Семейные отношения в романе "война и мир". Цитатная характеристика членов семей из романа-эпопеи "война и мир" Сравнительная таблица война и мир

Класс: 10

Презентация к уроку

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Решаемые учебные проблемы (цели учителя):

  • на примере семей Ростовых и Болконских показать цвет русского дворянства, нравственные ценности этих семей;
  • научить понимать сопоставление и контраст как основной стилистический прием романа;
  • показать роль портрета для создания целостного образа персонажа;
  • развивать навыки выразительного осмысленного чтения, монологического высказывания и литературоведческого анализа;
  • воспитывать серьезного, вдумчивого читателя;
  • показать значение семьи, воспитания в формировании человека, роль нравственных опор.

2. Задачи обучающихся:

  • продолжить знакомство с героями романа – представителями семейств Ростовых и Болконских;
  • в ходе анализа эпизодов, их сопоставления выяснить общую атмосферу в семьях, взаимоотношения между героями, их жизненные принципы;
  • выделить характерные черты всех Ростовых и Болконских, сходство и различия;
  • уметь отбирать нужный материал в тексте (цитаты) для построения рассуждения;
  • определить отношение автора и свое собственное к семьям Ростовых и Болконских и отдельным их представителям;
  • развивать выразительное чтение.

Тип урока: урок-практикум (исследование)

Оборудование: тексты произведения, презентация, приложение-таблица

I. Предтекстовая подготовка:

Вхождение в тему урока.

Слово учителя: Хотя, по признанию Л.Н.Толстого, в романе “Война и мир” он больше любил “мысль народную”, чем “мысль семейную”, но если мы не представим себе происхождение героя, его истоки, его “гнездо”, мы не в силах будем понять мотивы его поступков, логику развития характера и судьбу персонажа. Нам не только интересно, но важно проследить жизнь главных героев, таких, как Андрей Болконский, Наташа Ростова, княжна Марья, Николай Ростов др., начиная с юности, детских лет. Семья, дом – это особый мир, место, где человек находит и выражает себя. Поэтому картины семейной жизни обладают большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье. И нам открывается многое, если мы внимательно читаем эти эпизоды.

Сегодня мы побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи, а затем – в имении Лысые Горы у Болконских.

II. Подготовка к вхождению в текст

Актуализация знаний: Проверка домашнего задания.

Учащиеся предварительно были поделены на две группы: “Ростовы” и “Болконские”

Назовите героя и обстоятельства, в которых звучат характеристики - представители групп попеременно задают вопросы:

  • “Он никогда не благословлял своих детей и только, подставив ей щетинистую, еще не бритую нынче щеку, сказал, строго и вместе с тем внимательно-нежно оглядев ее: “Здорова?.. ну так садись!” (Николай Болконский)
  • “До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием...”(Графиня Ростова)
  • “... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка со своими детскими открытыми плечиками...была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...” (Наташа)
  • “... Каждый день она входила в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву о том, чтоб это ежедневное свидание сошло благополучно...” (Марья Болконская)
  • “..Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын...., мне будет...стыдно! (отец - А.Болконскому)
  • “... Это была женщина с восточным типом лица, лет 45, видимо изнуренная детьми, которых у ней было 12 человек...” (Графиня Ростова)

Текстовый структурный элемент - работа с текстом

III. Учитель объясняет задачи, которые будут решать обучающиеся в ходе практической части.

Каждая группа получает таблицу пустограмму, которая по мере работы в группе должна быть заполнена

IV. Работа с текстом – текстовый структурный элемент.

Практическая работа в группах.

Эпизод “В доме Ростовых” (т.I, ч.1., гл.7-11,14-17)

1. Чтение фрагмента – 8 глава “Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь...до конца главы” - чтение-экспромт

2. Практическая работа в группе

Вопросы для членов группы “Ростовы”:

(Вопросы учащиеся получают непосредственно на уроке, каждый член группы готовит ответ на свой вопрос)

Какая атмосфера царит в доме Ростовых? Каковы взаимоотношения родителей? (найдите цитаты в тексте)

Какой вы представляете Наташу Ростову? Николая? – роль портретных характеристик (подтвердите свое высказывание цитатой из текста)

Проследите за глаголами, обозначающими действия Наташи (заскочила, подбежала, смеялась, расхохоталась, серьезно посмотрела). Как они помогают раскрыть характер персонажа, динамику сцены.

