие к книге «О повреждении нравов в России» князя М. Щербатова и «Путешествие» А. Радищева // Собр. соч. М., 1958. Т. 13. С. 273.

    Герцен А.И. Предисловие к книге «О повреждении нравов в России» князя М. Щербатова и «Путешествие» А. Радищева // Собр. соч. М., 1958. Т. 13. 296 с.

    Державин Г.Р. Полное собрание стихотворений. Ленинград «Советский писатель» 1957. – 480 с.

    Державин Г.Р. Полное собрание стихотворений. Ленинград «Советский писатель» 1957. – С. 236.

    3ападов В.А. Поэзия А.H. Радищева // Радищев А. Н. Стихотворения. Л., 1975. – 122 с.

    История русской литературы / под ред. Д.С. Лихачева, П. Макогоненко. - Л., 1999. – 318 с.

    Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М.: Высшая школа: Изд. центр «Академия», 2000.

    Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. – М., 1955. – т 4, с 165.

    Минералов Ю.И. История русской словесности. 18 век. – М.: Высшая школа, 2007.

    Мотольская Д.К. Ломоносов // История русской литературы: В 10 т. – Т. III: Литература XVIII века. Ч. 1. – М Л 1941. – С. 264-348.

    Н.А. Добролюбов. Сочинения, т. 1. Ленинград. – 1934. – 600 с.

    Некрасов Н.А. Автобиографические записи, Из дневника // Полн. собр. соч. и писем. М., 1953. Т. 12. – 534 с.

    Орлов А. Тилемахида В.К.Тредиаковского. // XVIII в. Сборник статей и материалов. Под ред. А. Орлова. – М 1985. – С. 81-98.

    Пумпянский Л.В. Тредиаковский // История русской литературы: В 10 т. Т. III: Литература XVIII века. Ч. 1. – М Л 1941. – С. 215-263.

    Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т. Москва: Детская литература, 1996. – 346 с.

    Фонвизин Д.И. Комедии. - Л.: «Дет. лит», 1980.

    Штейн А. Л. «Д. И. Фонвизин: 1745-1792: Очерк жизни и творчества.» (М., 1945).