Какова роль детали в этой сцене – кукла Мими?

Кратко перескажите эпизод “Именины у Ростовых” (перечислите гостей, внешность, поведение, манеру общения гостей. Искренность как противопоставление лицемерию).

Кто самый важный гость у Ростовых, которого все ждут? (Марью Дмитриевну Ахросимову, даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямо тою ума и откровенною простотою общения, ждут с нетерпением все)

Какой дерзкий поступок совершает Наташа во время обеда, о чем он свидетельствует?

Эпизод “В имении Болконских Лысые горы” (т.I, ч.1, гл. 22-25)

1. Чтение фрагмента гл.25. Разговор князя Андрея и Марьи - по ролям. “Ну а по правде, Marie, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца?...до... Прекрасные глаза его светились умным и добрым непривычным блеском...”

2. Практическая работа в группе

Вопросы для членов группы “Болконские”:

О чем разговор княжны Марьи и Андрея Болконского? Как он характеризует брата и сестру?

Расскажите о Николае Болконском. Что выделяет Толстой во внешности, привычках строго князя? Каковы жизненные идеалы старого князя?

Каковы взаимоотношения в этой семье, традиции?

Обратите внимание на эпитеты, которые использует автор при описании внешности героев, особенно их глаз (глаза - зеркало души) удивительные глаза – “лучистые”, как у Марьи, “прекрасные”, как у князя Андрея, “умные”, как у старого князя. (конец 25 главы)

Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семье Болконских? (Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу, честь и достоинство на первом месте, деятельная активность.)

По окончании работы каждая группа представляет свой проект

V. Посттекстовый структурный элемент урока.

Беседа по вопросам:

1. Сопоставьте семьи Болконских и Ростовых, в чем вы видите сходства и различия?

2. Каковы основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых, Болконских?

3. Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей?

ВЫВОДЫ: (делают обучающиеся при поддержке учителя и записывают в тетрадь)

1. Чистота и теплота взаимоотношений, искренность и гостеприимство, щедрость и милосердие, уважение к каждой личности, искренняя любовь, открытость и широта натуры Ростовых вызывает глубокую симпатию автора. В доме Ростовых царит атмосфера демократичности, простоты, любви и правды. Ростовы живут не умом, а сердцем.

2. Принципы Болконских: благородство, честь, служение высокому долгу, поиски смысла жизни, сдержанность, аскетизм, суровость, трудолюбие. У Болконских не принято изливать душу, откровенничать. Их поступки более рациональны, и часто только глаза выдают глубокую духовность и человечность, красоту и сердечность взаимоотношений.

3. При внешней непохожести представителей этих дворянских родов чувствуется тонкая связь по духу и осмыслению ценностей жизни: семья, родина, честность, порядочность, искренность, близость к народу. Миры Болконских и Ростовых различны, но равно дороги Толстому – в них закрепились настоящие духовые ценности, национальные традиции. Не случайно судьбы представителей этих семей пересекутся таким замысловатым образом. Но чтобы сблизиться, им нужно было пройти через катастрофы, жизненные кризисы и утраты.

Рефлексия.

В какой семье я себя представляю?

Кто мне более симпатичен?

Какой я вижу роль семьи в становлении человеческой личности?

  1. Смотр войск под Браунау.
  2. Шенграбенское сражение.
  3. Аустерлицкое сражение.
  4. Проанализировать поведение героев романа на войне (Кутузов, Багратион, Тушин, Тимохин, Болконский, Н.Ростов, штабные офицеры Жерков и Несвицкий) – индивидуальные задания

Литература.

1. Л.Н.Толстой. Избранные сочинения в трех томах. Том 1. М., “Художественная литература”, 1988.

2. А.А.Жук. Русская проза второй половины 19 века. М., “Просвещение”, 1981.

3. Литература 10 класс Ю.В.Лебедев, М. Б. Кузнецова. Методические советы. М., “Просвещение”, 2001.

4. Урок литературы в условиях введения ФГОС. Учебное пособие. Автор-составитель В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону. Издательство ГБОУ ДПО РИПК и ППРО, 2016.

Семья Безуховых в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого – одна из тех семей, которые образуются, пройдя трудный путь и обретя необходимый опыт и понимание жизни. В начале повествования семьи Безуховых фактически нет. Есть старый граф, который находится при смерти и имеет многомиллионное состояние. В светском обществе появляется его незаконнорожденный сын Пьер, котому суждено вскоре стать одним из самых богатых людей России.

Граф Кирилл Безухов

О старом графе Безухове известно лишь то, что он не придерживался строгих моральных принципов. По слухам, он имеет много незаконнорожденных детей, и даже сам не знает точно их количества. Виной всему любвеобильный нрав графа в молодости. Он был красавцем, щёголем, и ценителем женского пола. Граф обладает величественной фигурой. Автор описывает некоторые детали его внешности, которые позже будут выделяться и в образе любимого сына Пьера: большие руки, улыбка, взгляд. Граф не был близок с сыном, но всегда заботился о нём, о его воспитании и будущем. Автор упоминает, что граф честный благородный человек, прямой и справедливый.

Пьер Безухов

Сыну искренне жаль умирающего отца, он сочувствует его немощности и болезни. Наследство, обрушившееся на молодого человека становится для юноши неожиданным сюрпризом и испытанием. Он не готов к тому, что станет центром внимания в обществе, не умеет управлять состоянием и 40 тысячами душ, которые достались ему. Лицемерие общества проявляется именно в этот период: Пьера с удовольствием принимают во всех известных домах Петербурга, салонах, клубах. Большой, неуклюжий молодой человек благороден и простодушен, наивен и чист, как дитя. Ему приходится пройти испытание интригами, предательством, обманом, чтобы стать сильнее и научиться разбираться в людях. Обстоятельства складываются так, что Пьер женится на Элен Курагиной, она разбивает представление героя о семье, любви и браке.

Измены жены, дуэль и расставание учат Пьера быть осторожнее, не доверять всем подряд и вынуждают героя на поиски своего предназначения. На пути молодого Безухова встают религиозные братства, ложные идеи, иллюзии счастья. Ему сложно определиться со своим призванием – слабоволие, неумение принимать решения, мягкий характер приносят персонажу много страданий и жизненных уроков.

После дуэли с Долоховым мир героя переворачивается, начинается новый жизненный этап. Пьер осознаёт, что погряз во лжи, перестал радоваться жизни, устал от непонимания устройства мира. Он уверен, что во всём есть некий скрытый смысл. Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену возвращает Пьера к жизни. Он получает ответы на волновавшие его вопросы, с удовольствием делится историей своей жизни с простым мужиком. Каратаев не духовный учитель, он обыкновенный человек, который смотрит на жизнь просто. Эта простота покоряет сознание Безухова: жить, любить, растить детей, трудиться – в этом смысл человеческой жизни. Принимать всё, что дарует судьба и избегать излишества. Оно часто мешает человеку быть счастливым, развращает, сбивает с пути.

Пьер и Наташа Ростова

Своё счастье герой обретает в семье. После плена он начинает ценить то, что раньше казалось естественным: уют, заботу, близких. Его чувства к Наташе Ростовой перерастают в крепкий союз двух замечательных людей. Новая семья Безуховых – пример настоящего крепкого брака, в котором каждый поддерживает супруга, живёт его интересами, уважает и любит близких людей. Наташа – идеальная жена, она создаёт уют, поддерживает Пьера в его общественной деятельности, отдаёт себя материнству. У пары четверо детей: один сын и три дочери. Автор любуется семьёй Безуховых, подчёркивая гармоничность отношений.

В нашей статье дана характеристика семьи Безуховых. Этот материал будет полезен при подготовке к урокам русской литературы, или сочинению по теме.

Многомудрый Литрекон сделал не только краткое сочинение-рассуждение с характеристикой семей героев, но и таблицу, где описал качества, манеру поведения, отношение к людям и другие параметры оценки героев. Таблица находится в конце эссе.

(429 слов) «Мысль семейная» — неотъемлемая часть романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». На протяжении всего произведения в центре сюжета находится не только важные исторические события, но и простая жизнь людей. «Лабиринт сцеплений» — так можно охарактеризовать этот великий труд. В романе-эпопее описана жизнь нескольких семей. «Крупным планом» представлены две семьи — Ростовых и Болконских. Они одинаково близки автору, но совершенно различны по своей сути.

Ростовы с нежностью и заботой относятся друг к другу. Это открытые и жизнерадостные люди. Самая главная ценность для них — это семья. Вспомним, как тяжело переживала графиня Ростова смерть своего младшего сына, и как поддерживала ее Наташа в этот нелёгкий жизненный период. Доброта Ростовых неоднократно проявляется в произведении: они отдают все свои подводы раненым, принимают на воспитание сироту (Соню). Но в то же время героям не хватает ответственности и практических навыков. Они легкомысленны и часто принимают неразумные решения. Так, Николай, не разобравшись в хозяйстве, набрасывается на Митеньку и упрекает его в воровстве, а его сестра дает согласие на побег с едва знакомым молодым человеком, будучи помолвленной. Но в конце произведения мы видим истинную «натуру» Ростовых. Наташа стала во многом похожа на свою мать: она растворилась в семейном быту, посвятила всю себя детям и мужу. Николай сделал выбор в пользу выгодной партии, чтобы поправить семейные дела. Оба героя сделали все возможное, чтобы укрепить свой род.

Семью Ростовых трудно представить без Болконских. Они тесно связаны между собой. Наташа помогает Андрею вновь обрести истинные жизненные ценности, любовь к ней приводит его на новый духовный этап. Однако между семьями есть некоторые различия. Андрей в начале произведения напоминает своего отца: холодный, расчётливый, равнодушный и тщеславный. Это люди-практики, которые принимают решения умом, а не сердцем. Они, в отличие от Ростовых, богаты и только преумножают свое хозяйство, ведь в их делах всегда образцовый порядок. Но нельзя их обвинить в неспособности к настоящим чувствам. Марья Болконская — верующая, нежная девушка, котораялюбила своего отца, несмотря на его грубое с ней обращение. Она понимала, что старый князь не может желать ей зла, потому она не могла сомневаться в истинности его суждений. Болконские, несмотря на внешнюю «суровость», испытывают друг к другу самые искренние чувства. Колоссальная духовная работа происходит внутри их души и является тайной для окружения. Вспомним, как Николая поразило лицо Марьи в церкви: девушка молилась так горячо и сосредоточенно, что Ростов, вернувшись к себе, тоже обратился к Богу.

Так, нельзя сказать, что Ростовы — ветреные, влюбчивые люди «сердца», как и невозможно описать Болконских по одному критерию — «люди ума». У Л.Н.Толстого люди меняются, заблуждаются, обретают новые духовные ценности. На протяжении всего жизненного пути они меняют свои взгляды, но остаётся неизменным одно — чувство любви к семье, родине, избраннику. Именно поэтому автор вознаградил героев счастьем.

семьи ростовы болконские
манера поведения радушие, гостеприимство, приветливость, радость от общения. ростовы — любимцы общества и дорогие гости. например, автор подробно описывает, как жители воронежа были рады жизнерадостному николаю, как на первом балу наташа приковала внимание мужчин. они стараются не взять, а дать людям, и даже больше, чем нужно (например, дали подводы раненым, а сами оказались ни с чем). но некоторые члены семьи вспыльчивы и легкомысленны (николай проиграл в карты огромную сумму и едва расплатился). скрытные, сдержанные

и не очень общительные люди, которые живут умом, а не сердцем. андрея в свете не любят за его высокомерие, старый князь и вовсе чуждается общества, не выезжает из деревни. марья более добра и открыта людям, но робеет в их окружении и предпочитает развлечениям одиночество и беседы с «божьими людьми». они предпочитают дело разговору. мужчины и вовсе презирают добрую половину человечества.

черты характера доброта, отзывчивость, горячность, эмоциональность, легкомыслие, щедрость, патриотизм, пылкость, жертвенность, общительность. рассудительность, гордость, суровость, бескомпромиссность, практичность, тщеславие, патриотизм, духовные поиски, скрытность и нелюдимость.
отношение к окружающим то жертвуют всем, что имеют («одевают» сына анны друбецкой, берут на воспитание соню), то позволяют обмануть себя (проигрыш 42 тысяч дохохову, пышные обеды в клубе за счет графа), то проявляют пылкость и неосторожность (наташа отворачивается от сони за то, что та спасла ее честь, графиня делает соне несправедливые упреки из-за ее любви к николаю). строго судят людей и даже не желают скрывать своего осуждения (марья отворачивается от бурьен после ее сближения со старым князем, андрей чуть было не дерется с николаем ростовым, старый князь презирает невестку). но робеют и сомневаются, когда кто-то начинает им нравиться (марья не хотела встречаться с николаем, боясь, что это непозволительно делать в трауре).
жизненные цели графиня хочет оставить щедрое наследство детям и обеспечить их судьбу, граф хочет того же, но при этом мыслит более масштабно и не соглашается экономить на чести или патриотизме. наташа хочет любви и жаждет жить для кого-то. соня стремится к браку с николаем, но после разочарования просто хочет быть благодарной тем, кто ее обеспечил. николай хочет преуспеть в службе и создать полноценную семью. петя хочет защитить родину и добыть славу. андрей стремится к полезной и славной деятельности на военном и политическом поприще. потом он стремится к семье, но разочаровывается и хочет лишь внести свой реальный вклад в дело победы над врагом. отец его стремится к порядку и преуспеянию имения, к труду и саморазвитию. марья хочет найти духовную гармонию и создать семью. также она желает счастья всем членам семьи и заботится о родных.

Замечательный отец, генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский, вырастил отважного сына и прекрасную дочь – княжну Марью.

Княжна Марья жила в деревенской глуши, она любила своё одиночество и никому не жаловалась на него, она понимала боль отца, несправедливо отправленного в отставку императором Павлом.

Она была глубоко верующим человеком и понимала: крест сверх меры Господь никогда не положит ни на чьи плечи. В трудную минуту эта девушка стала опорой овдовевшему князю Андрею, матерью маленькому осиротевшему племяннику, другом Наташе, потерявшей любимого человека.

Толстой наделил эту героиню благородной душой, которая отражалась в ее лучистых, глубоких глазах.

За умение жертвовать собой, «не требуя наград» Господь дарует ей счастье быть любимой женщиной одного из героев романа – Николая Ростова. Она своей жертвенной любовью спасет близких от отчаяния, отдавая себя без остатка людям. Княжна Марья станет матерью четырёх детей, сумеет воспитать не только их, но и мужа. Не одно поколение их рода будет подражать этой замечательной семье.

Семья Болконских жила по принципу: «Нет выше подвига, чем положить живот свой за други своя…». И для детей были на первом месте, прежде всего, честь, совесть, порядочность. Андрею Болконскому сам Кутузов скажет: « Я знаю: твоя дорога – это дорога чести». И не случайно и на поле битвы при Аустерлице, и при Бородино князь Андрей совершит подвиг.

  • Семья Ростовых

Удивительная семья Ростовых, она считалась самой хлебосольной семьей во всей Москве. По праздникам и в дни именин у них обедало по полгорода. Ростовы не делили людей по рангам и чинам, они всегда помогали нуждающимся. Евангельская заповедь «Возлюби ближнего своего…» – была правилом всех членов этой семьи.

Дети, да и сами хозяева дружили с простыми людьми, никогда не обижали своих слуг, и те платили Ростовым уважением и любовью. В этой семье царил русский дух, поэтому все дети выросли добрыми, щедрыми и благородными людьми.

Во время войны 1812 года эта семья жертвует своим имуществом ради раненых солдат и офицеров. А пятнадцатилетний сын Ростовых Петя добровольцем ушел на фронт воевать и погиб, сражаясь с французами. Николай, старший сын, был храбрым и честным воином.

Нравственной опорой семьи станет Наташа, младшая дочь Ростовых. Это о ней князь Андрей скажет: «Там, где она – там свет, там, где ее нет – там тьма!»

  • Семья Курагиных

Образ другой семьи, князя Василия Курагина, где царил дух наживы, обмана, эгоизма, карьеризма…

Семья князя Василия Курагина жила по принципу выгоды и расчета. Учителями детей были только иностранцы. Сын князя Василия, Ипполит, не мог связать по-русски и двух слов, говорил только на французском языке и считался придурковатым малым, однако отец сумел устроить его в дипломаты, нимало не смущаясь непредсказуемостью и тупостью Ипполита.

Второй сын Курагина, Анатоль, стал причиной несчастья князя Андрея Болконского и Наташи Ростовой. Развратный и беспутный Анатоль расстроил их брак, решив похитить и обесчестить Наташу.

Очень точную характеристику дал Пьер Безухов дочери князя Василия красавице Элен: «Там, где вы – там зло и разврат». Это она в течение всей семейной жизни она изменяла своему мужу. Это она стала причиной горя многих хороших людей. «Подлой, бессердечной породой назовет Толстой всю семью Курагиных». И, действительно, на деньгах, на выгоде и расчете счастья ни себе, ни детям не построишь…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

“Война и мир” -- русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л.Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 годы. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная, семейная жизнь героев. Толстой считал, что семья - это ячейка мира, в которой должны царить дух взаимопонимания, естественности и близости к народу.

В романе “Война и мир” описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Семья Ростовых - идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.

Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, Они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг.

Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества “ростовской породы”. Наташа - олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям.

Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.

В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость.

На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.

Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого (дворянства, преданного тому, кому “присягал”. Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками -- лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского - непрерывная деятельность. Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. “Твоя дорога-- дорога чести”,-- говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.

Марья Болконская очень любит своего отца и брата. Она готова отдать всю себя ради родных ей людей. Княжна Марья полностью подчиняется воле отца. Его слово для нее - закон. На первый взгляд, она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту она проявляет твердость воли и силу духа. роман толстой семья национальный

И Ростовы, и Болконские - патриоты, их чувства особенно ярко проявились во время Отечественной войны 1812 года. Они выражают народный дух войны. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска. Марья Болконская отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы раненным на Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим -- гибелью Пети.

В романе показана еще одна семья. Это Курагины. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии, безнравственности. Они используют людей для достижения своих эгоистических целей. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни -- удовлетворение своих низменных желаний, Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Во время войны они ведут все ту же салонную жизнь, рассуждая о патриотизме.

В эпилоге романа показано еще две семьи. Это семья Безуховых (Пьер aи Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношении к самым близким людям.

Показывая в своем романе разные семьи, Толстой хотел сказать, что будущее за такими семьями, как Ростовы, Безуховы, Болконские.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Описание в романе Л.Н. Толстого жизни нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, а в эпилоге - Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николая Ростова и Марьи Болконской). Влияние истинных семейных ценностей на формирование личности.

    реферат , добавлен 29.09.2011

    Поиски идиллии Львом Толстым на протяжении творческого пути от повести "Детство" к роману "Война и мир". Осмысление дома в парадигме семейно-родственных отношений. Доминантная роль идиллического начала в романе "Война и мир". Лишение смерти трагичности.

    статья , добавлен 25.06.2013

    Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Определение функций художественных деталей в историческом романе "Война и мир". Роль и своеобразие костюма XIX века. Выявление особенностей использования костюмной детали в творчестве Л.Н. Толстого. Содержательная нагрузка изображения костюмов в романе.

    реферат , добавлен 30.03.2014

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого "Война и мир". Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Изучение истории создания романа-эпопеи Л. Толстого "Война и мир". Исследование роли статичных и развивающихся женских образов в романе. Описания внешности, черт характера и мировоззрения Наташи Ростовой. Анализ отношений героини с Андреем Болконским.

    презентация , добавлен 30.09.2012

    Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир". Изображение исторических персонажей. Женские характеры в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. Внешняя замкнутость, чистота, религиозность. Духовные качества любимых героинь.

    сочинение , добавлен 16.10.2008

    Историческая и патриотическая направленность романа Л.Н. Толстова "Война и мир". Разнообразие внутренних миров людей романа. Перечень военных действий и их героев. Мужество, патриотизм и единство русского народа. Духовная победа русского народа.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Определение основных особенностей психологического стиля Л.Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев постоянном движении, развитии. Рассмотрение "диалектики души" как ведущего приема воссоздания душевной жизни героев в романе "Война и мир".